Полная версия публикации №1681584492

PORTALUS.RU ЭКОЛОГИЯ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - "ВИРТУАЛЬНАЯ ВОДА" → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Дж. А. АЛЛЕН, профессор (Великобритания), РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - "ВИРТУАЛЬНАЯ ВОДА" [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 15 апреля 2023. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/ecology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1681584492&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Дж. А. АЛЛЕН, профессор (Великобритания), РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - "ВИРТУАЛЬНАЯ ВОДА" // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 15 апреля 2023. URL: https://portalus.ru/modules/ecology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1681584492&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Дж. А. АЛЛЕН, профессор (Великобритания), РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - "ВИРТУАЛЬНАЯ ВОДА" / Азия и Африка сегодня 2003 № 7.



публикация №1681584492, версия для печати

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - "ВИРТУАЛЬНАЯ ВОДА"


Дата публикации: 15 апреля 2023
Автор: Дж. А. АЛЛЕН, профессор (Великобритания)
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2003 № 7
Номер публикации: №1681584492 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Стабильное водоснабжение - насущная проблема стран Ближнего Востока и Северной Африки. Пресная вода - одно из важнейших условий нормальной жизнедеятельности людей. Она необходима также для экономики, для производства товаров и услуг. Часть воды должна оставаться в окружающей среде по экологическим соображениям. Экологическая безопасность зависит от того, как жители того или иного региона обращаются с водными ресурсами и учитывают ли они экологическое значение воды.

Имея столь большое значение для социальной, экономической и экологической стабильности любого сообщества и любой политико-экономической системы, вода, безусловно, относится к стратегическим ресурсам. В тех экономиках, где водные ресурсы ограничены и самообеспеченность водой может представлять проблему, ее стратегическое значение представляется особенно значительным. Дефицит воды и, как следствие, нестабильность водоснабжения, могут стать факторами большой политики.

На Ближнем Востоке чрезмерно политизированного обсуждения вопроса об обеспеченности водой удалось избежать, благодаря своевременно выдвинутому лозунгу, который, по сути, поддерживается и разделяется всеми странами региона и который гласит: "Все, что нам нужно, - чуть-чуть побольше пресной воды, а если мы с ней будем бережней обращаться, то все будет хорошо".

Однако этот здравый, по сути, универсальный лозунг затрудняет анализ того, как в действительности обстоят дела с водоснабжением и насколько эта проблема влияет на международные отношения в данном регионе. Поскольку снабжение водой на Ближнем Востоке нестабильно, ни один политик не может обойти этот вопрос своим вниманием. Более того, проблема водоснабжения становится серьезным фактором отношений между государствами региона.

Тем не менее, нестабильное водоснабжение недостаточно учитывается в национальной и региональной политике. Причина такого парадоксального, на первый взгляд, положения заключается в том, что правительства государств Ближнего Востока имеют возможность смягчить дефицит природной воды путем импорта "виртуальной воды". "Виртуальная вода" - это вода, которая пошла на производство таких водоемких продуктов, как, например, зерно. Сейчас Ближний Восток около четверти своей потребности в воде удовлетворяет за счет "виртуальной воды", а к 2050 году "виртуальная вода" будет использоваться для удовлетворения половины потребности в воде, которая к тому времени удвоится.

Вода - неотъемлемая часть обеспечения продовольственной и экологической безопасности. И то и другое - и производство продовольствия, и экологические мероприятия - требуют много воды, причем эти два направления в расходовании воды соперничают друг с другом, особенно в условиях роста населения. Там, где слишком много воды тратится на производство продовольствия, неизбежно отставание с решением экологических проблем. При этом могут пострадать и соседние государства - ведь сокращение стоков рек создаст и им дополнительные экологические проблемы и ослабит экологическую безопасность. "Виртуальная вода", при всей ее необычности, все же обеспечивает экономически невидимое и политически замалчиваемое решение острой проблемы стабильного водоснабжения. Такое решение проблемы дефицита воды имеет и негативные последствия, замедляя переход к разумной политике в деле водоснабжения.

РОСТ ХРОНИЧЕСКОЙ НЕХВАТКИ ВОДЫ

Как известно, человеческое сообщество ценит в основном два состояния воды: собственно воду в чистом виде в реках, озерах и в искусственных резервуарах и почвенную влагу. В некоторых странах вода встречается в подземных водоносных слоях. Большая часть воды используется населением мира для производства продовольствия и извлекается из почвенной влаги и пресноводных водоемов.

На Ближнем Востоке почвенной влаги не хватает. Хотя ежегодные потребности в воде в расчете на душу населения в этом регионе точно такие же, как и в других регионах мира. Вода нужна для питья, для ведения домашнего хозяйства и для производства продовольствия. Она требуется для производства то-

стр. 46


варов и услуг и для муниципальных нужд.

Из-за стабильно высокой температуры окружающего воздуха вода на Ближнем Востоке быстро испаряется. Это осложняет ее применение, например, для озеленения городов. Между тем, для этих, а также сельскохозяйственных целей здесь используется около 90 процентов имеющейся в наличии воды. Для питья, домашнего хозяйства, а также в промышленности используется не больше десяти процентов водных ресурсов.

Каждый человек, в сущности, выпивает не слишком много воды, правда высококачественной, - не более кубометра в год. В промышленности и для домашних нужд в ближневосточных странах в расчете на человека расходуется до ста кубометров в год. А при производстве продовольствия расходуется в расчете на человека до тысячи кубометров в год. Население Ближнего Востока и Северной Африки составляет сейчас около 350 миллионов человек, то есть они ежегодно потребляют около 350 миллиардов кубометров воды. В реках и водоносных горизонтах региона содержится всего 200 миллиардов кубометров пресной воды. Ежегодный дефицит в 150 миллиардов кубометров частично восполняется за счет 50 миллиардов кубометров "виртуальной воды", содержащейся в таком импортируемом продукте, как зерно. Остальная часть дефицита - 100 миллиардов кубометров - восполняется в основном за счет дождей.

Население этого региона быстро растет (хотя среднегодовые темпы прироста постепенно снижаются). Считается, что к 2050 году здесь будут проживать 600 миллионов человек, которым для обеспечение нормальной жизнедеятельности потребуется 600 миллиардов кубометров воды в год. Ресурсы же возобновляемой пресной воды останутся прежними - 200 миллиардов кубометров в год. Где взять остальные 400 миллиардов кубометров?

Предполагается, что часть воды, особенно та вода, что используется в промышленности и для муниципальных нужд, будет использоваться после очистки повторно. Но на эти цели будет направлено не больше десяти процентов наличных ресурсов воды, то есть не более 20 миллиардов кубометров. Если бы удалось использовать повторно половину этой воды, прибавка составила бы всего 10 миллиардов кубометров. То есть практически основных проблем улучшения водоснабжения решить не удалось бы.

Частично проблему водоснабжения, особенно в приморских районах, можно решить путем опреснения морской воды. Соответствующие установки созданы, успешно работают. Себестоимость такой воды сейчас не превышает 50 центов за кубометр. Уже имеющиеся и вновь создаваемые опреснительные установки приморских районов могут обеспечить "муниципальной" и питьевой водой 60 - 70 процентов населения Ближнего Востока и Северной Африки; именно такая доля населения проживает в непосредственной близости от здешних рек и морей. В настоящее время здесь опресняется два с половиной миллиарда кубометров морской воды в год; к 2050 году эта цифра достигнет, по-видимому, десяти миллиардов. Не так мало: если сложить с упоминавшимися выше десятью миллиардами, которые будут получены за счет повторного использования воды, получится двадцать миллиардов кубометров. И все равно это капля в море по сравнению с тем количеством воды, которое нужно в этом районе для обеспечения нормальной жизнедеятельности проживающих здесь людей, прежде всего для производства продуктов питания. Напоминаю: эта потребность составляет около 600 миллиардов кубометров воды в год.

В сущности, трудности с водоснабжением начались на Ближнем Востоке с 1970-х годов. В начале этого века уже четвертая часть воды, предназначенной для использования в сельском хозяйстве и обеспечения населения продовольствием, поступала в этот регион извне. К 2050 году с учетом прироста населения около 60 процентов потребляемой воды придется импортировать.

Страны и регионы, хорошо обеспеченные водой, получают все большее преимущество перед странами и регионами, испытывающими нехватку воды. Самая главная проблема для последних - отсутствие условий для выращивания достаточного количества зерна, так же, впрочем, как и других сельскохозяйственных культур. Хотя импорт зерна позволяет испытывающим дефицит воды странам решить кое-какие проблемы с ней - ведь в зерне содержится большое количество "виртуальной воды".

Таким образом, импорт продовольствия в какой-то мере одновременно решает проблемы и дефицита воды. Причем импорт продовольствия для большинства стран-покупателей - дело исключительно выгодное. Ибо производители зерна в США и государствах Европейского Союза обычно продают его за половину себестоимости, поскольку получают щедрые государственные субсидии, компенсирующие заниженные цены. Правда, в 1995 году эти субсидии сократились, но ненамного.

Странам Ближнего Востока не удастся в обозримом будущем добиться самообеспеченности водой. Можно ли расценить это, как предвестник катастрофы? Скорее всего нет, так как экономики многих стран испытывают дефицит различных ресурсов, но как-то находят выход из подобных положений. Нехватка ресурсов сама по себе не является признаком слабости экономики того или иного государства. Сильная экономика может преодолеть любую из таких трудностей, справиться с любым дефицитом.

Правда, жителей стран Ближнего Востока вряд ли удастся убедить, что сильная экономика важнее богатых ресурсов - менталитет не тот... И серьезного дефицита водоснабжения здесь допускать нельзя - это чревато политическим катаклизмами. Водопользователи и политики ограничены в своих возможностях влиять на настроения масс.

Однако сегодня люди уверены, что воды в регионе достаточно. Эта уверенность зиждется на том, что так называемой муниципальной воды здесь, действительно, достаточно. Ведь она составляет, как мы показали выше, всего 10 процентов от об-

стр. 47


щей потребности в воде - каких-то 100 кубометров в год на человека. Такое количество воды можно извлечь из рек, озер, артезианских скважин и опреснительных установок. Исключением могут быть лишь горные районы, где, правда, расположены очень крупные города - Дамаск (четыре миллиона жителей), Амман (полтора миллиона), Сана (800 тысяч), Таиз (400 тысяч жителей).

ВОДА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

Предпринимают ли государства Ближнего Востока какие-либо усилия, чтобы рациональнее использовать водные ресурсы таких известных полноводных рек, как Тигр, Евфрат, Нил?

В отношении двух первых можно определенно сказать, что нет: государства, по чьей территории протекают Тигр и Евфрат не проявили инициативы в подготовке и реализации гидрологических проектов. Что касается Нила, то такие проекты существовали и во второй половине 70-х годов, даже отчасти осуществлялись. Самым масштабным был проект культивации и орошения земель в Судане с помощью египетских специалистов и техники. Этот проект, направленный на создание продовольственного самообеспечения государств региона, был сильно политизированным и с треском провалился. С 1997 года Египет усиленно убеждает руководителей и предпринимателей государств Ближнего Востока вкладывать средства в амбициозный ирригационный проект, известный как "Проект Новой долины". Пока удалось уговорить шейха Абу- Даби инвестировать средства в инфраструктуру будущего канала и строительство насосной станции, а некоторые саудовские финансисты проявляют интерес к капиталоемким ирригационным компонентам проекта.

Проблема обеспеченности водными ресурсами особенно остро стоит в четырех государствах Ближнего Востока - Израиле, Ливане, Иордании и Сирии, а также в Палестинской автономии.

Первые конфликты из-за воды реки Иордан имели место еще при создании государства Израиль. В 1944 году сионисты разных стран подготовили доклад о водных ресурсах западного берега Иордана. Основываясь на данных этого доклада, израильтяне вскоре после создания нового государства организовали отвод грунтовых вод из водоносных горизонтов на западном береге реки Иордан к крупным источникам на прибрежной равнине в Израиле. Поскольку Израиль с самого начала был быстро индустриализирующимся и модернизирующимся государством, воды ему требовалось очень много. За одно только десятилетие с 1948-го по 1958 год потребление воды в этой стране выросло с 200 миллионов кубометров до 1,4 миллиарда кубометров в год.

Спрос на воду очень велик во всех странах, через которые протекает Иордан, - таков результат очень быстрого роста населения этих государств. Если в 1945 году на западном берегу этой реки проживало менее двух миллионов человек, то сейчас - почти десять миллионов. Для двух миллионов пользователей вод этой реки еще хватало, но "напоить" десять миллионов он никак не может. Дефицит воды в этом регионе ощущается еще с середины 50-х годов, а в последнее время проявляется особенно остро.

Проблемы доступа к водным ресурсам неизменно присутствуют на всех переговорах Израиля с Иорданией и Палестинской автономией. Хотя и не в качестве первоочередных: иорданские и палестинские деятели всегда считали, что мир и безопасность в отношениях между странами важнее, чем нормальное водоснабжение. Правда, специальные переговоры по данному вопросу все же проводились, но они всегда заходили в тупик. Израиль, находящийся в среднем течении Иордана и являющийся "региональным гегемоном", неизменно настаивал на своей формуле переговоров. В частности, Тель-Авив предлагал, чтобы переговоры велись только на двусторонней основе - сначала с Иорданией, а затем - с Палестиной, Сирией и Ливаном. Он также настаивал на включении в повестку дня таких саммитов и других вопросов, рассчитывая, видимо, что так ему будет легче защищать свои интересы и противостоять объединенной согласованной позиции арабских стран.

Гораздо успешнее сотрудничают прибрежные государства, расположенные в бассейне Нила. "Гегемон" этого региона - Египет - настаивал, чтобы все решения об использовании вод этой реки принимались единогласно всеми десятью странами, через которые протекает Нил. И это объяснимо: любые гидротехнические сооружения, особенно в верхнем течении Нила, в той или иной мере обязательно отразились бы на интересах этой страны.

Сначала договориться никак не удавалось. Лишь в конце 90-х годов начались переговоры, которые идут крайне медленно. Кроме того, государства, расположенные и верхнем течении Нила, в силу своей отсталости просто неспособны предложить, а тем более реализовать какие-либо гидротехнические проекты. Что, естественно, очень устраивает Египет, поскольку он по-прежнему беспрепятственно использует для своих нужд большую часть нильской воды.

Что касается бассейна рек Тигр и Евфрат, то здесь самым влиятельным государством является Турция, которая в одностороннем порядке провела ряд работ, которые еще в семидесятые годы вдвое сократили поступление воды из верховья в среднее и нижнее течение. Больше всего от этого пострадали Сирия и Ирак. Правда, сама же Турция попыталась урегулировать проблему и договориться с соседними государствами о правилах торговли водой, электроэнергией и сельскохозяйственной продукцией, получаемой благодаря использованию вод Тигра и Евфрата. Переговоры идут, но ни одного двустороннего, а там более всеобъемлющего многостороннего соглашения еще не заключено...

Решение переговоров по водным проблемам на Ближнем Востоке сильно осложняется из-за того, что и рядовые жители, и представители властных структур слабо ощущают остроту и сложность этих проблем. Важ-

стр. 48


ные экономические и экологические расчеты, которыми оперируют участники переговоров, часто основываются не на достоверных научных данных, а на политических соображениях. Эти расчеты часто преследуют единственную цель - обеспечить своеобразную коалицию между фермерами и политической элитой той или иной страны.

Когда воды в регионе было в избытке, то есть где-то в 50-х годах прошлого века, такой проблемы не существовало, поскольку вода расходовалась по потребностям. Иное дело сейчас, когда водопользование строится на базе расчетов и прогнозов. Отсюда - многочисленные возможности для спекуляций, в том числе политических.

Может ли нехватка воды в регионе привести к конфликтам, к войнам, причем не только "холодным", но и "горячим"? Да, и такие случаи бывали. В 1992 - 1995 годах такой конфликт из-за вод верхнего Иордана вспыхнул между Израилем и Сирией. Израиль хотел соорудить водоотвод для одного из своих гидрогеологических проектов. Сирия ответила попыткой построить канал между притоками Иордана Баниасом и Ярмуком на границе между Сирией и Иорданией. Обе стороны, пытаясь помешать строительным работам, применяли артиллерию и бронетехнику, а Израиль нанес по Сирии серию авиаударов.

В период "холодной войны" обе сверхдержавы пытались использовать проблемы водоснабжения в качестве разменных карт в политической игре на Ближнем Востоке. Администрация Д. Эйзенхауэра выступила спонсором работ по комплексному изучению водохозяйственных проблем в бассейне реки Иордан. Этим занималась здесь так называемая миссия Джонстона. В 1952 - 1955 годах ей даже удалось подготовить технически вполне состоятельный проект, который, как предполагали американцы, должен был устроить все государства бассейна Иордана. Однако он был отвергнут арабскими правительствами, так как заключение соответствующего соглашения увязывалось с признанием ими государства Израиль. Тель-Авиву же провал американской инициативы был очень выгоден, поскольку он смог приступить к решению проблем водоснабжения, исходя исключительно из собственных интересов. Кроме того, гегемония Израиля в регионе позволяла ему безнаказанно распоряжаться общими водными ресурсами. Иначе говоря, Израиль и без Джонстона получил всю воду, которая предусматривалась для него американским проектом. Хуже всего пришлось Иордании. Ее водные ресурсы присваивал не только Израиль, но и Сирия, которая в 70-х годах стала забирать воду на орошение из Ярмука, уменьшив водосток в Иордан еще на 200 миллионов кубометров в год.

На Ниле в период "холодной войны" сверхдержавы действовали еще активнее. Сейчас уже мало кто помнит, что знаменитую высотную Асуанскую плотину, способную обеспечить Египту стабильное водоснабжение в течение минимум полувека, возможно, стали бы строить не СССР, а США, во всяком случае, в 1956 году они активно поддержали намерение Всемирного банка (ВБ) финансировать стройку. Но в том же году разразилась война Египта с союзниками американцев - Великобританией, Францией и Израилем, и Египет обратился за оружием к восточноевропейским странам, включая СССР, который стал играть стратегически более важную роль на Ближнем Востоке. Сближение с Египтом позволило Советскому Союзу перехватить инициативу и оказать очень большую финансовую и техническую поддержку в строительстве Асуанской плотины. Как главный глобальный союзник лидера арабского мира СССР добился стратегического паритета с США на Ближнем Востоке, продолжавшегося вплоть до смерти Насера в 1970 году.

Соединенным Штатам же пришлось проявлять активность в верховьях Нила. Император Хайле Селассие был рад американской поддержке. В 1958 - 1979 годах Инженерный корпус США провел комплексное обследование гидроэнергетического потенциала эфиопских притоков Нила. Впрочем, вся политика в этом регионе стала меняться, когда в 1973 - 1974 годах египетский президент А. Садат решил, что СССР не может быть долговременным надежным союзником. Произвело на него впечатление и то, что помочь ликвидировать дефицит пшеницы в Египте Москва смогла только за счет поставок из США.

Однако в то же время резко изменилась ситуация в Эфиопии, где в 1974 году был свергнут режим Хайле Селассие. Эфиопия взялась "строить социализм" и потому примкнула к советскому блоку. Однако экономические и экологические трудности Африканского Рога были таковы, что СССР и его союзники не могли их решить. Период с 1974-го по 1994 год был периодом застоя в проведении гидротехнических работ в верховьях Нила: никаких ресурсов для их проведения у стран этого региона не было. Что, между прочим, создавало благоприятные условия для водоснабжения Египта и Судана, а также благоприятно сказывалось на экологии региона.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

Серьезные межгосударственные проблемы в сфере водоснабжения сохранялись в регионе и после прекращения противостояния двух сверхдержав и завершения "холодной войны". Но в принципе их решение облегчилось.

В сентябре 1993 года Иордания и Израиль подписали мирное соглашение, включавшее также статьи и о регулировании водоснабжения в бассейне Иордана. Несколькими неделями спустя в Осло аналогичное соглашение подписали Израиль и Палестинская автономия - в нем также был раздел, посвященный водоснабжению. Эти соглашения показывают, что политическое урегулирование гидрологических проблем возможно, несмотря на все трудности, стоящие между сторонами.

Правда, прогресс в этой области приостановился после убийства в 1996 году премьер-министра Израиля И. Рабина. Хотя профессионалы-гидрологи и продолжали переговоры, а также пытались разъяснить своим пра-

стр. 49


вительствам всю пагубность противостояния в этой области, конфронтационная силовая политика, проводившаяся Израилем все последние годы, продолжается, и решение проблемы урегулирования водоснабжения в регионе пришлось отложить, возможно, надолго.

Собственно, стремление к сотрудничеству в гидрологической и гидротехнической сферах сошло на нет по вине обеих сторон. Участники начавшегося было процесса оказались заложниками других, более острых проблем - Иерусалима, пограничных споров, поселений беженцев.

В Нильском бассейне главная инициатива перешла от США к международным организациям - Всемирному банку, различным организациям ООН; отдельные проекты поддерживало канадское министерство двусторонней помощи. Политика Египта в сфере водоснабжения стала более прагматичной и гибкой. Он отказался от декларировавшегося много лет принципа единогласия при решении нильских проблем, склонившись к тому, что сотрудничество в данной области может быть как всеобщим, так и локальным, местным. В 1996 году один из комитетов по сотрудничеству стран нильского бассейна разработал план действий по укреплению мер доверия; правда, для его реализации требуется сто миллионов долларов, в основном на сбор соответствующей информации и разработку конкретных проектов.

По инициативе Всемирного банка состоялся ряд межгосударственных встреч, на которых обсуждались различные аспекты этого плана. Новая политика в этой области стала возможной главным образом благодаря смене режима в Эфиопии, где новые власти энергично занялись решением проблем ресурсов и экономики, порожденных гражданской войной.

Египет также пришел к выводу, что в верховьях Нила ему в качестве союзников выгоднее иметь богатые государства, нежели нищие. Он поддержал проекты Всемирного банка в отношении Нильского бассейна. В июне 2000 года в Женеве состоялось представительное международное совещание, посвященное финансированию проектов использования водных ресурсов верхнего Нила. Удалось собрать 140 миллионов долларов на экспертизу ряда проектов инвестирования в энергетику и в защиту окружающей среды. Год спустя, в июне 2001 года, был создан Международный консорциум по сотрудничеству на Ниле со штаб-квартирой в Энтеббе.

На первый взгляд, вырисовывается более чем благоприятная картина. С соперничеством и возможностью возникновения ситуаций, которые вели бы к конфликтам, похоже, покончено. И тем не менее, не все проходит гладко. В 1998 году Египет в одностороннем порядке приступил к осуществлению проекта Новой долины, не посоветовавшись с соседями, что вызвало крайне болезненную их реакцию и подорвало репутацию этой страны как надежного партнера в "нильском сотрудничестве".

Однако дальнейшие переговоры о водах Нила будут частью комплекса региональных и глобальных шагов к разрешению политических и экономических проблем. На практике Египет будет намного больше зависеть от глобального решения проблемы дефицита воды, выход из которого можно найти в импорте "виртуальной воды". Когда население страны достигнет 120 - 140 миллионов человек, Нил перестанет быть главным поставщиком воды для египетской экономики. Смягчение Египтом своего подхода к соседям по Нилу будет означать, что те, кто принимают решения по водоснабжению, поняли, что проблема воды в Египте упирается не только в Нил.

Создание сильной диверсифицированной экономики намного расширяет выбор политических и экономических вариантов при руководстве политической экономикой. У Египта выбор вариантов постоянно расширяется. Затруднения, вызванные нехваткой местной пресной воды, со временем потеряют свое значение как угроза национальной безопасности. Стабильность водоснабжения будет достигаться за счет торговли, положительного платежного баланса и прочных союзов на региональном и глобальном уровнях. Нильская вода уже никогда не станет единственным источником стабильного водоснабжения. Она не удовлетворит новых потребностей в воде. Это можно сделать только на глобальном уровне.

Ограниченность ресурсов стала реальностью еще с середины эпохи "холодной войны", но это мало влияло на методы управления скудеющими водными ресурсами региона. Причиной тому - политизация проблем водоснабжения, по- прежнему определяющая методы водопользования и политику, проводимую в этой сфере.

В настоящем и будущем самообеспеченность водой должна подкрепляться доступом к совместно используемым водным ресурсам. Политические трения, связанные с водопользованием, не возникают при стабильности водоснабжения. И наоборот, если невозможно стабильное водоснабжение, как это обстоит на всем Ближнем Востоке, за исключением Турции, Ливана и, возможно, Сирии и Ирака, гидрологическая безопасность недостижима. Но у правительств есть выбор: либо они открыто заявляют об опасности, либо умалчивают о ней. Последнее возможно только при наличии альтернативных источников воды.

К счастью, ближневосточный регион вступил в эпоху прогрессирующей нестабильности водоснабжения в обстановке легкого доступа к глобальной системе водоснабжения, когда есть возможность закупки субсидируемого продовольствия, содержащего "виртуальную воду". В ближайшие десятилетия Ближнему Востоку не приходится надеяться на самообеспеченность водой и продовольствием. Единственно возможным решением проблемы останется импорт "виртуальной воды". До 2000 года этот импорт оставался как бы экономически невидимым и политически незаметным. Но через одно-два десятилетия народы и страны региона смогут открыто признать свою зависимость от глобальной системы.

Замалчивание этой проблемы позволяет политикам смотреть на водоснабжение как на второстепенную проблему и думать, что процветание возможно при сохранении старого порядка.

Опубликовано 15 апреля 2023 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1681584492

© Portalus.ru

Главная ЭКОЛОГИЯ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - "ВИРТУАЛЬНАЯ ВОДА"

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU