Рейтинг
Порталус

Когда и как был освобожден В. И. Пичета

Дата публикации: 26 апреля 2021
Автор(ы): Ю. Ф. Иванов, кандидат исторических наук
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ
Номер публикации: №1619426925


Ю. Ф. Иванов, кандидат исторических наук, (c)

В опубликованном журналом "Вопросы истории" сообщении Л. Г. Соколовского "История одной семьи. Иован Пичета и его потомки" (1999, N 9) наибольшее внимание уделено сыну Иована - академику Владимиру Ивановичу Пичете (1878- 1947). Все, что связано с его жизнью и деятельностью, представляет интерес для тех, кто занимается историей исторической науки. Статья, как можно понять из примечания, написана внучатым племянником академика. Это обстоятельство делает ее особенно ценной, поскольку сообщаются детали, известные лишь узкому семейному кругу. В частности, в ней приводится рассказ второй жены Владимира Ивановича об обстоятельствах вызволения ее мужа из Вятской ссылки. Она рассказала белорусскому историку Э. Г. Иоффе, что в июне 1934 г. министр иностранных дел Чехословацкой республики Эдуард Бенеш был принят Сталиным. Видимо, речь идет о 1935 годе. Разумеется, основа рассказа вдовы соответствует имевшему место событию. Однако А. П. Пичета забыла, что муж был в ссылке и в Воронеже, поскольку главные лишения и тяжести пришлись на вятскую ссылку, где на ее долю выпал весь груз выхаживания совершенно беспомощного вследствие дистрофии и несчастного случая супруга.

Во время беседы со Сталиным Бенеш высказал желание повидать Пичету, о судьбе которого ходили тревожные слухи. Сталин обещал устроить их встречу. "В Вятку на специальном самолете были посланы два сотрудника ОГПУ,- пишет Соколовский,- которые доставили Владимира Ивановича в Москву" (с. 140). Здесь его подкормили, прилично одели и через два дня предъявили министру в качестве члена-корреспондента АН СССР, каковым в действительности он стал только в 1939 году.

Имеются, однако, документы, доказывающие, что в 1934 г. ссылка для Пичеты еще не закончилась. Вот его прошение в Комиссию по делам частной амнистии при Президиуме ЦИК СССР о сокращении срока ссылки: "В Комиссию по делам частной амнистии при Президиуме ЦИКа СССР от Пичета Владимира Ивановича прошение. Арестован был 14.IX.30 г., обвинение предъявлялось по статье 58'4 уголовного кодекса в причастности к контрреволюционной группе академика- историка Платонова, постановлением Коллегии ОГПУ ОТ 16.VIII.1931 г. получил административную высылку на 5 лет в г. Вятку.

В Вятке работал 3 года нормировщиком, плановиком и заведующим Техническим] нормировочным] бюро в Кооперативе общественного питания. В Вятке я подвергся двум операциям, спасшим мне жизнь, так как началось заражение крови; сломал себе руку, которая срослась неправильно. Осмотр врачей констатировал: "общее истощение организма". В силу этого я хлопотал через Прокуратуру СССР о переводе меня в другой город, где я мог бы и научно работать, и преподавать по специальности.

11 апреля сего года Коллегия ОГПУ постановила перевести меня в г. Воронеж; в июле я был уведомлен об этом Вятским ОГПУ и 24 июля переехал в Воронеж. С 1- го сентября (начало учебного года) начал работать в Воронежском педагогическом институте в качестве профессора по истории народов СССР.

Своим преподаванием я несомненно приношу большую пользу пролетарскому студенчеству. Сознание этого поднимает мою творческую энергию, дает мне новые силы для работы. Однако время от времени суровая действительность подкашивает мои силы. Как могу я покойно читать лекции студенчеству и продуктивно научно работать, когда мое имя появляется в списке лишенных избирательных прав (как административно высланного) на выборах в Советы? Когда Жилсоюз предъявляет требование выбросить меня из квартиры на улицу, как "лишенца" и так далее. За четыре года я устал от своего бесправного положения, при котором любое безответственное лицо может травить меня, как "врага рабочего класса", которым я никогда не был и быть не могу.

До окончания пятилетнего срока моей административной высылки осталось около 10 месяцев. Я позволю себе просить ЦИК СССР сократить срок моей высылки и тем дать мне возможность вместе со всеми трудящимися полностью отдать все свои силы и знания моей родине, строительству новой радостной жизни, 25.Xl.34". Не получив ответа, Пичета 23 января 1935 г. отправил своему освобожденному ранее "подельнику" А. И.Яковлеву письмо, в котором писал:

"Обращаясь к Вам с безумной просьбой. Я подал в ЦИК прошение о досрочном освобожении (конец в сентябре 1935). Боюсь, что на него никто не обратит внимание (я ведь подавал 3 безрезультатные заявления о пересмотре дела). Не сможете ли Вы как-нибудь мне помочь и спасти меня. Вы не сердитесь за мое обращение к Вам, но я так

стр. 174


много перенес всего, начиная с голода, что больше страдать не в силах. Ваш Пичета". К письму была приложена копия заявления, которую я процитировал, учтя сделанную на ней рукою неустановленного лица приписку: "Подано в К-сию по амнистии З.Х11.34". Ныне эти бумаги хранятся в Архиве Академии наук России (ф. 665, оп. 1, д. 436, л. 1-2).

Процитируем еще две фразы из сообщения Сокольского: "Было начало июня 1934 года. В Москву приехал министр иностранных дел Чехословакии Эдуард Бенеш. 9 июня был подписан документ об установлении с СССР дипломатических отношений" (с. 140). В действительности дело обстояло не так. В это время в Женеве проходило заседание Генеральной комиссии конференции по разоружению. На ней присутствовал народный комиссар по иностранным делам СССР М. М. Литвинов и министр иностранных дел Чехословакии Э. Бенеш. Там они обменялись письмами об установлении нормальных дипломатических отношений между их странами. На письме одного и другого стояло: "Женева 9 июня". 10 июня 1934г. газета "Известия" опубликовала и письмо Бенеша и ответ Литвинова. А потом министр отправился в Прагу докладывать своему правительству. Затем в Бухаресте он участвовал в работе конференции Малой- Антанты.

Бенеш посетил Москву только в июне следующего, 1935 года, чтобы произвести обмен ратификационными грамотами ранее заключенного договора о взаимопомощи. Чехословацкий министр имел беседы с советским руководством и имел, следовательно, возможность высказать свое желание относительно встречи с Пичетой. Таким образом, освобождение Пичеты из ссылки состоялось не ранее, чем за три месяца до окончания срока, установленного ученому Коллегией ОГПУ.

Опубликовано на Порталусе 26 апреля 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама