Рейтинг
Порталус

Актуальный репортаж. ОРИЕНТИР - ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ ТРАНСПОРТ

Дата публикации: 18 июня 2014
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1403093793


Кандидат исторических наук Е. А. МУЛТЫХ, доцент кафедры транспортной юриспруденции Московского автодорожного института

Выставочная площадка Государственного научного центра РФ "НАМИ", похоже, не пустует ни одного дня. Все чаще на ней разворачиваются интереснейшие экспозиции по самым разнообразным темам, отражающим положительные моменты в создании новой автомобильной техники, двигателестроении, защите окружающей среды и т.д.

С 23 по 26 марта 2004 г. в "НАМИ" с успехом прошла Международная специализированная выставка "Экологически чистый транспорт". В ней приняли участие отечественные ученые, исследователи, изобретатели, представители многих конструкторских организаций, зарубежные гости.

Тема экспозиции чрезвычайно актуальна. Открывая ее, генеральный директор ГНЦ РФ "НАМИ" А. А. Ипатов подчеркнул важность проблемы экологической чистоты и безопасности автотранспорта, поскольку с этим связаны здоровье и жизнь граждан. Речь идет не только о вредных составляющих отработанных газов, от которых задыхаются города и природа. Сюда входят и шум, и вибрация, и разрушение бесценного, животворного слоя почвы, и завалы непереработанного мертвого осадка, остающегося от отслуживших свое деталей, узлов, целых автомобилей.

Борясь за экологическую безопасность транспорта, законодатели многих развитых стран ввели жесткие, контролируемые рамки по токсичности отработанных газов, определив нормы ЕВРО. Это создало побудительный мотив для ученых, инженеров и конструкторов искать технические решения, позволяющие выпускать из цехов заводов экологически чистые транспортные машины.

Одним из перспективных направлений такой работы является использование в качестве топлива водород - самый простой и наиболее распространенный в природе элемент. Он имеет высокое содержание энергии на единицу веса: 120,7 Дж/т. При соединении его с кислородом в электрохимическом генераторе происходит прямое преобразование химической энергии в электричество с огромным кпд. Кроме того, продукты сгорания водородной энергетики на транспорте обеспечивают полное отсутствие выбросов токсичных веществ.

стр. 30

стр. 31

На выставке экспонировался двигатель внутреннего сгорания, который может использовать в качестве топлива водородный синтез-газ*. Его работа обеспечивает полное отсутствие в отработанных газах СО, СН. Он на 80% снижает NOX , на 20% - СО2 .

На стендах института демонстрировали также систему получения смеси водорода непосредственно на борту автомобиля путем каталитического разложения метанола с утилизацией тепла, отводимого охлаждающей жидкостью и отработанными газами.

ГНЦ РФ "НАМИ" обнародовал на выставке программу работ по созданию дизельных двигателей, удовлетворяющих требованиям ЕВРО. Потенциальным потребителям были предложены топливная аппаратура с микропроцессорным управлением, более совершенная цилиндропоршневая группа, система нейтрализации отработанных газов, электронная система управления двигателем и автомобилем, новые сорта масел, топлива с пониженным содержанием серы и т.д.

Внимание посетителей выставки привлекли разработки и других конструкторских организаций и фирм. Речь идет прежде всего об использовании сжиженного газа в качестве моторного топлива для легковых и грузовых транспортных средств, что обеспечивает снижение выбросов окислов азота и смогобразующих веществ на 25%, а супертонких частиц - на 30 - 35%.

Интерес вызвала топливная система, установленная на автомобиле "Газель" (ОАО "НПО Гелиймаш", Москва). Она состоит из криогенного бака, заполненного сжиженным природным газом и метаном с температурой -162°С, арматурного шкафа с предохранительными клапанами и стандартной газорегулирующей аппаратурой, теплообменника-испарителя и системы безопасного дренажа газа. В кабине находятся двухпозиционные переключатели вида топлива "бензин-бак" и указатель его уровня. Дренажный трубопровод расположен за кабиной. Разработчиком газосмесительной части топливной системы является НПФ "САГА" (Москва).

Посетители подолгу задерживались у стендов, на которых демонстрировались системы очистки воздуха от вредных веществ. ГНЦ РФ "НАМИ", например, показал здесь фильтр-нейтрализатор для дизельных двигателей, который обеспечивает снижение выбросов оксида углерода до 90%, углеводородов - до 80%, дисперсных частиц - до 90%. Ресурс действия фильтра-нейтрализатора - не менее 250 тыс. км пробега автомобиля.

В свою очередь НПО СКТ "НА-ТИ" (пос. Новый Быт Чеховского района Московской области) представил систему очистки воздуха, которая устанавливается в кабинах грузовых машин (самосвалы, бульдозеры, экскаваторы и др.).

Привлекала внимание и продукция зарубежных гостей - участников выставки. Так, германская фирма "Hollingsworth & Vose GmbH & CO. KG" представила всю номенклатуру автомобильных фильтров, разработанных из специальных бумаг, композитных и нетканых материалов. Итальянская компания "Engines Engineering" привезла в Москву напоказ экологически чистые конструкции легких транспортных средств.

В целом выставка еще раз подтвердила, что в условиях бурного автомобилестроения, массового насыщения городов и сел машинами у нас нет иного пути, кроме как создавать экологически чистый транспорт.

* См.: А. Л. Эйдельман. На стендах - новые двигатели. - Наука в России, 2004, N 3 (прим. ред.).

Опубликовано на Порталусе 18 июня 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама