Главная → ЭКОЛОГИЯ → Президент Республики Беларусь в государственно-правовом механизме преодоления последствий чернобыльской катастрофы
Дата публикации: 29 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ Чернобыль-1986 →
Номер публикации: №1096467762
ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №4,2001
Термин “президент” (от лат. — “praesidens”) означает — сидящий впереди. В античные времена президентами называли лиц, исполняющих функции председательствующих на различных заседаниях. Очевидно поэтому Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля определяет термин “президентъ” как “старший член совещательного места, управления”1. Впоследствии из данного первоначального значения слова “президент” появилась такая должность как президент сената.
По словарю русского языка С.И. Ожегова под термином “президент” уже понимается руководитель, глава республиканского государства, а также некоторых крупных научных учреждений2.
Тем не менее в современной трактовке это понятие не употреблялось ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик, в том числе Англии, ставшей в Европе эталоном государственного устройства.
Первым в мире государством, в котором зародилась современная система института президентства, были США3, хотя на первоначальном этапе американской государственности и законодательная, и исполнительная власть оказались сосредоточены в едином представительном органе — Континентальном конгрессе4. Затем президентская система правления была установлена в ряде латиноамериканских государств. Первыми европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства были Франция и Швейцария (1848 г.)5.
После окончания Первой мировой войны президенты стали высшими должностными лицами в Австрии, Веймарской республике, Латвии, Литве, Польше, Турции, Чехословакии, Эстонии. Несколько позже институт президентства был введен на Филиппинах, в Сирии и Ливане. После Второй мировой войны он был учрежден в Италии, Греции, Португалии, Исландии, Мальте, Южной Корее, Южном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Иране, Ираке, Афганистане, а также практически во всех африканских государствах. Этот процесс в послевоенное время затронул и бывшие социалистические государства (СФРЮ, ЧССР, СРР, КНДР). В конце 80-х годов в ходе фундаментальных преобразований на мировой арене он коснулся и Советского Союза, когда в соответствии с изменениями, внесенными Съездом народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. в Конституцию СССР, был учрежден пост Президента6.
Впоследствии институт президентства распространился в большинстве бывших советских республик. Кроме Молдавии, Беларуси и стран Балтии лидеры везде являются не только главами государств, но и главами исполнительной власти.
В Беларуси институт президентства возник с принятием 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь. Однако генезис данного института происходил в непростой политической обстановке. При первом обсуждении проекта новой Конституции Республики Беларусь на седьмой сессии Верховного Совета двенадцатого созыва (11 ноября 1991 г.)7 самые острые разногласия между представителями различных политических течений возникли именно относительно конституционной модели государственного устройства: какой должна быть республика — президентской или парламентской. На десятую сессию Верховного Совета (23 октября 1992 г.) Конституционной комиссией был представлен проект, предусматривающий парламентскую республику (президент — глава государства, он не осуществляет руководство исполнительной властью). Но уже на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Беларусь (19 мая 1993 г.) представленный проект Конституции закреплял статус президентской республики.
10 сентября 1993 г. в Верховный Совет было внесено предложение Председателя Конституционной комиссии8 о принятии Основного закона Конституционной Ассамблеей — представительным органом, единственной целью которого являлось бы принятие новой Конституции9. Однако данная идея не была поддержана Верховным Советом.
Окончательное решение относительно организации государственной власти в республике приняла тринадцатая сессия Верховного Совета, начавшаяся в ноябре 1993 г.
Необходимость учреждения поста президента была обусловлена совокупностью социально-политических и правовых факторов. Среди них: кардинальные изменения в политической системе государства в результате августовских событий 1991 г.; вакуум исполнительной власти в стране после устранения с политической арены органов КПСС-КПБ; принципиальные изъяны парламентских структур и неспособность существующих политико-правовых институтов центральной власти разрешать политические и социально-экономические проблемы и противоречия; ограниченная возможность и уязвимость Советов как представительных органов власти по стабилизации политической и социально-экономической ситуации после ликвидации монополии партии на власть, а также чрезмерное увлечение Верховного Совета законотворческой деятельностью в ущерб распорядительной и контрольной функциям.
В процессе конструирования модели института президентства в Беларуси была апробирована практика бывшего СССР, стран-членов СНГ, а также государств дальнего зарубежья. При этом велся поиск наиболее рациональных форм, черт и признаков организации и функционирования данного института, определяющих его своеобразие и индивидуальность, исторические и национальные особенности, исключая механическое копирование опыта других стран.
Полномочия президента, как верховного магистрата, его правовой статус и роль в политической системе государства определяются прежде всего соответствующими конституционными установлениями. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 г., согласно которой был впервые учрежден институт президентства, Президент являлся главой государства и исполнительной власти. Осуществление Президентом функций не только главы исполнительной власти, но и главы государства, является одним из важнейших прецедентов персонификации государственно-правовой и социальной ответственности за состояние дел в государстве.
Располагая по очерченными рамками Конституции 1994 г. полномочиями, Президент Республики Беларусь в ходе осуществления государственной политики выступал в разных качествах: как глава государства (ст. 95 Конституции); как глава исполнительной власти (ст. 95); как Главнокомандующий Вооруженными Силами (п. 24 ст. 100), как глава Совета Безопасности (п. 23 ст. 100); как фактический глава внешнеполитического ведомства (п. 15 и 16 ст. 100). Однако данные ипостаси президентской должности не исчерпывали всех его полномочий в соответствии с фактическим политико-правовым статусом.
Президент был наделен правом управлять всей системой органов исполнительной власти для реализации законов, других нормативных актов, издания на их основе своих собственных указов и распоряжений, в том числе направленных на смягчение и минимизацию последствий чернобыльской катастрофы. Вместе с тем в тот период существовал определенный дисбаланс полномочий Президента и исполнительной власти в целом, с одной стороны, и законодательной и судебной — с другой. По существу исполнительная власть несла ответственность за издержки и просчеты законодательной власти.
В силу установлений Конституции 1994 г., с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., Президент Республики Беларусь является главой государства и обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики. Ныне Президент олицетворяет собой как бы верховную власть. Как глава государства Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти и, таким образом, располагает огромными возможностями для реализации государственной политики в области минимизации последствий чернобыльской катастрофы.
Кроме того, Президент как глава государства имеет реальные возможности для реализации комплекса проблем чернобыльской катастрофы через Правительство — Совет Министров, которое в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь подотчетно в своей деятельности Президенту и ответственно перед парламентом.
Ко времени избрания первого Президента Республики Беларусь экономика страны находилась в состоянии глубочайшей деформации. Кризисные процессы проявлялись в резком спаде производства, свертывании инвестирования экономики, гиперинфляции и обесценивании накоплений и сбережений государства, предприятий и населения, падении курса национальной денежной единицы, беспрецедентном снижении уровня жизни населения, интенсивном расслоении общества на богатых, бедных и сверхбедных. В 1993 г. ВВП по сравнению с 1990 г. снизился на 15%, выпуск промышленной продукции — на 19%, а продовольственных товаров — на 31%, инвестиций в основной капитал — на 37%. Среднемесячная реальная заработная плата уменьшилась на 15%, объем розничного товарооборота — на 38%, платных услуг — на 45%. Значительно усилились стагнационные процессы в экономике страны и в 1994 г.: ускорились темпы падения производства, сохранился высокий уровень инфляции, возрос дефицит государственного бюджета и торгового баланса. Хроническими стали такие процессы, как деградация производственного и научно-технического потенциала, разрушение материальной и нравственной мотивации к труду, обесценивание труда в творческом, научно-техническом и производственном секторах. Указанный спектр проблем усугубил системный кризис, социальную напряженность как в целом в обществе, так и среди населения, проживающего на радиационно загрязненных территориях.
Реальная действительность потребовала от Президента Республики Беларусь усиления централизованного регулирования основных переходных процессов. Принципиально важной была необходимость повышения роли государства не только для полного овладения сложившейся ситуацией, но и для выполнения Президентом функций политического руководства переходными процессами, а также функций гаранта свобод личности и социальной защищенности малоимущих слоев общества.
Таким образом, для осуществления государственной политики в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы необходимо было усиление государственного руководства экономикой в целом. Уже в сентябре 1994 г. по поручению Президента Республики Беларусь была разработана и принята Программа неотложных мер по выходу из кризиса, которая предусматривала оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем; нормализацию внешнеэкономических отношений, улучшение торгового и платежного балансов; совершенствование оплаты труда и переход к адресной поддержке наиболее уязвимых в материальном отношении слоев населения; усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости рыночными преобразованиями; преодоление спада производства и стабилизацию ситуации в отдельных секторах экономики.
Начиная с первой антикризисной Программы, Президент Республики Беларусь коренным образом изменил в целом экономическую политику государства, а также подходы как к ее разработке, так и реализации. Глава государства четко расставил новые принципиальные акценты в проведении экономической стратегии и тактики в стране. По его поручению были разработаны документы долго-, средне- и краткосрочного характера. Среди них: Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. (1996 г.); Национальная программа привлечения инвестиций (1996 г.); Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г. (1997 г.); Генеральная схема управления народным хозяйством на 1996-2000 гг. (1998 г.) и др. Они содержали объективные оценки стартовых условий, перспективную модель экономики, основные направления выхода из кризиса и дальнейшего развития экономики.
Основанный на системном подходе программно-целевой метод в экономике с основной формой его реализации — целевыми программами, как важнейший инструмент решения стратегических, масштабных и тактических ключевых проблем развития экономики и общества, Президент Беларуси использовал в выработке государственной политики в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы. По его поручению Кабинет Министров разработал и утвердил (сентябрь 1995 г.) Государственную программу преодоления и минимизации последствий чернобыльской катастрофы на 1996-2000 гг. Она была основана на анализе проделанной в 1990-1994 гг. работы и результатах долгосрочного прогноза радиационно-экологической обстановки. Программа предусматривала реализацию приоритетных мер по снижению общего риска потери здоровья населением, уменьшению экологических, экономических и социальных последствий, обусловленных чернобыльской катастрофой. В Госпрограмме дальнейшее развитие получили разработка и реализация комплекса технических, социальных, лечебно-оздоровительных мероприятий по снижению радиационных нагрузок на население, совершенствованию системы медицинского обслуживания, обеспечению населения лекарственными препаратами и экологически чистыми продуктами питания, проведению и совершенствованию радиационно-экологического мониторинга территории Беларуси, обеспечению общественности достоверной информацией о радиационно-экологической обстановке на территориях проживания и связанных с ней медико-биологических факторах риска.
Экономическое программирование, как средство процедурной и структурной основы государственного регулирования наряду с социальными прогнозами, генеральными схемами и долгосрочными концепциями и ранее использовалось в Республике Беларусь, в том числе и в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы — Госпрограмма на 1990-1995 гг., Неотложные меры на 1993-1995 гг. Однако роль программирования в условиях обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета неизмеримо возрастает.
Началом отсчета интенсивной деятельности Президента Республики Беларусь по преодолению последствий чернобыльской катастрофы явился его Указ №121 “О реализации на территории Республики Беларусь системы раннего предупреждения, обеспечивающей радиационный мониторинг в районах, прилегающих к действовавшим атомным электростанциям” от 24 марта 1995 г.10 и последовавшая вслед за этим в конце марта — начале апреля 1995 г. его первая поездка на Чернобыльскую АЭС и в радиоактивно-загрязненные районы Гомельской и Могилевской областей. Во время встречи на ЧАЭС с руководством Украины Президент обсудил проблемы ядерной безопасности, перспективы сотрудничества двух стран в области ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, проблемы улучшения социальной защиты пострадавшего населения.
За период функционирования в Беларуси института президентства в деятельности Президента и его Администрации сложилась определенная система контроля за реализацией чернобыльского законодательства и национальных программ минимизации последствий чернобыльской катастрофы: периодические (не менее двух раз в год) рабочие поездки Президента в загрязненные радионуклидами регионы страны и рассмотрение на месте проблем социальной защиты пострадавшего населения; разработка конкретных мероприятий по реализации поручений Президента с указанием сроков исполнения, ответственных за исполнение должностных лиц, формы контроля и проч.
При необходимости по итогам пребывания Президента в чернобыльской зоне издаются указы или принимаются иные нормативные акты. Например, в мае 1996 г. после рабочих поездок Президента в подвергшиеся радиационному воздействию регионы Могилевской области издан Указ “О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, и устранении недостатков в строительстве жилья для граждан, переселяемых из зон радиоактивного загрязнения в Дрибинский район Могилевской области”.
Во исполнение указаний Президента по итогам его поездок в чернобыльскую зону Правительство, министерства, государственные комитеты, иные республиканские органы государственного управления, местные органы управления разрабатывают мероприятия, программы, издают соответствующие нормативные акты. Так, Кабинет Министров 30 марта 1995 г. принял постановление11, в соответствии с которым в два раза были увеличены размеры пособий и доплат, предусмотренных ст. 30, 33 и 37 Закона Республики Беларусь “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС”, в сравнении с размерами, установленными постановлением Кабинета Министров №85 от 13 февраля 1995 г.12.
Кроме того, Правительством Республики Беларусь в 1995-2000 гг. в порядке реализации поручений и установок Президента приняты:
постановление №193 от 10 апреля 1995 г.13, согласно которому введено новое Положение о порядке ведения государственного кадастра атмосферного воздуха Республики Беларусь;
постановление №244 от 6 мая 1995 г.14, в соответствии с которым жилые дома, построенные за счет средств, выделенных на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС, должны были использоваться исключительно для заселения гражданами, имеющими право на обеспечение жильем в соответствии с Законом “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС”;
постановление №248 от 11 мая 1995 г.15, предусматривающее упрощенный (по месту жительства и вне очереди) порядок оформления документов на выезд за границу для оздоровления или лечения групп детей, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, и сопровождающих их лиц;
постановление №578 от 26 мая 1997 г.16, согласно которому утверждены меры по завершению строительства объектов, возводимых в соответствии с Государственной программой по минимизации и преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС на 1996-2000 гг.;
постановление №1455 от 16 сентября 1998 г.17, в соответствии с которым в целях осуществления дополнительных мероприятий по минимизации и преодолению последствий катастрофы, во исполнение поручений Президента Республики Беларусь, данных во время рабочей поездки в Гомельскую область 14-15 июля 1998 г., было поручено МЧС, Минархитектуры, Минсельхозпроду, Минздраву, Минобразования, Минжилкомхозу, Брестскому, Гомельскому и Могилевскому облисполкомам и другим заинтересованным инстанциям обеспечить комплексное решение проблем защиты населения наиболее загрязненных радионуклидами районов от воздействия радиации, включая газификацию, водоснабжение и благоустройство территорий, строительство жилья для врачей, учителей, специалистов сельского и жилищно-коммунального хозяйства в соответствующих объемах и в установленные сроки;
постановление №929 от 17 июня 1999 г.18, согласно которому утверждено Положение о единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения, устанавливающее организационную структуру, порядок создания и функционирования данной системы, виды облучения, подлежащие контролю и учету в ее рамках.
На основании всестороннего анализа реализации национальных программ преодоления последствий чернобыльской катастрофы и с учетом рабочих поездок в радиоактивные регионы Президентом Республики Беларусь выработана целостная концепция минимизации последствий катастрофы, которая сводится к следующим основным направлениям:
концентрация финансов, выделяемых на реализацию госпрограмм по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям и облисполкомах;
средства, полученные от взимания чрезвычайного чернобыльского налога, используются исключительно на минимизацию последствий чернобыльской катастрофы;
переход на контрактную форму заключения трудовых договоров со специалистами (учителя, врачи и проч.) в целях привлечения их на работу в населенные пункты, находящиеся в зоне радиационного контроля;
создание унифицированной правовой базы, согласование и утверждение единых для Беларуси и России норм и стандартов для проведения мероприятий по медицинской, радиационной и социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС;
разработка нормативных документов, определяющих взаимодействие государственных органов Беларуси и России с Исполнительным Комитетом Союза Беларуси и России в части решения назревших чернобыльских проблем;
внедрение системы раннего предупреждения в зоне Чернобыльской АЭС, а также проведение общеевропейской акции по решению проблемы объекта “Укрытие”, создающего постоянную напряженность среди населения, проживающего в населенных пунктах Беларуси, Украины и России, расположенных в непосредственной близости от ЧАЭС и других атомных электростанций.
Крупным политическим шагом Президента Республики Беларусь по осуществлению государственной политики в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы в 1996 г. явилась его инициатива по разработке и подписанию многосторонней конвенции, направленной на создание безъядерной зоны в Центральной и Восточной Европе. Объявив о безъядерном статусе государства, Республика Беларусь добровольно вывела со своей территории все ядерное оружие и выступила с инициативой признания группы стран данного региона зоной, свободной от ядерного оружия. При этом, начиная с 1991 г., в стране были вдвое сокращены Вооруженные Силы. Положение о стремлении сделать территорию Беларуси безъядерной закреплено в Конституции Республики Беларусь, принятой 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме.
В 1997-2000 гг. усилия Президента Республики Беларусь в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы были направлены на обеспечение радиационной безопасности населения и социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, а также на совершенствование системы управления органами по чрезвычайным ситуациям и минимизацию последствий катастрофы.
Учитывая то обстоятельство, что территория Республики Беларусь находится в плотном окружении цепи создающих потенциальную опасность атомных электростанций России, Украины и Литвы, технические характеристики которых находятся на уровне не выше Чернобыльской АЭС, Президент Республики Беларусь в системе общегосударственных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения первостепенное внимание уделяет выработке и реализации предупредительных мер. В этих целях по поручению Президента были налажены и установлены контакты с компетентными органами соседних стран и МАГАТЭ по вопросам оповещения и взаимной помощи в случаях ядерных аварий или создания радиационных ситуаций. Заключены межправительственные соглашения об оперативном оповещении о ядерных авариях и сотрудничестве в области радиационной безопасности с Польшей и о сотрудничестве и взаимной помощи по предупреждению кризисных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий с Россией.
Под личным контролем Президента Республики Беларусь находятся вопросы обустройства регионов страны, расположенных в непосредственной близости от атомных электростанций соседних государств. Здесь сконцентрированы необходимые технические и транспортные средства на случай возможных аварий, поддерживаются требуемые запасы медицинских препаратов для проведения в случае необходимости медико-профилактических мероприятий. Разработаны планы взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления на случай радиационных чрезвычайных ситуаций.
В целях упорядочения пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, 29 апреля 1999 г. Президент издал Декрет №21 “О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС”19. Декретом установлены: порядок исчисления пенсий по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, вызванного последствиями катастрофы; по случаю потери кормильца, умершего по этим причинам; размер надбавки к пенсиям гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы.
В целях осуществления комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, предупреждение развития заболеваний, а также снижение заболеваемости в целом и увеличение продолжительности жизни, 28 мая 1999 г. Президент Республики Беларусь своим Указом №29620 утвердил Программу медицинского обследования населения Гомельской, Могилевской и Брестской областей на 1999 г.
Указом Президента Республики Беларусь №616 “О дополнительных мерах по усилению социальной защиты граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС” от 20 октября 1999 г.21 установлено, что граждане, проживающие в сельских населенных пунктах, расположенных в зоне проживания с периодическим радиационным контролем, имеют право на бесплатное содержание детей в детских дошкольных учреждениях. Расходы, связанные с предоставлением указанной льготы, были отнесены за счет средств республиканского бюджета, направляемых на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС.
Кроме того, в целях повышения эффективности предупреждения в стране чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий, а также совершенствования управления сложными процессами, связанными с минимизацией последствий чернобыльской катастрофы, Президент издал в 1998-1999 гг. серию указов и распоряжений. Так, Указом №442 от 11 сентября 1998 г.22 проведена реорганизация Министерства по чрезвычайным ситуациям, в соответствии с которой к МЧС было присоединено Главное управление военизированной пожарной службы. Министерству были переподчинены все областные и Минское городское управление военизированной пожарной службы, отряды, части и посты военизированной пожарной службы, пожарные аварийно-спасательные отряды и части, учебные заведения и научные учреждения военизированной пожарной службы, подразделения обеспечения и специальные подразделения. Этим же указом при МЧС был образован Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС.
Согласно Положению о Министерстве по чрезвычайным ситуациям, утвержденному Указом Президента от 19 января 1999 г. №3523, МЧС определен как республиканский орган государственного управления, осуществляющий управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также защиты населения от последствий катастрофы на ЧАЭС.
Последовательное осуществление мероприятий, заложенных в Государственной программе Республики Беларусь по минимизации и преодолению последствий катастрофы на 1996-2000 гг., позволило заметно смягчить социально-политическую и морально-психологическую обстановку в загрязненных регионах страны. Начиная с 1996 г., ежегодно выполняются практически все контрольные показатели, заложенные в Государственной программе минимизации и преодоления последствий катастрофы на 1996-2000 гг. За 1996-1999 гг. в Республике Беларусь капитальные вложения на объектах производственного и непроизводственного назначения по Госпрограмме 1996-2000 гг. освоены на 104%, задания по вводу в действие жилых домов и квартир выполнено соответственно на 105% и 104%, больниц — на 116%, амбулаторно-поликлинических учреждений — на 104%, общеобразовательных школ — на 105%.
За сравнительно небольшой в историческом плане период функционирования президентства в Республике Беларусь деятельность первого Президента отражает в соответствии с его ролевыми функциями важность данного института. В принципе утвердилось признание роли Президента в политической системе государства, стали проявляться контуры потенциальной силы, авторитета и эффективности президентской власти. Многие инициативы, усилия и нормативные акты главы государства в социально-экономической сфере, в том числе и в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы, имеют важное государственное значение и позитивные политические, экономические и социальные последствия.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., 1978. Т. 3. П., 1980. С. 392. (назад)
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1968. С. 573. (назад)
3 На Конституционном конвенте в Филадельфии (1787 г.) его делегаты хотели создать сильную структуру власти, способную “зарядить правительство энергией” и контролировать деятельность законодателей // Guide to the presidency. Wash., 1989. P. 21. (назад)
4 Составители Конституции США предприняли важнейший шаг, когда они слили в одной выборной должности достоинство короля и власть премьер-министра // Rossiter C. The Ameriсan Presidency. N.Y., 1960. P. 12. (назад)
5 До конца ХIХ в. другие государства Европы, Азии и Африки оставались монархиями. (назад)
6 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №12. С. 189. (назад)
7 Здесь и далее указываются даты начала обсуждения проектов Конституции Республики Беларусь на соответствующих сессиях Верховного Совета. (назад)
8 В тот момент данный пост занимал Председатель Верховного Совета Республики Беларусь С.С. Шушкевич. (назад)
9 Для принятия Конституции Республики Беларусь данным органом требовалось внесение соответствующих изменений в действующую Конституцию и принятие Закона о Конституционной Ассамблее. (назад)
10 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. №9. Ст. 194. (назад)
11 Там же. №11. С. 224. (назад)
12 Там же. №5. Ст. 116. (назад)
13 Там же. №11.Ст. 249. (назад)
14 Там же. №13. Ст. 309. (назад)
15 Там же. №14. Ст. 321. (назад)
16 Текущий архив Совета Министров Республики Беларусь за 1997 г. (назад)
17 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. №26. Ст. 685. (назад)
18 Там же. 1999. №17. Ст. 492. (назад)
19 Там же. №13. Ст. 345. (назад)
20 Там же. №15. Ст. 420. (назад)
21 Там же. №29. Ст. 837. (назад)
22 Там же. 1998. №26. Ст. 666. (назад)
23 Там же. 1999. №2. Ст. 28. (назад)
Опубликовано на Порталусе 29 сентября 2004 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK