Главная → РАЗНОЕ → Погромы казенных винных лавок в Курской губернии в 1905 г.
Дата публикации: 15 марта 2020
Автор(ы): Е. В. Пашков →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ →
Источник: (c) Вопросы истории, № 11, Ноябрь 2012, C. 137-141 →
Номер публикации: №1584264447
Е. В. Пашков, (c)
В 1905 г. в Курской губернии из около 700 казенных винных лавок 18 было разгромлено, в том числе 13 - в Новооскольском уезде, 4 - в Старооскольском и единственная городская лавка в г. Путивле 1.
В обвинительных актах Курского окружного суда по делам о погромах указано, что они произошли во время аграрных беспорядков, возникших "на почве экономических отношений крестьян к соседним землевладельцам и выразившиеся в расхищении и уничтожении имущества последних. В большинстве случаев крестьяне прежде чем приступить к разгрому помещичьих усадеб разграбляли находящиеся в их селах казенные винные лавки и, напившись вина, шли на дальнейшие грабежи"2. В другом акте указано, что "означенное аграрное движение возникло на почве неудовлетворительного экономического положения местного крестьянского населения, которое стремилось насильственным путем улучшить условия своего существования, заставив землевладельцев посредством полного расстройства их хозяйства уступить крестьянам свои имения" 3. В качестве причин погромов называются крестьянское малоземелье и желание крестьян поделить помещичью землю. То есть указанные явления объявляются проявлением классовой борьбы в деревне. Изученные дела не позволяют согласиться с данными выводами.
Нами обнаружено только одно показание, говорящее о желании крестьян поделить землю, как о причине погромов. Продавец одной из разгромленных лавок дал следователю следующие объяснения: "Уже в течение двух последних лет было заметно среди местных крестьян и окрестных враждебное отношение к церкви и к помещикам; крестьяне постоянно говорили, что уже пора поделить между ними землю помещиков. В особенности началось движение среди крестьян, когда осенью прошлого года приехали с юга, кажется, из Ялты Михаил Никитич Мартынов. В толпе говорили, что Мартынов собирал крестьян где-нибудь вдали от села и учил их, что надо разграбить и уничтожить чужие богатства, чтобы между всеми было равенство" 4. В одном из обвинительных актов Курского окружного суда указано, что "в ноябре 1905 года в Новооскольском уезде среди местного крестьянского населения началось брожение на почве неудовлетворительного экономического положения. Под влиянием распускаемых разными агитаторами слухов о разрешении жечь и грабить помещичьи экономии, а также и казенное имущество, брожение это приняло реальную форму..." 5. Здесь интересно упоминание о чьем-то разрешении грабить. Скорее всего, агитаторы говорили о царском разрешении. В качестве подтверждения этого приведем следующее дело.
Пашков Евгений Викторович - кандидат исторических наук. Курская область.
В августе 1905 г. Старооскольский уездный исправник сообщил окружному акцизному надзирателю в ответ на его запрос о том, что продавец казенной винной лавки с. Истобного "...в лавке рассказывал, что 30 июля будут читать Манифест об отобрании от господ земли и о разделе ее между крестьянами..., вследствие чего исправником предписано было приставу привлечь Барсукова к ответственности...". Один из свидетелей на волостном суде по данному делу рассказал о том, что продавец говорил: "Из газет слышно, как бы милость государя не была, и будет уравнение земли, как бы землю не отобрали от господ" 6.
Погромщики приступали к грабежу лавки либо без всяких переговоров с продавцом (что чаще происходило ночью или поздним вечером), либо все начиналось с требований бесплатной раздачи водки. Например, как показал один из продавцов: "В 12 часов дня в воскресенье... я открыл лавку, куда сейчас же явились крестьяне целой толпой и заняли всю лавку; я едва успел запереть двери, ведущие в то отделение лавки, где находится касса и водка. Во главе всех крестьян находился..., который, просунув голову через окошко, куда подаю водку и где получаю деньги, начал кричать, что теперь нужно всем крестьянам раздавать водку даром..." 7. Перед погромом другой лавки в 18:30 "...в лавку явились три крестьянина [пьяные новобранцы]... потребовали водки без денег, причем на отказ они сказали: "Мы сами казенные, а грошей у нас нема"..." 8. Здесь, очевидно, мотив был следующий: "Так как мы люди государственные, то и поить нас государство должно бесплатно".
Весьма интересны следующие показания продавщицы разгромленной лавки: "3 ноября в 7 часов утра открыла торговлю, некоторые из покупателей проговорились, что в этот день собираются разгромить лавку, другие же на мой вопрос: "Угрожает ли опасность лавке?" замечали, что все это пустые разговоры, мы довольны своим барином, и грабежа у нас не будет". По показаниям мужа продавщицы, которого она во второй половине дня вызвала из города в лавку из-за опасений погрома: "Доторговали спокойно до 7 часов вечера. Приходил неизвестный мне крестьянин и просил под вексель дать вина, ему отказали, уходя, он заметил: "А лавку все-таки мы разгромим"". При погроме одной из лавок в 17:00 "толпа крестьян [из другого, возможно, соседнего села] с криками и угрозами: "Трусись Голубино, нам острог не страшен, и Сибири нам не миновать" разбили железной палкой в фонаре на улице [перед лавкой] два стекла"9. Здесь мы видим поход крестьян одного села против другого, скорее всего, для них враждебного. И, кроме того, данные крики свидетельствуют о том, что далеко не все погромщики верили в царское разрешение на грабежи.
Чаще крестьяне не пили награбленную водку в самой лавке, а уносили ее с собой. Излишки же они могли прятать (например, закапывать) около своего дома. Реже пьянствовали непосредственно в помещении лавки, либо недалеко от нее 10.
Рассматриваемые погромы очень похожи на акты крайнего хулиганства, которое начало распространяться в сельской местности как раз с 1904 - 1905 годов. Во всеподданнейшем отчете о состоянии Псковской губернии за 1912 г. начальник указал на широко развившиеся в сельских местностях "за последнее время хулиганского характера" преступления, совершающиеся "большей частью в пьяном виде" 11. В Тульской губернии "главнейшие проявления хулиганства" в деревне были "следующие: а) уличное праздношатайство молодежи, соединенное с разнообразными выходками грубого свойства, как то: пение непристойных песен, употребление оскорбительных выражений и действий по адресу встречных прохожих и проезжих, пугание лошадей проезжающих, вымогательство у проходящих и проезжающих денег на (водочное. - Е. П.) угощение, вторжение в чужие жилища с требованием угощения или денег на водку и т. д.; б) уличная брань, сквернословие, неприличные, соединенные с соблазном действия, допущение непристойных и оскорбительных проступков по отношению к женщинам и т. п, проступки против общественной благопристойности; в) нарушение тишины и спокойствия гиканьем, пением безобразно-крикливых песен и т. п. действиями; г) беспричинное оскорбление словами и действиями мирных жителей и непочтительное и явно-задорное отношение к старшим, духовенству, местным властям и другим лицам, имеющим право на особое отношение и почтение; д) бесцельное повреждение и уничтожение чужого имущества и предметов общественного благоустройства, как то: битье стекол в домах, выворачивание и разрушение заборов и оград, порча деревьев на улицах и дорогах, разрушение перил у дорожных
мостов, порча колодцев и т. д... Организованные действия хулиганов наблюдаются во время призыва новобранцев на военную службу, в остальное же время действий хулиганов организованными шайками не замечается, но встречаются хулиганские выходки, совершаемые группами деревенской молодежи особенно в больших селах и преимущественно в праздничные дни" 12. Кроме того, незаконные торговцы водкой "пользуются хулиганами с целью наводить страх на односельчан, обнаруживающих какие-либо тенденции стеснить их в таком выгодном занятии..." 13.
Среди "общих условий, благоприятствующих развитию хулиганства в сельских местностях" Тульский губернатор назвал: "а) близость городов, фабрик, заводов и станций железных дорог и распространенность отхожих промыслов; б) пьянство, особенно в базарные дни и во время храмовых праздников и наличность в деревнях заведений трактирного промысла и шинков; в) буйство новобранцев во время призыва на военную службу; г) наличность у населения большого количества свободного времени в связи с малой распространенностью в сельских местностях разумных развлечений и низким нравственным и культурным уровнем жителей; д) ложный взгляд населения на некоторые проступки хулиганов как на проявление удальства и молодчества; е) небрежность в воспитании родителями детей; ж) сознание хулиганствующими, что своими действиями они заставляют население их бояться. Условиями, способствующими замечающемуся за последние годы увеличению хулиганства в сельских местностях являются: а) ослабление административной власти на местах, вызванное отменой ст. 57 Полож. Уст. Крест, и другими законодательными актами последних годов и проистекающие отсюда: безнаказанность или медленная в порядке судебного производства, наказуемость многих проступков хулиганского свойства, поселяющие в хулиганах уверенность, что им без особого труда удается избегнуть наказания; б) падение религиозности в народе и авторитета духовенства; в) развал семейных отношений и, в частности, падение авторитета родительской власти в семье". Хулиганство было "особенно распространено среди деревенской молодежи в возрасте от 14 до 25 лет и преимущественно среди лиц, занимающихся ремеслом или уходящих на сторонние заработки, а также не имеющих самостоятельного хозяйственного обзаведения; степень состоятельности значения не имеет" 14. "Юноши эти церковь не посещают, а если и посещают, то только лишь для свидания с девушками" 15.
В подтверждение данного предположения приведем подробности погромов. Они часто начинались в день, совпадающий с престольным праздником или ярмаркой 16, когда собиралось много народа. Почти все погромы лавок произошли с 1 по 4 ноября. Учитывая, что в октябре-ноябре в сельской местности наблюдалось наивысшее потребление водки в связи с окончанием сбора урожая, часть которого крестьяне пропивали, можно предположить, что этот фактор определил повышенную активность хулиганов. Часто погромщики при штурме лавки кричали "Ура" 17.
После разгрома и поджога одной из лавок была обнаружена следующая довольно типичная картина: "1) фонарь у входа в лавку изломан и стекла побиты; 2) в лавке и кладовой выбито вместе с рамами 3 окна, и в одном окне лавки выбиты стекла, в прилавке выломаны 2 ящика, и изорвана железная решетка над прилавком, наружная входная деревянная дверь разбита, а в стеклянной двери выбиты стекла, в тамбуре стекла разбиты; 3) в квартире продавца оказались разбитыми вместе с рамами 3 окна; 4) во дворе найдены обуглившиеся куски дерева от сгоревших надворных построек: сарая и погреба, а также битая посуда. В кладовой найдены в изломанном виде принадлежащие продавцу лавки: железная кровать, буфетный шкаф и гардероб. ... Все вино было расхищено, а порожней целой посуды оказалось на 115 руб. 94 коп. Из прочего казенного имущества найдено было уцелевшим: икона Спасителя, лампа без фонаря, большая рамка для объявлений, рамка для правил о торговле, рамка для описи казенного имущества (все без стекол и бумаги), вывеска с N лавки..., лесенка. ... Вместе с казенным имуществом расхищено казенных сберегательных марок приблизительно на 25 руб. и карточки для сбора пожертвований на флоте. Имущества продавца уничтожено и расхищено на 231 руб. 65 коп. Кружка для сбора пожертвований в пользу слепых похищена, ...обнаружен нижеследующий недочет казенного имущества: ...часы..., счеты большие и малые..., лампа висячая..., фонарь..., табурет..., а также книги и документы" 18.
Почти во всех погромах присутствовали молодые погромщики 14 - 25-летнего возраста, а часто они составляли большинство. В этом контексте очень показательным является разгром казенной винной лавки в слободе Чернянке Новооскольского уезда. По данному делу перед судом предстало 7 человек - все указанного возраста. В организации погрома обвинялся 21-летний крестьянин, который "по показанию свидетеля... в белом кителе, со шпагой в руке шел впереди толпы, возвращающейся с разгрома имения князя Касаткина-Ростовского и кричал: "А теперь пойдем разбивать монополию"" ". "...произведенным [по данному делу] дознанием выяснилось, что 1 ноября во время ярмарки в 2 часа дня явилась громадная толпа, вооруженная шашками и револьверами, похищенными в экономии князя Касаткина, и дубинами, ворвалась в лавку по разбитии окон и начали грабить находящиеся в кассовых ящиках деньги и грабить и распивать питья и имущество как казенное, так и продавца лавки, причем похищены 2 кружки в пользу слепых и для раненых..." 20.
В шести погромах лавок из 18 местные крестьяне, как правило, по просьбе продавца и за вознаграждение в виде водки или денег защищали, вооружаясь кольями 21, или пытались защищать лавку от погромщиков, которые часто были из других сел. В одном случае после разгрома лавки "...соседние крестьяне из опасения поджога лавки, собравшись в большом количестве, криками и угрозами... разогнали грабителей" 22.
Видимо, крестьяне испугались перехода пожара на соседние дома. В одном случае, помимо вышеуказанных, сельский староста предупредил продавца об опасности погрома 23. В другом случае местные крестьяне предотвратили погром лавки. 11 ноября 1905 г. "крестьяне д. Александровки Суджанского уезда произвели разгром и грабеж на 3 дворянских имениях... пожгли все чисто после этого погрома. В 12 часов ночи того же числа [погромщики] положили совет разбить и разграбить казенную винную лавку [в с. Любостани того же уезда] и, собравшись толпой в 40 человек, шли до... лавки, но крестьянин с. Любостани ...Савенков, увидевши, что идут грабители, прибежал [к продавцу лавки] ... и сказал, что идут грабить вас, и [продавец]... принял следующие меры: жену и малолетних детей отправил в село, а ...Савенкова послал собрать человек 40, и когда собрались [к продавцу]... эти защитники, и [продавец]... со слезами умоляюще просил их остаться, покуда придут грабители, и эти защитники остались охранять лавку до утра, но грабители д. Александровки, узнавши, что лавка охраняется сильным караулом, не осмелились идти грабить лавку...
На второй день... положен был совет грабителями такого рода: "Жечь ничего не надо, а только лавку разграбить и поймать продавца, и отнять вырученные деньги", но [продавец]... казенные деньги 1 750 руб. схоронил в безопасном во всяком случае месте и со слезами умолял ...Савенкова, ...Дементьева, ...Плетнева охранять лавку весь день, и [продавец]... заплатил им троим с товарищами 10 руб. 80 коп., и в... квартире [продавца] с 11 по 15 ноября ночевало каждую ночь по 5 чел., и [продавец]... платил каждому по 50 коп. за ночь...". По показаниям указанного Плетнева охранявшие лавку крестьяне "били бунтовщиков около лавки", и он "видел... одного побитого на земле бунтовщика" 24.
По фактам погромов казенных винных лавок до суда дошло 6 дел из 18, в остальных случаях дела прекращались за "необнаружением виновных", в четырех случаях Курский окружной суд оправдывал обвиняемых за отсутствием достаточных доказательств их вины. В двух случаях наказание для осужденных было значительно смягчено. По факту разгрома лавки в с. Большой Хутор Новооскольского уезда судили 10 человек (еще двое умерли до суда). "Курский окружной суд [16 июня 1907 г.] остановился на более слабом наказании... и это наказание в виду невежества всех осужденных [понизил]... еще на две степени" и назначил им по "лишении всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ" заключение в тюрьму на один год.
"Принимая затем во внимание", что четверо подсудимых "во время совершения ими преступного деяния не достигли совершеннолетия, то... к ним последнее наказание... [было] понижено еще на одну степень..., но без лишения прав..." Их приговорили к тюремному заключению сроком на 6 месяцев. "В удовлетворение гражданского иска, предъявленного управляющим акцизными сборами Курской губернии [суд постановил] взыскать со всех осужденных в равных частях и с круговой их друг за друга ответственностью в пользу акцизного управления всего 677 руб. 57 коп." 25.
По факту разгрома лавки в с. Масловке Новооскольского уезда Курский окружной суд 15 июня 1907 г. 11 обвиняемых признал виновными и 4 - невиновными. Суд избрал "для всех осужденных нормальным наказанием слабейшее из приведенных наказаний - отдачу в исправительное арестантское отделение..., и ввиду крайнего невежества подсудимых... суд... наказание это [уменьшил]... на две степени и [определил]... по 2-й степени в низшей мере - лишить всех... прав и заключить в тюрьму на восемь месяцев", при том, что ущерб казне был нанесен на 1174руб. 26.
По сути дела суд амнистировал погромщиков, желая таким образом не допустить возобновления революционных выступлений в деревне, так как данные погромы местная власть считала проявлениями классовой борьбы.
Можно сделать следующие выводы. Погромы казенных винных лавок, расположенных в одной волости и уезде, либо осуществлялись сельскими хулиганами, либо же они составляли ядро погромщиков и являлись их лидерами. Агитаторы, скорее всего социалисты, призывали к грабежу чужого имущества (не только помещичьего), а не к переделу земли. Экономические мотивы если и присутствовали, то являлись поводом для грабежей. Погромы распространялись в пределах волости и уезда с помощью слухов: в соседних селах узнавали о погромах или об их приближении, и хулиганы на это реагировали. Часто одна и та же группа погромщиков грабила лавки в нескольких соседних селах.
Примечания
1. Государственный архив Курской области (ГАКО), ф. 37, оп. 1, д. 844, л. 32об.
2. Там же, д. 845, л. 19.
3. Там же, д. 850. л. 18.
4. Там же, д. 842, л. 30.
5. Там же, д. 849, л. 14.
6. Там же, д. 884, л. 1 - 2об., 7.
7. Там же, д. 842, л. 29.
8. Там же, д. 847, л. 3,16.
9. Там же, д. 854, л. 3 - 3об.; д. 847, л. 3.
10. Там же, д. 850, л. 3; д. 851, л. 4; д. 854, л. Зоб.
11. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 575, оп. 6, д. 72, л. Зоб.
12. Государственное архивное учреждение Тульской области "Государственный архив" (ГАУТО ГА), ф. 90, оп. 3, д. 341, л. 18 - 18об.
13. РГИА, ф. 575, оп. 6, д. 856, л. 44об.
14. ГАУТО ГА, ф. 90, оп. 3, д. 341, л. 18об. -19.
15. Там же, оп. 1, д. 39348, л. 6об.
16. ГАКО, ф. 37, оп. 1, д. 846, л. 3; д. 850, л. 3.
17. Там же, д. 849, л. 3.
18. Там же, д. 844, л. 3,4.
19. Там же, д. 850, л. 18, 19.
20. Там же, л. 3.
21. Там же, д. 851, л. 4.
22. Там же, д. 852, л. 8об.
23. Там же, д. 849, л. 3.
24. Там же, д. 857, л. 3, 9об.
25. Там же, д. 845, л. 25об.
26. Там же, д. 849, л. 24 - 25.
Опубликовано на Порталусе 15 марта 2020 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK