Рейтинг
Порталус

ГРУЗИЯ - АБХАЗИЯ. Межнациональные конфликты - питательная среда криминала

Дата публикации: 14 апреля 2023
Автор(ы): Ю. МОРОЗОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕТЕКТИВЫ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2003 № 3
Номер публикации: №1681504966


Ю. МОРОЗОВ, (c)

Автор этой статьи знаком с проблемами, связанными с межнациональными конфликтами, не понаслышке. В качестве военного наблюдателя ООН в 2000 - 2001 годах он возглавлял Группу по расследованию преступлений против мирного населения и нарушений условий Московского соглашения в районе грузино-абхазского конфликта. Ему лично довелось быть свидетелем многих событий, описываемых в статье.

Ю. МОРОЗОВ, Кандидат военных наук

Затянувшийся грузино-абхазский конфликт, являясь очагом военной и криминальной напряженности, угрожает безопасности южных рубежей России и влияет на состояние криминогенной обстановки в стране. Не признанное мировым сообществом государственное образование - республика Абхазия - граничит с Российской Федерацией, и поэтому события, происходящие в республике, также непосредственно затрагивают национальные интересы России.

ПЛОХО ВСЕМ: И ГРУЗИНАМ, И АБХАЗАМ

Как известно, после кровавых событий гражданской войны 1989 - 1994 годов между абхазами и грузинами, Абхазия объявила себя суверенной республикой, находящейся с Грузией "в договорных отношениях". В результате боевых действий около 250 тысяч беженцев грузинской национальности из Сухуми, Сухумского, Гульрипшского, Очамчирского и Гальского районов покинули Абхазию и временно разместились в третьих странах, в основном в Грузии и России 1 .

В Грузии большинство беженцев из Абхазии осело в Зугдидском районе, прилегающем к линии прекращения огня. Часть из них нашли приют у родственников, другие заняли мало приспособленные для постоянного жилья помещения административных зданий, школ и детских садов в Зугдиди, Рике, Джвари, Цаленджихе, Анаклии и других населенных пунктах района. Беженцы испытывают проблемы с топливом и электричеством, особенно зимой. Предметом постоянных скандалов между беженцами и органами местной власти, причиной митингов и забастовок является проблема выплаты денежного пособия беженцам. Это пособие (18 лари или 270 рублей на человека в месяц, при прожиточном минимуме в 100 лари) или постоянно разворовывается недобросовестными представителями власти, или его выплата задерживается на несколько месяцев.

Не лучше живут и коренные жители Зугдидского района. Промышленные предприятия или стоят (например, фарфоровый завод), или разрушены и разворованы (чаеперерабатывающие предприятия). Процветавшие ранее колхозы и совхозы, где работало прежде большинство населения района, прекратили свое существование. Цитрусовые, чайные и виноградные плантации заброшены и одичали. Безработица среди трудоспособного населения приняла массовый характер. Транспортные коммуникации между населенными пунктами района находятся в плохом состоянии, ставшие платными медицина и образование большинству населения не по карману.

Безысходность - и в экономическом, и в социальном плане - толкает беженцев и жителей Зугдидского района или на преступную деятельность, или вынуждает с целью получения заработка присоединяться к так называемому партизанскому движению.

Наиболее распространенные виды преступной деятельности в Зугдидском районе - грабежи и разбойные нападения на жилища, похищение людей с целью получения выкупа, контрабанда оружия и наркотиков, кража транспортных средств и переправка их в Абхазию, угон скота, незаконная вырубка леса, кража цветных металлов и их контрабанда в Турцию.

На грузино-абхазской границе процветает контрабанда, есть "окна" для вывоза наркотиков. В Кодорском ущелье, единственном районе Абхазии, подконтрольном Тбилиси, процветает так называемый "ЛЭП-бизнес", то есть получение платы за эксплуатацию линии электропередачи "Кавкасия" из России. Линия регулярно повреждается автоматным огнем, а затем у России выторговывается плата в несколько тысяч долларов за то, чтобы рабочие смогли проехать к месту аварии.

ПАРТИЗАНЫ "ШТАТНЫЕ" И "НЕШТАТНЫЕ"

В Зугдидском районе существует два основных партизанских (а правильнее сказать, - бандитских) отряда, "Белый легион" (командир Реваз Самушия) и "Лесные братья" (командир Давид Шенгелия). Считается, что общая численность этих формирований - около 1500 человек 2 . Но фактически этот потенциал используется только при крупномасштабных акциях. На постоянной основе действуют лишь наиболее одиозные фигуры - примерно 20 человек, в основном бывшие жители Гальского района Абхазии. Большинство "штатных" партизан имеют удостоверения сотрудников министерств внутренних дел и госбезопасности "автономной республики". Это означает, что они получают из грузинского госбюджета зарпла-

стр. 7


ту, по некоторым данным, около 100 долларов, или 200 лари, в месяц. Кроме того, предусмотрены "гонорары" за каждую конкретную диверсию плюс награды за уничтожение врагов родной "автономии". Партизанский бюджет пополняется в основном за счет подконтрольного бандитам "орехового" бизнеса в так называемой "нижней зоне" Гальского района. Партизанские лидеры контролируют львиную долю продаж этого продукта. Как считают сотрудники правоохранительных органов Абхазии, некоторое ослабление террористической активности в последние годы связано с хорошими урожаями орехов. Верхушка партизан, получив доступ к большим деньгам, теперь заинтересована в стабильности в районе.

Основная же масса беженцев и жителей Зугдидского района участвует в партизанском движении "по временной схеме". В центре Зугдиди находится так называемый "гальский парк", где есть своеобразная "биржа труда". Человек, желающий подзаработать, приходит туда и получает разовую работу - задание по выполнению теракта в Абхазии. Выдается аванс, а остальная сумма выплачивается после выполнения задания. По этой схеме, по словам прокурора Гальского района А. Чкадуа, в разное время терроризмом занималось около 15 тысяч жителей Зугдидского района 3 .

Один из основных объектов террористических действий партизан - сотрудники абхазской милиции и других правоохранительных органов. Всего в период с 1994-го по 2001 год от террористических актов погибло 120 сотрудников силовых ведомств Абхазии. Обычная практика - организация засад и минирование дорог. Но иногда тактика меняется, и диверсанты организуют открытые нападения на отдельных сотрудников милиции.

Как один из множества примеров терроризма можно привести случай, когда 23 апреля 2001 года партизаны собирались убить начальника отделения милиции села Саберио Важико Бобуа. В ходе завязавшейся возле дома В. Бобуа перестрелки был убит один из нападавших -Бадри Джобава, остальные, получив ранения, скрылись. Позже Бобуа проверил содержимое карманов диверсанта и нашел там сотовый телефон, принадлежавший ранее убитому партизанами сотруднику гальской милиции Элгуджи Сичинава. Кстати, "антиабхазская карьера" жителя Гали Б. Джобава началась еще в 1992 году. Тогда, в первые дни войны, он с друзьями проник в гальскую райбольницу, куда незадолго до этого были доставлены двое абхазских ополченцев. Там Джобава совершил самосуд, отрезав им головы 4 .

Постоянно напряженной остается обстановка в непосредственно примыкающем к Грузии вдоль приграничной реки Ингури Гальском районе Абхазии, который до войны был компактно населен грузинами. Этот район всегда считался важным поставщиком продуктов питания в региональном масштабе. До войны он обеспечивал более половины сельскохозяйственной продукции Абхазии. С временным возвратом в район перемещенных лиц из Грузии началось восстановление жизнедеятельности этого региона. Вместе с тем, стычки и перестрелки между грузинскими боевиками, поддерживаемыми официальным Тбилиси, и милицией Абхазии происходят постоянно, мешая восстановлению инфраструктуры.

Для криминогенной обстановки в Абхазии характерны преступления, связанные с кражами государственного и личного имущества граждан, разбойные нападения и грабежи, контрабанда цветных металлов, леса, в том числе реликтового, других природных ресурсов. Эти преступления связаны в основном с тяжелой социально-экономической ситуацией в Абхазии, где значительная часть трудоспособного мужского населения не имеет работы.

Низкая эффективность мер по борьбе с преступностью объясняется отчасти тем, что правоохранительные органы Абхазии малочисленны и слабо технически оснащены. Достаточно отметить, что в наиболее криминогенном Гальском районе насчитывается всего около 50 милиционеров с несколькими машинами, большая часть которых постоянно находится в ремонте. Кроме того, среди части сотрудников правоохранительных органов республики повсеместно распространены мздоимство и круговая порука 5 .

Из-за слабого контроля правоохранительных органов над криминогенной ситуацией на территории республики есть целые районы, где ночью опасно покидать жилище без риска для жизни. Особенно это характерно для "прифронтовых" Гальского и Очамчирского районов, расположенных вдоль линии прекращения огня, где каждую ночь происходят грабежи и разбойные нападения.

Местное население не очень верит в эффективность абхазской правоохранительной системы, полагаясь больше на родственные связи и самосуд над преступниками. Например, в апреле 2001 года автору довелось быть свидетелем казни преступника, изнасиловавшего малолетнюю девочку и сбежавшего с места преступления в Грузию. Не надеясь на выдачу преступника, родственники девочки при помощи родственных связей сами нашли насильника, выкрали и тайком перевезли из Грузии в Абхазию. На сбор информации, поиск, похищение и транспортировку подозреваемого через линию прекращения огня ушло всего четыре дня. При большом стечение местных жителей на месте преступления виновник был казнен. Присутствующие при этом вооруженные представители правопорядка Абхазии ничего не смогли поделать с разъяренной толпой.

Здесь нередки случаи похищения заложников, в том числе граждан России, с целью получе-

стр. 8


ния выкупа или их обмена на граждан, задержанных на грузинской стороне. Так, в течение восьми месяцев 2001 года, на территории Абхазии было похищено 45 граждан разных национальностей. Особую озабоченность вызывают случаи незаконного лишения свободы и даже убийства граждан без суда и следствия представителями правоохранительных органов Абхазии 6 .

ПРЕСТУПНАЯ "СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ"

Практически вся территория республики четко разграничена на зоны влияния и сферы деятельности преступных группировок. Организованная преступная группировка (ОПГ) западной Абхазии контролирует перевозки топлива и продуктов питания, а также участвует в вывозе наркотических веществ на территорию России. Гагрская ОПГ, состоящая в основном из армян, занимается производством наркотиков. Гудаутская группировка, в которую входят преимущественно абхазы, осуществляет контроль за экспортом наркотиков. Чеченская группировка контролирует восточную часть автономии, железнодорожный вокзал в Сухуми и основные транспортные магистрали, а также деятельность предпринимателей и перевозки грузов через грузино- абхазскую границу. Отмечены контакты членов этих группировок с отрядами грузинских партизан. Не редки случаи вербовки наемников в транснациональный криминал среди граждан Российской Федерации, а также укрывательства на территории республики преступников, совершивших противоправные акты на территории России.

Прозрачность границ Абхазии как со стороны России, так и со стороны Грузии, позволяет процветать транснациональным ОПГ, занимающимся контрабандой. В сторону России следуют потоки наркотиков, оружия, контрабандных сигарет и цветных металлов. Со стороны России и Грузии в Абхазию переправляются краденые автомобили, боеприпасы и горюче-смазочные материалы. К сожалению, в этой противоправной деятельности иногда бывают замешаны и российские миротворцы, дежурящие на наблюдательных постах и открывающие "зеленый свет" контрабандным грузам, особенно по мосту через реку Ингури и на границе со Сванетией 7 .

На руках у местного населения находится большое количество оружия и боеприпасов, используемых как в преступных целях, так и для самообороны. Для защиты от грабежей и разбойных нападений в селах стихийно создаются вооруженные добровольческие отряды самообороны.

За последние несколько лет в Абхазии значительно возросли масштабы наркомафии, увеличились площади, засеваемые наркотикосодержащими растениями. Отсутствие рабочих мест, слабая занятость населения, низкий уровень жизни способствуют развитию наркобизнеса и вовлечению в преступную деятельность все большего числа жителей республики. Экспорт наркотических веществ осуществляется с помощью рыболовецких судов, выход в море которых из-за слабо развитой пограничной инфраструктуры осуществляется практически бесконтрольно, а также с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта через горные перевалы на границе Абхазии и Карачаево-Черкесии, чему способствует большое число слабоохраняемых участков абхазской границы на севере автономии. Конечные пункты доставки наркотиков -Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская, Одесская области, Молдова.

Сейчас абхазское руководство столкнулось с ситуацией, когда бандитские группировки уже в состоянии оказывать влияние на управление республикой, так как имеют своих людей практически во всех ветвях власти. Власти Абхазии, похоже, уже не в состоянии предпринять решительные меры по пресечению деятельности наркомафии и ограничиваются в основном сбором оперативной информации.

Особое место в ряду преступлений занимают диверсионно-террористические акты. Отряды грузинских партизан "Лесные братья" и "Белый легион" занимаются в республике не только разбойными нападениями и грабежом, но также диверсионной и террористической деятельностью. Их активность увеличивается в курортный сезон с целью дестабилизировать обстановку в республике и снизить приток российских граждан, приезжающих на отдых в Абхазию, лишив тем самым Сухуми финансовых поступлений в бюджет, на 90 процентов состоящий из "курортных" денег. Так, например, в разгар курортного сезона, 7 августа 2001 года органами КГБ Абхазии был арестован в Пицунде студент Тбилисского университета Р. Мамасахлиси при закладке взрывных устройств в районе пляжа местного санатория. В ходе следствия было установлено, что он был завербован грузинскими спецслужбами и прибыл в Пицунду под прикрытием легенды встречи с проживающими здесь родственниками 8 .

Правоохранительные органы Абхазии делают все от них зависящее, чтобы обеспечить безопасность отдыхающих из России. Ведь российские курортники - это "курица, несущая золотые яйца". Денег, заработанных местными жителями и организациями в курортный сезон, хватает им, чтобы просуществовать до следующего сезона.

НЕЛЕГКА МИССИЯ МИРОТВОРЦЕВ

Свою лепту в стабилизацию обстановки в республике вносят и военные наблюдатели ООН, и российские миротворцы, находящиеся здесь по мандатам ООН и СНГ. Их деятельность не устраивает определенные круги Грузии, мечтающие взять реванш силовым путем.

Поэтому в последнее время участились вооруженные нападения, нередко с человеческими жертвами, на посты миротворцев и на военных наблюдателей. Так, в апреле 2001 года в районе Махунджиа управляемым фугасом был взорван бензовоз. Это произошло при его въезде на территорию расположения части Командования миротворческих сил (КМС). В ноябре 2000 года массированному обстрелу был подвергнут 302-й наблюдательный пост, расположенный вблизи Ингурской ГЭС. Всего, начиная с 1994 года и по настоящее время, миротворцы потеряли около 80 военнослужащих 9 .

Десять военных наблюдателей ООН также отдали свои жизни за дело восстановления мира и стабильности на абхазской земле. Осенью 2001 года автору пришлось вести следствие по поводу гибели своих коллег, находившихся при патрулировании зоны конфликта на борту вертолета ООН, сбитого бандитами в районе Кодорского ущелья 7 октября. В ходе следствия было установлено, что это дело рук чеченских террористов банды Гелаева, просочившейся на территорию Абха-

стр. 9


зии при помощи спецслужб Грузии. При допросе арестованных абхазскими спецслужбами бандитов удалось выяснить, что переброска банды в район Кодорского ущелья была осуществлена на автотехнике, принадлежавшей силовым министерствам Грузии, по горным дорогам Сванетии в обход постов миротворческих сил. Гелаев планировал, что банда, выйдя по Кодорскому ущелью к абхазско-российской границе, нанесет удар в направлении Адлер - Сочи, посеяв там панику и хаос, а затем перейдет к террористическим действиям по всему побережью Краснодарского края. (Позже, в октябре 2002 года, эти данные подтвердились в России, в ходе допроса арестованных российскими спецслужбами террористов той же банды, пробиравшихся из Панкисского ущелья в сторону Северной Осетии и Ингушетии.) Однако этим планам не суждено было сбыться благодаря своевременно полученным сведениям о передвижении банды от воздушных и наземных патрулей миссии ООН, а также бдительности миротворцев 106-го и 107-го постов, расположенных в районе ущелья, и действий силовых ведомств Абхазии при ликвидации банды в районе горы Сахарная голова.

Нельзя сказать, что между правоохранительными органами Тбилиси и Сухуми не поддерживаются никакие контакты в борьбе с преступностью в зоне конфликта. Благодаря последовательной политике, проводимой миссией ООН в этой области, взаимодействие в зоне конфликта правоохранительных органов Грузии и Абхазии по борьбе с преступностью организовано в рамках деятельности четырехсторонней Совместной рабочей группы по расследованию преступлений против мирного населения и нарушений условий Московского соглашения, которая создана на основании Протокола о расследовании криминальных преступлений, который был подписан в Тбилиси 19 января 2000 года. В нее входят сотрудники служб безопасности, прокуратуры, российской милиции и грузинской полиции, а также представители ООН и военной прокуратуры Российской Федерации. В соответствии с существующим протоколом в практической работе группы принимают участие первые лица правоохранительных органов районного уровня или их заместители. Возглавляет группу представитель военных наблюдателей ООН, который имеет в своем штате юристов - специалистов по международному праву.

Методы работы включают двустороннюю или многостороннюю информационно-аналитическую деятельность, регулярные еженедельные встречи для обмена мнениями по сложившейся обстановке и определению конкретных мер по ее стабилизации, а также проведение совместных расследований преступлений против мирного населения, актов саботажа и терроризма и других противоправных действий в зоне миссий ООН и коллективных миротворческих сил СНГ. Так за 2000 - 2001 годы совместными усилиями было расследовано более 40 преступлений против мирных граждан и 20 нарушений условий Московского соглашения 10 .

Юридическим основанием для проведения совместных расследований служит заявление одной из сторон о совершенном преступлении и просьба о проведении следственных действий. Обязательное условие проведения расследования - участие представителей стороны, где произошел инцидент.

Техническое оснащение совместной рабочей группы позволяет проводить следственные действия на местах преступлений на достаточно высоком уровне. Представители сторон к месту происшествия выезжают на бронированных автомобилях с вооруженным эскортом миротворческих сил. Каждый член следственной группы оснащен бронежилетом и мобильными средствами связи. При необходимости для поиска преступников или заложников выделяются вертолеты. Такие меры предосторожности объясняются тем, что сотрудники правоохранительных органов сторон во время следственных действий на местности нередко подвергаются обстрелу из засад, устраиваются и подрывы их автомобилей. В распоряжении совместных следственных групп есть видеомагнитофоны, цифровые фотоаппараты, диктофоны и переносные компьютеры, а также миноискатели и прожекторы, необходимые карты и устройства автоматического определения координат положения на местности через космос. Для экстренных случаев предусмотрены запасы медикаментов и продовольствия. На место происшествия, как правило, берется медик-эксперт из состава миссии ООН.

Следственные действия ведутся совместными усилиями сторон; право же задержания подозреваемых предоставлено представителям правоохранительных органов той стороны, на чьей территории произошел инцидент. Эти действия включают в себя осмотр места происшествия на местности, опрос и протоколирование показаний потерпевших и свидетелей, баллистические, судебно-медицинские и другие экспертизы. При необходимости и с согласия родственников, проводится и эксгумация тел погибших 11 .

В ходе следственных действий группа осуществляет тесное взаимодействие с органами правопорядка Грузии и Абхазии, а также с лабораториями России и Турции, где проводятся независимые баллистические, судебно-медицинские и другие экспертизы. Организовано взаимодействие с 16 неправительственными международными организациями, действующими в зоне конфликта. Это - Управление Верховного Комиссара ООН по беженцам UNOCHA (Орган ООН по координации гуманитарной помощи), WFP (организация ООН по программе продовольственной помощи), ICRC (Международный Комитет Красного Креста), АСН (Комитет международной помощи переселенцам), HALOT Trust (Организация по разминированию местности), IRS (Международный комитет по спасению), OXFAM (Международная организация по оказанию помощи перемещенным лицам), MSF (Испанский комитет по оказанию медицинской помощи), IFRC (Международная федерация Красного Креста и Полумесяца), GRC (Организация Красного креста в Грузии), UMCOR (Объединенный комитет методистов) и другие.

В повседневной деятельности совместной рабочей группы при проведении расследований отмечаются и некоторые негативные моменты. Так, в ходе рабочих встреч и совещаний каждая сторона пытается получить как можно больше информации о состоянии дел на противоположной стороне, действуя в интересах своих спецслужб. Совместные следственные действия используются сторонами также и для визуальной разведки чужой территории, а трибуна совместной рабочей группы - для политических заявлений и обвинений в адрес противоположной стороны.

стр. 10


Опыт работы автора в качестве начальника группы по расследованию преступлений показал, что, если по каким-либо причинам одна из сторон не заинтересована в проведении совместных следственных действий, в ход идут и сокрытие информации, и саботаж следственных действий, и ограничения свободы передвижения группы, и сокрытие свидетелей или их соответствующий инструктаж и т.д. Имели место случаи отказа подписания проектов протокола, если одна из сторон выглядит в невыгодном свете.

Сложилось впечатление, что грузинская и абхазская стороны при проведении совместных расследований преступлений иногда "играют в кошки-мышки", делая вид, что им неизвестно действительное положение дел. Так, было известно, что член совместной рабочей группы, заместитель председателя КГБ Абхазской республики, в связи с похищением своего родственника грузинами, лично участвовал в организации "ответного" похищения грузинских лесорубов в районе горы Очашкуе весной 2001 года. Однако на заседаниях совместной рабочей группы он высказывал "серьезную озабоченность сложившимся положением дел в поисках пропавших", призывая к более энергичным мерам. При окладе в 600 рублей у него нашлись пять тысяч долларов США для выкупа родственника. При этом условия выкупа ему были назначены представителем спецслужб Грузии, также участвовавшим в работе совместной группы.

МИГРАНТОВ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ

Из-за тяжелой социально-экономической ситуации в Грузии и Абхазии тысячи мигрантов в поисках лучшей доли устремились за рубеж. Большая часть из них выезжают в Россию, особенно в Москву, Краснодарский край и Сочи. Многие уже получили российское подданство, нашли работу и приобрели недвижимость, не прерывая при этом тесных связей с родиной. Другим повезло меньше - они пытаются найти хоть какую-то работу, чаще всего временную, сезонную, на которую местные жители, как правило, не идут из-за большой трудоемкости или низкой оплаты. Мигранты, или как часто их называют сотрудники милиции, "нелегалы", как правило, непривередливы в выборе работы. Особую привлекательность для них представляет рабочий рынок Москвы и Подмосковья. При этом поток беженцев в Россию постоянно увеличивается. Хотя здесь их отнюдь не ждут "с распростертыми объятиями" ни местное население, ни властные структуры, ни правоохранительные органы.

Во многом непродуманная российская иммиграционная политика создает благодатную почву для роста криминала в России за счет беженцев. Действующая нормативно-правовая база регулирования миграции явно пристрастна, отдает приоритет интересам государства, руководствуется традиционно узким пониманием национальной безопасности, при котором всякое лицо, пересекающее границу, в первую очередь рассматривается как потенциальный преступник. При таком подходе получается, что, чем меньше мигрантов, тем лучше. Новые редакции законов "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" ужесточили процедуру получения соответствующих статусов. Теперь, к примеру, статус беженца удастся получить значительно меньшему числу претендентов, чем было возможно при действии законов в старой редакции. Правда, введено правило о предоставлении временного убежища лицам, имеющим основания для признания их беженцами, однако при этом не предусматривается какой-либо помощи им со стороны государства.

Сами мигранты на это реагируют по-разному. Одни в любых условиях остаются в рамках законов РФ; другие ищут обходные пути для устройства своей жизни в России и обеспечения собственной безопасности, балансируя на опасной грани между мелкими правонарушениями и преступлениями; третьи встают на преступный путь и вливаются в криминальные сообщества либо опускаются на социальное дно, что, в конечном счете, повышает вероятность совершения ими преступлений. Таким образом, часть мигрантов как бы подталкивается к тому, чтобы совершать правонарушения в России.

Тысячи выходцев из Грузии и Абхазии, оказавшись в России, довольно быстро становятся членами преступных сообществ. У них просто нет иных способов заработать хоть немного денег для своих семей и родственников, оставшихся на родине. Как следствие, в России резко возросли численность и активность грузинских и абхазских криминальных группировок, которые на сегодня являются крупнейшими по численности и масштабам совершаемых противоправных действий.

По данным МВД РФ, всего на территории России действует порядка полутора сотен крупных преступных сообществ, подходящих под общепризнанное определение мафии. Они объединяют десятки более мелких уголовных групп. У них налажены связи с ближним и дальним зарубежьем, есть свои люди в российском государственном аппарате, в правоохранительных органах. Они контролируют определенные отрасли не только теневого, но и вполне легального российского бизнеса 12 .

ЛИЦО КАВКАЗСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Сегодня на российской территории действует несколько основных группировок (кланов) с

стр. 11


Кавказа. Все они организованы примерно одинаково. В центре -один или несколько лидеров, вокруг них сосредоточены "воры в законе" и уголовные авторитеты. Практически за каждым из них стоит своя "команда" из готовых на все исполнителей - так называемых "быков". Далее следуют всевозможные "прилипалы", наемники для разовых "акций", бизнесмены, связанные с криминальной средой.

Среди действующих в России транснациональных преступных группировок одной из наиболее сильных считается "кутаисская" грузинская группировка. Она насчитывает порядка 50 "воров в законе" и "авторитетов" и около 500 бойцов.

Следующая по значимости ОПГ - "тбилисская", объединяющая примерно 200 человек. Менее влиятельны криминальные сообщества выходцев из Западной Грузии и Абхазии, объединенных общим названием "Самегрело". Они составляют "мингрельскую" группировку примерно в 200 человек и "сухумскую" в 300 бойцов. К ним тяготеет уголовная "сванская" группировка из уроженцев Лентехского и Лечхумского районов Грузии; их "специализация" - в основном похищение заложников ради выкупа 13 .

Заправилы кавказских криминальных группировок активно участвуют в преступном бизнесе практически во всех уголках России. Стараясь не ссориться с местными "бригадами", их представители присутствуют в большинстве областных городов. Так, например, "вор в законе" Пачуашвили занимается Ярославлем, Гоголашвили по кличке "Цико" - Тверью, Горделидзе отвечает за Йошкар-Олу, Сихарулидзе по кличке "Кахи" и Гогличидзе ("Мишель") - за Новгород. Астрахань подведомственна Микеладзе, который руководит вверенной ему областью непосредственно из Москвы.

Политические события последних лет в Грузии и Абхазии породили не только волну преступной эмиграции, которая возродила затихавшую было часть кавказской преступности в России, но и привели к формированию абсолютно новых криминальных кланов. Вытеснение из Грузии национальных меньшинств стало стимулом к образованию в Москве преступных группировок тбилисских курдов, абхазов, южных осетин. В сферу деятельности курдской группировки, например, входит контроль за точками обмена валюты в центре Москвы и отмывание наличной валюты. Абхазская криминальная группировка весьма многочисленна - около 300 человек, - хотя менее влиятельна, чем грузинские ОПГ. Осетинская группировка нестабильна и весьма политизирована, что в принципе не свойственно традиционным криминальным образованиям.

В последнее время в России также появилось несколько самостоятельных криминальных формирований, возглавляемых бывшими чиновниками правительства Гамсахурдиа. Один из "отцов" - основателей нынешней Грузинской республики, создавший военизированную организацию "Мхедриони", Джаба Иоселиани, по данным МВД России, проходит как "вор в законе" 14 .

Новые кавказские преступные группировки занимаются не только и не столько традиционным криминальным промыслом, сколько операциями в финансовой сфере. Например, небезуспешно выбивают кредиты под "государственные гарантии Республики Грузия". Грузино-абхазские ОПГ также, не отказываясь от "традиционных промыслов" - похищений, вымогательств, грабежей, разбоев, квартирных краж, мошенничеств, все чаще принимают участие во всевозможных финансовых аферах на территории России, например, создают сомнительные коммерческие фирмы, акционерные общества, банки. Становится заметным их влияние в сделках, связанных с экспортом нефти, леса, цветных металлов. Их деятельность наносит ущерб экономике России, ее внешнеэкономическим и иным интересам.

Как следствие проникновения криминала с Кавказа нарастает напряженность криминальной обстановки в регионах Российской Федерации, зачастую сопровождающаяся обострением борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Последствия этих явлений проявляются в ослаблении правового контроля над ситуацией в ряде регионов, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с транснациональными криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

Печальная статистика в этой сфере свидетельствует, что "официальный" (то есть исходящий из числа зарегистрированных преступлений) уровень преступности в России в последнее время стал в пять-шесть раз выше мирового уровня. А по некоторым оценкам экспертов правоохранительных органов, уровень российской преступности в три-четыре раза выше официально зарегистрированного и приближается к 14 миллионам преступлений в год 15 . В ежегодном послании президента РФ Федеральному собранию 2002 года, в частности, отмечается, что преступность, экстремизм и терроризм в России растут, а отечественная правовая система продолжает находиться в стадии реформирования.

МОСКОВСКО-ТБИЛИССКО-СУХУМСКАЯ ПРОБЛЕМА

Действующие механизмы по осуществлению правового взаимодействия властей России и государств СНГ в борьбе с преступностью нуждаются в совершенствовании. Об их недостаточной эффективности и правовой недоработанности свидетельствует, в частности, демонстративный длительный отказ грузинской стороны от предложения России о проведении совместной антитеррористической операции против бандформирований в районе Панкисского ущелья с целью стабилизации обстановки на межгосударственной границе. После долгих проволочек только на Кишиневском саммите глав государств СНГ в октябре 2002 года Э. Шеварнадзе пошел на уступки.

Можно привести и другие факты, свидетельствующие о том, что положение дел в сфере борьбы с организованной преступностью и терроризмом в масштабах СНГ является неудовлетворительным. Несмотря на достигнутые договоренности в этой области, представители местных органов правопорядка осуществляют оперативно-служебную деятельность, ориентируясь на решение собственных, внутригосударственных проблем, явно игнорируя все, что связано с межгосударственной миграцией преступных элементов. И уж совсем несовершенны и не регулируются никакими соглашениями взаимоотношения правоохранительных органов России с органами правопорядка Абхазии и других непризнанных государственных образований, например, республик Приднестровье и Нагорный Карабах.

Определенные проблемы со-

стр. 12


здают политические декларации Москвы о необходимости сохранения государственной целостности государств, на чьей территории образовались непризнанные государственные образования, претендующие на суверенитет и международное признание. Поэтому российским правоохранительным органам в своей практической деятельности в борьбе с транснациональной преступностью приходится сталкиваться с рядом проблем, как политического, так и организационного характера.

Так, например, одна из проблем заключается в том, что в связи с грузино- абхазским конфликтом Москва, с одной стороны, на международном уровне продолжает выступать за неделимость территории Грузии и признание ее государственной целостности. И эта позиция России, очевидно, верна, поскольку признание самопровозглашенной Республики Абхазия может повлечь за собой лавинообразный процесс - так называемый эффект домино - самоотделения субъектов РФ в самой России.

С другой стороны, вот уже десять лет как официальный Тбилиси не имеет возможности вести борьбу с преступностью на территории Абхазии силами своих правоохранительных органов. Ни официальный Сухуми, ни население непризнанной республики не желают признавать юрисдикцию Тбилиси на своей территории, рассчитывая на возможное присоединение к России и наведение правопорядка в республике объединенными усилиями правоохранительных органов Абхазии и РФ. По этому поводу в Абхазии уже дважды проводились общенациональные референдумы, на которых подавляющее большинство населения - более 97 процентов - высказалось за присоединение к России 16 .

Другая проблема связана с необходимостью сотрудничества российского МВД непосредственно с органами правопорядка Абхазии, минуя правоохранительные структуры Грузии. Дело в том, что около 70 процентов населения Абхазии уже являются подданными Российской Федерации, а на территории республики официальной валютой является российский рубль. В курортный сезон в санаториях и домах отдыха, принадлежащих до сих пор различным российским министерствам и ведомствам, отдыхают тысячи российских граждан, множество экскурсантов из России посещают местные достопримечательности. И в соответствии с законодательными актами Российской Федерации наши правоохранительные органы обязаны обеспечивать безопасность своих граждан, находящихся за рубежом.

Еще одна проблема состоит в том, что начиная с 2001 года льготный безвизовый режим пересечения государственной границы Российской Федерации в районе контрольно-пропускного пункта на реке Псоу существует только для жителей Абхазии, а другие граждане Грузии его не имеют. И если в рамках СНГ между Россией и Грузией существуют определенные нормативно- правовые фильтрационные барьеры на пути проникновения криминала в Россию, то представители абхазских преступных группировок, пользуясь льготным режимом пересечения границы, могут спокойно проникать в Россию. Практика показывает, что существующие пограничные и административные барьеры легко устраняются представителями абхазских ОПГ при помощи взяток российским коррумпированным чиновникам, о чем свидетельствует наличие мощной криминальной абхазской группировки в Москве, а также в Сочи и других городах Краснодарского края.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕ ТОЛЬКО КРАЙНЕ НУЖНО, НО И ВОЗМОЖНО

Низкий уровень взаимодействия правоохранительных органов Абхазии и Российской Федерации обусловлен следующими причинами.

Во-первых, отсутствует международно-договорная нормативно-правовая база совместной деятельности их правоохранительных органов по проведению профилактики преступлений, совершаемых в субрегионе. Нет и координирующих органов такой деятельности как на межгосударственном, так и на региональном и краевом уровнях. Во-вторых, взаимодействие правоохранительных органов Абхазии и России осуществляется периодически, от случая к случаю. Не налажена совместная информационно-аналитическая деятельность правоохранительных органов по выявлению и пресечению организованной преступности. Не проводятся совместные оперативно- розыскные мероприятия по поиску и освобождению российских граждан, захваченных в заложники на территории Абхазии. В-третьих, нет источников финансирования совместной деятельности правоохранительных органов Абхазии и Российской Федерации.

Вместе с тем есть и отдельные достижения. Эффективно работают и плодотворно взаимодействуют с правоохранительными органами Абхазии представители военной прокуратуры РФ, находящиеся в составе коллективных миротворческих сил. Российские судебно-медицин-

стр. 13


ские и экспертно-баллистические лаборатории оказывают зачастую безвозмездную помощь правоохранительным органам Абхазии в проведении экспертиз и подготовке соответствующих заключений. Периодически обмениваются информацией о преступниках и террористах органы КГБ Абхазии и ФСБ России. Но до эффективного взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и Республики Абхазия в совместной профилактике преступности еще далеко.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Можно предположить, что аналогичная ситуация сложилась и во взаимодействии России с органами правопорядка других непризнанных государственных образований. Ясно, что положение ненормальнее и его надо постараться поправить. Как это можно сделать?

Как представляется, прежде всего, надо выработать единую координированную политику совместной профилактики преступности на всем постсоветском пространстве и приступить к ее реализации.

Основные направления этой политики могут быть следующими:

- развитие и укрепление полномасштабного и всестороннего сотрудничества между правоохранительными органами Российской Федерации и непризнанных государственных образований, опирающегося на специально разработанные и принятые законодательные акты;

- создание постоянной структуры, ответственной за координацию деятельности правоохранительных органов России и непризнанных государственных образований или возложение этих функций на существующее Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ;

- гармонизация нормативно-правовой базы непризнанных государственных образований с аналогичной базой РФ, введение в практику регулярных консультаций силовых министерств России и аналогичных ведомств непризнанных государственных образований;

- проведение системного анализа криминогенной обстановки в регионах и регулярный обмен информацией между федеральными, республиканскими и краевыми органами правопорядка Российской Федерации и непризнанных государственных образований;

- совместная реализация комплекса мер по борьбе с терроризмом и криминалом, проникающими в Россию;

- разработка совместных программ борьбы с терроризмом и оборотом наркотиков, подписание договоров по правовой защите российских военных баз, промышленных, санаторно-курортных и иных объектов на территориях непризнанных государственных образований;

- совместная разработка с правоохранительными органами непризнанных государственных образований программ по обеспечению социально- экономической и правовой защиты жизни и собственности граждан РФ, проживающих на территориях непризнанных государственных образований;

- бесплатная подготовка представителей правоохранительных органов непризнанных государственных образований в российских юридических вузах;

- решительное совместное противодействие всем проявлениям сепаратизма, религиозного и национального экстремизма.

Первым практическим шагом по реализации данной программы могла бы стать разработка проекта антикриминальной стратегии Российской Федерации как для страны, так и для постсоветского пространства.

Вторым - разработка Концепции предупредительной деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и терроризмом, как в России, так и на прилегающих территориях, включая и непризнанные государственные образования. На ее основе возможна разработка долгосрочных и краткосрочных программ борьбы с преступностью и терроризмом на межгосударственном, федеральном и других уровнях.

Третьим - разработка пакета документов, касающихся четкого разграничения полномочий в этой сфере между государствами постсоветского пространства, федеральным центром и краевыми, областными и республиканскими субъектами Российской Федерации.

Четвертым - разработка моделей и пакетов документов практического взаимодействия правоохранительных органов России с другими субъектами отношений в различных сферах и областях.

Эффективность предлагаемых программ борьбы и профилактики преступности и терроризма в значительной мере зависит от уровня их финансирования. Деньги на реализацию программ помимо бюджетных средств можно изыскать за счет их долевого финансирования как Россией, так и непризнанными республиками. Одним из источников финансирования может стать и межрегиональный частный бизнес, несущий убытки от транснациональной преступности.

Затягивать решение проблем юридической и социальной профилактики преступлений в современной России и на постсоветском пространстве нельзя.

-------------

1 Тархан-Моурави Г. Грузино-абхазский конфликт в региональном контексте. Грузины и Абхазцы. Путь к примирению. М., "Весь мир", 1998, с. 121.

2 Справочник военного наблюдателя Миссии ООН по наблюдению в Грузии. НО Sukhumi, 2000, р. 17.

3 Чкадуа А. Терроризм. "Нужная газета", 21 ноября 2001 г., с. 9.

4 Там же.

5 Материалы доклада Совместной рабочей группы по расследованию преступлений против мирного населения. Миссия ООН по наблюдению в Грузии. HQ/WG/5310, 30 октября 2001 г., с. 4.

6 Доклад Главы Миссии ООН по наблюдению в Грузии Генеральному секретарю ООН. HQ/OPS/3300, 20 сентября 2001 г, с. 8.

7 Грунин В. Абхазия: цена независимости. "Евразийский вестник" N 5, 4 ноября 2002 г., с. 13.

8 Материалы итогового доклада Совместной рабочей группы по расследованию преступлений против мирного населения. Миссия ООН по наблюдению в Грузии. HQ/WG/7430, 20 августа 2001 г., с. 18.

9 Тесемникова Е. Стабильно-напряженная обстановка. "Независимое военное обозрение", N 39, 1 ноября 2002 г., с. 4.

10 Материалы 8-й сессии Рабочей группы N 1 в Тбилиси, HQ/WG/5237, 11 сентября 2001 г., с. 6.

11 Инструкция военного наблюдателя Миссии ООН по наблюдению в Грузии, по работе в Совместной рабочей группе по расследованию преступлений против мирного населения HQ/WG/5400 р. 21.

12 Горшков С. Весь сор в одной избе. Грузинская ОПТ-3. www.kompromat.ru. 2 июля 2000 г., с. 9.

13 Там же, с. 12.

14 Там же, с. 11.

15 Парфентьев В. О совместных мерах ОВД государств- участников СНГ по борьбе с организованной преступностью. Материалы конференции МВД РФ "Проблемы профилактики преступности в современной России", М., апрель 2002 г.

16 Отпырба А. Пришло время признать суверенитет Абхазии, www.otyrba.narod.ru. с. 3.

Опубликовано на Порталусе 14 апреля 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама