Полная версия публикации №1610576048

PORTALUS.RU РАЗНОЕ А. Л. КУЗЬМИНЫХ. Иностранные военнопленные второй мировой войны на Европейском Севере СССР (1939-1949 гг.) → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

В. А. ВСЕВОЛОДОВ, А. Л. КУЗЬМИНЫХ. Иностранные военнопленные второй мировой войны на Европейском Севере СССР (1939-1949 гг.) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 14 января 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/different/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1610576048&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 23.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

В. А. ВСЕВОЛОДОВ, А. Л. КУЗЬМИНЫХ. Иностранные военнопленные второй мировой войны на Европейском Севере СССР (1939-1949 гг.) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 14 января 2021. URL: https://portalus.ru/modules/different/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1610576048&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 23.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

В. А. ВСЕВОЛОДОВ, А. Л. КУЗЬМИНЫХ. Иностранные военнопленные второй мировой войны на Европейском Севере СССР (1939-1949 гг.) / Вопросы истории, № 10, Октябрь 2007, C. 170-172.



публикация №1610576048, версия для печати

А. Л. КУЗЬМИНЫХ. Иностранные военнопленные второй мировой войны на Европейском Севере СССР (1939-1949 гг.)


Дата публикации: 14 января 2021
Автор: В. А. ВСЕВОЛОДОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 10, Октябрь 2007, C. 170-172
Номер публикации: №1610576048 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Вологда. Издательство Вологодского института права и экономики Минюста России. 2005, 340 с

 

Книга вологодского исследователя А. Л. Кузьминых продолжает традиции исторической школы, основы которой были заложены еще А. Бланком, одним из первых в отечественной историографии обратившимся к проблеме немецких военнопленных в СССР1. Рецензируемая работа является одной из немногих и отнюдь небезуспешных попыток исследования темы в конкретных региональных рамках - Архангельской и Вологодской областей2.

 

Значение географического фактора в раскрытии темы военного плена в СССР, на две трети страны северной, не подлежит сомнению. Именно этот фактор определял не только специфику содержания и использования труда военнопленных, но и накладывал существенный отпечаток на их продовольственное и вещевое обеспечение, качество медицинского обслуживания, динамику заболеваемости и смертности (с. 10). Специфика лагерей для военнопленных на Европейском Севере СССР автором рассмотрена на основе широкой источниковой базы и, в первую очередь, на материалах государственных и ведомственных архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельской и Вологодской областей.

 

Оценка автором зарубежной, в первую очередь, немецкой историографии объективна и взвешена. Автор прослеживает взаимосвязь историографических позиций исследователей, их оценок проблемы военнопленных с международной ситуацией периода холодной войны. По мнению автора, лишь с начала 1990-х гг. стали формироваться условия для объективного изучения темы (с. 10 - 27)3.

 

Структура книги отражает комплексный подход автора к раскрытию темы и его попытку охватить широкий спектр вопросов проблемы военного плена. В главах работы последовательно раскрываются такие вопросы, как формирование лагерной системы УПВИ-ГУПВИ-НКВД-МВД СССР, правовой статус военнопленных, особенности их жизнеобеспечения и трудового использования, их психология, методы политической и оперативно-следственной работы с ними, взаимоотношения с местным населением и лагерным персоналом.

 

Лагеря Европейского Севера СССР стали одними из первенцев системы лагерей для военнопленных. Они были созданы согласно приказу Л. П. Берия N 0308 от 19 сентября 1939 года. Первыми обитателями Грязовецкого и Заонике-

 

стр. 170

 

 

евского лагеря стали военнопленные и интернированные поляки (всего 6665 человек), взятые в плен в ходе двухнедельного "освободительного похода Красной армии", осуществленного в соответствии с секретными советстко-германскими договоренностями (с. 29 - 31). Позднее, после советско-финской и в ходе Великой Отечественной войн, национальное представительство пленных в лагерях Европейского Севера СССР выросло до тридцати. В пик своего развития - в июне 1945 г. - система лагерей и спецгоспиталей региона включала в себя 14 учреждений с общей численностью контингента 39 089 человек (с. 227). "Визитной карточкой" региональной структуры УПВИ НКВД на протяжении всего рассматриваемого периода являлся Череповецкий лагерь N 158, раскинувший свою сеть из двух десятков приемных пунктов военнопленных и лаготделений на территории Вологодской, Новгородской, Ленинградской, Мурманской, Костромской областей и Карело-Финской ССР (с. 51). Говоря о специфике региона, автор справедливо замечает, что "формирование лагерей на территории региона предопределялось как относительной близостью к театру военных действий, так и достаточной удаленностью от густонаселенных районов страны" (с. 62). Впрочем утверждение, что "Европейский Север явился той географической "золотой серединой", позволившей сочетать требования своевременной эвакуации пленных с требованиями их жизнеобеспечения, трудового использования и изоляции" (с. 62), представляется завышенным. Думается, что развитие системы лагерей того или иного региона в период войны было связано прежде всего с интенсивностью боевых действий, как на конкретном направлении, так и на всем советско-германском фронте, что отражалось на количестве, "качестве" и национальном составе поступающих пленных. В послевоенный период размещение военнопленных и система лагерей определялись, прежде всего, экономической необходимостью, потребностью того или иного региона в рабочей силе. Специфика лагерей для военнопленных в рассматриваемом регионе связана с тем, что, во-первых, в 1939- 1940 гг. Европейский Север являлся тылом советско-финского фронта; во-вторых тем, что на протяжении почти двух с половиной лет фронт в районе Ленинграда был стабилен; в-третьих, значительной степенью локализации операций национальных формирований противника (например, финских и испанских соединений) на данном направлении и участке фронта. Развитие системы лагерей для военнопленных в данном регионе была тесно связано с его экономикой и промышленностью, работающих на нужды фронта, а потом на восстановление страны.

 

С 1939 г. регион являлся местом апробации первых нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание военнопленных в СССР. Отчетливо видна попытка СССР, с одной стороны, следовать международным правилам (Женевской конвенции о военнопленных 1929 г.), а с другой, стремлением "советизировать" их, то есть классовым принципом. Это породило и так называемые "политические портреты пленных" и соответствующую организацию политической работы среди них (с. 66 - 67.) А. Л. Кузьминых подчеркивает, что эти регламентирующие акты противоречили некоторым положениям международных конвенций. Вместе с тем, следует отметить и то, что эти противоречия объяснялись и объективными причинами, в том числе географическим фактором, нездоровым климатом.

 

Можно согласиться с автором, что советские законы режима плена, эволюционировали от узкоклассового, догматизированного подхода 1939 - 1941 годов к прагматичной политике в этом вопросе, внешнеполитические и экономические соображения после 1941 года балансировали, однако этот процесс не завершился к окончанию массовой репатриации иностранных военнопленных. Изменения нормативно-правовой базы не затрагивали классовый принцип, хотя и маскировали сущность советского строя и государства. Отдавая приоритет внешнеполитическому аспекту проблемы военнопленных в 1939 - 1949 годы, СССР относил ко второстепенным некоторые практические вопросы, в том числе организацию транспортировки и учета военнопленных, порядок погребения и содержание мест захоронений и т. д. (с. 75 - 79). Родственникам военнопленных отказывали в достоверной и полной информации о не вернувшихся из советского плена, что сказывалось и на настроении международной общественности.

 

Автор считает, что организация и обустройство повседневной жизни военнопленных, особенно продовольственное и вещевое снабжение, являлись исключительно сложными проблемами, как во время войны, так и в первые послевоенные годы4. Факты из истории лагерей Европейского Севера СССР и примеры постоянного внимания руководства ГУПВИ НКВД СССР к указанным вопросам свидетельствуют, что советское государство в меру своих сил и возможностей старалось обеспечить военнопленных тем минимумом, который позволял сохранить жизнь и здоровье военнослужащим армий противника даже в суровых условиях региона (с. 116). "Прагматичный подход и далеко идущие политические планы советского руководства явились надежной гарантией сохранения жизни бывших солдат и офицеров противника" (с. 242 - 243).

 

стр. 171

 

 

При рассмотрении вопроса о труде военнопленных в регионе автор акцентирует внимание на том, насколько рационально и эффективно он использовался (с. 116). Согласно данным статистики УПВИ НКВД - МВД Вологодской и Архангельской областей, средняя рентабельность лагерей военнопленных никогда не превышала 59% (с. 143). Кузьминых отмечает специфику труда военнопленных в местностях, почти не затронутых оккупацией или военными действиями. Главной задачей пленных, размещенных на Европейском Севере СССР, было не восстановление хозяйства, а новое строительство (с. 145). Представляют интерес данные о трудовых достижениях военнопленных по сравнению с показателями вольнонаемных тружеников и заключенных. Силами военнопленных осваивались природные богатства Европейского севера СССР.

 

Анализируя особенности лагерного социума, Кузьминых сосредоточил внимание на объектах и субъектах лагерных отношений по обе стороны колючей проволоки, социально-психологическом портрете пленных, разнообразных сторонах их жизни и многообразии жизненных коллизий. Рассмотрение таких вопросов, как пленобоязнь (с. 169), структура лагерного сообщества (с. 171), атмосфера в лагере (с. 174), формы протеста (с. 180), взаимоотношения с лагерным руководством и местным населением (с. 227) и др.5, позволили автору выйти на новый уровень характеристики военнопленных, не только с точки зрения политической и идеологической, сколько, прежде всего, гуманистической. Картине лагерной жизни придают рельефность многочисленные отрывки и цитаты из высказываний самих обитателей лагеря, а также описание различных негативных явлений в лагерной среде. Политическая работа с военнопленными разных национальностей предполагала "перековку" бывших врагов и превращение их в сторонников. Не состоятельны попытки ряда отечественных и зарубежных историков отождествлять положение иностранных военнопленных в СССР с положением советских военнопленных в нацистской Германии (с. 242).

 

Научное значение работы Кузьминых выходит за пределы очерченных территориальных рамок; она раскрывает основные тенденции в формировании и функционировании всего "архипелага ГУПВИ".

 

Примечания

 

1. См.: Diedeutschen Kriegsgefangenen in der UdSSR. Kbln. 1979. Первые публикации Бланка по проблеме немецких военнопленных появились в 1960-е годы. См., например: БЛАНК А. С. Национальный Комитет "Свободная Германия" - центр антифашистской борьбы немецких патриотов. 1943- 1945 гг. Вологда. 1963.

 

2. См. также: ЕПИФАНОВ А. Е. Сталинградский плен 1942 - 1956 гг. Красногорск. 1999; СУРЖИКОВА Н. В. Иностранные военнопленные на Среднем Урале (1942 - 1956 гг.). Канд. дисс. Екатеринбург. 2001.

 

3. Одна из первых работ по этой теме: ГАЛИЦКИЙ В. П. Вражеские военнопленные в СССР (1941 - 1945). - Военно-исторический журнал. 1991, N9.

 

4. См., например: ПОПОВ А. Б. Пленные большой войны: иностранные военнопленные в СССР 1941- 1945 гг. Ростов. 2000.

 

5. Эти вопросы получили отражение в работах: ИБАТУЛЛИНТ. Г. Война и плен. СПб. 1999; ЛАПТЕВА М. П. К вопросу о политической культуре военнопленных см. в сборнике материалов международной конференции "Проблемы военного плена: история и современность". Т. 1. Вологда. 1997.

 
 

Опубликовано 14 января 2021 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1610576048

© Portalus.ru

Главная РАЗНОЕ А. Л. КУЗЬМИНЫХ. Иностранные военнопленные второй мировой войны на Европейском Севере СССР (1939-1949 гг.)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU