Рейтинг
Порталус

М. Э. МАТЬЕ. МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Дата публикации: 05 ноября 2015
Автор(ы): И. КАЦНЕЛЬСОН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Исторический журнал, № 4, Апрель 1941, C. 134-135
Номер публикации: №1446720616


И. КАЦНЕЛЬСОН, (c)

Ленинград. Государственный Эрмитаж. 1940. 114 стр. 5000 экз. 7 р. 50 к.

 

Русская литература по истории и истории культуры стран древнего Востока количественно крайне бедна. Но особенно мало в этой области книг, сочетающих общедоступность изложения с научной глубиной постановки вопросов. Вот почему издание новой книги М. Э. Матье следует всячески приветствовать, тем более что сводной работы по мифологии древнего. Египта у нас еще ее было.

 

Как видно из введения, книга предназначена не только для "узкого круга, специалистов". Однако и для этого круга она представляет значительный интерес, так как многие из приведенных текстов впервые появляются в русском переводе. Некоторые же из них вообще только недавно стали достоянием науки; например "Спор Гора и Сета" был опубликован лишь в 1931 году.

 

Книга распадается на, две далеко не равные по об'ему части: одна, большая (80 страниц из 114), содержит вводную статью и примечания; вторая - тексты.

 

В вводной статье автор рассматривает только основные мифологические циклы, группирующиеся вокруг трех тем: сотворения мира, солярных сказаний и сказаний об Осирисе. Подобное ограничение мотивируется недостатком источников - довод, который для неспециальной работы нельзя не признать убедительным.

 

Знание египетского языка и широкое знакомство с самым разнообразными по своему характеру источниками: религиозными, мифологическими и литературными текстами, памятниками искусства и материальной культуры - позволяют М. Э. Матье привести почти все известные варианты мифов в на основе их анализа и сопоставления с преданиями других народов придти к некоторым, весьма интересным самостоятельным выводам. Так, рассматривая в первой главе сказания о происхождении мира, автор устанавливает, что из них следует выделить две "принципиально различные по своим представлениям группы легенд. В одну из этих двух групп входят сказания, согласно которым создательницей солнца, а следовательно, и всего мира является богиня-мать... да второй же группе легенд творцом богов является, наоборот, бог-отец, рождающий первую божественную пару..." (стр. 14).

 

Легенды о происхождении мира, связанные с женскими божествами, возникли в эпоху матриархата. Когда же с развитием патриархальных отношений женские божества утратили свое первоначальное значение, "прежние представления не могли исчезнуть бесследно, и множество пережитков в религии исторического Египта свидетельствует о былом значении женских божеств" (стр. 16). Так, покровительницами Северного и Южного Египта были именно богини (они изображались ввиде змеи и коршуна).

 

Спорным является другое утверждение автора, "что божества-покровители номов в большинстве своем также женские-" (стр. 16). Во всяком случае, в историческую эпоху Египта это было не так. Ведь Тот из Шмуна. Атум из Гелиополя, Птах из Мемфиса, Собек из Омбоса, Монт из Гермонтиса и многие другие божества, а также посвященные им животные мыслились как божества мужские.

 

Вторая группа, легенд возникает в пору торжества патриархата. В них женское божество появляется во втором поколении богов, якобы рожденных от бога создателя мира, оплодотворившего самого себя.

 

С возникновением классов и государства, по мере усиления власти царя-деспота бог создатель наделяется характерными для земного царя чертами. Ему присваиваются все титулы и регалии фараона, он становится владыкой богов и людей. Вместе с тем официальная религия об'являет фараона сыном бога и живым воплощением бога на земле. С усилением власти царя ицентрализацией страны жрецы пытаются об'единить представления о многочисленных богах в единую систему. Бог - творец мира, создатель всего сущего, - большей частью представляется египтянам бог солнца.

 

Вторая глава книги рассматривает цикл солярных сказаний, в которых солнце-воитель выступает в качестве победителя своих извечных врагов: мрака и водяного хаоса. Последние воплощаются обычно в образах чудовищных крокодилов или змеев. В некоторых сказаниях змей-поглотитель воды является виновником исчезновения живительной влаги. Солнце - змееборец заставляет его изрыгнуть похищенную воду. К солярному циклу примыкает круг сказаний о богине-воительнице, дочери бога солнца, которая часто выступает защитницей отца. С нею же связаны представления о женском божестве природы, подательнице изобилия и плодородия.

 
стр. 134

 

Рассмотрение "мифа" о возвращении богини Хатор в Египет показало нам, что в основе этого мифа лежали представления о смене времен года как результате ухода и нового возвращения женского божества природы, которые возникают еще в глубочайшей древности и которые на последующих ступенях развитая дают столь распространенные в мировом фольклоре мифы об умирающих и воскресающих богах" (стр. 49).

 

Сказаниям об умирающем и воскресающем боге Осирисе посвящена третья глава исследования. Выводы свои автор формулирует следующем образом -:

 

"...легенда об Осирисе, умирающем и вновь воскрешающем боге, являющейся средоточием сия природы, складывается в родовом обществе при наличии уже развитого земледелия, переплетаясь с культом, вождя, также как средоточия благосостояния производительных сил природы. Соединяясь в классовом обществе уже с культом умершего царя, культ Осириса приносит с собой в новые условия и обрядность, связанную с представлениями об умирающем духе плодородия, и пережитки древнейших тотемистических верованиях, сохранив в фабуле мифа отражение торжества предавшего патриархального рода" (стр. 61).

 

Выдвинутые в книге положения автор подкрепляет многочисленными ссылками на обширную литературу. Столь значительный научный аппарат позволяет не только проверить приведенные автором положения, но и самостоятельно изучить те или иные проблемы, в которые он не имел возможности углубиться.

 

Кроме значительного числа цитат из религиозных и мифологических текстов, приведенных в статье, в конце книги даны переводы важнейших египетских мифов: "Сотворение мира", "Сотворение луны", "Ра и змей" и т. д. - всего десять текстов. Из -них, как уже было отмечено, наибольший интерес представляет "Спор Гора с Сетом", впервые опубликованный в 1931 году английским египтологом Гардинером. И по своим размерам данный текст весьма значителен: это, пожалуй, один из самых длинных мифологических текстов.

 

Переводы сделаны по лучшим изданиям. Неоспоримая заслуга переводчика - уменье, насколько это возможно по-русски, передать строй и особенности египетской речи.

 

Значительнее число подобранных со знанием дела прорисовок с египетских памятников дополняет и иллюстрирует текст.

 

"Мифы древнего Египта" - полезная и нужная книга. В первую очередь ее следует рекомендовать студентам гуманитарных вузов, педагогам и антирелигиозным работникам. Приходится сожалеть о крайне ограниченном тираже, который делает ее малодоступной. Надо надеяться, что в скором времени появится новое издание. Это обязательство побуждает отметить некоторые пробелы, которые следовало бы устранить при переиздании.

 

Так например вызывает недоумение отсутствие мифов, записанных античными писателями. М. Э. Шитье сама указывает, что очень "существенны сведения, сообщаемые греческими и римскими авторами" (стр. 4), и сетует на "отрывочность и неполноту сохранившегося материала" (стр. 3). Вот почему кажется непотным использование исключительно египетских текстов, что значительно обедняет содержание книги. Следовало, бы, во всяком случае, привести огрызки из труда Плутарха "Об Осирисе и Исиде". Хотя Плутарх дает очень позднюю редакцию мифа, да еще в эллинизированной обработке, однако эта редакция благодаря своей полноте и связанности изложения весьма арка и доступна. Перевод этих отрывков был бы тем более желателен, что трактат Плутарха до сих пор на русском языке еще не появлялся. Что касается египетских текстов, то некоторые разделы книги "То, что в преисподней" ("Ам-Дуат") также способствовали бы созданию более полных представлений о египетской мифологии. Перевести их следовало бы также и потому, что текстам мифов уделено в книге довольно скромное по размерам место.

 

Недостаточно обосновано мнение М. Э. Матье, что "Сказание о Ра в змее почтенном" является вариантом мифа о "змееборчестве солнечного божества". Сам автор не приводит этому никаких доказательств, ограничиваясь изложением содержания сказания.

 

Нужно также отметать, что не всякому рядовому читателю понятно, что значат "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов" и т. д. Приводя легенду семангов о радуге, М. Э. Матье не говорит о том, кто такой "Кари" и "Пле", хотя из самой легенды понять этого нельзя (стр. 38).

 

Указания на литературу в библиографическом отношении Составлены крайне небрежно. Ведь не каждому придет в голову, что за сокращением "ДАН", или "DAN", скрываются "Доклады Академии Наук", а за "ЯС" - "Яфетический сборник". А что такое "YRAY" или "PSEAO"?

 

Затем, следовало также датировать помещенные в книге мифы. Датировать следовало и иллюстрации.

 

Вызывает удивление непомерная стоимость этой небольшой книги в бумажной обложке. Ни об'ем, ни оформление, ни, наконец, тираж издания не оправдывают столь высокой цены.

Опубликовано на Порталусе 05 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама