Главная → ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ → НОВЫЙ ДОКУМЕНТ О СЫСКЕ БЕГЛЫХ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ
Дата публикации: 25 мая 2017
Автор(ы): Г. Н. Айплатов →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ →
Номер публикации: №1495707919
Г. Н. Айплатов, (c)
Еще в 20-х годах в советской исторической литературе был поднят вопрос о бегстве крестьян и холопов в XVII веке. А. А. Новосельский, выдвинувший его, отмечал, что массовые побеги были направлены почти исключительно на южные и восточные окраины Русского государства1 . Он же изучил делопроизводство сыскных приказов. В последние годы вопросу о бегстве крестьян и их сыске был посвящен ряд исследований2 , на новых материалах подтвердивших тезис об отливе населения в XVII в. на восток. Изучались и некоторые аспекты истории заселения Среднего Поволжья в XVII веке3 .
Как отмечено в литературе, правительственными сысками 60-х годов XVII в. были охвачены обширные территории страны, в том числе и уезды многонационального Среднего Поволжья. В частности, в 1662 г. в Козьмодемьянском, Ядринском и Цивильском уездах розыск беглых вел сыщик В. Курин4 . В 1665 г. в города приказа Казанского дворца были посланы из Поместного приказа 25 сыщиков беглых крестьян. В 1692 - 1694 гг. в "казанских пригородах" сыск осуществлял посланный из приказа Казанского дворца сыщик В. Опухтин5 . В ряде городов - Казани, Нижнем Новгороде, Ветлуге, Алатыре и других - были созданы специальные комиссий, основной функцией которых являлся сыск и возврат беглых крестьян6 . В 1658 - 1661 гг. в Нижегородском и Балахяинском уездах сыск вел Д. И. Плещеев7 .
Однако круг сохранившихся по данному вопросу источников крайне ограничен, так как архив приказа Казанского дворца во время неоднократных пожаров погиб. В связи с этим представляет определенную ценность "Роспись понизовых городов луговой стороны Уржюма и Еранска и Царевококшайска и Царевосанчурска и тех городов уездов беглым крестьянам государевых дворцовых сед и черных волостей и разных мест и разных городов помещиковым и вотчиннковым беглым людям и крестьянам князь Федарова сыску Засекина 170 и 171-го годов"8 .
Ф. Засекин, производивший сыск беглых в 1662 г., обнаружил в Уржумском уезде 97 семей "прихожих государевых крестьян" с числом людей в них 148 человек. Большинство из них (62 семьи) после бегства укрывалось в вотчине Спасского Цепочкинского монастыря. В Яранском уезде было сыскано 135 семей (190 чел.) государевых, 179 семей (247 чел.) помещичьих и 21 семья (41 чел.) монастырских крестьян. В Царевококшайском уезде во время сыска удалось выявить 42 семьи, в Царевосанчурском - 37 семей беглых крестьян, осевших на землях, населенных русскими людьми. "Роспись" Ф. Засекина сообщает о мерах, принятых по отношению к беглым крестьянам, а также о количественных результатах сыска: "И всего в четырех городах госуда-
1 А. А. Новосельский. Побеги крестьян и холопов и их сыск в Московском государстве второй половины XVII в. "Труды" Института истории РАНИОН. Вып. I. 1926; его же. Отдаточные книги беглых как источник для изучения народной колонизации на Руси в XVII в. "Труды" Историко-архивного института. Т. 2. 1946.
2 Н. А. Бакланова. Дела о сыске беглых крестьян и холопов как источник для истории тяглого сельского населения в Поволжье во второй половине XVII в. "Проблемы источниковедения". Кн. XI. М. 1963; А. Г. Маньков. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII века. М.-Л. 1962; А. А. Преображенский. Сыск беглых на Урале в 1671 г. "Из истории Урала". Свердловск. 1961; И. М. Скляр. Из истории политики правительства царя Алексея Михайловича по крестьянскому вопросу накануне восстания Степана Разина. "Ученые записки" Киргизского заочного пединститута. Вып. IV. 1959; Т. И. Смирнова. Побеги крестьян накануне выступления Степана Разина. "Вопросы истории", 1956, N 6.
3 А. И. Яковлев. Колонизация Казанского края в XVII веке и борьба за землю. "Документы и материалы по истории Мордовской АССР". Т. I, ч. II. Саранск. 1950; Е. Н. Ошанина. К истории заселения Среднего Поволжья в XVII веке. "Русское государство в XVII веке. Новые явления социально- экономической, политической и культурной жизни". М. 1961.
4 И. А. Булыгин. Беглые крестьяне Рязанского уезда в 60-е годы XVII в. "Исторические записки". Кн. 43. 1953, стр. 191.
5 А. Г. Маньков. Указ. соч., стр. 83, 85, 89.
6 Т. И. Смирнова. Указ. соч., стр. 129-131.
7 "Нижний Новгород в XVII веке". Сборник документов. Горький. 1961 (см. стр. 127-142 - "Наказы сыщику Д.И. Плещееву о сыске беглых людей и крестьян").
8 ЦГАДА, ф. 1209, п. 1, д. 4/22533. Столбцы Поместного приказа. Казань с пригородами, лл. 111-115.
стр. 194
ревых прихожих людей сыскано 252 семьи, а людей в них 355 человек, помещиковых и монастырских 259 семей, а людей в них 364 человека"9 .
С "Росписью" 170 - 171 гг. непосредственно связаны "Книги сыскные"10 , содержащие поименные сведения о беглых крестьянах: когда и где сыскан беглый, откуда он "сшел", когда и где "положил на себя крепости", какие меры приняты по отношению к нему. Вот что, к примеру, сообщают сыскные книги о Г. Васильеве, беглом крестьянине Галичского уезда, который был обнаружен в Царевококшайском уезде: "Тово же числа (8 января 1662 г. - Г. А. ) привезен на съезжей двор беглый крестьянин, а сказался, зовут-де ево Ганка Васильев, а сшел де он из-за помещика своего из-за Микиты Иванова сына Ожегина из Галицкого уезду из волости Ерские из деревни Рудины в прошлом во 169-ом, а пришел де он, Ганка, в Царев- Кокшайский уезд в государеву дворцовую волость в деревню Лапшину к Семену Савельеву сыну Горбуну, и жена де и дети ево ныне у Семена, а он Ганка, послан на старину к помещику для крепости за руками. И февраля в 27 день на Уржуме на съезжем дворе тот Ганка подал скаску Микитина старосты Парфенка Кузьмина и крестьян за рукою тово же приходу Рожественского попа Филиппа в том, что он старинкой Микиты Ожегина крестьянин деревни Рудины, и тот Ганка на старину к прежнему помещику к Миките Ожегину и выслан со всеми ево крестьянскими животы, с хлебом стоячим и с молоченым"11 . Аналогичные сведения есть и о других беглых крестьянах.
По данным "сыскных речей", основная масса беглых крестьян прибыла в Царевококшайский, Царевосанчурский, Уржумский и Яранский уезды в 1660 - 1661 годах. Приток их сюда шел преимущественно из Галичского, Тотемского, Устюжского, Кукарского, Юрьевец-Повольского, Орловского, Шестаковского, Котельничского и Слободского уездов. Реже встречаются беглые из Костромского уезда, из Белоозера и Вологды12 . Многие беглые из Галичского уезда были "старинными" крестьянами помещиков И. И. Ожегина, стольника кн. Ф. А. Львова, боярина кн. Ф. Ф. Волконского. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что среди беглых, обнаруженных Ф. Засекиным в 1662 г., почти все являлись людьми семейными, что свидетельствует об их намерениях прочно обосноваться на новом месте.
Г. Н. Айплатов (Йошкар-Ола)
9 Там же, л. 115.
10 Там же. Отдаточные книги по Арзамасу. Кн. 7053. лл. 53 - 333.
11 Там же, лл. 103 об. - 104.
12 Там же, лл. 97 - 118 об.
Опубликовано на Порталусе 25 мая 2017 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK