Рейтинг
Порталус

КИТАЙ. О ЛОШАДИ ПО СЛУЧАЮ ГОДА ЛОШАДИ

Дата публикации: 24 марта 2023
Автор(ы): В. КУЗНЕЦОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2002 № 1
Номер публикации: №1679686957


В. КУЗНЕЦОВ, (c)

В. КУЗНЕЦОВ, доктор исторических наук

По традиционному восточноазиатскому календарю нынешний, 2002 год, носит название Года Лошади. Согласно астрологическим представлениям древних китайцев, лошадь находится под знаком планеты Марс.

С этим связана возможность всяких непредвиденных обстоятельств в жизни людей в Год Лошади.

На одной из улиц города Хайчэна (провинция Ляонин) конь белой масти рвется с пьедестала. Он держится лишь на задних ногах - передние устремлены ввысь. Конь этот, видно, еще молод. От радости встал на дыбы. Словно всем видом говорит: "Наш год настал! Год Лошади!". Этому коню возрастом, конечно, не сравниться с шестеркой танского государя Тай-цзуна (626- 649), в окрестностях Сиани. Они стоят спокойно. Уж сколько раз они встречали Год Лошади. И наступивший нынешний для них - событие обычное. Чего тут горячиться?

С древних времен в Китае почитаются "шесть домашних животных".

Их перечень открывает "лошадь". Причину такого предпочтения помогает уяснить мировоззренческая традиция китайцев. Считается, что именно лошадь была главным помощником человека во всех его делах.

Согласно легенде, существованию людей когда-то угрожал потоп. Он был послан небесным правителем за то, что люди на земле стали совершать дурные поступки. Во время потопа людям пришлось страдать от настигавшей их воды и голода. Нечего было есть, негде было жить. Спасать род человеческий взялся бог Юй. Он подарил людям двух дивных коней - Фэйту и Цзюэти. Они были необыкновенно быстроходны. (Позднее Фэйту и Цзюэти стали нарицательными именами для хороших скакунов.) Фэйту за один день мог проскакать 30 тысяч ли (ли - 0,576 метра). Юй скакал на этих лошадях, норовя поскорее одолеть наводнение и спасти род людской в Поднебесной. И он преуспел в этом.

ЭЛИКСИР БЕССМЕРТИЯ

Извечно стремление человека продлить свою жизнь, а то и обрести бессмертие. И средством в достижении этого, как подсказывала китайцам фантазия, мог быть конь. Он намного превосходил человека по скорости преодоления земных расстояний, которые было уготовано пройти обычному человеку при его жизни. Так появилось мифологическое представление о жителях страны, которые ездили на белых в яблоках конях "цзилян", что означало "счастливые и добрые". Кони были с красной гривой, их шеи напоминали петушиный хвост, а глаза блестели как золото. Те, кто ездил на них, жил тысячу лет.

Жить тысячу лет было посильно лишь обладателям коней "цзилян". Ну а обыкновенным людям оставалась надежда заполучить снадобье бессмертия у владычицы Запада Сиванму. Как гласила легенда, Сиванму дала однажды тыкву-горлянку со снадобьем бессмертия волшебному стрелку И. Но, предупреждала она, больше у нее его не осталось.

Вот к Сиванму, согласно легенде, и отправился чжоуский правитель Му-ван (1001-746 годы до н.э.) на восьмерке своих скакунов, имена которых дошли до наших дней. Звали их Рыжий черногривый, Зеленое ухо. Рыжий быстроногий, Белая жертва, Огромный буланый, Превосходящий колею, Быстроногий вороной, Сын гор.

Самый знаменитый кучер в царстве Му-вана Цзао-фу добыл их в горах Куафушань, сам объездил и подарил императору. Вся эта восьмерка отличалась необыкновенными способностями. Некоторые мчались быстрее птиц и за одну ночь могли проскакать десять тысяч ли. У иных на спине росли крылья, и они могли летать.

Цзао-фу был не только искусен в обращении с лошадьми, но и знал "секреты" их кормления. Их пасли на острове Восточного моря в окрестностях Лунчуани - Протоки дракона. Там росла необычайная "драконова трава". Даже обыкновенная лошадь, поев ее, могла за один день проскакать тысячу ли. Про эту волшебную траву в древности говорили: "Один пучок драконовой травы превращает лошадь в волшебного скакуна".

стр. 78


В колеснице, запряженной восьмеркой, которой правил Цзао-фу, Му-ван достиг земель на крайнем западе. Очутился в том месте, куда заходит солнце. Там-то он и повстречался с Сиванму.

В легендарном "Жизнеописании Му-вана" ничего не говорится о том, что она дала ему какое-то снадобье бессмертия. Сиванму прочла гостю стихи при встрече и при расставании. Прощаясь, она выразила горечь от разлуки с гостем и надежду на новую встречу.

На сюжет об этой встрече Му-вана с Сиванму танский поэт Ли Шанинь (813-858 годы) написал поэму. Относительно подарков, полученных Му-ваном от Сиванму, в поэме говорится о четырех финиковых деревьях, произрастающих тысячу лет, персиках, которые созревали десять тысяч лет. Все это, так сказать, пожелания жить столько же.

Конь - неотъемлемый объект мифологических представлений китайцев. В повседневной жизни часто возникали такие ситуации, когда приходилось перемещаться со скоростью, которая была не под силу человеку. Когда доводилось преследовать кого-то или что-то или наоборот спасаться от какой-то опасности, ездить в далекие края, незаменимым помощником человека был конь.

В ПОГОНЕ ЗА "НЕБЕСНЫМИ КОНЯМИ"

Однажды прихоть ханьского государя У-ди (140-86 годы до н.э.) - заполучить необычных коней Запада - обернулась для жителей Китая тяготами войны и большими жертвами.

Ездивший послом в западные земли (Среднюю Азию) Чжан Цянь прослышал там о необычайных "небесных лошадях". В "Ши цзи" ("Исторических записках") Сыма Цяня повествуется так. В царстве Давань (некоторые авторы идентифицируют ее с Ферганой - В.К .) есть необычайно высокая гора. Местные люди пасли в ее предгорьях пятицветную кобылицу. У нее и рождались "небесные кони".

Заполучить "небесных коней" стало навязчивой идеей У-ди. Он отправил к правителю Давани послов, предлагая за "небесного коня" отлитую из золота лошадку. Даваньский правитель ответил отказом. У-ди решил тогда добыть диковинных животных силой. В 104-101 годах до н.э. китайские войска под началом полководца Ли Гуанли совершили несколько изнурительных походов против Давани.

Издревле китайские императоры очень ценили лошадей из Центральной Азии. Танскому государю Тай-цзуну один из вассальных ханов подарил 10 скакунов. Им придворные мастера словесности дали поэтические имена. Они упоминаются в исторических анналах: "Белый, как летящий иней", "Белоснежный скакун", "Застывшая роса", "Скакун - пламя в воздухе", "Скакун - волнорез", "Конь - летящая роса", "Сверкнувшей молнии красный цвет", "Златоступный", "Гнедой", "Красный - бегущая радуга".

Политическую значимость присылки в дар коней казахскими правителями император Хун Ли (1736-1795) продемонстрировал наказом живописцу - миланцу Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) - запечатлеть эту сцену.

У многих китайских государей конь был не только предметом обожания, но и объектом всеобщего религиозного почитания.

С древности в Китае бытует культ почитания лошади. Жертвоприношения в ее честь были возведены в ранг государственных мероприятий. В "Чжоу ли", официальном своде обрядов династии Чжоу (1122-247 годы до н.э.), говорится:

"Весной жертвоприношения приносят Ма Цзу, предку лошадей; летом - первому коневоду (Сянь My), чтобы кони нагуляли тело; осенью -первому конюшему (Ма Шэ), чтобы сделал их хорошими верховыми лошадьми; зимой - духу, который насылает недуги на лошадей, чтобы он пощадил их".

На севере Китая вошло в обычай поклоняться Царю-лошади. Он изображался в виде трехликого идола, символизирующего Ма Цзу, Сянь My, Ма Шэ. В честь его сжигали бумажных коней.

Лошадь занимает важное место в натурфилософских построениях древних китайцев. Она выступает как опосредствующее звено в процессе взаимодействия основных жизнесущных элементов природы. Лошадь представляет седьмую из двенадцати земных ветвей и соответственно занимает свое место в хронологических расчетах. Китайская система временного счисления, лежащая в основе восточно- центральноазиатского календаря, зиждется на сочетании двух наборов циклических знаков. Десять "небесных стволов" (тянь гань) комбинируются с двенадцатью "земными ветвями" (ди чжи) таким образом, что составляют полный цикл из 60 лет. Правая колонка представлена знаками - "ветвями". Этим знакам, которые употребляются для обозначения часов, дней, месяцев и годов, и соответствуют образы животных.

БУДДИЙСКИЙ КАНОН ИЗ ИНДИИ

Лошадь способствовала расширению эпистолярного жанра в Китае, написанию практических пособий по коневодству и медицине. Наконец, она явилась опосредствующим звеном в распространении в Китае буддизма. Когда в 629 году монах Сюань Чжуан (Сюань Цзан) покидал Сиань - столицу танской державы, император пожаловал ему белую лошадь для длительной поездки в Индию. По возвращении он привез буддийские книги. И первый буддийский храм, построенный в Сиани, столице империи, был назван Бай Ма мяо, храмом Белой лошади.

Для китайских буддистов лошадь имеет особый ореол не только из-за своей причастности к распространению учения Будды в Китае. Согласно буддийским легендам, лошадь входит в число "Ци бао" ("Семь сокровищ") - санскритское "Сапта Ратна".

Образ лошади оказал влияние на эстетические представления обитателей Поднебесной: от одежды и прически до произведений изобразительного искусства.

стр. 79


При правлении маньчжурской династии Цин (1644-1911 годы) рукав одежды чиновников по форме напоминал копыто лошади, а коса, которую маньчжурские правители заставляли носить китайцев, напоминала хвост лошади. В этом выражалась дань признательности лошади, которой они были так обязаны.

В китайской живописи, монументальной скульптуре - давняя традиция изображать лошадь.

В наши дни своеобразным стилем изображения коней отмечены работы художника Сюй Бэйхуна. Глядя на коней, вышедших из- под его кисти, словно слышишь порывистый храп лошади и посвист ветра, содроганье земли под мощные удары копыт по земле. Конь свободен: он без узды и без наездника.

Вовсе не редкость увидеть изображения коня в Китае и сегодня на улицах городов. Он же непременно присутствует в храмах бога войны Гуань-ди. Один из таких храмов - в старой части города Хайчэна. Во дворе храма два белых коня стоят напротив друг друга, словно ожидая команды. Едва она прозвучит, и кони вмиг сорвутся с места.

Высокое место лошадь занимает в китайской шкале этических норм поведения. Конь - символ скорости и стойкости. Смекалистых молодых людей иногда называли "цянь ли гоу" - "жеребенком, пробегающим тысячу ли".

СРЕДИ ЯПОНСКИХ ПРАЗДНИКОВ

В Японии, которая восприняла многие культурные традиции Китая, культ лошади также представлен широко и разнообразно в повседневном быту и в искусстве.

У могилы легендарного императора Суйнина (умер в 13 году н.э.) были поставлены изваяния коней, что стало прецедентом при возведении могил других императоров и вельмож.

В феврале празднуется День лошади (Хацуума).

В VI-VII веках конное поло проникло из Китая в Японию и было известно под китайским названием да цю, "шары, по которым бьют". Японский поэт первой половины VIII века упоминает, что игра в поло была любимым времяпрепровождением при дворе. Игроки сидели верхом на лошадях.

К образу коня обращались японские художники, скульпторы, поэты.

Лошади художника Канаоки были так похожи на живых, что послужили появлению такого анекдота.

Ночью, оставив изображавшее их полотно, они убегали в соседний сад и там жевали кусты. Известный японский скульптор Хидари Дзин-горо (1594-1634) так изваял лошадь в дереве, что, утверждают, ночью она оставляла свое место и спускалась на луг пощипать травки.

...Поселок Михару (остров Хонсю) широко известен в нынешней Японии кустарным промыслом. Местные ремесленники изготовляют лошадок на продажу. Как гласит легенда, в начальные годы эпохи Хэйан (794-1192) военный предводитель Тамурамаро прибыл в Михару, чтобы покончить с процветавшим там бандитизмом. Задача оказалась нелегкой, так как разбойники лучше знали местность. Однако на выручку Тамурамаро вдруг прискакало 100 лошадей. И он управился с разбойниками. До этого Тамурамаро от священника храма Киемидзу в Киото получил 100 деревянных лошадок. Они были из дерева, оставшегося от изготовления статуи Будды. И деревянные лошадки превратились в настоящих коней, чтобы помочь Тамурамаро.

Согласно легенде, одна из первозданных деревянных лошадок была обнаружена в Михару, и местные жители начали изготовлять копии чудесных лошадок. Они широко известны в нынешней Японии как "михаругома".

Черного цвета лошадка считается оберегом благополучного детства ребенка, белого - символизирует долголетие.

КРЫЛАТЫЙ КОНЬ ЧХОЛЛИМА

В традициях корейцев было чтить коня за его способность охранять человека на поле брани. Так, на боевых знаменах корейцев бог-хранитель гарцует на маленьком пегом коне.

Крылатый конь Чхоллима - северокорейский символ "ускорения темпов строительства социализма", летит над Пхеньяном. Он несет на спине двух отважных седоков - юношу и девушку - молодых хозяев и защитников страны. Он прекрасен в своем полете и, кажется, лишь на мгновение застыл над городом. Его бронзовое тело излучает жизнь, а крылья наполнены ветром, который покорился этому удивительному легендарному созданию, обгоняющему само время.

Извечные мечты корейцев о светлом будущем связаны с мифическим конем Чхоллима. Его образ стал олицетворением политического курса, провозглашенного в 1956 году Ким Ир Сеном, - "Движения Чхоллима".

В большой чести конь и за пределами восточноазиатского культурного ареала.

Конь - важный фигурант в космогонических писаниях древних иранцев. Их бытовые представления о благополучии связаны с лошадьми. В гимне богине Ардвисуре Анахите содержится просьба даровать владенья, "где фыркают кони, звенят колеса".

Тема коня присутствует в песенном и поэтическом творчестве древних иранцев. В первую очередь здесь выделяется судьбоносная значимость коня для той или иной известной личности. От прыти лошади и ее выносливости зависят не только успех ратного предприятия, но и само существование героя. Уже сам по себе человек на коне наглядно демонстрирует свое превосходство над спешенным. Безымянный ваятель в барельефе Накш-и-Рустам предельно лаконично передал сцену триумфа иранского шахиншаха Шапура II и унижения римского императора Валериана. Первый горделиво восседает на коне, а у его ног коленопреклоненный Валериан подобострастно- просительно взирает на шахиншаха. Не случайно преисполнено глубокого смысла банальное выражение "он на коне". Он не просто сидит на лошади, а преуспел в своих делах или начинаниях.

В мифологии русского народа, принадлежащего к индоевропейскому этносу, звучат сходные с представлениями древних иранцев мотивы о космогонической функции коня. Змей (дракон) - пагубное для людей существо, согласно иранской мифологии. Героический персонаж эпических сказаний русского народа - Георгий Победоносец разит дракона верхом на коне. Лошадь здесь выступает активным помощником в борьбе сил света с силами тьмы.

Конь - помощник в большом и малом. В последнем случае достаточно вспомнить Конька-Горбунка, персонажа русской сказки.

Лошадь занимает достойное место и в духовной культуре за пределами евроазиатского ареала. Он присутствует в античных мифах, в сказаниях о героях, персонаж литературных произведений. Конь Буцефал так же неотделим от подвигов Александра Македонского, как и Россинант от странствий Дон- Кихота, рыцаря печального образа.

Опубликовано на Порталусе 24 марта 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама