Рейтинг
Порталус

ДОКУМЕНТЫ О ПРЕДЫСТОРИИ ФРГ

Дата публикации: 13 января 2019
Автор(ы): А. Ю. ВАТЛИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) Вопросы истории, 1987, №5.
Номер публикации: №1547400884


А. Ю. ВАТЛИН, (c)

В конце 70-х - начале 80-х годов в ФРГ появился ряд публикаций по истории западных зон оккупации Германии. Пятитомник "Актов о предыстории ФРГ"1 - наиболее крупное из этих изданий - подготовлен Федеральным архивом в Кобленце и Институтом новейшей истории в Мюнхене. Задача и значимость публикации определены в открывающем первый том предисловии, авторами которого являются президент кобленцского архива Г. Боомс и директор мюнхенского института М. Бросцат: "Ситуация и развитие Германии после второй мировой войны долгое время рассматривались как объект международной политики и изучались прежде всего в аспекте доминирующей роли оккупационных держав, возникновения "холодной войны", конфликтов между союзниками в германском вопросе и раскола Германии. Открываемая этим томом серия "Актов о предыстории ФРГ", напротив, выбирает более узкую перспективу внутренней германской политики" (т. 1, с. 5).

Но издатели "Актов" еще более сужают "узкую перспективу" и документируют лишь "исходные формы западногерманской правительственной практики выше уровня земель", т. е. деятельность зональных и межзональных органов управления. Тем самым "внутренняя германская политика" изолируется от стоявших за ней интересов германского монополистического капитала, многие представители которого уже в первые послевоенные месяцы в качестве "специалистов" вошли в зональные и земельные органы власти. Вместо этого привлекается внимание к их "позитивной роли" в восстановлении хозяйства, борьбе с голодом, разрухой, решению проблемы беженцев и т. д.

"Предправительственные" и "предпарламентские" учреждения западных зон представлены в качестве главной организующей силы первых послевоенных лет, этому тезису отвечают публикуемые документы, их идеологическая направленность. Тем не менее "Акты" проливают свет на то "деловое сотрудничество" органов политической власти германской буржуазии с оккупационными администрациями в западных зонах, которое стало препятствием на пути демократического решения германского вопроса.

Появление "Актов" на рубеже 70 - 80-х годов обусловлено не только окончанием 30-летнего срока, в течение которого государственные документы ФРГ были недоступны для историков. Первостепенное значение имел возросший интерес западногерманской историографии к событиям 1945 - 1949 годов. Отказ от взгляда на этот период как на "нейтральную полосу", "нулевую отметку" или "междуцарствие" был следствием стремления увидеть в событиях тех лет черты социально-экономической и политической системы ФРГ - на смену термину "послевоенная


1 Akten zur Vorgeschichte der Bundesrepublik Deutschland 1945 - 1949. Munchen- Wien Bd 1 September 1945 - Dezember 1946. Bearb. von W. Vogel und Ch. Weisz. 1976 1197 S.; Bd. 2. Januar - Juni 1947. Bearb. von W. Werner. 1979. 654 S.; Bd. 3. Juni- Dezember 1947. Bearb. von G. Plum. 1982. 1062 S.; Bd. 4. Januar - Dezember 1948. Bearb. von Ch. Weisz u. a. 1983. 1076 S.; Bd. 5. Januar - September 1919. Bearb. von H. -D. Kreikamp. 1981. 1151 S.

стр. 161


история" пришел термин "предыстория ФРГ"2 . Причем если буржуазные историки Т. Эшенбург, В. Бенц, К. Никлаус и др. усматривают в 1945 - 1949 гг. истоки "самого стабильного в германской истории" государственно-политического устройства3 , то противостоящие им историки ищут в событиях тех лет оставшиеся нереализованными антимонополистические альтернативы реставрации империализма в Западной Германии4 .

На фоне растущего идейного размежевания в оценке значения первых послевоенных лет для судеб Германии, значительную роль в котором играют "авторские" подборки документов этого периода5 , издатели "Актов" не могли занять нейтральную позицию. Об их подходе дают представление обширные введения к каждому тому (в совокупности более 300 страниц), которые выходят за первоначально поставленные рамки - "облегчить пользование публикацией" - и несут идеологическую нагрузку. В них "предыстория ФРГ" предстает прежде всего как целенаправленная деятельность западных держав в германском вопросе.

Стержень политического размежевания первых послевоенных лет - борьба за единство страны - практически не попадает в поле зрения авторов введений (за исключением второго тома, где анализируется подготовка и ход конференции министров-президентов в Мюнхене в июне 1947 г.). В политике западных оккупационных властей, направленной на раскол Германии, издатели "Актов" усматривают позитивный фактор - "оформление германской государственности" якобы в интересах решения германского вопроса. Более того, эта политика мотивируется заботой о немцах, желанием облегчить их послевоенные тяготы, т. к. "открытость альтернатив (иначе говоря, возможность воссоздания единой Германии. - А. В.), если и могла реализоваться, то лишь ценой дальнейшего сохранения материального обнищания и политической несамостоятельности" (т. 1, с. 6).

В таком же духе освещается издателями "Актов" проблема взаимоотношений оккупационных властей и созданных ими зональных и бизональных исполнительных органов: предпринимается попытка обосновать "деловое сотрудничество немцев" под руководством и контролем американской и английской военных администраций. Однако этот вывод требует принципиальной корректировки: политику "согласия" с ними проводили не вообще "немцы", а те политические силы, деятельность которых по своему классовому содержанию совпадала с курсом западных держав на недопущение коренных общественных преобразований в западных зонах оккупации. Им противостоял широкий фронт трудящихся, выступавших за антифашистско- демократические, антимонополистические преобразования, во главе с западногерманскими коммунистами6 . Материалы, отражающие борьбу этих сил против реставрации власти монополистического капитала, в издание не включены.

Что касается внешнеполитического аспекта проблемы, то некоторые из авторов введений к томам высказывают реалистические оценки. Отчасти опираясь и на опубликованные в "Актах" документы, они нередко вынуждены ставить под вопрос сформулированный в предисловии к изданию Боомсом и Бросцатом тезис о "равной ответственности" СССР и западных держав за раскол Германии. Г. Плюм об-


2 Взгляд на 1945 - 1949 гг, как завершение периода германской истории, начавшегося после первой мировой войны, сохраняется в работах одного из патриархов западногерманской буржуазной историографии К. Д. Эрдмана, считающего, что "возникновение трех самостоятельных государств на территории бывшего рейха означает... конец национально-государственного периода германской истории" (Erdmann K. D. Das Ende des Reiches und die Neubildung deutscher Staaten. Munchen. 1982, S. 5, 354).

3 Eschenburg Th. Jahre der Besatzung 1945 - 1949. Stuttgart. 1983, g. 7; Niclauss K. Demokratiegrundung in Westdeutschland. Munchen. 1974, S. 9.

4 Arbeiteriniziative 1945. Wuppertal. 1976; Huster E. U. u. a. Deterrainanten der westdeutschen Restauration. Frankfurt a/M. 1972.

5 Benz W. (Hrsg.). "Bewegt von der Hoifnung aller Deutschen": Zur Geschichte des Grundgesetzes, Entwurfe und Diskussion 1941 - 1949. Munchen. 1978; Billstein R. "(Hrsg.). Neubeginn ohne Neubeginn und Restauration. Munchen. 1982.

6 См.: Иерусалимский В. П. Годы становления и борьбы. М. 1970; Борозняк А. И. Демократические, антифашистские организации западногерманского пролетариата в 1945 году. В кн.: Ежегодник германской истории 1975, М. 1970.

стр. 162


ращает внимание на изменение политики США в германском вопросе после провозглашения "доктрины Трумэна", которая явилась "следствием политического поворота, уводившего в сторону от веры в то, что державы- цобедительницы совместно смогут обеспечить мир и послевоенное устройство" (т. 3, с. 1). Х. -Д. Крайкамп оценивает значение Лондонской конференции шести западных стран (весна 1948 г.) как "решающий импульс" к образованию ФРГ (т. 5, с, 1). Признание глубоких изменений в общественной структуре и отношениях собственности в советской зоне (т. 1, с. 18), подчинение вначале британского (т. 3, с. 17 - 23, 37 - 38), а затем французского правительств (т. 4, с. 7) политике США в отношении Германии также являются следствием попыток более объективного подхода к данной проблематике в западногерманской буржуазной историографии, способствовавшей ее освобождению от ряда тезисов из пропагандистского арсенала "холодной войны"7 .

Поскольку документы первостепенной важности по периоду 1947 - 1949 гг. уже опубликованы8 , наибольший интерес представляют первые два тома "Актов", охватывающие период с сентября 1945 по середину июня 1947 г,, в первую очередь материалы созданных западными оккупационными властями консультативных политических органов из германских представителей - Совета земель, начавшего свою деятельность в американской зоне в октябре 1945 г., и Зонального совета английской зоны, первое заседание которого состоялось 6 марта 1946 года. В работе этих органов проявилась отмеченная составителями первого тома "определяющая роль военных администраций при принятии решений" (т. 1, с. 71), выражавшаяся в регулярных "установочных" выступлениях генералов Л. Клея и Б, Робертсона перед членами советов, и в присутствии на их заседаниях офицеров оккупационных властей, и в определяемой ими же повестке дня.

Совещательный характер этих институтов подчеркивался тем, что исполнительные органы - земельные правительства и зональные ведомства - подчинялись не им, а непосредственно оккупационным властям. В результате советам нередко приходилось высказывать свое мнение по уже решенным вопросам. Достаточно указать на реорганизацию земель в английской зоне, которая обсуждалась Зональным советом лишь спустя месяц после создания земли Северный Рейн - Вестфалия, что поставило его членов перед свершившимся фактом (т. 1, с, 826).

Несмотря на общие исходные принципы, деятельность зональных советов отражала тактические различия во взглядах западных держав на "демократизацию" Германии9 . В Совет земель входили лишь представители земельных органов управления и "специалисты", что позволило создать в нем прочное буржуазное большинство, он был лишен даже внешних парламентских черт. Пленарные заседания совета, протоколы которых составляют 15 из 49 документов первого тома, ограничивались, как правило, речью Клея и общей дискуссией, а более серьезное обсуждение и принятие решений следовало на "внутреннем заседании" т. н. директората - руководителей земель с представителями американских оккупационных властей (11 документов).

Аналогичной "директорату" формой в британской зоне стали конференции шефов земель и провинций (протоколы которых опубликованы), однако при созда-


7 В сборнике статей сотрудников мюнхенского Института новейшей истории, вышедшем в 1976 г. и посвященном превращению западных зон оккупации в западногерманское государство, его авторы (и среди них издатели "Актов" Вайсц, Плюм) выступили против взглядов историков правого крыла буржуазной историографии, рассматривающих образование ФРГ как "неизбежный шаг для сдерживания коммунизма и соответствующий ответ Запада на агрессивную политику Советского Союза". Вайсц отметил, что "обострение конфликта между Востоком и Западом поощряло распространение однозначно антикоммунистических легенд о предыстории обоих германских государств. Холодная война с необходимостью вела к появлению соответствующей ей историографии" (Westdeutschlands Weg zur Bundesrepublik 1945 - 1949. Beitrage von Mitarbeitern des Institute fur Zeitgeschichte. Munchen. 1976, S. 53).

8 Wortliche Berichte und Drucksachen des Wirtschaftsrates des Vereinigten Wirtschaftsgebietes 1947 - 1949. Bd. 1 - 6. Munchen - Wien. 1977; Parlamentarischer Rat 1948 - 1949. Akten und Protokolle. Bd. 1. Boppard a. R. 1975.

9 Французские власти в своей зоне не создали аналогичных зональных учреждений, ограничившись формированием земельных правительств, поэтому документы из французской зоны практически отсутствуют в публикации.

стр. 163


нии Зонального совета были в большей степени учтены традиции буржуазно- парламентской системы. Наряду со "специалистами", министрами- президентами земель в его состав входили представители политических партий и профсоюзов. Поэтому протоколы заседаний совета являются важным источником, позволяющим уточнить соотношение партийно-политических сил в Западной Германии в первые послевоенные годы. Несмотря на то, что в повестку дня Зонального совета оккупационные власти ставили лишь самые неотложные хозяйственные и социальные вопросы, в ходе их обсуждения четко проявилась альтернатива широких антифашистско-демократических преобразований, за которые выступали коммунисты во главе с М. Рейманом, и консервативной реставрации, на платформе которой стояли К. Аденауэр и другие представители буржуазных партий. Многие члены крупнейшей социал- демократической фракции Зонального совета (т. 1, с. 339) подчеркивали линию, отвечавшую интересам трудящихся, хотя и проявляли склонность к компромиссным, половинчатым решениям.

Из 35 документов, опубликованных во втором томе "Актов", лишь 11 являются протоколами зональных советов - акцент переносится издателями на оформление и деятельность бизональных органов управления, созданных по решению оккупационных властей в конце 1946 г. в процессе слияния американской и английской зон. Во введении к тому В. Вернер избегает трактовать события первой половины 1947 г, как "установку стрелки" на создание сепаратного западногерманского государства, однако подробно излагает ход переговоров между Клеем и Робертсоном о реорганизации бизонального аппарата, которые завершились соглашением 29 мая 1947 г., предусматривавшим его централизацию, создание единого руководящего центра с парламентскими чертами. Вернер видит в этом лишь стремление преодолеть "неразбериху компетенций" и продовольственный кризис (т. 2, с. 25, 32 - 36). Между тем протоколы трех заседаний бизонального экономического ведомства, которое возглавил в январе 1947 г. левый социал-демократ В. Агарц (док. 2, 12, 16), показывают, что его компетенции были сведены к минимуму именно оккупационными властями.

Значительное место во втором томе занимают документы, посвященные конференциям министров-президентов земель, и в первую очередь той, что проходила в Мюнхене 5 - 6 июня 1947 г., куда прибыли и главы земельных правительств из Восточной Германии. Та или иная ее оценка фактически означает, как отметил в рецензии Г. Гризер, ответ на вопрос, "была ли доля германской ответственности в расколе страны"10 . Действительно, ограничившись постановкой "проблем дня" и отказавшись даже обсуждать кардинальные вопросы будущего Германии, западногерманские министры- президенты вынудили своих коллег из советской зоны оккупации покинуть конференцию. Воспользовавшись созданной Западом ситуацией, председатель конференции, министр-президент Баварии Г. Эхард уже тогда заявил, что "этот инцидент означает раскол Германии" (с. 504). Так же оценил итоги конференции в отчете американским оккупационным властям генеральный секретарь Совета земель социал-демократ Э. Россман (док. 33). Более объективный взгляд противопоставляет однозначным оценкам политиков, представлявших на конференции западные зоны, Вернер. Среди причин ее безрезультатного исхода он выделил отказ западногерманских представителей обсуждать принципиальные вопросы, а также тот факт, что принятое накануне решение о реорганизации Бизоний поставило ее участников перед свершившимся фактом. Ни один из министров-президентов трех западных зон не хотел, чтобы Германия стала единым государством в соответствии с принципами Потсдамской конференции, на которые опирались политики из советской зоны.

Хронологическим центром публикации стал 1947 г., документы которого составили два тома из пяти. И хотя к поворотному пункту в истории трех западных зон отнесены события последующего, 1948 г. (т. 1, с. 5; т. 4, с. 8; т. 5, с. 1), многие документы подтверждают, что "стрелка была поставлена" раньше и что уже образование Бизоний, как справедливо отметил историк ГДР Г. Бензер, озна-


10 Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, 1981, Hi. 7, S. 433.

стр. 164


чало оформление "ядра капиталистического германского государства"11 . Г. Плюм во введении к третьему тому поставил вопрос: было ли соглашение от 29 мая 1947 г. о реорганизации Бизоний промежуточным шагом, продиктованным экономической необходимостью и не исключавшим политико-экономического слияния четырех зон, или же это было лишь внешнеполитически слегка завуалированное решение в пользу интегрированного с Западом сепаратного германского государства? (т. 3, с. 1). Вопрос так и остался без ясного ответа.

Между тем реорганизация бизональных учреждений, создание "предпарламента" - франкфуртского Экономического совета, большинство голосов в котором оккупационные власти предоставили буржуазным партиям во главе с ХДС/ХСС, стали рубежом, начиная с которого монополистический капитал перешел в открытое наступление на сторонников антифашистско- демократических преобразований. В союзе с оккупационными державами западногерманская буржуазия добилась окончательного решения вопроса о политической власти в свою пользу. В основе этого решения лежало единство классовых целей, а отнюдь не персональные изменения в правительстве США, не "растущее влияние сторонников жесткого курса", как считает Плюм (с. 4).

В третьем томе "Актов" опубликованы в основном протоколы заседаний Исполнительного совета (102 документа из 123) - органа, созданного оккупационными властями наряду с Экономическим советом для защиты интересов шести земель и двух "свободных городов" (Гамбург и Бремен) Бизоний. Запутанность компетенций Исполнительного и Экономического советов привела к конфликту между ними, подробно описанному в западногерманской историографии12 . В сентябре 1947 г. Исполнительный совет был лишен роли политического органа, его деятельность свелась к борьбе за расширение собственных компетенций и решению организационно-хозяйственных вопросов. Полностью опубликовав материалы Исполнительного совета, издатели "Актов" не нашли в публикации места для освещения деятельности экономического ведомства Бизоний, возглавлявшегося в 1948 - 1949 гг. Л. Эрхардом, одним из апологетов "социального рыночного хозяйства". Реализация этой концепции на практике во многом предопределила возрождение политической власти монополистического капитала в Западной Германии.

Третий том содержит документы межзональных конференций министров- президентов, а также зональных советов, хотя их значение падает с образованием постоянных политических органов Бизоний во Франкфурте-на- Майне. Вместе с тем нельзя недооценивать эти документы как источник - достаточно назвать обсуждение проекта земельной реформы в Зональном совете (док. 5). Несмотря на ожесточенное сопротивление буржуазных партий, голосами КПГ и СДПГ были одобрены предложения, опирающиеся на опыт проведения земельной реформы в Восточной Германии, однако их реализация, находившаяся в компетенции оккупационных властей, постоянно затягивалась, а затем и вообще была снята с повестки дня.

Основой четвертого тома стали документы Исполнительного совета и его преемника после очередной реорганизации Бизоний в феврале 1948 г. - Управляющего совета (68 документов из 110). Протоколы заседаний Управляющего совета, в состав которого входили руководители ведомств и ведущие чиновники бизонального аппарата управления, являются существенно новым видом источников по "предыстории ФРГ" по сравнению с названными выше, т. к. этот орган во многом напоминал уже "правительственный кабинет" (т. 4, с. 62). В четвертом томе есть также документы (док. 36, 97, 103, 107) из французской зоны оккупации, представляющие интерес как отражение подготовки ее присоединения к Бизонии.

Комиссия по изданию "Актов" решила довести до конца публикацию материалов зональных советов (11 документов в сильно сокращенном виде), так и не


11 Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft, 1983, Hf. 12, S. 1113. Этого не могут не признать и западногерманские историки. В. Бенц считает, что "истоки Федеративной республики берут свое начало в Бизоний" (Benz W. Die Griindung der Bundesrepublik: von der Bizone zum souveranen Staat, Miinchen. 1984, S. 7 - 8).

12 Benz W. Von der Besatzungsherrschaft zur Bundesrepublik: Stationen einer Staatsgrundung 1946 - 1949. Frankfurt a/M. 1984, S. 70.

стр. 165


получивших законодательных полномочий и прекративших свое существование летом 1948 года. Это был период интенсивного "делового сотрудничества" западногерманских исполнительных органов с оккупационными властями: регулярно проводились переговоры с представителями бизональных учреждений и конференции с министрами-президентами земель (всего 22 документа), что связывается во введении к тому с "изменившейся политической ситуацией" (т. 4, с. 60), т. е. курсом Запада на форсирование образования западногерманского государства.

На Франкфуртской конференции руководителей бизональных и земельных политических органов с главами военных администраций 7 - 8 января 1948 г. (док. 3, 4) обсуждалась ситуация, сложившаяся после срыва западными державами Лондонской конференции министров иностранных дел. Во Франкфурте-на-Майне были приняты решения о расширении компетенции органов бизонального управления, явившиеся новым шагом по пути раскола Германии. В том же направлении действовали "Политико-экономические директивы", разработанные Эрхардом и одобренные 1 июня 1948 г. Управляющим советом (с. 552 - 553). Примечательно время появления "Директив" - накануне денежной реформы в западных зонах. В них провозглашались постепенный отказ от контроля "хозяйственных" органов за производством и распределением продуктов и поощрение рыночных отношений, снимавшие последние барьеры на пути воссоздания капиталистической экономики.

Документы последнего, пятого тома касаются "переходного периода" - организационно-технических мероприятий по окончательному превращению западных зон оккупации в западногерманское государство. Эти вопросы стояли на повестке дня практически всех 25 встреч, переговоров, конференций руководителей оккупационных администраций с представителями создаваемого государственного аппарата будущей Федеративной республики, состоявшихся с января по сентябрь 1949 г., они же занимали главное место на заседаниях Управляющего совета (30 документов из 81) - "директориальных", согласно принятой в источниках терминологии. Выборочная публикация материалов "переходных комиссий" (организационной, финансовой, юридической), созданных для передачи дел федеральным министерствам, лишь подтверждает тот факт, что принципиальное решение в пользу сепаратного государства было принято задолго до сентября 1949 года.

Использование в исследованиях документов публикации значительно облегчается ее обширным справочным аппаратом, подробными комментариями, содержащимися в примечаниях. В них приводится - целиком или в выдержках - ряд имеющих самостоятельное значение документов из земельных, партийных, личных архивов и архивов западных военных администраций. Положительной чертой является также комбинирование в одном документе стенографических отчетов, заключительных протоколов и приложений, содержащих проекты обсуждаемых резолюций, что позволяет более четко уловить ход решения того или иного вопроса.

"Акты о предыстории ФРГ" расширяют источниковую базу для изучения процесса трансформации западных зон в западногерманское государство. Вместе с тем они не могут рассматриваться как комплексная, исчерпывающая публикация документов и материалов по истории политической подготовки образования ФРГ. За пределами издания остались документы рабочих организаций, антифашистских комитетов, в нем не представлены материалы из архивов партий, союзов предпринимателей, без изучения которых невозможен всесторонний анализ классовой и политической борьбы в западных зонах оккупации13 в ходе создания западногерманского государства.


13 Мюнхенский институт новейшей истории продолжает публикацию документов послевоенного периода. С 1984 г. В. Бенц руководит изданием серии "Биографические источники по германской истории после 1945 года", которая, как он отметил во введении к первому тому серии, дополняет "Акты предыстории ФРГ". Вышли первые тома этой серии: Waubel L. Zusammenbruch und Wiederaufbau. Ein Tagebuch aus der Wirtschaft 1945 - 1949. Munchen. 1984; Entscheidung fur die SPD: Briefe und Aufzeichnungen linker Sozialisten 1944 - 1948. Munchen. 1984; Troeger H. Interregnum. Tagebuch des Generalsekretars des Landerrats der Bizone 1947 - 1949. Munchen. 1985.

Опубликовано на Порталусе 13 января 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама