Рейтинг
Порталус

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Дата публикации: 03 ноября 2014
Автор(ы): Е. Н. Беляева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 8, 2012, C. 63-66
Номер публикации: №1414999823


Е. Н. Беляева, (c)

Е. Н. Беляева, аспирант Московского педагогического государственного университета

 

Тел.: 8 - 916 - 515 - 54 - 58, (499) 786 - 07 - 91; e-mail: e_n_belyeva@mail.ru

 

В статье рассматриваются особенности становления экологического сознания школьников в процессе формирования у них эмоционально-ценностного отношения к живой природе. Показана роль психологических релизеров в формировании отношения учащихся к живой природе по перцептивному, когнитивному и практическому каналам. Обозначены особенности методики преподавания биологии с целью формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе.

 

Ключевые слова: экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к живой природе, психологические релизеры, личностно-ориентированные ситуации.

 

В сфере российского образования в последние годы происходит много преобразований: обновляется содержание и совершенствуется структура образовательного стандарта, принципиальным отличием которого является усиление ориентации на конечные результаты деятельности, личностное развитие учащихся. В этих условиях не-

 
стр. 63

 

обходим творческий поиск новых подходов и форм работы, направленных на формирование у школьников научной картины мира, показателем которой является экологическая культура и ответственность личности за состояние природы [3]. Экологическая культура рассматривается в этом аспекте как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Для формирования экологической культуры учащиеся должны овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценности, ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей природной среды.

 

Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы С. Д. Дерябо и В. А. Левина [1], посвященные изучению особенностей формирования экологического сознания школьников как необходимой составляющей развития экологической культуры. Сущность "экологического сознания", по словам авторов, заключается в системе представления о мире, которыми обладает ученик на определенном этапе личностного развития:

 

1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы;

 

2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;

 

3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

 

Непрагматическое взаимодействие с природой - неотъемлемая часть формирования экологического сознания учащихся, так как в результате этого взаимодействия формируется определенное отношение к объектам живой природы и к природе в целом.

 

Остановимся на подростковом возрасте, в котором в соответствии с современной школьной программой изучается живая природа. Исследования показывают, что именно в младшем подростковом возрасте потребность во взаимодействии с природными объектами достигает максимального уровня, сохраняя при этом непрагматический характер взаимодействия. Школьникам свойственно воспринимать природные объекты как "значимые другие", то есть степень психологической близости с ними выше, чем со многими близкими людьми. К среднему подростковому возрасту на первое место выходит "поступочный компонент интенсивности отношения к природе", то есть желание участвовать в природоохранной деятельности.

 

Важную роль в формировании эмоционального отношения к живой природе учащихся играют психологические релизеры -ключевые стимулы для взаимодействия человека и объектов живой природы. Психологические стимулы воспринимаются по перцептивному, когнитивному и практическому каналам формирования отношения. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

 

Естественные психологические релизеры могут быть визуальными, аудиальными, тактильными, поведенческими. Визуальные релизеры воспринимаются с помощью зрительного анализатора и связаны с визуальным обликом того или иного природного объекта: цветом, формой, симметрией, пропорциями, величиной. Аудиальные психологические релизеры воздействуют через слуховой анализатор и формируют отношение к объекту благодаря звуковым характеристикам (тон, тембр, высота звуков). Тактильные психологические релизеры воздействуют на комплекс рецепторов кожи и связаны с осязаемыми ощущениями. Поведенческие релизеры - стимулы, которыми являются демонстрации, например животными объектами, формы поведения, позволяющие учащимся установить параллель с человеком.

 

Если акцентировать внимание учащихся на тех или иных релизерах, формирующих положительные эмоции, то учащиеся стремятся сохранить возникающий положительный эмоциональный тон ощущений и продолжить взаимодействие с этим природным объектом, что способствует формированию через эмоции субъективного отношения. Исходя из вышесказанного, экологическое отношение к объектам живой природы формируется на основе непосредственного взаимодействия учащихся с этими объектами. Задача учителя - правильно подобрать такие объекты, акцентировать внимание

 
стр. 64

 

школьников на положительных психологических релизерах, предоставить им возможность самостоятельно взаимодействовать с природными объектами, например, принимать участие в их жизнедеятельности, наблюдать, заботится, охранять.

 

В содержании современного школьного биологического образования в основном преобладает информация о строении объектов живой природы, например систем органов животных, их систематике и, в меньшей степени, представлена информация, формирующая отношение к ним. Дополнительно во внеклассной работе учитель может организовать работу учащихся с животными в уголке живой природы школы, создавать педагогические ситуации, требующие решения проблемы при непосредственном контакте учащихся с животными. Осуществляя наблюдение, школьники отмечают свои эмоциональные ощущения, свою роль в жизни того или иного животного. Важным в данной работе является "ответ" животного на активность ученика, который можно заметить, увидеть или услышать. Получаемые "ответы" животного - сигналы обратной связи; они становятся важным фактором, инициирующим действие механизма рефлексии. Затем результаты наблюдений обсуждаются с учащимися на занятии, посвященном роли животных в природе и жизни человека, учащиеся добавляют к сообщениям интересные факты, полученные ими из собственных наблюдений. Все это рождает у школьников интерес к живой природе, они начинают осознавать важность ее сохранения, ее самоценность.

 

В педагогической деятельности, направленной на формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе, можно использовать методы формирования субъективного отношения к природе. Так, метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место животного, обстоятельства, в которых оно находится. Метод экологической эмпатии заключается в педагогической актуализации сопереживания учеником состояния животного, сочувствия через отождествление с ним, а также переживание собственных эмоций и чувств по поводу состояния животного. Третий метод "экологической рефлексии" заключается в педагогической актуализации самоанализа учеником своих действий, поступков по отношению к живой природе. Этот метод имеет значение в формировании мотивации взаимодействия ученика с живым природным объектом. Поступки школьника рассматриваются с точки зрения целесообразности и необходимости для этого объекта.

 

Формирование ценностного отношения к природе - неотъемлемая составляющая развития личности. Ценностно-смысловой компонент представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, деятельности, направленных на взаимоотношение с живой природой. В этом аспекте важно акцентировать внимание на ценности существования растений, животных, их роли в природе и жизни человека.

 

Мы поддерживаем точку зрения В. Н. Николиной [2], которая в своем исследовании выделяет несколько методов эмоционально-ценностного стимулирования учащихся, основанных на обмене ценностями, взаимном уважении и доверии. Согласно ей, методы обучения по формированию эмоционально-ценностного отношения к природе можно классифицировать на следующие группы:

 

1) эмоционально-личностное стимулирование - создание экспрессивно-личностных ситуаций, понимание личностной значимости содержания материала, создание ситуаций эмоционально-нравственного переживания, включение игр в учебный процесс;

 

2) осуществление ценностного обмена содержанием учебного материала - методы диалогического общения, включения учащимися в деловые игры;

 

3) рефлексия учебной деятельности.

 

Посредством методов обучения реализуется учебный процесс, происходит сближение замыслов учителя и ожиданий учащихся, взаимная удовлетворенность стимулирует интерес к учению и обогащает мотивы ученика. Данные методы основаны на пере-

 
стр. 65

 

живании школьника как способе существования эмоционально-ценностного отношения. Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе всегда связан с их переживанием, оценкой, учетом жизненных проблем, личностной включенностью в образовательный процесс, то есть в личностно-ориентированных ситуациях. Например, использование контекстных задач обеспечивает создание на уроках эмоциональных переживаний; позволяет раскрывать перед учащимися значимость объектов живой природы для общества и для себя лично; предполагает высказывание учащимися оценочных суждений; направлено на выработку собственной позиции в ситуациях поиска, диалога. В данном аспекте большое значение приобретает самостоятельная работа учащихся с объектами живой природы, способствующая личностному восприятию мира, оценке явлений природы с разных позиций.

 

Эмоционально-ценностный аспект самостоятельной работы выражается в осознании учащимися ее значимости, привлечении оценочных умений, получении личностно значимого для школьника результата, эмоциональных переживаниях, возникающих в процессе поисковой деятельности. Для организации самостоятельной работы учащихся с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к живой природе, на наш взгляд, следует учитывать опору на ранее усвоенное содержание материала, жизненный личностный опыт учащихся; эмоциональные переживания школьников; приоритет работы непосредственно с объектами живой природы, а не с их изображениями и описаниями.

 

Таким образом, формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе является неотъемлемой составляющей развития экологического сознания учащихся. Обеспечить это можно только в результате непосредственного взаимодействие школьников с объектами живой природы, используя перцептивный, когнитивный и практический каналы формирования отношения как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В методике обучения биологии с целью формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе можно использовать личностно-ориентированные ситуации, организовывать самостоятельную работу учащихся с объектами живой природы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов на Дону: Феникс, 1996.

 

2. Николина В. В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дис. ... д.п.н. - СПб, 1999.

 

3. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание / Под. ред. И. А. Сафоновой. - М: Просвещение, 2010.

 

EMOTIONAL-VALUE CONSTITUENT FORMATION OF PUPIL ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS WHILE STUDYING BIOLOGY

 

E. N. BelyaevaPh.D. student of the Moscow State Pedagogical University

 

The article presents peculiarities of pupil ecological consciousness formation in the process of their emotional-value attitude establishment to wild life. The role of psychological releases in pupil relation formation to wild life through perceptive, cognitive and practical channel is demonstrated. Peculiarities of biology teaching methodology are indicated. They are aimed at emotional-value attitude formation of pupils to wild life.

 

Key words: ecological consciousness, emotional-value attitude to wild life, psychological releasers, personality-oriented situations.

 
 

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама