Полная версия публикации №1675805975

PORTALUS.RU РАЗНОЕ Путевые знаки (Вселенна? Метро 2033) → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Леонид Гольденмауэр, Путевые знаки (Вселенна? Метро 2033) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 08 февраля 2023. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/different/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1675805975&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 10.11.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Леонид Гольденмауэр, Путевые знаки (Вселенна? Метро 2033) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 08 февраля 2023. URL: https://portalus.ru/modules/different/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1675805975&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 10.11.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Леонид Гольденмауэр, Путевые знаки (Вселенна? Метро 2033) / У книжной полки, № 2, 2010, C. 37-46.



публикация №1675805975, версия для печати

Путевые знаки (Вселенна? Метро 2033)


Дата публикации: 08 февраля 2023
Автор: Леонид Гольденмауэр
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) У книжной полки, № 2, 2010, C. 37-46
Номер публикации: №1675805975 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Березин В.

 

Путевые знаки (Вселенна? Метро 2033)

 

М.: АСТ: Астрель: ВКТ, 2010

 

 

Роман-боевик Владимира Березина относится к современной проектной литературе. Этот термин подразумевает, что текст возникает в рамках некоего проекта, сопровождаясь компьютерной или настольной игрой, фильмом и т.п. Существует две разновидности проектной литературы - новеллизация готовых фильмов-сериалов и проекты в рамках фантастического сообщества. Среди последних - "Этногенез" издательства "Популярная литература" и "Вселенная Метро 2033" ("АСТ-Астрель"). Проект "Метро" основан на популярных книгах Дмитрия Глуховского, рассказывающих о том, как после неизвестного катаклизма (возможно, ядерной войны) жизнь переместилась в подземелья московского метрополитена. После коммерческого успеха книг Глуховского возникла идея создания компьютерной игры и сериала, связанных внешними ограничениями (времени действия и обстоятельствами) с исходными книгами, но имеющих собственные сюжеты.

 

Книга Березина "Путевые знаки" как раз открывает этот сериал. По сути, это роман-эксперимент, игра с сюжетами мировой литературы. Сюжет книги

 
стр. 38

 

прост: человек средних лет, живущий после катастрофы на одной из станций московского метро, отправляется со случайными попутчиками в Петербург, чтобы найти своего отца. Не найдя его там, возвращается домой, претерпевая в пути многие приключения. Внимательный эрудированный читатель понимает, что с ним играют: описание путешествия из Петербурга в Москву соответствует главкам гомеровской "Одиссеи" (здесь присутствуют и Цирцея, и Циклоп-ракетчик, что живёт в забытом бункере, а автоматическая железнодорожная стрелка играет роль Сциллы и Харибды).

 

В самом тексте чуть ли не сотня отсылок к классической и современной литературе - герои цитируют Стругацких, тайный адрес, который они ищут на Васильевском острове, взят из рассказа "Крысолов" Грина, сцена из его же "Фанданго" повторяется в петербургском метро, встреченные по дороге буддисты пересказывают герою сказку из "Народной азбуки" Толстого, изрядно её осовременив, сам же герой оказывается пассажиром реально существовавшего (а ныне ставшего экспонатом железнодорожного музея) ракетного поезда "Скальпель".

 

Герой - так называемая офисная плесень из постапокалиптического метро, в меру начитанный человек, которому постоянно снятся вещие сны. Про таких в книге говорится: Сразу после Катаклизма множество людей из тех, кто спасся, пребывало в эйфории. Для них это было освобождение. Ведь раньше они мучились, переживали, суетились. В их жизни было начальство, семьи, где часто счастья никакого не было, и главное, соображения о том, что все они - неудачники. Они недостаточно зарабатывают, у них не сделан ремонт, не достроена дача... И тут - бац! Всё исчезло. Конечно, жизнь теперь была не сахар, и болеть стали больше, но те, кто по-настоящему болел, быстро вымерли. А вот те, кто пришёл в такое упрощённое состояние, почувствовали себя очень комфортно. Это был второй шанс для неудачников и, главное, никакого офисного рабства. Ведь у нас масса людей занималась не своим делом: люди протирали штаны в конторах, с нетерпением ждали пятницы, чтобы радостно напиться, пить всю субботу и воскресенье, сносить упрёки нелюбимых жён или мужей, с ужасом думать, что дети непослушны, попали в дурную компанию, понимать, что годы уходят, а ничего не сделано. Узнавать с завистью, что сверстники разбогатели, уехали за границу и вообще успешнее тебя. Душевные муки всегда тяжелее физических: к физическим ты привыкаешь или умираешь, в зависимости от их тяжести. А тут, после Катаклизма, в одночасье, разом, успех стал осязаем. Это новое Средневековье, о котором так долго говорили.

 

Герой, конечно, берётся за оружие - да только всё равно это какой-то доктор Живаго XXI века. (Кстати, несколько эпизодов из пастернаковского романа в тексте тоже можно опознать).

 

"Путевые знаки" можно читать линейно, как обычный боевик, можно разгадывать этот роман как ребус - кому как больше понравится. Но сказать, что это типичное явление - всё же нельзя. Это партизан на местности, занятой массовой культурой.

Опубликовано 08 февраля 2023 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1675805975

© Portalus.ru

Главная РАЗНОЕ Путевые знаки (Вселенна? Метро 2033)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU