Рейтинг
Порталус

КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. КИК ОБЕСПЕЧИТЬ ОБЩУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Дата публикации: 07 октября 2022
Автор(ы): А. ГУШЕР, генеральный директор Центра стратегического развития
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) "Aziia i Afrika segodnia" Date:05-01-2000
Номер публикации: №1665092086


А. ГУШЕР, генеральный директор Центра стратегического развития, (c)

ПОЧЕМУ ГЛАВЫ КАВКАЗСКИХ ГОСУДАРСТВ НИКАК НЕ ДОГОВОРЯТСЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ?

Общеизвестно, что Кавказский регион стал в последнее время международным центром напряженности и политической нестабильности. Уже много лет ждут урегулирования нагорно- карабахский и абхазский конфликты. После трагических событий в Национальном собрании в октябре прошлого года непростая ситуация сложилась в Армении. Ухудшение отношений России с Грузией и Азербайджаном на фоне чеченских событий приняло характер своеобразной информационной войны. Есть и другие проблемы, которые волнуют страны данного региона; решение большинства из них требует коллективного обсуждения всеми заинтересованными сторонами, каковых насчитывается четыре: Россия, Азербайджан, Армения и Грузия.

В той или иной мере все эти проблемы затрагивались на состоявшейся в Москве в начале этого года встрече глав государств-участников СНГ. При этом лидеры трех кавказских стран явно рассчитывали на то, что их проблемы будут рассматриваться "в особом порядке". Об этом свидетельствует тот факт, что перед отъездом на московский саммит главы Азербайджана, Армении и Грузии провели серьезную совместную подготовительную работу, предполагая, что, помимо общих заседаний, пройдет также встреча "кавказской четверки", специально посвященная проблемам мира и стабильности в регионе. Выступая на общей встрече глав государств СНГ, Э. Шеварднадзе охарактеризовал привезенную в Москву идею подписания пакта стабильности, безопасности и сотрудничества на Кавказе в качестве "задачи мирового масштаба". А Р. Кочарян даже подготовил свой проект этого документа.

Четырехсторонняя встреча в Москве действительно состоялась. Кроме того, В. Путин беседовал с каждым из глав кавказских государств отдельно. Кстати, это была не первая встреча лидеров "в четырехстороннем формате". Самой важной из них стала встреча, состоявшаяся еще 3 июня 1996 года в Кисловодске; по ее итогам была подписана декларация "За международное согласие, мир, экономическое и культурное сотрудничество на Кавказе". Встретившись 29 апреля 1999 года в Боржоми, министры внутренних дел трех закавказских стран и России признали необходимость принятия межгосударственной программы совместных мероприятий по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков, похищениями людей.

Таким образом, идеи формирования общерегиональной системы безопасности на Кавказе, что называется, носятся в воздухе, привлекают внимание лидеров всех четырех государств, и не только их, но не воплощаются пока в конкретные документы, нужда в которых явно назрела. К обсуждению проблем кавказской безопасности в последнее время подключаются также Турция, Иран, страны Евросоюза и США. Стабильные очаги напряженности, военные конфликты, предельное насыщение региона оружием, разгул сепаратизма, радикального исламского экстремизма и международного терроризма при определенных условиях могут создать - в этом нет преувеличения - угрозу международному миру и безопасности. Система региональной безопасности, основанная на балансе сил и международных гарантиях, особенно нужна и актуальна в свете готовящихся к реализации проектов транспортных кавказских магистралей, соединяющих Европу и Азию, а также освоения углеводородных ресурсов Каспия. В этой связи особый интерес вызывает анализ позиций различных государств по вопросам кавказской безопасности.

Инициатива в постановке этих вопросов принадлежит Армении. 15 марта 1999 года глава армянского внешнеполитического ведомства Вардан Осканян, выступая в Королевском институте международных отношений в Лондоне, впервые четко и открыто заявил о необходимости создания в регионе принципиально новой организации по безопасности и сотрудничеству с участием Москвы, Анкары, Тегерана,

стр. 7


Еревана, Баку и Тбилиси. Правда, в то время эта идея не вызвала особого международного резонанса.

Ситуация резко изменилась после того, как то же предложение официально высказал президент Армении. На состоявшейся в начале ноября 1999 года встрече с французским сопредседателем Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Ж. Гаярдом Роберт Кочарян, в частности, сказал, что создать на Кавказе атмосферу взаимного доверия реальнее всего при условии формирования здесь общерегиональной системы безопасности. Эта идея легла в основу выступления главы Армянского государства на декабрьском саммите ОБСЕ в Стамбуле. Тогда ее попытался перехватить азербайджанский президент Гейдар Алиев, который выступил с предложением подписать "Пакт о безопасности на Южном Кавказе".

Первая оценка наблюдателей в связи с этими событиями была оптимистичной, поскольку внешне свидетельствовала о смягчении многолетней конфронтации между двумя странами. Однако вскоре стало ясно, что между предложениями Кочаряна и Алиева имеются принципиальные различия, затрагивающие саму структуру системы безопасности, ее формат. Армянская инициатива, в частности, подразумевает участие в "общекавказской безопасности" Ирана, азербайджанская - его участие исключает. В то же время Баку настаивает на привлечении в качестве участника системы региональной безопасности США, государства, никак не являющегося кавказским, но нужного, по замыслу Баку, для противовеса России. В данном случае Ереван проявил гибкость, несколько скорректировав свою позицию, он заявил, что готов приветствовать участие всех государств, заинтересованных в формировании общей системы региональной безопасности на Кавказе.

Официальная Москва тогда заявила, что поддерживает предложение президента Армении. Формулируя российскую точку зрения, министр иностранных дел России И. Иванов отметил, что Россия всегда выступала за установление регионального мира, сотрудничества и безопасности, что можно сделать только совместными усилиями всех стран региона. Аналогичную оценку армянской инициативе дал глава внешнеполитического ведомства Ирана Камал Харази. США и Евросоюз ограничились позитивной оценкой обоих предложений.

Незадолго до московской встречи эту тему развила официальная Анкара. Находившийся с визитом в Тбилиси президент Турции С. Демирель сам выступил с предложением о создании "Кавказского пакта по безопасности и сотрудничеству" в рамках ОБСЕ. Некоторые наблюдатели, принимая во внимания экспансионистские устремления Анкары, склонны рассматривать турецкую инициативу как намерение создать мощный военно-политический союз стран Черноморского бассейна и Кавказа. Тем более, что за спиной Турции стоят НАТО и США, объявившие о своем намерении развернуть в бассейне Черного моря новую радиолокационную систему наблюдения, покрывающую весь Кавказ.

Направленность предложений турецкого президента ясна - не допустить Иран, не являющийся членом ОБСЕ, в кавказскую региональную систему безопасности и открыть двери странам, не входящим в регион. При этом совершенно очевидно и то, что роль России как ведущего государства региона в этом составе участников будет не только принижена, но и сведена до минимума совместными усилиями европейских стран и стоящей за ними НАТО. Это, кстати, стало очевидно в Страсбурге на последней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и подтверждено намерениями ЕС ввести против России политические и экономические санкции в ответ на ее действия на Кавказе (в Чечне) по наведению конституционного порядка и разгрому террористических бандформирований, представляющих

стр. 8


общую угрозу для стабильности и безопасности всего кавказского региона.

Таким образом, становится очевидно, что вокруг предложения о формировании системы общекавказской безопасности сегодня образовалось два блока с несовпадающими и даже противоположными интересами. В первый блок, настаивающий на участии в системе исключительно региональных государств, входят Россия и Иран. Второй блок образуют Турция, Грузия и Азербайджан, которые выступают за формирование системы общекавказской безопасности с участием США и без Ирана. Позиция Армении балансирует между этими двумя группами интересов.

Пока все четыре государства -Россия, Армения, Азербайджан и Грузия - решают лишь отдельные, частные задачи формирования системы коллективной безопасности в регионе, не касаясь основных, кардинальных. Так, они поддержали совместное решение о разработке международной целевой программы по борьбе с международным экстремизмом и терроризмом во всех его проявлениях. В ее рамках предусмотрена "возможность создания единого антитеррористического центра". Соответствующие поручения уже даны органам безопасности стран Содружества. Однако, судя по реальным событиям, вопрос о том, в какой степени каждая из стран готова на деле противодействовать международному терроризму, остается открытым.

К сожалению, приходится признать, что Грузия, с территории которой в Россию проникают боевики, до сих пор не определила своего отношения к антитеррористической операции в Чечне, хотя ее руководитель и отмечает, что все лидеры стран СНГ едины во мнении о необходимости противодействия терроризму и агрессивному национализму. Согласно его заверениям, Грузия никогда не станет в будущем убежищем для иностранных вооруженных формирований и террористов. Между тем в Грузии не могут не понимать, что затягивание конфликта в Чечне не соответствует ее государственным интересам, поскольку создает очаг напряженности непосредственно на ее границах.

Интересно мнение президента Армении Роберта Кочаряна, который считает экономическую интеграцию стран Содружества и особенно кавказских стран, частью общей системы безопасности. По мнению главы армянского государства, чтобы эта интеграция шла более активно, "нужна некоторая унификация подходов к экономическим реформам во всех странах Содружества, чтобы экономики могли сопрягаться друге другом". Однако, как отметил президент Армении, показатели товарооборота говорят о совершенно противоположном - несмотря на все усилия, "пока идет экономическая дезинтеграция".

Сделаны некоторые шаги в направлении решения карабахского кризиса. Накануне консультаций "четверки" в Кремле состоялась трехсторонняя встреча В. Путина с Г. Алиевым и Р. Кочаряном, главным вопросом которой стало урегулирование проблемы Нагорного Карабаха. Ее участники отметили, что Россия опередила американцев, которые, по некоторым данным, намеревались провести весной в Вашингтоне встречу президентов Азербайджана и Армении по карабахской проблеме под эгидой президента США. Устами Путина вновь была выражена готовность России выступить гарантом

стр. 9


процесса мирного урегулирования в Нагорном Карабахе.

Руководители Азербайджана и Грузии считают, что им удалось убедить российского лидера в том, что тезис о территориальной целостности государств должен быть поставлен во главу угла при любых переговорах о разрешении абхазского конфликта и урегулировании вопроса по Нагорному Карабаху. Как сказали Алиев и Шеварднадзе, в этом они рассчитывают на такую же твердость и последовательность В. Путина, которую он демонстрирует в решении чеченской проблемы. У грузинского президента сложилось мнение, что Путин "прекрасно понимает необходимость и важность улучшения и углубления российско-грузинских отношений", в основе которых, как это видится Шеварднадзе, лежит прежде всего вопрос территориальной целостности Грузии. В этой связи Грузия, по его словам, ожидает от России и Путина обнадеживающих шагов по урегулированию абхазского конфликта.

Что касается вопроса о введении Россией визового режима на границе с Грузией, то, по мнению грузинского лидера, изменение режима невыгодно обеим сторонам. Но специалисты знают, что если Грузии подобная мера действительно невыгодна, то России она позволяет в какой-то степени предотвратить бесконтрольное перемещение людей (в том числе чеченских боевиков), товаров и капиталов, утечка которых из России достигает одного миллиарда долларов в год. Тбилиси не устает заверять Россию в готовности к конструктивному диалогу. Надо, однако, отметить, что эти заверения зазвучали сразу после обсуждения с турецким президентом в Тбилиси соглашения по безопасности на Кавказе, а также после встречи Э. Шеварднадзе с помощником генерального секретаря НАТО Клаусом-Петером Клайбером, где обсуждалась возможность политического содействия НАТО в выполнении стамбульских договоренностей по сокращению обычных вооружений в Европе за счет ликвидации в Грузии двух российских баз в Вазиане и Гудауте.

Из вышесказанного следует, что ныне не все кавказские государства, бывшие республики СССР -Армения, Азербайджан и Грузия -одинаково оценивают роль и значение договоренностей о коллективной безопасности в регионе. И если для одних - это жизненно важная проблема, то для других -предмет спекуляций и политических маневров. Что, безусловно, должна учитывать Россия при построении своей кавказской политики.

Опубликовано на Порталусе 07 октября 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама