Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО есть новые публикации за сегодня \\ 13.07.20


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ АКАДЕМИИ НАУК

Дата публикации: 14 января 2020
Автор: В. И. ВАСИЛЬЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Новая и новейшая история, № 6, 2012, C. 123-132
Номер публикации: №1578999151 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В. И. ВАСИЛЬЕВ, (c)

найти другие работы автора

К 285-летию Первой академической типографии в России

 

Создание Академии наук, основанной в 1724 г. по воле императора Петра I, и ее становление в качестве научного и просветительского центра России было невозможно представить без широкой издательской деятельности. К 1725 г. возникла целая система учебных заведений: начальных школ при заводах и верфях, русских технических и инженерных школ, вплоть до высшей технической школы. Это привело к тому, что "печатная научно-техническая книга стала... в начале XVIII в. жизненной необходимостью для развития русской промышленности и техники"1. Естественно, что вскоре вслед за основанием Академии наук при ней была открыта Академическая типография. Закономерно, что историю научного - академического книгоиздания в России неразрывно связывают и не отделяют от истории основания, становления и развития Первой академической типографии в России. Ее история - это и история издательской деятельности Академии наук, и, следовательно, развития науки, образования и культуры в стране.

 

Академическая типография - одно из первых учреждений академии - была основана 4 октября 1727 г. (по старому стилю). Вплоть до 1923 г., когда из ее состава было выделено издательство как самостоятельное учреждение академии, зарегистрированное в этом качестве в Главном управлении по делам литературы и издательств 14 апреля 1923 г., Академическая типография выполняла также и функции издательства2. Таким образом, она стала исторической предшественницей современного издательско-полиграфического комплекса Академии наук, и издательство "Наука" ведет отсчет своей истории именно с этого времени3.

 

Нам уже приходилось обращаться к вопросам истории издательской деятельности Академии наук4 в контексте выпуска первых научных изданий, в связи с 200-летним юбилеем Академической типографии, проблемами периодизации истории Академии наук, истории книги и отечественного академического книгоиздания, особенностей его в военный период. Мы выделили шесть периодов в становлении и развитии издательской деятельности Академии наук. Первый период, получивший название "Академическая типография" (АТ) - издательский орган Академии наук (вторая четверть

 

 

Васильев Владимир Иванович - член-корр. РАН, председатель Научного совета РАН по комплексной проблеме "История Российской академии наук".

 

1 Данилевский В. В. Русская техническая литература первой четверти XVIII века. М. -Л., 1954, с. 24.

 

2 См., например: Лихтенштейн Е. С. Из истории научных изданий в СССР (Академическая типография - Издательство Академии наук СССР). - Книга: исследования и материалы, сб. 3. М., 1960, с. 29 - 89.

 

3 См. об этом: Васильев В. И. Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии, в 2-х кн. М., 1998 - 1999.

 

4 Васильев В. И. Вехи истории издательской деятельности Академии наук. - Новая и новейшая история, 2000, N 2, с. 12 - 20.

 
стр. 123

 

XVIII в. - первая четверть XX в.)", имеет три этапа (приводится уточненный вариант с учетом сегодняшних воззрений)5:

 

1. 1726 г. - конец 40-х годов XVIII в.: зарождение и становление АТ. Обеспечение России книгами светского содержания.

 

2. Вторая половина XVIII в.: Академия наук и АТ - главный книгоиздательский центр России.

 

3. XIX в. - первая четверть XX в. (до 1923 г.): специализация АТ на издании научной литературы; АТ - научное издательство, основная цель которого - обеспечение прежде всего потребностей Академии наук, а также "исключительно научных и правительственных учреждений, нуждавшихся в специальных шрифтах или особо сложных наборах"6; ведущая роль АТ и Академии наук в становлении научного книгоиздания в России и основ книжной культуры.

 

В год 285-летия Первой академической типографии в России в настоящей статье предпринимается попытка охарактеризовать развитие науки и культуры в России в контексте истории Академии наук через призму деяний исторических личностей, выдающихся деятелей науки и культуры России, основываясь прежде всего на архивных и печатных материалах по основанию и развитию АТ в России.

 

Прежде всего о роли императора Петра I в основании Академической типографии. Нам приходилось неоднократно высказываться об этом в разных аспектах и ранее7. Наша позиция такова: Петр I изначально, еще на этапе "раздумий" о создании Академии, предполагал осуществление в ней издательской деятельности, что в 1727 г. было отражено в Указе Петра II, согласно которому АТ становилась центром гражданской печати.

 

Во-первых. "Правая" рука Петра I по разработке "Проекта положения об учреждении Академии..." лейб-медикус Л. Л. Блюментрост еще до своего официального назначения ее Президентом и задолго до создания АТ вплотную занимался формированием не только академии, но и, без сомнения, материально-технической базы типографии (такое поручение он получил еще в 1724 г.). Во исполнение этого поручения 1 декабря 1726 г. Л. Л. Блюментрост просил кабинет е.и.в. обязать Санкт-Петербургскую типографию до завершения работы по оснащению АТ печатать сочинения академиков. 24 декабря 1726 г. было принято положительное решение кабинетом е.и.в.8

 

Во-вторых. "Проект положения об учреждении Академии наук и художеств", тщательно проработанный Петром I, рассматривавшийся (и одобренный) 22 января 1724 г. в его присутствии в течение четырех часов на заседании Сената в Зимнем дворце9, содержал в параграфе "Должность академиков" три пункта (2, 6 и 9-й), бесспорно подтверждающих намерение Петра I иметь при академии собственную издательско-полиграфическую базу:

 

"2. Каждый академикус обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему лехко будет экстракт из оных сочинить. Сии экстракты, с протчими изобретениями и розсуждениями, имеют от Академии в назначенные времена в печать отданы быть".

 

 

5 Там же, с. 17.

 

6 Отчет о деятельности Академии наук Союза Советских Социалистических Республик за 1928 год. Издательство Академии наук СССР. Л., 1929, с. 290.

 

7 Васильев В. И. Петр I и Академическая типография. - Федоровские чтения. 2003. М., 2003, с. 448 - 464; его же. История создания и деятельности Первой академической типографии в России как базовый источник изучения книжной культуры. - Научная книга и проблемы книжной культуры на пространстве СНГ. М., 2012, с. 7 - 8, и др.

 

8 Российский государственный архив древних актов, ф. 9. Кабинет Петра I, Отд. II, N 52, л. 229 - 234.

 

9 История Академии наук СССР, в 3-х т., т. 1. М. -Л., 1958, с. 30 - 32.

 
стр. 124

 

"6. Каждый академикус обязан систем или курс в науки своей в пользу учащихся младых людей изготовить, а потом оные имеют на императорском иждивении на латинском языке печатаны быть".

 

"9. Без живописца и градировального мастера обойтися невозможно будет, понеже издания, которые в науках чиниться будут (ежели оные сохранять и публиковать), имеют срисованы и градированы быть"10.

 

В-третьих. Близкий к Петру I (в то время "художник") А. К. Нартов, представивший ему в декабре 1724 г. (следовательно, уже после основания академии- 8 февраля 1724 г. по новому стилю) проект "Академии разных художеств"11, предусматривал при ней "типографию для печатания гражданских книг и грыдорованных листов, с принадлежащими к ней служителями". Однако Петр I собственноручно вычеркнул эту позицию12, что подтверждает иногда оспариваемое намерение Петра иметь собственную типографию для издания трудов именно уже при основанной им Академии наук, хотя это следует из приведенных выше пунктов 2, 6 и 9 "Проекта положения...". Это мнение подтверждается и тем фактом, что АТ наряду с первыми учреждениями академии вошла в ее состав на первом же этапе начала практической деятельности академии (в ту пора она имела в своем составе семь рабочих)13.

 

Нам уже не раз приходилось обращаться к темам: "Ломоносов и книга", "Ломоносов и книжная культура", "Ломоносов и модернизация Академии наук" и др.14 В юбилейный для АТ год хотелось бы коснуться участия гениального ученого и великого сына русского народа именно в развитии АТ и издательской технологии на ее базе.

 

М. В. Ломоносов и как автор, и как советник Академической канцелярии был самым теснейшим образом связан с издательско-полиграфическим производством. Ему нередко приходилось непосредственно участвовать в решении технических и организационно-технологических проблем в сфере издательско-полиграфических процессов. Ломоносов часто пользовался услугами "грыдыровальной" (гравировальной) палаты АТ. Получив представление Ломоносова о намерении изготовить новый глобус на "российском языке... для общего употребления и пользы", Канцелярия академии в тот же день распорядилась "оные карты вырезать". Заботился он и о подборе умелых работников для "резания на меди карт"15.

 

Для издания ломоносовской "Российской грамматики" АТ пришлось специально заказывать "литеры с акцентами". Канцелярия академии по просьбе типографии заказала "абиссинские и эфиопские слоги" для грамматики Ломоносова по рисунку, как предполагают, исполненному им самим. Известно, что он передал типографии при сдаче в набор изображение этих слогов. "Пунсонной палате" было дано поручение вырезать эти слоги.

 

 

10 Российский государственный исторический архив (СПб.), Именные указы, ф. 1329,1724 г., оп. 1, д. 26, л. 89 - 100. Цит. по: История Академии наук СССР, т. 1, с. 431, 432; Полное собрание законов Российской империи. Т. VII. С 1723 по 1727. СПб., 1830, N 4443, с. 222, 223.

 

11 Живопись, скульптура, гравирование, механика, приборостроение считались в ту пору ремеслами, хотя и самыми квалифицированными.

 

12 Загорский Ф. Н. Андрей Константинович Нартов. 1693 - 1756. Л., 1969, с. 34.

 

13 Материалы для истории Имп. Академии наук, т. 1. СПб., 1895, с. 273 - 275.

 

14 См., например: Васильев В. И. Ломоносов и книгоиздание. - Полиграфия, 1986, N 12, с. 31 - 33; Васильев В. И., Ермолаева М. А. М. В. Ломоносов и академическое книжное дело. -Вопросы истории, естествознания и техники, 2011, N 4, с. 3 - 13; Васильев В. И. "Как исправить Академию наук" (к вопросу о роли М. В. Ломоносова в модернизации Академии). - Исторические записки, сб. 14. М., 2012, с. 241 - 247, и др.

 

15 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 9. М. -Л., 1955, с. 302.

 
стр. 125

 

Каких только проблем академического книжного дела не касался разум великого ученого. В материалах комиссии "для отрешения излишеств от Академии", которую возглавлял Ломоносов, есть запись о выделении средств на материалы для типографии "без излишеств", но в "довольной сумме". В документах Ломоносова, касающихся административно-хозяйственной работы, содержатся сведения об изготовлении реалов и касс для типографии, причем образцы, сделанные русскими мастерами, оказались лучше немецких и дешевле по стоимости.

 

Ломоносов заботился о расширении издательской деятельности Академии наук и технологических возможностей ее типографии. Страна переживала культурный подъем, и AT, оснащенная ручными печатными станами, уже не удовлетворяла запросы общества. Ученый настаивал на принятии действенных мер, направленных к "умножению книг российских, чем бы удовольствовать требующих охотников"16. По его мнению, необходимо было значительно расширить и обновить печатный парк типографии. Он требовал также увеличения штата квалифицированных переводчиков и создания "Российского собрания" для контроля за чистотой русского языка.

 

В представлении в Канцелярию академии об утверждении регламентов университета и гимназии и плана новых академических зданий Ломоносов предлагал следующим образом распределить помещения третьего корпуса главного академического строения: "В средине зал собрания Академии Художеств, под ним Книжная лавка; прочие части верхнего яруса на рисовальные, грыдыровальные и другие художества, нижнего - на типографию"17.

 

По инициативе М. В. Ломоносова в 1755 г. был создан журнал "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие". Он просуществовал до 1764 г., почти до его кончины, причем в последние годы в его направленности был сделан акцент на популяризацию научных достижений. Ученый отслеживал периодичность этого журнала, а также уровень его полиграфического исполнения. Так, в "Определении Канцелярии Академии наук о правке корректур "Ежемесячных сочинений""18 он внес предложение и об оптимизации редакторской подготовки этого издания. Ученый считал, что главные редакторы Миллер и Попов должны вносить правки еще на стадии работы с рукописью, а не в уже набранные корректуры, поскольку это затягивает выпуск журнала и в некоторой степени снижает его уровень. Насколько это злободневно и сегодня!

 

В 50 - 60-е годы XX столетия усилиями советских исследователей Г. А. Орлова, Г. А. Виноградова, Е. Л. Немировского, Ю. Н. Теплова и др.19 были восстановлены достижения русских изобретателей и мастеров печатного дела в создании принципиально новых образцов технических средств книгопечатания и их модернизации. Поиски и исследования, проводимые нами в этом направлении, позволили обнаружить не введенные в научный оборот материалы, свидетельствующие об участии выдающегося русского механика-конструктора и изобретателя И. П. Кулибина в развитии технической базы научного книгопечатания. В фондах Петербургского филиала Архива РАН (ПФА РАН) выявлены ранее не публиковавшиеся рапорты с подлинными подписями И. П. Кулибина, а также другие материалы, проливающие свет на его роль в этом важном деле.

 

 

16 Представление президенту АН об излишествах, замешательствах и недостатках в Академии наук и о мерах к улучшению ее положения. - Там же, т. 10. М. -Л., 1957, с. 36.

 

17 Представление в Канцелярию АН об утверждении регламента университета и гимназии и плана новых академических зданий. - Там же, т. 10, с. 545 - 548.

 

18 Определение Канцелярии АН о правке корректур "Ежемесячных сочинений". - Там же, с. 203 - 204.

 

19 См. об этом: Васильев В. И. Техника научного книгопечатания. История, состояние, перспективы. М., 1981.

 
стр. 126

 

 

Рис.1. Издание 1941 г., выпущенное в 1946 г.

 

И. П. Кулибин был назначен на должность механика в Петербургскую Академию наук в 1769 г. Доказано его участие в техническом перевооружении ряда отраслей русской промышленности. Коснулось оно и технических средств книгопечатания.

 

Так, в 1784 г. И. П. Кулибин изучал состояние технической базы АТ. Это следует из его рапорта от 22 апреля 1784 г. в Канцелярию Академии наук. "Сего 1784 года минувшаго марта дня... велено мне при книжных типографиях пересмотреть станы". Далее И. П. Кулибин подчеркивает, что в осмотренных станах "от давнего употребления много неисправностей". Для осмотра он привлек "вольных мастеров" - слесаря Эртмана Цузанта и столяра Иоганна Шутана и составил с ними реестр затрат. На рапорте после расчета есть приписка, сделанная рукой И. П. Кулибина: "Согласилса за 250. О сем всепокорнейше репортует Иван Кулибин"20.

 

В другом архивном документе - копии "С журнала Канцелярии Академии наук апреля 22 дня 1784 года" приводится текст выписки с поручением И. П. Кулибину от имени Е. Р. Дашковой "в печатных пяти станах разные вещи чрез вольного мастера Цузанта... в непродолжительное время исправить... и репортовать"21. О выполнении работ по ремонту печатных станов, которые были "апробованы", и о необходимости произвести оплату И. П. Кулибин рапортовал в Канцелярию Академии наук 8 апреля 1785 г.22 В ПФА РАН сохранился этот рапорт с подлинной его подписью.

 

Сведения о самостоятельном изготовлении в АТ печатных станов есть еще в одном рапорте Кулибина, собственноручно подписанного им 6 мая 1784 г.: "По репорту моему о неисправности зделанных в прошлом, 1783-ем году с майя 26-го дня, слесарем Цузантом двух новых типографских станов велено мне по выписке из журнала NN 237-ом, генваря 25 дня нынешнего году отдать для на длежащаго порядочнаго исправления вторительно, а как он ныне, вместо тех частей в коих было сумнительство зделает другие ...следует ему выдать... деньги"23.

 

 

20 ПФА РАН, ф. 3, оп. 1, кн. 339, л. 217.

 

21 Там же, л. 218.

 

22 Там же, л. 219.

 

23 Там же, кн. 340, л. 89.

 
стр. 127

 

Особый интерес для определения конструктивных особенностей применявшихся в конце XVIII в. печатных станов имеют два документа, выявленные в фондах ПФА РАН: выписка из журнала канцелярии за подписью академика Алексея Протасова от 22 октября 1785 г. и рапорт от 19 ноября 1785 г., собственноручно подписанный И. П. Кулибиным и адресованный в Канцелярию Академии наук (см. рис. 1)24.

 

Научное описание рукописного наследия И. П. Кулибина было осуществлено в 1953 г. Н. М. Раскиным и Б. А. Малькевичем. Ими включены в опись еще ряд интересующих нас документов25. Однако они не были опубликованы и не использовались по интересующей нас теме.

 

Из отчетов Кулибина о работах, произведенных в инструментальной, слесарной, токарной и барометренной мастерских в декабре 1772 и в 1773 гг., можно определить конструктивные особенности технических средств, применявшихся в этот период в научном книгопечатании, что представляет бесспорный интерес для изучения истории техники на примере технических средств полиграфии. На основании же изучения известных и вновь выявленных материалов из наследия И. П. Кулибина можно сделать обоснованные выводы о техническом оснащении АТ и особенностях конструкции печатных станов, эксплуатировавшихся в ее цехах в 1770 - 1790 гг. Можно также считать установленным факт активного участия выдающегося изобретателя И. П. Кулибина и искусных русских мастеров - Э. Цузанта, И. Леонгарда и И. Шутана в разработке, изготовлении и ремонте печатного оборудования, что в значительной мере повлияло на развитие технической базы академического и отечественного книгопечатания в целом, и, как следствие, на формирование книжной культуры.

 

Характерно, что первые системные сведения об АТ находим именно в трудах академика П. П. Пекарского. Он хорошо известен как автор широко используемой в научных исследованиях двухтомной "Истории Императорской Академии наук в Петербурге"26, а также не менее известной монографии "Наука и литература в России при Петре Великом", за которую он был удостоен от Академии наук полной Демидовской премии. Во втором томе этой работы П. П. Пекарский приводит уникальный материал - описание славяно-русских книг и типографий 1698 - 1725 гг.27 АТ П. П. Пекарский посвятил обзорную статью "Академическая типография в старину и ныне", подписанную им 23 декабря 1869 г. и опубликованную в 1870 г.28

 

Научное сообщество с особым доверием относится к трудам Петра Петровича Пекарского (1827 - 1872). Он был избран ординарным академиком в 1863 г., действительным членом Русского исторического общества, членом Археологического общества. Неся службу в Государственном архиве Министерства иностранных дел, а также в связи с поручением Академии наук по составлению ее истории он имел неограниченный доступ к ценнейшим архивным материалам и достаточное время для их основательного изучения и обработки29.

 

Анализ трудов П. П. Пекарского в сопоставлении с другими публикациями, а также архивными источниками позволяет подтвердить факт формирования первичной технической базы АТ на основе изготовленных русскими мастерами пе-

 

 

24 Там же, кн. 348, л. 430.

 

25 Там же, оп. 7, кн. 37(1774), л. 35 - 36; кн. 40, л. 43; оп. 1, кн. 337, л. 315; кн. 349, л. 303.

 

26 Пекарский П. П. История Императорской Академии наук в Петербурге, т. 1 - 2. СПб., 1870 - 1873.

 

27 Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. 2. Описание славянорусских книг и типографий 1698 - 1725 годов. СПб., 1862.

 

28 Пекарский П. П. Академическая типография в старину и ныне. - Образцы шрифтов типографии и словолитни Имп. Академии наук. СПб., 1870, с. IX-XVIII.

 

29 См. об этом, например: Машкова М. В. П. П. Пекарский (1827 - 1872). Краткий очерк жизни и деятельности. М., 1957.

 
стр. 128

 

чатных станов Петербургской типографии. В дальнейшем АТ пополнялась печатной техникой и шрифтами как своего изготовления, так и из Любека, Гамбурга, Лондона30.

 

П. П. Пекарский "причастен" также и к определению даты основания АТ, и к началу научного академического книгопечатания. Долгое время эта тема была спорной в научной литературе31.

 

В упомянутой статье об АТ П. П. Пекарский с гордостью подчеркивал, что в те годы она была в состоянии конкурировать по техническим достижениям производства с другими отраслями промышленности: "Издания, выходившия... из академической типографии... не раз обращали на себя внимание за границею по красоте печати и тщательной отделке гравированных на меди изображений... Академическая типография в довольно продолжительный период времени одна снабжала Россию книгами гражданской печати. Когда же начали учреждаться другие казенныя типографии, то все оне в первое время подчинялись необходимо ея влиянию (подчеркнуто мной. - В. В.), потому что заимствовали от нея не только шрифты, станки и проч., но нередко и самых мастеровых"32.

 

В юбилейный год нельзя не вспомнить о судьбе АТ в годы военного лихолетья и о героических усилиях коллектива по восстановлению предприятия. В результате налетов вражеской авиации и артобстрелов предприятие было выведено из строя. По данным архивных материалов, ущерб составил 175 тыс. руб.33 Пришли в негодность печатные, букво- и строкоотливные машины, десятки единиц другой полиграфической техники.

 

"Не забыть никогда, как началась война, как постепенно замирала жизнь в нашей типографии. Долго ее не закрывали, хотя все меньше подавалось электроэнергии. И для того, чтобы отпечатать порученный заказ, приходилось вручную, вчетвером, с помощью специально пристроенной рукоятки крутить колесо печатной машины", - вспоминает старейшая печатница М. А. Евграфьева34.

 

В результате бомбардировок наиболее пострадал наборный цех, помещения переплетного покрылись льдом, с началом холодов лопнули трубы. Предприятие пришлось законсервировать.

 

В архиве сохранились данные о выведенном из строя оборудовании, принадлежностях и материалах. В смете на капитальный ремонт машин типографии за 1945 г. значились литографские печатные машины (затраты на ремонт 2924 руб.), буквоотливные машины (7030 руб.), матрично-пуансонное хозяйство (39 200 руб.), словолитные инструменты (3240 руб.), оборудование стереотипного цеха (4990 руб.)35.

 

Вскоре после прорыва блокады коллектив типографии приступил к ее восстановлению: ремонтировали крышу, вставляли стекла, сбрасывали с чердаков битый кирпич и мусор, ремонтировали полы.

 

В 1944 г. по ходатайству специальной комиссии Академии наук в типографию вернули с фронта большую группу специалистов. В третьей декаде ноября 1944 г. после длительного перерыва из стен типографии вышла первая книга в пять листов, а к концу января 1945 г. - уже семь научных изданий36. В целом в трудном 1945 г. Академией наук,

 

 

30 ПФА РАН, ф. 3, оп. 1, кн. 63, л. 112 - 114, 309 - 311, 338 - 340.

 

31 См. подробно об этом: Васильев В. И. П. П. Пекарский и начало академического книгопечатания в России. - Исторические записки, вып. 11(129). М., 2008, с. 422 - 431; его же. Академик П. П. Пекарский об Академической типографии в системе книжной культуры. - Федоровские чтения. 2009. М., 2010, с. 165 - 170.

 

32 Пекарский П. П. Академическая типография..., с. XI-XII.

 

33 ПФА РАН, ф. 49, оп. 2 (1943), N 1, л. 1 - 9.

 

34 Петров А. Н., Царт И. Д. Первая академическая. Л., 1978, с. 62.

 

35 ПФА РАН, ф. 49, оп. 2 (1943 г.), N 1, л. 2 - 4, 10, 11.

 

36 Там же, оп. 8(1945), л. 1.

 
стр. 129

 

 

Рис.2. Рапорт И. Кулибина от 19 ноября 1785 г. об изготовлении печатных станов с подлинной подписью И. П. Кулибина (факсимиле, ПФА РАН, Ф. 3. Оп. 1. Кн. 348. Л. 430)

 

"По присланной выписке из журнала октября 22-го дня 1785 года велено зделать по полученной мною моделе книгопечатной новаго манера настоящей величины стан; и тово сискалися столярной мастер Иван Федоров Леонгард, а слесарной мастер Эртъман Цузант, которыя обязываются зделать по означенной моделе стан из дубоваго Сухова дерева, пьям и доску, которые должны быть по моделе вместо обыкновенных, меднаго талера и меднаго пьяма, деревянные из самаго крепкаго краснаго цельнаго дерева, ибо из оных частей доска требуется шириной в целой аршин, для чего из других крепких дерев такой ширины доски без склейки сыскать не можно, а склейная в сырости не годится; гирю свинцовую; подмостку, на которой стоять печатальщику, ис простова сосноваго дерева; в продчем поставить ево во всякой исправности, опричь резнаго украшения, срок полагают в делании того стана четыре месяца; требуют за железную, и слесарную, и столярную работу вообще двести рублей из собственнаго их материала; для делания означеннаго стана требуют оне модель к себе в дом на означенное время; об оном всепокорнейше репортую".

 

(в современном написании)

 
стр. 130

 

 

Рис.3. Герб Первой академической типографии, зарегистрированный Гильдией геральдистов и гербовладельцев 21 мая 1998 г.

 

как отмечалось в речи ее президента академика С.И. Вавилова, было издано 6 тыс. печатных листов научных книг и журналов37.

 

Первая академическая типография, восстановленная в конце 1944 г., в первый же год своей работы - год Великой Победы, перевыполнила установленный план на 6%, а в сентябре 1945 г. в типографии уже работало 113 человек38.

 

Показателен такой факт. В 1941 г. в Первой академической типографии была набрана и сверстана книга "Архив Академии наук СССР. Обозрение архивных материалов" (Т. II). Весь набор и клише погибли во время артобстрела города. После завершения войны появилась возможность сделать новый набор по единственной сохранившейся корректуре верстки. В 1946 г. книга была выпущена в свет (рис. 2)39.

 

В научной и специальной литературе всегда очень высоко оценивался вклад AT в становление и развитие книжного дела, культуру книги, в науку, культуру и образование России. Стали уже хрестоматийными многие высокие оценки ее деятельности. Не утратило свои позиции предприятие и в наше время, особо трудное для полиграфической отрасли. Сегодня, в год 285-летия типографии Академия наук, научное сообщество, коллектив Первой академической типографии (на ее вывеске вновь это историческое название), коллеги по издательско-полиграфическому и книгораспространительскому комплексу академии гордятся ее достижениями, получившими по праву высокую оценку. Судите сами: Орден Трудового Красного Знамени; Герб предприятия, зарегистрированный Гильдией геральдистов (рис. 3); присвоение имени типографии одной из малых планет (рис. 4) и многие другие награды и отличия. Одна из наград - идущие от сердца слова академика Д. С. Лихачева из его видеоинтервью по случаю 270-летия АТ, которую он неоднократно посещал. В нем ученый и великий гражданин России выразил свое отношение к этой кузнице научной книги и колыбели книжной культуры: "Я горжусь тем, что многие (думаю, что больше половины) из моих книг выпущены здесь, в типографии. Я очень люблю типографию, потому что в типографии вырос, запах даже типографской краски, печатных машин, запах свинцовый что ли, я не знаю какой-то особый совершенно запах, для меня

 

 

37 Вавилов С. И. О путях развития советской науки. - Собр. соч., т. III. М., 1956, с. 617.

 

38 Петров П. Н., Царт И. Д. Указ. соч., с. 65.

 

39 Подробно об академической книге в годы войны см.: Васильев В. И. Войне вопреки... Академическая книга в истории Великой Отечественной войны. М., 2005.

 
стр. 131

 

 

Рис.4. Документ о присвоении малой планете имени типографии кажется родным. Я это очень люблю, как запах только что выпущенной книги или

 

кажется родным. Я это очень люблю, как запах только что выпущенной книги или газеты"40.

 

Издания Первой академической типографии XVIII - первой половины XIX в. рассматриваются сегодня научным сообществом как совокупность уникальных памятников культуры, внесших неоценимый вклад в формирование культурного потенциала социума. Заложенный в XVIII в. Первой академической типографией высокий уровень академического книгоиздания, сохранившийся до настоящего времени, позволяет рассматривать издательско-полиграфический и книгораспространительский комплекс Российской академии наук в качестве образцового, репрезентативного объекта для изучения вклада России в развитие славянского книгопечатания и формирование книжной культуры. Все это предопределяет объективную необходимость дальнейшего более углубленного изучения истории и вклада Первой академической типографии по комплексной проблеме "История Российской академии наук".

 

 

40 Васильев В. И. Дмитрий Сергеевич Лихачев: из истории академического книгоиздания. К 100-летию со дня рождения. М., 2006, с. 10 - 11.

Опубликовано 14 января 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама