Главная → РАЗНОЕ → ХУСЕЙН АХМАДИ. ТАЛЫШИ. ОТ ЭПОХИ СЕФЕВИДОВ ДО ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ РУССКО-ИРАНСКОЙ ВОЙНЫ 1826-1828 гг.
Дата публикации: 11 ноября 2024
Автор(ы): С. А. МАРКАРЯН →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ →
Источник: (c) Восток. Афро-азиатские общества: История и современность, № 3, 30 июня 2011 Страницы 198-202 →
Номер публикации: №1731274677
С. А. МАРКАРЯН, (c)
ХУСЕЙН АХМАДИ. ТАЛЫШИ. ОТ ЭПОХИ СЕФЕВИДОВ ДО ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ РУССКО-ИРАНСКОЙ ВОЙНЫ 1826 - 1828 гг. Пер. с перс. Ф. К. Джафарова; Предисл. А. А. Мамедова. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. 176 с. (Талышские исследования)
Рецензируемая книга иранского историка Хусейна Ахмади издана в серии "Талышские исследования", выпуск которой осуществляется Региональной талышской национально-культурной автономией г. Москвы, другими талышскими организациями России и Международным Фондом возрождения талышской культуры.
Автор излагает взгляд на историю независимого Талышского ханства XVIII-XIX вв., опираясь на исследования иранских ученых, и иногда привлекает работы западных авторов в переводе на персидский язык. При этом некоторые существенные события и факты истории Талыша начала XIX в. или пропущены вовсе, или поданы с весьма заметными лакунами, хотя документов и исследований по данной теме на русском, английском, армянском и грузинском языках вполне достаточно.
Непосредственно по тексту монографии можно заметить желание изобразить талышей как последовательных и наиболее упрямых борцов против России, ее намерений аннексировать Талыш. Так ли это, если талышские правители более 30 лет добивались включения своего ханства в состав Российской империи, мечтая спастись от той военной и политической анархии, которая царила в Иране в 1750 - 1790-е гг. во время междоусобной борьбы Зендов и Каджаров? Постараемся разобраться в этих вопросах, исходя из доступных нам документов и исследований.
Во введении Х. Ахмади разъясняет разницу между терминами "голыш" и "талыш", которые обозначают горное и равнинное население региона. При этом этимология данных терминов остается неясной. Ряд востоковедов связывают этноним "талыш" с античной формой "кадусии", в армянской исторической литературе - "кадиш", позже - "талыш" [Asatrian, Borjian, 2006, p. 43 - 72], а сам термин "талыш" тоже впервые фиксируется в армянском варианте романа об Александре Македонском, написанном в XV в. [История..., 1989].
Напомню здесь и о том, что талышеведческие исследования активизировались в последние годы в Армении. В 2005 г. в Цахкадзоре состоялась первая международная конференция по талышеведению, организованная армянскими иранистами. В ней приняли участие более 30 иранских и почти столько же ученых из Армении, Грузии, Голландии, России, а буквально накануне открытия конференции вышел в свет сборник талышских сказок под редакцией преподавательницы персидского языка Ереванского государственного университета А. Киракосян. Кстати, Х. Ахмади совершенно не упоминает в монографии, что язык "азари" (древний язык ираноязычного населения Северо-Западного Ирана) имеет сегодня отдельные общности именно с талышским языком, как одной из разновидностей иранских диалектов Азербайджана (Атурпа-такана) - северо-западной части Иранского государства.
На с. 19 - 20 автор монографии говорит о численности талышей в Северном Талыше, входящем в состав Азербайджанской Республики. По этим данным, в 1913 г. в Азербайджане проживало 89 398 талышей, а в 1999 г. - 77 323 талыша, по неофициальным данным российских ученых - 100 тыс. талышей, а официальные данные Азербайджана сообщают о 21 200 талышах в 1989 г. и 76 800 - в 1999 г. (с. 19). Рассуждая о причинах столь различных цифр талышского населения Азербайджана, Х. Ахмади приводит частное мнение азербайджанских ученых о том, что, возможно, в сегодняшнем Азербайджане проживает от 500 тыс. до 800 тыс. талышей. Согласно официальным данным переписи населения СССР от 1937 г., впервые опубликованным в 1991 г., в Азербайджане в то время проживало 99 145 талышей [Всесоюзная перепись 1937 г., 1991, с. 94 - 95], а по переписи 1959 г. их насчитывалось всего 100 человек во всем Азербайджане. Но еще более странные вещи произошли при переписи 1979 г. в СССР - талыши совсем исчезли из списка народов СССР и Азербайджана [Всесоюзная перепись 1979 г., 1984, с. 102]. Однако в 1989 г., во время очередной переписи населения в СССР, в Азербайджане обнаружилось 21 169 талышей [Национальный состав..., 1991, с. 118].
Сами талыши утверждают, что их в современном Азербайджане от 700 тыс. до 1 млн. человек [Гумматзода, 2007, с. 127, 131]. Подобные же цифры называют иранские ученые
М.-Т. Рахнамаи, А.-Э. Хаштпари, С. Аманолахи и др.1 Азербайджанские ученые нехотя признают, что, наверное, цифры талышей "не совсем объективны, но, по официальным данным переписи 1999 г., их в Азербайджане всего 76 800 человек" [Юнусов, 2003], что талыши живут и в Баку, и в других городах республики, "где они предпочитают записываться азербайджанцами", а эта цифра, вероятно, отражает количество талышей в областях исторического Талыша, на границе с Ираном.
Все эти метаморфозы с количеством талышей связаны с их преследованием и требованиями во время переписей записываться азербайджанцами, а не талышами.
Говоря об основании Сефевидского государства в Иране, Х. Ахмади вскользь (с. 26) упоминает о гибели шейха Хейдара в походе на Дагестан, забывая сказать, что убит он был в Ширване в 1488 г. войсками ширваншаха и султана Якуба Ак-Коюнлу, а сами походы в Дагестан носили грабительский и несправедливый характер. Подробнейшим образом описывает автор спасение в Гиляне (Лахиджан и Ардебиль) мальчика Исмаила, будущего первого шаха Сефевидов (1496 - 1499), но совершенно не говорит о том, что еще в 1488 - 1496 гг. его спасали от казни армянские монахи, укрывая в монастыре на острове Ахтамар (оз. Ван), а затем в Нагорном Карабахе. Об этом писали и Анжелиоли, и Пьетро Делла Вале, Шараф-хан Бидлиси и ряд армянских летописцев и в Европе это в общем-то общеизвестный факт [A short narrative..., 1873, p. 101 - 105; Delia Valle, 1972, p. 101 - 102].
О борьбе за шахский престол Исмаила Сефеви и о том, как он скрывался от султана Рустам-бека Ак-Коюнлу в Ардебиле и Лахиджане (1496 - 1500), автор монографии пишет, что правитель Бийе-пас Киркайя Мирза Али в своем письме султану сообщил об отсутствии у него сведений о его местонахождении. Однако известно, что, когда посланец султана Рустам-бека прибыл к Киркайя Мирзе Али, правитель Лахиджана приказал посадить девятилетнего Исмаила в соломенную корзину, подвесить ее на дерево и со спокойной совестью, положив руку на Коран, поклялся, что на земле Гиляна Исмаила нет [Ross, 1896, с. 281 - 282]. Это спасение Исмаила описано у Шараф-хана Бидлиси [Бидлиси 1976, с. 145 - 146]. Тот же источник XVI в. сообщает, что Исмаил родился в 1486 г., а X. Ахмади пишет (с. 30), что в 1499 г. Исмаилу было 12 лет (скорее уже 13), а в 14 лет он возглавил борьбу (весной 1500 г.) за захват власти и престола Ак-Коюнлу. Уже в конце 1499 г. Исмаил осадил Гянджу с несколькими тысячами своих газиев, а зимовать ушел в Эрзинджан к кызылбашским племенам устаджлу и текелю. Авторы этого периода Мюн-неджим-Баши и Хондемир сообщают о разгроме Исмаилом и его газиями войск ширваншаха Фарух-Ясара, об убийстве самого ширваншаха, а Шараф-хан Бидлиси пишет о взятии Тавриза в 1501 г. и провозглашении шаханшахом юного Исмаила. Однако в монографии X. Ахмади сказано, что ширваншах Фаррух-Ясар в 1502 г. еще жив и скрывается от газиев Исмаила в крепости Гюлистан (с. 35). Это не соответствует действительности - в 1502 г. ширваншаха уже два года как не было в живых.
На с. 93 автор утверждает, что "в 1740-х гг. Надир-шах реставрировал господство Ирана над Закавказьем". Такое изложение событий вызывает серьезные возражения. Достаточно вспомнить, что правивший в Шакки Гаджи Челеби из рода "Кара кешиш" ("Священники в черном" - так звали род правителей Шакки, принявших ислам вторично в начале XVIII в.) согласно сведениям грузинского царя Ираклия II, с 1743 г. правил независимо, а два неудачных похода шаха Надира в 1744 - 1745 гг. привели только к признанию независимости ханства Шакки в 1747 г.
Сохранилось письмо Картли-Кахетинского царя Ираклия II к императрице Екатерине II (1769), с кратким описанием сопредельных с его страной государств, в котором он пишет: "Отец Аджи Чалаби был армянский священник... а потом принял веру магометанскую незадолго до своей смерти" [Армяно-русские отношения..., 1990, с. 95]. Это могло произойти в 1730-е гг.
В Дагестане и Джаро-Белоканских общинах аварцев (современный Белаканский район Азербайджана на границе с Грузией) шахские войска также были разбиты, а после убийства местным вождем аварцев Диване-Ибрагимом брата шаха Ибрагим-хана возле Джары (1737) [Хроника..., 1931, с. 29 - 30] из 32 тыс. иранских войск только 8 тыс. сумели спастись бегством в Иран. Как известно, и поход самого Надир-шаха (1741) со 100-тысячной армией в Дагестан и на Шакки к успеху не привел - войска его не столько сражались, сколько боролись с голодом и отсутствием фуража для коней, а положение его армии так обострилось, что весной 1742 г. он обратился с письмом к губернатору российской Астрахани с просьбой прислать ему муки и
1 В своих докладах на конференции в Цахкадзоре все эти авторы отстаивали цифру в 1 - 1.5 млн. талышей в современном Азербайджане [Очерки..., 2007 (приложение)].
сушеной рыбы [Керим Ага Фатех, 1958, с. 45 - 46; Хроника..., 1931, с. 30; Мустафазаде Т. Тешб-оглы, 1993, с. 69 - 70]. В то же время отряды лезгин и аварцев во главе с Галегой-ханом, сыном знаменитого дагестанского правителя Сурхай-хана Казикумухского, уничтожали персидскую армию в неожиданных ночных вылазках и партизанских налетах в узких горных теснинах. Потеряв несколько тысяч воинов, без каких-либо заметных успехов, кроме разорения Дагестана, Куббы, Ширвана и Шакки, Надир-шах отступил за р. Араке на юг, а уже в 1743 г. возобновилась война с Османской Турцией и он был вынужден забыть и о Шакки, и о Дагестане.
На с. 96 говорится о том, что "Надир-шах (в 1742 г. - С. М.) потребовал от России без промедления эвакуировать Дербент и Баку". Тут явная неточность: автор забыл, что двумя страницами раньше он говорит о том, что согласно Гянджинскому договору 1735 г. Россия вернула Ирану прикаспийские провинции и в 1742 г. не было никакой необходимости требовать от нее того, что она уже исполнила.
Далее, на с. 100 автор отмечает, что после смерти Надир-шаха в 1747 г. в бывших иранских владениях на Кавказе "появилось семь независимых феодальных владений - Гянджа, Карабах, Баку, Куба, Шемаха (Ширван. - С. М.), Нахичеван и Талыш", но он забыл указать еще три ханства, также фактически ставшие независимыми с 1747 г.: Ереванское, Дербентское и Шаккинское. Так что на самом деле этих независимых ханств-государств было десять.
Рассказывая о событиях 1800 г., когда несколько правителей на Южном Кавказе (перечислены грузинский царь Ираклий II, Мухаммад-хан Иреванский и Мир Мустафа-хан Талышский) пытались объединить свои усилия в борьбе против Каджаров (с. 112 - 113), автор говорит о событиях того года, когда грузинского царя Ираклия II уже не было в живых, а на престоле в Тбилиси сидел его сын Георгий XII, последний грузинский царь.
Автор монографии не вспоминает о грабительских опустошительных вторжениях каджарских войск на Южный Кавказ в 1795 и 1797 гг., не говорит о долгом пути сближения и союзничества с Россией Талышского ханства, сосредоточив все свое внимание на угрозах в адрес талышских ханов со стороны Ага-Мухаммед-хана, когда рассказывает о событиях в Талыше в конце XVIII в. На с. 116 он только отмечает "сильные пророссийские настроения" населения Талыша и хана Ленкорани Мир Мустафы-хана, а на с. 127 говорит о том, что в 1809 г. Мир Мустафа-хан заключил с Россией договор о протекторате. Здесь снова неточность. Сохранились письма Мир Мустафы-хана Талышского от осени 1797 г., в которых он принес присягу верности российской короне и просит принять его в российское подданство: "Клянусь перед всемогущим и святым Богом, великим пророком Магомедом и святым Кораном в том, что хочу и пребуду с потомками моими и подвластным мне народом в точном владении находящимся Всероссийскому Императорскому престолу верным подданым" [Письма..., 1989, с. 104]. Кроме того, напомню автору монографии, что по указу императора Павла 1 от 14 февраля 1800 г. русское государство приняло Талышское ханство под свой протекторат и для его охраны было велено держать у острова Сары, возле Ленкорани, два военных корабля с командой десанта [Астраханский порт..., 1851, с. 5 - 6; Маркарян, 2007, с. 60 - 61], а уже в 1802 г. по личному указанию Александра I был заключен военный договор России и мусульманских государств-ханств Кавказа, на котором в г. Георгиевске, возле Пятигорска, свои подписи и печати поставили ханы Шемахинского, Шаккинского, Бакинского, Куббинского, Карабахского и Талышского ханств [Присоединение..., 1972, с. 65 - 66; Маркова, 1966, с. 292 - 295]. Каджарский Иран отказался признать этот договор и в 1804 г. потребовал его аннулировать, что стало одной из причин разразившейся вскоре русско-иранской войны 1804 - 1813 гг. Вряд ли стоит игнорировать столь очевидные факты в истории Талышского ханства.
О ходе военных действий и бесконечных поражениях иранских шахских войск от русской армии Х. Ахмади очень дипломатично умалчивает, но не отметить отважные действия генерала П. С. Котляревского не может. При этом, рассказывая о взятии крепости Ленкорань 31 декабря 1812 г. войсками генерала П. С. Котляревского, в которых было 3 тыс. русских солдат и казаков, автор так пишет о потерях русских войск: "16 старших офицеров, 25 младших офицеров, 999 рядовых солдат. Было также ранено 1 тыс. 723 солдата" (с. 137). Получается, что из войск генерала П. С. Котляревского после взятия Ленкорани у русских осталось в строю не более 200 солдат. Да это не победа, а полный разгром! Напомню автору монографии, что 2 июля 1810 г. тогда еще полковник П. С. Котляревский с 600 русских воинов и несколькими отрядами армянских добровольцев атаковал 8 тыс. солдат армейского корпуса Ахмед-хана. Через 5 дней Ахмед-хан, оставив на поле боя 800 убитых и несколько сот раненых солдат, бежал за р. Араке, при этом русские войска потеряли двух офицеров и 17 солдат [Рапорт..., 1870, д. 1445, с. 947]. За эту победу
П. С. Котляревский досрочно получил звание генерал-майора, а в октябре 1812 г. он дважды - в Карабахе и при Асландузе - разбил главнокомандующего иранской армией, наследного принца Аббас-Мирзу, имея 2020 солдат против 15 тыс. иранских, и получил чин генерал-лейтенанта. После таких побед приводимая в монографии цифра потерь русских войск при штурме Ленкорани представляется маловероятной, тем более что тогда была уничтожена половина персидского гарнизона крепости [Игамбердыев, 1961, с. 140, 164].
Наконец, по поводу утверждения автора, что "по Гюлистанскому мирному договору 1813 г. ...границы (Талыша. - С. М.) не были строго определены по причине отсутствия точной линии" (с. 138). Приведу статью 2 этого договора: "...границей между Империей Всероссийскою и Персидским Государством от сего времени и впредь да будет следующая черта: начиная от урочища Один-Базара прямой чертой через Муганскую степь до Едибулакского брода на реке Араке... вверх по Араксу до впадения в оную речки Капанакчая, далее до хребта Мигринских гор... Впрочем, так как Талышское владение в продолжение войны переходило из рук в руки, то границы сего Ханства со стороны Зинзилей и Ардавиля для большей верности определены будут по ратификации сего Трактата избранными с обеих сторон Комиссарами... чтобы каждая сторона осталась при своем владении..." [Юзефович, 1869, с. 78 - 79; Азатян, 2000, с. 18 - 19]. А в Туркманчайском договоре (1828) границы Талыша даны еще более определенно.
Таковы в целом замечания по поводу рецензируемой книги иранского ученого. Безусловно, трудно переоценить значение ее перевода на русский язык. Отмечу, что за последние 20 лет в Иране переведены на персидский язык сотни монографий и исследований англоязычных авторов и только одна заметная книга по истории Ирана на русском языке - учебник "История Ирана", подготовленный коллективом авторов МГУ в 1987 г. Жаль, что из поля зрения иранских ученых выпадают фундаментальные исследования на русском языке. Вряд ли в наше время составит большие сложности проблема переводчика, скорее можно говорить о некоем пиетете по отношению к европейским исследованиям, в особенности к англоязычным работам, которые в изобилии имеются в библиотеках разных городов Ирана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азатян Г. Г. Судьбоносные договора. Ереван: Изд. НАН Армении, 2000.
Армяно-русские отношения в XVIII веке. 1760 - 1800 гг. Сб. док. Т. IV / Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1990.
Астраханский порт с 1783 - 1827 гг. // Морской сборник. Т. 5. СПб., 1851.
Всесоюзная перепись 1937 г. Краткие итоги. М.: Изд. АН СССР, 1991.
Всесоюзная перепись 1979 г. / Под ред. А. А. Исупова и Н. З. Шварцера. М.: Наука, 1984.
Гумматзода А. А. "Tolishpress уполномочен заявить" // Очерки по истории и культуре талишекого народа. Вып. 1. Ереван, 2007.
Игамбердыев М. А. Иран в международных отношениях первой трети XIX века. Самарканд: Изд. Университета, 1961.
История об Александре Македонском / Изд. А. Симонян. Ереван, 1989 (на древнеарм. яз.).
Керим Ага Фатех. Краткая история шаккинских ханов // Из истории шаккинского ханства. Баку, 1958.
Маркарян С. А. Очерк истории формирования Талышского ханства // Очерки по истории и культуре талышского народа. Вып. 1. Ереван: Центр "Митк" при университете, 2007.
Маркова О. П. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII в. М.: ГРВЛ, 1966.
Мустафазаде Т. Тешб-оглы. Азербайджан и русско-турецкие отношения в первой трети XVIII в. Баку: Элм, 1993.
Национальный состав населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М.: Финансы и статистика, 1991.
Очерки по истории и культуре талышского народа. Вып. 1. Ереван: Центр "Митк" при гос. университете, 2007.
Письма Мир Мустафы-хана Талышинского // Мустафаев Д. М. Северные ханства Азербайджана и Россия (конец VIII - начало XIX). Баку: Элм, 1989.
Присоединение Восточной Армении к России. Сб. док. 1801 - 1813 гг. Т. 1. Ереван: Изд. Ин-та истории АНАрмССР, 1972.
Рапорт полковника Котляревского // Акты КАК (Кавказской Археографической Комиссии). Изд. Канцелярии Наместника Кавказа / Под ред. А. Берже. Т. IV. Тифлис, 1870. Дело N 1445.
Хроника войн Джара в XVIII столетии. Баку, 1931.
Юзефович Т. Договора России с Востоком, политические и торговые. Т. 2. СПб., 1869.
Юнусов А. Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 г.) - // http://www.iea.ras.ru/topic/cen-sus/man/yunus-mon.2001.htm/ Баку, 2003.
Asatrian G., Borjian H. Talish and the Talishis // Iran & Caucasus. Vol. 9.1 Leiden: Brill, 2006.
A Short Narrative of the Life and Acts of the King Ussun Cassano by Giovani Maria Angiolello // Hakluyt Society. Vol. 49. L., 1873.
Delia Valle P. Viaggi di Pietro Delia Valle. Lettere della Persia / A cura di F. Gaetane, Lockhart. T. 1. Roma, 1972.
Ross D. The Early Years of Shah Ismail. Founder of the Safawi Dinasty // Journal of Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. Vol. 29, Cambridge, 1896.
Опубликовано на Порталусе 11 ноября 2024 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK