Рейтинг
Порталус

ДАННЫЕ ЭПИГРАФИКИ О ГРАМОТНОСТИ ДРЕВНЕРУССКИХ РЕМЕСЛЕННИКОВ

Дата публикации: 07 февраля 2017
Автор(ы): С. Д. БАБИШИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1486417761


С. Д. БАБИШИН, (c)

Около середины XII в. города и городская культура Древней Руси вступают в фазу расцвета, нашедшего проявление в развитии ремесел и торговли. Под влиянием новых потребностей в среде торгово-купеческого сословия и ремесленников усилился интерес к грамоте, к счислению.

Еще в середине XIX в. С. М. Соловьев высказал мысль, что данная тенденция активно поддерживалась купеческими и ремесленными объединениями1 . Однако многие стороны этого вопроса стали проясняться лишь после исследований древнерусского города Б. А. Рыбаковым и М. Н. Тихомировым2 , которые доказали существование в Древней Руси купеческих и ремесленных союзов и очертили основные контуры их деятельности. На Западе аналогичные купеческие и ремесленные организации в XII - XIII вв. наравне с другими вопросами занимались налаживанием обучения детей членов своих корпораций. Многочисленные находки ученических принадлежностей XII - XIII вв., сделанные археологами в древнерусских городах, делают вполне допустимыми предположения, что и на Руси подобные объединения выполняли такую же роль. Это тем более правомерно, если вспомнить, что многие патрональные храмы русских ремесленников были возведены в честь св. Козьмы и Демьяна, считавшихся покровителями не только кузнечного ремесла, но и "учения книжного"3 .

Какими же путями распространялась грамотность среди ремесленников и насколько широким был круг приобщившихся к ней людей? Ответа на поставленные вопросы в письменных источниках нет, но сохранился большой эпиграфический материал - многочисленные надписи мастеров на их изделиях. Эти своеобразные "автографы" наравне с берестяными грамотами являются материалами, достоверно фиксирующими распространение грамотности в Древней Руси. Каждая такая надпись отражает реальный факт - умение ремесленника читать и писать. Кроме того, она свидетельствует о существовании людей, которые учили грамоте. Каждая надпись "прикреплена" к определенной специальности, что дает возможность определить перечень ремесленных профессий, представители которых усвоили грамоту.

Надписи, принадлежащие мастерам по металлу, кузнецам и оружейникам, сохранились на колоколах XI - XIII вв. из Гродно4 и Киева 5 , на золотом змеевике Владимира Мономаха6 . Оружейники оставили свои надписи на шлеме, найденном на месте Липецкой битвы 1216 г., на форщеватском мече, где читаются слова "коваль" и имя кузнеца Людота или Людоша7 , буквы на кистене XII в. из с. Писконь Псковской области. Литейные формы из различных пород сланца или литографского камня с именами мастеров найдены в Киеве8 , Пскове9 , Серенске10 . Более чем в 30 городах выявлено 722 домонгольские печати, на которых имеются строчечные надписи, оставленные матрицами, изготовленными русскими мастерами литья11 . Образованным человеком


1 С. Соловьев. Братчины. "Русская беседа", 1856. IV, стр. 108 - 117.

2 Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. М.-Л. 1948, стр. 713 - 728; М. Н. Тихомиров. Древнерусские города М. 1956, стр. 114 - 137.

3 А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. М. 1865, стр. 466, 561; Виктор Петров. Кузьма-Демьян у фольклорі. "Етнографічний вістник" (Київ), 1929, N 8.

4 Н. Н. Вороний. К итогам и задачам археологического изучения древнерусского города. "Краткие сообщения" Института истории материальной культуры АН СССР (КСИИМК). Вып. XLI. 1951, стр. 22.

5 М. К. Каргер. Древний Киев. Т. II. М.-Л. 1958, стр. 397.

6 Б. А. Рыбаков. Указ. соч., стр. 253.

7 А. Н. Кирпичников Древнерусское оружие. Ч. I. М.-Л. 1966, табл. XIV.

8 Б. А. Рыбаков. Указ. соч., стр. 262 - 263.

9 Б. А. Рыбаков. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси X - XII вв. "Советская археология" ("СА"), 1950, N 6, стр. 253.

10 Т. Л. Никольская. Ювелиры древнерусского Серенска. "Археологические открытия 1967 года". М. 1968, стр. 55.

11 В. И. Янин. Актовые печати Древней Руси X - XII вв. Т. 1. М. 1970, стр. 155.

стр. 196


был помощник новгородского епископа XIII в. Антония щитник Микифор12 .

Потребность в грамоте особенно ощущалась у мастеров по обработке цветных и благородных металлов. Занимаясь изготовлением дорогостоящих предметов для феодалов и церкви, ремесленник часто должен был увековечивать на изделии имя заказчика, святого или воспроизводить какое-либо изречение из священного писания. К числу сохранившихся предметов такого рода принадлежит сосуд Антония Римлянина (1106 - 1157 гг.)13 , посеребренный сион с колончатыми надписями новгородского епископа Нифонта (ИЗО - 1156 гг.)14 , медная позолоченная рапида с именами святых (XIII в.) из новгородской Софии 15 , медная пластина с изображением святого и надписью "Василиос" ив городища летописного Чучина16 , медные арки с врезанными словами и буквами из Вщижа, вызолоченный потир с цитатами (Переяславль Залесский)17 и др.

Известны также надписи мастеров тиснения и штамповки серебра и золота на "Корсунской иконе" (XII в.), кресте Добрыни Ядрейковича (XIII в.)18 , шестиконечном кресте из Ростова (1125 г.), кресте Ефросиний Полоцкой19 . Медные матрицы XII - XIII вв. для изображения путем тиснения образов святых с надписями хранятся в Русском музее в Ленинграде и в Историческом музее в Москве. Надписи серебренников остались на монетах Владимира Святославовича, Ярослава и Святополка20 , на серебряных денежных слитках XII - XV вв. из Новгорода, Киева, Чернигова и Твери21 . Надпись ремесленника на кресте XIII - XIV вв. из Загорска ("Крть Семеново Зълтил[о]вь")22 , вероятно, указывает на причастность Семена к мастерам по золоту23 . Серебренникам принадлежит и найденная в 1957 г. в Чернигове чаша с именем "Наум", серебряные кольца- печати XIII в. с монограммами из с. Молотив Львовской области24 . Надписи на всех этих изделиях выполнены на высоком уровне каллиграфии своего времени.

До нас дошли свидетельства и о грамотности эмальеров: надписи на окладах Остромирова и Мстиславова евангелий, на эмалированных крестах мастеров Лазаря Богши из Полоцка, Самуила из Новгорода и неизвестного ремесленника из Белой Церкви. В 1939 г. в Суздале обнаружен медальон XII - XIII вв. с надписью "Азь есме свет"25 , представляющей собою начало известного акростиха из древнерусских толковых азбук, что дает основание предполагать, что медальон принадлежал учащемуся. В 1954 г. в Гродно найден медальон, выполненный в технике выемчатой эмали, на котором читается имя "Иоан"26 .

За последние десятилетия собрано и систематизировано большое количество письмен на каменных крестах XI - XIII вв. и сделана попытка их объяснить. В большинстве это так называемые памятные кресты, имевшие значение путевых знаков на водных артериях важнейшего хозяйственного значения (верховья Волги, Сухона, Онега, Волхов, Десна и т. п.). По подсчетам Н. Н. Воронина, сейчас учтено 12 таких произведений каменосечцев. На некоторых из них воспроизведен графически довольно четко текст "похвалы кресту" из 17 строчек27 . Известно много каменных иконок с надписями из Тмутаракани, Вологды, Родни и других городов. Все эти факты говорят о проникновении грамотности в среду каменосечцев.


12 Новгородская I летопись, стр. 67.

13 М. И. Михайлов. Памятники русской вещевой палеографии. Краткое пособие, составленное по лекциям И. А. Шляпкина. СПБ. 1913, стр. 7 - 8.

14 В. Л. Янин. Из истории русской художественной и политической жизни XII в. "СА", 1957, N 1, стр. 113.

15 М. И. Михайлов. Указ. соч., стр. 30.

16 В. К. Гончаров. Художні ремесла. "Історія українського мистецтва". Т. I. Київ. 1966, стор. 377.

17 А. С. Орлов. Библиография русских надписей. М.-Л. 1936, стр. 38, 28.

18 Б. А. Рыбаков. Русские датированные надписи XI - XIV веков. М. 1964, табл. XXXII.

19 А. С. Орлов. Указ. соч., стр. 20, 15.

20 А. А. Медынцева. Серебренники из Новгорода Малого. "СА", 1969, N 4, стр. 259 - 260.

21 М. П. Сотников а. Эпиграфика серебряных платежных слитков Великого Новгорода XII - XV вв. "Труды" Государственного Эрмитажа. Нумизматика. Т. IV. Л. 1961, стр. 49 - 70.

22 Т. В. Николаева. Произведения из мелкой пластики XIII - XVII вв. в собрании Загорского музея. Загорск. 1960.

23 Б. А. Рыбаков. Русская эпиграфика X - XIV вв. "История, фольклор, искусство славянских народов". Доклады советской делегации на V Международном съезде славистов. М. 1963, стр. 41.

24 В. К. Гончаров. Указ. соч., стор. 376, 392.

25 Н. Н. Воронин. Археологические заметки. КСИИМК. Вып 62. 1956, стр. 27.

26 Там же, стр. 28 - 29.

27 Н. Н. Воронин. Новые памятники русской эпиграфики XII в. "СА", 1940, N 6, стр. 304 - 315.

стр. 197


По требованию заказчиков различные надписи на изготовляемых для них предметах вырезали мастера по дереву. Таких надписей особенно много обнаружено в Новгороде на бочках ("Бори" - Борис, "Мень" - Налим, "Фома Ивановиц"), на туесах, поплавках, аршине28 .

Грамотными были и многие строители городов и крепостей. "Правда Ярославичей" наравне с боярами, работавшими над текстом закона, упоминает "городника" - строителя Вышгорода Ждана Микулу, который был тогда не только влиятельным, но и образованным человеком29 . В 1966 г. С. А. Высоцкий опубликовал граффити из Киевского Софийского собора, принадлежащее Лазарю-забойнику (так называли плотников, которые обивали досками-"забоями", или "набоями", ладьи)30 . За последнее время в Киеве, Чернигове, Смоленске, Старой Рязани, Каневе найдено немало кирпичей, на которых встречаются надписи или клейма плинфоделателей в виде кириллических букв. Не менее важны надписи на изделиях из кости (костяная рукоятка из Белой Вежи31 , предметы из Новгорода и Гродно32 ). Отдельные буквы читаются на костяной ложке XII в. и некоторых других изделиях из Ленковец33 .

Сохранились вещественные свидетельства грамотности сапожников. В Новгороде обнаружена деревянная колодка женской туфли с надписью "Мнези" и инициалом в форме буквы "Р". Скорняк оставил свою надпись на горностаевой шапке новгородского епископа Никиты (около 1108 г.), украсив ее словами (съраоим", "хъровимъ"34 . До наших дней дошли надписи ткачей и красильщиков-рисовальщиков на антиминсе из холста (1148 г.)35 , на поруче Варлаама Хутынского 1192 г., изготовленном из парчи36 .

Обращают на себя внимание надписи на многих керамических изделиях: пряслицах, горшках. Наиболее отчетливо такие надписи сохранились на корчагах. Приведем краткую их сводку: Гнездов (первая половина X в.) - "гороухща"37 ; Белая Вежа (конец X в.) - многочисленные буквы на обломках корчаг38 ; Киев (XI в.) - "благодатнеиша плона корчага сия"39 ; Тмутаракань (XI - XII вв.) - фрагменты сосуда, на котором заметно несколько неясных букв (раскопки В. Д. Блаватского); Пинск (XI в.) - "Ярополче вино"40 ; Новогрудок (XII в.) - "Олексин"41 ; Старая Рязань (XII в.) - "Новое вино послано князю Богунка"42 ; Тамань (XII в.) - "вино"43 , Белоозеро (XII в.) - "масло"44 ; Туров (XII в.) - буква45 ; Воинь (XIII в.) - отдельные буквы46 ; Чернигов (XII - XIII вв.) - "золотник"; Белгород (Киевский - XI в.) - "Илья"47 , Суздаль - "Оле...", то есть олей (ольи), масло оливковое48 .

Немало есть материала о распространении грамотности среди вышивальщиц. В числе уникальных памятников вышивки золотом, обнаруженных в 1936 г. в одном из приделов Киевского Софийского собора и датируемых XII в., есть изображающая богоматерь композиция с вышитыми золотыми нитями буквами "МР" ("матерь"), возле портрета святого сохранилась надпись "Гри-


28 Б. А. Колчин. Новгородские древности. Деревянные изделия. М. 1968, стр. 31, 42.

29 М. Н. Тихомиров. Исследования о русской эпиграфики XII в. "СА", 1940, N 6.

30 С. А. Высоцкий. Древнерусские надписи Софии Киевской XI - XIV в,в. Киев. 1966, стр. 102.

31 М. И. Артамонов. Раскопки Саркела-Белой Вежи в 1951 г. "СА", 1958, N 4, стр. 148 - 158.

32 Ф. Д. Гуревич. Древности белорусского Понеманья. М.-Л. 1962, стр. 84.

33 Б. Тимащук. Північна Буковина - земля слов'янська. Ужгород. 1969, стр. 120.

34 М. И. Михайлов. Указ. соч., стр 20 - 23.

35 Б. А. Рыбаков. Русские датированные надписи, стр. 28 - 30.

36 М. И. Михайлов. Указ. соч., стр. 20 - 22.

37 Д. А. Авдусин, М. Н. Тихомиров. Древнейшая русская надпись. "Вестник" АН СССР, 1950, N 4, стр. 74.

38 М. И. Артамонов. История хазар-Л. 1962, стр. 452.

39 Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси, стр. 370.

40 Т. В. Равдина. Раскопки в Пинске "СА", 1966, N 1, стр. 190.

41 Сообщение Ф. Д. Гуревича из секции славяно-русской археологии Пленума Отделения исторических наук АН СССР в апреле 1959 г. (стенограмма).

42 А. Л. Монгайт. Археология в СССР. М. 1955, стр. 271.

43 Т. В. Равдина. Надпись на корчаге из Пинска. КСИИМК Вып. 70. 1957, стр. 153.

44 Л. А. Голубева. Надпись на корчаге из Белоозера. "СА", 1960, N 3, стр. 321 - 322.

45 Д. М. Полубояринова. Раскопки древнего Турова. "Краткие сообщения" Института археологии (КСИА). Вып. 96. М. 1963, стр. 45.

46 В. И. Довженок, В. К. Гончаров, Р. О. Юра. Древньоруське місто Воїнь". Київ. 1966, стор. 85.

47 "Археологические открытия 1969 года". М. 1970, стр. 287.

48 В. В. Седов. Исследования в Суздале. "Археологические открытия 1970 года". М. 1971, стр. 88.

стр. 198


горий"49 . Примечательно, что в этом случае имя дано со славянским, а не греческим окончанием ("ос"). Памятником "письма иглой" XII в. являются и упоминавшиеся выше поручи Варлаама Хутынского. К числу таких же изделий принадлежит "Образ господень на обрусе" с вышитыми славянскими надписями из Ватиканской базилики св. Петра50 . Художественное культовое шитье с надписями вокруг сюжетных изображений святых являлось почти обязательным украшением стен и иконостасов древнерусских храмов, что служит еще одним подтверждением грамотности мастериц "узорочья". Летописи отмечают обилие таких тканей среди церковного имущества51 .

Богатством надписей отличаются мозаика и фрески Киевского и Новгородского Софийских соборов. Новгородские художники Стефан, Микула и Родко оставили свои подписи на стенах расписанного ими в 1108 - 1112 гг. храма Софии52 . Фрагменты фресок с надписями обнаружены в Старой Ладоге, Пскове, Владимире-Волынском, Владимире. Гранильщик из Высокого Городца запечатлел свою грамотность на куске отшлифованного гранита53 . Грамотными были некоторые кровельщики. В Историческом музее в Москве хранятся медные золоченые листы, покрывавшие среднюю главу Успенского собора во Владимире, построенного в 1158 - 1161 гг.; на каждом листе поставлена буква-номер, обозначавшая порядок присоединения листов друг к другу.

Приведенные факты свидетельствуют о распространении грамотности среди ремесленников древнерусских городов. Из 64 известных в Древней Руси ремесленных профессий54 сохранились надписи представителей 44. Можно считать эту цифру заниженной, так как многие ремесленники просто не могли оставить таких надписей на своих изделиях (гвоздях, опонах, шорах, домницах и т. п.). Разумеется, грамотными были не все мастера тех профессий, на изделиях которых есть "автографы".

Таким образом, в свете имеющихся данных следует внести исправления в вывод М. Н. Тихомирова о том, что на Руси в XII - XIII вв. "грамотность была необходима для мастеров немногих профессий"55 . Многие ремесленники того времени практически не могли уже обходиться без письменной и цифровой грамоты. Стремление к овладению ею отвечало дальнейшему развитию материального производства и подъему культуры.


49 М. О. Новицька. Древньоруське гаптування з фігурними зображеннями. "Археологія". Т. XXIV. Київ. 1970, стор. 82, 99.

50 А. Петрушевич. О древнейших иконах с кириллическими надписями, находящихся в Риме. "Науковый сборник, издаваемый литературным обществом Галицко-Русской матицы". Вып. I - IV. Львов. 1865, стр. 272 - 277

51 См. ПСРЛ. Т. 1,стр. 392.

52 А. А. Медынцева. Надписи с именем художника Стефана из Софии Новгородской. "СА", 1970, N 4, стр. 143.

53 А. С. Орлов. Указ. соч., стр. 65.

54 Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси, стр. 509.

55 М. Н. Тихомиров. Древнерусские города, стр. 256.

Опубликовано на Порталусе 07 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама