Рейтинг
Порталус

ПИРЫ ВАЛТАСАРА. КИНО: ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ВАЖНЕЙШЕЕ - ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ

Дата публикации: 20 января 2016
Автор(ы): Ядвига ЮФЕРОВА
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Известия, 06-21-97
Номер публикации: №1453279740


Ядвига ЮФЕРОВА, (c)


Кинофестивали в России растут, как грибы. Что было бы хорошо, если бы не было парадоксально: отечественный кинематограф переживает великую депрессию - производство фильмов упало с нескольких сот до нескольких десятков. Но практически на каждый новый фильм приходится новый фестиваль - а всего их уже 21!

За месяц до открытия Московского Международного фестиваля большая группа достойных деятелей отечественной культуры обратилась с предложением к председателю правительства России отменить "феерию в конце тоннеля". "Патологическое увлечение фестивалями превратило страну в сплошное гуляй-поле". Действительно ли гильотина является лучшим средством от головной боли?

Табор просит поддержки

Великая депрессия отечественного кинематографа непременно закончится. И даже известно, когда это случится - когда не на бумаге, а по жизни начнет действовать закон о кино и завлечет частника с его инвестициями, когда исчезнет безнадежная очередь к государственному карману сотен талантливых, одаренных и бездарных режиссеров. Ни один из фильмов, снятых за последние годы при государственной поддержке, не окупил себя. Зато широко известны случаи, когда частный капитал начинает работать с прибылью. Никита Михалков не просит на съемки у Госкино ни копейки, хотя снимает самые дорогие за всю историю отечественного кинематографа фильмы: стоимость "Сибирского цирюльника" может приблизиться к 20 миллионам долларов. Продюсеры Голливуда тоже не знают, что это такое - просить денег у государства. Взять кредит - другое дело. Кассовый сбор и призы на фестивалях - вот что в идеале должно определять предпочтения кредитора, будь то государство или частное лицо. Но любое нормальное государство считает своим долгом поддерживать дебюты, учебное и молодежное кино, поощрять гениев своей державы и осуществлять протекционистскую политику в отношении высокой культуры.

Трагедия нашего кино в том, что при переходе оттуда сюда, оказалось целое поколение людей, которое умеет делать хорошее или среднее кино, но совершенно не умеет делать из этого деньги. Они оказались в лифте, у которого оборвался трос и они катастрофически летят в шахте. Без государственной социальной амортизации судьбы грохнутся, как этот лифт. До сих пор в памяти драматический монолог Светланы Светличной о Владимире Ивашове: в казенном смокинге он вручал по чужому сценарию премию "Ники", а по своему сценарию, чтобы спастись от голода, ходил разгружать вагоны, но об этом до самой его смерти, кроме жены не догадывался ни один человек...

Это грустное отступление необходимо в разговоре, чтобы понять главное: обращение к Черномырдину по поводу кинофестиваля - сильный способ выразить недовольство общим состоянием дел и своим личным положением. Как надо, например, понять и Эмиля Лотяну, двадцать лет его "Табор уходит в небо", но вчерашняя слава сегодня не кормит, а дивиденды от былых удач нынешним законодательством не предусмотрены. Вот почему Эмиль Лотяну - один из 33 авторов письма, считает, что " в стране усопшей киноиндустрии, с огромной армией полуголодных, безработных кинематографистов, затея проведения Московского международного кинофестиваля кощунственна и преступна. На средства, потраченные два года тому назад при сотворении ХIХ МКФ, и те, что будут израсходованы теперь на ХХ МКФ, можно было бы снять не менее 40 картин, создавая тысячи рабочих мест...".

Самый интересный вопрос для многих кинематографистов - кто и на что получает деньги. Количество выделенных денег, считают одни, это качество государственной политики в кино. " Не давайте им больше денег! В области умения транжирить госсредства достигнута предельная виртуозность. Дали - и хватит!" - пишут в редакцию "Известий" другие кинобратья.

- Пафос многих протестов,- считает председатель Госкино РФ Армен Медведев,- дайте именно нам деньги из госкармана. Никто не говорит, как мы заработаем деньги, где найдем их, но все знают, как мы поделим эти деньги. Поделим, потратим и опять станем в очередь в госказну.

Итак, деньги как политика... Кто и как ее делает?

О "Киношока" до "Окна в Европу"

После секвестирования бюджета Госкино РФ получит в 1997 году 141 миллиард рублей. Будем надеяться, что получит, хотя пока Комитету перечислено за шесть месяцев лишь 39 из них. Примерно 70 процентов этого бюджета идет непосредственно на кинопроизводство. Так в прошлом году при государственной поддержке снято 15 фильмов. Но есть еще около 70 договоров, некоторые аж с 1993 года,"висят" у Госкино: документы подписывались с учетом закона о бюджете, но государство слишком часто обманывало бюджетников, за ним несерьезными договорниками становились и другие. Для желающих спроецировать эти цифры на киноэкран уточним, что сегодня средние затраты на производство одного фильма составляют 4 миллиарда рублей. Право на "госзаказ" определяет экспертная комиссия Госкино РФ, рассматривая режиссерские и продюсерские проекты, ее объективность - тема другого разговора.

Сегодня по России гуляет 21 фестиваль, большинство из них проводится на частные деньги, поэтому при разрушенной системе кинопроката надо радоваться каждой возможности увести народ с диванного кинотеатра в настоящее кино. В апреле этого года В.Черномырдин согласился с предложением, поступившим "снизу", и государственную поддержку получили девять фестивалей. Интересно взглянуть, кто и в какой степени люб державе, тем более что для многих этот тихий документ - самая главная новость.

"Золотой витязь" (май) - 2 миллиарда рублей. Энергии Николая Бурляева, пропагандиста славянского кино, обласканного президентом Белоруссии А.Лукашенко, можно только дивиться.

Открытый Российский кинофестиваль "Кинотавр" (Сочи) - 2 миллиарда рублей.

Уважаемые коллеги, если теперь Марк Рудинштейн будет воспитывать критиков сентенциями типа " я вас пою и кормлю"- до конца не верьте ему.

Далее два миллиарда получает в этом году Международный детский фестиваль - дело святое. По полтора миллиарда причитается двум санкт-петербургским фестивалям - "Послание к человеку" и "Виват, кино России", двум екатерининбургским - неигрового кино и актерскому фестивалю "Созвездие".

"Окно в Европу" в Выборге будет стоить налогоплательщику также полтора миллиарда, как и анапский "Киношок" под занавес бархатного сезона с фильмами стран СНГ.

Как не жестоко это прозвучит, но трезвые любители фестивального движения считают, что государство широко размахнулось. "Кинотавр", "Киношок", фестивали детского и документального кино, т.е. четыре из них, нам по карману и по уму.

Смета на 1997-й год для этих фестивалей - 14,7 миллиарда рублей утверждена и выделяется из бюджетных средств, предусмотренных на поддержку проката отечественных фильмов. Ну, а до следующего года дожить надо. И пережить с 19 по 29 июля ХХ Московский международный кинофестиваль, вокруг которого разгорелись сегодня нешуточные страсти.

Икра с чужого бутерброда

Бывали времена, когда Московский кинофестиваль был единственной щелью для советской интеллигенции в "железном" занавесе. Председатель Госкино РФ вспоминает, как в молодости сидел на ступеньках кинотеатра "Россия", чтобы посмотреть "Вестсайдскую историю", которая у нас в прокате появилась только через двадцать лет. Увидеть "Восемь с половиной" Феллини народу было также потрясающе невозможно, как купит в ГУМе дубленку.

- Кинофестиваль сегодня - это ежегодная машина, это киноиндустрия и шоубизнес, - говорит Александр Олейников, руководитель пресс-центра ХХ МКФ, озвучивая практически точку зрения команды, которая делает фестиваль. - Кончились времена, когда все улыбались и обнимались для "Хроники дня", где все знали, что первую премию получит Вьетнам или мы вместе с ним поделим, югославов отметим, поприветствуем итальянцев, которые в очередной раз разоблачили мафию в своей стране. Международный фестиваль класса "А" сегодня - это возможность вхождения России как кинодержавы в мировое сообщество. Если хотите, МКФ - это признак державности России.

Кто бы с этим спорил, кроме самой жизни. Многие с ужасом до сих пор вспоминают 1993-й год. Пиком ХVIII фестиваля стал диктат спонсоров, частично взявших на себя бремя расходов. Они решали, кому какой приз вручать, а если жюри не соглашалось, то просто выкрадывали приз и дарили тому, кто их спонсорскому сердцу всех милей.

В 1995 году надо было реанимировать покойника. Сергей Соловьев, Александр Абдулов, Александр Атанесян взялись сделать это за 9,7 миллионов американских долларов. Такое впечатление, что в том году государство денег просто не считало - лидер мирового фестивального движения, притягивающий "звезд" первой величины, Каннский, получает господдержку в размере 5 миллионов долларов. МКФ получил все, что просил, даже отказался от 10-миллионного (долларового) льготного госкредита. Страна шла на выборы - в высоких кабинетах мастерам культуры не могли сказать "нет" хотя бы с точки зрения собственной безопасности... Для зазыва в Россию МКФ тогда даже учредил большие денежные призы, чего нет ни на одном международном фестивале класса "А", где не только победа, но даже участие гарантирует фильму прокат и прибыль.

Пресса была жестока в оценке ХIХ фестиваля - слабые конкурсные фильмы, скучная культурная программа, безобразная организация. Только ленивый не написал про "русское гостеприимство" с выездом в Нижний Новгород. Председатель жюри Ричард Гир, оказывается, больше всего мечтал об одиночестве, а ему такую шумную работу предложили. Он пришел в себя лишь на Волге во время рыбалки и улетел потом в Тибет к Далай-Ламе лечить душу от этих непонятных русских, которые из самовара водку пьют.

Фирме Никиты Михалкова "ТриТэ" на организацию волжского Гуляй-Поля было перечислено 316724 доллара.А сколько еще было приемов и фуршетов за государственный счет!

"Это пресса сделала ХIХ фестиваль невероятным чудовищем - категорически убеждают меня все, кто имел к нему прямое отношение.- В Москве всегда разевают рты на чужие обеды, ужины и танцы. Икра для гостя это протокол и государственный стандарт"

Бог с ней, с икрой на чужом бутерброде. Тем более, надо быть реалистами: суперзвезду можно заманить в Россию или за большие деньги, или по большой дружбе, или за... русской экзотикой. Никто из них пока не смотрит всерьез на Россию как на рынок для продвижения своих фильмов, без рекламы и визитов эта страна и так по-пиратски перемалывает безбрежный голливудский ширпотреб.

Я держала в руках многотомный финансовый отчет ХIХ фестиваля, главный фининспектор этому труду - совесть его организаторов. Никакую экспертизу он не проходил. Госкино автоматически переводило деньги "Интерфесту", у министерства финансов руки до анализа не доходили, доходили только слухи.

Нынешним апрельским фестивальным поручением премьер правительства распорядился выделить на подготовку и проведение ХХ МКФ 30 миллиардов рублей из бюджетной статьи для оплаты федеральных государственных нужд. Организаторы, правда, запрашивали 59,9 млрд.руб. Заметим, эти фестивальные деньги никаким образом на производство фильмов не попали бы, статья не та. Перед тем, как порадоваться, что Москва постарается вернуть авторитет кинодержавы, надо ответить на вопрос, который мучает слишком многих. Почему та же команда, которая особых лавров не пожала (Голливуд, правда, наградил чем-то "Интерфест" за хорошую организацию фестиваля) опять получила доступ к огромному государственному пирогу. Да, коллегия Госкино РФ и секретариат Союза кинематографистов единогласно проголосовали, чтобы президентом ХХ МКФ опять был Сергей Соловьев. Да какому-то бунтарю было бы трудно голосовать против Председателя СК, члена коллегии Госкино России, руководителя объединения "Круг" на Мосфильме - все в одном лице неутомимого Сергея Александровича.

Но неудовольство преуспевающим Соловьвым лучше всего выразить на предстоящем осеннем съезде кинематографистов.Тем более что по регламенту Соловьев автоматически покинет это руководящее кресло - два срока он отсидел. Гораздо интереснее узреть другое.

Соловьев и Абдулов публично защищали свою концепцию МКФ и заинтересовали госчиновников одним заявлением - что это последнее бюджетное вливание, МКФ в перспективе станут окупаемыми "за счет коммерческой деятельности внутри фестиваля". Фестивальная дирекция может стать новой замечательной организацией.

- Соловьев готовит себе аэродром,- размышляет в беседе со мной высокопоставленный знаток закулисья. - Кто в мире знает председателя несуществующего союза несуществующей кинодержавы? Президента Международного фестиваля будут стремиться знать все, как сегодня мир знает по Канну Жиля Жакоба, а по Венеции Джильо Понтекорво. Только Московский международный фестиваль, который, как и наша страна, непременно возродиться, нельзя позволить кому-то акционировать или приватизировать. Даже ассу Соловьеву. Очень многое зависит от объективного общественного мнения. У нас, к сожалению, в последние годы больше озабочены тем, кто с кем к завтраку спустился, чем тем, кто что умеет делать и как это у него получается... Вот получится у Соловьева, Абдулова и Давлетьярова этот фестиваль - значит, они и будут героями.

Времена не выбирают, в них живут и умирают

Фестиваль - это пир во время чумы, говорит один оппонент. Другой ему возражает: да со времен татаро-монгольсого ига Русь что-нибудь да потрясает, поэтому здесь не цветут пальмы и не растут бананы, единственная радость - праздники остались. Злорадствовать, чтобы фестиваль провалился, сегодня может уже не враг Солвьева, а недруг собственного отечества.

От риска не застрахован никто. Как не старался юбилейный Каннский фестиваль, на который равняется весь мир, собрать звездную программу, а получилась она в этом году самой средненькой. С дня на день ХХ МКФ объявит участников конкурсной программы, примерно 15-16 фильмов, которые будет судить международное жюри во главе с Олегом Меньшиковым. Но если все более- менее ясно с французскими, немецким или итальянскими лентами, то самая большая проблема - российские участники. Секрет незатейлив - режиссеры не перевелись, но, зная себе цену, они работают на другие фестивали класса "А". Говорят, Алексей Герман закончит свой фильм "Хрусталев, машину!" к Каннскому фестивалю, Павел Чухрай завершит озвучивание своего "Вора" как раз к концу Московского, когда начнется отбор на Венецианский... Критики упоминают уже известный по Сочи фильм Александра Сокурова "Мать и сын" да есть еще надежды на Лидию Боброву "В той стране".

Впрочем, возможны варианты, дал мне понять в беседе председатель отборочной фестивальной комиссии Мирон Черненко. Если даст Бог и не помешают люди, продолжает главный критик, будет интересен информационный показ, ретроспективы Андрона Кончаловского и американского классика Орсона Уэлса, который любил начинать фильмы, но не любил заканчивать их. Состоятся так же ретроспекивы японского, иранского, индийского кино...

Фестиваль примет около З00 участников и гостей, которые разместятся в "Балчуге" и "Президент-отеле", давшие неслыханные скидки дирекции фестиваля - до 40 процентов. Будут полностью оплачиваться только расходы жюри, другим гостям гарантировано лишь три-четыре дня бесплатного проживания.

По предварительным сведениям, к нам приедет Джина Лолобриджида, недавно отметившая свое семидесятилетие, Беата Тышкевич, Даниэль Ольбрыхский... Как трудно Московскому фестивалю заводить новых друзей, которые поверили бы в него и рискнули бы заявиться в вечно нестабильную Россию. Впрочем, новые деловые партнеры не менее желательны, чем старые друзья. Ключевой фигурой, возможно, станет Джек Валенти, президент Национальной американской ассоциации, который, как член комиссии Гор-Черномырдин, будет встречаться с нашим премьером для создания антипиратской ассоциации США и России. А еще, говорят, господина Валенти как главного в Голливуде человека, очень интересуют молодые российские киносценаристы, и он намерен приземлиться в кинотеатре "Кодак- киномир", где будет широко представлено молодежное кино России.

- А сколько людей на фестивалях перелюбилось, переженилось, перезнакомилось, о работе договорилось,- мечтательно говорит ветеран фестивального движения.- Все кричали неизвестно что про ХIХ фестиваль, но почему молчат, что в результате Москве остался прекрасно перестроенный за 4 миллиона долларов кинотеатр "Ударник" с отличной техникой. Как и после нынешнего фестиваля вся начинка киноцентров достанется народу, а не Ричарду Гиру, про которого только и судачили, что он осетров из Волги таскает, вместо того, чтобы судить конкурсные фильмы...

Нельзя дважды войти в одну реку, даже за осетром.

PS. Кстати, накануне в редакцию поступила информация о создании общественного совета, который намерен защищать, сохранять и добиваться ежегодного проведения, как это принято в мире среди фестивалей группы "А", Московского международного кинофестиваля. Сергей Ливнев, Людмила Гурченко, Валерий Тодоровский, Кирилл Лавров... И еще 33 фамилии.

Времена не выбирают, в них живут и побеждают.

Опубликовано на Порталусе 20 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама