Рейтинг
Порталус

Т. Д. ПАНОВА. КРЕМЛЕВСКИЕ УСЫПАЛЬНИЦЫ. ИСТОРИЯ, СУДЬБА, ТАЙНА

Дата публикации: 10 марта 2021
Автор(ы): А. БОГУСЛАВСКИЙ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ
Номер публикации: №1615376631


А. БОГУСЛАВСКИЙ, (c)

М. Индрик. 2003. 224 с. + ил.

Общеизвестно, что в Кремле, в Архангельском соборе располагается усыпальница правителей Руси и России (1340 - 1730 гг.), а в Успенском - захоронения иерархов Русской православной церкви (1326 - 1700 гг.). Но детальная история этих двух выдающихся мемориалов еще никогда не была предметом исследования. Интереснейшие некрополи существовали в Спасо-Преображенском соборе одноименного монастыря, в храме Рождества Богородицы, в соборах Чудова и Вознесенского монастырей, у церкви Кирилла Белозерского. А последнее погребение в Кремле относится к 1905 г., когда в приделе церкви Алексия Чудова монастыря захоронили вел. кн. Сергея Александровича, убитого эсером И. Каляевым в 1905 году.

Рецензируемая книга, написанная руководителем археологического отдела музея-заповедника "Московский кремль", доктором исторических наук Т. Д. Пановой впервые в отечественной историографии посвящена кремлевским погребальным комплексам, многие из которых ведут свою историю с XIV столетия. Автор - один из крупнейших специалистов по средневековому русскому погребальному обряду и крупный знаток древностей Московского Кремля1 . Многие из некрополей не сохранились до наших дней, но Панова с большой тщательностью выяснила их историю по письменным источникам. В работе использован обширный исторический материал, данные новейших архивных и натурных изысканий, что позволило проследить судьбу захоронения русских великих князей и царей, женщин из великокняжеской и царской семьи, высших церковных иерархов и знати. Воссоздан сложный ритуал похорон, развеяны многие легенды, связанные с захоронениями первых лиц русского средневекового государства.

Издание позволяет полно представить все тонкости и детали формирования кремлевских некрополей. Средневековое общество-это общество знака, жеста, символа. Прижизненная иерархия весьма четко сохранялась и после смерти, что превращает средневековые некрополи в ценнейший источник. Например, в Архангельском соборе четко выделяются почетные, престижные для захоронений участки храмового пространства. Это диаконник, где удостои-

стр. 171


лись погребения Иван Грозный и его сыновья Иван и Федор, в южной половине храма, вдоль южной и западной стены, и "опальные" в северо-западном участке храма.

Работа построена по принципу анализа отдельных объектов. Начинается она с описания некрополей Успенского и Архангельского соборов. Автору удалось выявить массу малоизвестных подробностей. Так, например, первым захоронением в Успенском соборе, где в дальнейшем погребали высших церковных иерархов, явилась могила Юрия Даниловича, умершего в 1325 г., (похоронен в 1326 г. в еще деревянном Дмитровском приделе). Но со временем могила весьма известного князя, который первым в московской династии получил титул "великого", в конце XVI - начале XVII вв., затерялась. Захоронение первого автокефального митрополита Ионы (1461 г.) оказалось отмечено памятным каменным крестом у внешнего северо-западного угла собора. Панова выявила и исправила одну серьезную ошибку. По летописям состав захоронений митрополитов XV-XVI вв. вдоль северо-западного угла Успенского собора был одним, а по надписям начала XX в. (именно их теперь видят посетители) - совсем другим. Истинный состав захоронений прояснился после частичного открытия белокаменной плиты над могилой митрополита Макария (с. 23, рис. 9; с. 24, табл. 1). Выяснилось, что до того путали целых четыре погребения иерархов.

Не менее захватывающим получилось повествование о великокняжеском погосте - храме Архангела Михаила (56 погребений). Современный его интерьер с медными чехлами, закрывающими древние белокаменные надгробия XVII в., оформился в 1906 году. Сами же погребения находятся под уровнем пола в белокаменных фобах. Панова опубликовала ценные для русской истории данные о последних московских Даниловичах. Опубликованы уникальные фотографии гробницы и останков Ивана Грозного (ил. 13- 21). Наиболее важны новые данные химических анализов останков и реинтерпретация старых. Автор предполагает, что Иван IV, боясь отравления, приучал свой организм к ядам, принимая их в микроскопических дозах (с. 69). Обращается внимание и на то, что достоверных подтверждений болезней, связанных с распутным образом жизни, у Ивана IV не обнаружено, как и у его сына Ивана. Состояние организма царевича Ивана и вовсе загадка. Он умер от тяжелой прижизненной травмы, хотя стоял на грани гибели от хронического (в 27 лет!) отравления ртутью, мышьяком и свинцом. Не исключено, что и он готовил себя к возможным покушениям путем отравления. Более определенны выводы относительно смерти Федора Ивановича. Нормы содержания сильнейшего яда - мышьяка, оказались превышены у него в десять раз. Вывод, по мнению Пановой, однозначен - Федор Иванович был отравлен (с. 71), с чем согласуются и некоторые данные письменных источников. В свою очередь, это заставляет считать виновником его убийства Бориса Годунова и косвенно доказывает реальность злого умысла последнего в отношении царевича Димитрия. Борис Годунов, таким образом, последовательно устранил своих соперников на пути к трону. Неоспоримо доказано, что отравлен был и М. В. Скопин-Шуйский (с. 77).

В кремлевской церкви Рождества Богородицы оказалось погребено в 1399 г. тело дочери Дмитрия Донского Марии, супруги литовского князя Лугвеня Ольгердовича. В Чудовом монастыре в 1378 г. погребается митрополит Алексий, мощи которого после разборки монастырского комплекса в 1929 - 1947 гг. находились временно в Успенском соборе, а затем переданы в Богоявленский Елоховский собор, где сохраняются и поныне. Здесь же нашли последнее пристанище останки Симеона Бекбулатовича (царь в 1575 - 1576 гг.), знаменитого поэта и переводчика, педагога и просветителя рубежа XVII-XVIII вв. Кариона Истомина и многие другие.

Наиболее интересная глава посвящена изучению истории и судьбы захоронений Вознесенского собора женского монастыря (его некрополь формировался между 1407 - 1731 годами). Собор разобрали в 1929 г., но благодаря героическим усилиям музейных работников Кремля уникальные погребения удалось спасти. В процессе исследований выявили около 70 захоронений, белокаменные саркофаги затем вручную вытаскивали из храма и на телегах (ил. 57) перемещали в подвальную палату конца XV в., примыкающую к южной стене Архангельского собора. Так мистическим образом соединились многие разделенные смертью супруги - мужья захоронены в интерьере этого собора, а жены лежат совсем рядом (в пристройке), но значительно ниже. Крупным вкладом Пановой в науку стала организация химических исследований останков цариц и княгинь, а также антропологические реконструкции, выполненные по черепу.

Впервые после М. М. Герасимова мы получили возможность увидеть лицом к лицу столь впечатляющую серию крупных исторических деятелей: Евдокии Дмитриевны (супруги Дмитрия Донского), Софьи Палеолог-второй жены Ивана III, Елены Глинской (второй супруги Василия III), Ирины Годуновой (жены Федора Ивановича). Автор реконструкций - С. А. Никитин.

Удивительно одухотворен скульптурный портрет святой Евдокии Дмитриевны (во иночестве Ефросиний - ил. 41). Властной и искушенной в

стр. 172


политических интригах предстает цареградская царевна Софья Палеолог (ил. 43), необычайно красива и женственна Елена Глинская (ил. 47), покорившая своей красотой супруга; сильной, умной и решительной выглядит царица Ирина Годунова (ил. 51). Особо следует отметить блестящее авторское жизнеописание Софьи Палеолог, наиболее полное в историографии (с. 121- 145). Как выяснено, она родила мужу 12 детей. Убедительно продемонстрировано детальное сходство профилей Софьи и ее внука Ивана IV, что важно для окончательного снятия имеющихся сомнений (был ли он сыном Василия III). Разрешен и давний спор о причине смерти Елены Глинской. Результаты анализов (с. 148), проведенных экспертами-криминалистами однозначно свидетельствуют о том, что она была отравлена одним из сильнейших ядов - сулемой (на основе солей ртути). Открылась и еще одна тайна. Обвинения Ивана Грозного по адресу бояр, что они "отравами царицу Анастасию изведоша", полностью подтвердились. 26-ти летняя первая жена Ивана IV, родившая ему 6 детей, также погибла от солей ртути (с. 150).

При археологических работах, в процессе обнаружения фундаментов сооружений подворья Кирилло-Белозерского монастыря, археологи Кремля выявили совершенно неизвестную фамильную усыпальницу Шереметевых (5 погребений XVII в.), которой посвящена отдельная глава.

В заключении раскрывается значение кремлевских некрополей для науки. На их основе воссоздаются погребальный обряд для знати и иерархов церкви, формы белокаменных гробов-саркофагов (стоили они весьма дорого для XVII в. 12 - 15 рублей). Ценнейшим источником являются эпитафии на их крышках. В погребениях сохраняются погребальные одежды (длинные рубахи, саван, плат на голове, в женских погребениях головные уборы - волосники), детали монашеских облачений (параманды, схимы), ритуальные сосуды для елея из глины или стекла. Интересно, что ни в одном великокняжеском или царском захоронении не обнаружено нательных крестов.

В приложении опубликованы ценные первоисточники: дневник вскрытия захоронений Вознесенского монастыря в 1929 г., составленные автором списки погребенных в кремлевских усыпальницах, акты исследований останков и пластической реконструкции внешнего вида Софьи Палеолог, идентификации черепа Анастасии Романовой и судебно-химического изучения ее останков.

К сожалению, в ряде случаев подписи к иллюстрациям не соответствуют изображенному (ил. 6, 54 - 55). Общие планы некрополей (рис. 16, 26, 34, 42, 58, 59) не имеют указателей, кто где погребен. Это снижает возможности восприятия материала. Для этого необходимо обращение к другой книге автора2 .

В целом книга Пановой, вводящая в научный оборот значительное количество твердо установленных фактов, - ценное исследование для всех, занимающихся историей русского средневековья. Написанная в жанре увлекательного рассказа, она вызовет большой интерес и у массового читателя.

А. БОГУСЛАВСКИЙ

Примечания

1. ПАНОВА Т. Д. Городской погребальный обряд средневековой Руси (XI-XVI вв.). Автореф. канд. дисс. М. 1990; ее же. Клады Кремля. М. 1996; Историческая и социальная топография Московского Кремля в середине XII - первой трети XVI в. (опыт комплексного исследования). К проблеме формирования территории древнерусского города. Автореф. докт. дисс. М. 2003.

2. ПАНОВА Т. Д. Некрополи Московского кремля. 2-е изд., испр. и доп. М. 2003.

Опубликовано на Порталусе 10 марта 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама