Главная → РАЗНОЕ → Проблемы, фольклористики в трудах членов Московского лингвистического кружка
Дата публикации: 25 июля 2024
Автор(ы): Г.С. Баранкова →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ →
Номер публикации: №1721862902
Г.С. Баранкова, (c)
Проблемы, фольклористики в трудах членов Московского лингвистического кружка *
Мы продолжаем издание материалов, связанных с историей Московского лингвистического кружка и предлагаем вниманию читателей текст протокола его заседания от 20 марта 1920 года, который хранится в Рукописном отделе Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (более подробно см.: Русская речь. 1999. N 6). Настоящая публикация показывает одно из важных направлений в деятельности кружковцев - изучение и собирание фольклора.
Следует отметить, что в 10-20-е годы XX века предприняты весьма плодотворные усилия отечественных ученых в изучении устного народного творчества. P.O. Якобсон и П.Г. Богатырев в своем обзоре работ по славянской филологии за 1914-1920 годы указывали на непрекращающееся интенсивное собирание и теоретическое осмысление фольклорных материалов, в особенности в центральной России. В этой
* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект N 98-04- 06224а "Деятельность Московского лингвистического кружка по материалам его архива".
стр. 71
работе активное участие принимали члены Кружка: П.Г. Богатырев, Н.Ф. Яковлев, Б.М. Соколов (Якобсон Р., Богатырев П. Славянская филология за годы войны и революции. Берлин, 1923).
На заседаниях Кружка обсуждались вопросы, касающиеся специфики русской исторической песни. На эту тему с докладом выступил Н.Ф. Яковлев, который 5 апреля 1919 года прочел доклад "Русская историческая лирика XVI-XVII веков". Кружковцами проводились исследования, связанные с отражениями фольклорных мотивов в произведениях русских писателей XIX века. В этой связи можно упомянуть доклад П.Г. Богатырева "О Гусаре Пушкина" (1919 г.), в котором докладчик указал на сказку из сборника Д.К. Зеленина как на возможный источник этого стихотворения, а также доклад Н.Ф. Яковлева "Элементы фольклора у Лермонтова" (1921 г.), раскрывающий песенные источники отдельных его произведений.
Кружковцев интересовало отражение в фольклоре текущих событий (революция, гражданская война). На эту тему с сообщениями выступал Ю.М. Соколов (публикацию протоколов этих заседаний, состоявшихся 17 и 23 мая 1919 г., см.: Русская речь. 1999. N 6). Наблюдения над формальными особенностями заговоров содержатся в докладе П.Г. Богатырева "Опыт изучения заговоров (Повторения в заговорах)". Ему же принадлежит разбор вышедшей в 1917 году ценной работы Н.Ф. Познанского (Заговоры, опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг., 1917), который содержится в его докладе "Труд Познанского о заговорах". В связи с тем, что члены Кружка сами участвовали в собирании фольклора, актуальными являлись вопросы, связанные с методикой фольклорных записей. 11 августа 1920 года с докладом на эту тему "Из методологии записи песен" выступил Н.Ф. Яковлев.
Заседания Кружка были весьма разнообразны не только по содержанию обсуждавшихся на них вопросов, но и по самой форме их проведения. На них приглашались исполнители народных песен, которые рассказывали о своем творчестве, отвечали на вопросы кружковцев и исполняли песни из своего репертуара. Далее мы публикуем протокол одного из таких заседаний, на которое был приглашен П.Г. Ярков, крестьянин Бронницкого уезда Московской губернии, известный любитель русской народной песни, организатор признанного в Москве крестьянского хора. Исследователи фольклора, как писал Ю.М. Соколов, всегда дорожили такими людьми (в их числе он называет П.Г. Яркова и В.И. Симакова, крестьянина Кашинского уезда Тверской губернии), ибо именно они "сами представители той среды, в которой народная песня живет полной жизнью, могут дать исследователю много интересных и полезных сведений, при этом не только, так сказать, о сыром материале, но и о внутренних процессах, переживавшихся и переживаемых народною песнею" (Симаков В.И. На-
стр. 72
родные песни: их составители и их варианты. С предисл. Ю.М. Соколова. М., 1929).
На этом заседании Кружка были обсуждены вопросы о связях города и деревни, сказавшихся на характере песенного творчества, о роли Москвы в этом процессе, о популярности песни в разных слоях общества, о роли певцов-профессионалов, о литературной истории песни и ее переработке, об отборе песенного репертуара в разных по возрасту группах населения и ряд других.
Следует отметить, что между фольклором и письменной художественной литературой всегда существовала определенная связь. Вполне естественно, что устная поэзия городского центра находилась под влиянием книжной поэзии. Ю.М. Соколов отмечал, что источником проникновения в крестьянскую массу книжной поэзии вообще и песен на их основе в частности являлась мещанская мелкоторговая, мелкочиновничья и ремесленная среда (Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941). Литературная история песни претерпевала в разных социальных условиях значительные изменения. Попав в песенный репертуар, стихотворение или романс подвергались существенной переделке. В связи с этим песни, созданные на их основе, изобилуют различными вариантами. Изучение таких вариантов может стать свидетельством того, каким путем проникала песня в среду рабочих или крестьян. Выступавший на заседании Кружка П.Г. Ярков сохранил воспоминания не только о том, кем и как исполнялись те или иные песни, но и о том, какие изменения вносились в них. На заседании Кружка речь шла и о частушках, "прибаутках", как называл их П.Г. Ярков. При этом исполнитель относил их появление в Москве приблизительно к 1895 году и отмечал большое число частушек с общественно- политическим содержанием.
Протокол заседания Московского Лингвистического Кружка
20 марта 1921
Присутствуют:
П.Г. Богатырев, А.А. Буслаев, Б.В. Горнунг, И.А. Гуревич, О.А. Коган, А.И. Ромм, П.П. Свешников, Б.В. Томашевский, С.А. Усиевич, P.O. Шор, В.И. Яковлева, Н.Ф. Яковлев, П.Г. Ярков.
Председательствует - А.А. Буслаев, секретарь - Б.В. Горнунг.
Председатель, открыв заседание, предложил изменить повестку дня:
1) ввиду выяснившейся неподготовленности присутствующих к коллективному разбору "Бедность не порок", 2) ввиду приглашения Н.Ф. Яко-
стр. 73
влевым на сегодняшнее заседание собирателя и исполнителя народных песен Петра Глебовича Яркова. Предложенное изменение принимается и слово предоставляется Н.Ф. Яковлеву.
Н.Ф. Яковлев знакомит присутствующих с Петром Глебовичем Ярковым и рассказывает о своей с ним встрече и о том, что сделано П.Г. в области собирания песенного материала. Н.Ф. предлагает установить порядок вопросов, которые должны будут сегодня обсуждаться в связи с тем материалом, который сможет дать П.Г. Такими вопросами являются прежде всего: 1) биографические сведения самого П.Г., 2) вопрос о роли Москвы и, далее, вообще городского центра в процессе песенного творчества.
Л. И. Ромм предлагает выяснить, в чем же, собственно, заключается роль городского центра: в том ли, что город снабжает новым песенным материалом, или в том, что под городским влиянием старые песни начинают исполняться иначе.
П.Г. Ярков, отвечая Ромму, совершенно отрицает, что какие бы то ни было изменения в песнях произошли исключительно вследствие известных городских влияний на деревню. Наоборот, роль города гораздо значительнее и сложнее. Можно сказать, что город, в частности Москва, является центром песенного творчества. Пословица "Во Гжель ездил за дудками, в Москву - за песнями" имеет свое реальное подтверждение в том, что несомненно можно сказать, что почти все песни различных областей и губерний, даже различных эпох, могут быть - при желании искать - найдены в Москве.
Далее П.Г. Ярков отмечает преобладание интереса к напеву над интересом к содержанию и указывает, что факт скорого забывания вошедшей в моду песни, или факт ее сохранения в продолжение значительного промежутка времени зависит в значительной части от того, является ли напев новой песни оригинальным или нет. Забывавшиеся песни могут затем через много лет снова войти в обиход и стать модными. Так, напр[имер], песни, которые можно найти в Чулковском сборнике, т.е. записанные около 150 лет назад 1 , пелись в Москве и Московской губернии, как совсем новые, около 30 лет назад. Затем следует отметить постоянное присутствие в песенном репертуаре определенной местности и определенной эпохи некоторых песенных сюжетов. Так, всегда встречается какая-либо песня о ямщике, арестантские песни с определенным сюжетом.
Биографические сведения о себе П.Г. Ярков дает следующие. В настоящее время ему 45 лет (т.е родился он ок[оло] 1875 г.). С 13-ти летнего возраста он начал жить в Москве, куда его отдали в ученье. Любовь [к] песням у него развита с самого раннего детства, хотя неблагоприятные условия (гл[авным] образом, необходимость сидеть постоянно дома) мало способствовали развитию в нем этого задатка. Первыми песнями, которые он выучил, были плясовые песни, которые он вы-
стр. 74
учил на свадьбе своей тетки в 5-ти летнем возрасте. Впоследствии от той же тетки он выучился многим" другим песням. Развитию в нем любви к песням способствовал также и дед, умерший в возрасте около 85 лет, из-за престарелости уже не бывший в состоянии сам петь, но много рассказывавший о тех или иных знаменитых песенниках. 7-ми лет П.Г. познакомился с одним исполнителем песен, занимавшимся отхожими промыслами, преимущественно в Москве. Бывая часто в гостях у этого человека, П.Г. выучился у него большому количеству песен, а также умению варьировать напевы. С этого времени и до 13-ти летнего возраста, до отъезда в Москву, песенный репертуар его не переставал разрастаться. В Москве обстановка была также благоприятная: мастера в заведении, куда попал П.Г., во время работы пели много песен, а в праздники это занимало почти весь день, причем присоединялись еще приезжавшие из деревни жены. В то время (в начале 90-х годов) в Москве еще исполнялись песни, называемые "круговыми" ("хоровод" - къравот - название более позднее). 2 П.Г. знает до 30-ти "круговых" песен, что является довольно редким явлением. Можно отметить исполнение "круговых" песен под Москвою, в селе Преображенском еще в конце 90-х годов (1898-99 гг.). Пели фабричные рабочие. Со стороны полиции всегда замечалось желание подавить в народе стремление к песенному творчеству, духовенство же, пользуясь этим, убеждало, почти заставляло петь церковные песни. П.Г. указывает, что сам он церковного пения не любит. В том месте, где он находился в ученье (в столярном заведении на Пименовской улице), состав мастеровых был смешанный, были люди из разных губерний, но пелись более или менее одни и те же песни. Тем не менее П.Г. до сих пор помнит, кем исполнялись в особенности те или другие песни, кем вносились те или другие новые и в своих записях отмечал губернии, из которых, как можно на основании сказанного предполагать, идет та или иная песня. Это относится к самому концу 80-х годов. Далее идут 90-е годы: песни продолжали петься как в мастерских, так и по дворам (вечером после работы). К этому времени относится появление следующих песен (указаны в хронологическом порядке): "Зачем ты, безумная, губишь?" 3 , "Потеряла я колечко" (которая в настоящее время имеет совершенно иной напев), "Чудный месяц плывет над рекою" 4 , "Коробейники" 5 . "Коробейники" распространялись чрезвычайно медленно и широкое распространение получили только после 1900 года; напев их несколько раз изменялся, хотя вариации его не были значительными. Здесь следует отметить, что при появлении новых песен исполнителями практиковалась контаминация мелодий: у одной песни брали зачин, у другой заключение; такая контаминация практиковалась и самим Петром Глебовичем.
Далее надо указать, что появлявшиеся песни распространялись неодинаково в том смысле, что одни песни имели успех только у молоде-
стр. 75
жи, старики их не принимали, другие - как раз наоборот. Песня "Потеряла я колечко" 6 имела большую популярность: ее выучили и все старики-песенники. Иногда появлялась песня, которая была в моде лет 20-30 назад и которую старики еще не забыли, хотя ими она уже пелась, и песня прививается вновь. Так было с песнею "Снега белые пушистые" 7 . И в настоящее время многие песни, по выражению Петра Глебовича, "лежат в старом поколеньи". Эти песни сейчас иногда вновь входят в обиход; причины их вторичного появления могут быть следующие: девицы сейчас поют только "прибаутки" ("прибаутками" П.Г. называет частушки) и лишь некоторые песни, но только модные. (Но надо сказать, что знать песен они знают гораздо больше, слыша очень много их на свадьбах, которые являются "лучшей песенной школой": здесь молодые выучиваются незнакомым песням от старших поколений; на свадьбах же вспоминаются старые забытые песни, которые, благодаря этому, снова могут войти в обиход.) Выходя же замуж, девицы перестают петь исключительно модные песни, начинают петь и те песни, которые знали и раньше, но петь считали неудобным. В последние времена в деревнях, напр[имер] Бронницкого уезда, стали возобновляться старые "круговые" песни, чему старики сильно способствуют. П.Г. рассказывает, что сам он выступил "на гулянье" в деревне 18-ти лет, когда у него был уже очень большой запас песен, собранный по преимуществу в Москве. Весь этот материал он привез с собою из Москвы в деревню, и некоторая часть этого материала оказалась для деревни совершенно новой, незнакомой. Среди товарищей его были уроженцы Подольского у [езда]; полученные от них песни он привозил в Бр[онницкий] у[езд] и многие там прививались. Далее П.Г. указывает о распространенных в его местности песнях с действом.
И.А. Гуревич замечает, что совершенно аналогичные песни (лишь с некоторыми отличиями в действе) слышал в дер[евне] Зарубино Старицкого у[езда] Тверской губернии.
Н.Ф. Яковлев спрашивает, кто в наст[оящее] время поет больше песен, женщины или мужчины.
П.Г. Ярков отвечает, что так как большее количество хороших голосов встречается среди девиц, то и поют они больше.
П.Г. Богатырев спрашивает, каково мнение П.Г. о влиянии песенников, а также влиянии лубочных картинок с текстом.
П.Г. Ярков отвечает, что песенники имели громадное влияние, но объяснить это надо тем, что по своему составу они обыкновенно очень отвечали настроению. Вообще влияние книги было довольно значительно; так, он сам в молодости пел много нравившихся ему Суриковских стихов. Что касается влияния песенников на репертуар, то надо отметить, что из песенников редко брались те песни, напев которых не был известен 8 .
стр. 76
П.Г. Богатырев спрашивает о распространении частушек, или, по терминологии П.Г., "прибауток" 9 .
П.Г. Ярков указывает на большое их распространение в последнее время, причем современные тенденциозные частушки с общественно-политическим содержанием почти всегда переделываются, часто получая совершенно обратный смысл. Характерных напевов частушек по определению П.Г. - 7 (с вариантами это число м[ожет] б[ыть] увеличено до 9-10-и).
П.Г. Богатырев спрашивает о времени первого появления частушек (прибауток).
П.Г. Ярков первое появление прибауток в Москве относит приблизительно к 1895 году, наиболее старые прибаутки им почти все записаны. Относительно появления "прибаутки" или "частушки" след[ует] указать, что за последнее время прививается и последнее, но идет оно из книги.
Затем Петр Глеб[ович] исполняет большинство из упомянутых им песен, а также песен из собранных им многочисленных записей, давая в отношении некоторых песен комментарий об их возникновении, генезиса их напева и т.п., и после этого заседание закрывается, причем высказывается пожелание, чтобы П.Г. еще раз поделился с Кружком своими материалами, на что последний дает свое согласие.
Председатель М. Петерсон
Уч. секретарь Б. Горнунг
Члены: Буслаев, Ромм, Кенигсберг, Яковлев, Богатырев (подписи)
Примечания:
1 Одним из наиболее известных и имеющих большое значение для истории русской песни является сборник Михаила Дмитриевича Чулкова "Собрание разных песен", части I-IV с прибавлением (1770- 1774). М.Д. Чулков, сын придворного истопника, получивший университетское образование, собрал и издал в своей книге как русские народные песни, бытовавшие в крестьянской и солдатской среде, так и литературные, известные по уже существовавшим песенникам. Ю.М. Соколов отмечал, что "Чулковский песенник имеет огромное значение для истории русской песенной лирики, так как дает богатейший материал для сопоставлений с современным песенным репертуаром и для выводов об эволюции песенных текстов в течение более чем 150 лет" (Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941).
2 В Словаре В.И. Даля находим следующее определение: круговая песня - хоровая, хороводная, игровая (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. Т. П).
3 Автор песни - поэт-"суриковец" М.И. Ожегов.
4 Автор песни - М.И. Ожегов.
стр. 77
5 Автор песни - Н.А. Некрасов.
6 Автор песни - М.И. Ожегов.
7 Является переработкой песни Панова.
8 Ю.М. Соколов отмечал, что литературный оригинал песни иногда бывает очень трудно установить вследствие того, что, "попав в устный фольклорный репертуар, стихотворение или романс становятся песней со всеми присущими последней свойствами" (Соколов Ю.М. Указ. соч.). Установление литературного источника народных песен является одним из важных вопросов фольклористики. В народную песню проникали как отдельные произведения дворянской литературы, так и произведения, созданные в городской мещанской среде, особенно романсы, куплеты, военные песни. Через песенники исполнители песен приобщались к книжной поэзии. О взаимоотношении народной песни и книжной лирики см. также работу И.Н. Розанова "От книги в фольклор. Какие стихи становятся популярной песней" (Литературный критик. 1935. N 4).
9 Частушки - один из наиболее распространенных жанров песенной поэзии с конца XIX века. Это короткие, большей частью четырехстиш-ные рифмованные песенки. Ученые отмечают, что они являются специфической чертой русского фольклора.
Публикация текста, вступительная статья и примечания кандидата филологических наук Г.С. Баранковой
Опубликовано на Порталусе 25 июля 2024 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK