Рейтинг
Порталус

МАЛАЙЗИЯ В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН

Дата публикации: 08 июля 2023
Автор(ы): В. ПОГАДАЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня, № 8, 31 августа 2008 Страницы 20-22
Номер публикации: №1688818951


В. ПОГАДАЕВ, (c)

(ЗАМЕТКИ О ВЫБОРАХ)

В. ПОГАДАЕВ, Кандидат исторических наук

Парламентские выборы в Малайзии в марте 2008 г. некоторые политические обозреватели сравнивают с цунами - столь неожиданными оказались их результаты. Оппозиция не только потеснила правящий Национальный фронт в парламенте, состоящим из 222 депутатов, и лишила его конституционного большинства, завоевав 82 мандата, но и вырвала из-под его контроля 5 штатов из 13 (Кедах, Келантан, Перак, Пинанг, Селангор), сформировав там коалиционные правительства. Такого в истории Малайзии еще не бывало.

Но цунами этот, в отличие от природного катаклизма, носит очистительный характер. Страна впервые сбросила с себя цепи страха и проголосовала за изменения и реформы. Заслуга в этом, несомненно, принадлежит премьер-министру Абдулле Бадави. Ему, а не кому-либо другому, как утверждает малайзийский политолог Зулкифли Сулонг, обеспечено звание "отца реформ"1.

После 22 лет авторитарного правления Махатхира Мохамада политика Абдуллы Бадави (с октября 2003 г.) с его "цивилизованным исламом" ("ислам хадари") стала как бы свежим глотком воздуха для страны и открыла возможности для плюрализма мнений, в том числе по вопросам дальнейшего развития страны. Абдулла Бадави взял курс на возвращение забытых при его предшественнике традиционных ценностей малайзийского общества, возрождение культурного наследия и традиционных производств, включая сельское хозяйство2. Увлекшись современными производствами, страна стала слишком зависимой от ввозимого продовольствия, а крестьяне начали постепенно утрачивать навыки производства риса, бросали земли в деревне и пополняли ряды люмпенов в городах. Это привело к негативным социально-экономическим последствиям, росту безработицы и преступности, особенно среди молодежи. Наиболее ярко негативные последствия этой политики проявились в середине 2008 г. в связи с глобальным кризисом продовольствия3.

Концепция "цивилизованного ислама", подразумевающая отмежевание от "исламского терроризма", стала эффективной основой для развития страны. Она включает 10 основных принципов: вера в Аллаха и преданность ему, справедливое и достойное доверия правительство, свобода и независимость людей, освоение современных знаний, сбалансированное и всестороннее экономическое развитие, достойная жизнь для всех, защита прав меньшинств и женщин, повышение культуры и нравственности, защита окружающей среды, эффективная оборонительная политика4. "Ислам хадари", по словам самого премьер-министра, - это создание новой цивилизации. Качество жизни должно улучшаться через строительство человека, осваивающего современную науку и технику5.

Реализация этой концепции стала триумфом "умеренных" сил в исламе Малайзии и имела большое влияние на весь регион, включая ближайшего соседа Индонезию. Партии мусульманской направленности в этой стране, как заявлял ректор Исламского университета Западной Суматры Азюмарди Азра, учли опыт Малайзии и заинтересованно обсуждают концепцию "ислам хадари", рассматривая ее как один из способов покончить с представлением о тождестве ислама и терроризма6. Ведь после событий 11 сентября 2001 г. репутация "умеренного и толерантного ислама", которым славился регион Юго-Восточной Азии, пострадала в связи с участием ряда местных мусульманских радикалов в международной террористической сети.

Для многонациональной Малайзии, где, кроме малайцев-мусульман (58%), проживает значительная прослойка выходцев из Китая и Индии, исповедующих другие религии, концепция "ислам хадари" явилась наилучшим способом поддержания расовой гармонии и религиозной толерантности. Расовые столкновения 1969 г. ушли в историю, но остались в памяти и политиков, и простых людей7. Сохранить экономическое процветание, высокий уровень жизни для всех национальных общин, развивать многонациональную культуру - важная задача, которую декларировало малайзийское правительство. И не только декларировало, но и делало конкретные шаги в этом направлении. В 9-м пятилетнем плане развития Малайзии (2006 - 2010) в соответствии с концепцией "ислам хадари" ставится задача поиска новых источников развития, повышения темпов производства во всех отраслях эконо-

стр. 20

Итоги парламентских выборов 2008 г.

 

Число мест

%мест

Национальный фронт (Barisan Nasional),

 

 

в том числе:

140

63.1

Объединенная малайская национальная организация (ОМИО)

79

35.6

Китайская ассоциация Малайзии (КАМ)

15

6.8

Индийский национальный конгресс Малайзии (ИНКМ)

3

1.4

Партия народного движения Малайзии (ПНДМ)

2

0.9

Народный союз (Pakatan Rakyat),

 

 

в том числе:

82

36.9

Народная партия справедливости (H1IC)

31

14.0

Панмалайзийская исламская партия (НИН)

23

10.4

Партия демократического действия (11ДД)

28

12.6

Всего

222

100



Источник, по материалам Избирательной комиссии Малайзии, опубликованным в -"New Straits Times", 10.3.2008.

мики, особое внимание уделяется человеческому фактору, совершенствованию системы образования, развитию науки и культуры8.

Абдулла Бадави начал также борьбу за искоренение коррупции в госаппарате и затронул интересы бывшего премьера, ставленники которого пострадали в первую очередь. Отсюда такая неприкрытая ненависть Махатхира Мохамада к Абдулле Бадави, резко негативная оценка его деятельности и требование подать в отставку9.

Борьба с коррупцией - это лишь первые шаги, и их явно недостаточно. Итоги всеобщих выборов показали, что население ждало от правящего блока большего. Как отмечала газета "Файнэншнл Дейли" 10 марта 2008 г., "на выборах сказалось недовольство населения политикой властей еще во времена Махатхира Мохамада, и если новый премьер в чем-то и виноват, то только в том, что не избавился от многих старых деятелей и не наказал их за коррупцию, как обещал на выборах 2004 г.".

Газете вторит известный историк, профессор университета Малайя Ку Кей Ким, заявивший в беседе с автором данной статьи, что "голосование за представителей оппозиции - по существу, предупреждение правительству и самому Абдулле Бадави о том, что он должен активнее проводить реформы, направленные на повышение уровня жизни населения в интересах всех национальных общин страны".

И правящему Национальному фронту, если он хочет сохранить власть, не остается иного пути, ибо оппозиция показала себя вполне зрелой и способной бросить вызов властям. Харизма неофициального лидера оппозиции, бывшего заместителя премьер-министра Анвара Ибрагима, отсидевшего при Махатхире Мохамаде пять лет в тюрьме за "злоупотребление властью" и только с 14 апреля сего года (уже после выборов) получившего право участвовать в политической жизни, несомненно, сыграла большую роль в успехе оппозиции на выборах. Хотя многие политологи (включая российских) рано похоронили Анвара Ибрагима как "политический труп"10. Анвар Ибрагим сумел объединить интересы трех, казалось бы, разных партий, побудить их отбросить свои амбиции, выдвинуть привлекательную платформу. Панмалайзийская исламская партия (ПИП), правящая в штате Келантан с 1990 г., согласилась заменить лозунг "исламизация" на лозунг "повышение благосостояния народа"11. Партия демократического действия (ПДД), всегда выступавшая за "малайзийскую Малайзию", т. е. против привилегий какой-либо одной общины, и многонациональная формально, но преимущественно китайская по своему составу, проявила гибкость в отношении "особых прав" малайцев как коренной нации, имеющих по конституции различные привилегии12. В результате за ПДД голосовали даже в штатах с преимущественно малайским населением. И, наконец, Народная партия справедливости (НПС), возглавляемая супругой Анвара Ибрагима - Ван Азизой Ван Исмаил, в своем манифесте "Новое начало для Малайзии" выдвинула почти что социалистические лозунги: бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, увеличение размера минимальной заработной платы до 1500 ринггитов*, а также снижение цен на бензин, высокие темпы экономического развития (до 8%), обеспечив себе тем самым поддержку беднейших слоев населения13.

Таким образом, лидерам оппозиции удалось побудить избирателей поверить им. Как отмечают малайзийские политологи, мно-


* 1 ам. долл. - примерно 3,4 ринггита.

стр. 21

гие годы население голосовало за Национальный фронт не потому, что полностью одобряло его политику, а потому, что не верило оппозиции. Малайцы не голосовали за ПДД, а китайцы боялись ПИП. Народная партия справедливости как многонациональная партия стала своеобразным мостом между ПДД и ПИП, убедив их в необходимости взаимных компромиссов14.

По существу, коалиция трех оппозиционных партий, получившая название "Народный союз", привела к созданию в Малайзии двухполюсной (двухпартийной) системы. С одной стороны выступает Национальный фронт, тоже являющийся блоковой организацией (объединяет 13 партий при ведущей роли Объединенной малайской национальной организации - ОМНО), а с другой - Народный союз, мощно заявивший о себе во время выборов. Но в отличие от Национального фронта, состоящего из коммуналистских партий, т. е. партий, построенных по национальному принципу, Народный союз включает в себя формально многонациональные партии, открытые для всех граждан Малайзии15.

Успех Народного союза отражает новые, важные изменения в сознании малайзийцев, которые ранее считали, что их интересы могут отстаивать только организации, созданные по национальному признаку.

Результаты всеобщих выборов в Малайзии еще долго будут анализироваться, но уже сейчас ясно, что они продемонстрировали торжество демократии и преимущества более открытой политики, которую стал проводить премьер-министр Абдулла Бадави. Очевидно также, что судьба оппозиции, получившей мандат на формирование правительств в пяти штатах, будет во многом зависеть от проводимой ею политики и от реализации предвыборных обещаний.

Что касается правящего блока, то ему потребуется принять новые, дополнительные меры и внести существенные коррективы в некоторые направления своей политики, чтобы доказать способность активизировать проведение реформ.

И, кажется, эти меры уже принимаются. Новый кабинет по составу почти вдвое меньше предыдущего и обновлен тоже почти наполовину за счет включения министров-профессионалов. Абдулла Бадави объявил также о существенной реорганизации Комитета по борьбе с коррупцией, расширил его состав и полномочия, вызвав одобрение даже у оппозиции. В новом парламенте создается парламентская комиссия по вопросам коррупции16. Объявлено о том, что все крупные проекты, вовлекающие государственные средства, будут проходить более тщательную проверку, а тендеры на контракты станут исключительно прозрачными. Взят также курс на экономию средств по содержанию правительства, чтобы выделить больше ассигнований на развитие и социальную сферу. Задача эта, очевидно, требует сплоченности рядов Национального фронта, позиции которого в результате выборов оказались подорванными не только в парламенте. Бывший премьер Махатхир Мохамад призывает А. Бадави подать в отставку и отменить квоту по сбору голосов при выборах президента ОМНО (квоту, в свое время введенную им самим!)17. Он резко изменил свое отношение и к заместителю премьера Наджибу Разаку, назвав его "йесменом", не имеющим своих твердых убеждений18. Из далекого Келантана слышится голос престарелого Тенгку Разали, призывающего провести чрезвычайный съезд ОМНО и выражающего готовность бросить вызов Абдулле Бадави на посту президента этой партии19. Тенгку Разали уже однажды был возмутителем спокойствия и чуть было не сбросил в 1987 г. Махатхира Мохамада с высшего поста в ОМНО20. Султаны в штатах, приструненные и лишенные ряда привилегий в период правления М. Мохамада, в условиях "демократизации" вспомнили о своих правах, подняли головы и стали проявлять строптивость при назначении главных министров штатов (Перак, Перлис, Тренггану), ставя тем самым премьер-министра в неудобное положение21.

Иностранные инвесторы при этом беспокоятся, как бы ситуация не вышла из-под контроля. Они подчеркивают, что хотели бы видеть сильную оппозицию, которая оказывала бы давление на правительство и заставляла его корректировать свою политику. Но процесс этот должен идти спокойно, без эксцессов, которые могли бы подорвать позиции иностранного капитала22.

Ситуация в Малайзии развивается стремительно, и, думается, скоро мы узнаем, чем же закончится "малайзийская перестройка".

Куала - Лумпур


1 Siasah, 19.3.2008.

2 Погадаев В. А. Премьер-министр Малайзии Абдулла Ахмад Бадави. Тихоокеанское обозрение 2004 - 2006. М., 2006, с. 127.

3 Utusan Malaysia, 17.5.2008.

4 Chong Terence. The Emerging Politics of Islam Hadhari. - Recent Trends and Chalenges. Singapore: Institute of South-East asian Studies, 2006, p. 57.

5 Ahmad Badawi. Islam Hadhari: a Model Approach for Development and Progress, Kuala Lumpur, 2006, p. 3.

6 Azyumardi Azra. Islam and Democracy -the Indonesian Experience. Paper presented at Public Lecture, the Embassy of Republic of Indonesia, Athens, Greece, 24.1.2006.

7 Slimming John. Malaysia: Death of a Democracy. Don Mills. Ontario, Longmans, 1970.

8 Ucapan Perdana Menteri YAB Dato' Seri Abdullah Ahmad Badawi semasa memben-tangkan usul mengenai Rancangan Malaysia Kesembilan, 2006 - 2010 di Dewan Rakyat pada 31 Mac 2006.

9 Utusan Malaysia, 16.5.2008.

10 См.: Независимая газета, 18.9.1998. 11 Harakah, 18.2.2008.

12 Roket, 27.2.2008.

13 Suara Keadilan, 18.2.2008.

14 New Straits Times, 24.4.2008.

15 IPSNews, 8.4.2008.

16 Utusan Malaysia, 23.4.2008.

17 Utusan Malaysia, 16.4.2008.

18 New Straits Times, 30.4.2008.

19 Utusan Malaysia, 4.4.2008.

20 Kamarudin Raja Petra. The Anwar Factor // Malaysia Today, 9.11.2005.

21 Utusan Malaysia, 15.3.2008.

22 Financial Daily, 23.3.2008.

Опубликовано на Порталусе 08 июля 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама