Рейтинг
Порталус

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДИКИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ

Дата публикации: 20 октября 2014
Автор(ы): Е. А. Стреха
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 9, 2010, C. 37-41
Номер публикации: №1413789158


Е. А. Стреха, (c)

Е. А. Стреха

 

преподаватель Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка

 

Тел.: +7 (1037517) 270-41-85

 

В статье описываются возможности интерактивных методов обучения в процессе преподавания методики ознакомления дошкольников с природой, характеризующееся высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интенсивное педагогическое взаимодействие, реализация интерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса. Автор считает, что только обдуманный подбор методов в сочетании с основательным знанием содержания темы может обеспечить успех в применении интерактивных методов.

 

Ключевые слова: интерактивные педагогические методы обучения, коммуникация, рефлексия, педагогическое взаимодействие, модель поведения и деятельности участников педагогического процесса.

 

Идущая в нашей стране перестройка высшего образования направлена на повышение подготовки квалифицированных специалистов, способных к ответственной и эффективной деятельности в различных сферах жизнедеятельности человека. Го-

 
стр. 37

 

товность выпускника вуза к профессиональному труду определяется следующими общими требованиями: умением работать в группе; способности к сотрудничеству и самообучению; наличию навыков по поиску и обработке информации; сформированности умений постановки проблемы, разработки этапов решения возникающих задач; способности осваивать, разрабатывать и внедрять инновации; постоянно, в течение всей жизни повышать собственный образовательный и профессиональный уровни.

 

Решению поставленных задач и обеспечению сформированности у студентов требуемых умений и навыков способствует такая организация образовательного процесса, которая предполагает максимальную включенность студентов в постановку и решение учебных и теоретических задач, связанных со стимулированием самостоятельного поиска, созданием условий для осознанного и мотивированного выбора образовательных приоритетов.

 

Однако традиционный процесс обучения в вузе предполагает только передачу преподавателем и усвоение студентами как можно большего объема знаний. Преподаватель транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у студентов. Задача студентов - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другим. Знания, полученные в процессе такого обучения, представляют собой определенный объем информации, который в сознании студентов в лучшем случае существует в виде определенных блоков, не всегда имеющих смысловые связи. Это также проявляется и в сложности установления студентами межпредметных связей. Например, изучая тему "Использование рассказов о природе в процессе ознакомления дошкольников с природой" в рамках курса "Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой" студенты затрудняются провести сравнительную характеристику рассказов детей о природе и о других предметах и явлениях окружающего мира, методики обучения детей рассказыванию, используя знания, полученные в курсе "Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста". Аналогично дело обстоит и с изучением тем, касающихся истории становления и развития методики ознакомления дошкольников с природой, организации игр природоведческого и экологического содержания, организации труда дошкольников в природе и т. д. Все это приводит к сомнению в том, насколько глубоко происходит осознание студентами учебного материала и возможности его использования в различных ситуациях.

 

Следует также отметить, что педагогический процесс является как условием, так и средством любой профессиональной подготовки (инженеров, врачей, военных и т. д.), но только педагоги готовятся к своей профессиональной деятельности, постоянно находясь внутри нее. Преподаватели вуза в процессе своей работы демонстрируют различные образцы этой деятельности. Они зачастую забывают о том, что педагогический процесс, организованный ими, а также выстраиваемое взаимодействие, используемые методы и приемы, педагогические технологии выступают для будущих педагогов определяющим компонентом содержания их профессионального образования.

 

Педагогическое образование как система профессионального развития педагога складывается не только из того, какие знания студент получает в процессе обучения, но и из того, как это происходит, как это организовано, какие условия развития созданы.

 

Можно согласится с утверждение С. С. Кашлева [2, с. 4], что повсеместно распространенное личностно отчужденное обучение профессиональной педагогической деятельности так же повсеместно воспроизводит себя во всех других содержаниях обучения и на всех уровнях системы образования.

 

Развитие субъектности педагога (самостоятельной творческой личности, способной адаптироваться в любой образовательной ситуации и конструктивно преобразовывать ее) обеспечивают личностно-ориентированный педагогический процесс учебного заведения, использование в профессиональном образовании интерактивных методов обучения.

 
стр. 38

 

Широко используемые в последнее время в теории и практике образования термины "интерактивные методы", "интерактивная педагогика", "интерактивное взаимодействие" имеют ведущей характеристикой понятие "взаимодействие". Во всех этих терминах употребление определения "интерактивный" подчеркивает их альтернативность традиционным методам, педагогике, процессу и т. д.

 

Название метода происходит от психологического термина "интеракция", что означает "взаимодействие". Интеракционизм - направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж.Г. Мида.

 

Интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной межсубъектной коммуникации педагога и студента (педагог - субъект своей профессиональной деятельности, ставит в позицию субъекта образовательной деятельности студента). Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интенсивное педагогическое взаимодействие, реализация интерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса [3].

 

Интерактивные методы обучения способствуют тому, что процесс получения знаний приобретает иные формы.

 

Во-первых, из позиции пассивного слушателя, которому иногда предоставляется возможность вербализовать свои знания, студенты становятся в активную позицию. Интерактивные методы в полной мере отвечают требованиям К. Н. Венцеля к организации учебного процесса: "...чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать... чтобы дети все время были активными, а не сострадательными лицами..." [1]. Некоторые интерактивные методы требуют больше вербальной активности студентов ("Заверши фразу", "Если бы я был явлением природы", "Минута говорения" и др.), другие предполагают элементы их двигательной активности ("Четыре угла", "Поменяемся местами", "Дюжина вопросов", "Выбор" и др.). Но все интерактивные методы стимулируют умственную активность студентов. Они предполагают выполнение различных мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, классификацию, обобщение), оперирование понятиями, поиск ответов, решение проблем, оценивание т. д. Преподаватель, используя разные интерактивные методы, может стимулировать как индивидуальную умственную активность, так и групповую. Так, при использовании метода "Чье это?" в процессе обсуждения вопроса "Типы отношений живых организмов в биоценозе" студентам предлагается система вопросов-ситуаций и пять вариантов ответов: четыре варианта - это карточки ("Форические связи", "Фабрические связи", "Топические связи", "Трофические связи"), развешенные в разных углах аудитории, и пятый вариант - это размещение посередине, если студент считает, что в данной ситуации проявляются несколько взаимосвязей. Выслушав вопрос, например, "В какие связи вступает белка, запасая орехи на зиму?", каждый студент мысленно формулирует ответ и, перемещаясь по аудитории, размещается под соответствующей табличкой. Только после того как все студенты определились с ответом, преподаватель отмечает, какие наметились варианты ответа и предлагает студентам обосновать свой выбор. Данный метод предполагает принятие студентом решения в индивидуальном порядке и быть готовым его обосновать. При использовании метода "Икебана" в процессе обсуждения вопроса о подборе комнатных растений для уголков природы разных возрастных групп дошкольного учреждения студенты получают карточки с критериями отбора растений: "Растения красиво, обильно и долго цветущие",

 
стр. 39

 

"Растения с различными потребностями в свете, влаге и тепле", "Растения с ярко выраженными частями (стебель, листья)", "Растения с разным характером поверхности листьев", "Растения, имеющие различную форму и величину листьев", "Растения с разными способами размножения", "Растения с разными стеблями, листьями, цветками", "Растения, имеющие пестро окрашенные листья". Студенты - участники метода вступают во взаимодействие между собой, анализируют предложенные критерии и обсуждают варианты создания "цветочных композиций" для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Данный метод предполагает коллективное решение вопроса, умение слушать и слышать другого участника, принимать другую точку зрения или отстаивать свою.

 

Особенностью всех знаний, которые получают студенты на таких занятиях, является то, что они приобретаются не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Как они отмечали в анкетах, "на занятиях студент не имеет возможности отсидеться, ему надо думать самому, не полагаясь на других", "работают как слабые, так и сильные студенты", "появляется интерес к изучаемому предмету".

 

Во-вторых, изменяются отношения между субъектами учебного процесса. Взаимодействие между преподавателем и студентами начинают выстраиваться на основе паритетности. Паритетные взаимоотношения предполагают принятие педагогом активной позиции студента, признание за ним права на самостоятельность мыслей, высказывание мнений, отказ от убеждения, что существует единственно правильное мнение, которое принадлежит педагогу. В итоге каждый участник учебного процесса создает условия для своего развития.

 

В-третьих, создается наиболее благоприятная атмосфера на занятиях. Благодаря интерактивным методам целенаправленно создается комплекс внешних условий, содействующих удовлетворению, радости, проявлению спектра положительных эмоций у всех участников учебного процесса. Традиционно на занятиях, где используются интерактивные методы, первым реализуется один из методов создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации: "Прогноз погоды", "Аллитерация имени", "Имя и жест", "Комплимент", "Подари цветок" и др.

 

Особое внимание заслуживает такой аспект использования методов, как позитивность и оптимистичность оценивания. Создаваемая на занятиях ситуация успеха позволяет повысить мотивацию у студентов, обеспечивает более высокий уровень усвоения материала, способствует снижению утомляемости и повышению уровня удовлетворенности от участия во взаимодействии.

 

В-четвертых, использование интерактивных методов качественно изменяет характер деятельности самого преподавателя на занятиях. Традиционная форма проведения занятий выделяет преподавателя как центральное действующее звено. В планах семинарских занятий подробно прописывается только содержание деятельности преподавателя: какие вопросы необходимо задавать студентам для обсуждения темы, какие задания надо предложить для закрепления знаний, как проверить имеющиеся знания у студентов и т. д.

 

Преподаватели, применяющие интерактивные методы в своей работе, отмечают, что:

 

- возникает интерес к собственной педагогической деятельности;

 

- увеличивается удовлетворенность от работы со студентами;

 

- появляется возможность учитывать свои индивидуальные особенности при построении и проведении занятий;

 

- имеется возможность анализировать свою деятельность на занятиях в соответствии с высказываниями студентов в процессе рефлексии;

 

- есть возможность наблюдать за групповыми процессами, за взаимоотношениями студентов в группе.

 

Однако интерактивные методы не стоит воспринимать как средство избавления студентов от скуки на занятиях. Широкое их использование не может само по себе гарантировать успех в педагогическом процессе и не в состоянии скрыть некомпетентность преподавателя в содержательном и методическом плане. Только обдуманный подбор методов в сочетании с основательным знани-

 
стр. 40

 

ем содержания темы может обеспечить успех в применении интерактивных методов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вентцелъ К. Н. Свободное воспитание: Сб. науч. тр. - М., 1993. - С. 96-97.

 

2. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учеб. пособ. -Минск, 2004.

 

3. Кашлее С. С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: Пособ. для педагогов. - Минск, 2007.

 

POSSIBILITIES OF TRAINING INTERACTIVE METHODS IN COURSE OF TEACHING OF PRESCHOOL CHILDREN TO ACQUAINTANCE WITH NATURE TECHNIQUE

 

E.A. Strekha

 

teacher of the Belarus State Pedagogical University after M. Tank

 

The article deals with possibilities of interactive methods of training in course of teaching of preschool children to acquaintance with nature technique. It is characterized by high degree of intensity of dialogue of its participants, their communications, activity exchange, and variety of their kinds, forms and receptions, a purposeful reflexion of their activity and taken place interaction. Intensive pedagogical interaction, realization of interactive pedagogical methods are directed on change, perfection of models of behavior and activity of participants of pedagogical process. Author of the article considers that only selection of methods in combination with thorough knowledge of the theme content can provide success in application of interactive methods.

 

Keywords: interactive pedagogical methods of training, communications, reflexion, pedagogical interaction, model of behavior and activity of participants of pedagogical process.

Опубликовано на Порталусе 20 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама