PORTALUS.RU → РАЗНОЕ → Ведовство и ведьмы в Англии: Антропология зла → Версия для печати
Ольга Глебова, Ведовство и ведьмы в Англии: Антропология зла [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 29 января 2023. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/different/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1675014072&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 18.06.2025.
публикация №1675014072, версия для печати
Ведовство и ведьмы в Англии: Антропология зла
Дата публикации: 29 января 2023 |
Игина Ю. Ведовство и ведьмы в Англии: Антропология зла СПб.: Алетейя, 2009 Монография историка Юлии Игиной - первое отечественное "ведьмоведческое" исследование на западноевропейском (а именно английском) материале середины XVI-XVIII веков. Автор книги считает, что ведовство как комплексное явление охватывает многие грани истории средних веков и раннего Нового времени, разные области социальной и культурной практики, различные исследовательские пласты, а также вписывается как в традиционные, так и в новейшие тенденции в исторической науке... Ведовство может служить неким зеркалом, отражающим общую картину европейского прошлого и фиксирующим изменения, происходящие в исторической науке. Поэтому Игина, опираясь на материалы отечественных и зарубежных библиотек и интернет-ресурсы, рассматривает ведьмоманию и ведьмоборчество по-британски в нескольких аспектах - "Правовой дискурс: ведовство в английских государственно-правовых представлениях", "Социальный дискурс: ведовство в общественно-популярном восприятии" и "Учёный дискурс: ведовство в английской интеллектуальной мысли" (названия глав). "Охота на ведьм" началась в Англии лет на сто позже, чем в других западноевропейских странах, а само ведовство ограничивалось в основном "деревенскими" рамками. То есть в сельской глубинке действовали чёрные и белые знахарки, которые, соответственно, наводили порчу либо исцеляли больных и принимали роды, а учёные "демонологические" трактаты не имели такого широкого хождения, как на континенте. Соответственно, масштабы "охоты" были куда скромнее. Тем не менее решение колдовских проблем являлось делом государственной важности. Ведовство преследовалось как уголовное деяние: в период, рассматриваемый в книге, - с 1542 по 1736 гг. - появилось несколько актов и биллей на этот счет. Так, король Генрих VIII в 1542 году принял "Билль против Заклинаний, Ведовства, Колдовства и Волшебства". Причём запрещались не вышеперечисленные ведовство, колдовство и т.д. как таковые, а их преступное использование в четырёх видах: кладоискательство (получить или разыскать деньги или сокровища), наведение порчи (разорить, уничтожить или испортить кого-либо или его близких, или имущество), любовная магия (подстрекать кого-либо к противоестественной любви с нечистыми или непристойными намерениями) и поиск утраченных предметов колдовским путём (для поругания Христа или извлечения выгоды вырывать или выдёргивать кресты, или посредством вызывания и заклинания духов, колдовства, магии или чародейства узнавать, где скрыто потерянное или украденное). К антиведьминским кампаниям относились и памфлеты, повествующие о судах над ведьмами. У большинства нынешних читателей все эти магические проблемы разве что вызовут улыбку, напомнив популярные фэнтези о волшебниках. Хотя термин "охота на ведьм" имеет вполне современное значение - "кампания по дискредитации каких-либо социальных групп при отсутствии необходимых доказательств и оснований". И в таких "охотах" государство и СМИ тоже играют не последнюю роль... Опубликовано 29 января 2023 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1675014072 → © Portalus.ru Главная → РАЗНОЕ → Ведовство и ведьмы в Англии: Антропология зла При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!![]() ![]() |
|