Главная → ИНОСТРАННЫЙ ДЕТЕКТИВ → ИЗРАИЛЬ И АФРИКА: СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЯ (на примере Нигерии)
Дата публикации: 07 декабря 2024
Автор(ы): Л. Р. ХЛЕБНИКОВА →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНОСТРАННЫЙ ДЕТЕКТИВ →
Источник: (c) Восток. Афро-азиатские общества: История и современность, № 6, 31 декабря 2016 Страницы 52-62 →
Номер публикации: №1733594642
Л. Р. ХЛЕБНИКОВА, (c)
В статье рассматриваются особенности сочетания факторов безопасности и развития в африканской политике Израиля, история и современное состояние израильской программы внешней помощи, в которой Африканский континент всегда занимал особое положение. Предоставляя помощь странам Африки (прежде всего посредством Агентства по развитию международного сотрудничества при МИД Израиля - МАШАВ), израильское правительство ставило перед собой политические, геостратегические и экономические цели. Израиль оказывает странам Африки южнее Сахары (АЮС) масштабную военную помощь, поддерживая их усилия в борьбе с терроризмом, и реализует в них многочисленные проекты в области развития. Характер взаимодействия Израиля с ключевыми африканскими государствами раскрывается на примере израильско-нигерийских отношений.
Ключевые слова: Израиль, Нигерия, внешняя помощь, безопасность, развитие, МАШАВ.
IMPERATIVES OF SECURITY AND DEVELOPMENT IN ISRAEL'S ASSISTANCE TO SUB-SAHARAN AFRICA
Luza R. KHLEBNIKOVA
This paper examines linkages between security and development imperatives in the State of Israel's policies towards Sub-Saharan Africa. It studies the history and current state of the Israeli foreign assistance program which has long been focused on Africa. The government of Israel provided aid to African states (predominantly through MASHAV - Israel's Agency for International Development Cooperation) out of political, geostrategic, economic, and humanitarian considerations. In the twenty first century Israel has become increasingly concerned about the expansion of the Iranian influence across the continent. Today Israel simultaneously provides substantial amount of military and security assistance to the countries of Sub-Saharan Africa supporting their counter-terrorism efforts and implements numerous development projects in the region. The paper unveils the substance of the current Israel's approach towards pivotal African states with the example of her relations with Nigeria.
Keywords: Israel, Sub-Saharan Africa, foreign aid, security, development, MASHAV.
Африканский континент занимает важное место во внешней политике Израиля. В феврале 2016 г. израильский премьер-министр Б. Нетаньяху на заседании в Кнессете заявил: "Израиль возвращается в Африку, Африка возвращается в Израиль" [PM Netanyahu attends...]. Нетаньяху подчеркнул, что Израиль может успешно сотрудничать с представителями Африканского континента в двух ключевых сферах - борьбе с терроризмом и содействии международному развитию, которые, по мнению Нетаньяху, взаимосвязаны. На этом фоне выделяются израильско-нигерийские отношения,
ХЛЕБНИКОВА Луиза Романовна - преподаватель Факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова, сотрудник Центра проблем безопасности и развития ФМП МГУ, lkhlebnikova@fmp.msu.ru.
Luiza KHLEBNIKOVA - Lecturer, School of World Politics, Lomonosov Moscow State University; Research Fellow, Center for Security and Development Studies, School of World Politics, Lomonosov Moscow State University, lkhlebnikova@fmp.msu.ru.
Исследование выполнено в соответствии с грантом Российского научного фонда N 15-18-30066 "Эволюция подходов ведущих субъектов международных отношений к проблемам взаимозависимости безопасности и развития в условиях трансформации мирополитической системы: анализ и прогноз".
активно развивающиеся в последние годы. Стержень этих отношений образует противодействие терроризму.
Израиль занимает особое положение в глобальных потоках помощи. С одной стороны, еврейское государство до сих пор является одним из крупнейших в мире получателей помощи, например, из США, достигающей 3 млрд долл. в год [Дегтерев, Степкин, 2013; Хлебникова, 2014]. С другой стороны, как член Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), международных финансовых институтов (МФИ) и специализированных учреждений и фондов ООН Израиль выступает в качестве донора, предоставляя военную и невоенную помощь другим странам. За десятилетия, прошедшие после создания МАШАВ в 1958 г., бенефициарами израильских программ помощи стали около 270 тыс. человек в 140 странах, в том числе в тех, которые не поддерживают дипломатических отношений с Тель-Авивом [Hadas-Handelsman, 2015, p. 61].
Этот аспект внешнеполитической деятельности Израиля российскими востоковедами изучен недостаточно, хотя эта тема важна в связи с активизацией глобальных усилий в сфере борьбы с терроризмом. В первой части статьи делается экскурс в историю отношений Израиля со странами Африки; во второй - обозначены основные стратегические, политические и экономические императивы активизации Израиля на Черном континенте в начале XXI в.; в третьей рассматривается израильская политика в отношении крупнейшей африканской страны - Нигерии, где сочетание императивов безопасности и развития проявляется особенно ярко.
ИЗРАИЛЬ И АФРИКА: ИСТОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Начало формирования политики еврейского государства в области предоставления помощи развивающимся странам относится к концу 1950-х гг., когда было создано Агентство по развитию международного сотрудничества при МИД Израиля (МАШАВ), основным направлением деятельности которого стал Африканский континент, прежде всего страны АЮС. Первым из израильских политиков, открывших для еврейского государства "путь в Африку", была министр иностранных дел (1956-1966), а позже премьер-министр Израиля (1969-1974) Голда Меир. В 1958 г., совершая тур по Африке, она посетила Либерию, Нигерию, Сенегал, Гану и Берег Слоновой Кости (ныне Кот-д'Ивуар). Первой африканской страной, с которой Израиль установил дипломатические отношения, была Гана, и израильское руководство предоставило ей заем в размере 20 млн долл. [Ojo, 1988, p. 22]. По словам Дж. Питерса, каждое государство, имевшее дипломатические отношения с Израилем, извлекало из этого материальную выгоду [Peters, 1992, p. 4]. К началу 1970-х гг. Израиль установил дипломатические отношения с 33 странами континента [Israel among...].
Расширяя контакты с Африкой, израильское руководство преследовало определенные цели. Так, "отец-основатель" Израиля Давид Бен-Гурион указывал на необходимость обретения друзей в африканских странах [Меир, 1997, с. 384; Bar-Zohar, 1977, p. 263]. При обсуждении вопросов предоставления помощи израильские политики часто обращались к еврейской идеологии "Тиккун Олам" (ивр. "исправление мира"), которая, по словам Голды Меир, всегда была стержнем как иудаизма, так и социалистического сионизма - основы государства Израиль. В мемуарах Меир писала: "Нас с африканцами сближала не только необходимость быстрого развития, но и память о вековом страдании" [Меир, 1997, с. 386-387]. Евреев и африканцев объединяло стремление побороть ксенофобию и освободиться от колониального гнета. Израильское руководство, особенно в период, когда пост министра иностранных дел занимала Г. Меир, использовало идею схожести судеб народов для сближения с африканскими правительствами. Следует отметить, что в отличие от глобальных держав, которые, оказывая помощь африканским странам, навязывали им определенные идейные установки, Израиль в этом смысле не вызывал у африканцев отторжения. Напротив,
для Африки израильская модель была привлекательной потому, что, став независимым государством, еврейское государство продемонстрировало пример быстрого и эффективного развития.
Израиль стремился и к получению экономической выгоды от развития отношений с африканскими государствами, пытаясь максимально диверсифицировать торговые связи в условиях неразрешенности противоречий со своими ближайшими соседями и арабским миром в целом. Хотя Африка не была главным рынком сбыта израильских товаров, объемы поставок в страны континента постепенно росли (с 27.7 млн долл. в 1968 до 45.1 млн в 1972 г.) [Burman, 1974, p. 548]. Израиль экспортировал в Африку продовольствие, одежду, медицинские препараты, электрические приборы и др. [Peters, 1992, p. 1], а импортировал драгоценные камни (алмазы из ЮАР, Центральноафриканской Республики (ЦАР) и Заира), уран (из Габона и Заира), говядину (из Эфиопии и Кении). В 1960-1970-х гг. крупнейшими торговыми партнерами Израиля в Африке были ЮАР, Нигерия, Замбия и Эфиопия [Israel Out of Africa..., 1973, p. 16-18].
В отношениях с африканскими странами израильское руководство преследовало определенные политические цели. Американский исследователь А. Джейкоб уверял, что в 1960-е гг. помощь Израиля континенту имела исключительно политические мотивы [Jacob, 1971, p. 172]. Известно, что к власти в некоторых африканских государствах в тот период пришли лица, прошедшие военную подготовку в Израиле, например президент Заира (в настоящее время - Демократическая Республика Конго - ДРК) Мобуту Сесе Секо [Ibid.].
Израильское руководство надеялось, что африканские правители будут проводить внешнюю политику с учетом интересов еврейского государства. Более того, оно стремилось заручиться поддержкой африканских государств в ООН. Для Израиля было крайне важно преодолеть ту изоляцию, в которой он находился из-за арабо-израильского конфликта. Африканские государства составляли значительную часть членов ООН, и исход голосования по многочисленным антиизраильским резолюциям в значительной степени зависел от их позиции.
Наконец, Израиль руководствовался и геостратегическими интересами. В конце 1950-х гг. правительство Бен-Гуриона начало развивать более тесное сотрудничество с Эфиопией, распространив на нее политику "периферийного альянса", которая также охватывала мусульманские страны Турцию и Иран. В 1966 г. министр иностранных дел Шимон Перес заявил, что для израильской внешней политики крайне важно превратить Эфиопию в сильную региональную державу, которая смогла бы стать противником Египта [Brecher, 1972, p. 343].
Чтобы понять, как складывались отношения Израиля с африканскими государствами, следует условно разделить их на четыре этапа.
Для первой, "золотой", фазы (1957-1973) характерно активное расширение израильско-африканских контактов, положительно отразившееся на развитии израильской программы помощи в целом. Уже в начале 1960-х гг. в официальных израильских документах прослеживается интерес правительства к использованию внешней помощи как важного инструмента внешней политики. Так, в официальном документе 1964 г. указывается, что цель программы внешней помощи - служить внешнеполитическим интересам Израиля. Более того, в нем подчеркивается, что "каждое государство, уважающее себя, будет содействовать международному развитию". В середине 1960-х гг. МАШАВ тратило 60% своего бюджета (около 6 млн долл.) на помощь африканским странам [Levey, 2004, p. 80]. К концу 1972 г. в Африке действовали 63 израильские программы помощи развитию, в том числе в ключевых сферах - медицине и сельском хозяйстве [Burman, 1974, p. 548].
Особый интерес африканцы проявляли к израильским молодежным программам "Гадна" (ивр. "молодежная бригада") и "Нахаль" (ивр. "сражающиеся молодые пионеры"). Российский востоковед И. Д. Звягельская отмечает, что Израиль применил
свой опыт, например, создания кибуцев, в африканских условиях [Звягельская, 2012, с. 144]. Эти программы предполагали передачу молодежи навыков сельскохозяйственного производства и военную подготовку. Кроме того, молодые люди были вовлечены и в другие сферы деятельности. "Гадна" и "Нахаль" действовали в 17 африканских странах [Jacob, 1971, p. 166]. Одним из успешных примеров реализации программы "Гадна" стало формирование в Кении Национальной службы молодежи [Republic of Kenya, 2009, p. 32].
Выстраивая отношения в сфере развития, Израиль был заинтересован в налаживании военных контактов с африканскими государствами; за это направление отвечало Министерство обороны. Еврейское государство оказывало прямую военную помощь (в основном посредством организации программ подготовки офицеров вооруженных сил и полиции стран-реципиентов) Эфиопии1, Гане, Кении, Конго, Сьерра-Леоне, Танзании, Уганде, Дагомее (с 1975 г. - Бенин), Малагасийской Республике (с 1975 г. - Демократическая Республика Мадагаскар) и республике Верхняя Вольта (с 1984 г. - Буркина-Фасо) [Jacob, 1971, p. 165]. Нельзя забывать и про работу политической разведки Израиля - Моссада, активно действовавшего в Уганде, Кении, Эфиопии, Танзании и Замбии [Ibid., p. 178]. Моссад не просто делился информацией с африканскими спецслужбами, но и занимался их тренировкой.
Несмотря на активное - на первом этапе - сотрудничество в различных сферах, политические реалии того времени (прежде всего арабо-израильское противостояние) негативно сказывались на израильско-африканских отношениях. Отношения Израиля с государствами Африки зависели и от африканской политической конъюнктуры. Особым непостоянством отличались израильско-угандийские отношения. Если президент Уганды Милтон Оботе (1966-1971), доброжелательно настроенный по отношению к Израилю, принимал от него разнообразную, в том числе военную, помощь, то уже в начале 1970-х гг. израильско-угандийские контакты резко прекратились, так как новый угандийский лидер Иди Амин (1971-1979), пришедший к власти при поддержке Великобритании и Израиля и в первое время сохранявший тесные отношения с израильским руководством, вскоре стал проводить крайне антиизраильскую политику [Carol, 2012, p. 383] из-за отказа Тель-Авива в предоставлении финансовой и военной помощи угандийскому "диктатору", что вынудило его обратиться к арабским государствам [Oded, 2006].
Вторая фаза отношений между Израилем и Африкой (1973-1980) ознаменовалась резким сокращением контактов между двумя сторонами. После войны Судного дня (1973), начавшейся с нападения Египта и Сирии на Израиль, многие африканские правительства, выказывая тем самым поддержку арабам, разорвали отношения с еврейским государством. Известны слова президента Кот-д'Ивуара Ф. Уфуэ-Буаньи о том, что он был вынужден выбирать между арабскими "братьями" и израильскими "друзьями" [Меир, 1997, с. 392]. Как справедливо указывает Л. П. Франк, еще большее отстранение Израиля от Африки произошло в связи с поддержкой рядом стран континента резолюции N 3379, принятой на Генеральной Ассамблее ООН в 1975 г., в которой сионизм был приравнен к расизму [Frank, 1988, p. 152]. Следует отметить, однако, что некоторые африканские государства (Кот-д'Ивуар, Либерия, Малави) выступили против принятия этой резолюции или воздержались от голосования (Эфиопия, Гана, Заир, Замбия, Верхняя Вольта, Габон, Кения). Тем не менее в начале 1970-х гг. отношения Израиля с большинством государств Африки были испорчены.
Израильское руководство болезненно восприняло утрату партнерских отношений с африканскими государствами. Некоторые эксперты, например глава израильской неправительственной организации "ИзраЭйд" (IsraAID) Ш. Захави, отмечали, что из-за
1 В 1963 г. в Аддис-Абебе работал единственный в Африке израильский военный атташе. В 1970 г. численность израильской военной миссии в Эфиопии достигала 200 человек.
"предательства" африканцев в 1970-х гг. израильская программа помощи потеряла поддержку внутри страны [Inbal, Zahavi, 2009, p. 9]. Если в 1969 г. избирательная кампания Г. Меир еще включала пункт о необходимости предоставления помощи развивающимся странам, то после 1973 г. этот вопрос исчез из политической повестки дня. В 1970-х гг. бюджет МАШАВ начал стремительно сокращаться (более чем на 50%) [Ibid., p. 42]. Заключение в 1979 г. мирного договора между Египтом и Израилем не привело к автоматическому восстановлению отношений между еврейским государством и странами Африки.
Для третьей фазы израильско-африканских отношений (1980-1990-е гг.) характерна меньшая по сравнению с "золотым периодом" 1950-1960-х гг. амбициозность в развитии межправительственных контактов. Благодаря активной деятельности израильских дипломатов многие африканские государства (ДРК, Либерия, Камерун, Того, Кения, ЦАР, Кот-д'Ивуар) восстановили дипломатические отношения с Израилем уже в середине 1980-х гг. Постепенно развивались контакты как в сфере безопасности, так и в области развития. Уже в 1984 г. около 4 тыс. израильских экспертов работали на континенте [Africa in World Politics, 1987, p. 191]. Несмотря на потепление в израильско-африканских отношениях, ежегодный бюджет МАШАВ тогда не превышал 0.04% ВВП Израиля. В середине 1980-х гг. 90% деятельности МАШАВ финансировались "третьими лицами" - международными организациями (например ООН), США, Германией, Нидерландами [Inbal, Zahavi, 2009, p. 10]. Более того, МАШАВ в большей степени сосредоточилось на Латинской Америке.
ПАРАМЕТРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Точкой отсчета четвертой фазы израильско-африканских отношений служит трагедия 11 сентября 2001 г., после которой США объявили войну глобальному терроризму. Задача совместного противостояния этой угрозе активизировала военные контакты Израиля с государствами Африки, прежде всего посредством продажи вооружений и военной техники.
Основными импортерами израильского оружия с 2006 по 2010 г. были Камерун, Чад, Экваториальная Гвинея, Лесото, Руанда, ЮАР, Нигерия и Уганда [Wezeman et al., 2011, p. 3]. За 4 года-с 2009 по 2013-й - объемы поставок выросли втрое: с 71 до 223 млн долл. [Berman, 2013]. Опыт еврейского государства, особенно его успехи в производстве военной техники, представляет большой интерес для африканских государств. В 2014 г. министр обороны Израиля подтвердил, что еврейское государство осуждает деятельность террористических организаций в Африке и готово помогать бороться с ними [Israel "ready" to help.., 2014]. Так, Израиль выступил естественным партнером в борьбе с террористическими группировками "Боко Харам" в Нигерии и "Аль-Шабааб" в Кении. Помощь африканским государствам в войне с терроризмом обусловлена геостратегическими мотивами - стремлением закрепиться в регионе и усилить свое влияние, а также утилитарным желанием занять прибыльную нишу на африканском рынке торговли оружием.
На африканскую политику Израиля оказывает влияние ужесточение в 2000-х гг. израильско-иранского противостояния. Активность Исламской Республики Иран (ИРИ), регионального противника Израиля, в Африке стала новым вызовом для израильского руководства. Израильское правительство выбирает в качестве реципиентов преимущественно те африканские государства, в которых большинство населения составляют христиане, тогда как иранский режим, наоборот, укрепляет сотрудничество преимущественно с мусульманскими странами. Израильский министр иностранных дел А. Либерман в сентябре 2009 г. совершил турне по африканским государствам (Эфиопия, Кения, Гана, Нигерия, Уганда), и одной из тем, которая была поднята на встречах, стало усиление влияния Ирана в регионе [Foreign Minister Lieberman...].
В последние годы усилилось противостояние между двумя ближневосточными государствами в Африке. Так, Израиль и Иран активно борются за подписание контрактов с африканскими правительствами и компаниями. В 2010 г. Иран добился срыва переговоров между Израилем и Сенегалом по строительству водопроводной и канализационной систем, предложив Дакару лучшие условия [A search for allies.., 2010].
Происходит борьба за африканских партнеров и в более широких вопросах. На фоне неприятия ИРИ может произойти сближение Судана и Израиля. Несмотря на то что в целом израильско-суданские отношения нельзя назвать эффективными2, еврейское государство и Судан могут найти точки соприкосновения в борьбе с усилением Ирана в Африке. В последние годы ирано-суданские отношения претерпели радикальные изменения из-за обострившегося суннито-шиитского противостояния на Ближнем Востоке. После нападения на посольство Саудовской Аравии в Иране в январе 2016 г. Хартум разорвал отношения с Тегераном, а через месяц министр иностранных дел Судана И. Гандур в одном из выступлений отметил, что его правительство открыто к дискуссиям относительно нормализации отношений с Израилем [Surkes]. Таким образом, еврейское государство может использовать недовольство Ираном для развития и дальнейшего укрепления военных контактов с африканскими государствами.
В выстраивании отношений Израиля с африканскими странами не менее важную роль играет и предоставление невоенной помощи. По официальным данным ОЭСР, в 2009-2010 гг. страны АЮС были главными получателями израильской помощи, уступая лишь Ближнему Востоку и Северной Африке [ODA: Multilateral and Bilateral...]. В основном Израиль оказывает помощь Африке в рамках двустороннего сотрудничества, однако отношения развиваются и в многостороннем формате. Так, в 2009 г. Израиль подписал соглашение с Экономическим сообществом стран Западной Африки (ЭКОВАС) о сотрудничестве в сферах образования, промышленности, сельского хозяйства, культуры и др. Кроме того, МАШАВ подписало отдельное соглашение с ЭКОВАС об объединении усилий по борьбе с бедностью и защите окружающей среды. Израиль активно участвует в различных проектах по содействию развитию в Африке совместно с другими международными игроками и организациями. Одним из последних проектов стало трехлетнее соглашение, заключенное между Израилем и Нидерландами в феврале 2016 г., целью которого провозглашается содействие развитию сельского хозяйства в Эфиопии и его дальнейшая коммерческая реализация [MASHAV...].
Все большую роль в Африке играют израильские неправительственные организации, например широко известная "ИзраЭйд", созданная в 2001 г. в Беер-Шеве. Кроме нее в Израиле действует ряд других гуманитарных организаций, работающих и в Африке: The Fast Israeli Rescue and Search Team (FIRST), Israeli Flying Aid, Save a child's heart (SACH). На сегодняшний день, однако, деятельность израильских гуманитарных организаций не может идти ни в какое сравнение с работой, например, американских, поскольку израильское правительство не выделяет больших средств на подобную помощь. Израильский исследователь И. Сандерс указывает, что у руководства страны нет продуманной политики в этой сфере [Sanders, 2013].
Одной из характерных особенностей израильской программы помощи является то, что, не расходуя больших средств на ее реализацию, Израиль остается важным игроком на международной арене. Между тем ежегодный бюджет МАШАВ едва достигает 10-11 млн евро [Hadas-Handelsman, 2015, p. 64], расходы на помощь развитию невелики и составляют всего 0.07% ВВП [Inbal, Zahavi, 2009, p. 51]. Другие "новые доноры" уделяют помощи развитию большее внимание. Например, Турция выделяет 0.42% ВВП [Hausmann, Lundsgaarde, 2015, p. 2]. ТО есть израильское руководство не стремится
2 Израиль и Судан не имеют дипломатических отношений. В конфликте Судана с Южным Суданом Израиль поддержал последнего, оказывая ему экономическую, военную и другую помощь.
увеличивать расходы на внешнюю помощь, и бюджет МАШАВ остается достаточно скромным.
Отношения между Израилем и Африкой прошли долгий путь от "медового месяца" 1960-х гг. до разрыва отношений в 1970-х и до "нового начала" в 2000-е гг. На развитие израильско-африканского взаимодействия оказывали влияние многие факторы, в том числе внутриполитическая ситуация в Израиле и африканских государствах, международная и региональная обстановка. На сегодняшний день Израиль поддерживает дипломатические отношения с 40 странами континента. Последние выступления израильского лидера Б. Нетаньяху подтверждают, что африканское направление остается одним из внешнеполитических приоритетов еврейского государства. Чтобы усилить свои позиции в Африке, израильское руководство собирается выработать новую африканскую стратегию, в которой особое значение будет придаваться сотрудничеству в сфере безопасности и развития.
ИЗРАИЛЬ И НИГЕРИЯ
В настоящее время наиболее успешными на континенте выглядят отношения Израиля с Нигерией. Одной из ключевых сфер сотрудничества между двумя странами остается безопасность. Израиль оказывает Нигерии помощь в борьбе с террористической организацией "Боко Харам". После прихода в 2010 г. к власти в Нигерии президента Гудлака Джонатана (2010-2015) стало активно развиваться израильско-нигерийское военное сотрудничество. На официальном уровне государства называют друг друга верными союзниками в борьбе с терроризмом [JNS, 2015].
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ), в 2001-2014 гг. Израиль занимал 7-е место по объемам экспорта вооружений в Нигерию TI V of arms exports from Israel...]. Нигерия, в свою очередь, занимает 3-е место среди стран АЮС по объемам импорта израильского оружия3, ее обходят только Экваториальная Гвинея и Уганда [Wezeman et al., 2011, p. 12]. В 2006-2009 гг. Израиль заключил с Нигерией контракты на поставки оружия примерно на 500 млн долл. [Melman, 2009; Israeli military assistance to Nigeria, 2008], в частности, он направляет в эту африканскую страну дроны "Аэростар" и "Систар", патрульные катера "Шалдаг", радиолокационные станции и различные виды стрелкового оружия (сотрудники службы государственной безопасности Нигерии вооружены израильской штурмовой винтовкой ТАР-21 [Ezeobi, 2015]). Даже коммерческие продажи оружия осуществляются с одобрения израильского руководства [TIV of arms exports from Israel..., 2008]. Израильские инструкторы осуществляют подготовку нигерийских военных и в самой Нигерии, и в Израиле. В апреле 2014 г., когда боевики "Боко Харам" похитили нигерийских школьниц, Израиль предоставил своих военных экспертов для их поиска [МИД Израиля...].
Приход в 2015 г. к власти в Нигерии нового президента Мухаммаду Бухари, симпатизирующего палестинцам и их борьбе против израильской оккупации, поставил под вопрос дальнейшее развитие сотрудничества между Израилем и Нигерией в сфере борьбы с терроризмом. (Предыдущий президент Нигерии Г. Джонатан поддержал Израиль во время голосования в Совете Безопасности ООН в 2014 г., когда иорданская делегация пыталась провести резолюцию о признании палестинского государства.)
В 2015 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН М. Бухари затронул в своей речи палестино-израильский конфликт, отметив, что "у мира нет больше оправданий или других причин откладывать принятие огромного списка резолюций Совета Безопасности ООН по этому (палестинскому. - Л. Х.) вопросу. У нас также нет морального права отрицать, что все люди свободны" [Buhari]. Очевидно, М. Бухари является политиком иного склада, чем Г. Джонатан, и не будет демонстрировать свою близость с Израилем. Хотя на официальном уровне Израиль продолжает поддерживать борьбу
3 По другим данным, с 2006 по 2010 г. Нигерия была главным импортером оружия из Израиля.
нигерийского правительства с "Боко Харам", позиция Нигерии по палестинскому вопросу может повлиять на объемы помощи, предоставляемой израильским руководством. В известной мере Нигерия оказалась перед выбором - открыто поддержать палестинцев в их борьбе за признание своего государства или расширить сотрудничество с Израилем в сфере безопасности.
Если на сегодняшний день палестино-израильский конфликт скорее негативно отражается на израильско-нигерийских отношениях, то "иранская проблема", наоборот, может способствовать их улучшению. Расширение иранского присутствия в Африке угрожает не только Тель-Авиву, но и Абудже. Тегеран поддерживает в Нигерии шиитские силы, выступающие против суннитского правительства страны. Лидер нигерийских шиитов шейх Ибрахим Закзаки открыто выступает против Израиля [АН Africa, 2008], который, в свою очередь, крайне обеспокоен деятельностью Ирана, прямо угрожающей его интересам в Нигерии. В 2013 г. нигерийские спецслужбы задержали трех подозреваемых в подготовке террористических атак на израильские и американские объекты (офис Агентства США по международному развитию и израильский бизнес-центр в Лагосе) [Goldman, 2013]. Все трое, по заявлению нигерийской полиции, были связаны с ИРИ, и, хотя иранское руководство категорически отвергло эти обвинения, создается впечатление, что стремление противодействовать Ирану может способствовать сближению Израиля и Нигерии. Конечно, в значительной степени это зависит от нигерийского правительства и его способности найти оптимальный баланс в отношениях с Израилем и Ираном.
Двустороннее взаимодействие интенсивно развивается и в сфере помощи развитию. Как заявил посол Израиля в Нигерии У. Палти, израильско-нигерийское партнерство успешно расширяется в области сельского хозяйства, что в конечном счете способствует укреплению нигерийской экономики [Israel to partner Enugu...]. В 2014 г. Израиль и Нигерия подписали соглашение об усилении взаимодействия в этой сфере [Salami, 2014]. Кроме того, в Нигерии действуют около 50 израильских компаний - в области медицины, энергетики, строительства, телекоммуникаций, водоснабжения [Oyedele]. Наиболее известные израильские строительные фирмы в Нигерии - Solel Boneh, Gadish и Ashtrom.
Наконец, Израиль оказывает Нигерии гуманитарную помощь. В основном этим занимаются МАШАВ и НПО. Так, в 2006 г. Израиль предоставил Нигерии медицинские препараты и приборы для предотвращения эпидемии птичьего гриппа [Government of Israel, 2006]. В 2010 г. израильское посольство в Абудже содействовало проведению в государственной клинике Нигерии семинара, посвященного офтальмологическим заболеваниям и их лечению (50 нигерийских пациентов были бесплатно проконсультированы, а некоторые прооперированы) [Israeli Embassy in Nigeria]. В 2012 г. Израиль предоставил Нигерии медицинскую помощь в размере 528 тыс. долл. [Terrasanta, 2012]. Сотни нигерийских граждан - медики, ученые, инженеры - проходят специальное обучение в Израиле [The Israel Project].
* * *
"Возвращение Израиля в Африку" происходит на фоне усиления террористической угрозы в регионе, что не может не сказываться на характере сотрудничества израильского правительства с некоторыми африканскими государствами, которые борются с терроризмом. В этом контексте выделяются израильско-нигерийские отношения. Военный и антитеррористический опыт Израиля дает ему преимущества перед другими международными игроками, которые также стремятся помочь нигерийскому правительству в борьбе с "Боко Харам". Вместе с тем Израиль выступает и активным финансовым донором, особенно в тех сферах, где он сам добился больших успехов (например, в сельском хозяйстве). Хотя Нигерия не является ведущим реципиентом израильской помощи, двустороннее сотрудничество в этой области находится на высоком уровне.
Израиль успешно проводит специализированные семинары по обучению нигерийцев, готов предоставлять Абудже гуманитарную помощь, что особенно важно в условиях постоянной террористической угрозы.
Пример отношений еврейского государства с Нигерией показывает взаимосвязанность и взаимозависимость проблем безопасности и развития. И, как подчеркивает израильский лидер Б. Нетаньяху, Израиль готов продолжать развивать отношения с африканскими государствами в обеих сферах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бартенев В. И. Влияние событий 11 сентября 2001 г. на политику США в сфере содействия международному развитию // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. N 3. = Bartenev V. I. Vliyanie sobytii 11 sentyabrya 2001 g. na politiku SShA v sfere sodeistviya mezhdunarodnomu razvitiyu. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika, 2011, N 3.
Дегтерев Д. А. Степкин Е. А. Американская помощь Израилю: истоки, структура, динамика // Вестник МГИМО. 2013. N 3 (30). = Degterev D. A. Stepkin E.A. Amerikanskaya pomoshch' Izrailyu: istoki, struktura, dinamika // Vestnik MGIMO, 2013, N 3 (30).
Звягельская И. Д. История государства Израиль. М.: Аспект Пресс, 2012. = Zvyagel'skaya I. D. Istoriya gosudarstva Izrail'. Moscow: Aspekt Press, 2012.
Кулькова О. С. Политика Великобритании в сфере урегулирования конфликтов и миростроительства на Африканском континенте (1997-2013) // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2013. N 2. = Kul'kovaO.S. Politika Velikobritanii v sfere uregulirovaniya konfliktov i mirostroitel'stva na afrikanskom kontinente (1997-2013) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika, 2013, N 2.
Меир Г. Моя жизнь. Чимкент: Аурика, 1997. = Meir G. Moya zhizn'. Chimkent: Aurika. 1997.
Хлебникова Л. Р. Инструменты внешней помощи в контексте американо-израильского взаимодействия (1948-2014) // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2014. N 3. = Khlebnikova L. R. Instrumenty vneshnei pomoshchi v kontekste amerikano-izrail'skogo vzaimodeistviya (1948-2014) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika, 2014, N 3.
Africa in World Politics: Changing Perspectives. London: Macmillian press, 1987.
Bar-Zohar M. Ben-Gurion: An Autobiography. N.Y.: Delacorte Press, 1977.
Brecher M. The Foreign Policy System of Israel. New Haven: Yale University Press, 1972.
Burman R. Israel and Africa // Economic and Political Weekly. 1974. Vol. 9. N 14.
Carol S. From Jerusalem to The Lion Of Judah and Beyond: Israel's Foreign Policy in East Africa. Bloomington: Universe, 2012.
Frank L. P. Israel and Africa: The Era of Tachlis // The Journal of Modern African Studies. March 1988. Vol. 26. N 1.
Israel in the Third World. New Jersey: Transaction Inc. 1976.
Israel Out of Africa after the October War? // MERIP Reports. 1973. N 23.
Jacob A. Israel's military aid to Africa, 1960-1966 // The Journal of Modern African Studies. 1971. Vol. 9. N 2.
Levey Z. Israel's Strategy in Africa, 1961-1967 // International Journal of Middle East Studies. 2004. Vol. 36. N 1.
Ojo O. Africa and Israel: Relations in Perspective. Boulder: Westview Press, 1988.
Peters J. Israel and Africa: The Problematic Friendship. London: British Academic Press. 1992.
Wezeman P. D. Wezeman S.T. Beraud-Sudreau L. Arms flows to Sub-Saharan Africa // Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI). Policy paper. N 30. December 2011.
ИСТОЧНИКИ
МИД Израиля. Израиль поможет Нигерии в поиске похищенных исламистами девочек // Israel Ministry of Foreign Affairs - http://mfa.gov.il/MFARUS/PressRoom/2014/Pages/Israel-will-assist-Nigeria-in-search-for-abducted-girls.aspx (дата обращения: 20.02.2016). = MID Izrailya. Izrail'
pomozhet Nigerii v poiske pokhishchennykh islamistami devochek // Israel Ministry of Foreign Affairs - http://mfa.gov.il/MFARUS/PressRoom/2014/Pages/Israel-will-assist-Nigeria-in-search-for-abducted-girls.aspx (accessed: 20.02.2016).
All Africa. Nigeria: Israeli State Would Crumble, Says Zakzaky // All Africa (official site), 21.05.2008 - http://allafrica.com/stories/200805210257.html (дата обращения: 14.02.2016).
A search for allies in a hostile world // The Economist, 04.02.2010 - http://www.economist.com/node/15453225 (дата обращения: 14.02.2016).
Berman L. Israeli arms sales to Africa double in 2013 // The Times of Israel, 08.10.2013 - http://www.timesofisrael.com/israeli-arms-sales-to-africa-double-in-2013/ (дата обращения: 14.02.2016).
Buhari M., President // General Assembly of the UN - http://gadebate.un.org/70/nigeria (дата обращения: 14.02.2016).
Ezeobi С. Nigeria: DSS Ambush - concern mounts over Israel-made rifles seized by vandals // All Africa, 21.09.2015 - http://allafrica.com/stories/201509213009.html (дата обращения: 14.02.2016).
Foreign Minister Lieberman to visit Africa // Israel Ministry of Foreign Affairs - http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2009/Pages/FM_Liberman_visit_Africa_l-Sep-2009.aspx (дата обращения: 14.02.2016).
Goldman Y. JTA. Iran Denies connection to terror plot in Nigeria // The Times of Israel, 22.02.2013 - http://www.timesofisrael.com/nigeria-arrests-3-in-alleged-iranian-plot/ (дата обращения: 14.02.2016).
Government of Israel. Israel sends emergency aid to Nigeria // ReliefWeb, 09.03.2006 - http://reliefweb.int/report/nigeria/israel-sends-emergency-aid-nigeria (дата обращения: 14.02.2016).
Haaretz. Reuters. Nigeria accepts Israeli offer to help find abducted schoolgirls // The Haaretz, 11.05.2014 - http://www.haaretz.eom/israel-news/l.590045 (дата обращения: 14.02.2016).
Hadas-Handelsman Y. Trilateral in Africa // KAS International Reports. 2015. N 4 - http://www.kas.de/wf/doc/kas_41147-544-2-30.pdf?l50429155403 (дата обращения: 14.02.2016).
Hausmann J. Lundsgaarde E. Turkey's role in Development Cooperation. United Nations University. Centre for Policy Research. 2015 - http://ssc.undp.org/content/dam/ssc/documents/news/2015/UNUCPR_TurkeysRoleinDevelop ment_HausmannLundsgaarde_.pdf (дата обращения: 14.02.2016).
Inbal A. B. Zahavi S. The Rise and Fall of Israel's bilateral aid Budget 1958-2008. Tel Aviv. June 2009 - http://socsci.tau.ac.il/government/images/PDFs/riseandfall.pdf (дата обращения: 14.02.2016).
Israel among the Nations: Africa // Israel Ministry of Foreign Affairs - http://www.mfa.gov.il/mfa/aboutisrael/nations/pages/israel%20among%20the%20nations-%20africa.aspx (дата обращения: 12.03.2016).
Israeli Embassy in Nigeria. Israel's free eye operations - http://embassies.gov.il/abuja/NewsAndEvents/Pages/Israel's-free-eye-operation.aspx (дата обращения: 14.02.2016).
Israeli military assistance to Nigeria // WikiLeaks.org, 2008 - https://wikileaks.org/plusd/cables/08ABUJA1292_a.html (дата обращения: 14.02.2016).
Israel on the frontline of international aid // Israel Ministry of Foreign Affairs - http://mfa.gov.il/MFA/ForeignPolicy/Aid/Pages/Israel_on_frontline_international_aid.aspx (дата обращения: 14.02.2016).
Israel to partner Enugu on agric, industrial development - Ambassador // News agency of Nigeria - http://nannewsnigeria.com/node/18349 (дата обращения: 16.02.2016).
Israel "ready" to help Africa fight terrorism // Middle East Monitor, 17.06.2014 - https://www.middleeastmonitor.com/news/middle-east/12167-israel-ready-to-help-africa-fight-terrorism (дата обращения: 14.02.2016).
JNS. Nigeria: Israel "crucial" in fight against Boko Haram terror group // Breaking Israel News, 24.02.2015-https://www.breakingisraelnews.com/30863/nigeria-israel-crucial-fight-boko-haram-terror-group-terror-watch/#z5SjDXKk333cUDI2.97 (дата обращения: 14.02.2016).
MASHAV and the Netherlands Sign Cooperation Agreement // MASHAV - http://www.mashav.mfa.gov.il/MFA/mashav/Latest_News/Pages/MASHAV-and-the-Netherlands-Sign-Cooperation-Agreement.aspx (дата обращения: 12.03.2016).
Melman Y. Why did Lieberman really go to Africa? // The Haaretz, 09.09.2009 - http://www.haaretz.com/news/yossi-melman-why-did-lieberman-really-go-to-africa-1.8190 (дата обращения: 16.02.2016).
ODA: Multilateral and Bilateral (2009-2014). Israel Donor View // AidFlows - http://www.aidflows.org/ (дата обращения: 16.02.2016).
Oded A. Israeli-Ugandan Relations in the time of Idi Amin // Jewish Political Studies Review. 2006. 18:3-4 - http://jcpa.org/article/israeli-ugandan-relations-in-the-time-of-idi-amin/ (accessed: 16.02.2016).
Oyedele D. In a Foreign Policy Shift, Nigeria Sides with Israel over Palestine // This Daily Live - http://www.thisdaylive.com/articles/in-a-foreign-policy-shift-nigeria-sides-with-israel-over-palestine/198161/ (дата обращения: 14.02.2016).
PM Netanyahu attends launch of Knesset caucus for Israel-Africa relations // Israel Ministry of Foreign Affairs - http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2016/Pages/Plvl-Netanyahu-attends-launch-of-Knesset-caucus-for-Israel-Africa-relations-29-Feb-2016.aspx (дата обращения: 14.03.2016).
Republic of Kenya. Foreign Policy Framework. Nairobi, 2009 - http://kenyadiasporaalliance.org/wp-content/uploads/2014/02/Kenya-Foreign-Policy-Document.pdf.
Salami S. Nigeria, Israel sign Bilateral Cooperation agreement on agric // New Mail, 28.02.2014 - http://newmail-ng.com/nigeria-israel-sign-bilateral-cooperation-agreement-agric/ (дата обращения: 14.02.2016).
Sanders E. Israel ranks low in international giving // The Los Angeles Times, 08.06.2013 - http://articles.latimes.com/2013/jun/08/world/la-fg-israel-foreign-aid-20130609 (accessed: 14.02.2016).
Surkes S. Sudan Said Willing to consider normalizing ties with Israel // The Times of Israel - http://www.timesofisrael.com/sudan-said-willing-to-consider-normalizing-ties-with-israel/ (дата обращения: 15.03.2016).
Terrasanta. Israel aids Nigeria after church bombing, offers to share intelligence // Terrasanta, 19.01.2012-http://www.terrasanta.net/tsx/articolo.jsp?wi_number=3560&wi_codseq=%20%20%20%20%20%20&language=en (дата обращения: 14.02.2016).
The Emerging Identity of Israeli Philanthropy // Jewish Philanthropy, 06.11.2013 - http://ejewishphilanthropy.com/the-emerging-identity-of-israeli-philanthropy/ (дата обращения: 14.02.2016).
The Israel Project. Nigeria-Israel: Hi-Tech Expertise and Local Know-How // The Israel Project - http://www.theisraelproject.org/nigeria-israel-hi-tech-expertise-and-local-know-how/ (дата обращения: 14.02.2016).
The State House of Uganda. Past Presidents of Uganda. President Apollo Milton Obote - http://www.statehouse.go.ug/past-presidents/president-apollo-milton-obote (дата обращения: 13.03.2016).
TIV of arms exports from Israel, 2001-2014 // SIPRI Arms Transfers Database - http://armstrade.sipn.org/armstrade/html/export_yalues.php (дата обращения: 14.02.2016).
Опубликовано на Порталусе 07 декабря 2024 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK