Рейтинг
Порталус

Пол Пот: Машина смерти

Дата публикации: 10 октября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: РАЗНОЕ Мировые сенсации →
Номер публикации: №1097410772


Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был
жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попус-
тительстве всего мира превратил цветущую страну в огромное кладбище.

Представьте себе, что к власти приходит правительство, которое объяв-
ляет запрет на деньги. И не только на деньги: запрещены коммерция, про-
мышленность, банки - все, что приносит богатство. Новое правительство
объявляет своим указом, что общество вновь становится аграрным, каковым
оно было в средневековье. Жители больших и малых городов насильственно
переселяются в сельскую местность, где они будут заниматься исключи-
тельно крестьянским трудом. Но членам семьи нельзя жить вместе: дети не
должны попадать под влияние "буржуазных идей" своих родителей. Поэтому
детей забирают и воспитывают в духе преданности новому режиму. Никаких
книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а
дети с семилетнего возраста работают на государство "красных кхмеров".
Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабо-
чий день, каторжный труд сочетается с "перевоспитанием" в духе идей
марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев. Инакомыслящие, прояв-
ляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь. Подлежат
истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамот-
ные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксиз-
ма-ленинизма, и распространять крамольную идеологию среди трудящихся,
перевоспитанных на крестьянской ниве. Духовенство, политики всех мастей,
кроме разделяющих взгляды правящей партии, люди, нажившие состояние при
прежних властях, больше не нужны - они тоже уничтожаются. Сворачиваются
торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды,
дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. В лучшем
случае - труд в целях "перевоспитания", иначе - пытки, муки, деградация,
в худшем случае - смерть.
Этот кошмарный сценарий - не изощренный плод воспаленного воображения
писателя-фантаста. Это олицетворение ужасающей реальности жизни в Камбо-
дже, где кровавый диктатор Пол Пот повернул ход времени вспять, уничто-
жив цивилизацию в попытке воплотить свое извращенное видение бесклассо-
вого общества. Его "поля смерти" были устланы трупами тех, кто не вписы-
вался в рамки нового мира, формируемого им и его кровожадными приспешни-
ками. Во время правления режима Пол Пота в Камбодже погибло около трех
миллионов человек - столько же, сколько несчастных жертв сгинуло в газо-
вых камерах нацистской фабрики смерти Освенцим во время второй мировой
войны. Жизнь под Пол Потом была невыносимой, и в результате трагедии,
разыгравшейся на земле этой древней страны в Юго-Восточной Азии, ее мно-
гострадальное население придумало Камбодже новое жутковатое название -
Страна Ходячих Мертвецов.
Трагедия Камбоджи - это следствие вьетнамской войны, впервые вспых-
нувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конф-
ликт с американцами. На полях сражений полегло пятьдесят три тысячи кам-
боджийцев. С 1969 по 1973 год американские бомбардировщики Б-52 методом
"коврового" бомбометания сбросили на эту крошечную страну столько тонн
взрывчатки, сколько было сброшено на Германию за последние два года вто-
рой мировой войны. Вьетнамские бойцы - вьетконговцы - использовали неп-
роходимые джунгли соседней страны для устройства военных лагерей и баз в
ходе операций против американцев. По этим опорным пунктам и наносили
бомбовые удары американские самолеты.
Принц Нородом Сианук, правитель Камбоджи и наследник ее религиозных и
культурных традиций, отказался от королевского титула за десять лет до
начала вьетнамской войны, но остался главой государства. Он старался
вести страну по пути нейтралитета, балансируя между воюющими странами и
конфликтующими идеологиями. Сианук стал королем Камбоджи - французского
протектората - еще в 1941 году, но в 1955-м отрекся от престола. Однако
затем, после свободных выборов, вернулся к руководству страной как глава
государства.
Во время эскалации вьетнамской войны с 1966 по 1969 год Сианук попал
в немилость политического руководства Вашингтона за то, что не принимал
решительных мер против контрабанды оружия и создания лагерей вьетнамских
партизан в джунглях Камбоджи. Однако он был также весьма мягок в критике
карательных воздушных рейдов, проводимых США.
18 марта 1970 года, когда Сианук находился в Москве, его премьер-ми-
нистр генерал Лон Нол при поддержке Белого дома совершил государственный
переворот, вернув Камбодже ее древнее название Кхмер. Соединенные Штаты
признали Кхмерскую Республику, но уже через месяц осуществили вторжение
в нее. Сианук оказался в изгнании в Пекине. И здесь экс-король сделал вы-
бор, заключив союз с самим дьяволом.
О Пол Поте известно немногое. Это человек с обликом благообразного
старца и сердцем кровавого тирана. Именно с этим монстром и объединился
Сианук. Вместе с вождем "красных кхмеров" они поклялись слить свои силы
воедино ради общей цели - разгрома американских войск.
Пол Пот, выросший в крестьянской семье в камбоджийской провинции Кам-
понгтхом и получивший начальное образование в буддийском монастыре, два
года был монахом. В пятидесятых годах он изучал электронику в Париже и,
как и многие студенты того времени, оказался вовлеченным в левое движе-
ние. Здесь Пол Пот услышал - до сих пор не известно, встречались ли они,
- о другом студенте, Кхиеу Самфане, чьи противоречивые, но будоражащие
воображение планы "аграрной революции" подогревали великодержавные амби-
ции Пол Пота.
По теории Самфана, Камбоджа, чтобы достичь прогресса, должна была по-
вернуть вспять, отречься от капиталистической эксплуатации, жирующих
вождей, вскормленных французскими колониальными правителями, отказаться
от девальвированных буржуазных ценностей и идеалов. Извращенная теория
Самфана гласила, что люди должны жить в полях, а все соблазны современ-
ной жизни следует уничтожить. Если бы Пол Пот в ту пору, скажем, попал
под машину, эта теория, вероятно, так и заглохла бы в кофейнях и барах,
не перешагнув пределы парижских бульваров. Однако ей суждено было вопло-
титься в чудовищную реальность.
С 1970 по 1975 год "революционная армия" Пол Пота превратилась в Кам-
бодже в мощную сипу, контролирующую обширные аграрные районы. 17 апреля
1975 года мечта диктатора о власти стала реальностью: его войска, марши-
руя под красными флагами, вошли в столицу Камбоджи Пномпень. Через нес-
колько часов после переворота Пол Пот созвал особое совещание своего но-
вого кабинета министров и объявил, что страна отныне будет называться
Кампучией. Диктатор изложил дерзкий план построения нового общества и
заявил, что его реализация займет всего несколько дней. Пол Пот объявил
об эвакуации всех городов под руководством новоиспеченных региональных и
зональных вождей, приказал закрыть все рынки, уничтожить церкви и разог-
нать все религиозные общины. Получив образование за границей, он питал
ненависть к образованным людям и приказал казнить всех учителей, профес-
соров и даже воспитателей детских садов.
Умереть первыми было суждено высокопоставленным членам кабинета ми-
нистров и функционерам режима Лон Нола. За ними последовал офицерский
корпус старой армии. Все были похоронены в братских могилах. Одновремен-
но убивали врачей из-за их "образованности". Уничтожали все религиозные
общины - они считались "реакционными". Затем началась эвакуация городов
и деревень.
Осуществлению извращенной мечты Пол Пота - обратить время вспять и
заставить свой народ жить в аграрном обществе марксистского толка - по-
могал его заместитель Иенг Сари. В своей политике уничтожения Пол Пот
использовал термин "убрать с глаз долой". "Убирали" - уничтожали тысячи
и тысячи женщин и мужчин, стариков и младенцев.

Буддийские храмы осквернялись или превращались в солдатские бордели,
а то и просто в скотобойни. В результате террора из шестидесяти тысяч
монахов в разрушенные храмы и святые обители вернулись только три тыся-
чи.
Декретом Пол Пота фактически искоренялись этнические меньшинства. Ис-
пользование вьетнамского, тайского и китайского языков каралось смертной
казнью. Провозглашалось чисто кхмерское общество. Насильственное искоре-
нение этнических групп особенно тяжело отразилось на народности чан. Их
предки - выходцы из нынешнего Вьетнама - населяли древнее Королевство
Чампа. Чаны мигрировали в Камбоджу в XVIII веке и занимались рыбной лов-
лей по берегам камбоджийских рек и озер. Они исповедовали ислам и были
наиболее значительной этнической группой в современной Камбодже, сохра-
нив чистоту своего языка, национальную кухню, одежду, прически, религи-
озные и ритуальные традиции.
Молодые фанатики из "красных кхмеров" как саранча набросились на ча-
нов. Сжигались их поселения, жители изгонялись в болота, кишащие моски-
тами. Людей насильно заставляли употреблять в пищу свинину, что катего-
рически запрещалось их религией, духовенство безжалостно уничтожалось.
При оказании малейшего сопротивления истреблялись целые общины, а трупы
сбрасывались в огромные ямы и засыпались известью. Из двухсот тысяч ча-
нов в живых осталось менее половины.
Те, кто пережил начало кампании террора, в дальнейшем осознали, что
уж лучше мгновенная смерть, чем адские муки при новом режиме.


"Буржуазные" преступники

По мнению Пол Пота, старшее поколение было испорчено феодальными и
буржуазными взглядами, заражено "симпатиями" к западным демократиям, ко-
торые он объявил чуждыми национальному образу жизни. Городское население
сгонялось с обжитых мест в трудовые лагеря, где сотни тысяч людей были
до смерти замучены непосильным трудом.
Людей уничтожали даже за попытку заговорить по-французски - самое
большое преступление в глазах "красных кхмеров", так как это считалось
проявлением ностальгии по колониальному прошлому страны.
В огромных лагерях без каких-либо удобств, кроме соломенной циновки в
качестве подстилки для сна и миски риса в конце рабочего дня, в услови-
ях, которым не позавидовали бы даже узники нацистских концлагерей времен
второй мировой войны, трудились торговцы, учителя, предприниматели, вы-
жившие только потому, что им удалось скрыть свои профессии, а также ты-
сячи других горожан.
Эти лагеря были организованы таким образом, чтобы посредством "ес-
тественного отбора" избавиться от стариков и больных, беременных женщин
и малолетних детей.
Люди гибли сотнями и тысячами от болезней, голода и истощения, под
дубинками жестоких надсмотрщиков.
Без врачебной помощи, за исключением традиционных методов лечения
травами, продолжительность жизни узников этих лагерей была удручающе ко-
роткой.
На рассвете людей строем отправляли в малярийные болота, где они по
двенадцать часов в день расчищали джунгли в безуспешных попытках отвое-
вать у них новые посевные угодья. На закате, опять же строем, подгоняе-
мые штыками охранников, люди возвращались в лагерь к своей чашке риса,
жидкой баланде и кусочку вяленой рыбы. Затем, несмотря на страшную уста-
лость, им еще предстояло пережить политзанятия по марксистской идеоло-
гии, на которых выявлялись и подвергались наказанию неисправимые "буржу-
азные элементы", а остальные, как попугаи, все повторяли фразы о радос-
тях жизни в новом государстве. Через каждые десять рабочих дней полагал-
ся долгожданный выходной, на который планировалось двенадцать часов иде-
ологических занятий. Жены жили отдельно от мужей. Их дети начинали рабо-
тать с семилетнего возраста или отдавались в распоряжение бездетных пар-
тийных функционеров, которые воспитывали из них фанатичных "бойцов рево-
люции".
Время от времени на городских площадях устраивались огромные костры
из книг. К этим кострам сгонялись толпы несчастных замученных людей, ко-
торых заставляли хором скандировать заученные фразы, в то время как пла-
мя пожирало шедевры мировой цивилизации. Организовывались "уроки нена-
висти", когда людей пороли кнутом перед портретами руководителей старого
режима. Это был зловещий мир ужаса и безысходности.
Полпотовцы разорвали дипломатические отношения во всеми странами, не
работала почтовая и телефонная связь, въезд в страну и выезд из нее были
запрещены. Камбоджийский народ оказался изолированным от всего мира.
Для усиления борьбы с реальными и воображаемыми врагами Пол Пот в
своих лагерях для заключенных организовал изощренную систему пыток и эк-
зекуций. Как во времена испанской инквизиции, диктатор и его приспешники
исходили из предпосылки, что те, кто попадал в эти проклятые места, были
виновны и им оставалось только признать свою вину. Чтобы убедить своих
последователей в необходимости жестоких мер для достижения целей "нацио-
нального возрождения", режим придавал пыткам особое политическое значе-
ние.
Документы, захваченные после свержения Пол Пота, свидетельствуют о
том, что офицеры кхмерской службы безопасности, обученные китайскими
инструкторами, в своей деятельности руководствовались жестокими идеоло-
гизированными принципами. "Руководство по допросам S-21" - один из доку-
ментов, позже переданных в ООН, - гласило: "Целью применения пыток явля-
ется получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Пытки
применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы вызвать
быструю реакцию. Другой целью является психологический надлом и потеря
воли допрашиваемого. При пытках не следует исходить из собственного гне-
ва или самоудовлетворения. Бить донашиваемого надо так, чтобы запугать
его, а не забить до смерти. Прежде чем приступить к пытке, необходимо
обследовать состояние здоровья допрашиваемого и осмотреть орудия пыток.
Не следует стараться непременно убить допрашиваемого. При допросе глав-
ными являются политические соображения, причинение боли вторично. Поэто-
му никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой.
Даже во время допросов следует постоянно вести агитационнопропаган-
дистскую работу. В то же время необходимо избегать нерешительности и ко-
лебаний в ходе пыток, когда есть возможность получить от врага ответы на
наши вопросы. Необходимо помнить, что нерешительность может замедлить
нашу работу. Другими словами, в агитационно-воспитательной работе такого
рода необходимо проявлять решительность, настойчивость, категоричность.
Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения причин
или мотивов. Только тогда враг будет сломлен".
Среди многочисленных изощренных методов пыток, к которым прибегали
палачи из числа "красных кхмеров", наиболее излюбленными были преслову-
тая китайская пытка водой, распятие, удушение целлофановым мешком.
Объект S-21, который и дал название документу, был самым печально из-
вестным лагерем во всей Камбодже. Он находился на северо-востоке страны.
Здесь было замучено по меньшей мере тридцать тысяч жертв режима. Выжили
только семеро, да и то лишь потому, что административные навыки узников
были нужны их хозяевам для управления этим страшным учреждением.
Но пытки не были единственным орудием устрашения и без того запуган-
ного населения страны. Известно множество случаев, когда охранники в ла-
герях заставали узников, доведенных голодом до отчаяния, за поеданием
своих умерших товарищей по несчастью. Наказанием за это была страшная
смерть. Виновных зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть
от голода и жажды, а их еще живую плоть терзали муравьи и другая жив-
ность. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселе-
ния. На шею вешали табличку: "Я - предатель революции!".
Дит Пран, камбоджийский переводчик американского журналиста Сиднея
Шенберга, пережил все ужасы правления Пол Пота. Нечеловеческие испыта-
ния, через которые ему пришлось пройти, документально отражены в фильме
"Поле смерти", в котором перед всем миром с потрясающей обнаженностью
впервые предстали страдания камбоджийского народа. Душераздирающее по-
вествование о путешествии Прана из цивилизованного детства в лагерь
смерти повергло зрителей в ужас.
"В своих молитвах, - рассказывал Пран, - я просил Всевышнего избавить
меня от невыносимых мук, которые я вынужден был переносить. Но некоторым
из моих близких удалось бежать из страны и укрыться в Америке. Ради них
я продолжал жить, но это была не жизнь, а кошмар".


Курганы из черепов

Прану посчастливилось выжить в этом кровавом азиатском кошмаре и сое-
диниться с семьей в Сан-Франциско в 1979 году. Но в удаленных уголках
опустошенной страны, пережившем страшную трагедию, еще сохранились мас-
совые захоронения безымянных жертв, над которыми немым укором возвышают-
ся курганы из человеческих черепов.
В конце концов благодаря военной мощи, а не морали и праву, удалось
прекратить кровавую бойню и восстановить на истерзанной земле хотя бы
подобие здравого смысла. Следует отдать должное Великобритании, высту-
пившей в 1978 году против нарушений прав человека после поступления со-
общений о разгуле террора в Камбодже через посредников в Таиланде, но
этот протест остался без внимания. Британия выступила с заявлением в Ко-
миссии ООН по правам человека, но представитель "красных кхмеров" исте-
рично парировал: "Британские империалисты не имеют права говорить о пра-
вах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры
Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на
безработицу, болезни и проституцию".
В декабре 1978 года вьетнамские войска, на протяжении многих лет
конфликтовавшие с "красными кхмерами" из-за спорных приграничных райо-
нов, силами нескольких мотопехотных дивизий при поддержке танков вступи-
ли на территорию Камбоджи. Страна пришла в такой упадок, что из-за от-
сутствия телефонной связи приходилось доставлять боевые донесения на ве-
лосипедах.
В начале 1979 года вьетнамцы заняли Пномпень. За несколько часов до
этого Пол Пот покинул опустевшую столицу на белом бронированном "мерсе-
десе". Кровавый диктатор спешил к своим китайским хозяевам, предоставив-
шим ему убежище, но не поддержавшим его в борьбе против вооруженных до
зубов вьетконговцев.
Когда всему миру стало известно об ужасах режима "красных кхмеров" и
о разрухе, царившей в стране, в Камбоджу мощным потоком устремилась по-
мощь. "Красные кхмеры", как в свое время нацисты, были очень педантичны
в регистрации своих преступлений. Следствие обнаружило журналы, в кото-
рых ежедневно подробнейшим образом фиксировались расстрелы и пытки, сот-
ни альбомов с фотографиями приговоренных к казни, включая жен и детей
интеллигентов, ликвидированных на начальных этапах террора, детальную
документацию о пресловутых "полях смерти". Эти поля, задуманные как ос-
нова трудовой утопии, страны без денег и нужд, на самом деле оказались
братскими могилами дня захоронения людей, раздавленных ярмом жестокой
тирании.
Пол Пот, который, казалось, ушел в небытие, недавно вновь возник на
политическом горизонте как сила, претендующая на власть в этой многост-
радальной стране. Как все тираны, он утверждает, что его подчиненные до-
пускали ошибки, что он столкнулся с сопротивлением на всех фронтах, а
погибшие были "врагами государства". Вернувшись в Камбоджу в 1981 году,
на тайном собрании среди своих старых друзей у границы с Таиландом он
заявил, что был слишком доверчив: "Моя политика была правильной. Слишком
усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои
приказы. Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы
действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно пе-
рестал бы существовать".


Ангел смерти

"Недоразумение" ценой в три миллиона жизней, почти четверти населения
страны, - слишком невинное слово для обозначения того, что было совершено
от имени Пол Пота и по его приказам. Но, следуя известному нацистскому
принципу - чем чудовищнее ложь, тем больше людей способно поверить в
нее, - Пол Пот по-прежнему рвется к власти и надеется собрать силы в
сельских районах, которые, по его мнению, все еще верны ему.
Он опять стал крупной политической фигурой и ждет удобного случая
снова появиться в стране как ангел смерти, ищущий отмщения и завершения
ранее начатого дела - своей "великой аграрной революции".
В международных кругах ширится движение за признание резни, учиненной
в Камбодже, преступлением против человечества - подобно гитлеровскому
геноциду в отношении евреев. В Нью-Йорке работает камбоджийский центр
документации под руководством Йенг Сама. Как и бывший узник нацистских
лагерей Сим он Визенталь, который долгие годы собирал по всему миру сви-
детельства против нацистских военных преступников, Йенг Сам, переживший
кампанию террора, накапливает информацию о зверствах преступников в сво-
ей стране.
Вот его слова: "Те, кто наиболее виновен в камбоджийском геноциде -
члены кабинета полпотовского режима, члены ЦК компартии, военачальники
"красных кхмеров", чьи войска принимали участие в массовых убийствах,
должностные лица, надзиравшие за казнями и руководившие системой пыток, -
продолжают активную деятельность в Камбодже. Укрываясь в приграничных
районах, они ведут партизанскую войну, стремясь вернуться к власти в
Пномпене.
Они не были привлечены за свои преступления к международной правовой
ответственности, и это трагическая, чудовищная несправедливость.
Мы, выжившие, помним, как нас лишали семей, как зверски убивали наших
родных и друзей. Мы были свидетелями того, как люди умирали от истоще-
ния, не в сипах вынести рабский труд, и от нечеловеческих условий жизни,
на которые обрекли камбоджийский народ "красные кхмеры".
Мы также видели, как полпотовские солдаты уничтожали наши буддийские
храмы, прекращали занятия в школах, где учились наши дети, подавляли на-
шу культуру и искореняли этнические меньшинства. Нам трудно понять, по-
чему свободные, демократические государства и нации ничего не предприни-
мают для наказания виновных. Разве эта проблема не вопиет о справедли-
вости?"
Но справедливого решения этого вопроса нет и поныне.

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама