Рейтинг
Порталус

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СОХРАНЯЕТСЯ

Дата публикации: 29 марта 2023
Автор(ы): А. ЛЕДКОВ К. ШРЕСТХА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНОСТРАННЫЙ ДЕТЕКТИВ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2002 № 2
Номер публикации: №1680045886


А. ЛЕДКОВ К. ШРЕСТХА, (c)

Трагедия в королевском дворце произошла на фоне нарастающей внутриполитической нестабильности. Некоторые непальские политологи и журналисты отмечают прямую или косвенную связь между гибелью королевской семьи и обстановкой тревоги и неуверенности, сложившейся в последнее время в Непале. Видимо, эти настроения повлияли на моральную атмосферу в высшем семействе королевства.

Сейчас страна оправилась от первого шока, и появились признаки определенной стабилизации. Однако проблемы носят глубинный характер и отражают сложности модернизации королевства и попыток установления демократии западного образца. Непал переживает переходный период, полный противоречий и драматизма.

Остается много вопросов относительно того, как скажется убийство Бирендры и его семьи на расстановке политических сил в стране, какую политику будет проводить новый король Гьянендра.

ЗА СТЕНАМИ КОРОЛЕВСКОГО ДВОРЦА

Относительно молодое королевство Непал было создано Притхви Нараян Шахом (1723-1775), князем небольшого центрально-непальского горного княжества Горкха. Непальские короли по традиции считаются земным воплощением бога Вишну - одного из главных божеств индуизма. Королевская власть и личность монарха окружены в стране системой сакральных представлений, которые подкрепляются множеством церемоний и ритуалов.

Немалое влияние на развитие трагедии в королевском дворце оказало давнее соперничество двух родов - Шахов и Ранов.

Основатель рода Ранов предприимчивый Джанг Бахадур Кунвар пришел к власти в результате кровопролитного переворота в 1846 году. Он получил пост главнокомандующего и премьер-министра и провозгласил систему наследования этого самого высокого в государстве поста представителями рода Рана. Королю отводились представительные функции. Однако Рана, несмотря на занимаемые ими высокое положение в стране, стремились породниться с династией Шах, поскольку те в кастовом отношении были выше их. Ныне здравствующая королева- мать Ратна Раджья Лакшми, вдова короля Махендры и покойная королева Айшварья, мать Дипендры, принадлежат к Ранам.

Лишь после ухода Великобритании из Южной Азии в результате широкого демократического движения, получавшего поддержку независимой Индии, правительство Рана в 1951 году ушло в отставку, система наследования поста премьер-министра была ликвидирована, королю Трибхувану возвратили всю полноту власти.

Несмотря на развитие демократических институтов, в Непале по-прежнему сохраняются многие архаичные традиции, особенно касающиеся жизни дворца. Противоречие между "старым" и "новым", "своим" и "заимствованным", несомненно, наложило отпечаток на характер современного непальского общества и на одну из его ячеек - королевскую семью.

Новшества не всегда способствовали стабильности и гармонии как в непальском обществе, так и в королевской семье. В стране ослабли традиции, в частности почитание родителей и брахманов, соблюдение неписаных правил, например, в улаживании семейных споров, заключении брака и других, на первый взгляд незначительных, но говорящих о серьезных явлениях. Двойственным оказалось и влияние современного, преимущественно западного образования и западных ценностей. С одной стороны - образование за рубежом способствует модернизации Непала, с другой - во время учебы в престижном Итоне наследный принц Дипендра, по сообщениям печати, пристрастился к наркотикам. В современном Непале ответственность и дисциплина не успевают за свободой нравов.

Возможно, на развитие трагических событий оказало влияние отсутствие "прозрачности" дворцовой жизни. Механизм принятия Двором политических решений остается неизвестным парламенту и общественности. Обитатели дворца свободны от политического, юридического и морального контроля с чьей-либо стороны. Единственный юридический документ, который как-то регулирует отношение внутри правящего дома - это Закон о престолонаследии 1987 года. Такая "независимость" двора от общества способствовала закрытости, интригам и безответственности. Например, во дворце имелся целый арсенал современного боевого оружия, использование которого никто не контролировал.

Свойственное непальцам почти сакральное почитание институтов монархии часто превращалось в верноподданническое стремление избежать критики или серьезного анализа действий двора и жизни его обитателей. А, как известно, отсутствие достоверной информации приводит к возникновению и распространению нелепых слухов.

Непальские аналитики считают, что парламент обязан усилить контроль над деятельностью короля и его семьи, сделать ее более "прозрачной" и доступной обсуждения.

ТРУДНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ

В результате демократического переворота 1951 года страна вышла из самоизоляции, была разрешена деятельность политических партий.

Ведущей политической силой стал Непальский конгресс (НК). В 1959 году прошли первые выборы на многопартийной основе. Победу на них одержал НК. Королевская власть играла важную роль в проведении демократических реформ и, в первую очередь, - в обеспечении стабильности в обществе.

Однако непальское общество в то время оказалось не готовым к восприятию демократии западного образца. Бескровный политический переворот 1960 года, организованный королем Махендрой, сыном Трибхувана, стал закономерным откатом. По Конституции 1962 года все политические партии были запрещены, создана система советов - панчаятов, на базе которых сформи-

стр. 32


ровалась "беспартийная панчаятская демократия". Местные региональные и государственные советы образовывали властную вертикаль. Панчаяты занимались административно- представительской деятельностью и вопросами традиционного общинного самоуправления. Были провозглашены основные демократические свободы. По конституции, отражавшей реальное положение вещей, король становился ключевой фигурой единства индуистского королевства.

Со временем в правящей элите наметились расхождения по вопросу о путях развития страны. С ростом коррупции и бюрократизма связывали неэффективную деятельностью панчаятов. В обществе все большее распространение получала идея ограничения власти двора и возвращения к многопартийности.

На рубеже 80-х и 90-х годов в Непале развернулось движение за ликвидацию панчаятской системы. Ядром его стало "Народное движение" - "Джан-андолан", в котором Непальский конгресс и коммунисты объединились в действенном, но недолговечном союзе. Участников "Народного движения" поддержали индийские политики, в частности премьер- министр Чандра Шекхара.

Наибольшую активность проявили горожане, в первую очередь студенчество. На улицах происходили ожесточенные стычки демонстрантов с полицией и войсками. Были убитые и раненые. Возникла реальная угроза начала гражданской войны. В апреле 1990 года король Бирендра объявил об отставке панчаятского правительства и назначил новое правительство национального согласия во главе с лидером Непальского конгресса Кришна Прасадом Бхадтараем.

Под давлением массовых выступлений в 1990 году была принята новая конституция, по которой в стране восстанавливалась парламентская демократия на многопартийной основе, отмененная конституцией 1962 года. Королевство Непал приобрело черты конституционной монархии. Восстановление демократии население страны (за исключением небольшой группы консерваторов) встретило с энтузиазмом и надеждами на перемены к лучшему.

Однако 11 лет, прошедшие с момента начала радикальных реформ, стали для Непала не только годами больших перемен во всех сферах жизни, но и крупных политических потрясений.

Проведенные реформы не улучшили положение большинства населения, что и породило разочарование. Как в парламенте, состоящем из Палаты представителей (205 депутатов, избранных прямым всеобщим и тайным голосованием сроком на 5 лет) и Национальной ассамблеи (60 членов, из которых 10 - назначаются королем, 35 - избираются Палатой представителей, остальные - коллегией выборщиков из пяти "зон развития"), так и за его пределами идет острая межпартийная борьба. Основная борьба развернулась между центристским Непальским конгрессом и его соперниками - Коммунистической партией Непала (Объединенной марксистско-ленинской) и Коммунистической партией Непала (Марксистско-ленинской). Кроме этих двух партий, в Непале действует еще несколько партий и групп, называющихся также "коммунистическими". Население настроено к парламенту критически, считая его ареной политических интриг и бесполезной суеты политиканов.

Разочарование непальцев, в первую очередь крестьянства, составляющего 90 процентов населения страны, привело к активизации маоистов, объявивших "народную войну реакционному режиму". Маоисты, объединившиеся с Коммунистической партией Непала ("Маоистской"), развили бурную деятельность в половине из 75 дистриктов, на которые поделена страна, 5 из которых объявлены ими "освобожденными". Организованные ими налеты на административные учреждения, полицейские участки и населенные пункты порой носят кровавый характер. Маоисты устроили покушения на нескольких видных чиновников, которые внесены ими в так называемые черные списки. По данным печати, с 1996 года в результате действий маоистов погибло от 1700 до 2000 человек, было много раненых, а также и тех, кто бежал из родных сел. Маоисты пользуются поддержкой отсталой части крестьянства, проживающей в горных районах. В результате проведенных реформ их жизнь не улучшилась, потому они и чувствуют себя обделенными по сравнению с жителями городов и районов с развитой инфраструктурой.

Улицы городов Непала стали ареной бурных выступлений, организованных различными политическими силами. Протесты были вызваны резким повышением цен на топливо, тяжелым положением беженцев из Бутана, численность которых оценивается в 100 тысяч.

Демонстрации и иные формы протеста приобретали все более острый характер, в ходе столкновений росло число убитых и раненых.

25 мая 2001 года по призыву шести левых партий началась всеобщая трехдневная забастовка с требованием отставки правительства. 31 мая в столице демонстранты вышли с требованием отмены дискриминации по этническому признаку. Следует отметить, что до последнего времени протесты, связанные с этнической проблемой, были для Непала редкостью.

Основным объектом недовольства стал 78-летний премьер- министр Гириджа Прасад Коирала. Маоисты заявили, что пойдут на переговоры только после его отставки. (Кстати, новый премьер-министр Бахадур Шер Деупа сразу же после своего назначения на этот пост 26 июня 2001 года объявил о необходимости проведения переговоров с маоиста-ми, и ныне они ведутся. Г.П. Коирала, как считают некоторые политологи, хотел задействовать армию для подавления маоистов, но король якобы не согласился с ним, и он подал в отставку.)

В трудной внутриполитической ситуации усилилась и внутрипартийная борьба среди членов правящей партии Непала - НК. Часть конгрессистов также требовала отставки Коиралы, обвинив его в потворстве коррупции и неспособности решить маоистскую проблему. В частности, Деупа, возглавивший правительственную делегацию на переговорах с маоистами, высказался за отставку Коиралы. Оппозиция не могла набрать в парламенте необходимое число голосов для отставки премьера, поэтому прибегла к непарламентским методам давления, в основном психологического характера. С начала 2001 года работа парламента фактически была парализована. Первое полугодие 2001 года показало, что правительство не способно справиться с растущей нестабильностью.

ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ

На следующий день после трагической гибели короля Бирендры, 2 июня 2001 года, председатель Государственного совета д-р Кешара Джанга Раймаджхи объявил, что в соответствии с Конституцией королем провозглашается наследный принц Дипендра, который в то время находился в коме в реанимационной палате военного госпиталя, а брат покойного короля 53-летний Гьянендра - регентом. Так Дипендра стал 11 -м королем Непала из династии Шах.

Однако 4 июня Дипендра скончался, и королем был провозглашен

стр. 33


Гьянендра. Ввиду траура церемония "восхождения на престол" 12-го короля была проведена подчеркнуто скромно. Несмотря на шок, который пережила страна, и сложную внутриполитическую обстановку, проявлявшуюся в недоверии к властям, вступление на престол короля Гьянендры прошло без крупных эксцессов и даже внесло в общество некоторое успокоение. Следует отметить, что все государственные структуры, в первую очередь Госсовет, действовали в соответствии с конституцией, по которой в случае смерти короля его трон занимает старший по возрасту наследник - сын или внук. Если таковых нет, то трон занимает старший из братьев короля.

Все политические партии признали законность деятельности Госсовета и интронизации Гьянендры. Лишь маоистская компартия объявила все случившееся "заговором внутренних и иностранных реакционеров". Лидеры этой единственной непальской партии, выступающей против монархии, заявили, что король Бирендра был "либералом, патриотически настроенным человеком" и убийство короля и его семьи "дело рук индийских спецслужб". Они призывали в сложившейся обстановке формировать "правительство национального единства", а в противном случае угрожали предпринять шаги к "продолжению народной войны против реакционного режима".

Церемония коронации нового короля пройдет по окончании годового траура после смерти его предшественника в назначенный королевскими астрологами благополучный день.

По традиции, члены семьи усопшего соблюдают траур в течение года. В это время они носят белую одежду (и даже белый зонтик), не носят кожаные вещи (даже ботинки), не употребляют в пищу мясо, соль, чеснок и другие специи. Лишь действующий король не обязан соблюдать эти запреты.

Общенациональный траур длился тринадцать дней.

По древней традиции, тела погибших кремировали на берегу священной реки Багмати, рядом с особо почитаемым индуистами храмом Пошупатинатх. Десятки тысяч непальцев приняли участие в похоронной процессии. Пепел от погребальных костров был спущен в воды Багмати, которая понесла его в священный Ганг.

Те, кто не имел возможности участвовать в похоронной процессии, приходят, по традиции, к старинному дворцу Ханумандхока на пятый, седьмой и девятый день после кончины короля, чтобы выразить соболезнование.

С НАДЕЖДОЙ НА "ВСЕЗНАЮЩЕГО ИНДРУ"

После 1 июня 2001 года в Непале на политическом Олимпе преобладают три основные политические силы - король и его приближенные, политические партии, действующие в рамках конституции, и маоистская КПП, ведущая вооруженную борьбу против "реакционного режима".

Непальская монархия - самая старая и авторитетная властная структура страны - получила сильнейший удар. Без активной поддержки парламента, как отмечают непальские наблюдатели, она не сможет восстановить силы и авторитет. От деятельности руководства партий, имеющих наиболее сильные позиции в парламенте, прежде всего КПН (ОМЛ) и НК, зависит функционирование институтов конституционной монархии. Однако и эти партии испытывают сейчас определенные сложности: Непальский конгресс ослаблен внутренней оппозицией. После ухода непопулярного правительства Коиралы в отставку 26 июня 2001 года премьером был назначен Бахадур Шер Деупа, который, однако, не пользуется полной поддержкой своей партии. КПН (ОМЛ) отличается относительно большей сплоченностью. В результате последних выборов коммунисты получили большинство в верхней палате парламента. Однако КПН (ОМЛ) в силу своей политико-идеологической противоречивости (она выступает под лозунгами защиты трудящихся, в то же время стремится войти в официальные структуры) не может усилить свои позиции ни в низах, ни в верхах непальского общества.

Наблюдатели отмечают, что маоисты несомненно воспользуются ударом, который получила государственная система страны. Если первые дни после трагедии они, выражая сочувствие, выдвигали лозунг создания "общенационального правительства", то в последние месяцы их активность возросла не только в сельских горных районах, но и в городах, а военные операции, проведенные против них, не привели к серьезным успехам.

В условиях нестабильности в стране ситуации, несомненно, возрастает роль внешних сил. При этом, как полагают местные наблюдатели, новый король будет, прежде всего, стремиться найти поддержку своих великих соседей - Индии и Китая. Другим важным направлением внешней политики станет укрепление связей с западными демократиями с целью получения от них политической и, главное, экономической помощи.

За несколько месяцев, прошедших после трагедии, была достигнута некоторая стабилизация политической ситуации. Этому способствовала и отставка премьер-министра Коиралы. Но главным фактором стабилизации послужили первые публичные высказывания нового монарха о преемственности курса покойного короля Бирендры. Ведущие непальские политики, в их числе и один из авторов современной непальской конституции Ниламбар Ачарья, считают, что устойчивое положение в стране может быть достигнуто дальнейшей демократизацией институтов конституционной монархии, которая все еще остается для страны наиболее приемлемой формой правления. Во многом, по его мнению, этот процесс будет зависеть от способности политических сил, представленных в парламенте, сплотиться для решения узловых проблем.

Как и прежде, большинство непальцев связывают надежды с новым королем. Его имя - Гьянендра - на санскрите означает "Всезнающий Индра". Новый король, выступая с тронной речью на совместном заседании двухпалатного парламента страны, обещал продолжать политику покойного брата. Однако его действия и высказывания после восшествия на престол и его первое обращение на совместном заседании непальского законодательного органа пока не позволяют составить полное представление о политике нового правителя. Известно, что король по образованию эколог. Гьянендра менее образован и менее вестернизирован, чем его покойный старший брат. Имеются предположения, что он будет проводить более консервативную политику и постарается ограничить иностранное присутствие в экономике Непала. Однако в современном Непале воля монарха ограничена целым рядом демократических институтов и общей ситуацией.

В 1985 году он посетил Россию с неофициальным визитом.

Трагедия в Нараянхити стала тяжелым ударом для непальского общества, однако шок от пережитого способствовал развитию чувства ответственности у большинства непальских политиков, несмотря на различия в их взглядах. Высказывается осторожная надежда на то, что Непал уже миновал низшую точку падения и теперь, хотя трудно и медленно, страна будет выбираться на путь развития и стабилизации.

Опубликовано на Порталусе 29 марта 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама