Рейтинг
Порталус

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ООН

Дата публикации: 13 мая 2023
Автор(ы): Ан. ГРОМЫКО
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2004 № 10
Номер публикации: №1684003824


Ан. ГРОМЫКО, (c)

Ан. ГРОМЫКО, член-корреспондент РАН

* * *

Есть область международных отношений, где взаимодействие нашей страны с Африкой достигло внушительных успехов - это сотрудничество в ООН. В чем причина? Ответ, на мой взгляд, состоит в следующем.

ООН - организация суверенных государства, где влияние идеологии присутствует, но в меньшей степени, чем во внешней политике государств, когда они действуют за пределами ООН. В этих случаях поиск правильных решений усложняется, так как сильные страны навязывают свою волю слабым. На пути компромиссов встают барьеры дисбаланса военных сил, неравенства в экономической и финансовой областях.

Ярким примером является острый и затяжной конфликт между Израилем и палестинцами. Это противостояние то затухает, то вспыхивает вновь. Оно три раза перерастало в войны, и сегодня снова приняло крайне опасный характер. С обеих сторон погибают не только военные, но и, куда чаще, мирные граждане, в том числе старики и дети.

Покончить с этим конфликтом можно, только вернув его в правовое поле Устава ООН, который закрепляет основные принципы и нормы международного права. При этом должны быть соблюдены как интересы национальной безопасности Израиля, так и право палестинцев на создание жизнеспособного государства. В подходе к ближневосточному урегулированию Россия и страны Африки придерживаются совпадающих или близких позиций.

Сотрудничество в ООН Советского Союза, а теперь и России с африканскими государствами по-своему уникально, так как для его успешного осуществления часто не имеет значения, какой политической ориентации придерживается то или иное африканское государство1 .

Сегодня, когда ситуация в мире, по сравнению с миром биполярным, заметно изменилась, возможности российско-африканского сотрудничества не уменьшились. Его, однако, необходимо освободить от декларативности, направить на выполнение конкретных задач в различных сферах: научной, военно-политической, где на первый план вышла борьба с международным терроризмом, экономической, экологической и социально-гуманитарной. В ООН, в международных правозащитных организациях российская дипломатия уже ведет активную совместную работу с африканцами по соблюдению и реализации международных стандартов в области прав человека.

Превентивный потенциал ООН - ее Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, Генерального секретаря, Международного суда, - достаточно велик, чтобы предотвращать войны, взрывоопасные ситуации, геноцид, угрозы применения силы в обход норм международного права2 .

Особенно важно заботиться о повышении роли международного права, Устава ООН и Совета Безопасности. Против ООН, Совбеза ведется настойчивая пропаганда. Так, утверждается, что эффективность ООН - это миф, отрицается центральная роль Совета Безопасности в системе международной безопасности. Американский ученый Роберт Каган в влиятельном журнале "Форин Афферс" утверждает, что Совбез "не является основным носителем международной законности" и что он "не выполнил своего предназначения"3 . Это ошибочные, более того, опасные заявления.

Одной из основных целей ООН является защита слабых государств не только от произвола, но и от самого обыкновенного и, я бы сказал, постыдного забвения. Позорным в деятельности ООН стало игнорирование ее властными структурами

стр. 63


чудовищного геноцида, случившегося в Руанде, где этнические чистки, убийства мирных жителей приняли чудовищные размеры. ООН их не предотвратила, даже не пыталась остановить. Запад, занятый утверждением влияния НАТО на Балканах, игнорировал насилие в Восточной Африке, где погибли сотни тысяч африканцев. Безразличие к геноциду влечет за собой возникновение новых конфликтов, мешает утверждению во многих регионах Африки стабильной жизни. Примером нового геноцида являются события в Западном Судане.

Если посмотреть на ситуацию в Африке, проследить, как вспыхивали и развивались конфликты между Сомали и Эфиопией, в Либерии, Сьерра-Леоне, Гвинее-Бисау, Конго (Браззавиль), Судане, то становится ясно, насколько недостаточной является на Африканском континенте миротворческая деятельность ООН, слабы усилия по предотвращению войн и конфликтов, защите прав человека на мирную жизнь.

Известный российский африканист профессор В. М. Татаринцев пришел в 2003 г. к неутешительному выводу: "На континенте сохраняется сейчас порядка 15 вооруженных конфликтов, следствием которых стали огромные людские потери, хозяйственные разрушения, массовая нищета, голод, разруха, катастрофический рост числа беженцев (порядка 7 млн) и перемещенных лиц (до 20 млн. человек). Страны, охваченные вооруженными конфликтами, оказались по своему положению отброшенными на 20 лет назад"4 .

В основе этих конфликтов лежит целый комплекс разных факторов, их порождающих. Еще в 1960-х гг. в секторе международных отношений Института Африки была опубликована работа "Территориальные и пограничные конфликты в Африке", где обращалось внимание на опасность возникновения в Африке многочисленных, в том числе этнических, войн и конфликтов. На фоне эйфории, наступившей от успехов деколонизации Африки, это было полезное научное исследование. К сожалению, оно не стало достоянием широкого круга политиков и дипломатов, было издано только для служебного пользования, ограниченным тиражом.

Сегодня опять наблюдается недооценка возможностей использования ООН, ее механизмов для предотвращения в Африке внутренних и международных конфликтов. Они могли бы ликвидироваться в зародыше дипломатией ООН с помощью научных знаний о причинах, их порождающих, и путях их преодоления. В этом деле нет готовых решений и застывших стандартов. Каждый конфликт уникален и требует индивидуального подхода, не обязательно крупнозатратного.

Последнее обстоятельство делает для российской дипломатии и ученых возможной многомерную активность по развитию сотрудничества с элитами африканских стран на международных конференциях. Защита Устава ООН, принципов и норм международного права, суверенитета государств должна противостоять политике ослабления института государства, навязывания демократии силой, без учета цивилизационной специфики общества.

Сотрудничество России и африканских стран в ООН, помимо военно-политической и экономической областей, имеет определенный потенциал в экологической и социально-гуманитарной сферах. Здесь налицо доказанная временем преемственность в советском и российском подходах к ООН.

Достаточно вспомнить предложения делегации СССР, внесенные на рассмотрение сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 г.5 В них обозначены пути усиления превентивных функций ООН по ликвидации и предупреждению международных конфликтов и кризисов, в том числе в Африке. Москва предлагала "повысить миротворческую роль Генерального секретаря ООН", в том числе с помощью экспертов, которых можно было бы при первой необходимости включать в миротворческие миссии. Ставилась задача "увеличить массив объективных данных, находящихся в распоряжении ООН". Подчеркивалось, что ООН "...нужна разветвленная, технически совершенная система наблюдения, сбора и обработки данных"6 .

Тогда же Москва предлагала ООН "...серьезно заняться и предупредительными мерами в отношении терроризма и распространения наркотиков. Очевидно, что назрела углубленная проработка этих новых проблем во всем их комплексе"7 . Все это предлагалось 15 лет назад.

Запад принял эти предложения Москвы более чем прохладно. Вошло в моду делить террористов на "плохих" и "хороших". В число "хороших", между прочим, попал бен Ладен и ему подобные. Предупредительные меры против терроризма приняты не были, в течение 90-х гг. XX столетия он набирал силу, возникла хорошо законспирированная сеть международного терроризма. В 2001 г. он нанес коварный удар по США. Этого нападения 11 сентября 2001 г. не было бы, если бы отмеченные предложения были проведены в жизнь. Этот печальный урок упущенных возможностей не должен быть забыт.

Россия и Африка являются партнерами по борьбе с терроризмом. Они отвергают двойные стандарты морали. Ведь Африка страдает от терроризма не меньше, даже больше, чем Европа или Америка. Здесь число мирных жителей, погибших от рук военных, минимум на порядок выше, чем в остальных регионах мира.

Сегодня международные отношения проходят испытание глобализмом, стремлением к гегемонизму, однополярности, размыванию суверенитета государств. Эрозия государственного суверенитета приведет к превращению слабых стран в объекты истории, как сейчас модно говорить, в "ячейки всемирной матрицы". Ее, эту паутину нового рабства, ткут вполне реальные политики, биржевые спекулянты и любители воевать против заведомо слабых противников.

Во времена, когда в мире разрушаются многие классические опоры, цементирующие устои международных отношений, довольно четко просматривается стратегическая линия сторонников однополярного мира к сохранению лишь одной по-настоящему суверенной супердержавы, не поступающейся своими национальными интересами - Соединенных Штатов Америки. В интересах России и Африки не допустить нового империализма, где будут править не принципы и нормы права, а право силы и триллионные капиталы. Широко распространено мнение, что борьба против Левиафана права силы бесперспективна из-за ут-

стр. 64


верждающегося однополярного мира. Такая точка зрения спорна, поскольку не учитывает отрицательного опыта всех канувших в небытие империй.

Сегодня мировое сообщество сталкивается с ситуацией, когда решается основной вопрос архитектуры международных отношений. Будут ли они основываться на силе права, учете интересов средних и особенно малых стран или международные отношения, как отношения между суверенными государствами, сойдут на нет. В этом случае отомрет и ООН как сообщество независимых и равных государств. Международная архитектура на основе многостороннего сотрудничества не утвердится, если за нее не бороться, в том числе в ООН. Иначе в мировых делах будет царить шаткое равновесие, а в худшем случае - произойдет глобальная схватка, даже война. Этого допустить нельзя.

-----

1 Широкие возможности сотрудничества для Африки были подчеркнуты в работе "Agenda for Action. African - Soviet - US Cooperation". Edited by An. A.Gromyko and C.S.Whitaker, Lynne Rienner Publishers, Inc., 1990.

2 Возможности механизмов ООН исследуются в работе "От нетерпимости к согласию". М, 1999, с. 51 - 56.

3 "Foreign Affairs", March-April 2004, p. 73 - 74.

4 Татаринцев В. М. Африка в современном мире. М, 2003, с. 125.

5 Предложения делегации СССР, внесенные на рассмотрение 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в "Сборнике документов и материалов МИД СССР". М., 1990, с. 66 - 75.

6 Заявление заместителя главы делегации СССР на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН В. Ф. Петровского. "Сборник документов и материалов МИД СССР". М., 1990, с. 87.

7 Там же, с.88.

Опубликовано на Порталусе 13 мая 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама