Главная → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → МУЗЕИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Дата публикации: 10 февраля 2018
Автор(ы): Т. В. ГОЛУБЦОВА →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО →
Номер публикации: №1518265917
Т. В. ГОЛУБЦОВА, (c)
За последнее десятилетие в СССР резко возрос интерес к музеям. С полным основанием можно даже говорить о "музейном буме". Об этом свидетельствуют и цифры. Если в 1965 г. музеи посетили 75 млн. человек, то в 1977 г. - почти 140 миллионов. Ожидается дальнейшее увеличение числа посетителей в музейных залах. Это объясняется рядом причин, а прежде всего тем огромным значением, которое придается Коммунистической партией развитию культуры в целом, музейного дела в частности. Рост интереса к музеям обусловлен также своеобразием их как социального института. Особенность музеев - в единстве научно-исследовательских и воспитательно-образовательных функций, что предопределяет их место в обществе, дает возможность использовать музейные богатства в интересах науки, культуры, народного образования, идейно- нравственного, патриотического, интернационального и эстетического воспитания народа.
Огромна роль музеев как хранителей и пропагандистов коллективного исторического опыта и прогрессивных традиций. Памятники истории и культуры, составляющие музейные собрания, отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины, борьбу народных масс за свободу и независимость, историю становления и развития советского социалистического государства. Они являются неотъемлемой частью мирового историко-культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации. Посетители музеев получают возможность прямого контакта с первоисточниками знаний, что вызывает в них глубокие эмоции и не только воздействует на формирование личности, но и усиливает восприятие информации. Особенно ярко эти свойства проявляются при соприкосновении с реликвийными, уникальными памятниками или мемориальными музейными предметами, принадлежащими тем, чьи имена вошли в летопись славы нашей страны.
Краткое изложение доклада, сделанного на общем собрании Отделения истории АН СССР.
стр. 152
Уже в первые месяцы после Великого Октября правительство Советской России принимало конкретные меры, чтобы сделать исторические и культурные ценности доступными для народа, сохранить их для будущих поколений. Разработанные В. И. Лениным принципы культурной политики и ныне определяют отношение Коммунистической партии и Советского государства к культурному и историческому наследию. Большие задачи музеям как идеологическим учреждениям поставлены в решениях съездов КПСС, постановлениях ЦК нашей партии. Значение музеев в формировании духовной жизни советского общества периода развитого социализма отмечается и в новой Конституции СССР и в "Законе об охране и использовании памятников истории и культуры", принятом Верховным Советом СССР в 1976 году. Исключительно большую роль в расширении и совершенствовании музейного дела сыграли постановление ЦК КПСС "О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся" (1964 г.) и постановление Совета Министров СССР "О музейном фонде Союза ССР" (1965 г.). В этих документах изложена широкая программа деятельности музеев в период развитого социализма. Активная реализация этой программы музеями позволяет говорить о качественных изменениях в их деятельности, прежде всего о значительном развитии в музеях научных исследований.
В настоящее время в нашей стране имеется около 1500 государственных музеев (вместе с филиалами). Среди них: 375 общеисторических и историко- революционных; 242 Мемориальных, посвященных знаменательным событиям или выдающимся политическим деятелям, представителям науки, техники, культуры; 519 краеведческих республиканских, краевых, областных и районных, чьи экспозиции имеют исторические разделы, отражающие местные события с древнейших времен до наших дней; музеи в составе научных учреждений, учебных заведений, предприятий. Подавляющее большинство музеев нашей страны возникло за годы Советской власти. В Азербайджане, например, ныне имеется 47 музеев (до революции не было ни одного), в Армении - 42 (до революции - 1), в Грузии - 83 (до революции - 2), в Казахстане - 40 (до революции-1) и т. д. За две предыдущие пятилетки открыто около 200 музеев; по десятому пятилетнему плану намечается открыть еще 90 музеев. Изучаются возможности создания новых государственных музеев в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, в недавно возникших промышленных городах.
Около 9 тыс. музеев на общественных началах действуют сейчас на предприятиях, в школах, вузах, сельских Советах, воинских частях. Их организаторами выступают краеведы-учителя, врачи, школьники, пенсионеры, а также военнослужащие. Это массовое движение обогащает науку и имеет огромное значение в воспитании трудящихся и особенно молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях нашего народа. Многие бесценные реликвии выявлены, стали достоянием народа и взяты на государственный учет в результате активного поиска участников походов по местам героических свершений соотечественников. Большая заслуга в этом принадлежит ЦК ВЛКСМ, который вместе с Министерством культуры СССР и министерствами культуры союзных республик, опираясь на музейных работников, систематически приобщает комсомольцев и пионеров к этой полезной деятельности. Музеи на общественных началах служат резервом для развития сети государственных музеев. Одним из рациональных путей ее формирования, как показала практика, является преобразование музеев на общественных началах в филиалы государственных музеев, а затем в самостоятельные музеи.
Перспективным направлением музейного строительства стало создание при наличии необходимых условий объединенных музеев в городах, областях и национальных автономных республиках. Положительный опыт в этом деле накоплен в Российской Федерации, где образовано несколько объединенных музеев в Бурятской АССР, во Владимирской, Ивановской, Калининской областях и т. д. Организационное укрупнение позволяет рациональнее планировать работу музеев, решать вопросы сохранности и использования их ценностей в научных и образовательно-воспитательных целях. Внимание Министерства культуры СССР направлено также на создание в соответствии с "Законом об охране и использовании памятников истории и культуры" историко-культурных заповедников. Существующие музеи-заповедники организованы на основе ансамблей и памятников архитектуры и истории, относящихся к дореволюционному прошлому. Особое место среди них занимает мемориальный музей-заповедник
стр. 153
В. И. Ленина в Шушенском. В последние годы в различных республиках (Украинской, Грузинской, Бурятской автономной) возникли "музеи под открытым небом" на базе археологических раскопок, а также этнографических комплексов, в частности памятников народного деревянного зодчества, которые были свезены в охранную зону из различных мест. Один из таких комплексов, неподалеку ют Киева, занимает 140 га и, хотя находится пока еще в стадии развития, уже представляет большой интерес для этнографов, археологов, архитекторов, художников. Заслуживает внимания попытка АН УССР и музейных работников республики показать рядом с этим комплексом, отражающим характерные черты быта и застройки сел далекого прошлого, архитектурно-бытовой облик современного села. Имеется необходимость и в создании музеев-заповедников, посвященных важнейшим событиям советской истории. Эта задача может быть решена лишь на научной основе, при творческом содружестве музеев с учеными, представляющими различные институты академий наук СССР и союзных республик.
В фондах музеев СССР сосредоточено около 50 млн. предметов, вещественных, письменных источников и произведений искусства, которые тоже являются источниками для изучения истории. Крупнейшими хранилищами памятников прошлого являются Государственный исторический музей (4 млн. ед. хр.), Государственный Эрмитаж (около 4 млн. ед. хр.), Центральный музей революции СССР (1 млн. ед. хр.), Центральный музей Вооруженных Сил СССР (свыше 600 тыс. ед. хр.), Государственный музей этнографии народов СССР (свыше 500 тыс. ед. хр.). Крупные собрания имеют многие краеведческие музеи. К примеру, Пермский областной краеведческий музей насчитывает в основном фонде свыше 300 тыс. ед. хр., Свердловский и Смоленский музеи - свыше 200 тыс. ед. хр. каждый. Ценнейшие исторические памятники находятся и в небольших музеях, не всегда известных за пределами своего края.
Советским законодательством определены принципы комплектования, хранения, учета и использования музейных памятников. Музейный фонд СССР - это совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, независимо от времени их происхождения, места нахождения, материала и техники изготовления, имеющих научное, историческое или художественное значение. По советским законам памятники истории и культуры являются достоянием народа и охраняются государством. Руководствуясь этим, Министерство культуры СССР обращает серьезное внимание на состояние фондов музеев, ориентируя их работников и местные органы культуры на упорядочение учета и хранения музейных ценностей в целях более планомерного их изучения и эффективного использования. За последние годы несколько улучшилась материально-техническая база музеев, ежегодно наблюдается увеличение музейных площадей, в том числе фондохранилищ. Значительная работа проведена по сверке наличия фондов и приведения в порядок фондовой документации. Принимаются меры к улучшению хранения рукописей и других архивных материалов, имеющихся в музеях.
Государственный музейный фонд СССР ежегодно увеличивается примерно на 1 млн. памятников. Их целенаправленное и планомерное поступление осуществляется в различных формах: в результате проведения экспедиций по профильной тематике; текущего комплектования на предприятиях, стройках и в учреждениях, через семьи ветеранов партии, героев труда и войны, выдающихся деятелей науки и культуры; систематическое пополнение коллекций плаката, нумизматики, филателии, произведений изобразительного и прикладного искусства. Немаловажным каналом является также передача в дар музеям организациями и частными лицами материалов, имеющих историческую, художественную или иную культурную ценность.
Комплектование музеев производится также через ежегодно проводимые ими археологические и этнографические экспедиции. Организуются они, как правило, совместно с институтами академий наук СССР и союзных республик. Такое содружество должно расширяться, в частности, при проведении историко-бытовых, тематических и археографических экспедиций, цель которых - сбор материалов по истории социально-экономических отношений, науки, культуры, революционного движения. Особенно необходимо тесное взаимодействие с учеными соответствующих научных институтов, когда речь идет о комплектовании музеев материалами по современно-
стр. 154
сти. Научные основы такого комплектования разработаны пока еще слабо. Между тем именно сейчас в музеях закладываются коллекции по истории развитого социализма, которые должны стать источниковедческой базой науки и образовательно-воспитательной деятельности музеев в будущем. Так, на Байкало-Амурской магистрали за 1975 - 1977 гг. побывали экспедиции почти 30 музеев. История строительства БАМа, как и многих других современных строек, не может быть воссоздана всесторонне без изучения материалов, хранящихся в музеях.
Но проведение музеями и научными учреждениями совместных экспедиций, а также участие ученых в их подготовке на всех основных этапах - только одна сторона проблемы комплектования музейных фондов. Серьезного исследования требуют вопросы, касающиеся определения источников комплектования музеев, разработки критериев отбора памятников, отражающих процессы и явления современной жизни с наибольшей полнотой и достоверностью. Поскольку в создании полноценной источниковедческой базы науки, в сохранении культурного наследия прошлого одинаково заинтересованы и музейные работники и ученые, они должны объединить свои творческие усилия для решения этих проблем.
Расширению источниковедческой базы исторической науки способствует и научно-информационная деятельность музеев. Самостоятельно и в содружестве с научными учреждениями страны музеи издают документальные публикации. Государственный исторический музей выпускает совместно с Институтом истории СССР АН СССР летописи по истории Крестьянских войн и революционного движения. В 1973 г. вышел в свет, например, сборник документов по истории крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, в 1975 г. - первый том "Эпистолярного наследия декабристов", "Материалы по истории революции 1905 -1907 гг.". Центральным музеем революции СССР подготовлен и издан ряд сборников воспоминаний активных участников революционного движения, Великой Отечественной войны, строительства социализма и коммунизма ("Хлеб и революция", "Этих дней не смолкнет слава" и др.). Материалы по истории республик, краев и областей публикуются в краеведческих записках и сборниках. Благодаря этим изданиям в научный оборот вводятся источники но разнообразной тематике.
В государственных музеях постоянно осуществляется работа по подготовке и изданию научных каталогов и обзоров музейных коллекций. Центральным музеем Революции СССР в последние годы опубликованы каталоги "Ордена и медали Советского Союза", "Листовки Великого Октября", "Большевистские листовки первой русской революции 1905 - 1907 гг." и др. Государственным историческим музеем подготовлен обзор "Письменные источники в собрании ГИМ", "Дворянские революционеры-демократы в изобразительном искусстве", публикуются каталоги в "Нумизматических сборниках", разработан "Определитель русского оружия XI-XIX веков", составлен определитель "Крестьянская одежда населения Европейской России"; отдел древних рукописей ГИМ принимает участие в подготовке сводного каталога рукописных книг СССР, предпринятой Археографической комиссией Отделения истории АН СССР. Публикационная деятельность музеев должна быть расширена и еще теснее увязана с общими задачами развития исторической науки. Назрела необходимость в координации и методическом руководстве этой работой со стороны АН СССР. Положительную роль могла бы здесь сыграть разработка перспективного координационного плана изданий, содержащего перечень наиболее актуальных тем публикаций, и создание совместных научных работ.
Сотни советских и зарубежных ученых ежегодно работают в фондах наших музеев по различным научным проблемам. На музейных материалах написаны фундаментальные монографии, научные статьи и учебные пособия. Каждое серьезное историческое исследование в той или иной мере затрагивает музейные коллекции. Изобразительные материалы из их фондов широко используются для иллюстрирования многотомных изданий ("История Москвы", "История Великой Отечественной войны", "История СССР с древнейших времен до наших дней", "Иллюстрированная история СССР" и др.). Музейные коллекции - неиссякаемый источник подготовки курсовых и дипломных работ студентов. Большое воспитательное значение имеет участие школьников и студентов в краеведческой работе, создании музеев на общественных началах.
стр. 155
Важным направлением в научно-исследовательской работе музеев являются их изыскания в области истории СССР, истории КПСС, специальных исторических дисциплин, в том числе археологии и этнографии. В частности, научные работы сотрудников Государственного музея этнографии народов СССР, исторических музеев союзных республик и музеев революции широко известны научной общественности. Многие из этих исследований завершились подготовкой и защитой кандидатских и докторских диссертаций. Долголетняя совместная с академиями наук СССР и союзных республик работа ведется по созданию Свода памятников истории и культуры. Прочные научные контакты установились у Государственного исторического музея с институтами истории СССР, археологии и этнографии АН СССР. Государственный музей этнографии народов СССР осуществляет совместные научные разработки с профильными институтами ряда республиканских академий наук, в частности в создании региональных атласов, в подготовке многотомных изданий по истории народов нашей страны.
Значительные успехи достигнуты местными музеями в изучении родного края, современного развития экономики и культуры. Как правило, эти исследования проводятся совместно с вузами, техникумами, архивами, с привлечением энтузиастов-краеведов. Например, сборники научных статей Пермского, Брянского, Камчатского, Ярославского, Волгоградского, Днепропетровского и других областных музеев вносят много нового в разработку истории соответствующих регионов, вводят в научный оборот неизвестные ранее источники. Огромную важность имеют научные исследования в области музееведения (история музеев, вопросы научного и архитектурно- художественного проектирования экспозиций, разработка научных основ образовательно-воспитательной и пропагандистской работы музеев). В целях совершенствования музейного дела коллегия Министерства культуры СССР приняла решение о создании Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории музееведения в составе Центрального музея революции СССР. С помощью и при участии ученых АН СССР она должна стать действенным всесоюзным научным центром по разработке теоретических, методических и организационно-практических проблем музееведения.
Анализ научной работы крупнейших музеев страны позволяет говорить о них как о специфических научно-исследовательских учреждениях, занимающих свое место в системе общественных наук. В своей деятельности они тесно связаны с соответствующими ведомствами, в первую очередь академиями наук СССР и союзных республик. Проводившийся к 60-летию Великого Октября Министерством культуры СССР Всесоюзный смотр музеев исторического профиля и отделов истории советского общества краеведческих музеев стимулировал развитие научных контактов: ученые широко привлекались к обсуждению и рецензированию экспозиций и тематико-экспозиционных планов музеев, к активному участию в работе научных конференций и совещаний, проводившихся на всесоюзном и республиканском уровнях, к участию в массовой научно-просветительной работе музеев. Положительную роль играют Научно-методический совет по работе музеев при Министерстве культуры СССР, председателем которого является чл.-корр. АН СССР Ю. А. Поляков, и Музейный совет при Президиуме АН СССР, возглавляемый акад. Б. А. Рыбаковым. Научное взаимодействие музеев и научно-исследовательских институтов начинает все чаще оформляться договорами о творческом сотрудничестве. Такой договор на десятую пятилетку заключен, например, между Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного научного центра АН СССР и Приморским краевым краеведческим музеем имени В. К. Арсеньева.
Чрезвычайно важна роль музея как популяризатора и пропагандиста исторических знаний. Музеи разного профиля прочно вошли в образовательно- воспитательную систему советского общества. Учащаяся молодежь составляет основной контингент их посетителей (40 - 50%). Музейные работники и преподаватели едины в своих стремлениях теснее связать музеи с учебным процессом. С учетом школьных программ разрабатывается тематика экскурсий и факультативных занятий, в экспозиционных залах проводятся уроки- экскурсии. Основным средством пропаганды исторических знаний в музеях служит экспозиция. Она является одним из важнейших результатов научно- исследовательской деятельности музеев, своеобразной музейной публикацией первоисточников. Определяя научную концепцию экспозиции, музейные работники опи-
стр. 156
раются на новейшие достижения советской исторической науки, исследуют малоразработанные вопросы применительно к целям и задачам экспозиции. В настоящее время идет активный процесс перестройки музейных экспозиций с целью приведения их содержания в соответствие с поставленными партией задачами идеологической работы.
Значительно повысились профессионально-музейные требования к научному и художественному проектированию экспозиции, что приносит ощутимый положительный результат. Но создание экспозиции, глубоко и многосторонне отражающей исторический процесс и современность и в то же время образной и эмоциональной, - чрезвычайно сложная и далеко не решенная задача. Ученые призваны более активно включиться и в эту сферу музейной работы. В целом сегодня уже недостаточно существующего сотрудничества в форме консультаций, рецензий, участия в обсуждении тематико-экспозиционных планов и экспозиций музеев на заседаниях ученых и методических советов. Хотелось бы видеть ученых - историков, археологов, этнографов соавторами научных концепций музейных экспозиций и тематико-экспозиционных планов. Такое творческое содружество открыло бы новый этап музейного строительства в СССР.
Эффективная работа музеев по пропаганде исторических знаний невозможна без изучения интересов и запросов посетителей. Современная музейная аудитория отличается высоким уровнем культуры, широтой кругозора. Проводимые в музеях социологические исследования позволяют выявить мотивы посещения, роль их в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, в воспитании советского патриотизма и интернационализма, нравственных норм и эстетических вкусов. Посетители рассматривают музей как дополнительный источник информации, который дает конкретные знания по истории и современности. Чрезвычайно действенно влияние на сознание и чувства человека его знакомство с подлинными памятниками, даже если они подтверждают то, что было известно из книг, фильмов и других источников. Познавательный мотив посещения музея является преобладающим, особенно среди учащейся молодежи. Интерес к ранним периодам отечественной истории, к вещественным памятникам, характеризующим производство, культуру и быт людей ушедших эпох, сочетается у нынешних посетителей музеев с огромным желанием лучше узнать историю советского общества, особенно современность. Их привлекает прежде всего тематика, связанная с героическими этапами в жизни советского народа: Великий Октябрь, гражданская и Великая Отечественная войны, биографии соотечественников, проявивших высокие нравственные качества в революционной борьбе, в боях за свободу и независимость Родины, в социалистическом и коммунистическом строительстве.
Все более возрастает в научно-просветительной работе значение музейной экскурсии. В 1977 г. в музеях страны было организовано около 1,5 млн. экскурсий (это на 50 тыс. больше, чем в 1976 г.) с числом экскурсантов около 43 миллионов. Широко практикуются два вида экскурсий: обзорные, освещающие крупные исторические периоды или экспозицию в целом, и тематические, глубоко и всесторонне раскрывающие отдельные темы. Для школьников, студентов вузов и техникумов, слушателей системы политического просвещения разработаны циклы экскурсий по истории Коммунистической партии, истории СССР (особенно периода развитого социализма). К сожалению, музеи еще не всегда имеют возможность удовлетворить желание посетителей осмотреть экспозиции в сопровождении экскурсовода.
Широкое распространение в научно-просветительной работе музеев получила лекционная пропаганда исторических знаний, которую проводят музейные работники на предприятиях, в колхозах, воинских частях. Лекции иллюстрируются передвижными выставками или отдельными экспонатами. Большую популярность завоевали агитпоезда и агитпароходы, обслуживающие отдаленные от музеев места. Свыше 100 тыс. лекций по нескольким десяткам тем читаются ежегодно музейными работниками. Помимо того, в музеях страны или с их участием действуют народные университеты исторических знаний, разнообразные лектории, молодежные клубы, кружки, организуются вечера встреч с ветеранами партии, знатными людьми страны, непосредственными участниками исторических свершений нашего времени.
стр. 157
Роль музеев в идеологической работе высоко оценивается партийными органами, которые принимают меры, направленные на совершенствование музейного дела, углубление, и расширение работы музеев по коммунистическому воспитанию трудящихся на революционных, боевых и трудовых традициях КПСС и советского народа, на более тесное взаимодействие музеев с системой партийно-пропагандистской работы. Заинтересованное участие партийных, общественных организаций и научных учреждений, вузов, школ и союзов творческой интеллигенции в работе музеев позволяет им вести разнообразную воспитательную работу в больших масштабах, дифференцируя ее с учетом социальных, возрастных, профессиональных и других особенностей посетителей. Совершенствованию этой работы будет способствовать более широкое взаимодействие с музеями ученых, преподавателей вузов и школ.
Коллективами музеев глубоко осознана задача повышения эффективности и качества их работы по коммунистическому воспитанию трудящихся. Эту задачу нельзя решить без последовательного и целенаправленного внедрения научных принципов и критериев во все сферы музейной работы. Именно поэтому возрастает роль ученых-историков в решении кардинальных проблем музейного строительства в СССР.
Опубликовано на Порталусе 10 февраля 2018 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK