Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО есть новые публикации за сегодня \\ 09.08.20


Становление кумыкского театра. 1900-1941 гг.

Дата публикации: 29 июля 2020
Автор: Н. Б. Акаева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Вопросы истории, № 1, Январь 2010, C. 148-153
Номер публикации: №1596049399 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н. Б. Акаева, (c)

найти другие работы автора

Возникновение и развитие театрального искусства в Дагестане было неразрывно связано с влиянием русской культуры.

 

В конце XIX в. в Дагестане появились любительские театральные коллективы. Этому во многом способствовало присоединение Дагестана к России. В 50 - 70-х годах XIX в. при воинских частях царской армии были открыты светские школы. "Особо нужно отметить школу, открытую в 1856 году при Дагестанском конном полку по инициативе замечательного представителя русского народа, врача-просветителя И. С. Костемировского. Школа эта была создана для обучения русской грамоте детей или малолетних братьев всадников полка и детей местных жителей..."1.

 

Первые кумыкские просветители, театральные деятели, актеры были захвачены идеями русских демократов-революционеров. Их начинания сыграли большую роль в развитии национальной культуры. Зрителями спектаклей, которые разыгрывались в русских гарнизонах Темир-Хан-Шуры (ныне г. Буйнакск), Дербента, Кизляра и в других русских крепостях, было в основном местное кумыкское население. В качестве актеров в этих спектаклях поначалу выступали офицеры царской армии2.

 

Интересные сведения приводит в своей статье З. Акавов: "В газете "Таржума" ("Перевод") от 17 января 1884 года напечатано объявление, где говорится о том, что прогрессивные мусульмане Терской и Дагестанской областей Шихалиев, Джантемиров, Джакаев, Магомед Далгат, Магомед-Эфенди Османов, Адиль-Гирей Мансуров и другие организовали общество по содействию и помощи молодежи горских национальностей в поступлении на учебу в высшие и средние учебные заведения3. Общество оказывало помощь малоимущим учащимся в обучении русскому языку и различным наукам. Согласно уставу источником доходов общества должны были быть сборы с проводимых им концертов, публичных лекций, спектаклей, народных праздников, маскарадов и других мероприятий.

 

Во второй половине XIX в. практически по всему Дагестану в местах расквартирования царских войск возникали самодеятельные театральные кружки. Русские офицеры со своими семьями выступали на гарнизонных сценах перед населением, копируя увиденные ими когда-то постановки профессиональных театров.

 

Еще в январе 1880 г. в Темир-Хан-Шуринском любительском театре была поставлена комедия А. Грибоедова "Горе от ума". В 1893 г. состоялся вечер памяти Н. В. Гоголя. Ученики исполняли его комедию "Женитьба"4.

 

После революции 1905 - 1907 гг. в окружных центрах и больших населенных пунктах стали появляться театрализованные кружки представителей коренных народов Дагестана.

 

 

Акаева Написат Байсолтановна - аспирант Дагестанского педагогического университета.

 
стр. 148

 

Переворот в театральном искусстве в Дагестане совершил Г. З. Тагиев5. В училище впервые у мусульман началось приобщение девочек к театральному искусству. Учениц водили в театр на просмотр "Евгения Онегина", "Отелло" и других спектаклей. Преподаватели училища сидели в ложах, давали разъяснения по ходу спектакля. В своем Александрийском русско-мусульманском училище Тагиев организовывал спектакли с участием воспитанниц. Ученицы тагиевской школы из Дагестана в годы революции 1905 - 1907 гг. впервые стали участвовать в спектаклях, которые устраивались в училище. П. Маликова из Чоха, которая окончила школу Тагиева в 1911 г. и позже стала заслуженной учительницей Азербайджанской ССР, вспоминает: "Еще в годы первой русской революции в школе Тагиева было организовано любительское театральное общество. В спектаклях принимали участие ученицы из Дагестана ... На спектакли приходил выдающийся азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, помогал учащимся ставить "Аршин-Мал-Алан" и другие пьесы"6.

 

В 1910 г. Т. Бийболатов7 создал первый театральный кружок в Темир-Хан-Шуре - центре тогдашней Дагестанской области, объединивший кумыков, дежиков8 и азербайджанцев. Репертуар кружка состоял преимущественно из азербайджанских пьес. Играли на кумыкском и азербайджанском языках. "На вырученные средства была открыта небольшая мусульманская школа на тюркском языке и больница на четыре койки", - вспоминал Гусейн Абдуллаев9.

 

Возникновению литературных и театральных кружков в предреволюционные годы способствовали и многие дагестанские революционеры, учившиеся в те годы в Петербурге, Москве, Тифлисе, Харькове. Вернувшись на родину, они не только писали пьесы, рецензировали спектакли, но и участвовали в их постановках. Так, Уллубий Буйнакский10 во время летних каникул, приезжая из Москвы, где он учился в МГУ на юридическом факультете, принимал участие в деятельности "Тоя"11.

 

Проблемами театра занимался Темирболат Бийболатов, который был известен в Темир-Хан-Шуре приверженностью к литературе и искусству. Его знали как поэта, незаурядного исполнителя произведений дагестанской народной и европейской музыки.

 

Интерес к театру у Бийболатова проявился еще в годы учебы в Ставропольской гимназии и Киевском военном училище (1902 - 1904). По воспоминаниям его современников, он не пропускал представления в театрах Киева, а в самодеятельных кружках учебных заведений играл главные роли12. Среди первых крупных поэтических произведений Бийболатова были поэмы "Хаджи Мурат" (1910), "Стенька Разин" (1911), "Хасбулат" (1915), стихотворение "Колыбельная песня" (1911)13.

 

Окончив военное училище, Бийболатов вернулся в Дагестан, служил в конном полку, дослужился до звания штабс-капитана. Но его не прельщала военная карьера. Свое призвание он видел в искусстве. О таланте и истинной сущности творческой натуры Бийболатова А. Сарыджа говорил так: "Он был, прежде всего, эстет. Во всем искал изящество: формах, линиях.... Будучи офицером, он изучал историю, этнографию, архитектурные памятники, богословские споры, этику, эстетику"14.

 

С большим успехом в окрестных селениях Темир-Хан-Шуры проходили спектакли "Баллы бады", "Дурсун Али" и другие. Театр выступал против старых обычаев, рассматривавших женщину как существо неполноценное, будил у зрителей чувство национального самосознания. Женскими образами театр пытался утвердить горянку как личность, пробудить в ней чувство человеческого достоинства.

 

Зайналабид Батырмурзаев15 в культурной жизни кумыков занимает особое место. Он родился в 1897 г. в семье писателя-демократа Нухай Батурмурзаева. Благодаря образованию, полученному в семье, и помощи отца, он с детства читал книги русских, татарских и азербайджанских писателей.

 

В начале 1916 г. Батырмурзаев устраивается преподавателем Хасав-Юртовского начального училища. Одновременно занимается переводом пьес, пишет их сам для общественно-просветительского театра "Танг-Чолпан". В июле 1917 г. в Буйнакске был организован кумыкский литературный кружок по инициативе группы революционной молодежи. "Актеры выступали под открытым небом в здании заброшенной солдатской казармы в Яхсае и в рабочем клубе слободы Хасав-Юрта. Женские роли исполняли сами ребята по очереди,... но самыми смешными были роли Зайналабида - мастера на всякие выдумки и проделки"16.

 
стр. 149

 

Для своего кружка Батырмурзаев выписывал драматические произведения из Баку, Казани. В письме на имя хозяина книжного магазина в Баку от 25 мая 1916 г. он просил прислать следующие произведения: четырехактную пьесу "Шейх Шамиль", "Никита в 1914 году", пьесы доктора Наримана Нариманова "Надир-шах", Магомед-сайда Ордубади "Холодные дни".

 

Первые национальные драматические кружки появились незадолго перед революцией. Несмотря на всю ценность и значимость этих первых самостоятельных шагов, спектакли тех лет зачастую носили характер массовых зрелищ, так как в этот период еще не произошло отделения театра от празденств. Отсутствие театральных зданий, репетиционных залов, финансовой поддержки едва ли стимулировало процесс профессионализации национального драматического искусства.

 

В первые годы советская власть уделяла внимание развитию театрального дела как наиболее массового и доступного зрелища. Еще в январе 1918 г. при Наркомпросе был организован театральный отдел (ТЕО). 26 августа 1919 г. был опубликован декрет о национализации театров, подписанный В. И. Лениным, предусматривавший образование при Наркомпросе высшего органа по руководству театрами - центрального театрального комитета (Центротеатр)17.

 

"Еще в 1920 году организованные мной первые в Дагестане кумыкский и тюркский драмкружки выступали для собраний и съездов, трудящихся Дагестана... Я был режиссером и актером. Я играл в кумыкском и русском драмкружках18 - писал Бийболатов в своем заявлении на имя Н. Самурского.

 

Весной 1922 г. Главполитпросвет Наркомпроса имел одного штатного инструктора клубных работ - Т. Бийболатова. Ему же было передано заведование Буйнакским "Домом горцев", при котором он собрал лучшие художественные силы молодежи. В театральной секции были организованы три драматических коллектива: русский, кумыкский и тюркский, а также созданы музыкальная и хоровая группы. При этой секции существовало Бюро переводчиков. Национальный театр обслуживал в течение 1922 - 1923 гг. население города и аулов19.

 

В 1923 г. бывшие члены кружка "Танг-Чолпан" заново собрались в "Доме красного горца" и продолжили свою деятельность. На сцене театра были поставлены пьесы и инсценировки Т. Бийболатова: "Восстание горцев", "Шамиль", "Стенька Разин", инсценировки на социально-бытовые темы, пьесы для детей.

 

В 1922 г. значительно активизировалась театрально-кружковая работа. Осенью 1924 г. на фабрике им. III Интернационала работал "Мусульманский драматический кружок", который уже в декабре успешно выступил со своими постановками. По инициативе и при непосредственном участии секретаря местной ячейки РКП им был поставлен спектакль - сцены из местной жизни на кумыкском языке - в пользу пролетарского студенчества20.

 

1925 год стал решающим в судьбе дагестанского Русского драматического театра: в Махачкале состоялось его официальное открытие как первого профессионального театра республики21.

 

Огромная заслуга в развитии театрального дела в Дагестане принадлежит наркому просвещения республики Алибеку Тахо-Годи22. Получив образование в Москве, он, вернувшись на родину, становится "дагестанским Луначарским", как подметил в свое время Гамид Рустамов, являясь наркомом просвещения не только по должности, но и по духу23.

 

Деятельность Русского драматического театра заложила основы возникновения будущих национальных профессиональных театров Дагестана. Еще в 1925 г. Наркомпрос ДАССР на базе Русского театра открывает театральную студию. Проводится набор в русскую группу, а с 1 декабря - в национальную24.

 

Являясь не только умелым организатором, но и последовательным стратегом, следующим шагом в деле строительства нового драматического искусства Тахо-Годи счел приглашение в 1926 г. театральной труппы выдающегося режиссера того времени Н. Н. Синельникова. До махачкалинского театра Синельников возглавлял театральные коллективы Житомира, Новочеркасска, Харькова, Казани, Ростова-на-Дону, Одессы, Киева, Владикавказа и других городов. "Классика стала прекрасной школой для зарождающейся дагестанской драмы, которая уже у самых своих истоков могла опереться на славные традиции, довериться эстетическому опыту мировой драмы25.

 
стр. 150

 

Вскоре театру было присвоено имя М. Горького. За недолгий срок своего существования театр завоевал большой авторитет, спектакли пользовались непременным успехом. По данным, опубликованным в газете "Красный Дагестан", уже в первом театральном сезоне 1925 - 1926 гг. спектакли русского театра посетило 50 тыс. зрителей26. Но по окончании сезона Синельников уехал вместе со своей труппой. В 1926 г. нарком просвещения Дагестана Тахо-Годи предложил руководителям Русского театра помочь местным кадрам в организации национальной студии. Лучшие артисты-педагоги Русского театра Н. Т. Шатров (Ленинград) и Б. П. Байков (Баку) откликнулись на предложение наркома. Переводчиком и педагогом был приглашен писатель Т. Бийболатов. Независимо от работы студии было решено организовать при музыкальном техникуме класс драматического искусства для подготовки артистических сил из местных жителей, взяв содержание учащихся на счет государства (по примеру учащихся музтехникума). В целях ознакомления с драматическим искусством горского населения на летнее время была составлена показательная передвижная труппа из учеников студии27.

 

Начало 1930-х годов явилось временем трудных поисков, находок и отступлений, творческого становления. В 1931 г. театр принял участие в олимпиаде национальных театров Северного Кавказа, состоявшейся в Ростове и посвященной 14-ой годовщине Октябрьской революции. В ней участвовали театры Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Черкессии, кубанских казаков. Из всех прибывших Кумыкский театр занял первое место, был удостоен Красного знамени и премирован командировкой в Тбилиси для близкого ознакомления с грузинским театральным искусством28.

 

29 октября 1930 г. было принято постановление совнаркома ДАССР об организации в Буйнакске Кумыкского национального театра. На основе постановления Центра об организации национальных театров буйнакский театр был изъят из перечня имущества, переданного по договору Акционерному обществу "Востоккино" и передан НКПросу29. Через некоторое время коллектив кумыкской труппы вновь получил самостоятельность, что позволило приблизить его к национальному зрителю и улучшить материальное положение театра.

 

В тридцатые годы кумыкская драматургия добилась значительных успехов, ее развитию во многом способствовали конкурсы на лучшую пьесу. На состоявшемся в 1933 г. конкурсе из 26 представленных произведений первой премии была удостоена пьеса кумыкского драматурга А. П. Салаватова "Красные партизаны". Новым успехом театра стала постановка, осуществленная по повести Л. Н. Толстого "Хаджимурат".

 

Весной 1935 г. по решению Дагобкома ВКП (б) и правительства ДАССР в республике, помимо уже существовавшего кумыкского, создаются аварский, лакский, лезгинский, татский и азербайджанский национальные театры и Ансамбль песни и пляски народов Дагестана. Кумыкский же театр в это время вступил в свой пятый юбилейный сезон. Это был значительно окрепший в художественном отношении организм, наметивший пути к созданию своего творческого стиля. Сезон был открыт 8 декабря 1935 года. Перед открытием сезона по инициативе культпрома райкома было созвано совещание всех хозяйственных руководителей и председателей месткомов, где было принято решение привлечь постоянного зрителя путем заключения договоров с хозяйственными и профсоюзными организациями на предмет приобретения постоянных мест в театре для ударников производства30.

 

30-е годы XX в. были сложным периодом взаимодействия различных течений и направлений, периодом борьбы всевозможных "измов" и уклонов, категоричных и порой резких определений. Но в целом искусство многонационального Дагестана в эти годы испытывало заметный подъем. В то же время параллельно шел страшный процесс истребления лучших деятелей национальной культуры, среди которых были М. Чаринов, Р. Нуров, Т. Бийболатов, А. Курбанов, Ю. Шовкринский, Б. Маллачиханов, А. Тахо-Годи31.

 

15 января 1937 г. на заседании общего собрания коллектива Кумыкского театра было принято постановление о признании его ведущим среди национальных театров Дагестана32.

 

Сезон 1937 - 1938 гг. был отмечен в театре несомненными творческими удачами, умело подобранным репертуаром, чего нельзя сказать о следующем сезоне, когда худо-

 
стр. 151

 

жественное руководство перешло к мало известному режиссеру Аракчеевской. Возобновив ряд ранее шедших спектаклей, она поставила посредственную пьесу Гора "Мы идем" и очень слабый спектакль Карасева "Огни маяка". Пьеса эта получила отрицательные отзывы в центральной печати и была быстро снята с репертуара театра.

 

В 1939 г. в театр после учебы в ГИТИСе вернулся Г. А. Рустамов. Приступая к обязанности художественного руководителя Кумыкского театра, он составил новую репертуарную линию, включавшую пьесы К. Гольдони, Р. Фатуева, Ф. Шиллера, новое произведение А. П. Салаватова "Айгази" и недавно написанную молодым драматургом М. Курбановым комедию "Молла Насретдин"33.

 

10 февраля 1940 г. Кумыкский театр отметил свое десятилетие. За всю свою творческую жизнь он показал 698 спектаклей, дал 225 концертов, провел более 250 бесед и лекций. Его спектакли посетили более 700 тыс. человек. К 10-летию Кумыкского театра был представлен зрителю спектакль "Айгази" А. П. Салаватова. Эта работа стала центральным событием сезона 1939 - 1940 годов. Республиканская газета "Дагестанская правда" поместила развернутую рецензию, в которой, в частности, говорилось: "Пьеса ярко и правдиво воскрешает конец XVI и начало XVII веков, когда Дагестаном правили ханы и шамхалы, а трудовой народ был в рабстве. Пьеса убедительно рисует, как еще в те далекие времена восставал народ и вел героическую борьбу со своими угнетателями"34.

 

В апреле 1941 г. Совет Народных Комиссаров ДАССР принял постановление: "20 июня исполняется 10 лет существования национального Кумыкского театра в г. Буйнакске. 10-летний юбилей дагестанского профессионального национального театра - праздник не только Кумыкского театра, но всего искусства Дагестана35.

 

Кумыкский национальный театр возник из недр традиционной культуры, из песен, танцев, обрядов, празднеств и т.д. Первая четверть прошлого века знаменовала собой появление полупрофессионального театрального искусства, близкого, по сути, к народно-массовым зрелищам. Но, благодаря активной деятельности творческой интеллигенции, опиравшийся на достижения мирового театра, к 1930-м годам проявилась тенденция к профессиональному росту национальной сцены. Кумыкский театр прошел путь поиска и проб, потерь и находок на пути своего становления.

 

Примечания

 

1. КАЙМАРАЗОВ Г. Ш. Прогрессивное влияние России на развитие просвещения и культуры в Дагестане. Махачкала. 1954, с. 10.

 

2. АЛКЛЫЧЕВ Д. У истоков национального театра. Махачкала. 1979, с. 27 - 28.

 

3. Альманах. 1976, N 4.

 

4. ГАДЖИЕВ А. С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала. 1966, с. 55 - 56.

 

5. Тагиев Гаджи Зейналабдин (1823 - 1924) - один из крупнейших промышленников и общественно-политических деятелей, бакинский миллионер, меценат.

 

6. ГАДЖИЕВ А. С. Миллионер Тагиев Гаджи Зайналабдин. Махачкала. 2000, с. 36 - 37.

 

7. Темирболат Бийболатов (1879 - 1942) - выдающийся деятель кумыкской культуры, поэт, драматург, основоположник и один из руководителей Кумыкского музыкально-драматического театра (1930), репрессирован в 1930-е годы, погиб в Карлаге, в 1950-е годы полностью реабилитирован.

 

8. Дежик - так называли детей от смешанных браков кумыков и азербайджанцев в Темир-Хан-Шуре до революции.

 

9. АБДУЛЛАТИПОВ А.-К. Ю. Темирболат Бийболатов. Махачкала. 1995, с. 38 - 39.

 

10. Буйнакский Уллубий Даниялович (1890 - 1919) - видный революционер, государственный деятель. Воспитывался в Ставропольской и Тифлисской гимназиях, окончил юридический факультет Московоского университета, участвовал в студенческом революционном движении, в 1910 г. член партии РКП (б), просветительского студенческого бюро в Порт-Петровске (1917 - 1918), председатель Порт-Петровского ВРК (1918), заместитель председателя в Областном исполкоме советов (июль 1918). Председатель Обкома РКП, член Военного совета республики (16 февраля 1919 г.). 13 мая 1919 г. в Темир-Хан-Шуре на явочной квартире в дни подготовки восстания против Деникина был арестован и по приговору военно-шариатского суда расстрелян (1919 г.). Его имя носит первая столица Дагестана г. Буйнакск (старое название Темир-Хан-Шура) и улицы во всех городах республики.

 
стр. 152

 

11. АКБИЕВ С.-М. Х. Так сколько лет Кумыкскому театру? - Дагестанская правда. 20.1V.2000.

 

12. АКБИЕВ С.-М. Х. Сердце - родному краю. Махачкала. 2008, с. 171.

 

13. АБДУЛЛАТИПОВ А.-К. Ю. Ук. соч., с. 37.

 

14. Там же.

 

15. Батырмурзаев Зайналабид Нухаевич (1897 - 1919) - видный революционер, редактор газеты "Ишчи халкъ" ("Трудовой народ") (1918). В 1916 г. вместе с отцом, известным просветителем Нухаем Батырмурзаевым и другими организовал в селении Хасав-Юрт литературно-драматический кружок "Танг-Чолпан" ("Утренняя звезда") и сотрудничал в журнале с тем же названием (1917 - 1918 гг.). В 1919 г. был схвачен деникинцами и расстрелян.

 

16. АКБИЕВ С.-М. Х. У истоков Кумыкского театра. В кн.: Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. Махачкала. 1984, с. 162.

 

17. В. И. Ленин. Революция. Театр. (Документы и воспоминания). М. 1970, с. 66 - 67.

 

18. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД), ф. Р-1, оп. 18, д. 845, л. 76 - 77.

 

19. Там же, оп. 1, д. 2463, л. 1.

 

20. Красный Дагестан. 13.VI.1923.

 

21. СУЛТАНОВА Г. Многонациоанльный театр Дагестана. Ч. 1. Махачкала. 1993, с. 38.

 

22. Алибек Тахо-Годи (1892 - 1937) - видный государственный деятель Дагестана. В начале 1920-х годов народный комиссар просвещения ДАССР.

 

23. РУСТАМОВ Г. Книга о моем театре. М. 1983, с. 35.

 

24. СУЛТАНОВА Г. Театр первенец. М. 1973, с. 13.

 

25. ЗУЛЬФУКАРОВА М. Зарождение и развитие драматического и театрального искусства народов Дагестана. - Ученые записки филиала Академии наук. Т. XII. Махачкала. 1964, с. 162 - 163.

 

26. Красный Дагестан. 6.X.1926.

 

27. ЦГА РД, ф. Р-69, оп. 6, д. 4, л. 55.

 

28. АБДУЛЛАТИПОВ А. -К. Ю. Ук. соч., с. 199.

 

29. ЦГА РД, ф. Р-168, оп. 10, д. 6, л. 179.

 

30. Там же, ф. Р-69, оп. 7, д. 2, л. 18.

 

31. СУЛТАНОВА Г. А Многонациональный театр Дагестана.., с. 279.

 

32. ЦГА РД, ф. Р-716, оп. 2, д. 8, л. 13.

 

33. СУЛТАНОВА Г. А. Многонациональный театр Дагестана.., с. 125 - 126.

 

34. Дагестанская правда. 30.VI.1940.

 

35. ЦГА РД, ф. Р-716, оп. 8, д. 3, л. 121.

 

 

Опубликовано 29 июля 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама