Рейтинг
Порталус

РОССИЯ И ИТАЛИЯ

Дата публикации: 27 мая 2021
Автор(ы): З. П. Яхимович
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1622114197


З. П. Яхимович, (c)

М. Институт всеобщей истории. (Вып. 1). 1993. 456 с.; Вып. 2. М. 1996. 315 с.

Первые два выпуска культурно-исторического альманаха посвящены общественным и культурным связям России и Италии в XV-XX веках. Авторский коллектив нового издания составили видные ученые и молодые исследователи двух стран.

Сборники привлекут внимание вдумчивого читателя богатством тематики, новаторским подходом к цивилизационно-культурным контактам этих стран, столь несхожих по своей исторической судьбе и вместе с тем вызывавших друг у друга пристальный интерес. В содержательных вводных статьях и историко- теоретических размышлениях видных исследователей культуры и духовного мира России и Италии их контакты рассматриваются в русле вечно дискуссионной темы "Россия и Запад", "Россия и Европа", а также сравнительно новой в научном плане проблемы "взаимных представлений народов и государств друг о друге" (2, с. 3). Большое место отведено малоизученным страницам истории культурных контактов и религиозным аспектам взаимоотношений в эпоху средневековья и нового времени.

Ценность научных материалов альманаха в немалой ступени определяется широкой источнико-вой базой. Это неизвестные раннее документы Архива внешней политики России, Ватиканской библиотеки, архивов Флоренции и Болоньи, частных собраний, личных архивов и пр. Читатель может познакомиться с рядом интересных публикаций. Среди них работа А. Кампенского "О делах Московии", ряд глав из работы В. Мануччи "Библия - Слово Божие", статья А. Г. Габричевского "Итальянские зодчие в России", впечатления об Италии видного российского историка И. М. Гревса. На основе скрупулезного источниковедческого анализа строится исследование М. Баракки влияния "Божественной комедии" Данте на обширное сочинение Максима Грека, известное под названием "Инока Максима Грека слово, пространнее изличающе с жалостию нестроения и безчиния царей и властей последнего жития", а также разбор творческого наследия Кампанеллы о Московском государстве в статье Л. С. Чиколини. Малоизвестные страницы истории признания Россией Итальянского королевства на основе документов из Архива внешней политики Российской Федерации воссоздает О. В. Серова. Обращение к неизвестным архивным источникам дало возможность молодым исследователям Дж. Д. Амато, В. Язьковой, М. А. Юсиму сделать достоянием научной общественности ценные труды итальянских дипломатов, путешественников, купцов о России XV-XVI веков. Р. Ризалити обратился к впечатлениям русских путешественников о Флоренции. Перечень можно было бы продолжить. Материалы альманаха отмечены печатью неординарности, свежего подхода в сочетании с анализом огромного фактического материала.

При разнообразии тематики рецензируемых сборников непросто суммировать важнейшие результаты отразившейся в выпусках исследовательской работы.

Характеризуя статьи, эссе и публикации, посвященные XV-XVI векам, развитию контактов двух стран в эту переломную историческую эпоху, следует отметить многоуровневый подход к изучению последних. Любопытные этнографические зарисовки соседствуют с историософскими статьями о природе гуманизма и культуре Возрождения. Анализ истоков и интерпретации идеи "Третьего Рима" особенно интересен в сопоставлении ее с политическим проектом создания всемирной монархии под эгидой католичества во имя блага и процветания народов Европы Т. Кампанеллы. Во многих статьях и публикациях справедливо подчеркивается, что взаимоотношения России и Италии воспринимались современниками через призму важнейших политических и духовных процессов в Европе - раскола христианской церкви на две самостоятельные ветви- католическую и православную, при том, что наряду с этим закладывались предпосылки Реформации в ряде европейских стран; грозной опасности, исходившей для ряда регионов Европы от Османской империи, и осознаваемой вследствие этого необходимости покончить с бесконечными политическими распрями европейских государей и создать политический союз с Московией. Показаны трудности диалога папства с православными государствами и княжествами, возникавшие в немалой степени из-за весьма критического отношения деятелей православной церкви к католичеству и политике папства и встречного недоверия папства к православию.

Подвергнут анализу вклад Италии в мировую и европейскую цивилизацию в виде такого многогранного феномена, как культура Возрождения и гуманизма, претерпевшего в своем развитии ряд фаз, но неизменно высоко ценимого и российскими деятелями культуры, и теоретиками и историками итальянского Возрождения. Читателю представляется интересная возможность сопоставить взгляд на культуру Возрождения двух видных теоретиков культуры и искусства России XX столетия - Габричевского, чьи методы исследования и интерпретация культуры итальянского Возрождения рассматриваются Н. П. Комоловой, и Р. И. Хлодовско-го, посвятившего свою статью классическому гуманизму и его роли в становлении европейской культуры средневековья и нового времени. В подходах Габричевского и Хлодовского есть немало общего: признание выдающейся роли духовного переворота, осуществленного творцами и теоретиками культуры Возрождения и гуманизма, глубокой связи Возрождения с наследием античности и вместе с тем подчеркивание того нового, что

стр. 160


принесла с собой эпоха Возрождения в духовную жизнь человека и культуру Италии, Европы, России. Для Габричевского, сформировавшегося в лоне культуры Серебряного века и остававшегося, несмотря на драматическую судьбу (аресты, репрессии, духовный прессинг и ярмо цензуры), верным многим теоретическим подходам начала XX столетия, итальянское Возрождение в различных его проявлениях - живописи, архитектуры, теории искусства - предстает как мощное явление движущейся культуры. Заслуги деятелей Возрождения, справедливо замечает Комолова, он видел в решении крупных историософских и искусствоведческих задач прежде всего в восприятии человека в пространстве и во времени, в подлинно космогоническом контексте, но вместе с тем в индивидуальном своеобразии. Увлеченный магией культуры Восточного Крыма - "Киммерии" Габричевский в ряде своих трудов ставил непростую проблему специфики восприятия культуры античности и Возрождения Россией, придя к выводу о сложных и органичных отношениях двух культур (2, с. 251).

Иной пласт размышление о культуре Возрождения поднят в статье Хлодовского, для которого этот этап средневековой истории Италии равнозначен беспрецедентному по глубине культурно-эстетическому перевороту, породившему вместе с тем мощный импульс в становлении национального самосознания и национальной культуры в Италии и других странах Европы, утверждению классических идеалов гуманизма в европейской культуре. Апеллируя прежде всего к творчеству таких титанов Возрождения, как Петрарка, Данте, Боккаччо, Хлодовский обратил особое внимание на антропоцентризм этой культуры и специфику гуманистического индивидуализма, с характерным для него культом земного человека, воспеванием его свободы, достоинства, радости бытия. Хлодовский прослеживает дальнейшую эволюцию классического гуманизма, подчеркивает "ни с чем не сравнимое значение, которое имел литературный и художественный опыт ренессансной Италии для формирования всех великих национальных литератур Европы, в том числе и России" (2, с. 20). Разделяя представления многих культурологов о непосредственной связи классического гуманизма и западноевропейского просвещения, Хлодовский полагает, что этим ограничиваться нельзя и следует особо выделить роль гуманистической по духу русской литературы XIX века как прямой наследницы и продолжитель-ницы искусства итальянского и европейского Возрождения (там же, с. 32).

Плодотворность влияния итальянской культуры и искусства на Россию XVIII- XX веков убедительно раскрывается на большом фактическом материале в статьях Л. А. Лопатиной "Породнились в музыке Россия и Италия", И. Н. Бочарова и Ю. П. Глушковой "Карл Брюллов и итальянское Рисорджименто", Хлодовского "Пушкин и "Италия златая", В. М. Володарского "Русские художники в Италии (1880-е годы) ", а также в публикации статьи Габричевского "Итальянские зодчие в России". В них раскрывается благотворное для многих мастеров живописи влияние Италии, вклад итальянских архитекторов в российское градостроительство. Показана специфика обращения к итальянской проблематике русских живописцев, писателей и поэтов, их глубокий интерес к итальянской действительности. Заслугой составителей и авторов является раскрытие малоизвестных, либо не изучавшихся ранее страниц истории русской культуры. Таковы статьи В. Страды "Итальянские лекции Горького о русской литературе", П. Чони "М. Горький в Италии (1906-1933 гг.)", Комоловой "Италия" Ахматовой и Гумилева" и "Вечное опьянение сердца Италией" Бориса Зайцева", Р. Ризалити "Русские путешественники во Флоренции" и др. В этих материалах альманаха в центре исследования - "русское чувство Италии", размышления о судьбах Италии и цивилизации, о связи времен и народов. Для Ахматовой и Гумилева, Зайцева Италия была "чистым откровением красоты", светлым знамением и вместе с тем воплощением драматизма человеческой истории и судеб. Нельзя не отметить особый поэтический настрой статей, посвященных этим выдающимся мастерам слова.

Несколько особняком стоит статья М. И. Ковальской "Италия эпохи Рисорджименто в творчестве Тютчева и Достоевского" (вып. 1). Речь в ней идет не столько о творчестве этих мастеров русской культуры, сколько об их глубоких и самобытных размышлениях и откликах на самые животрепещущие вопросы западноевропейской и, в частности, итальянской жизни, о чуткости этих писателей "к движению истории", о пристальном интересе к судьбам России в контексте ее взаимоотношений с Западом. Двух весьма несхожих по своим воззрениям мастеров роднит, по убеждению Ковальской, пристальное внимание к духовной жизни Италии и Западной Европы, к роли католицизма вообще и к позиции папства по отношению к героической борьбе итальянского народа за независимость, глубокий интерес к проблемам взаимоотношений церкви и государства, церкви и "демоса".

О непростом диалоге двух ветвей христианства в новое время пишут М. Талалай ("О русских церквях в Италии"), П. Каццола ("Русская католичка в папском Риме: Зинаида Волконская"); в этом ключе построен информационный материал о научной конференции в Москве, посвященной тридцатилетию Второго Ватиканского собора (вып. 2).

Отметим весьма нетривиальное освещение истории дипломатических отношений между Италией и Россией в различные эпохи - статья Язьковой о московской миссии Антонио Поссевино, написанная in, материалам рукописных фондов Ватиканской библиотеки, статьи Серовой о восприятии рос-

стр. 161


сийской дипломатией образования Итальянского королевства, экспедиции гарибальдийской "Тысячи" в Сицилию и действий гарибальдийцев в Неаполитанском королевстве, а также Дж. Петракки "Итальянское посольство и посланники в Петербурге (1861-1917 гг.) ". На большом и новом архивном материале показаны особенности взаимоотношения Рима и "Московии" в средние века и в новое время, роль итальянских дипломатов в формировании "русской политики" Итальянского королевства и "итальянской политики" России. Справедливо подчеркивается противоречивость приверженности российской дипломатии принципу легитимизма реализму и прагматизму внешнеполитического курса России после поражения в Крымской войне в условиях реформ.

Издание продолжает плодотворный диалог историков двух стран, ставший с 60- х годов систематическим. Вместе с тем в ряде материалов критически переосмысливается уровень этого диалога, подчеркивается присущая ему в прошлом с российской стороны идеологическая зашоренность и социологизирование. Даются ценные сведения о научной деятельности Центра итальянской истории и культуры. На страницах альманаха воссоздаются впечатляющие портреты историков и культурологов России и Италии.

Можно сказать, что выпуски являются продолжением традиций исследования русско-итальянских отношений, сложившихся в обеих странах. Надо полагать, в дальнейших выпусках найдут более полное отражение проблемы экономических и политических отношений в новое и новейшее время, сотрудничества двух стран в интересах европейской безопасности, вопросы взаимоотношений СССР с фашистской Италией и Итальянской республикой и культуры двух стран в годы фашизма и "холодной войны".

Опубликовано на Порталусе 27 мая 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама