Главная → ИНОСТРАННЫЙ ДЕТЕКТИВ → БЫЛО ЛИ ПОДМЕНЕНО ТЕЛО НАПОЛЕОНА?
Дата публикации: 19 ноября 2016
Автор(ы): Э. А. НАТАНСОН →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНОСТРАННЫЙ ДЕТЕКТИВ →
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1969, C. 208-220 →
Номер публикации: №1479507035
Э. А. НАТАНСОН, (c)
В 1840 г. останки Наполеона I были перевезены с о-ва св. Елены в Париж и позднее помещены в саркофаге, установленном в соборе Дома Инвалидов... Прошло 128 лет, когда вдруг появилось сенсационное сообщение: "Останков Наполеона нет в соборе Дома Инвалидов!", "Тело было подменено англичанами!". Под такими заголовками парижская газета "France Dimanche" (NN 1117 и 1118 за январь 1968 г.) опубликовала статью. Ее немедленно перепечатали и дали на своих страницах газеты и журналы многих стран, в частности в нашей "Литературной газете" от 2 апреля 1969 г. была опубликована заметка Л. Павлова "Кто лежит в саркофаге Наполеона?". И вслед за версиями о преднамеренном отравлении Наполеона, о его подмене двойником на острове св. Елены (о чем журнал "Вопросы истории" уже писал)1 , началось обсуждение новой сенсации, автором которой явился известный французский историк Жорж Ретиф де ла Бретонн. "На чем же основывается он, разоблачая то, что называет одной из величайших мистификаций в истории?" - ставит вопрос упомянутый парижский орган печати. И отвечает: "На документах, на свидетельствах, по его мнению, неопровержимых, с которыми он ознакомился в процессе двухлетних исследований и которыми до сих пор пренебрегают другие историки"2 . Аргументы де ла Бретонна многочисленны и разнообразны. "Абсолютную уверенность в подмене, - заявил он, - я обрел, исследуя то, что обнаружилось при эксгумации тела Наполеона на острове св. Елены 15 октября 1840 года"3 . Познакомимся же с его версией.
Прошло девятнадцать лет со дня смерти ссыльного императора, когда на остров прибыла французская миссия, уполномоченная осуществить перевоз останков тела во Францию. Члены миссии попросили, как это предусмотрено законом, чтобы им перед погрузкой на корабль разрешили вскрыть гробы, которых должно было быть три, один в другом: цинковый, свинцовый и красного дерева. Они хотели убедиться в том, что им возвращают действительно останки Наполеона. Англичане сначала воспротивились этому, но затем согласились, назначив время - полночь. Быть может, они надеялись, что при свете факелов ничего нельзя будет разглядеть. Цинковый гроб, внутренний, в котором находилось тело Наполеона, оставался открытым две минуты. В течение этих двух минут никто из присутствовавших не высказал какого-либо замечания или протеста. Наоборот, каждый из них описал затем то, что видел. По свидетельствам Лас Каза, генерала Гурго, доктора Гийяра, Роана-Шабо и аббата Кокеро, черты покойного мало изменились; лицо обросло бородой, на голове видны были остатки волос. Мускулы мумифицировались, на ощупь тверды. Приоткрытый рот обнаруживал три белых зуба... Но из записок, составленных свидетелями смерти Наполеона, выясняется другое. Генералы Бертран и Монтолон, а также камердинер Маршан и врач Антомарки, которые разделяли с императором его ссылку, единогласны в следующем: лицо и голова Наполеона были побриты уже после смерти, мускулы - расслаблены, рот закрыт так, что зубов не видно. Таким образом, наблюдения этих свидетелей противоречат тому, что увидели присутствовавшие при эксгумации. Немедленно после смерти Наполеона английский врач Бертон положил под его нижнюю челюсть подушку, которую не убирали в течение нескольких часов. После этого, заключает Ж. Ретиф де ла Бретонн, согласно; законам физиологии, рот не смог бы открыться даже в результате толчка. Кроме того, зубы Наполеона были очень плохи (что подтверждается несколькими единогласными свидетельствами). Поэтому совершенно исключено, чтобы увиденные при эксгумации три "очень белых" зуба принадлежали Наполеону.
Как известно, после смерти борода продолжает расти в течение нескольких часов. Но совершенно невозможно, чтобы лицо покойного имело хотя бы следы ее: оно было побрито сначала через двенадцать часов после смерти, а затем, вторично, через
1 См. "Вопросы истории", 1966, N 10.
2 "France Dimanche", 1968, N 1117, p. 6.
3 Ibid.
двадцать четыре часа. Поэтому оно должно было оказаться совершенно гладким. Что касается расслабленных мускулов, то они, как отмечено во многих свидетельствах, через два дня после смерти Наполеона начинали уже разлагаться. Следовательно, они не могли мумифицироваться, ибо мумифицируются лишь те ткани организма, разложение которых происходит медленно. Свидетели эксгумации обнаружили также, что руки трупа были вытянуты вдоль туловища, ноги согнуты, каблуки сапог упирались в стенку цинкового гроба. А свидетели похорон в 1821 г. отмечают совершенно иное. Ноги не были согнуты, подошвы сапог не касались внутренней поверхности гроба.
Продолжая свою аргументацию, автор версии переходит к рассмотрению одежды покойного. В 1840 г. тело было обнаружено в мундире гвардейских конных егерей. Действительно, Наполеон был похоронен в таком же мундире, но мундир в то время был чистым" а при эксгумации на нем обнаружили пятна. В 1840 г. на мундире отсутствовал знак ордена Реюньон, который перед похоронами был к нему прикреплен вместе с двумя другими орденскими знаками. В 1840 г. чулок не было. Носки сапог были прорваны, и в отверстиях виднелись пальцы. А в 1821 г., 6 мая, на следующий день после смерти императора, Маршан лично надел на его ноги белые шелковые чулки. В 1840 г. большая лента Почетного Легиона была видна под мундиром и не имела терминального креста, а в 1821 г. большая лента была надета поверх мундира, через плечо, как это было принято, причем в нижней ее части имелся терминальный крест. В 1840 г. шляпу видели лежавшей на бедрах. Кокарды на ней не было. А в. 1821 г. шляпу положили на ступни, и она была с кокардой. Наконец, о положении сосудов с внутренними органами трупа: в 1821 г. два запаянных сосуда, в которых находились сердце и желудок Наполеона, были положены врачом Антомарки в углы гроба. В 1840 г. сосуды оказались между ногами покойного.
Ж. Ретиф де ла Бретонн считает, что подмена могла произойти двояким образом: либо подменили только тело в гробу, либо и внутренний гроб тоже. Вторая гипотеза представляется автору, версии более вероятной. "Действительно, - отмечает он, - имеются явные доказательства, что гроб в могиле был подменен после того, как из него изъяли тело императора"4 . Это утверждение обосновывается следующим. В 1821 г. в могилу поместили два прочных деревянных бруса, которые служили в голове и в ногах опорами для гроба. Таким образом, гроб не касался дна могилы. В 1840 г. эти брусья не были обнаружены. Гроб покоился на каменной плите и оставил на ней след. Кроме того, под ним были найдены канаты и ремни, использованные при его опускании в могилу. А в 1821 г. канаты и ремни были вынуты, что отмечено могильщиком острова св. Елены. И эта операция не представляла никакой трудности, ибо гроб не прилегал плотно ко дну могилы и, следовательно, не прижимал собою канатов и ремней.
Но еще более убедительным доказательством де ла Бретонн считает то, что выявилось при сопоставлении гробов. Как было сказано выше, при похоронах внутренний, цинковый гроб находился в свинцовом, который, в свою очередь, был помещен в гроб из красного дерева. Однако при эксгумации обнаружили четыре гроба: из красного дерева, затем свинцовый, затем - еще один из красного дерева и, наконец, цинковый. Это обстоятельство автор версии объясняет следующим. При изготовлении гробов для покойника, которым подменили тело Наполеона, скрупулезно придерживались описания, составленного в 1821 году. Это описание сделал граф де Монтолон для заказа гробовщикам. Но фальсификаторы не учли, что заказ тогда не был точно выполнен. По нескольким свидетельствам 1821 г., изготовили не четыре гроба, как это предполагалось, а только три. Таким образом, фальсификаторов выдало их усердие. Можно предположить, что, когда гроб был извлечен для того, чтобы подменить тело Наполеона, могилу вычистили. Поэтому при эксгумации в 1840 г. в ней не были найдены деревянные брусья, служившие опорами для гроба.
Возникает вопрос: где фальсификаторы достали мундир гвардейских конных егерей, в который облачили покойника, использованного для подмены тела императора? Они могли, конечно, такой мундир сделать специально, но в этом не было необходимости. Как известно, вечером после сражения при Ватерлоо фургоны императора по-
4 Ibid.
пали в руки противника. В одном из них находился полный костюм гвардейского конного егеря, шляпа без кокарды и большая лента Почетного Легиона без терминального креста. Этот костюм англичане могли привезти на остров св. Елены и использовать.
"Нужны ли еще доказательства?" - спрашивает автор версии, и приводит затем дополнительные аргументы. При эксгумации 1840 г. губернатор острова св. Елены сэр Миддлмор запретил рисовать или фотографировать покойного. "Зачем нужны были эти предосторожности, если в гробу действительно тело Наполеона?" - спрашивает автор. И отвечает: "Конечно, в этом случае они были бы не нужны. Наоборот, это только помогло бы убедить всех". Подмена, как утверждает Ретиф де ла Бретонн, была совершена англичанами в 1828 году. В том году Гудсон Лоу, губернатор острова св. Елены, был переведен на Цейлон. Но он приезжал на несколько дней на остров св. Елены с какой-то таинственной и весьма важной целью, а оттуда направился на корабле в Англию. Как полагает автор версии, на корабле ом перевез в Англию останки Наполеона, которые были затем погребены в соборе Вестминстерского аббатства. Англичане, продолжает автор, стремились завладеть останками Наполеона, хотя в официальных заявлениях говорили совершенно иное. Они не желали передать эти останки Франции, о чем свидетельствуют английские газеты того времени, а также многочисленные признания английских политиков. Но англичане не могли завладеть останками императора открыто. Это вызвало бы взрыв возмущения во Франции, так как часть французского общества все еще чтила его память. Чтобы избежать возможных осложнений, необходимо было дождаться удобного случая. И, наконец, сообщает Ретиф де ла Бретонн, произошло "то, что достойно сюжета приключенческого романа, то, что мне лично объясняло, как именно совершилась подмена, и что, по моему мнению, является ключом ко всей этой фантастической истории"5 .
...Через 42 часа после смерти Наполеона английский врач Бертон снял с лица умершего слепок для маски. Он сделал это с большим трудом, ибо, как уже было сказано, мускульные ткани покойного начали быстро разлагаться. Маска отразила бы образ Наполеона уже очень постаревшего, опухшего и была бы весьма неприятной на вид. В чертах покойного императора уже не виделось былой энергии и силы. Французы из его свиты во главе с Бертраном не желали, чтобы такая маска была показана публике или тем более распространена в тысяче копий. Это, по их мнению, нанесло бы ущерб памяти Наполеона. Тогда они похитили слепок, снятый доктором Бертоном. Бертон стал добиваться возврата слепка. Он даже обратился за содействием к властям своей страны. Но, к великому его удивлению, поддержки не получил. Ему ответили, что слепок является собственностью французов. Тогда-то и возник смелый замысел. Английское правительство узнало о том, что французы на острове св. Елены с помощью врача Антомарки сделали посмертную маску с лица другого человека, умершего там за три года до смерти Наполеона. Этот человек был на десять лет моложе Наполеона. Энергичные черты его лица несколько напоминали черты лица Бонапарта. Данная маска и была представлена как маска Наполеона. Англичане воспользовались этим обстоятельством. Подмена маски подала им мысль совершить подмену останков, что они и сделали. Из могилы на острове св. Елены было извлечено тело Франческо Чиприани, которым подменили тело Наполеона. Чиприани был домоправителем ссыльного императора. Наполеон давно знал этого человека, который еще на Корсике воспитывался в его семье, и питал к нему особое доверие. Но Чиприани оказался предателем и все время, проведенное со ссыльным императором на острове св. Елены, занимался шпионажем в пользу англичан. То, что говорилось в доме Наполеона, и все то, что Наполеон поверял ему, Чиприани сообщал Гудсону Лоу. Его зловещая деятельность, несомненно, послужила поводом для многих притеснений, которым подвергался Наполеон, находясь в ссылке. Но французы, окружавшие Наполеона, разоблачили Чиприани в глазах императора. Тогда домоправитель принял яд для крыс и через несколько часов умер. До этого он был совершенно здоров, что задержало процесс разложения тела и дало возможность снять с его лица слепок спустя длительное время после смерти.
Последняя часть публикации де ла Бретонна, содержащая сведения о масках,
5 "France Dimanche", 1968, N 1118, p. 6.
иллюстрирована портретом Наполеона и шаржированным рисунком, изображающим в профиль Чиприани. Здесь же даны фотоснимки двух масок. Надпись, относящаяся к одному из них, гласит следующее: "Истинная маска Наполеона. Уникальный экземпляр. Ныне хранится в военной школе Сэндхерст, в Англии", а к другому: "Мнимая маска Наполеона. В действительности - маска Чиприани. Она распространена в тысяче экземпляров". Кроме того, имеется фотоснимок "Истинная могила Наполеона", под которым редакцией газеты дано следующее пояснение: "По мнению Ретифа де ла Бретонна, в этой часовне в Вестминстерском аббатстве покоятся останки Наполеона".
*
Излагая свою версию, автор, при всей категоричности его утверждений, не ссылается на конкретные исторические источники. Попытаемся же проанализировать ее на основании документов. Первый тезис Ж. Ретифа де ла Бретонна состоит в том, что англичане сначала воспротивились осмотру французами эксгумированного тела, а затем согласились и назначили этот осмотр в полночь, надеясь, что при свете факелов никто не сможет с точностью опознать лицо покойного. Однако члены французской миссии, прибывшей на остров св. Елены за останками Наполеона, единогласно утверждают, что осмотр тела производился днем. Их свидетельства, обобщенные анонимным автором в книге "Похороны Наполеона в Париже", сводятся к следующему: "Начатые в половине первого ночи, работы продолжались без перерыва и с большим усердием более девяти часов. Можно было опасаться, что, несмотря на все усилия, даже при производстве двух параллельных операций по раскопкам гроба, темнеть начнет прежде, чем эксгумация будет закончена, и ее придется отложить на следующий день. Но с рассветом все опасения рассеялись благодаря искусному руководству, которое осуществлял капитан Александер, и его стремлению всячески удовлетворить желания французского комиссара. Трудно найти и достойные слова похвалы рабочим и солдатам, которых он возглавлял. Эти люди трудились неустанно и своим почтительным молчанием, казалось, хотели оказать уважение нашим чувствам. В половине десятого утра земля из могилы была вынута полностью"6 . Итак, утверждение, будто англичане стремились произвести осмотр останков в ночное время, вообще представляется нереалистичным, ибо французская сторона имела полную возможность осуществить этот осмотр и на следующий день, при естественном свете. Да и могла ли возникнуть у англичан уверенность, что останки окажутся опознаваемыми? В своем рапорте от 30 ноября 1840 г. военному министру Франции глава французской миссии, направленной на остров св. Елены за останками Наполеона, герцог де Жуанвиль писал, что "тело было найдено в таком состоянии, на какое невозможно было надеяться"7 . То же отмечал в депеше председателю совета министров от 19 октября 1840 г. французский королевский комиссар Филипп де Роан-Шабо: "Несмотря на превосходную сохранность могилы и гробов... мы могли надеяться найти лишь бесформенные останки с пригодными для идентификации наименее разрушенными частями костюма"8 . Наконец, аналогичное высказывание имеется и в протоколе эксгумации, составленном французским врачом Гийяром: "Состояние сохранности тела превзошло все мои ожидания"9 . Таким образом, не только англичане, но и французы никак не могли рассчитывать на возможность опознания покойного. Отсюда, нам представляется, можно сделать вывод, что англичане не только не пытались затруднить осмотр тела, но и не могли иметь к тому никаких мотивов.
Трудно обвинить англичан и в том, что осмотр тела продолжался всего две минуты. Французский историк Октав Обри описывает окончание этой процедуры следующим образом: "...Когда доктор Гийяр попросил, чтобы тело приподняли для продолжения осмотра, Гурго резко запротестовал. Дальнейший осмотр был бы оскорблением останков императора, подлинность которых уже не вызывала никаких сомнений. Поэтому он предложил осмотр прекратить. Филипп Роан-Шабо попросил врача за-
6 "Funerailles de Napoleon a Paris". P. 1841, pp. 56 - 57.
7 F. Coquereau. Souvenirs du voyage a Sainte-Helene. P. 1841. p. 168.
8 Ibid., p. 175.
9 Ibid., d. 193.
крыть гроб"10 . Это полностью подтверждается и свидетельством самого Роана-Шабо, которое находим в его депеше, адресованной председателю совета министров Франции: "...Я не осмелился тревожить покоя умершего ради бесцельного исследования"11 . Итак, прекратить осмотр распорядились не английские власти, а французский королевский комиссар, причем никто из членов миссии против этого не возразил. На основании сказанного можно, кажется, заключить, что англичане не пытались ввести в заблуждение французскую миссию.
Касаясь состояния эксгумированного тела, Ж. Ретиф де ла Бретонн отмечает, что "лицо обросло бородой, на голове видны остатки волос". В связи с этим снова обращаемся к протоколу, составленному доктором Гийяром, где зафиксировано следующее: "Покровы на подбородке синеваты. Они приобрели такой цвет вследствие того, что борода, вероятно, продолжала расти после смерти. Что касается самого подбородка, он не затронут никаким процессом разрушения и сохранил черты, характерные для лица Наполеона"12 . То же отмечает в своих мемуарах и аббат Кокеро: "На подбородке четко видна проступающая борода"13 . Таковы факты, засвидетельствованные современниками события. Но, учитывая, что анализ этого положения (как и некоторых других, выдвинутых в рассматриваемой версии) относится к компетенции судебной медицины, мы обратились за консультацией к специалисту. В своем заключении по поставленным нами вопросам кандидат медицинских наук Б. С. Свадковский отметил следующее: "...Даже после повторного бритья бороды умершего, вследствие трупного окоченения, а в дальнейшем - при высыхании мягких тканей может происходить сокращение волосяных луковиц с выступлением над поверхностью кожи внутренней, сохранившейся части волос". Поэтому утверждение Ж. Ретифа де ла Бретонна, что лицо Наполеона при эксгумации должно было быть совершенно гладким, принять очень трудно. О наличии волос на голове в протоколе эксгумации вообще ничего не сказано, хотя, судя по тщательности, с какой он составлен, такая подробность не ускользнула бы от внимания доктора Гийяра. Наконец, обратимся еще к одному источнику. Мы имеем в виду рисунок Ж. Риго "Наполеон по вскрытии гроба"14 . Рисунок, как отмечено в пояснении к нему, выполнен под наблюдением и по указаниям Эмманюэля де Лас Каза - члена миссии, направленной на остров св. Елены. Покровы черепа, как показано на рисунке, полностью лишены волос. Все это свидетельствует о том, что данный тезис версии тоже нельзя считать доказанным.
Специальное внимание в аргументах де ла Бретонна уделено тому обстоятельству, что три очень белых зуба, видневшихся из-под приподнятой верхней губы покойного, никак не могли принадлежать телу Наполеона. И вообще зубы не могли быть видны, ибо немедленно после смерти императора английский врач Бертон подложил под его нижнюю челюсть подушку, препятствовавшую размыканию губ. Анализируя этот тезис, вновь обратимся к рисункам. Мы склонны доверять им, ибо рисующий с натуры фиксирует часто даже такие мелкие детали, которые могут ускользнуть из внимания протоколиста. Если не считать рисунка, происхождение которого весьма сомнительно и который приписывают хирургу 20-го английского пехотного полка Арчибалду Арнотту (он датирован ночью с 5 на 6 мая 1821 г.), то первое изображение Наполеона на смертном ложе сделано камердинером- Луи Маршаном. Французский исследователь Эжен де Вос, тщательно исследовав посмертные изображения Наполеона, исходящие с острова св. Елены, пришел к выводу, что Маршан сделал этот рисунок рано утром 6 мая. Губы умершего показаны разомкнутыми. В книге "Документы к истории заключения Наполеона Бонапарта на острове св. Елены", изданной в Париже в 1822 г., то есть через год после смерти Наполеона и за 18 лет до эксгумации его тела, приведен рисунок, сделанный с натуры английским капитаном Фредериком Мариэтом15 . В пояснении к истории рисунка сказано, что его автор был весьма искусным рисовальщиком и что сделанное им изображение, "кроме достоинства в абсо-
10 O. Aubry. Sainte-Helene. T. II. P. 1935, p. 319.
11 См. F. Coquereau. Op. cit., p. 176.
12 Ibid., p. 192.
13 Ibid., p. 110.
14 Этот рисунок воспроизведен в уже цитированной книге Кокеро.
15 "Documents pour servir a l'histoire de la captivite de Napoleon Bonaparte a Sainte- Helene". P. 1822. p. 312.
лютной точности, превосходно передает выражение покоя в чертах умершего"16 . На рисунке четко видны приоткрытые губы, что не могло бы быть отражено искусным рисовальщиком, если бы они были плотно сомкнуты. Точность рисунка, сделанного капитаном Мариэтом, отмечает в своем дневнике и маршал двора Наполеона генерал граф Бертран, В записи, датированной им 6 мая 1821 г., сказано следующее: "В десять часов г-н Иббетсон и капитан фрегата Ариетт (читать: Мариэт) пришли, чтобы нарисовать императора на его смертном ложе. Г-н Мариэт сделал довольно похожее изображение в профиль17 . Наполеон скончался 5 мая в 5 часов 45 минут вечера. (Следовательно, капитан Мариэт делал; свой рисунок через 16 часов 15 минут после смерти Наполеона. И если, по признаниям свидетелей-французов, изображение оказалось удачным, то можно считать, что губы умершего действительно были приоткрыты, а это значит, что подушка, которую доктор Бертон подложил под нижнюю челюсть покойного, немедленно после смерти, не зафиксировала губ в сомкнутом состоянии. Подтверждением тому могут служить также рисунки, сделанные английским капитаном Виллиамом Крокэтом и английским морским офицером лейтенантом Джорджем Уэлчем18 . Сомкнутые губы показаны лишь на двух рисунках: Иббетсона и художника Ребиджа. Однако набросок, сделанный с натуры Иббетсоном, утрачен, и до наших дней сохранилось лишь несколько; картин, написанных на основании этого наброска масляными красками19 . Но здесь допустима мысль о стремлении автора придать мертвому лицу Наполеона то волевое выражение, которое свойственно было императору при жизни. Аналогичное стремление явно ощущается и в рисунке молодого Ребиджа, выполненном 7 мая. Там умерший изображен в мундире и шляпе, то есть в тоже привычном для восприятия виде20 . Но допустим даже, несмотря на приведенные доказательства, что при похоронах губы умершего были плотно сомкнуты. Могли ли они оказаться разомкнутыми при эксгумации тела? Вероятно, могли. По изучении протокола, составленного доктором Гийяром, Б. С. Свадковский (на заключение которого мы уже ссылались) отмечает, что "в процессе мумификации допустимо усыхание тканей губ, которое в данном случае могло в большей степени выразиться в левой части верхней губы, что привело бы к обнажению трех верхних зубов". Основания для такого вывода, конечно, имеются, если принять во внимание, что Гийяр отмечает истонченность губ. Здесь же уместно сказать и о "плохих зубах", исключающих, по мнению автора версии, возможность того, что три видимых зуба оказались очень белыми. Этот факт (белизна трех зубов, видимых из-под приподнятой верхней губы) действительно отмечен, в протоколе эксгумации. Но сила его доказательности весьма сомнительна. Снова обращаемся к заключению, составленному Б. С. Свадковским. "Белизна зубов, - констатирует медик, - еще не исключает возможных болезненных изменений их; речь идет лишь о состоянии видимой при осмотре зубной эмали. Из судебно-медицинской практики известно, что зубная эмаль может длительно сохраняться в условиях мумификации, а белизна ее может восприниматься как относительная на фоне желтоватого цвета кожных покровов".
Переходим к рассмотрению дальнейшего. В изложении версии отмечено положение рук и ног покойного, причем один из аргументов ее автора состоит в том, что при эксгумации ноги были, обнаружены согнутыми в коленях, а подошвы упирались в стенку гроба, чего не было при похоронах. На рисунке, иллюстрирующем данный аргумент версии, ноги покойного изображены не только согнутыми в коленях, но и раздвинутыми. Однако это не совсем точно. Обращаясь снова к рисунку Ж. Риго, обнаруживаем, что два сосуда, содержащие сердце и желудок, лежат под голенями, несколько ниже коленных суставов. Они лишь едва видны в узком пространстве между ногами. То же отмечено и в уже цитированной нами депеше королевского комиссара: "Между ногами... видны два сосуда, которые содержат сердце и желудок. Но
16 Ibid., p. 310.
17 "Cahiers de Sainte-Helene, janvier 1821 - mai 1821. Journal du General Bertrand, Grand Marechal du Palais. Manuscrit dechiffre et annote par Paul Fleuriot de Langle" P. 1949, p. 196.
18 Все упомянутые рисунки воспроизведены в книге: E. de Veauce. Napoleon post mortem. Lyon. 1958, pp. 7, 9, 13, 63.
19 Один из них воспроизведен в книге E. de Veauce. Op. cit., p. 15.
20 Ibid., p. 25.
г-н доктор Гияйр убедился, что они очень плотно примыкают к частям тела, закрывающим их почти полностью..."21 . При таком положении сосудов лежащие на них ноги, естественно, должны были оказаться немного согнутыми в коленях, что и отмечено доктором Гийяром в протоколе эксгумации: "нижние конечности слегка согнуты"22 . Это, как нам представляется, не могло произойти оттого, что гроб не соответствовал длине тела. Да и мог ли он ей не, соответствовать, если допустить, как это делает автор версии, что англичане подменили не только тело, но и гроб? Вероятно, в этом случае они сделали бы его немного длиннее подменяемого, чтобы не придавать, покойному заведомо неестественной позы. А в протоколе доктора Гийяра сказано, что "тело императора имеет естественное положение, - т. е. то, которое ему было придано, когда его помещали в гроб"23 .
Но, возражая автору версии по одному аргументу, мы дали здесь подтверждение факту, который он использует в другом аргументе: тому, что сосуды с органами при эксгумации не были обнаружены в углах гроба, куда, как отмечено в изложении версии, поставил их доктор Антомарки. Антомарки, действительно, пишет, что оба сосуда он лично поставил в углы гроба24 . Однако следует принять во внимание, что до того, как гроб закрыли, они вполне могли быть перемещены. По свидетельству Эндрью Дарлинга, англичанина, служившего в резиденции Наполеона Лонгвуд Хаус обойщиком и меблировщиком, ему 5 мая 1821 г. вместе с заказом на гробы граф де Монтолон дал точные размеры тела умершего: рост - 5 футов 7 дюймов, ширина в плечах - 18 дюймов, толщина - едва 10 дюймов. В связи с этим Дарлинг определил следующие размеры цинкового гроба: длина - 5 футов 11 дюймов, глубина - 12 дюймов, ширина в головной части - 10,5 дюйма, ширина в плечевой части - 21 дюйм, ширина в ножной части - 8 дюймов25 . Если принять во внимание, что некоторое место занимали внутренняя отделка и убранство гроба, то неизбежен вывод, что свободного пространства в нем оставалось очень мало. Но, как отмечают Дарлинг26 и Антомарки27 , кроме сосудов, содержащих сердце и желудок, в гроб положили и личные вещи Наполеона. Это были: серебряная ложка, вилка и нож с серебряными ручками, сливочница тонкой работы, серебряная тарелка, кубок, две монеты, чеканенные во время Великой Французской буржуазной революции, две - в период Консульства, две - в годы Империи, а также семь других монет. Естественно, что расположить эти вещи было удобнее всего в углах гроба. Однако там уже стояли серебряные сосуды с сердцем и желудком. Расположить все в одном месте было неудобно. Поэтому вполне допустимо заключить, что в последний момент два сосуда были перемещены под ноги покойного, где их и увидели при эксгумации.
Переходим к рассмотрению возможности мумификации тела, которое было уже затронуто разложением. Ж. Ретиф де ла Бретонн утверждает невозможность такого явления. Здесь мы снова процитируем заключение Б. С. Свадковского: "Протокол эксгумации, составленный д- ром Гийяром, представляет большую ценность, так как является единственным известным нам медицинским документом, отражающим состояние трупа при эксгумации. Несмотря на то, что он составлен в результате кратковременного (двухминутного, как отмечает его автор) осмотра и весьма лаконичен, описание выполнено на высоком профессиональном уровне врачом, обладавшим познаниями в трупных явлениях. Кратко, но точно отражено состояние трупа, что позволяет утверждать преобладание консервирующих изменений трупных тканей. Судя по описанию кожных покровов лица, мягких тканей конечностей, речь идет о мумификации, а возможно (учитывая состояние глазных яблок и щек) - частичной сапонификации (сапонификация - образование так называемого жировоска. - Э. Я.). Последнее явление представляется весьма вероятным, если принять во внимание, что
21 F. Coquereau. Op. cit., pp. 175 - 176.
22 Ibid. p. 191.
23 Ibid.
24 "Memorial de Sainte-Helene par le Comte de Las Cases suivi du Memorial de M. M. les docteurs O'Meara et Antommarchi, Medecins de Napoleon a Sainte-Helene et de la Relation du retour des cendres de l'Empereur". T. II. P., p. 614.
25 "Le Journal d'Andrew Darling, mai 1821". "Sainte-Helene" (Bulletin trimestriel d'information des Domaines. Francais de Sainte-Helene). 1963, N 8, p. 3.
26 Ibid., p. 5.
27 "Memorial de Sainte-Helene par le Comte de Las Cases...", p. 614.
посмертном изменениям подвергалось тело, богатое жиром (см. протокол аутопсии, составленный д-ром Генри28 )... Возможность мумификации тела Наполеона исключить нельзя. При описанных условиях захоронения гнилостные изменения могли приостановиться и могло произойти высыхание тела".
Автор версии утверждает, что при эксгумации на мундире покойного были обнаружены пятна, а Наполеон был похоронен в совершенно чистом мундире. В изученных документах нам не удалось найти ни одного упоминания об этих пятнах. Не изображены они и на рисунке Ж. Риго. Но допустим все же, что пятна были. Происхождение их легко можно объяснить следующим. Аутопсия (вскрытие тела) производилась 6 мая в 2 часа 30 минут дня29 , а через полтора часа, то есть в 4 часа дня, тело было одето в униформу гвардейских конных егерей30 . По свидетельствам мемуаристов, в то время стояла сильная жара31 . Учитывая, что тело императора было вскрыто в грудной области и в брюшной и что при одевании его, конечно, приподнимали, естественным представляется вытекание через шов крови, а также антисептической жидкости, использованной анатомами и еще остававшейся в полостях трупа. При этом рубашка, жилет и внутренняя поверхность мундира могли бы оказаться увлажненными, но на наружной его поверхности пятна могли еще не проступить, ибо мундир был из плотного сукна, с большими реверами. Со временем, однако, он пропитался насквозь, и пятна стали видимы снаружи. Кстати, на схематическом рисунке, приведенном автором версии, эти пятна видны именно на груди. Б. С. Свадковский в своем заключении отмечает также возможность появления пятен в результате развития трупных явлений. Что касается мундира Наполеона, захваченного в его карете вскоре после сражения при Ватерлоо (в Женаппе), то мундир этот стал достоянием не англичан, как утверждает автор версии, а пруссаков (карета была захвачена фон Келлером, командиром 15-го фузилерного полка прусской армии).
Ж. Ретиф де ла Бретонн утверждает также, что при похоронах шляпу положили на ступни покойного (именно так и изображена она на рисунке, иллюстрирующем изложение версии), а при эксгумации ее нашли лежавшей на бедрах. Обратимся к некоторым свидетельствам. Эндрью Дарлинг, занимавшийся организацией траурных церемоний в Лонгвуд Хаусе, как мы уже сообщали, определил размер гроба для тела Наполеона. В связи с этим он 5 мая 1821 г. сделал в своем дневнике следующую запись: "Я упустил тогда из внимания, что он будет положен в гроб в шляпе и в униформе"32 . Это упущение и не позволило надеть на покойного шляпу. 7 мая тело Наполеона положили в гроб, который, как записал в своем дневнике генерал Бертран, "оказался немного коротким, особенно для того, чтобы надеть на голову шляпу; ее пришлось положить на колени"33 . То же констатирует и Маршан: "...Шляпа была положена на бедра..."34 . На бедрах, около колен, она и была обнаружена при эксгумации.
В изложении версии отмечено отсутствие на ногах эксгумированного тела белых шелковых чулок, надетых перед похоронами камердинером Маршаном. Доказательность этого довода сомнительна потому, что по эксгумации сапоги с ног покойного не снимали и наличие под ними остатков чулок никем не опровергнуто. Если же говорить о том факте, что через прорванное носки сапог не было видно чулок, то это могло стать результатом разрыва чулок в тех же местах, что и у сапог. Поэтому есть основание отмечать отсутствие видимых остатков чулок, а не чулок вообще. Рассмотрим тезис о количестве грибов, Действительно, в протоколе захоронения, подписанном графом де Монтолоном, графом Бертраном и камердинером Маршаном, упомянуты три гроба: "...после того, как первый гроб был запаян в нашем присутствии, его поместили в другой гроб, из свинца, который тоже был запаян и помещен
28 Английский врач Генри составил свой особый протокол вскрытия тела Наполеона, где отметил наличие в теле значительного количества жира.
29 "Cahiers de Sainte-Helene, janvier 1821 - mai 1821", p. 196.
30 Ibid., p. 197.
31 "Documents pour servir...", p. 310.
32 "Le Journal d'Andrew Darling, mai 1821", p. 3.
33 "Cahiers de Sainte-Helene, janvier 1821 - mai 1821", p. 199.
34 "Memoires de Marchand, Premier valet de chambre et executeur testamentaire de l'Empereur Napoleon I (par Jean Baurguignon, membre de l'Institut et le Commandant Henry Lachougue)". T. II. P. 1955, p. 344.
в третий гроб, из красного дерева"35 . Однако в мемуарах Маршана сказано о четырех гробах: "Императора положили в цинковый гроб, дублированный белым атласом, с ватной прокладкой.., этот гроб был помещен в другой, из красного дерева, который поставили в третий гроб, свинцовый; он тоже был запаян и помещен, в свою очередь, в четвертый гроб, из красного дерева, который закрыли с помощью железных винтов с серебряными головками"36 . Текст протокола захоронения приведен Маршаном в его мемуарах вслед за цитированным описанием четырех гробов, причем явное расхождение никак им не комментировано. Это, конечно, и дало повод Ж. Ретифу де ла Бретонну к высказанному им сомнению. Мы не склонны придавать данному факту решающее значение, ибо представляется маловероятным, чтобы Маршан мог оставить его без внимания, если бы заметил. Но для него количество гробов было настолько бесспорным, что он упустил неточность, вкравшуюся в им же подписанный протокол. Нам неизвестно, кто лично составлял текст протокола захоронения, но все трое, подписавшие этот документ, принадлежали к ближайшему окружению покойного и" находясь в естественном состоянии подавленности могли не проявить достаточного внимания к фиксируемым деталям. Закономерность такого предположения подтверждается, помимо мемуаров Маршана, и другими свидетельствами. Дарлинг в записи, сделанной 5 мая 1821 г., фиксирует следующее: "Генерал Монтолон попросил меня позаботиться об изготовлении гроба. Гроб должен был представлять собой оболочку из цинка, дублированную атласом с ватной прокладкой. В этой оболочке должны были находиться матрас и подушка из той же ткани. Затем предусматривалась следующая оболочка, деревянная, затем еще одна, свинцовая, и еще одна, из красного дерева, обитая красным бархатом... Я сказал... что бархата на острове нет, ибо уже искал его несколько дней тому назад. Тогда было решено, что последний гроб будет сделан из лучшего красного дерева, какое удастся разыскать. Это и было сделано"37 . Следовательно, заказ на четыре гроба Дарлинг выполнил. В конце записи от того же дня он сообщает: "Я позаботился, чтобы к часу ночи закончили цинковый гроб, свинцовую оболочку и деревянную, а также матерчатое убранство цинкового гроба, которое уже описал"38 . Дарлинг не упоминает здесь о наружном гробе из красного дерева, но он и не говорит, что такой гроб изготовить не удалось. С изготовлением его возникли трудности, которые объясняет анонимный автор, сделавший в 1915 г. на рукописи Дарлинга примечание. В этом примечании, в частности, сказано: "Когда, как пишет Дарлинг, в 1821 г. было решено использовать для наружного гроба императора красное дерево, оказалось, что такого дерева нет. Но затруднение удалось преодолеть благодаря капитану Беннету... который предложил большой стол из красного дерева, находившийся в его столовой"39 . Запись эта, судя по ее содержанию в целом, сделана кем-то из потомков капитана Беннета, хорошо осведомленных в семейной хронике. Но если для изготовления наружного гроба из красного дерева был использован стол, то для другого гроба материала не было. Следовательно, сделать один из внутренних гробов тоже из красного дерева, которое на острове не произрастало, было невозможно. Поэтому нам представляется неслучайным, что Дарлинг упоминает наружный гроб "из красного дерева", тогда как одни из внутренних называет просто "деревянным". Подтверждение тому, что он был не из красного дерева, находим в той части мемуаров аббата Кокеро, где сказано о вскрытии гробов при эксгумации: "Показался третий ящик, из островного дерева"40 . Итак, мы имеем свидетельства о том, что было сделано два металлических гроба: цинковый и свинцовый (это никем не оспаривается), а также два деревянных - из местного дерева и из красного. Однако породы древесины по внешнему виду не все умеют различать, и, возможно, поэтому Антомарки, личный врач Наполеона, в своих записках отметил: "Его положили в цинковый ящик, имевший внутри род матраса, подушку и обтянутый белым атласом... Ящик закрыли, тщательно запаяли и помести-
35 "Memoires de Marchand, Premier valet de chambre et executeur testamentaire de l'Empereur Napoleon I." T. II, p. 345.
36 Ibid., p. 344.
37 "Le Journal d'Andrew Darling, mai 1821", p. 3.
38 Ibid., p. 4.
39 Ibid., pp. 5 - 6.
40 F. Coquereau. Op. cit., p. 107.
ли в другой, из красного дерева; все это - в третий, свинцовый, а затем в четвертый, из Красного дерева, который закрыли и завинтили железными винтами"41 . Таким образом, тело Наполеона было похоронено в четырех гробах, и в тех же четырех гробах его нашли при эксгумации.
Наконец, одним из важнейших аргументов версии Ж. Ретифа де ла Бретонна являются его соображения о масках: Поэтому им необходимо уделить особое внимание. Сомнения в подлинности сделанной Антомарки посмертной маски Наполеона были высказаны в разное время многими исследователями. Действительно, при сопоставлении с портретами и рисунками, изображающими его на смертном ложе или сделанными при жизни императора, в маске поражают низкий, сильно округленный лоб, слишком "сдвинутые" вперед и асимметрично расположенные следы ушных раковин, а также слабо выдающийся подбородок и слишком длинная шея. Это дало повод для высказывания самых различных гипотез. Еще в 1933 г. Мари-Антуанетт Пардэ в своей книге, полностью отрицая подлинность маски и считая Антомарки обманщиком, предположила, что изображение, выданное им за маску Наполеона, на самом деле является посмертной маской Чиприани, которую Наполеон якобы заказал тайно сделать по смерти своего домоправителя42 (это предположение Ж. Ретиф де ла Бретонн, как видим, перевел в категорию утверждения). Наиболее тщательные исследования маски, которую распространил Антомарки были произведены в 1925 г. немецким ученым Фридрихом Кирхайзеном, а затем в Германии же профессором Геттингенского университета Францем Штадтмюллером43 . Оба исследователя пришли к выводу, что маска эта воспроизводит черты лица Наполеона лишь в средней своей части, которой соответствуют низ лба, глазные впадины, нос и губы, а также части щек, не примыкающие к ушным раковинам. Что касается периферийной части лица (верх лба, подбородок и части щек, примыкающие к ушным раковинам), а также верхнего участка шеи, то в этих деталях маска признана фальсифицированной. Естественно возникают вопросы: зачем понадобилось Антомарки фальсифицировать часть маски Наполеона и как это могло быть сделано?
Отметим прежде всего, что гипса в порошке, то есть материала, обычно используемого для получения негатива маски, в продаже на острове св. Елены не было. Однако и англичане и французы желали иметь маску. Поэтому, в предвидении близкой смерти больного, еще 4 мая Дарлингу были даны поручения по подготовке материалов, необходимых для траурной церемонии. "Генерал Монтолон, - пишет он, - просил принести черную материю для убранства комнаты, ибо, по его мнению, генералу Бонапарту44 оставалось жить недолго"45 . В то же время графиня Бертран сказала Дарлингу, что для изготовления негатива маски необходим гипс. Дарлинг искал его в городе, но безуспешно. Тогда г-жа Бертран высказала мысль о возможности покупки гипсовых статуэток, которые, будучи разбиты и измельчены, дали бы необходимый порошок. 5 мая около полудня представитель английских властей тоже попросил Дарлинга достать гипс. "Я знал, - отмечает Дарлинг в записи этого дня, - что гипса в продаже нет, так как искал его вчера и сегодня утром. Я решил измельчить статуэтки, чтобы, использовать полученный материал, но так как расход был бы весьма значителен, а в положительном результате я уверен не был, то предпочел подождать с решением и получить какой-то определенный приказ... Я объяснил сущность дела губернатору, и он одобрил мысль г-жи Бертран. Я сел на лошадь, вернулся в город, где и купил 150 статуэток самого малого размера. Затем я собрал людей и поручил им сделать порошок. Двое китайцев повезли порошок в Лонгвуд,
41 "Memorial de Sainte-Helene par le Comte de Las Cases...", p. 614.
42 M. A. Pardee. Autour des masques de Napoleon. Edition privee. 1933, pp. 24, 27. При этом М. А. Пардэ подлинным посмертным изображением лица Наполеона считает маску с подписью "Арнот", один из экземпляров которой находится в ее собственности. Согласно имеющейся версии, военный хирург Арчибалд Арнотт, оставшись один в комнате, где покоилось тело Наполеона, в ночь с 5 на 6 мая тайно снял, с лица умершего слепок. Как с точки зрения сходства с лицом Наполеона, так и по другим особенностям он вызывает серьезные сомнения.
43 F. Stadtmuller. L'Enigme des masques mortuaires de Napoleon I: expertise. "La Science Historique", septembre 1954.
44 Для англичан Наполеон в изгнании был только генералом Бонапартом.
45 "Le Journal d'Andrew Darling, mai 1821", p. 2.
и я последовал за ними. Это происходило между 5 и 6 часами дня". По прибытии в Лонгвуд Дарлингу стало известно о смерти Наполеона. Привезенный им гипсовый порошок оказался для намеченной цели настолько непригодным, что Антомарки вынужден был отказаться от попытки сделать слепок лица умершего. Но поисками гипса занимался и английский врач Бертон. Вот что он писал об этом и об истории изготовления маски: "Когда я пришел, доктор Антомарки сообщил мне, что намерен сделать слепок; я попросил у него разрешения при этом присутствовать и сделать еще один слепок, для себя, на что он согласился. Однако, испробовав материал, который ему привезли, он заявил, что ничего не получится. Я возвратился в Джеймстаун, где смог убедиться, что гипса в магазинах нет, но узнал там, что в натуральном виде (сульфат кальция) он встречается в разных частях острова. Тогда обратились к адмиралу, который разрешил, чтобы корабли отправились на поиски гипса. Г-н Пэйн, художник- декоратор из Лонгвуда, предложил свои услуги, чтобы приготовить его к использованию. Как только гипсовый порошок был готов, я попросил вручить его доктору Антомарки, считая, что право сделать первый слепок принадлежит друзьям покойного. Но он, осмотрев материал, заявил, что ничего не выйдет, и полностью отказался даже от попытки... Это происходило в присутствии г-жи Бертран, нескольких британских офицеров, г-на Пэйна, Ребиджа и нескольких лиц из окружения умершего. Видя, что Антомарки категорически отказался делать слепок, г-жа Бертран не только разрешила это мне, но и настаивала, чтобы я попытался. Без особого труда я сумел сделать слепок, но сделать второй времени не хватило. Увидев, что трудность преодолена, доктор Антомарки счел своим долгом оказать мне помощь. На следующее утро по слепку изготовили позитив маски47 . Но так как гипс оказался посредственного качества, я вынужден был, к моему глубокому сожалению, чтобы сохранить позитив в хорошем состоянии, пожертвовать негативом. Это поставило меня в затруднительное положение, ибо, несмотря на то, что лицо, назначенное друзьями покойного, не могло достаточно хорошо выполнить операцию, я считал долгом вежливости предложить этим друзьям один из лучших позитивов, какой удалось бы сделать. Таким чувством я всегда руководствовался в своих действиях. Через доктора Антомарки я сообщил им о том риске, с каким была бы связана попытка снять с пробного позитива новый слепок48 , пользуясь гипсом невысокого качества. Чтобы предотвратить риск, я предложил им произвести операцию только после нашего прибытия в Англию; мое предложение было принято, и доктор Антомарки сказал, что сделает это в отеле Саблоньер, в Лондоне, где он рассчитывал остановиться. На следующий день я, прядя в комнату, где оставил сушиться позитив маски, обнаружил, что лицевая часть49 была похищена и упакована по распоряжению г-жи Бертран"50 . Итак, 8 или 9 мая Бертон лишился основного фрагмента позитива. При этом либо из-за поспешности, либо по рассеянности похитителем не были взяты другие фрагменты, и, таким образом, позитив маски Наполеона оказался разобщенным: части его перешли во владение разных лиц. Причина этого похищения становится ясной из дневника Дарлинга. "Бюст51 был упакован, - сообщает он, - и взят доктором Антомарки, чтобы, как я узнал от г-жи Бертран, послать его Канова52 для изготовления модели из мрамора"53 .
47 Это было 8 мая 1821 года.
48 По первому снятому с лица слепку (негативу) обычно делают позитив, затем с него - повторный негатив, и только с этого негатива - окончательную маску. В результате таких операций первый негатив утрачивается.
49 "Лицевой частью" Бертон называет среднюю часть маски.
50 Цит. по книге: E. de Veauce. L'Affaire du masque de Napoleon. Lion. 1957, pp. 54 - 56.
51 Слово "бюст" Дарлинг употребил здесь неточно, ибо он мог иметь в виду только позитив маски.
52 Канова - знаменитый итальянский скульптор. "Неизвестно, сделал ли Канова по маске "модель из мрамора", о которой говорит Дарлинг. Но можно по крайней мере утверждать, что "бюст Наполеона" вышел из ателье скульптора в 1822 году. Этот бюст упомянут в хронологическом списке его работ, опубликованном в 1823 г. графиней Альбридзи. Бюст принадлежал тогда маркизу д'Оберкорн" (E. de Veauce. L'Affaire du masque de Napoleon, pp. 92 - 93).
53 "Le Journal d'Andrew Darling, mai 1821", p. 4.
9 мая Бертон, обнаружив, исчезновение основного фрагмента маски, явился к г-же Бертран за объяснением. Она пообещала, что по возвращении в Европу ему будет вручен этот фрагмент, выполненный из наилучшего гипса, какой удастся достать. Но это обещание так и не было выполнено. 13 июня 1821 г. Бертон покинул остров св. Елены, увозя с собою лишь те фрагменты маски, которые воспроизводили периферийные части лица Наполеона. В 1828 г. он скончался, так и не использовав находившиеся в его собственности фрагменты, причем судьба их до сих пор не выяснена. Французские подданные покинули остров несколько ранее Бертона, 27 мая 1821 года. На английском корабле "Кэмэл" они отплыли в Портсмут и прибыли туда 3 августа. Отсюда Антомарки и отправил маску в Италию. Но так как это должна была быть именно маска, а не фрагмент ее, Антомарки искусственно воспроизвел отсутствовавшие части, причем воспроизвел неточно. Данное обстоятельство и дало, основание некоторым исследователям считать всю маску фальсифицированной. Однако, как уже отмечалось, самые тщательные исследования, произведенные в Германии учеными Кирхайзеном и Штадтмюллером, а позже во Франции Э. де Вос, доказали, что маска, которую сделал Антомарки, фальсифицирована лишь в периферийных своих частях. Подлинность же средней части ее доказана сопоставлением профильного вида маски с рисунками, сделанными с натуры Маршаном, Мариэтом, и Крокэтом. Произведя тщательное сопоставление этой маски с многочисленными портретами Наполеона, Э. де Вос отмечает, что "с точки зрения иконографической сделанная Антомарки маска ложна по меньшей мере на 50 процентов"54 и что он "ввел в заблуждение четыре поколения французов, выдав за подлинное изображение императора частично ложную маску"55 .
Остается лишь сказать о другой маске, которую Ж. Ретиф де ла Бретонн считает подлинной и которая, как он отмечает, находится в военной школе Сэндхерст в Англии. Действительно, судя по фотоснимку" приведенному автором версии, в этой маске есть нечто напоминающее черты лица Наполеона. Но такое впечатление может возникнуть только по профильному ее виду. В книге Э. де Воса воспроизведен очень четкий фотоснимок той же маски анфас56 . По снимку обнаруживается полное (во всех чертах) несходство ее с лицом Наполеона. Еще в 1957 г. де Вос писал: "Лишь случайно в 1952 г. наше внимание было привлечено "посмертной маской Наполеона", находившейся в Лондоне, в Royal United Service Museum. Эта маска, выполненная из очень тонкого гипса и поражающая своим реализмом, снабжена надписью: "Император Наполеон на святой Елене". Она поступила из коллекции г-на Чарлза Элдера, жителя Борнмута, который в 1939 г. купил ее у г-на Луи Шарля де Бурбона. Последний же, как он отметил в своей декларации, подписанной в Лондоне 21 июня 1939 г. (этот документ мы обозревали в подлиннике), купил ее у Виктора Массена, герцога, д'Эсслинга в период между 1896 г. и 1910 г. Г-н Элдер сообщил нам, кроме того, что имеет письмо герцога д'Эсслинга, подтверждающее подлинность маски... С точки зрения иконографической это - наиболее неприемлемое изо всех псевдоизображений императора. Лицо шестидесятилетнего беззубого человека не имеет ничего общего с Наполеоном. Но маска... является подлинным и безупречным изображением, несомненно, сделанным по лицу какого-то умершего"57 . Историю этой маски, не имевшей даже подписи автора, можно дополнить сведениями, которые приводит Жак Жуссэ, хранитель парижского Музея Армии, в своей рецензии на книгу Э. де Воса: "Не имеет значения, чье лицо она воспроизводит, но вполне достоверен факт, что предыдущий владелец маски г-н Чарлз Элдер, который в 1939 г. купил ее вместе с другими мнимыми наполеоновскими реликвиями, позволил профессиональному жулику обмануть и обокрасть себя. Через несколько лет английский журнал "Джон Булль" разоблачил личность этого жулика, конечно, не имевшего никакой связи с августейшей фамилией и прибегнувшего к самозванству ради успеха своей торговли. Маска и другие подложные реликвии были представлены г-ну Чарлзу Элдеру как приобретенные "путем обмена или покупки у умершего затем Виктора Массена, герцога
54 E. de Veauce. Napoleon post mortem, p. 22.
55 E. de Veauce. L'Affaire du masque de Napoleon, p. 170.
56 Ibid., p. 157.
57 Ibid., pp. 156, 159.
д'Эсслинга". В перечне разнообразных предметов наряду с маской, "искаженные черты которой свидетельствуют о мучениях императора", можно видеть "оригинал медной кирасы, которую Наполеон носил во время парада на Марсовом Поле", "тонкую кольчугу, которую он носил после покушения на него", "единственный, никому не пожалованный экземпляр знака ордена Восстановления, который Император перед сражением при Ватерлоо хотел сделать высшим орденом Франции", "подлинную спринцовку, которой он пользовался в последние месяцы жизни, чтобы облегчить свои страдания", и т. д. Как неоценимое ювелирное изделие фигурирует в списке колье Почетного Легиона, "которое Наполеон носил на острове святой Елены". Этот предмет, тоже хранящийся в Royal United Service Museum, в прошлом году58 был прислан на экспертизу в Музей Армии. Он представляет собою колье, образованное мелкими элементами, выполненными из какого-то металла, причем к нему прикреплен офицерский крест Почетного Легиона, введённый при Наполеоне III. Это несколько длинное отступление... показалось мне необходимым, чтобы дополнить очень краткие и весьма скромные, по моему мнению, сведения, которые дает г-н де Вос о мнимой маске Наполеона, находящейся в Лондоне"59 . Так объясняется вопрос о маске Наполеона, подробная история многих вариантов которой содержится в цитированных нами сочинениях Э. де Воса.
Наконец, последнее. Перед тем, как закрыть гроб Наполеона, туда положили его шляпу и несколько личных вещей, о которых мы уже говорили. В депеше королевского комиссара Роана-Шабо, где описано все, что увидели члены французской миссии при эксгумации, сказано: "Г-н генерал Бертран, г-н Маршан и другие лица, присутствовавшие также и при похоронах, быстро указывали нам на различные предметы, положенные ими в гроб. Каждый из этих предметов был в том же положении, в каком его оставили в гробу"60 . Мы не видим оснований усомниться в честности этих свидетельств. Да и была ли возможна, коллективная ложь, и какие цели могла она преследовать? Трудно допустить, что, солгали люди, которые даже в последние дни и часы жизни Наполеона были ему столь преданы. И еще одна существенная деталь. В рапорте герцога де Жуанвиля военному министру находим следующую констатацию: "Обе руки оказались руками еще живого человека... Левая была немного приподнята по сравнению с правой. Позже я узнал тому причину. Великий маршал61 , когда закрывали гроб, поцеловал эту руку и не придал ей затем прежнего положения"62 . Аналогичное свидетельство имеется и в депеше королевского комиссара Роана-Шабо председателю совета министров Франции: "Было замечено также, что левая рука, которую великий маршал поднял, чтобы поцеловать в последний раз, когда закрывали гроб, осталась слегка приподнятой"63 . Рассматривая рисунок, сделанный Ж. Риго, видим, что если правая рука покойного вытянута параллельно туловищу, то левая несколько согнута в локте, причем предплечье и кисть опираются на переднюю часть бедра. Эти констатации никак нельзя признать ложными, или ошибочными, ибо среди присутствовавших при эксгумации были свидетели всех траурных церемоний 1821 г., которые могли бы вспомнить факты и поправить неточность в чьем-либо пояснении.
Мы не подвергли здесь анализу абсолютно все аргументы, выдвинутые Ж. Ретифом де ла Бретонном, а коснулись лишь основных, так как и сказанного, думается, вполне достаточно, чтобы отклонить утверждение о подмене тела Наполеона.
58 Имеется в виду 1956 год.
59 E. de Veauce. Napoleon post mortem, pp. 55 - 56.
60 См. F. Coquereau. Op. cit., p. 175.
61 Имеется в виду граф Бертран.
62 См. F. Coquereau. Op. cit., p. 110.
63 Ibid., p. 175.
Опубликовано на Порталусе 19 ноября 2016 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK