Главная → РАЗНОЕ → КИТАЙ УТОЧНЯЕТ КУРС
Дата публикации: 22 апреля 2024
Автор(ы): Я. БЕРГЕР →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ →
Источник: (c) Азия и Африка сегодня, № 3, 31 марта 2008 Страницы 2-11 →
Номер публикации: №1713803258
Я. БЕРГЕР, (c)
(К итогам 17-го съезда КПК)
Я. БЕРГЕР
Доктор исторических наук
Всекитайские съезды правящей партии, происходящие в последние десятилетия с четко обозначенной регулярностью: раз в пять лет, по осени, неизменно привлекают к себе большое внимание как внутри страны, так и за рубежом. Это объясняется не тем, что от съездов ждут (или опасаются) крутых поворотов в курсе, которым идет страна. Курс этот определен на многие десятилетия, и вряд ли поменяется, если не произойдет каких-то немыслимых катаклизмов. Тем не менее, периодическая коррекция курса возможна и необходима. Происходит это, как правило, не на съездах, а на пленумах ЦК КПК между съездами.
Не зря китайская пословица гласит, что на больших сборищах решаются малые вопросы, а большие вопросы решают на малых встречах. Тем не менее, именно авторитет съезда как высшего партийного органа освящает и конституирует эти решения. 17-й съезд КПК, проходивший в октябре 2007 г., санкционировал ряд существенных поправок в идеологические и политические установки партии, в социально-экономический курс. Немалое значение имеет и произведенное на съезде обновление персонального состава партийного руководства.
Важно подчеркнуть, что коррекция курса, как и смена руководящего ядра, производятся таким образом, чтобы новации не разрушали преемственности, чтобы не была нарушена политическая стабильность. Стабильность и устойчивость власти рассматриваются как важнейший компонент долговременного и успешного развития.
ЛИК МАРКСА ВСЕ БОЛЬШЕ НАПОМИНАЕТ КОНФУЦИЯ
Идеологическую платформу КПК и в дореформенное время сложно было назвать монолитной. С переходом же к реформам неоднородность ее еще более возросла. Тем не менее, составные части конгломерата скрепляет общий стержень - идея возрождения Китая как великой глобальной державы, именно она составляет суть китаизированного марксизма. Остальное - модификации средств и способов достижения главной цели.
Каждый из лидеров, приходивших к руководству после Мао Цзэдуна, стремился сформулировать, часто не столько теоретически, сколько афористически, свой подход к проблемам, возникавшим перед страной, на очередном этапе ее развития. Для Дэн Сяопина это было становление рыночной экономики при безусловном сохранении власти КПК. Для Цзян Цзэминя - расширение социальной базы правящей партии в связи с изменившейся структурой общества. Для Ху Цзиньтао - изменение модели экономического роста и смягчение социальных противоречий.
Соответственно от двухчленной формулы: "марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна" сначала перешли к трехчленной, присоединив "теорию Дэн Сяопина", а затем - к четырехчленной, где приплюсованы "важные идеи тройного представительства". В официальных документах КПК пока нет прямых указаний на авторство "трех представительств", но, как известно, они связаны с именем предпоследнего лидера.
17-й съезд КПК одобрил идеологическую новацию Ху Цзиньтао в виде "научной концепции развития". Это понятие первоначально появилось в материалах 3-го пленума ЦК КПК 16-го созыва (октябрь 2003 г.). Особую роль в выдвижении новой концепции сыграли два фактора. Первый из них носил чрезвычайный характер. Это - эпидемия атипичной пневмонии, возникшая весной 2003 г. Эпидемия показала слабость китайской системы здравоохранения и ряда других звеньев системы социального обеспечения. Другое обстоятельство - опасения по поводу долговременное™ "китайского чуда", вернее, его движущих сил. Модель, основанная на дешевизне рабочей силы и природных ресурсов, на ведущей роли экспорта и инвестиций, обеспечив беспримерно высокие темпы экономического роста в течение двух с лишним десятилетий, стала все больше обнаруживать свои негативные свойства. Все более отставала социальная сфера, нарастали противоречия в обществе, разрушалась природная среда.
Новая трактовка развития предполагает, что будут реализованы "пять единых планирований" (угэ тунчоу): экономического и социального развития города и деревни, регионов, гармоничного развития человека и природы, внутреннего развития и внешней открытости.
"Научная концепция развития" имеет, таким образом, антикризисную направленность. Она призвана уменьшить уязвимость Китая перед лицом нынешних и грядущих угроз, рисков и опасностей, упрочить наиболее слабые звенья в экономической, социальной и иных структурах общества.
В чисто логическом плане может возникать недоумение. Разве другие составные части нынешнего идеологического базиса КПК не содержат идей развития? Зачем понадобилось выдвигать специальную концепцию? Дело в том, что нынешний подход к развитию, как нетрудно заметить, радикально отличается от классически марксистского или маоистского, хотя это отличие, конечно, нигде и никак открыто не фиксируется. Сегодня, по понятным причинам, нет и не может быть речи о борьбе противоположностей и, тем более, о борьбе классов. Партия из боевой революционной организации, взрывающей старое общество, стала правящей, заинтересованной в упрочении существующих порядков. Поэтому весь идеологический пафос направлен на то, чтобы возвышать идеалы гармонизации - и внутри страны, и во внешнем мире. В этом плане можно сказать, что процесс китаизации марксизма поднялся на новую ступень. Изначальные черты его становятся все менее различимыми. Подобно тому, как на знаменах тайпинов лик Христа обретал китайские этнические черты, сегодня лик Маркса все больше становится похожим на Конфуция.
"Научной концепции развития" в отчетном докладе на съезде посвящен специальный раздел. Основные ее положения развертываются и дополняются также в других частях. Они служат своеобразным камертоном для определения курса в сферах экономики, политического строя, культуры, социального строительства, обороны, национального единения, внешней политики, партийного строительства.
И ХОРОШО, И БЫСТРО
Экономика по-прежнему находится в центре усилий по "полному построению общества средней зажиточности" к 2020 г. Перечень "новых требований боевых задач" открывается призывом "максимально обеспечивать как хорошее, так и быстрое развитие экономики". Этот лозунг представляет собой немаловажную смысловую инверсию. Раньше "быстрое" предшествовало "хорошему". Перестановка атрибутов должна показать, что качеству роста, если и не отдается приоритет по сравнению с темпами, то, по меньшей мере, придается не меньшее значение.
Еще одна новация состоит в том, что теперь к 2020 г. требуется, по сравнению с 2000 г., увеличить в четыре раза не просто общий показатель ВВП, но ВВП в расчете на душу населения. Чисто количественно новая постановка задачи мало что меняет. Чтобы обеспечить выполнение исходной установки, достаточно было среднегодового прироста ВВП за 13 оставшихся лет на 5%, теперь - примерно 6%. И та, и другая цифра значительно меньше сегодняшних 10 - 11%. Другое дело, что одновременно ставится цель изменить качество роста, а это задача значительно более сложная.
Выдвигая на первый план качественные аспекты экономического роста, КПК, таким образом, переносит акцент с простого наращивания вложений таких факторов производства, как рабочая сила и капитал, на их более эффективное использование. А это требует дальнейших непростых институциональных реформ. Имеет значение смена ориентиров и в психологическом ключе. Если по общему объему ВВП Китай уверенно выдвигается на лидирующие позиции в мире, то по показателю ВВП на душу населения он еще не вошел и в первую сотню стран. Предпочтительное обращение к этому критерию может отрезвить тех, кто склонен преувеличивать успехи Китая, не замечая стоящих перед ним проблем.
Обозначая конкретно приоритеты курса на создание высоко эффективной, качественной экономики, Ху Цзиньтао на первое место ставит инновации, создание государства инновационного типа. Инновации рассматриваются в качестве основного рычага для увеличения совокупной национальной мощи.
За последние годы Китай добился немалых успехов в развитии производства высокотехнологичных товаров, что говорит о несомненных достижениях китайской промышленности. Вместе с тем, в отличие от Японии и США, где зависимость от ввозных технологий не превышает 10%, Китай зависит от них более чем наполовину. Будучи вторым в мире производителем продуктов информационной электроники, Китай почти полностью полагается в этой отрасли на импорт ключевых технологий. До последнего времени по доле расходов на НИОКР в ВВП Китай уступал США вдвое, а Японии и Республике Корея - втрое. Недостаточна в сравнении с развитыми странами поддержка фундаментальной науки.
Все это свидетельствует о том, что Китаю для достижения поставленной цели предстоит пройти большой и трудный путь, изыскать немалые ресурсы, перестроить научно-техническую политику и значительно улучшить подготовку кадров. Очевидно также, что еще более важным, чем прежде, для Китая будет развитие
международного научно-технического сотрудничества.
Важнейшим приоритетом экономической стратегии названа трансформация модели экономического роста. Первостепенное место в решении этой задачи отводится расширению внутреннего, прежде всего, потребительского спроса на производимые в стране товары и услуги. Внутренний рынок должен иметь для страны, по крайней мере, не меньшее значение, чем внешний, что, в свою очередь, требует больших изменений в социальной сфере.
С начала 90-х гг. прошлого века по 2006 г. удельный вес внутреннего конечного потребления в ВВП уменьшился с 62,0% до 51%, а доля формирования капитала поднялась с 35% до 43%1. Доля потребления населения в ВВП упала до 38,2%. В этом отношении Китай существенно отличается от других стран. По данным Всемирного банка, начиная с 90-х гг. прошлого века средний удельный вес потребления в мире преимущественно держался на уровне 77 - 79%.
Ставка на высокую норму накопления, на инвестиции, как и экспортная ориентация экономики, были в определенной мере неизбежными для Китая, как и для ряда других развивающихся стран, на той стадии экономического роста, когда начинавший формироваться внутренний потребительский спрос был недостаточен для обеспечения требуемой динамики. Но длительное и устойчивое социально-экономическое развитие на долгую перспективу способны обеспечить только поступательное наращивание внутреннего потребления и оптимизация его структуры.
Смена модели экономического роста означает также отказ от традиционного способа индустриализации с упором на тяжелую промышленность, на высокие затраты сырья и энергии, с неизбежным при этом разрушением природной среды. Приходится создавать экономику нового, преимущественно постиндустриального типа, отличающуюся высокой долей информационных технологий и сферы услуг. Иными словами, подразумевается глубинная перестройка экономической структуры. Такая перестройка связана не только с переходом с экстенсивного пути развития на интенсивный, но в широком смысле также и с постепенным изживанием мобилизационной экономики и все большим включением элементов и механизмов экономики рыночной.
Важное место среди приоритетов экономической политики занимает скоординированное развитие города и деревни. От решения сельских проблем во многом зависит выполнение планов по построению общества среднего достатка.
Новая генерация китайских руководителей, пришедшая к власти после предыдущего съезда КПК, немало сделала для облегчения положения крестьян. Отменен ряд налогов. Впервые город стал оказывать материальную поддержку селу, обратив тем самым вспять существовавшую многие десятилетия тенденцию перекачки ресурсов в противоположном направлении. Увеличились инвестиции в сельскую инфраструктуру. Государство взяло на себя расходы по обязательному образованию крестьянских детей. На селе создаются системы обеспечения минимального прожиточного минимума и кооперативного медицинского обслуживания.
Тем не менее, разрыв между городом и деревней, прежде всего в уровне доходов населения, пока что не сокращается. В 2006 г. располагаемый доход на одного городского жителя составил в среднем 11759 юаней (около 1530 долл.), а чистый доход на одного жителя села - 3587 юаней (около 480 долл.)2. Поэтому наряду с усилением поддержки сельского хозяйства предлагаются меры по расширению неаграрной занятости сельских жителей.
Паллиативные меры могут несколько улучшить существование китайской деревни, сократить разрыв между городом и деревней. Но они не в состоянии покончить с низкой производительностью мелкокрестьянского сельского хозяйства, проистекающей из перенаселенности и малоземелья. Кардинальное решение этих проблем могут принести лишь масштабная урбанизация и индустриализация села, а также коренная перестройка земельных отношений. Но это займет не одно десятилетие и потребует гигантских ресурсов. Такой путь прошли прежние лидеры экономического роста в Азии, но для Китая он особенно сложен ввиду гигантских масштабов его сельского населения.
ПОЛСТРАНЫ ПОД НАВЕСОМ КИСЛОТНЫХ ДОЖДЕЙ
Требование экономного использования энергетических и иных ресурсов и охраны окружающей среды - залог и основа длительного и устойчивого развития.
Существующая модель экономического роста все более обостряет проблему обеспечения экономики и населения такими важнейшими ресурсами, как земля, минеральное сырье, пресная вода, энергоносители. Зависимость Китая от импорта основных видов минерального сырья увеличилась с 5% в 1990 г. до более 50% к началу 2006 г. При этом сырье и энергия используются расточительно. В 2006 г. доля Китая в мировом ВВП по обменному курсу валют определялась в 5,5%, а доля в мировом потреблении энергии достигла 15%, черных металлов - 30%, цемента - 54%, пресной воды - 15%3. На единицу потребления энергии и сырья стоимость произведенных в Китае товаров в 4 - 6 раз меньше, чем в развитых странах. На 11-ю пятилетку (2006 - 2010) поставлена задача снизить удельное потребление энергии на 20%, но в 2006 г., первом году пятилетки, оно не только не уменьшилось, но, напротив, еще более возросло4.
В сопоставимых объемах продукции китайская промышленность загрязняет окружающую среду во много раз больше, чем в развитых странах. Общие выбросы в атмосферу двуокиси серы достигают почти 20 млн. т, что ставит Китай по этому показателю на первое место в мире5. За годы 10-й пятилетки (2001 - 2005) выбросы сернистого газа в атмосферу, вопреки плановым наметкам, не только не уменьшились, но, напротив, возросли на 27%. В 2005 г. кислотные дожди выпадали в 357 из 696 наблюдаемых городов. Загрязненность атмосфе-
ры ведет к распространению респираторных заболеваний. Сильно загрязнены внутренние, прибрежные и грунтовые воды.
В отчетном докладе 17-му съезду КПК выдвинута идея создания "экологической культуры", наряду с культурой материальной и духовной. Благоприятная экология вошла в число базовых характеристик всестороннего строительства общества среднего достатка к 2020 г.
Уже после окончания съезда Госсовет принял ряд нормативных документов, определяющих конкретные параметры обширной программы сбережения энергии и сокращения вредных выбросов в окружающую среду и устанавливающих систему ответственности за их реализацию. Руководители местных правительств и государственных предприятий, не выполняющие предписываемые нормативы, впредь будут безотлагательно отстраняться от должности. Возможно, эти отрицательные стимулы перевесят для чиновников корысть, которую им обеспечивал безоглядный экономический рост.
Важнейшим компонентом экономической стратегии и политики Китая в новом веке служит сбалансированное развитие регионов. В последние годы темпы увеличения различий в уровне развития восточных, западных и центральных регионов несколько сократились, но в абсолютном выражении эти различия продолжали возрастать. Другими словами, задача межрегионального экономического и социально-экономического выравнивания пока что выполняется медленно. В 2006 г. ВВП на душу населения в Восточном Китае (включая северо-восточный регион) достиг 25663 юаней, на Дальнем Западе - 16660 юаней, а в центральных регионах - только 11113 юаней. Еще больше различия между самыми процветающими и наиболее отсталыми административными единицами. В Шанхае этот показатель составляет 57310 юаней, а в Гуйчжоу - всего 5750 юаней6.
Главным фактором, определяющим разницу в темпах развития регионов, по-прежнему остается размер получаемых инвестиций. Определенную роль играют также величина чистого экспорта и масштабы потребления.
Китайское руководство готово предпринимать дальнейшие усилия по сокращению разрывов в уровне развития регионов. И на этом пути есть уже первые успехи. Так, в 2006 г. наибольший рост инвестиций в основные фонды - на 49% (при среднекитайском показателе в 24%) отмечен в северо-восточной провинции Цзилинь. Выше среднего по стране показателя был также рост инвестиций в ряде провинций северо-западного, юго-западного и центрального Китая7.
Идея совместного развития всех секторов экономики при сохранении приоритета общественного сектора, по существу, продолжает и развивает линию, намеченную предыдущим 16-м съездом КПК, а в определенном смысле и линию 15-го съезда КПК, который возвел частный сектор в ранг "важной составной части социалистической рыночной экономики Китая". В отчетном докладе нынешнего Генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао на 17-м съезде, как и в докладе прежнего Генерального секретаря Цзян Цзэминя на 16-м съезде, содержится требование развивать государственный сектор наряду с негосударственными секторами.
ГОССЕКТОР РЕФОРМИРУЕТСЯ
Названы конкретные меры, призванные обеспечить равноправную конкуренцию и взаимное стимулирование различных секторов экономики. Сюда входит, прежде всего, дальнейшее реформирование госпредприятий, преобразование их в компании или акционерные общества, совершенствование управления государственным имуществом, реформирование государственных монополий.
Реформирование государственных предприятий предполагается завершить к 2015 - 2020 гг. В течение этого периода будет продолжаться плюрализация собственности, в результате которой будут сосуществовать предприятия: с чисто государственным капиталом, с абсолютным или относительным его преобладанием, а также с участием государства без обладания контрольным пакетом акций. Ставится задача создать примерно 30 крупных государственных корпораций, конкурентоспособных на мировых рынках.
Государство свертывает или резко сокращает свое присутствие в тех отраслях, где оно наименее конкурентоспособно. Чисто государственными остаются только те предприятия, что насущно необходимы для национальной безопасности и жизнеобеспечения страны.
Развитие негосударственных секторов позволяет решать ряд сложных социально-экономических проблем страны. Среди них - расширение сферы занятости, постепенный отход от преимущественного стимулирования экономического роста с помощью государственных инвестиций, облегчение постоянно возрастающей нагрузки на государственный бюджет и на государственные банки. Развитие частного сектора в Китае служит также противовесом избыточной зависимости страны от иностранного капитала, которая в экстремальной ситуации может быть чревата серьезными рисками.
В материалах съезда особо выделено углубленное реформирование финансовой системы, составляющей одну из проблемных областей китайской экономики. Здесь речь идет о совершенствовании бюджетных отношений - как в центре, так и в регионах, о платности пользования ресурсами и механизме компенсаций за разрушение природной среды, о дальнейшем реформировании банков, фондового и страхового рынков. Предусматриваются изменения в валютной политике, направленные на продвижение к свободной конвертации юаня. Намечается дальнейшее укрепление государственного контроля и государственного макрорегулирования экономики, путем использования рычагов финансовой и монетарной политики.
Одной из важных проблем в этой области является то обстоятельство, что немалая часть доходов и расходов находится за рамками бюджета. К их числу относятся, например, сборы и штрафы, взимаемые различными ве-
домствами, административными, судебными и правоприменительными органами, отчисления от прибылей госпредприятий. Часть таких доходов становится источником коммерциализации, коррупции, разбухания чиновничьего аппарата, используется для оказания давления на органы, принимающие решения.
Накануне снятия ограничений на деятельность иностранных банков в Китае, согласно обязательствам перед ВТО, китайское правительство приняло меры для усиления конкурентоспособности государственных коммерческих банков. Были произведены вливания из государственных золотовалютных резервов, привлечены стратегические инвесторы из-за рубежа, снижена доля невозвратных долгов. Однако банковская система все еще далека от потребностей экономического развития. Механизм образования "плохих" долгов по-прежнему существует. Крупнейшие банки страны обслуживают преимущественно государственные предприятия, вследствие чего негосударственному сектору нередко приходится пользоваться услугами нелегальных кредитных учреждений. Слаба денежно-кредитная поддержка деревни. Преодоление всех этих недостатков стоит на повестке дня реформы банковско-финансовой системы.
Требует улучшения налоговая политика, в основе которой сегодня находится взимание с предприятий налога на добавленную стоимость. Постепенное снижение удельного веса этого налога позволит создать более сбалансированную систему налогообложения.
За последние два года китайский фондовый рынок совершил в своем росте гигантский количественный и качественный скачок. Он вплотную приблизился к уровню развитых стран. Но одновременно возрастает и хрупкость фондовых рынков, их подверженность внешним угрозам и рискам, опасность возникновения "пузырей" и обвалов, связанных с колебаниями внутренней и глобальной конъюнктуры. Все это требует крайне осторожного и взвешенного подхода к сочетанию реформ и открытости.
ПРОИСХОДИТ УКРЕПЛЕНИЕ ЮАНЯ
Последним по счету, но отнюдь не по важности пунктом экономической программы 17-го съезда КПК является дальнейшее открытие китайской экономики внешнему миру.
За последние годы роль Китая на мировых рынках многократно возросла. Его доля в мировом импорте и экспорте товаров увеличилась с 3,6% в 2000 г. до 7,7% к 2006 г. По объему внешней торговли Китай (без Сянгана и Аомэня) занял третье место в мире, после США и Германии.
Внешняя торговля вносит очень большой вклад в динамику экономического роста, служит его важной движущей силой. Многолетнее положительное сальдо во внешней торговле обеспечило стране первое место в мире по объему золотовалютных запасов. Вместе с тем внешней торговле Китая присущ и ряд недостатков, на устранение которых нацелен нынешний экономический курс.
В отличие от других лидеров мировой торговли, Китай в основном поставляет и потребляет товары и в значительно меньшей степени - услуги. В 2005 г. на долю услуг приходилось всего 10% китайского экспорта. В мировой торговле услугами Китаю принадлежит 8-е место. При этом, если в мире лидирующие позиции в секторе услуг принадлежат таким техноемким и наукоемким отраслям, как финансы, страхование, консалтинг, почтово-телеграфная связь, то 55% китайского экспорта услуг приходится на долю транспорта и туризма. В 11-й пятилетке предполагается изменить структуру внешней торговли в пользу торговли услугами. Планируется, что среднегодовые темпы роста торговли услугами будут вдвое превышать темпы роста всей внешней торговли8.
С 90-х гг. Китай стал проводить курс на повышение научно-технической составляющей в составе своего экспорта. В 2006 г. общая стоимость экспортной продукции новых и высоких технологий составила 281,5 млрд. долл., или 29% всей стоимости экспорта. Однако среди этой продукции пока еще преобладают отдельные узлы и детали. Плюс к этому 90% продукции новых и высоких технологий в Китае производится на предприятиях с иностранным капиталом. Программа развития торговли на 11-ю пятилетку ставит задачу значительно увеличить экспорт изделий с отечественными торговыми марками, пользующимися мировой известностью. Планируется повысить долю предприятий национального капитала в экспорте с 20% в 2006 г. до 35% в 2010 г.
Высокий внешнеторговый профицит служит источником экономических и политических трений Китая с рядом его важнейших контрагентов, прежде всего, с США. В 2006 г. дефицит США в торговле с Китаем (включая Сянган) оценивался американской стороной в 232,5 млрд. долл. В западной прессе была развязана кампания по дискредитации качества китайских экспортных товаров, с особенным упором на то, что они представляют угрозу для здоровья людей. Усилились антидемпинговые и антидотационные расследования.
Чтобы уменьшить оказываемое на Китай давление, китайское правительство принимает меры для сокращения внешнеторгового профицита. С июля 2005 г. началось существенное повышение обменного курса китайской национальной валюты. С 2006 г. снижается возмещение экспортных пошлин на некоторые товары, в первую очередь на те, что вызывали наибольшие трения с Западом, и те, производство которых потребляло много энергии и загрязняло окружающую среду.
Экономическое развитие Китая на современном этапе позволяет, а в определенной мере и требует поступательно увеличивать экспорт капитала. К концу 2006 г. общая сумма накопленных прямых китайских инвестиций за рубежом достигла 90,6 млрд. долл.9 До 90% нефинансовых инвестиций Китая за рубежом идет в страны и районы Азии и Латинской Америки. Капитал вкладывается преимущественно в добычу полезных ископаемых, а также в финансовую сферу и оказание бизнес-услуг.
Увеличение инвестиций за ру-
бежом и отток валютных вложений из страны помогают уравновесить торговый профицит, обеспечить платежный баланс и умерить ожидания крупной ревальвации юаня. Однако пока что на долю Китая приходится немногим более 0,5% мировых зарубежных инвестиций. Пекин такая ситуация не устраивает. Вот почему он создал недавно государственную инвестиционную корпорацию с передачей в ее ведение 200 млрд. долл. из государственных золотовалютных резервов. Планируется создание китайских транснациональных корпораций.
ШКОЛЫ ДЛЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ
Отчетный доклад ЦК КПК 17-му съезду структурно отличается от докладов на предыдущих съездах, в частности тем, что в него впервые включен раздел, специально посвященный социальной политике.
Установки на преимущественно инновационное развитие экономики, с одной стороны, и стремление сократить социальную несправедливость в обществе - с другой, требуют обеспечения равных возможностей в доступе к образованию и повышения его качества. Для осуществления необходимых и назревших перемен в области образования нужны немалые материальные ресурсы и определенная корректировка образовательной политики государства.
Принятая в 1993 г. ЦК КПК и Госсоветом КНР Программа реформы и развития образования в Китае предусматривала, что бюджетные расходы на образование в Китае к 2000 г. должны достичь 4% ВВП. Эта цель, однако, не была достигнута. Реализацию поставленной задачи отнесли на 2005 г. Но и в 2005 г. удельный вес бюджетных расходов на образование в ВВП составил всего 2,82%.
По охвату образованием детей школьного возраста Китай занимает 108-е место в мире. Такой охват особенно низок в некоторых северо-западных и юго-западных провинциях, где он в ряде случаев не достигает уровня 1953 г. У сельских жителей, особенно в экономически отсталых районах, значительно меньше шансов получить качественное образование, чем у жителей города, тем более - в развитых восточных провинциях. Немалую часть расходов на образование детей приходится нести семьям учащихся, что нередко оказывается для них непосильным бременем и ведет к отсеву учащихся.
С 2005 г. государство стало постепенно освобождать сельские семьи, испытывающие материальные трудности, от платы за обязательное образование и предоставлять дотации на проживание детей в общежитиях при школах. К 2010 г. правительство намерено добиться полного осуществления бесплатного обязательного образования в сельских районах по всей стране.
Избыток рабочей силы, особенно в сельских районах, с одной стороны, и вытеснение живого труда в результате технического прогресса, с другой, служат постоянным источником напряженности в обеспечении рабочими местами трудоспособного населения. Отчетный доклад ЦК КПК 17-му съезду предлагает решать вопросы трудоустройства, прежде всего, путем развития самостоятельного предпринимательства. Правительству предстоит активизировать усилия в этой области, используя и совершенствуя рыночные механизмы и расширяя систему профессиональной подготовки работников.
Важной областью, где требуется приложить немалые старания для устранения или смягчения социальной несправедливости, является распределение доходов.
Среднедушевой национальный доход в Китае быстро растет. За 2002 - 2006 гг. он увеличился с 1100 до 2010 долл., т.е. почти вдвое. Заработная плата рабочих и служащих за этот период увеличивалась в среднем на 12% в год, т.е. быстрее, чем рос ВВП. Вместе с тем, имущественная и социальная дифференциация в Китае приняла редко встречающиеся в мире масштабы. Коэффициент Джини, показывающий степень расслоения общества, достиг 0,46, что превышает рациональный предел и даже границу безопасности.
Число долларовых миллионеров в Китае увеличилось за период 2001 - 2006 гг. с 124 тыс. до 310 тыс., что ставит Китай по этому показателю на пятое место в мире, после таких экономически развитых стран, как США, Япония, Англия и Германия. Эта верхушка, составляющая менее 0,01% общего числа семей в Китае, обладает 41,4% имущества в стране. Это почти на треть больше, чем в среднем по миру. Пятая часть всего богатства страны находится в руках еще меньшей по численности группы семей. Финансовые ресурсы из этих семей превышают 5 млн. долл. Число таких семей возросло в 2001 - 2006 гг. с 14 тыс. до 48 тыс.10 В то же время в конце 2006 г. в китайской деревне 21 млн. человек пребывали в состоянии абсолютной нищеты и еще 35 млн. человек едва сводили концы с концами. А в городах у 20 млн. человек доходы были ниже прожиточного минимума. Очень велика разница в доходах между жителями города и деревни, различных регионов страны, между работниками разных отраслей народного хозяйства.
За последние годы правительство принимало меры для сокращения разрыва в доходах и материальном положении отдельных социальных групп. С этой целью снижалось налоговое бремя и увеличивались дотации для сельского населения, повышалась пенсионное обеспечение в городах, стимулировалась повторная занятость уволенных с государственных предприятий работников. С 1 января 2006 г. не облагаемый налогом уровень зарплаты был повышен до 1600 юаней (около 200 долл.), с июля - началось урегулирование зарплат служащих и пенсионного обеспечения работников предприятий. Тем не менее, до ощутимого уменьшения социального неравенства еще далеко.
В отчетном докладе ЦК КПК 17-му съезду КПК претерпела изменение прежняя установка на то, что при первичном распределении доходов приоритет отдается экономической эффективности, а социальную справедливость принимают в расчет преимущественно при перераспределении доходов - посредством фискальной и иной полити-
ки государства. Впервые в директивном документе прозвучала мысль о том, что и при первичном распределении "необходимо правильно регулировать отношения между эффективностью и справедливостью", а при перераспределении - "уделять еще больше внимания справедливости". Это дает основание полагать, что нынешнее руководство настроено в большей мере, чем прежде, как-то ограничить тенденцию к расширению пропасти между богатыми и бедными. В докладе говорится также о том, что в первичном распределении доходов нужно повышать долю вознаграждения за труд.
Подчеркнута необходимость скорейшего создания системы социального обеспечения, которая бы охватывала как городское, так и сельское население и включала в себя пенсии, базовое медицинское обслуживание, гарантии прожиточного минимума населения. В настоящее время во всех этих областях население испытывает серьезный дефицит.
ЛЕЧЕНИЕ БЕДНЯКУ НЕ ПО КАРМАНУ
В особо сложном положении находится здравоохранение. Медицинская статистика свидетельствует о том, что основные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период. За годы рыночных экономических реформ существенных перемен к лучшему не произошло. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после основания КНР, а в 1980-е и 1990-е гг. этот показатель менялся мало.
По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем. Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание. У 25% бедных крестьянских семей необходимые затраты на лечение превысили бы их годовой доход.
Доля правительственных расходов на здравоохранение в ВВП составила в 2003 г. всего 0,95%, тогда как в среднеразвитых странах, в ряды которых стремится войти Китай, она достигает 3,1%. С начала реформистского курса в 1978 г. и вплоть до 2002 г. доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2003 г. на государство приходилось только 17% расходов, на предприятия и социальные учреждения - 27%, а остальные 56% расходов на здравоохранение несли сами граждане11. Среднедушевые затраты на амбулаторное и стационарное лечение росли значительно быстрее, чем доходы. В этом отношении континентальный Китай существенно уступает Тайваню.
Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80% государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн. правительственных чиновников и партийных функционеров.
Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены работники частных и иностранных предприятий, а также безработные и приезжающие на работу в город жители села. В деревне за последние годы в экспериментальном порядке проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. Однако система серьезно страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать серьезную поддержку населению.
80% государственных ассигнований на здравоохранение направляется в город и только 20% - в деревню. Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. По данным Центра исследований развития при Госсовете КНР, средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней, что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина12.
Возможности страны по развитию социальной сферы определяются в конечном счете объективными материальными условиями, прежде всего величиной ВВП в расчете на душу населения. Однако немалую роль играют и субъективные устремления лидеров, их готовность уделять этой сфере необходимое внимание и адекватные ресурсы. Материалы 17-го съезда КПК дают основание надеяться на позитивные подвижки в данном направлении.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ - НЕ ПРИОРИТЕТ
Материалы 17-го съезда КПК не оставляют критикам политической системы КНР никаких надежд на радикальные перемены в этой области, по меньшей мере, в обозримом будущем. В отчетном докладе на этом съезде приглушен даже акцент на важности политических реформ, традиционно звучавший в докладах прежнего Генерального секретаря Цзян Цзэминя на трех предыдущих съездах. А на 13-м съезде в докладе генсека Чжао Цзыяна эта тема была одной из центральных. Однако Чжао Цзыян попал в опалу.
Нет также речи в докладе Ху Цзинтао ни о разделении функций правящей партии и правительства, ни о предотвращении чрезмерной концентрации власти, о чем как о важнейших задачах говорил в свое время Дэн Сяопин.
Вместе с тем Ху Цзиньтао в своем докладе не меньше 60 раз в разных коннотациях обращается к понятию демократии. В своей прежней статье ("Азия и Африка сегодня", 2007, N 8) автор этих строк достаточно подробно писал о дискуссиях вокруг проектов демократических преобразований как в самой правящей партии, так и вне ее. Сегодня можно констатировать, что 17-й съезд КПК принял самые минималистские из них.
Первоочередной областью перемен избрана внутрипартийная демократия. Одной из мер по ее укреплению считается экспериментальное преобразование
партийного съезда на уровне уезда в постоянно действующий орган на срок полномочий его делегатов. Местные парткомы обязуются принимать важные решения, включая и назначения ответственных работников, путем голосования. Политбюро ЦК КПК вменяется в обязанность периодически отчитываться перед пленумами ЦК КПК, а бюро местных парткомов - перед пленумами последних. Кандидатуры в состав руководящих органов низовых парторганизаций могут предлагаться как сверху, так и снизу, в том числе и беспартийными. На 17-м партсъезде выборы ЦК были тайными и частично альтернативными (номинантов было на 8,3% больше числа мест), но о распределении голосов не сообщили.
Что касается внепартийной демократии, то здесь обращает на себя внимание обещание постепенно привести нормы избрания жителями города и деревни делегатов в собрания народных представителей в соответствие с их численностью. Сейчас от горожан избираются в четыре раза больше депутатов, чем от селян. Такая норма была введена еще в 50-х гг., чтобы обеспечить руководящую роль рабочего класса. Подчеркивается также важность развития демократии на базисном уровне. Однако ожидаемого многими распространения прямых выборов низовых органов власти с деревень до поселков и волостей не произошло.
Один из наиболее примечательных итогов 17-го съезда состоит в том, что он продемонстрировал действенность механизма смены и обновления руководства, основы которого были заложены Дэн Сяопином. Этот механизм обеспечивает не только перманентное обновление и омоложение правящей элиты, но и ее качественное совершенствование. Разумеется, в правящей партии Китая, как и в любой политической партии, есть группы, обладающие собственными специфическими интересами и стремящиеся ради их реализации продвинуть на ведущие посты в партии и государстве своих представителей. Однако такая конкуренция не перерастает в прямое противостояние, способное "перевернуть лодку". Соблюдаются определенные правила, что превращает порядок постепенной передачи власти от более старшей генерации руководителей к более молодой - в институт, важнейший для длительного бескризисного функционирования политического режима. Известно, что далеко не всем странам с переходной экономикой и переходными структурами власти удавалось такой институт создать, что порождало для них немалые проблемы.
ЗАСЛОН ГЕРОНТОКРАТИИ
Суть правил достаточно проста. Первое: высшие руководящие должности не могут занимать лица старше 70 лет. Тем самым предотвращается формирование геронтократии, обернувшееся бедой как для дореформенного Китая, так и для ряда других социалистических стран, включая Советский Союз. На 17-м съезде добровольно ушли в отставку три престарелых члена Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК, верховного звена партийного руководства. Второе: высшие руководители избираются не дольше, чем на два пятилетних срока. Третье: преемников включают в состав действующего руководства партии не позднее, чем за пятилетие до истечения срока его полномочий. Таким образом, будущие лидеры заранее известны и имеют возможность в должной мере проявить себя. Притом, если окончательное избрание на съезде носит более или менее формальный характер, то предварительный отбор кандидатов - это долговременный, скрупулезный, многоступенчатый процесс, который учитывает их личностные и деловые качества, опыт, репутацию и, разумеется, связи. И он обязательно предполагает консенсус, вырабатываемый в ходе многочисленных согласований, взаимных уступок и торга всех наиболее влиятельных в партии сил и персон.
Что же представляет собой пятая генерация руководителей Китая, которой уже через пять лет, после 18-го съезда КПК предстоит до 2022 г. полностью взять бразды правления?
Прежде всего, это - люди зрелые, в возрасте примерно за пятьдесят с небольшим, обладающие немалым жизненным опытом и уже зарекомендовавшие себя успешной деятельностью на достаточно высоких должностях. Их ранняя юность пришлась на хаотические годы "культурной революции". Многие приняли в этих событиях то или иное участие, но затем были сосланы в деревню и вкусили, таким образом, все тяготы крестьянского труда. По окончании хаоса, с нормализацией жизни в стране подавляющему большинству удалось поступить в университеты и получить приличное образование. Более того, некоторые обзавелись учеными степенями, преимущественно по общественным наукам. Это отличает их от четвертой генерации руководителей, где преобладают технари, причем учившиеся раньше, в менее благоприятное для овладения профессией время.
Часть деятелей, только что вошедших в ряды верхнего эшелона китайского руководства, вышла, как и нынешний Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао, из среды ведущих функционеров комсомола. Это, в конечном счете, способствовало их продвижению в КПК, хотя и не без некоторых осложнений в самом начале. Дело в том, что к восхождению по карьерной лестнице они приступили в суровые годы, последовавшие за трагическими событиями на площади Тяньаньмэнь летом 1989 г. Тогда контролировавшие политическую ситуацию консерваторы в ЦК ЦПК с подозрением относились к выходцам из комсомола, которых не без основания подозревали в сочувствии к бунтовавшим студентам. Но спустя несколько лет, когда наверху укрепились реформаторские веяния, все у них пошло на лад. Перед съездом бывшие комсомольские лидеры занимали примерно треть высших руководящих постов на провинциальном уровне (секретари парткомов и губернаторы) и примерно четверть министерских постов в Госсовете КНР. Они составили кадровый резерв и основу команды Ху Цзиньтао.
Другие неофиты принадлежат к т. н. "партии принцев". К этой категории в Китае относят потомство высшего звена руководителей партии и государства. Они
далеко не всегда росли в тепличных условиях. Многие хлебнули немало лишений в годы "культурной революции". Но затем, пользуясь престижем и связями своих отцов, обрели немалый собственный статус и достаток, преуспев как в бизнесе, так и в политической карьере.
Соперничество и взаимодействие между выходцами из комсомола и "принцами" далеко не исчерпывает сложный расклад внутрипартийных сил влияния. Сохраняют немалый политический вес уходящие по возрасту в отставку руководители. Свои интересы энергично отстаивают элиты, связанные с государственными монополиями в экономике, генералитет, региональные власти.
КТО ПРЕЕМНИК?
В Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК, состоящий из девяти человек, на 17-м съезде КПК вошли четыре новых члена. Пока не определено, кто из них сменит Генерального секретаря ЦК КПК, когда через пять лет на следующем съезде Ху Цзиньтао оставит этот пост.
В свое время Дэн Сяопин назначил своим преемником Цзян Цзэминя, а преемником Цзян Цзэминя - Ху Цзиньтао, определив всем весом своего авторитета непререкаемость именно такой смены главных фигур на долгие годы вперед. Сегодня Дэн Сяопина больше нет, а никто из наиболее влиятельных фигур: ни бывший глава ЦК КПК Цзян Цзэминь, ни его нынешний глава Ху Цзиньтао не обладают достаточным авторитетом, чтобы самостоятельно решать столь судьбоносные вопросы. Поэтому приходится договариваться.
Сегодня считается, что наибольшими шансами обладают Си Цзиньпин и Ли Кэцян. Первый относится к группе "принцев". Его отец - заведующий отделом пропаганды ЦК КПК стал вместе с семьей одной из первых жертв "культурной революции".
15-летнего Си Цзиньпина в январе 1969 г. отправили в глухую горную деревушку на северо-западе страны перевоспитываться путем тяжелого физического труда в народной коммуне. Там он пробыл до 1975 г., сумев, однако, стать секретарем местной парт-ячейки. После завершения "культурной революции" он окончил престижный университет Цинхуа в Пекине, получив диплом бакалавра как инженер-химик и диплом магистра права, и продолжил партийную карьеру. Став вице-мэром города Сямэнь, отделенного лишь узким проливом от Тайваня, Си Цзиньпин немало способствовал развитию торговли между островом и материком. В последние годы Си Цзиньпин возглавлял парткомы ряда зажиточных восточных провинций. В Фуцзяни он прилагал максимум усилий для привлечения иностранных инвесторов, в Чжэцзяне - тесно взаимодействовал с национальным частным капиталом.
Ли Кэцяну также довелось в ранней юности на исходе "культурной революции" изведать тяготы крестьянского труда в одной из беднейших деревень. В 1978 г. он, выдержав огромный конкурс, сумел поступить на юридический факультет Пекинского университета. Некоторые из его соучеников впоследствии заняли важные посты в правовой системе КНР, другие же стали диссидентами. После окончания учебы Ли Кэцян совмещал успешную политическую карьеру в комсомоле с научной работой в области экономики. За одну из своих публикаций он был удостоен престижной премии, а в 1994 г. получил ученую степень. Впоследствии он, как и Си Цзиньпин, трудился на посту первого секретаря провинциальных парткомов, но в районах, гораздо менее преуспевающих, а частично и депрессивных, где социальные проблемы, в первую очередь, проблемы занятости намного острее. Последние три года он возглавлял провинцию Ляонин, где уровень безработицы несравнимо выше, чем в среднем по стране. Сегодня китайская печать восхваляет Ли Кэцяна, прежде всего, за его заботу о простых людях, за его внимание к их нуждам и бедам, за доступность и простоту в общении с народом. За короткий срок правления Ли Кэцяна провинция Ляонин стала одним из лидеров экономического роста в стране.
Полагают, что изначально Ху Цзиньтао прочил на место Генерального секретаря ЦК КПК именно Ли Кэцяна, своего земляка и коллегу по комсомольской работе, но затем под давлением Цзян Цзэминя был вынужден уступить в пользу Си Цзиньпина.
Возможно, именно долголетние связи Си Цзиньпина с элитой наиболее продвинутых восточных регионов страны и привлекли к нему внимание Цзян Цзэминя, который сам является выходцем из Шанхая, богатейшего города в Китае. Однако вряд ли есть
основания считать Си Цзиньпина креатурой Цзян Цзэминя. Первоначально тот, как утверждают, делал ставку на иную персону - Чэнь Лянъю. Еще год с небольшим назад тот возглавлял Шанхайский горком КПК и был членом Политбюро ЦК КПК. Однако в сентябре 2006 г. совместными стараниями Ху Цзиньтао и второго человека в партии - Цзэн Цинхуна его обвинили в коррупции, отстранили от всех постов и арестовали.
Поэтому Цзян Цзэминю и Ху Цзиньтао пришлось сойтись на Си Цзиньпине как на нейтральной фигуре, устраивающей в той или иной мере разные группировки. Об уравновешенности его натуры, неприятии крайностей говорит даже данное ему при рождении имя "Цзиньпин" - "расположенный к равновесию". Именно благодаря этому, а также хорошим связям, личным и деловым достоинствам Си Цзиньпину удалось совершить колоссальный карьерный скачок. На 15-м съезде КПК он был всего лишь кандидатом в члены ЦК КПК, на 16-м - членом ЦК КПК, а на 17-м - сразу вошел в число узкого руководящего ядра партии - Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.
ПО ПУТИ К ГАРМОНИЧНОМУ МИРУ
Перед съездом руководство партии подверглось сильному давлению со стороны ряда бывших партийных и государственных функционеров, добивавшихся радикального пересмотра действующего курса. Критики слева нападали на рыночные реформы, видя в них корень всех пороков: растущей пропасти между богатыми и бедными, коррупции, забвения социалистических идеалов. Критики справа требовали привести политические институты в соответствие с изменившимся социально-экономическим базисом.
Особенно громко звучали голоса слева. В июле 2007 г. появился ряд писем в адрес Ху Цзиньтао и ЦК КПК, подписанных бывшими партийными и государственными деятелями. В одном из них, появившемся в Интернете на сайте "Знамя Мао Цзэдуна" ("Мао Цзэдун цичжи") и подписанном такими персонами, как бывший советник Центра исследований развития при Госсовете КНР Ма Бинь, бывший министр химической промышленности Цинь Чжунхуа, бывший глава Государственного статистического управления Ли Чэнжуй, бывший посол в Советском Союзе Ян Шоучжэн, говорилось, что беды, причиненные реформами, вызывают в обществе жалобы и гнев, и если не принять немедленных мер для исправления ситуации, то появятся люди типа Ельцина, и наступит крах партии и государства. В других письмах за подписью не менее известных лиц также выдвигалось требование, чтобы 17-й съезд КПК принял меры, дабы предупредить коллапс, поразивший КПСС и Советский Союз.
Голоса справа были менее звучными и не столь безапелляционными, хотя и они принадлежали весьма видным фигурам, таким, как Ху Цили (бывший член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК), Ван Гуанъин (занимавший важные посты в высшем законодательном органе КНР), Чэнь Цзиньхуа (бывший член ЦК КПК и министр).
17-й съезд КПК принял во внимание тревогу, связанную с действительно существующими в китайском обществе проблемами, и наметил, как сказано выше, некоторые конкретные подходы к их решению. Вместе с тем он решительно отверг призывы к сворачиванию экономических реформ и политики открытости Китая внешнему миру. В докладе Ху Цзиньтао и других документах съезда вновь декларируется, что китайская компартия остается приверженной делу построения социализма с китайской спецификой, делу развития. Существенным атрибутом социализма и развития признается социальная гармония. Отсюда - стремление максимально сгладить противоречия и конфликты внутри правящей партии, в обществе, равно как и на международной арене.
Таким образом, можно полагать главным итогом 17-го съезда КПК корректировку курса, прежде всего, в социальной и экономической политике с целью предотвратить дальнейшее обострение накопившихся проблем и противоречий и тем самым оптимизировать условия для долговременного устойчивого развития страны. Вместе с тем было бы неверно считать, что такая корректировка имеет только внутреннее измерение. Значение ее далеко выходит за пределы страны, прежде всего, в силу того влияния, которое оказывает уже сегодня Китай на судьбы мира.
Сегодня Китай - важнейший производитель потребительских и иных товаров для мирового рынка. Завтра - один из центров инноваций, мировой поставщик высокотехнологичных услуг и глобальный инвестор. Послезавтра, с превращением юаня в конвертируемую и резервную валюту, он встанет в ряд важнейших финансовых центров. А затем формируемая ныне новая китайская модель развития в случае удачи может стать притягательной для иных стран. И тогда предлагаемая Китаем миру парадигма вселенской гармонии способна обернуться немалой "мягкой силой", готовой соперничать с той моделью развития общества и экономики, которую воплощает Запад.
1 United Nations Statistics Division. National Accounts - http://unstats.un.org/unsd/snaama/resultsCountry.asp?Country=156&SLevel=99&Yea
2 Чжоу Тяньюн. Цзюдин цзэян цай нэн сосяо чэн сян шоужу чацзюй. [Как реально можно сократить разрыв в доходах между городом и деревней]. Чжунго цзинцзи шибао. 22.10.2007.
3 Агентство Синьхуа. 18.10.2007.
4 Ци Цзяньго. Фачжань сяндай сюньхуань цзинцзи цзоу кэчисюй куайсу цэнчжан ды "Чжунго даолу". [Развивать современную безотходную экономику, идти "китайским путем" быстрого длительного роста]. Цяньсянь. 25.10.2007.
5 Чжунго цзинцзи чжоукань. 30.07.2007.
6 Лю Юн, Ли Сянь. 2006 нянь/2007 нянь вого цюйюй цзинцзи фачжань тайши фэньси. [Анализ ситуации в развитии региональной экономики Китая в 2006 - 2007 гг.]. Чжунго цзинцзи шибао. 22.10.2007.
7 Там же.
8 Ма Синь. Чжунго вай мао цзи сюй ю цу чжуань цзин. [Китайской внешней торговле остро необходимо из экстенсивной стать интенсивной]. Жэньминь жибао хайвай бань. 29.08.2007.
9 Чжунго цзинцзи шибао. 18.09.2007.
10 Агентство Синьхуа. 30.10.2007.
11 Чжунго цзинцзи шибао. 11.03.2007.
12 Дунфан ван. 20.02.2006.
Опубликовано на Порталусе 22 апреля 2024 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK