Рейтинг
Порталус


ДВОРЦОВЫЕ ЗОЛОТАЯ И СЕРЕБРЯНАЯ ПАЛАТЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА

Дата публикации: 05 мая 2021
Автор(ы): И. А. Селезнева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1620206358


И. А. Селезнева, (c)

2 мая 1613 г. юный царь Михаил Романов прибыл в опустошенную лихолетьем столицу. В июне должно было состояться его венчание на царство.

Восстановление дворцовой сокровищницы, ее пополнение стало делом большого государственного значения, ибо она должна была символизировать собою преемственность, стабильность и достоинство новой династии. Поэтому принимаются спешные и разнообразные меры по ее восстановлению. Источники, в основном приходо-расходная документация, относящаяся к первым месяцам царствования Михаила, говорят о частых закупках у русских и зарубежных купцов драгоценных камней и золота, поступлениях денег из Нижегородской и Новой четвертей. Расходные книги дворцовой казны свидетельствуют о закупках во дворец мелкого жемчуга, перстней и пуговиц в Серебряном ряду, а в других торговых рядах - ртути, дров, кружева, сковород и др. Многочисленные свидетельства о поступлениях в казну в 1613 - 1614 гг. говорят о немалых резервах торгово-ремесленного населения Москвы, деятельность которого стимулировалась запросами возрождающихся дворцовых служб и казны 1 .

По прибытии Михаила в Москву особого внимания удостаиваются те дворцовые ведомства, которые должны были участвовать в оформлении его торжественного поставления на царство. К ним относился и Серебряный приказ. Только в мае 1613 г. последовало четыре указа (от 16, 18, 21, 24 мая), обращенных к нему и свидетельствующих об удивительных темпах неустанной работы всех служб Серебряного приказа - приказных, казначеев, мастеров. Так, в трех указах мая 1613 г. предписывается "дать в Серебряный приказ каменья, на гнезда 7 золотников золота дельного. Быть тем гнездом на диодиме". И далее: "Сделать к этой диодиме крест и 2 золотые цепи". Особенно важен указ от 18 мая. В нем содержатся следующие указания: "взять" в Серебряный приказ "лес" - бревна, доски, а также гвозди, купленные у торговцев Лесного и Железного рядов, и поручить плотникам (с "кормом" 10 денег в день - всего за пять дней) исполнить скамьи и лавки, места, "на чем делати серебряным мастерам государевы золотые и серебряные дела, потому что старые места из Серебряной палаты выношены" 2 .

Это позволяет сделать выводы о том, что Серебряный приказ и палата восстанавливаются одновременно. И первое упоминание о восстановленном приказе следует относить не к октябрю, как указано в справочнике С. К. Богоявленского "Приказные судьи XVII века", а к маю. Нельзя согласиться и с В. И. Троицким, относящим первое упоминание о Серебряной палате к 1616 году. Возможно, именно


Селезнева Ирина Александровна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Государственного музея заповедника "Московский Кремль".

стр. 138


Серебряную палату имел в виду автор "Записки о царском дворе", составленной в 1610 - 1612гг., когда писал: "По соседству с Оружейной палатой есть место, где делают про государя златые утвари и серебряные" 3 .

Существование мастерских при дворах московских князей и царей насчитывали не одно десятилетие. Известно и издревле сложившееся уважение к ювелирам - творцам тончайших произведений. Мастерские строились по типу домашних мастерских. Мастера как бы распределялись "по чину", исполняя изделия "про государя". А особенно полюбившиеся своими работами становились "государыниными мастерами".

В "Расходной книге" за март и август 1585 г. названы мастера серебряного дела (по двум росписям 20 человек), а также золотошвеи и шляпница, равно пожалованные из Казенного приказа разной цены сукнами как "Казенного приказа мастера и мастерицы". Именно этому приказу, ведавшему всем царским хозяйством, подчинялись в те годы и мастера. Однако приходо-расходные книги за июль - август 1613 г. предусматривают выдачу кормовых денег и годового жалования "казенным и посторонним мастерам". В записи от 21 июля названы "государевы серебряные мастера", которые "золотили 15 рублев". "Расходная книга по отпуску из Казенного приказа товаров" (за 1613 - 1614гг.) уже распределяет "товары" на жалованье: 1) мастерам "придворным и посторонним", Казенного приказа мастерам и мастерицам. 2) В приказы: Оружейный, Конюшенный, Серебряный, Б. Дворца, Посольский и др. Здесь четче обозначается структура производства, сложившаяся при дворе, которая действовала все XVII столетие, обеспечивая растущий объем работ. Она делит мастеров серебряного дела на "посторонних" - кормовых, мастеров Казенного приказа, мастеров Серебряной палаты 4 .

Создание такой системы организации производства, восстановление Серебряного приказа в мае 1613 г. находилось в полном соответствии с направлением политики новых властей с первых же дней на восстановление хозяйства после изгнания интервентов и совершенствование государственного аппарата. Изготовление изделий из драгоценных металлов постепенно выходило за рамки узко дворцового производства. Уже в первом наказе от 1613 г. старостам Серебряного ряда были обозначены и контрольные функции Серебряного приказа. Быстрое восстановление деятельности Серебряного приказа, мастерской возможно было при сохранении навыков, кадров мастеров, художественных традиций XVI века. Была пограблена сокровищница, но не утрачена творческая преемственность древней мастерской. Определенным показателем этого является то, что из 20 мастеров, названных в Расходной книге 1585 г., восемь человек- братья или отец с сыном (Лисицыны, Лопухины, Дмитриевы, Никитины). Из двух серебряников Дмитриевых Гостя упоминается в XVII веке 5 .

В 10 - 30-е годы мы не находим четкого деления среди дворцовых русских мастеров на мастеров золотого и серебряного дела. И приказ именуется так: "Серебряный приказ для золотого и серебряного дела". Троицкий в статье, посвященной организации Золотого и Серебряного дела в Москве в XVII в., писал: "В 1624 году выделился из приказа Серебряного дела приказ Золотого дела, а в 1633 году при приказе Золотого дела упоминается "золотого дела палата, вместе с Рудознатной палатою". Однако можно прийти к другим выводам, если обратиться к челобитной от июля 1624 года. Приводим ее текст: "От золотого дела Немецкой палаты сторожей Михаила Андреева да Ромашко Онисимова. Живучи у золотого дела около горнов обожглись и ободрались и стали наги и босы и голодны. Михаиле делал вислую подволоку литую в хоромы государя да к Рождеству Пречистой киоты. Да к Успенью в собор к евангельским иконам киот лил и золотил - а немцам от золотого дела твое царское послужное жалование было, а нам нет". Нам представляется, что здесь речь идет о Золотой палате, получившей тогда название Немецкой, ибо в ней в основном работали иноземные мастера. Маловероятно и "расстояние" в девять лет между приказом и мастерской.

Мы связываем появление Золотой палаты с прибытием в 1622 - 1623 гг. большой группы мастеров из Англии во главе с Яном Лентурцом. Их приглашение объясняется намерением новой династии ознаменовать свое восшествие лучшего европейского достоинства регалиями. Насколько большое значение придавалось этому приезду, говорит и специально разработанный во дворце церемониал представления мастеров царю. Обращает на себя внимание уважительное отношение

стр. 139


к мастерам и цивилизованная форма взаимовыгодных условий: за добрый труд - достойная оплата. Представлял мастеров царю И. Т. Грамотин, который был и первым главаю Золотого приказа. Такое назначение можно объяснить тем, что дьяк Грамотин слыл западником. В составе русского посольства он посетил Любек, Гамбург, Лейпциг и Нюрнберг, возглавлял Посольский приказ. В 1624 г. Грамотин руководил одновременно Посольским и Золотым приказами, Новой четью 6 .

Иностранные мастера, работа которых была высоко оценена при дворе, работали в Кремле долго, как, например, Ян Лентурец, Яков Гаст, Индрик Сифрет. С увеличением работ по золоту во всех дворцовых мастерских в Золотую палату чаще переводятся русские мастера золотого дела. Работами по золоту в эти годы известны Павел Киселев, Василий Молосолец, Афанасий Степанов, Иван Попов и др. 7 .

Архив, более обширный за XVII в., публикации В. И. Троицкого, А. Е. Викторова, И. Е. Забелина позволяют раскрыть характер и объем работ мастеров золотого и серебряного дела в первой половине XVII столетия. Лучшим "жалованным" мастерам поручалось исполнение, ремонт или переделка ценных реликвий. Дворцовые церемонии, возрождавшиеся новой династией, потребовали великолепных украшений, роскошной утвари, конской упряжи, оружия и доспехов. В их исполнении также принимали участие "жалованные" мастера Золотой и Серебряной палат. К характерным для времени и важным работам следует отнести исполнение предметов культа для благодарственных вкладов в Костромской Ипатьевский и Троице-Сергиев монастыри, в соборы Кремля, исполнение раки царевича Дмитрия.

Архивные источники и публикации документов за первую половину XVII в. свидетельствуют об увеличении работ при дворе и о все большем их подчинении государственным задачам. В Кремле исполняются ковши и чарки, которыми жалуются городские головы - за кабацкие сборы, "новокрещенцы", иностранные мастера и военные специалисты - "за выезд", казаки - за "сибирский приезд", за "крымскую службу". В условиях формирования сословной монархии, укрепления рубежей страны заметна ориентация на поощрение служивого сословия (детей боярских, казаков, стрельцов) тканями, дорогой одеждой, драгоценной посудой 8 .

Обращает на себя внимание умение дворцовой администрации в условиях увеличения работ четко распределить полномочия между "жалованными" и рядскими "посторонними" мастерами в зависимости от характера работ. Городские мастера все активнее привлекаются к дворцовым работам. Источники позволяют увидеть небольшие артели мастеров, исполняющих дворцовые "дела". Так, в 1624 - 1625 гг. неоднократно упоминаются две группы из шести-восьми человек "кормовых" мастеров Серебряного приказа, проводивших басменные и золотильные работы. Возглавляли их "кормовые" мастера. В другом случае группа "кормовых" чеканщиков работает под руководством жалованного мастера, в его "товарищах". Так было и в 1634 г. при исполнении чеканных окладов на евангелия, отосланные в Московский Алексеевский монастырь и в Вятку "великому чудотворцу Николе" 9 .

Жалованные мастера выступали своего рода профессиональными наставниками мастеров Серебряного ряда, а сам отбор для работ по заданию двора был их квалификационной оценкой. Рост числа мастеров серебряного дела в Москве, их специализация во многом определялись характером и объемом работ, предпринимаемых властями в первой половине XVII века. Заметна специализация на сусальное дело, чеканку, золочение.

Немалую роль в развитии специализации, профессионализма среди ремесленников сыграла покровительственная политика правительства Михаила Романова. Особое место здесь занимают дворцовые слободы, исстари обслуживавшие двор. Как известно, жители Кадашевской слободы были заняты исполнением полотен для дворца. Привилегированное положение дворцовой слободы, занятость в производстве в основном женщин высвобождало время и средства на такое дорогое ремесло, как серебряное дело. Им занимались мужья, отцы и братья "деловиц". Переписная книга Кадашевской слободы за 1630 - 1631 гг. указывает на заметную специализацию на серебряное дело, причем поощряемую дворцом. Так, указанная книга называет "старинных кадашевцев" и "новопришлых", видимо, специально поселенных в слободе. Среди "новопришлых" значится сусальник Максим Родионов, которому по царскому указу был отдан двор "с хоромы и со всяким дворовым строением безденежно". Этого кормового мастера сусального дела Серебряной

стр. 140


палаты мы встречаем и в дальнейшем. В 1642 - 1643 гг. он возглавлял группу из 36 мастеров сусального дела, изготовлявших сусальное золото для работ в Благовещенском и Успенском соборах. Упоминается и Максим Родионов в 1653 - 1654, в 1661 - 1662 годах.

Особая потребность в сусальном золоте, прежде всего для реставрационных работ, подсказала дворцовой администрации меры для создания артели сусальщиков при Серебряной палате. Это - одно из свидетельств целенаправленной политики царя и его сподвижников по осмыслению деятельности узко дворцовых производств в интересах более широкого спроса. Именно такой подход обратил к зарубежному предпринимательскому опыту купцов и мастеров для устройства крупных предприятий в Москве - например, таких, как Бархатный двор в 1625 г., стекольный "завод" в 1634 г. и ряда других производств. Особенности этих ранних предприятий раскрывает в своем исследовании Е. А. Заозерская 10 .

Для нашей же темы особенно интересна судьба мастерской при Золотой палате по производству канители - тонкой золотой и серебряной проволочки. Эта тема не получила специального освещения. Предпринятое нами в 1988 - 1989 гг. исследование, посвященное производству канители в XVII в., показало, что уже в начале этого столетия канитель не только покупалась за рубежом, но исполнялась русскими мастерами, обретающими специализацию на это производство. Источники называют Ивана Баженова, Мурзу Гаврилова, Ивана Фадеева, Юрия Яковлева и др. Эти мастера исполняли "мелкое дело" для всех дворцовых мастерских. Тончайшей золотой нитью расшивались одежды и конская упряжь, парадные доспехи. Она применялась при креплении жемчуга и драгоценных камней. Золотая и серебряная нити пользовались спросом и на городском торге. Спрос на нее уже в 20 - 30-е годы XVII в. намного опережал производство 11 .

Понимание этого дворцом заставило его живо откликнуться на предложение двух иноземцев - Яна Мартинова и Франциска Гловерта - организовать мастерскую канительного дела в Москве. Важнейшее условие, поставленное мастерам, - "чтобы московские люди то ремесло переняли". Те, кто отправлялись для набора мастеров за рубеж, снабжались грамотой. В ее содержании заметно стремление возродить и достойно продолжить культурное общение со многими странами Европы, прерванное годами интервенции. По данным "Словаря" Троицкого, мастерская просуществовала два года- с 1633 по 1635 год. Однако запись в приходо-расходной книге от сентября 1638 г. может указывать на ее более длительное существование: "Взять у Ивана Мартинова канители грановитой, гладкой государыне царице и великой княгине Евдокии Лукьяновне на распашницу полфунта" 12 .

Одной из причин недолгого существования канительной мастерской при дворцовой палате является то, что она была ориентирована на исполнение частичного продукта, являясь вместе с тем составной частью отрасли - золотого и серебряного дела, с наиболее устойчивым ремесленным способом производства. Однако мастерская Мартинова оставила обученные кадры, способствовала росту специализации на канительное дело дворцовых и городских мастеров. Именно тогда, при Михаиле, создавались условия для организации в конце 70-х годов XVII в. канительной мастерской с применением найма.

Изученный нами материал позволяет прийти к выводу, что правительство Михаила Романова считало важным условием возрождения страны, ее благополучия развитие ремесел, обучение кадров мастеров, а также упорядочение отношений между различными группами ремесленников. В 1649 г., через четыре года после смерти Михаила, увидело свет "Соборное Уложение". Однако многие статьи этого свода законов явились отражением многолетней работы предшественников. Имеется в виду прежде всего указ' царя Михаила 1640 года. М. А. Дьяконов справедливо утверждал, что этот указ подготовил ряд статей Соборного Уложения 13 . Согласно XIX главе "Уложения" ("О посадских людех"), к посаду приписывалось 19 частновладельческих слобод. Оформлялся торгово-ремесленный городской посад. Но и царский указ 1640 г. предписывал возвратить на свои места всех ремесленников, в том числе и тех, кто был "за монастыри, за патриархи и за властями". Указу предшествовал "сыск" закладчиков.

Мы обратили внимание на почти полную идентичность статьи 24-й XIX главы "Уложения", касающейся мастеровых людей дворцовых приказов, и указа 1640 г. в той его части, которая посвящена дворцовым ремесленникам. Приводим указ

стр. 141


1640 г.: "А которые мастеровые люди живут на Москве и в Оружничей полате и в - иных разных приказех, сами на тягле были и тяглых отцов дети, а об них бьют челом государю московские люди черные сотни и из городов посадские тяглые люди по старине и по писцовым книгам, и о тех людех указал государь докладывать себя государю имянно, как о тех мастеровых людех он государь укажет". Статья 24-я "Уложения" настойчивее заключает: "А без докладу их в сотни не отдавати".

Указ 1640 г. был результатом осмысления многолетних явлений, вызывавших недовольство "московских людей черные сотни", в том числе и отбором мастеров в дворцовое ведомство. Царь проявляет гибкость. Он идет на уступку посаду - обязывает поименно докладывать о взятых во дворец мастерах и некоторых из них возвращает в тягло. Можно сказать, что указ 1640 г. стал и началом профессионального освидетельствования мастеров. Формирование торгово-ремесленного посада должно было облегчить отбор мастеров для дворцовых служб. Создавались условия для развития кремлевского производственного комплекса во второй половине XVII века 14 .

Более чем 30-летнее правление Михаила Романова - важная веха в истории России. Это эпоха контрастов, в чем-то парадоксальная. С одной стороны, лихолетье и его последствия, искреннее покаяние за то, что "в вере пошаталися". С другой, - открытость внешнему миру, умение с достоинством принять новое, созидательный труд в интересах страны.

Примечания

1. Приходо-расходные книги Казенного приказа. Расходная книга денежной казне, 1613- 1614гг. Т. IX. СПб. 1884, с. 80 - 81; Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 396, оп. 1, 2, д. 1365, л. 1 - 2; Расходная книга денежной казне, 1613 - 1614гг., с. 1, 57; ВИКТОРОВ А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. Вып. I. M. 1877, с. 62.

2. СУХОТИН Л. М. Первые месяцы царствования Михаила Федоровича (Столбцы Печатного приказа). - Чтения Общества истории и древностей российских, 1915, кн. 4, с. 16,18,19, 29.

3. БОГОЯВЛЕНСКИЙ С. К. Приказные судьи XVII века. М-Л. 1946, с. 156; ТРОИЦКИЙ В. И. Организация мастеров золотого и серебряного дела в Москве XVII века. - Исторические записки, М., 1941, т. 12, с. 99; Акты исторические, СПб., 1841, т. 11, с. 425.

4. ВИКТОРОВ А. Е. УК. соч. Вып. II. М. 1883, с. 90, N 198 (1236); Расходная книга об отпуске из Казенного приказа вещей по царским указам. - Дополнения к "Актам историческим", СПб., 1846, т. 1, с. 144, N 92; ВИКТОРОВ А. Е. УК. соч. Вып. I, с. 62, 63, 99 - 100.

5. ДОВНАР-ЗАПОЛЬСКИЙ М. В. Организация московских ремесленников в XVII веке. - Журнал министерства народного просвещения, 1910, N 9, ч. 29, с. 146; ЖЕЛЕЗНОВ В. Я. Указатель мастеровых русских и иноземцев, горного, металлического и оружейного дела и связанных с ним ремесел и производств, работавших в России до XVII века. СПб. 1907, с. 18.

6. ТРОИЦКИЙ В. И. УК. соч., с. 99; Государственный исторический музей, Отдел письменных источников, ф. 440, Архив И. Е. Забелина, д. 499, д. 125; ТРОИЦКИЙ В. И. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII века. Вып. II. Л. 1930, с. 73; БОГОЯВЛЕНСКИЙ. К. УК. соч., с. 52 - 54, 128; ПЛАТОНОВ С. В. Москва и Запад в XVI - XVII веках. М. 1925, с. 68.

7. ТРОИЦКИЙ В. И. Словарь. Вып. I. Л. 1928, с. 27, 57 - 58, 69; вып. II, с. 81 - 82, 107 - 108, 124 - 125, 128.

8. РГАДА, Ф- 396, оп. 1, ч. 2-Д, 1264, 1295, 1341, 1691, 1703, 1734, 1811, 1859.

9. ТРОИЦКИЙ В. И. Словарь. Вып. II, с. 123, 133, 135.

10. ВИКТОРОВ А. Е. УК. соч. Вып. II, с. 512 - 513; Переписная книга Кадашевской слободы 1630 - 1631 гг. В кн.: Крепостная мануфактура в России. Т. 5, ч. III. Л. 1932, с. 3; ТРОИЦКИЙ В. И. Словарь. Вып. II, с. 112; ЗАОЗЕРСКАЯ Е. А. У истоков крупного производства в русской промышленности XVI - XVII веков. М. 1970.

11. ТРОИЦКИЙ В. И. Словарь. Вып. И, с. 75; ВИКТОРОВ А. Е. УК. соч. Вып. I, с. 515.

12. ДЬЯКОНОВ М. А. Источники XIX главы Соборного Уложения. - Исторически архив, Птгр., 1919, кн. 1, с. 224 - 250.

13. Там же, с. 241; Соборное Уложение. Гл. XIX, ст. 24. В кн.: Полное собрание законов. Т. 1, с. 108 - 109.

 

Опубликовано на Порталусе 05 мая 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама