Рейтинг
Порталус

О. И. ГОРЕЛОВ. Цугцванг Михаила Томского. Штрихи к портрету

Дата публикации: 24 марта 2021
Автор(ы): Д. О. Чураков
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Номер публикации: №1616586540


Д. О. Чураков, (c)

О. И. ГОРЕЛОВ. Цугцванг Михаила Томского. Штрихи к портрету. М. РОССПЭН. 2000. 288с.

Книга кандидата исторических наук, доцента кафедры истории Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации О. И. Горелова о видном деятеле российского рабочего и профессионального движения Михаиле Томском, в своем первоначальном виде написана была еще в 1991 г. в жанре политической био-

стр. 162


графии. В прошлые годы эти биографии писались с сильным художественно- литературным уклоном, что в большей или меньшей мере снижало научный уровень жизнеописания видных исторических фигур. Кроме того, в соответствии с прежней историографической традицией биографии представляли собой портрет того или иного деятеля непременно на фоне эпохи, которая, как и важнейшие события того времени были для авторов биографий чем-то второстепенным и статичным. Это приводило к тому, что и люди, о которых шла речь, выглядели как всего лишь застывшие схемы, которые могут быть помещены в почти любой исторический контекст. Сегодня подход к политической биографии у историков меняется. Показываются нити, связывающие человека с открывающей его действительностью. Политическая биография оказывается составной частью общего культурного дискурса той или иной исторической эпохи. Последняя представляется уже не безжизненным фоном, а почвой, питающей и своими элементами формирующей личность, также влияющую на историческую среду.

Именно к такому типу научных биографий и принадлежит книга Горелова. Автор продолжает раскрытие темы, заявленной им в ряде работ последнего времени 1 . Томский и в самом деле почти уникальная личность. Через судьбу Томского может быть прослежена вся начальная история отечественного профсоюзного движения. В молодости он работал в одной из петербургских литографий (с, 6). В книге показано, что становление Томского как личности происходит еще в годы первой русской революции, когда он осознанно включился в политическую борьбу. После революции он оказывается в ссылке- в уездном Киренске Иркутской губернии. Анализ событий в Киренске принадлежит к наиболее интересным страницам книги.

В годы революции и гражданской войны он отстаивал свою позицию по рабочему вопросу, которая часто не совпадала ни со взглядами тех, кто ратовал за полное подчинение рабочих партии и государству, ни тех, кто настраивал на необходимости абсолютной независимости профсоюзного движения. Горелов правильно определил главное противоречие в положении профсоюзов в первые годы большевистского режима, над снятием которого в свое время немало потрудился Томский. Противоречие это напрямую было связано с тем двусмысленным положением, в котором после революции оказался весь рабочий класс: с одной стороны, пропаганда, что именно рабочие- победители в революции, а с другой, зажим их политических прав, ухудшение материального положения.

Часть практиков профдвижения, прежде всего меньшевики, выступали за то, чтобы профсоюзы не занимались экономикой и не вмешивались в хозяйственную деятельность предприятий. Именно вовлечение профсоюзов в несвойственную им деятельность явилось, по мнению меньшевиков, причиной их неспособности защитить интересы рабочих 2 . Томский же полагал, что в условиях разрухи, профсоюзы не могут отказаться от решения хозяйственных задач, снабжения рабочих продовольствием, подержания жизнедеятельности предприятий. И эта позиция пользовалась среди рабочих большей поддержкой. В то же время Томский видел, что профсоюзы - самые массовые рабочие организации- были в своих правах ограничены. С одной стороны, они должны были строиться по принципу добровольности, с другой, особенно в условиях гражданской войны добровольность подменялась обязательным членством в профсоюзах. Томский последовательно отстаивал необходимость демократизации профсоюзов. Такова была его позиция и в ходе дискуссии о профсоюзах, и в ходе подготовке IV съезда профсоюзов - первого в условиях НЭПа. В первом случае нашла поддержку именно позиция Томского, Я. Э. Рудзутака и других профсоюзных практиков. Но всего несколько месяцев спустя Томский будет обвинен в искривлении партийной линии в профсоюзах, а по сути дела в переходе на позицию меньшевиков, с которой он боролся все предшествующие годы, то есть на позицию "независимости" продвижения. Трудно в этой связи не согласиться с автором, что причины такой оценки деятельности Томского лежали в плоскости политической борьбы и не отвечали потребностям развития профсоюзного движения в стране (с. 89). Не исключено, что поражение линии Томского дало Ю. Мартову дополнительный козырь в борьбе за "свободу рабочих организаций" в нэповской России 3 .

Книга о Томском начинала создаваться и в основном была завершена в годы перестройки когда интерес к НЭПу и его урокам был чрезвычайно высок. 1920- м годам в монографии уделялось особое внимание. Возможно ныне, когда интерес к нэповской проблематике несколько ослабел, это исследование вновь оживит дискуссию по проблемам альтернативности и преемственности в отечественной истории. Представляется весьма интересной проблема социально-трудовых конфликтов, протестного движения

стр. 163


рабочих в годы НЭПа. Не менее актуальна, но, к сожалению, менее востребована другая проблема, поднятая Гореловым на материалах биографии Томского, а именно проблема недостаточной силы профсоюзного движения в нашей стране. В той борьбе, которая велась в большевистской партии в 20-е годы, Томский занимал умеренную, прагматическую позицию. Но ни его личного авторитета, ни авторитета возглавляемого им профсоюзного движения не хватило, чтобы отстоять этот прагматизм в политике советского государства. Вместе с тем, личное поражение Томского стало прелюдией, а точнее- эпизодом в общем наступлении на права рабочих организаций, на права профсоюзов, - политики, которую в литературе часто называют "разгромом профсоюзов".

В монографии предпринята попытка анализа изменений, начавшихся в нашей стране в 1930-е годы и наиболее принципиальных вопросов: поглотила ли "сталинская модернизация" любые намеки на рабочее самоуправление или какие-то формы рабочей самоорганизации все же сохранились?

В заключении Горелов пишет о том, как переосмысливалось им содержание книги. Когда в 1991 г. автором было выбрано название "Цугцванг Михаила Томского", это понятие 4 им было отнесено только к поступку Томского. Сегодня же - это трагедия всего романтического поколения революционеров, чьи надежды, мечты, устремления приходили во все большее противоречие с реальностью.

Исследование о Томском, одном из ярчайших профсоюзных лидеров первых десятилетий XX в. может сыграть важную роль в разработке проблем истории рабочих России.

Примечания

1. См. напр.: Начало разгрома профдвижения. Дневники Б. Г. Козелева. 1927- 1930 гг. - Исторический архив, 1996, N 5-6; 1997, N 1; История профсоюзов России. Этапы, события, люди. М. 1999; "Рабочая масса не чувствует в фабзавкоме свою организацию". Справка Информотдела ЦК РКП(б) И. В. Сталину. 1925 г. - Исторический архив, 2000, N 3; Социально-трудовые конфликты в период НЭПа. Некоторые проблемы изучения. - Рабочий класс в процессах модернизации России: исторический опыт. М. 2001 и др.

2. Меньшевики в большевистской России. 1918- 1924.- Меньшевики в 1918 году. М. 1999, с. 476; Боткинская жизнь. 15.1Х.1918; Позицию меньшевиков разделяли и эсеры, см. напр.: ЧЕРНОВ В. М. Конструктивный социализм. М. 1997, с. 326 и др.

3. ЦАКУНОВ С. В. В лабиринте доктрины. М. 1994, с. 83-в4; УРИЛОВ И.Х. Ю.О. Мартов. М. 1997, с. 395; МАРТОВ Ю. О. Избранное. М.2000, с. 479-483.

4. Цугцванг - шахматный термин, означающий необходимость игроку делать ход даже в той ситуации, когда все возможные варианты хода проигрышны.

Опубликовано на Порталусе 24 марта 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама