Рейтинг
Порталус

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - приоритетное направление в обеспечении устойчивого развития и безопасности Российской Федерации в XXI веке

Дата публикации: 29 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ Чернобыль-1986 →
Номер публикации: №1096467808


АВТОР: М. И. Фалеев

ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №9,2000


История развития земной цивилизации — сложный, противоречивый, неравномерный процесс. И в значительной мере его траектория зависит от стремления человека и общества в целом обеспечить свою безопасность, избежать голода и болезней, предотвратить военные агрессии, сохранить благоприятную среду обитания. Большинство опасностей в той или иной степени обусловливалось эволюцией общества, уровнем развития производительных сил и производственных отношений. В частности, если для отсталых в социально-экономическом плане государств наиболее характерными угрозами в ХХ в. являются голод и болезни, то для наиболее развитых — техногенные аварии, экологический кризис.

Есть серьезные основания полагать, что масштабность влияния бедствий и катастроф на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества и их драматизм уже превысили тот уровень, который позволял относиться к ним как к локальным сбоям в размеренном функционировании государственных и общественных структур. Тот порог системной адаптации, которая позволяет системе (в данном случае — обществу) амортизировать отклонения от допустимых параметров жизни и сохранять при этом свое качественное содержание, по-видимому, пройден в ХХ в.

Основным источником опасности для всего существующего на Земле стала созданная человеком техносфера. Происходящие в ней аварии приводят не только к человеческим жертвам, но и к уничтожению окружающей среды, природных ресурсов, их необратимой деградации, а это, в свою очередь, вызывает генетические изменения у людей. Таким образом, между человеком с его стратегией антропогенной деятельности и природой с ее репродуктивными возможностями углубляются серьезные противоречия, которые в последнее время приобрели глобальный характер.

Сложившаяся ситуация заставляет говорить о системном тупике, подводящем общество к необходимости радикальных перемен. Период экстенсивного развития человечества заканчивается.

В связи с этим должны принципиально измениться цели развития, алгоритмы их достижения, духовная, социальная, экономическая сферы. Основным направлением развития должны стать улучшение качества жизни, повышение устойчивости развития общества, а основным объектом инвестиций — “человеческий капитал”.

Перед человеком и обществом на рубеже XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель — глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Новая философия безопасности не может быть построена только на заповедях, адресованных каждому человеку (как это было в Библии). Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно. Попытка создания программы управления устойчивым развитием цивилизации была предпринята в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию. В принятой на ней Повестке дня на ХХI век предложен конкретный базовый набор соответствующих индикаторов, вариант иерархии целей обеспечения безопасности человека и окружающей природной среды.

Надо отметить, что нынешняя ситуация в России такова, что, несмотря на определенную положительную динамику, большинство параметров развития экономики и общества находятся в закритической области. Мы имеем дело с уникальной ситуацией системного кризиса. С теоретической точки зрения это означает, что набор главных, ключевых переменных, характеризующих безопасность человека, быстро меняется со временем. Природные и техногенные катастрофы оказываются гораздо более тесно связанными с социальными бедствиями, чем при стабильном развитии. Отсюда следует неэффективность большинства традиционных методов управления в процессе обеспечения безопасности. Все это приводит к необходимости реализации междисциплинарного подхода к управлению, привлечению специалистов разных областей для создания теории, синтез-методов гуманитарных и естественных наук, гибкого учета в ходе построения моделей и концепций быстро меняющихся российских реалий. Вообще надо отметить, что если XX век был веком анализа, исследования тонких деталей, дифференциации наук и технологий, то XXI век, по-видимому, будет веком системного синтеза, выработки комплексных подходов и мировоззрений, опирающихся на представления естественнонаучной и гуманитарной культуры.

Сейчас в России на основе накопленного у нас и за рубежом опыта разрабатывается концепция государственной стратегии обеспечения безопасности и управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС). Теоретической, экономической, социальной и правовой базой ее формирования является то, что, с одной стороны, человечеством осознается угроза, которую несут техногенные аварии, стихийные и иные бедствия, а с другой стороны, развитие точных наук достигло необходимого уровня для содержательного анализа этой сферы. При этом следует отметить, что одним из фундаментальных достижений в конце ХХ в. стало расширение средств мониторинга и методик прогноза.

Однако мало знать закономерности развития катастрофических процессов, предсказывать кризисы, создавать механизмы предупреждения бедствий. Надо добиться того, чтобы эти меры были поняты людьми, востребованы ими, перешли бы в повседневную жизнь, находя свое отражение в политике, производстве, психологических установках человека. Иначе государство и общество столкнутся с “эффектом Кассандры”, о котором почти всегда упоминают очевидцы крупнейших бедствий: многие люди не следуют предостережениям, игнорируют предупреждения об опасности, не предпринимают шагов для спасения (или совершают ошибочные действия). Отсюда вытекает масштабная задача XXI века — формирование в России и мире массовой “культуры безопасности”1.

На современном этапе развития цивилизации особая роль принадлежит выработке и распространению “всеобщих правил игры”. В течение последних 50 лет мировое сообщество постепенно формировало правовое поле обеспечения безопасности человечества, взаимодействия при бедствиях. Для Российской Федерации, с учетом процессов глобализации, оно складывается под влиянием двух факторов:

· международной кооперации в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, где исключительная роль принадлежит ООН;

· системы связей, которая образуется в результате договорно-правовой деятельности.

В настоящее время международное право, законодательство отдельных стран, опираясь на “Повестку дня на XXI век”, должны стать не только побудителями процесса интеграции в сфере комплексной безопасности, но и сыграть свою роль в изменении мировоззрения людей. Таким образом возможно обеспечить формирование новой реальности, в которой безопасность, право на развитие будущей цивилизации займут доминирующее место.

Несмотря на все еще недостаточное внимание к реализации деклараций конференции в Рио-де-Жанейро, мировое сообщество принимает скоординированные шаги по решению ряда глобальных проблем человечества. В качестве примеров можно назвать завершившееся Международное десятилетие по уменьшению опасности стихийных бедствий, принятие конвенций “Об охране озонового слоя”, “О биологическом разнообразии” и “О запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсичного оружия и об их уничтожении”, а также многих других.

Об эффективности совместных действий в области государственного регулирования рисков можно судить по реальной динамике снижения количества и ущерба от аварий на промышленных объектах в странах Западной Европы. Интенсивный рост техногенных аварий в конце 70-х и начале 80-х годов был остановлен путем принятия Европейским Союзом правовых актов (например, Директива Севезо)2 , на основе которых были выполнены организационно-управленческие и организационно-технические мероприятия, уменьшающие риск (см. схему).

Россия активно действует в русле создания и реализации международного правового поля обеспечения безопасности. В настоящее время Правительством России подписано 50 двусторонних и многосторонних договоров с правительствами иностранных государств и международными организациями по вопросам помощи и сотрудничества при чрезвычайных ситуациях, 15 договоров находятся в стадии согласования. Помимо участия в конвенциях и договорах в нашей стране принято около 400 нормативно-правовых актов федерального уровня (из них — 75 законов), в той или иной мере регулирующих общественные отношения в сфере защиты населения и территорий от техногенных аварий, стихийных и иных бедствий.

В феврале 2000 г. министрами стран-участниц частично открытого Соглашения Совета Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф (ЧОС СЕ) принята разработанная по инициативе России Декларация “О праве населения на получение информации и подготовку в области управления рисками”. Декларация станет основой совместных действий государств по распространению информации о бедствиях и проведению обучения, в первую очередь детей, навыкам поведения при чрезвычайных ситуациях.

Анализ международной деятельности МЧС России позволяет сделать вывод, что минувшее десятилетие было плодотворным с точки зрения глобальной готовности к катастрофам: сложилась кооперация соответствующих структур и организаций под эгидой ООН, появились технологии, обеспечивающие защиту человека и предотвращение экологических бедствий. Учитывая приоритеты и опираясь на концепцию “многополюсного мира”, МЧС России выступило с инициативами по развитию организаций и технологий спасательного дела в ряде стран “третьего мира” путем подготовки кадров и технического оснащения, а также по созданию в Европе международной организации, координирующей и рационально использующей в своей деятельности новейшие прогнозные, мониторинговые, спасательные технологии в интересах обеспечения безопасности всех народов и государств на европейском континенте.

Весьма перспективной является инициатива России по созданию под эгидой ООН Международного агентства по чрезвычайным ситуациям, выполняющего операции по ликвидации последствий катастроф в различных регионах планеты, управляющего международной гуманитарной помощью пострадавшим от бедствий странам.

Продолжение работы МЧС России над информационно-управляющей системой нового поколения позволит в реально обозримом будущем сформировать совместно с нашими американскими и европейскими коллегами глобальную информационную сеть по проблемам чрезвычайных ситуаций. Таким образом, ближе станут страны-доноры и государства, пострадавшие от бедствий. Теснее и эффективнее смогут взаимодействовать ученые-эксперты и специалисты-управленцы.

Интенсивное развитие правовой и информационной базы взаимодействия в вопросах комплексной безопасности делает настоятельно необходимым создание более эффективных механизмов международной реализации принятых правил сосуществования, общения, помощи. МЧС России готовит предложения по данной проблеме.

В настоящее время в России реализуется ряд механизмов воплощения концептуальных основ государственной политики в сфере безопасности. Можно, в частности, упомянуть принятую Правительством России в 1999 г. Федеральную целевую программу “Снижение рисков и смягчение последствий бедствий и катастроф природного и техногенного характера до 2005 года”.

Реализация комплекса превентивных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, на 30—40% уменьшить человеческие потери от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях — полностью избежать их. Переход на нормирование допустимых рисков должен обеспечить снижение на 40—50% риска для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию техногенных и ряда природных опасностей. Все это будет способствовать повышению устойчивости развития России, позволит успешно выполнять взятые международные обязательства по предотвращению и ликвидации последствий глобальных катастроф.


--------------------------------------------------------------------------------

1 “Культура безопасности” — система знаний и установок личности (населения, специалистов, управленцев), обеспечивающая (в зависимости от роли в обществе) целесообразный уровень готовности к противодействию чрезвычайным ситуациям.

2 Речь идет о Директиве (№82/501/ЕЭС/ от 24 июня 1982 г.), принятой Европейским Сообществом после утечки отравляющих веществ в населенном пункте Севезо (Италия) и направленной на предотвращение таких чрезвычайных ситуаций в будущем. Впоследствии данная Директива была переработана и в 1996 г. введена в действие как Директива Севезо-2.

Опубликовано на Порталусе 29 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама