Полная версия публикации №1614768894

PORTALUS.RU ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ М. ЯНСЕН И Н. ПЕТРОВ. ВЕРНЫЙ СТАЛИНСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ: НАРОДНЫЙ КОМИССАР НИКОЛАЙ ЕЖОВ. 1885-7940 → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Г. И. ЧЕРНЯВСКИЙ, М. ЯНСЕН И Н. ПЕТРОВ. ВЕРНЫЙ СТАЛИНСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ: НАРОДНЫЙ КОМИССАР НИКОЛАЙ ЕЖОВ. 1885-7940 [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 03 марта 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/detective_russian/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1614768894&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Г. И. ЧЕРНЯВСКИЙ, М. ЯНСЕН И Н. ПЕТРОВ. ВЕРНЫЙ СТАЛИНСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ: НАРОДНЫЙ КОМИССАР НИКОЛАЙ ЕЖОВ. 1885-7940 // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 03 марта 2021. URL: https://portalus.ru/modules/detective_russian/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1614768894&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).



публикация №1614768894, версия для печати

М. ЯНСЕН И Н. ПЕТРОВ. ВЕРНЫЙ СТАЛИНСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ: НАРОДНЫЙ КОМИССАР НИКОЛАЙ ЕЖОВ. 1885-7940


Дата публикации: 03 марта 2021
Автор: Г. И. ЧЕРНЯВСКИЙ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ
Номер публикации: №1614768894 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. JANSEN and N. PETROV. Stalin's Loyal Executioner: People's Commissar Nikolai Ezhov. 1885 - 1940. Stanford, California. Hoover Institution Press. 2002. 274 p.

В заголовке рецензируемой книги используется слово "executioner", которое означает не только исполнитель, но и палач. Именно в этих двух смыслах и раскрывается в книге роль Ежова. Главная концепция работы: никакой "ежовщины" не было и в помине, а была сталинщина, в которой Ежов не играл никакой самостоятельной роли, а был лишь высокопоставленным исполнителем и палачом.

Книга написана сотрудничавшими нидерландским и российским историками. Она основана на архивных материалах, хранящихся в россий-

стр. 168


ских архивах, в том числе из Архива Президента Российской Федерации и Центрального архива Федеральной Службы безопасности России. Использованы также другие разнообразные источники.

В книге раскрыты основные этапы жизненного пути "железного" сталинского наркома, но основное внимание - три четверти работы - уделено его пребыванию на посту наркома внутренних дел и роли в осуществлении "Большого террора". В числе источников - многочисленные материалы, связанные с "делом Ежова" после его ареста: его собственные показания, протоколы допросов "свидетелей" и т. п. Вполне понятно, насколько ненадежны такого рода источники. Авторы приложили максимум усилий, чтобы отделить "зерна от плевел", извлечь из этих материалов относительно достоверную информацию. Следует назвать и такой конкретный архивный источник - восторженную биографию Ежова, написанную писателем А. Фадеевым, но так и не опубликованную.

В последние годы появилось немало книг и статей, полностью или частично посвященных либо биографии Ежова, либо его деятельности в качестве наркома 1 . Впрочем, эти работы носят в основном публицистический характер, их документальная база скудна, ненадежна, а порой просто сомнительна, в них используются многие слухи и вымыслы. Книга же Янсена и Петрова - первое научное исследование, посвященное "верному сталинскому исполнителю".

В книге воссоздан политический и в меньшей степени психологический портрет Ежова. Авторы рассказывают, как волею судеб полуграмотный невзрачный парень сомнительного, с точки зрения большевистских канонов, происхождения взлетел в высший эшелон власти. К сожалению, авторы не рассуждают об общих тенденциях и причинах такого вознесения, а это было бы интересно для понимания не только биографии Ежова, но и самого механизма формирования верхнего эшелона коммунистической номенклатуры в целом.

Авторы показывают, как менялись облик и вся манера поведения Ежова по мере его восхождения. Поначалу (примерно до конца 1920-х годов) это был человек скромный, спокойный, лишенный высокомерия и бюрократических наклонностей, во всяком случае, в собственном поведении. В следующие же годы он все больше приобретает репутацию фанатика, жестокой и аморальной личности (с. 199). Разумеется, общие причины такого рода изменений ясны сами по себе - условия советского тоталитаризма. Но как этот закон "отрицательного отбора" транспонировался на личности Ежова, Янсен и Петров не анализируют. Упоминания, что Ежову стала свойственна "особая жестокость испорченного, недоразвитого ребенка, который, если его не наказывают, не знает, где остановиться в издевательствах над более слабыми" (с. 202), явно недостаточно. В то же время немало места уделено личной жизни и особенностям быта Ежова.

Янсен и Петров показывают, что Ежов фактически руководил советскими спецслужбами еще с 1934 г., то есть со времени образования наркомата внутренних дел СССР. Но наибольшее внимание уделяется роли Ежова в сталинском "Большом терроре". Как и некоторые другие авторы 2 , Янсон и Петров полагают, что этот террор начался только с середины 1937 г., когда кампания массовых арестов и казней распространилась на определенные социальные категории (бывших кулаков, национальные группы, иммигрантов и др.). Представляется, что ближе к истине все же Р. Конквест, который датирует начало "Большого террора" (именно название его книги ввело этот термин в научный и общественно-публицистический оборот) 1936 годом, то есть временем, когда Ежов не занимал еще поста наркома внутренних дел 3 .

Именно с середины 1936 г. в массовом масштабе начались аресты и расстрелы членов партии, прежде всего бывших оппозиционеров и других "уклонистов", советских деятелей, не угодивших "вождю", политэмигрантов. Сами авторы отмечают этот факт, более того, подчеркивают, что террор против членов ВКП(б) достиг кульминации во время августовского судебного процесса 1936 г. над Зиновьевым, Каменевым и другими (с. 44). Поэтому нельзя согласиться с выделением лишь двух этапов "Большого террора" - с июля 1937 до января 1938 г. и с этого времени примерно до конца 1938 г. (с. 129). Необходимо выделить еще один - первый - этап, охватывающий вторую половину 1936 - первую половину 1937 года.

Янсен и Петров подчеркивают, что Ежов был безгранично предан Сталину, влияние на Ежова было чуть ли ни гипнотическим; в качестве партийного функционера, а затем наркома он проявил способность улавливать малейшие изменения в сталинских настроениях и пожеланиях; именно эти качества и выдвинули Ежова на первый план в реализации "Большого террора".

В связи с этим авторы уместно и обоснованно полемизируют с утверждениями, что де в 1937 - 1938 гг. руководство НКВД вышло из-под контроля партийных органов. Напротив, подчеркивается в книге, "НКВД находился в строгом подчинении центру" (с. 91). Весьма спорным является утверждение некоторых авторов, например, акад. А. Н. Яковлева, что в СССР на протяжении многих лет существовало своего рода

стр. 169


"двоевластие" партийного руководства и органов госбезопасности 4 . В книге Янсена и Петрова приводятся многочисленные факты и доказательства, что в тех хронологических пределах, какие исследуются в работе, НКВД и его органы на местах никогда не выходили из-под партийного руководства. Иначе и быть не могло в условиях тоталитарной системы.

Вывод Янсена и Петрова касательно решающей личной ответственности Сталина и верных ему соратников за "Большой террор" подкрепляется огромным фактическим материалом, в частности связанным со взаимоотношениями между "вождем" и его "верным исполнителем". Показано, что Сталин редактировал и "совершенствовал" основные документы, подготовленные Ежовым, непосредственно руководил "следственными" акциями и ходом политических судебных фарсов. Разрозненные данные такого рода в литературе уже не раз приводились, но теперь они сведены в систему, дополнены многочисленными новыми достоверными документами. Достаточно сказать, что в 1937 - 1938 гг. Ежов был принят Сталиным в кремлевском кабинете (безусловно, имели место и другие встречи) 278 раз и провел в общении с "вождем" 834 часа! Только Молотов превзошел Ежова в масштабах своих личных контактов со Сталиным (с. 207).

Представляется, что авторы несколько преувеличивают способность Ежова предугадывать все желания Сталина. Если бы таланты наркома действительно были таковыми, то как можно объяснить бесславное падение этого человека после его "восхождения на гибельные высоты" (М. А. Булгаков)? Собственно говоря, Янсен и Петров отходят от своей версии, когда с полным основанием отмечают, что конец Ежова был предопределен изначально, самим фактом необходимости найти "козла отпущения" за "Большой террор".

В книге многократно и документально обоснованно подчеркивается, что Ежов не мог консультироваться со Сталиным относительно каждой детали террористических акций, что - "его роль как инструмента Сталина предусматривала определенную степень автономии, хотя, имея в виду операции, которые нам известны, выглядит потрясающе, насколько тесно Ежов сотрудничал со своим хозяином" (с. 209).

Как полагают авторы, и это утверждение они также подкрепляют обширной фактической информацией, главным недостатком Ежова, с точки зрения существовавшей системы и ее властителя, было то, что он не был способен осознать, когда и на чем следует остановиться. Ежов следовал пагубной не только для страны, но и для системы, и для него самого логике: "лучше больше, чем меньше". В связи с этим Янсен и Петров приводят многочисленные примеры. Вот один из них. Весной 1938 г. секретарь обкома партии Карелии Н. И. Иванов доложил в ЦК, что он не в состоянии арестовать свыше тысячи "врагов народа", как это ему предписывалось в качестве члена "тройки", по той причине, что все тюрьмы переполнены (с. 209). Иначе говоря, террор достиг такого масштаба, что аппарат уже не располагал средствами для продолжения репрессий. Именно в этих условиях, как показывают авторы, и начата была подготовка для перехода от "Большого террора" к "меньшему террору", а Ежов был естественно избран "козлом отпущения".

Огромный документальный материал и его разносторонний анализ в рецензируемой работе позволяют существенно уточнить различные стороны, элементы, отдельные факты террористической политики сталинского режима во второй половине 1930-х годов. И хотя при этом авторы подчас существенно отходят от непосредственного предмета своего исследования - деятельности "верного сталинского исполнителя", - это скорее не недостаток, а положительная сторона работы, ибо Янсен и Петров своей монографией смогли восполнить многочисленные пробелы в изучении политической истории этих лет. В числе таковых - прямая подчиненность НКВД и его карательных действий руководству компартии, непосредственные последствия убийства С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. и характер расследования этого преступления, осуществление "национальных" и "интернациональных" террористических операций НКВД, в частности, против немцев и поляков, продолжение массовых репрессий на протяжении всего 1938 г., бегство на границу одного из наиболее видных энкаведистов ГС. Люшкова, обстоятельства появления Л. Берии в качестве вначале заместителя наркома, а затем и наркома внутренних дел и т. д.

Книга Янсена и Петрова является важным исследованием истории коммунистического режима в СССР.

Примечания

1. КОВАЛЕВ В. Два сталинский наркома. М. 1995; МЛЕЧИН Л. КГБ: Председатели органов госбезопасности. Рассекреченные судьбы. М. 2002; ПОЛЯНСКИЙ А. Ежов: История "железного" сталинского наркома. М. 2001.

2. См., например: CHASE W.J. Enemies within the Gates? The Comintern and the Stalinist Repression, 1934 - 1939. New Haven and Lnd. 2001.

3. CONQUEST R. The Great Terror: A Reassessment. N.Y. 1990, p. 3.

4. ЯКОВЛЕВ А. Н. Омут памяти. Т. 1. М. 2001, с. 508 - 542.

Опубликовано 03 марта 2021 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1614768894

© Portalus.ru

Главная ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ М. ЯНСЕН И Н. ПЕТРОВ. ВЕРНЫЙ СТАЛИНСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ: НАРОДНЫЙ КОМИССАР НИКОЛАЙ ЕЖОВ. 1885-7940

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU