Рейтинг
Порталус

ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ

Дата публикации: 12 июня 2024
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ
Источник: (c) Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2005, №1.
Номер публикации: №1718214789


МОСКВА ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РАН

Накануне 25-летней годовщины иранской революции, которая 11 февраля 1979 г. свергла одну из старейших монархий мира, Институтом востоковедения РАН в 2004 г. была проведена международная научная конференция, посвященная этой теме. Основными ее организаторами явились сектор Ирана ИВ РАН и Культурное представительство при Посольстве ИРИ в Москве при участии Российского общества культурных связей с Ираном, Международного сообщества союзов писателей, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино. На конференции было зачитано 18 докладов ученых из Москвы, Тегерана, Саратова, Ельца, Махачкалы.

Конференцию открыли Чрезвычайный и Полномочный посол ИРИ в России Голам Реза Шафеи, начальник Управления внешней политики Министерства культуры РФ Л. Л. Макарченков и зам. директора ИВ РАН В. М. Алпатов. Голам Реза Шафеи выступил с докладом, посвященным проблемам исламской демократии и как понятию, порожденному иранской революцией, и как практике жизни Ирана в рамках исламской государственности. Глава культурного представительства при Посольстве ИРИ в Москве Мехди Иманипур в докладе "Проблемы либеральной демократии и опыт религиозной демократии" затронул вопросы совместимости либеральных и демократических ценностей, совпадения и различия в трактовке этой проблемы западными и исламскими теоретиками.

Профессор Тегеранского университета Сайед Реза Амели посвятил свое выступление анализу исламской революции в Иране как процесса, противоположного глобализации "сверху". Он отметил, что глобализация с позиций диктата порождает "периферийную" глобализацию, или справедливую глобализацию. О значении религии в современном мире говорил зам. зав. Отделом внешних связей Московского патриархата РПЦ протоиерей Всеволод (Чаплин), отметив, что у христианства и ислама есть прочная основа для межцивилизационного диалога.

Зав. сектором Ирана ИВ РАН Н. М. Мамедова дала оценку иранской революции как исламской, исходя из трех аспектов. По ее мнению, она имела прежде всего огромное значение для истории Ирана, фактически впервые изменив форму государственности и прервав многовековую монархическую традицию; для истории иранского духовенства, которое и ранее принимало активное участие в крупнейших политических движениях, но никогда не претендовало на государственную власть и не добивалось ее; и наконец, для мировой истории, так как ислам в период иранской революции и главным образом в результате ее, предстал в качестве политической силы всемирно-исторического характера. Других религиозных революций такого масштаба современный мир не знал. Возникновение исламского правления, которое сразу же после революции фактически противопоставило себя политической, экономической и даже культурной модели дореволюционного развития, представлявшей собой тип вестернизованной модернизации, можно рассматривать как поиск стратегии развития, альтернативной западной, что обусловливает значимость исламской революции и опыта исламского государства с точки зрения мирового сообщества.

С. Б. Дружиловский (МГИМО) основное внимание уделил анализу достижений исламской республики в области социальной жизни. Он считает, что социальные преобразования в ИРИ коренным образом изменили характер иранского государства. Исламская революция дала импульс процессам, которые в последующие годы наполнили ее социальным содержанием. Свидетельством этому стал расцвет национальной культуры, переход к всеобщему среднему образованию и медицинскому обслуживанию населения, ликвидация нищеты и голода, принятие программы защиты материн-

стр. 170


ства и детства, присоединение ИРИ в 2001 г. к конвенции ООН о запрете любых форм дискриминации женщин.

Различным аспектам, связанным с исламской революцией в Иране, в том числе проблемами языка и культуры, посвятили свои выступления С. М. Алиев, М. С. Каменева, Ю. Л. Рубинчик, С. М. Раванди-Фадаи (все - ИВ РАН), В. Б. Иванов (ИСАА при МГУ), М. Н. Османов (Махачкала). Вопросы внешней политики Ирана стали основной темой докладов Л. М. Кулагиной, Е. В. Дунаевой, И. Е. Федоровой (все - ИВ РАН), В. И. Сажина (радио "Голос России") и др. Развернувшаяся дискуссия касалась главным образом проблем взаимоотношений иранского государства с Россией, и крупнейшими странами мира, эволюции внутренней и внешней политики Ирана.

7 июня 2004 г. в секторе Ирана состоялась встреча иранистов Москвы с делегацией представителей информационных агентств Ирана и журналистами. Было представлено главное информационное агентство страны - ИРНА, а также недавно образованное Информационное студенческое национальное агентство - ИСНА. Главный редактор англоязычной "Iran News" основное внимание в своем выступлении уделил проблеме свободы слова, сравнил состояние прессы и возможности выразить взгляды различных политических течений в современном Иране и в шахский период. Состоялся обмен мнениями относительно освещения событий внутренней и внешней жизни Ирана и России в прессе двух стран. Представители иранской стороны высказали озабоченность, связанную с тем, что в ряде российских исследований заметно преобладают факты и взгляды западных авторов, и в меньшей степени используются иранские работы и данные иранских изданий. Иранисты ИВ РАН на примере последних работ, выполненных институтом, показали, что подход к использованию данных у разных ученых различен, национальная статистика и данные иранской прессы используются широко, особенно в работах экономистов. Однако при анализе политической ситуации, исследовании идеологических течений, общественно-социальных сдвигов в иранском обществе ощущается недостаточность освещения этих проблем в иранской прессе и иранских научных исследованиях, что делает затруднительным сравнение взглядов российских, западных и иранских ученых. Особенно широко обсуждались вопросы российско-иранских отношений, возможности расширения информационного обмена, публикации российских ученых в изданиях Ирана, перевода научных работ российских ученых на персидский язык.

Н. М. МАМЕДОВА

* * *

3 октября 2004 г. состоялось заседание Отдела Юго-Восточной Азии, посвященное памяти И. В. Можейко.

18 октября 2004 г. известному востоковеду и писателю, доктору исторических наук Игорю Всеволодовичу Можейко исполнилось бы 70 лет.

Еще год назад никто не мог предположить, что этот юбилей Игоря Всеволодовича его коллеги и друзья будут отмечать без него. Но судьба распорядилась по-иному - он ушел в расцвете своего таланта, творческих планов и свершений.

Коллеги и друзья делились воспоминаниями о Игоре Всеволодовиче.

В далеком 1957 г. И. В. Можейко поехал в качестве переводчика в Бирму, и с тех пор все связанное с жизнью этой экзотической и в то же время малоизвестной страны положило начало его пути в востоковедение. В бирманистике он оставил многочисленные работы разных жанров и столь же многочисленные картины на бирманские сюжеты и серии фотографий. Вообще, это была необычайно талантливая, многогранная натура.

Если среди востоковедов было широко известно имя доктора исторических наук И. В. Можейко, то миллионы соотечественников зачитывались книгами писателя Кира Булычева, не всегда зная, что это один и тот же человек.

Темами исследований по Бирме были ее история, культура, религия, биографии выдающихся бирманских деятелей. В центре научных и художественных произведений Игоря Всеволодовича всегда находился человек с его внутренним миром, представлениями о добре и зле, о смысле жизни. Его докторская диссертация была написана на тему: "Буддийская сангха и государство в Бирме" (М., 1980). А еще раньше вышла в свет научно-популярная книга "500 храмов на берегу Иравади: Паганское царство" (М., 1967). В серии ЖЗЛ в 1965 г. опубликована биография национального героя Бирмы Аун Сана. Проникновение в бирманскую действительность помогло ему выйти на изучение проблем регионального и мирового развития. Из трудов на широкие

стр. 171


"нестрановые" темы выделяются книга о Юго-Восточной Азии во Второй мировой войне "Западный ветер - ясная погода" (издавалась дважды - в 1984 и 2002 гг.) и оригинальное по замыслу, крупномасштабное исследование "1185: Восток-Запад" - одновременный срез живой "очеловеченной" истории народов разных культур, цивилизаций и уровней развития, обитавших в различных географических ареалах.

Приоритет человеческого - это то, что отличает книги писателя-фантаста Кира Булычева, фильмы, снятые по его сценариям, которые получили признание зрителей и удостоены государственных премий. Историк и коллекционер И. В. Можейко - крупнейший в нашей стране профессионал-фалерист. Неудивительно, что в 90-х гг. XX в. он становится членом Комиссии по наградам при Президенте РФ. Один из его фундаментальных трудов по фалеристике (написанный в соавторстве с Г. Мельник), которым сам Игорь Можейко очень гордился, - "Должностные знаки Российской империи" (М., 1993).

Каждый, кто общался с И. В. Можейко, невольно подпадал под обаяние его личности - блестящего и остроумного рассказчика, внимательного собеседника, энциклопедически образованного человека. Мы, друзья и коллеги, в день его 70-летия с любовью и признательностью вспоминаем нашего замечательного Игоря Можейко, человека удивительной щедрости, доброты, искренности душевности.

Д.В. МОСЯКОВ

СУДАК

XIV ежегодная международная конференция "Человек и природа. Проблемы социо-естественной истории", организуемая ИВ РАН, состоялась 20 - 24 сентября 2004 г. Ее со-организаторами от Крыма в рамках программы "Великий шелковый путь" стали Городской совет г. Судака, Таврический национальный университет, музей-заповедник "Судакская крепость" и Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского, от Польши - Институт Востока университета им. Адама Мицкевича (UAM). К конференции на средства программы "Великий шелковый путь" при информационной поддержке крымской независимой газеты "Полуостров" был издан сборник статей и избранных тезисов, что позволило в соответствии с традицией конференции не зачитывать опубликованные доклады, а делать акценты на важнейшие детали или выступать с неопубликованным докладом. Приятно отметить, что Городской совет г. Судака оплатил пребывание на крымской земле польских участников конференции.

Общая направленность форума определялась подзаголовком конференции и названием сборника - "Человек и природа: история и современность". Помимо пленарных, три заседания были посвящены: странам и народам "Великого шелкового пути", взаимоотношениям природы и общества и отдельным моментам исторического процесса всемирной истории.

На трех "круглых столах" обсуждались: проблемы, связанные с глобальными изменениями климата в первой половине XX в. и возможными хозяйственными и политическими последствиями этих изменений; социальные и политические процессы, касающиеся прошлых и современных социально-экологических кризисов; современные социально-экономические и социально-политические процессы в Крыму с учетом эволюции крымско-татарского этноса.

На первом пленарном заседании история и современность были представлены четырьмя докладами. Э. С. Кульпин (ИВ РАН) рассказал о современном состоянии биосферы Земли и основных глобальных технологических, экономических и политических проблемах как они зафиксированы в официальных документах XXI в. - ООН (ЮНЕП и GEO-1; GEO-2) и РФ. В докладе было особо отмечено, что впервые в документах РФ современное состояние земной биосферы расценивается как глобальный социально-экологический кризис, а в официальных документах ООН решение большинства глобальных проблем напрямую связывается с трансформацией ментальности - главной цели социоестественных исследований. В тех же документах фиксируется отсутствие методов решения проблемы ментальности в мировой науке. Методологическая и фактологическая "продвинутость" социоестественных исследований в данном направлении делает их востребованными как никогда прежде.

Другая важнейшая особенность современности - информационная рассматривалась Я. Вишневски и Я. Сухом (оба - UAM) в совме-

стр. 172


стном докладе "Природные условия жизни и информационное общество".

Два других пленарных доклада были посвящены истории.

Директор Института Востока UAM К. Петкевич выступил с докладом "Модель польско-русско-литовского сосуществования в польско-литовском государстве XIV-XVII вв. (постановка проблемы)" по исследованию, согласованному с проектом ИВ РАН по линии РФФИ "Теоретическое и экспериментальное моделирование социально-экологических кризисов" (руководитель - Э. С. Кульпин). К. Петкевич подчеркнул, что эволюция Великого княжества Литовского в империю стала следствием социально-экологического кризиса в Золотой Орде, в результате которого все древнерусское население Восточной Европы оказались разделенными в двух новых государственных образованиях - Великих княжеств Литовском и Московском. В докладе сделано предположение о времени критического момента, за которым могло последовать либо полное обрусение литовцев в Великом княжестве литовском, либо сохранение ими своей идентичности в условиях переориентации на Западную Европу за счет объединения с Польской Короной.

Президент польского исторического общества директор Института истории университета им. Николая Коперника К. Микульский выступил в докладом "Тенденции развития общественных отношений в польских городах в XVIII в." по итогам многолетнего коллективного исследовательского проекта. Его доклад прежде всего касался развития в Польше первой из двух главных отличительных черт европейской цивилизации - самоорганизации (Магдебургское право) и информатизации (университеты) общества.

На заседании в рамках темы "Великий шелковый путь" помимо одного доклада о творчестве безвременно ушедшего члена Научного совета СЕИ нижегородского профессора С. Б. Сенюткина, рассматривались проблемы различий цивилизаций Запада и Востока в докладах сотрудников ИВ РАН: Ю. М. Дробышева - "Монголия сегодня глазами ученого и путешественника", В. М. Немчинова - "Встретятся ли снова Восток и Запад в умах и сердцах нового поколения XXI в.?" и А. И. Кобзева - "О специфике китайской культуры" (посвящен сравнительному анализу фундаментальных различий западноевропейской и дальневосточной цивилизаций).

На других заседаниях и "круглых столах" рассматривались проблемы изменения климата в XXI в. Это доклады ведущего климатолога России В. В. Клименко (МЭИ) и представителей его школы - А. Г. Терешина, О. В. Безсоновой, А. М. Слепцова (В. В. Клименко, А. Г. Терешин "Развитие мировой энергетики как саморегулирующейся системы в условиях глобального экологического кризиса"; В. В. Клименко, О. В. Микушина, Д. С. Безносова, А. Г. Терешин "Последствия глобального экологического кризиса для экономического, социального и политического развития в мире"; В. С. Голубев (Ин-т литографии РАН) "Индикаторы социоприродного развития и перспектива России" и Л. С. Мокрушина (Ин-т географии РАН) "Трансграничные природоохранные территории - один из путей процесса глобализации").

Проблемы изменяющегося мира в области политики и ментальности были затронуты в докладах Л. М. Смирнова (Ин-т психологии РАН) "Общественное бессознательное современной России и его отражение в массовых опросах"; В. В. Лапкина и В. И. Лапкина (ИМЭ-МО) "Особенности и тенденции геополитического позиционирования Украины и России в постсоветский период", представителей польской исторической школы проф. К. Петкевича - К. Ендращик "Украинско-польское партнерство и отношения с Россией", К. Сьвидера "Особенности формирования современного и постсовременного белорусского национального самосознания".

В ряде докладов рассматривались исторические явления, события и процессы в их связи с современными процессами в мире, России и Крыму: Л. Е. Гринин (изд-во "Учитель") "Всемирная история и исторический процесс"; А. Х. Бурганов (РГГУ) "О собственности этноса на природные ресурсы"; Э. С. Кульпин, В. И. Паншин "Второй социально-экологический кризис в России: истоки, характер, последствия"; А. М. Слепцов (МЭИ) "Реконструкция климата русской равнины"; Д. Черный (Харьков) "Особенности миграционного поведения украинцев в начале XX в."; Г. Скруква (Познань) "Человек и природа в романе "Лето лесных людей". Ранний экологизм в межвоенной Польше".

Поскольку конференция проводилась в Крыму, проблемы полуострова и его современная крымско-татарская специфика также нашла отражение в докладах А. Р. Вяткина (ИВ РАН) "Природные ресурсы Крыма и депортация крымских татар", Ш. У. Мустафаева "О национальном самосознании, общественном бессознательном и специфике этногенеза

стр. 173


крымских татар"; М. Маршевского, Я. Коралевского "Крым: миграция и экология".

Важнейшим для решения проблем социо-естественной истории, цель которой выявить взаимосвязь явлений, событий и процессов в цепи "природа-хозяйство-ментальность", стал "круглый стол" "Человек и природа: история и современность''.

На конференции был обсужден ряд организационных вопросов. Польская делегация предложила преобразовать ежегодный сборник статей в серии "Социоестественная история" в российско-польский (ИВ РАН - Общество польских историков) с первым изданием в Польше на польском языке с дублированием статей в новом российском журнале "История и современность" (издательство "Учитель", г. Волгоград) и включить в состав редсовета журнала (гл. ред. Э. С. Кульпин) ведущих польских историков. Также с польской стороны было предложено следующую XV конференцию "Человек и природа. Проблемы социо-естественной истории" провести в Польше в одном из бывших тевтонских замков.

Э. С. КУЛЬПИН

МАЛАЙЗИЯ КУАЛА-ЛУМПУР

1 - 2 июля 2004 г. Музей искусства Азии (Muzium Seni Asis) Университета Малайя (УМ) совместно с Центром "Диалог цивилизаций" (Pusat Dialog Peradaban) УМ провели международную конференцию "Теневой театр как элемент развития цивилизации". В конференции приняли участие ученые из Англии, Индонезии, Малайзии, России, Таиланда. На конференции обсуждались история, этапы развития теневого театра, проблемы его выживаемости в современных условиях.

И. Н. Соломоник (Москва) в докладе "Невидимое в зримом. Проблемы анализа традиционных представлений теней (силуэтов) и кукол" предложила оригинальную трактовку некоторых аспектов индонезийского теневого театра ваянг, сопоставив его с русским театром Петрушки. Мэтью Исаак Коэн (Ун-т Глазго) посвятил свое выступление исламским мотивам в театре кожаных кукол (ваянг кулит) Индонезии на основе полевых исследований, проведенных в Чиребоне.

Тема, связанная с воздействием ислама на ваянг, привлекла внимание и других участников конференции, в частности Мухаммада Усмана Эль Мухаммадья (Междунар. исламский ун-т, Куала-Лумпур), по мнению которого, будущее теневого театра в мусульманских странах находится на пути абсорбирования исламских элементов культуры (облик кукол, сюжеты и т.п.). Гулам Сарвар Юсуф (УМ) в сообщении "Малайский теневой театр: постоянно изменяющаяся традиция" в целом согласился с этой идеей.

О разновидностях теневого театра в Таиланде говорил Сурапоне Вурулрак (Чулалон-гкорский ун-т, Бангкок). Функциям и роли заставки - кайона был посвящен доклад Сугу Киндхама (Ун-т наук Малайзии, Пинанг). И Ваян Дибиа (Индонезия, Бали), являющийся специалистом по балийскому ваянгу, осветил проблему отражения современной жизни в представлениях теневого театра. Синггих Вибисоно (Индонезия) сконцентрировал внимание на ваянге, в котором разыгрываются сцены из яванского эпоса Серат Менак.

Многие участники встречи выразили мнение, что теневой театр переживает определенный упадок в связи с появлением других, более популярных и современных зрелищ (кино, телевидение и т.п.) и без целенаправленной помощи государства может постепенно исчезнуть. В то же время попытки "влить новое вино в старые меха" оказываются не всегда удачными.

В рамках конференции были устроены представления теневого театра Бали, а также малайского ваянга в новой, современной "мусульманской" форме, далангом (кукловодом) которого выступил сам ректор УМ Хашим Якуб.

* * *

20 - 21 июля 2004 г. прошло пятое заседание Международного совета по малайскому языку (Majlis Antarabangsa Bahasa Melayu), созданного при Совете по языку и литературе Малайзии (Dewan Bahasa dan Pustaka Malaysia) в 2000 г. В нем приняли участие представители 18 государств (Австралия, Англия, Бруней, Вьетнам, Германия, Индия, Индонезия, Камбоджа, Китай, Корея, Малайзия, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Франция,

стр. 174


Шри-Ланка, Япония). Каждый участник представил доклад о состоянии преподавания малайского языка и малайских исследований в своей стране.

Было отмечено, что повышается интерес студентов к изучению малайского языка, ведутся оригинальные исследования в области малаистики. Так, в Германии малайский язык преподается в 19 учебных заведениях, а в Австралии он включен (в индонезийском варианте) в программу средних школ как второй иностранный язык. В России число изучающих малайский/индонезийский язык более 60 человек в шести институтах и университетах Москвы и Санкт-Петербурга (МГУ, СПГУ, МГИМО(У) МИД РФ, Российский гуманитарный университет, Восточный университет при ИВ РАН и Институт практического востоковедения). В Москве (с филиалом в Санкт-Петербурге) действуют Общество "Нусантара", которое изучает малайский мир, и Центр малайских исследований при МГУ.

Интерес к преподаванию малайского языка проявляют и за пределами двух столиц: в Благовещенске (Амурский университет) и Владивостоке (Дальневосточный университет). В российском Интернете появились сайты, где можно познакомиться с образцами малайской литературы и переводами русской поэзии на малайский язык (www.poetarium.ru; www.pereplet.ru; www.pushinstitut.ru).

Совет по малайскому языку оказывает большую поддержку центрам изучения малайского языка за рубежом. В частности, в предстоящее пятилетие намечено подготовить и издать малайско-французский, малайско-корейский и малайско-русский словари, осуществлять программу расселения иностранных студентов в семьях, подготовить грамматику и учебник малайского языка для иностранцев. В рамках Совета созданы четыре рабочие комиссии.

Поскольку Совет прошел стадию становления и показал свою дееспособность, принято решение проводить его заседания не ежегодно, как было до этого, а раз в два года. Следующее заседание состоится в 2006 г., а последующие - в 2008 и 2010 г. По предварительной договоренности, заседание 2006 г. состоится в Куала-Лумпуре, а затем, соответственно, в Индонезии и Брунее.

В последний день заседания состоялось прощание с уходящим на пенсию председателем Совета Азизом Дераманом, который много сделал для продвижения и развития малайского языка в мире.

* * *

9 августа 2004 г. в Университете "Малайя" (УМ) по инициативе Центра "Диалог цивилизаций" УМ и Ядерного общества Малайзии (Persatuan Nikelear Malaysia) состоялся семинар, посвященный Дню Хиросимы. В семинаре приняли участие представители общественности Малайзии, преподаватели и студенты вузов. Открывая семинар, ректор УМ Хашим Якуб выразил озабоченность тем, что ядерные ресурсы сосредоточены в руках немногих стран, в первую очередь США, которые могут диктовать с его помощью свою волю всему миру. Он прочел молитву в память о жертвах Хиросимы, которую повторили все присутствующие мусульмане.

С интересом было выслушано выступление Абдул Разак Абдул Хамида, малайзийца, который, будучи студентом в Хиросиме, стал очевидцем трагических событий. Из всех обучавшихся малайцев он был единственным, кому удалось выжить, и теперь его голос звучит предупреждением человечеству об опасности применения оружия массового уничтожения.

В рамках семинара состоялся форум "Роль ядерной энергии в развитии цивилизации", в котором приняли участие председатель Института космических исследований Национального университета Малайзии (Institut Sains Angkasa) Бахаруддин Ятим, преподаватель кафедры физики факультета естественных наук УМ Иснин Абдул Джалил, представитель компании "Стерилгамма" (Sterilgamme) Язиз Юнус. Они говорили об использовании ядерной энергии в мирных целях, в том числе в Малайзии (главным образом в медицине и пищевой промышленности).

В заключение состоялись презентации книги Османа Путиха "Пепел Хиросимы"*, в основу которой положены впечатления Абдул Разак Абдул Хамида, просмотр документального фильма о событиях в Хиросиме и декларация стихотворения М. Матусовского "Хиросима не должна повториться" в переводе на малайский язык.

В. А. ПОГОДАЕВ


* Othman Putih. Debu-Debu Hiroshima. Kuala Lumpur. DBP, 2004.

стр. 175

Опубликовано на Порталусе 12 июня 2024 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама