Рейтинг
Порталус

Ф. И. ФИРСОВ. Секретные коды истории Коминтерна 1919-1943

Дата публикации: 08 октября 2020
Автор(ы): А. Ю. ВАТЛИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНОСТРАННЫЙ ДЕТЕКТИВ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 2009, C. 174-175
Номер публикации: №1602164725


А. Ю. ВАТЛИН, (c)

Ф. И. ФИРСОВ. Секретные коды истории Коминтерна 1919 - 1943. М. Аиро-XXI; Крафт+. 2007. 576 с.

 

Переписка между Исполкомом Коминтерна (ИККИ) и компартиями, отложившаяся в его архиве и до сих пор остающаяся на секретном хранении, будоражила фантазию не одного поколения исследователей. Слово "шифротелеграммы" и по сегодняшний день остается нарицательным для тех, кто занимается историей коммунистического движения - о них все слышали, но никто не видел. В начале 1990-х гг. Ф. И. Фирсову, бывшему научному сотруднику архива Коминтерна (тогда РЦХИДНИ, ныне РГАСПИ), посчастливилось получить доступ к этому источнику.

 

Рецензируемая книга написана Фирсовым именно на этих материалах. В первой главе автор характеризует источники и описывает обстоятельства появления книги. В архиве сохранилось 764 дела за 1933 - 1943 гг., где в качестве адресатов выступало более 30 компартий. Чем большую важность имели события в той или иной стране для Москвы, тем активнее велась шифропереписка. В книге это наглядно показано на примере Франции эпохи "Народного фронта" (с. 20 - 21, 175 - 196).

 

К секретной переписке с компартиями привлекались самые различные подразделения аппарата Коминтерна, его технических служб, аппарат советских дипломатических представительств и даже военной разведки. Основную работу выполнял Отдел международной связи (после 1935 г. Служба связи) ИККИ, располагавший сетью агентов по всему миру и солидными финансовыми возможностями. Его сотрудники занимали особое место в коминтерновской иерархии, даже в Москве они работали под вымышленными именами. Порой о роде их деятельности не были осведомлены даже близкие люди, с которыми они направлялись в заграничные командировки.

 

Если директивы можно было передавать по радио, то деньги, как правило, перевозили курьеры, в том числе и советские разведчики. В книге нет сенсационных находок, связанных с пропавшим "золотом партии", зато раскрывается система финансирования компартий, оформившаяся к середине 1930-х годов. "Количество денег, достававшееся той или иной партии или ее молодежной организации за месяц, было в общем не очень значительным, но, что весьма важно, относительно регулярным" (с. 79). Субсидии выступали действенным средством политического контроля со стороны руководства Коминтерна, особенно за партиями, находившимися на нелегальном положении (с. 125). В случае, если информация о субсидиях попадала в полицию или средства массовой информации, дело оборачивалось международным скандалом, в центре которого оказывалась "рука Москвы".

 

Многие сюжеты, впервые рассказанные автором, даже в расшифрованном виде требуют кропотливой аналитической работы для того, чтобы предстать в определенном историческом контексте. Фирсов проделал огромную работу по анализу шифров, которые использовались руководством ИККИ для связи с зарубежными компартиями. Не все у него получилось, но начало положено - расшифровано огромное количество имен, подобраны ключи, выяснены принципы кодирования и пересылки информации. О качестве исследования свидетельствует простой факт: в тексте приводится более двадцати псевдонимов, которыми пользовался Генеральный секретарь ИККИ Георгий Димитров (с. 32).

 

В годы второй мировой войны Исполком Коминтерна потерял многие рычаги оперативного управления компартиями. Подписание Советским Союзом пакта о ненападении с Гитлером породило "сумятицу и замешательство в позиции ИККИ" (с. 328), Исполкому пришлось значительно менять политическую линию компартий, представлявших страны, вступившие в войну с Германией. Однако позже он предупреждал их о недопустимости панибратства с немецкими оккупантами. Тот факт, что ни одна из партий не посмела даже выступить с собственным мнением, уже не воспринимался как нечто необычное. Коминтерн подходил к концу своей истории. Последним испытанием, выпавшим на его долю, стала Великая Отечественная война. Приблизив роспуск Третьего Интернационала, война позволила ему завершить свое существование на мажорной ноте. Бескомпромиссно выступая в защиту Советского Союза, коммунистические партии всего мира внесли немалый вклад в разгром фашизма, и этот факт не следует забывать даже спустя десятилетия после их ухода с политической арены. По линии Коминтерна в Москву поступала бесценная разведывательная информация, позволившая спасти жизни десяткам тысяч советских граждан.

 

Пожалуй, нет ни одного аспекта коминтерновской истории, который не нашел бы отражения в шифропереписке. Здесь и субсидии зарубежным компартиям, и следование в фарватере внешнеполитической линии СССР, и кадровые решения. Не последнюю роль в переписке играет и соучастие Коминтерна в "большом терроре" Сталина - при помощи "шифротелеграмм" в Москву вызывали будущих жертв. Тот

 
стр. 174

 

же, кто отказывался вернуться, как, например, Вилли Мюнценберг, становился "ренегатом" и объектом преследования со стороны компартий любой страны, где бы он ни находился.

 

Но при всей ее уникальности шифропереписку нельзя рассматривать как достаточный источник для того, чтобы в полном объеме реконструировать завершающий этап истории Коминтерна. Ограничиться информацией, содержащейся в радиотелеграммах, значит сделать акцент на аппаратно-техническую сторону вопроса, на связь "второго уровня", между ИККИ и отдельными партиями. Гораздо меньше этот источник может рассказать о том, как рождались и "продавливались" необходимые решения в руководстве Коминтерна, какое влияние оказывала на них внешнеполитическая обстановка и внутренняя эволюция сталинского режима.

 

Материалы, представленные в работе, подтверждают авторский вывод о том, что позитивное отношение к Советскому Союзу руководство Коммунистического Интернационала жестко связывало с принятием этого режима. "И выступая на международной арене как пропагандист и защитник советского строя, добиваясь солидарных выступлений трудящихся с политикой СССР, Коминтерн играл роль его внешнеполитической опоры. Он действовал как составная часть идеологическо-политического механизма, использовавшегося Сталиным и его окружением для санкционирования от имени "мирового пролетариата" собственной политики" (с. 146).

 

Претенциозное название книги в полной мере оправдывается ее содержанием. Обращение автора к новому, закрытому на сегодняшний день даже для российских историков источнику, привело не только к уточнению ряда оценок и насыщению коминтерновской истории новыми фактами - можно говорить о новом взгляде на широкий спектр научных проблем, связанных с историей международного коммунистического движения. Любой, кто обратится к последнему десятилетию работы Коминтерна, не сможет пройти мимо этой книги, которая оказалась если не вехой, то, как минимум, заметным явлением в данной области исторической науки. В упрек автору можно поставить лишь его отказ от использования материалов электронного архива Коминтерна.

 

И последнее. Стало уже общим местом говорить о полезности издания той или иной рецензируемой книги в России. Здесь мы имеем дело с противоположным случаем - историк, вот уже полтора десятка лет живущий и работающий в США, первым делом представил плоды своих трудов российскому читателю. Это не просто дань уважения коллегам, но и признание той роли, которую Коминтерн сыграл в отечественной истории XX века.

 

 

Опубликовано на Порталусе 08 октября 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама