Рейтинг
Порталус

И. С. СМИРНОВ. ЛЕНИН И СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

Дата публикации: 10 апреля 2016
Автор(ы): Л. М. ЗАК
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 1961, C. 120-126
Номер публикации: №1460309871


Л. М. ЗАК, (c)

Государственная деятельность В. И. Ленина в области культурного строительства (октябрь 1917 г. - лето 1918 г.). Изд-во АН СССР. М. 1960. 448 стр. Тираж 15000. Цена 1 руб. 70 коп.

 

Монография И. С. Смирнова о деятельности В. И. Ленина в области культурного строительства с октября 1917 г. до лета 1918 г. представляет значительный интерес. Этот труд является новым, переработанным изданием ранее вышедшей книги автора по

 
стр. 120

 

истории строительства советской культуры в первый период Советской власти1 . В этой книге и в ряде статей2 И. С. Смирнов наметил отправные точки, главные проблемы рецензируемого ныне исследования. Дальнейшее изучение источников помогло автору значительно углубить свой труд. В результате им создана монография, которая не только в два раза превышает первую книгу по объему, но и решает поставленные вопросы более основательно и всесторонне.

 

В историографическом очерке автор коротко охарактеризовал работы других исследователей в области истории культурного строительства. Историки 20-х - 30-х годов не создали значительных исследований, посвященных развитию культуры в первые годы Советской власти. Лишь во втором томе "Истории гражданской войны в СССР", изданном в 1943 г., впервые (глава "Организация власти") были затронуты некоторые стороны культурной жизни страны в тот период.

 

Автор справедливо отмечает значение обобщающих работ М. П. Кима3 , прослеживающих на большом отрезке времени деятельность Коммунистической партии и Советского государства по воплощению в жизнь ленинской программы культурного строительства. В многочисленных статьях, сборниках документов, воспоминаниях, опубликованных к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, наблюдается расширение проблематики историографии Октября за счет вопросов истории советской культуры.

 

Приходится согласиться с автором в том, что изученность проблемы культурной революции, однако, значительно уступает уровню разработки сопредельных проблем (стр. 33).

 

Представляет интерес анализ источников, данный автором в начале книги. Методологической основой, главным источником для написания книги явились труды В. И. Ленина. Автор привлек к исследованию более 150 ленинских работ, выявил все высказывания В. И. Ленина по вопросам идеологии и культуры в его докладах, речах, статьях и письмах, посвященных политической и хозяйственной жизни страны в 1917 - 1918 годах4 . Труды В. И. Ленина служат фундаментом для всесторонней научной разработки истории Октябрьской революции как революции во всех областях общественной жизни - политической, экономической, культурной.

 

Автор тщательно изучил партийные документы (протоколы съездов партии и заседаний ее ЦК, как опубликованные, так и хранящиеся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС), документальный сборник "Декреты Советской власти", публикации "Собрания узаконений", неопубликованные протоколы Совнаркома и Комиссии при Совнаркоме (впоследствии условно названной Малым Совнаркомом), хранящиеся в ЦПА ИМЛ и ЦГАОР СССР. При этом автор учел по исследуемой проблематике более 130 государственных актов, из которых свыше 110 подписаны В. И. Лениным. Тщательному анализу были подвергнуты также переписка Совнаркома с наркоматами, ведомствами и общественными организациями трудящихся, фонды Петроградского ВРК, ВЦИК, Революционного трибунала печати, Наркомпроса, Наркомнаца, архива ВСНХ и Народного комиссариата почт и телеграфа.

 

К работе сделано приложение, включающее перечень произведений, писем и документов В. И. Ленина с 25 октября 1917 г. по август 1918 г., в которых освещаются вопросы идеологии и культуры; государственные акты того же периода по вопросам культурного строительства, утвержденные и подписанные В. И. Лениным как председателем Совнаркома, а также перечень всех вопросов культурного строительства, рассмотренных на заседаниях Совнаркома под председательством В. И. Ленина. Кроме того, в книге имеется именной указатель и обширная библиография как по общим, так и по отдельным вопросам темы. Следует особо отметить, что книга тщательно издана и иллюстрирована интересными документальными фотографиями.

 

 

1 И. С. Смирнов. Из истории строительства социалистической культуры в первый период Советской власти (октябрь 1917 г. - лето 1918 г.). М. 1949 (второе издание. М. 1952).

 

2 См. "Вестник Московского университета", 1949. N 1; 1955, N 4 - 5; "Вопросы истории", 1952. N 7.

 

3 М. П. Ким. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. М. 1955: его же. 40 лет советской культуры. М. 1957.

 

4 К сожалению, до сих пор не создан сводный библиографический указатель по опубликованному литературному наследству В. И. Ленина послеоктябрьского периода.

 
стр. 121

 

Историографический очерк, обзор источников, а также хорошо разработанный научно-справочный аппарат представляют сильную сторону рецензируемой монографии. Однако в этих разделах книги имеются " досадные пробелы. Так, И. С. Смирнов не сделал анализа специальной литературы по отдельным отраслям культуры; между тем по истории просвещения, литературы, театра, кино, изобразительного искусства издано в последнее время немало трудов5 .

 

И. С. Смирнов не дал развернутой источниковедческой характеристики периодической печати и воспоминаний. Правда, частично эта задача выполнена в специальном разделе книги о советской печати, а также в многочисленных примечаниях автора к тексту книги, уточняющих достоверность фактов и событий, изложенных в воспоминаниях В. Бонч-Бруевича (стр. 371), Е. Драбкиной (стр. 362), И. Губкина (стр. 277) и в ряде публикаций (стр. 78 и др.). При этом заметим, что иногда автор помещает в примечаниях материал первостепенной важности, который не носит справочного характера: расходы на научные мероприятия (стр. 273), структура Наркомпроса (стр. 202 - 203) и т. д.

 

С первых же дней после победы социалистической революции В. И. Ленин поставил перед большевистской партией и органами Советской власти задачу огромной важности - развертывание политико-просветительной работы в общегосударственном масштабе. Поэтому в книге И. С. Смирнова большое место закономерно занимает показ широкой политической агитации среди масс. Рассматривая политическую агитацию как специфическую форму связи просветительной работы с политикой, автор подчеркивает, что В. И. Ленин считал в то время политическое просвещение ведущим звеном внешкольного образования (стр. 386). Взволнованно рассказывает И. С. Смирнов о массовых политических кампаниях, проводимых большевистской партией и Советским правительством в первые месяцы пролетарской диктатуры. Непревзойденным образцом политической агитации явились многочисленные выступления Владимира Ильича перед народом. Особое значение придавал В. И. Ленин разъяснению советских законов, декретов новой, народной власти, неразрывно связанной с широкими массами, поднимавшей их к действию, к революционному творчеству. В. И. Ленин считал эту задачу важнейшей как для устной политической агитации, так и для большевистской печати.

 

Специальный раздел книги посвящен анализу "Декрета о печати", утвержденного В. И. Лениным на третий день революции, 27 октября 1917 года. Автор показал и напряженную обстановку борьбы с контрреволюционной прессой в первые дни после победы революции, обрисовал роль В. И. Ленина в подготовке, утверждении и проведении в жизнь важнейших декретов Советской власти о печати и о монополии на объявления.

 

В книге дается содержательный очерк истории организации советской печати, рассказывается о первых шагах советской журналистики. Автор показывает внимание и требования В. И. Ленина к советской прессе. Только за первое полугодие Советской республики в "Правде" и "Известиях" было опубликовано более 300 ленинских статей, речей, декретов (стр. 119). Повседневный контроль за работой советской печати и помощь ей составляли особую заботу Советского правительства. Важными сторонами в организации советской печати были развертывание издательского дела в стране, продвижение книги в массы, чему способствовал декрет "О государственном издательстве", утвержденный ВЦИК еще 29 декабря 1917 года.

 

Особое внимание и заботу проявлял В. И. Ленин к вопросам народного просвещения. Вместо царского "министерства народного затемнения" в интересах широких народных масс для руководства многогранным строительством культуры и просвещения был создан советский государственный центр - Наркомпрос. В книге сообщаются интересные данные о финансировании дела народного образования. По проекту росписи доходов и расходов республики на январь- июнь 1918 г. расходы по Наркомпросу планировались в сумме 465100 тыс. руб. (расходы по Наркомвоену превышали эту сумму только на 30 млн. руб.!). Кроме того, планировались затраты на культурное строительство по другим ведомствам: Ко-

 

 

5 См. П. И. Лебедев. Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. М. - Л. 1949; "Очерки истории русского советского драматического театра". Т. I (1917 - 1934). М. 1954; "Очерки истории советского кино". Т. I (1917 - 1934). М. 1956; "История русской советской литературы". Т. I (1917 - 1929). М. 1958 и др.

 
стр. 122

 

миссариату имуществ, ВЦИК, НКВД, Наркомсобесу, Наркомзему (стр. 229 - 230).

 

В. И. Ленин начертал пути демократизации всего дела народного образования и его перестройки в духе социализма; по инициативе Владимира Ильича, при ближайшем его участии и под личным руководством были проведены все важнейшие и решающие мероприятия в этой области. В книге раскрываются история подготовки и проведения коренной реформы школьного дела, идейное влияние партии большевиков и лично В. И. Ленина на учительство.

 

Неотъемлемой частью борьбы за народное образование явилась демократизация высшей школы. Началом законодательного оформления реформы высшего образования в нашей стране послужило постановление "О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР", принятое Совнаркомом при участии В. И. Ленина. К сожалению, автор не раскрывает острой борьбы, которая развернулась вокруг подготовки проекта реформы высшей школы.

 

И. С. Смирнов уделяет внимание истории взаимоотношений Советского государства и Академии наук, истории привлечения к работе на благо народа видных ученых страны. Этот раздел книги подвергся наиболее основательному обновлению по сравнению с предыдущими работами автора. И. С. Смирнов исправил при этом ряд неточностей и ошибок, допущенных им в первых изданиях книги. Он дает характеристику академической среды того времени, показывает бережное и внимательное отношение В. И. Ленина к научной интеллигенции, пресечение Лениным левацких попыток реформирования Академии наук. Автор вводит в научный оборот много новых интересных материалов в связи с анализом ленинского "Наброска плана научно-технических работ", показывает значение этого документа. Однако в данном разделе И. С. Смирнов, на наш взгляд, слишком увлекается воспроизведением переписки Академии наук и Наркомпроса в ущерб анализу этих документов и обобщению данных, содержащихся в ряде работ других авторов 6 .

 

И. С. Смирнов показывает, как в течение первых месяцев Советской власти претворялся в жизнь ленинский план мобилизации науки на службу народу. Тут и "Основной закон о лесах", предусматривавший организацию и использование на научных основах необъятного лесного хозяйства нашей страны, и создание Центрального статистического управления, и организация целого ряда научных экспедиций. При поддержке В. И. Ленина был организован марксистский научный центр - Социалистическая академия общественных наук.

 

Уделяя большое внимание ленинской политике привлечения буржуазной интеллигенции к сотрудничеству с Советской властью, И. С. Смирнов не раскрывает всей сложности этой проблемы. Он не показывает, как беспощадно разоблачал В. И. Ленин позицию анархистов и "левых коммунистов". Когда на заседании ВЦИК 29 апреля 1918 г. анархист Ге и "левый коммунист" Бухарин заявили, что "спецов" можно заставить работать только под угрозой расстрела, Владимир Ильич оказал, что это "полная нелепость и непонимание того, к чему винтовка служит"7 .

 

В специальной главе автор прослеживает мероприятия Советского государства в области искусства. В первых декретах Советской власти по охране и национализации культурных ценностей воплотилась ленинская идея преемственности культурного наследства. В практике Советского правительства первых месяцев революции отразилось величайшее явление современности: пролетариат показал себя подлинным наследником духовных и материальных культурных ценностей прошлого. Автор разоблачает клеветнический характер газет буржуазного и "социалистического" толка, писавших о "вандализме большевиков", которые якобы разрушили Кремль, Зимний дворец и другие исторические памятники.

 

В то же время И. С. Смирнов показывает антинациональную деятельность представителей свергнутых классов, расхищение ими и продажу иностранцам культурных ценностей страны. Против этой угрозы расхищения национального русского культурного достояния, к которому сразу потянулись жадные до легкой наживы руки аме-

 

 

6 См. А. Е. Ферсман. В. И. Ленин и изучение производительных сил. "Вестник АН СССР", 1940, N 4 - 5; Г. Князев, А. Кольцов. Краткий очерк истории Академии наук СССР. М. - Л. 1957; Е. Городецкий. К истории ленинского плана научно-технических работ. В книге "Из истории революционной и государственной деятельности В. И. Ленина. К 90-летию со дня рождения". М. 1960 и др.

 

7 В. И. Ленин. Соч. Т. 27, стр. 277.

 
стр. 123

 

риканских и других бизнесменов, поднял свой гневный голос А. М. Горький, требовавший от Временного правительства акта о запрещении вывоза из России предметов искусства. Но, как подчеркивает И. С. Смирнов, ""временные" спокойно взирали на утрату национальных сокровищ" (стр. 336).

 

Советское правительство решительно защитило от разграбления памятники русского искусства. Автор раскрывает историю подготовки декретов о запрещении вывоза из страны художественных сокровищ, о государственном учете и регистрации ценнейших произведений искусства, решения Советского правительства о национализации дворцов, усадеб, картинных галерей в Петрограде, Москве, на периферии. Особенно важны факты личного участия В. И. Ленина в этом деле: оперативные указания Владимира Ильича местным Советам о бережной охране национализируемых ценностей, свидетельства современников о ленинском внимании к реставрационным работам в Кремле, к починке Кремлевских курантов и т. д. В проведении этих мероприятий Советское государство опиралось на содействие и помощь рабочих и крестьян. Только за пять месяцев органами Советской власти было выдано 429 "охранных грамот". Создавались местные комитеты охраны памятников старины и предметов искусства, привлекались специалисты в области искусства (например, с комиссией Моссовета сотрудничали крупнейшие русские художники и скульпторы: И. Е. Репин, В. Н. Бакшеев, В. М. Васнецов, С. Т. Коненков, А. В. Кончаловский, К. А. Коровин, В. Н. Мешков, В. Д. Поленов, А. С. Голубкина, С. Д. Эрьзя-Нефедов и др.) (стр. 325).

 

С интересом читается раздел монографии, посвященный ленинскому плану монументальной пропаганды. Известные по специальной литературе сведения И. С. Смирнов дополняет новыми подробностями и фактами, почерпнутыми преимущественно из неопубликованных архивных материалов, хотя хронологические рамки работы не дали автору возможности проанализировать общие итоги выполнения ленинского замысла. Автор рассматривает план монументальной пропаганды как начало коренного перелома во взаимоотношениях государства и искусства. "Не по совету буржуазных филантропов и меценатов, не по заказу царского двора, дворянской знати и буржуазных покровителей искусств стали творить скульпторы Советской России, - пишет И. С. Смирнов. - Их призывал к творчеству вождь партии большевиков, глава Советского правительства, теоретик марксизма, великий революционер. Это оказало прямое идейно-политическое влияние "а художественную интеллигенцию, глубоко отразилось на методе их творчества, на их философских и эстетических взглядах" (стр. 366). И. С. Смирнов делает, на наш взгляд, совершенно правильный вывод о том, что ленинский план монументальной пропаганды "был первым государственным мероприятием, формулирующим основные требования, которые Советское государство будет предъявлять к работникам искусства, - требования социалистической идейности и народности" (стр. 368).

 

Рассмотрением названных вопросов исчерпывается глава, посвященная первым мероприятиям Советского государства в области искусства. Вероятно, ощущая неполноту раскрытия проблемы в целом, автор на стр. 313 замечает, что, "разумеется, воздействие В. И. Ленина на искусство не ограничилось лишь этими участками художественной жизни". Однако при этом И. С. Смирнов не раскрывает великое воздействие Октябрьской революции, первых мероприятий Советского государства, животворных идей В. И. Ленина на литературу, театр, кино, музыку и другие отрасли искусства, на художественную интеллигенцию. Это существенный недостаток рецензируемой работы.

 

Автору следовало также остановиться и на возрождении и развитии народного художественного творчества. Данный вопрос имеет, на наш взгляд, принципиальное значение как в плане ленинского отношения к культурному наследству, так и в деле создания условий для расцвета народных талантов. Недаром еще в июне 1918 г. Наркомпрос связывал открытие художественно-ремесленных школ с демократизацией искусства, со стремлением "дать народным силам выявить свои творческие возможности"8 .

 

В "Заключении" И. С. Смирнов делает, по нашему мнению, ряд важных обобщений. Исторически короткий, но наполненный богатейшим содержанием первый период жизни Советского государства, когда

 

 

8 См. Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства (ЦГАОР и СС), ф. 2306, оп. I, д. 140, л. 21.

 
стр. 124

 

каждый месяц такой работы и такого опыта, по выражению В. И. Ленина, "стоит десять, если не двадцать лет нашей истории"9 , явился началом великого процесса культурной революции в нашей стране. В это время Советское государство под руководством В. И. Ленина провело огромную работу в области культуры: была ликвидирована контрреволюционная буржуазная печать, разрушен буржуазный государственный аппарат просвещения, уничтожены пережитки феодализма, тормозившие развитие культуры, национализированы и сохранены основные культурные ценности страны. В то же время были предприняты важнейшие шаги по развертыванию творческой, созидательной работы в строительстве социалистической культуры. Советы и указания В. И. Ленина в этой области, как подчеркивает автор, явились органической частью общего ленинского плана строительства социализма в нашей стране.

 

И. С. Смирнов приходит к выводу, что в центре внимания В. И. Ленина стояли в изучаемый период следующие узловые задачи культуры: 1) широкая просветительная и культурно-воспитательная работа в народе, повышение его политической и общей грамотности и культурности; 2) выращивание новых кадров из среды рабочих и крестьян и выдвижение их на руководящую работу; 3) привлечение буржуазной интеллигенции на службу социалистическому строительству и просвещению трудящихся масс; 4) строительство новой, советской школы (стр. 376). Этот период деятельности Владимира Ильича, как подчеркивает автор, замечателен и поучителен тем, что он показывает деятельность В. И. Ленина, направленную на превращение всех завоеваний культуры "из орудия капитализма в орудие социализма" (стр. 390). Выводы автора убедительны и обоснованны.

 

При правильной и продуманной в целом структуре работы И. С. Смирнова вызывают сомнение некоторые особенности ее композиции. Автор посвящает первую главу выкорчевыванию остатков феодализма, сословности и неравноправия. В этой главе читатель находит материал о ликвидации сословности, неравноправия женщин, национального гнета. Представляется более правильным начать исследование с характеристики основных задач социалистической революции в области культуры.

 

Из недостатков и пробелов книги, помимо указанных выше, нам представляется необходимым отметить следующие. Автор не предпослал книге анализа ленинских взглядов на науку, искусство, на роль интеллигенции в обществе, взглядов В. И. Ленина, сложившихся еще до Октябрьской революции. Такой анализ значительно углубил бы исследование. В книге, по нашему мнению, следовало бы дать характеристику кризиса буржуазной культуры накануне Октября. Нельзя забывать о десятилетии, предшествовавшем революции, названном А. М. Горьким позорным и бесстыдным десятилетием в истории русской интеллигенции10 , когда наиболее полно проявился ее духовный кризис в эпоху империализма. Вместе с тем нужно было бы подчеркнуть сильную материалистическую традицию в русской науке, отметить значение общественной деятельности лучших представителей русской научной мысли, литературы и искусства. Это дало бы автору возможность показать, что Великая Октябрьская социалистическая революция спасла культуру русского и других народов нашей страны, открыла ей путь к возрождению и расцвету, навсегда уничтожила зависимость русской интеллигенции от денежного мешка, подкупа, от отношений купли-продажи, от сделки со своей совестью. В этом аспекте еще более выпукло выступает руководящая деятельность В. И. Ленина в области культурного строительства пролетарского государства.

 

Влияние В. И. Ленина на развитие советской культуры было всепроникающим и многообразным. Думается, что автор все же недостаточно раскрыл это влияние на некоторые стороны культурного строительства, проявившиеся уже в первый период укрепления и развития Советского государства. Автор оставил вне поля зрения народные университеты, деревенские читальни, многочисленные формы культурной и политической работы среди бойцов молодой Красной Армии и т. д. и т. п. В. И. Ленин пристально следил за всеми проявлениями борьбы масс за культуру и влиял на их развитие. В этом плане примечательны воспоминания Н. К. Крупской о том, как интересовался Владимир Ильич еще накануне Октября новыми формами культурной работы, как внимательно слушал ее

 

 

9 В. И. Ленин. Соч. Т. 27, стр. 474.

 

10 См. А. М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. 27. М. 1953, стр. 216.

 
стр. 125

 

рассказы о работе Отдела народного образования в Выборгской районной управе. "Ключом била инициатива рабочих, - писала Н. К. Крупская, - около Отдела народного образования сплачивалось немало сил. Ильич говорил тогда, что вот по такому типу должна будет складываться работа нашего государственного аппарата, наших будущих министров, - по типу комиссий из рабочих, работниц, стоящих в гуще жизни, знающих быт, условия работы, то, что в данную минуту всего более волнует массы"11 . Представляется, что автору не хватает материала из местной печати и архивов, чтобы показать разворот массовой работы по всей стране, в городах, селах и частях Красной Армии, работы, которая осветила бы размах и масштабность ленинского руководства глубинными процессами культурного строительства.

 

Работа И. С. Смирнова озаглавлена "Ленин и советская культура". Но содержание книги отражено лишь в подзаголовке "Государственная деятельность В. И. Ленина в области культурного строительства (октябрь 1917 г. - лето 1918 г.)". Конечно, правомерно и необходимо дать анализ всех сторон государственной деятельности В. И. Ленина в первый период диктатуры пролетариата. Однако, хотя в это время и были заложены первые и основные камни здания социалистической культуры, этот период при всей своей значимости недостаточен для полной характеристики ленинского руководства культурным строительством, ленинского учения о культурной революции. Создание ряда монографических исследований на тему "Ленин и советская культура" - назревшая задача исторической науки.

 

Необходимо вплотную приступить к созданию сборников документов, в которых раскрывалась бы всесторонняя деятельность В. И. Ленина в области культуры. До сих пор у нас нет публикаций документов по культурному строительству на основных этапах развития Советского государства. Здесь нужна совместная работа историков, литературоведов, искусствоведов, историков науки и техники. Настоятельна необходимость выявления и публикации документов, а также создания обобщающих трудов по культурному строительству на местах.

 

Книга И. С. Смирнова является серьезным вкладом в разработку научной биографии В. И. Ленина и в изучение истории культурной революции в СССР.

 

 

11 Н. К. Крупская. Воспоминания о В. И. Ленине. М. 1957, стр. 322.

Опубликовано на Порталусе 10 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама