Рейтинг
Порталус

Фотографическое наследие ("Арт-Родник", Москва)

Дата публикации: 01 января 2023
Автор(ы): Жанна Васильева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) У книжной полки, № 2, 2009, C. 20-21
Номер публикации: №1672584299


Жанна Васильева, (c)

Сегодня на дефицит фотоальбомов и книг по фотографии жаловаться не приходиться. В любом крупном книжном магазине можно найти книжки легендарных классиков. Хотите - Анри Картье-Брессона, хотите - Робера Капа, хотите - Юджина Смита. Я уж не говорю об альбомах Хельмута Ньютона или Роберта Мэпплторпа. Правда, большинство из них на английском. Плюс - куча толстенных книг о том, как снять рекламу (портрет, обнаженных, пейзаж и т.д.). С книгами по советской фотографии, как правило, дело обстоит хуже. Чуть ли не единственное тут исключение - Александр Родченко, толстенная монография о котором вышла не так давно. Возможно, дело в том, что советская фотография для многих выглядит бессловесной служанкой идеологии, в которой не могло быть места авторскому высказыванию. Меж тем, чтобы приблизиться к пониманию драматической коллизии тех лет, надо иметь возможность взглянуть на лучшие из советских фото свежим взглядом. Благо дистанция времени эту свободу предоставляет. С этой точки зрения, альбомы Игнатовича, Шагина, Шайхета и Халдея возвращают нам возможность оценить не только идеологический посыл, но мастерство, изобретательность и мощь авторского высказывания.

Эти снимки вошли в золотой фонд российской фотографии. "Молодость" (1937), "Регулировка контроллера" (1930) или "Душ" (1932) Бориса Игнатовича - это хрестоматия фотографии XX века. По идее, эти работы должны быть так же известны, как монтаж "Про это" и фотография матери Александра Родченко. То же можно сказать о снимках "Физкультурники" (1933) или "Политрук" (1944) Ивана Шагина. О работах "Утренняя зарядка" (1927), "Гидроплан" (1937) Аркадия Шайхета. О фотографиях "Враг народа" (1938), "Освобожденный Севастополь" (9 мая 1944), "Знамя над Рейхстагом" (1945) Евгения Халдея. Разумеется, эти мастера были свидетелями истории. Но значение их работ определяется не только этим. Фотография была тем пространством, в котором устремления русского авангарда встретились с реальной жизнью и с массовой культурой социалистического образца. Не с фольклором, который был народным искусством, а масскультом просветплаката, лозунга, пропагандистского клише, спущенными партийной директивой "сверху". Сюжет этого тройного по сути столкновения был трагичен и весьма запутан. И собственно, весьма немного людей, которые способны быть адекватными проводниками в эту зону исторической "турбулентности".

Надо отдать должное издательству, которое привлекло к работе над книгами "Фотографического наследия" тонкого знатока истории отечественной фотографии, много работавшего в архивах и знающего материал не понаслышке, Валерия Тимофеевича Стигнеева. Четыре статьи, написанные им для альбо-

стр. 20


Шайхет. Физкультурники. 1928

 

Халдей. На футболе. 1960

мов, - чрезвычайно весомый "кирпичик" в историю советской фотографии. В широкий оборот вводится колоритный и редкий материал, как, например, наставления брошюры "20 правил фоторепортажа" 1932 года (во вступительной статье к альбому Евгения Халдея). Брошюра призывала бороться с "левыми контрреволюционными фальшивками в области фоторепортажа". В качестве образчика "фальшивки" приводился снимок Маргарет Бурк-Уайт, классика американской фотографии, которая приезжала в СССР дважды.

В книгах воспроизводятся обложки раритетных журналов 1920 - 1930-х годов "Прожектор", "Даешь!", "Коллективист", "Культураи быт", довоенных номеров "Советского фото". Описаны технология и сложности съемки в 1920 - 1930-е годы. Чего стоит хотя бы история о том, как Иван Шагин в 1928 году проявлял пластины со съемкой встречи Горького. Фотопластинки оказались некачественными - при промывке эмульсия с них сходила прямо на глазах фотографа. Но один снимок Шагин все же успел спасти, подтянув частично сползшую эмульсию обратно на стекло.

Наконец, в статьях Стигнеева можно найти перипетии партийной борьбы против фотографов. "Борьба", впрочем, это эвфемизм. Против лома нет приема. В 1929 году были распущены Русское фотографическое общество, Всероссийское общество фотографов, закрыт журнал "Фотограф". Не слаще пришлось и левой группе "Октябрь", в которую входили А. Родченко, Б. Игнатович, Е. Лангман... Их призывали покаяться в том, что они "уродовали и искажали нашу действительность, стараясь втиснуть ее в рамки своих формально-эстетских канонов компоновки кадра". Против "Октября" выступило Российское объединение пролетарских фотографов (РОПФ), среди организаторов которого был, кстати, и Аркадий Шайхет... В общем, для внимательного читателя история отечественной фотографии тянет даже не детектив - на хоррор. Тем более, что впереди противников и соратников по пролетарской борьбе ждала война.

К счастью, автор текста нигде не попытался беллетризировать историю, нажимая на эмоции, а остался в рамках сдержанного, строго научного исторического повествования.

Опубликовано на Порталусе 01 января 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама