Рейтинг
Порталус

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЫБОЛОВСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭВОЛЮЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Дата публикации: 07 октября 2015
Автор(ы): А. ВАСИЛЬЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) Вопросы экономики, № 9, Сентябрь 2010, C. 150-154
Номер публикации: №1444224163


А. ВАСИЛЬЕВ, (c)

А. ВАСИЛЬЕВ, доктор экономических наук, завотделом Института экономических проблем КНЦ РАН

 

Важнейшими принципами налогообложения еще А. Смит считал: всеобщность налогов и их установление пропорционально доходу; четкое определение величины налогов, времени и способа изъятия; простоту и удобство их сбора, а также минимум соответствующих затрат. В современных условиях к перечисленным принципам можно добавить стабильность налогов, уменьшение их количества, наличие стимулирующих функций.

 

В отечественном морском рыболовстве до 2000 г. налоги взимались по общим правилам Российской Федерации. При этом налоговая нагрузка (отношение суммы уплаченных налогов к произведенной продукции) составляла примерно 10 коп./руб., что на 40 - 60% ниже ее уровня, например, в промышленности Мурманской области. Надо полагать, что и в других приморских регионах положение было примерно таким же. Для увеличения налоговых сборов приняли решение часть ликвидных валютоемких гидробионтов продавать на аукционах1. В результате налоговые поступления в 2002 - 2003 гг. увеличились в два-три раза.

 

Однако у этого варианта оказалось больше недостатков, чем достоинств. Прежде всего отметим, что граждане других государств получили возможность приобретать на аукционах квоты валютоемких гидробионтов через подставных лиц. Под давлением объективных обстоятельств в конце 2003 г. вместо продажи квот на аукционах правительство РФ ввело фиксированную плату (сборы) за биоресурсы2. Однако цели введения платности биоресурсов - увеличения поступлений в бюджет - достигнуть не удалось. Из-за включения платы за биоресурсы в затраты и мер хозяйствующих субъектов по "оптимизации налогообложения" налоговая нагрузка в 2004 - 2006 гг. вернулась на уровень конца 1990 - начала 2000-х годов. В то же время значительно возрос объем работы по налоговому администрированию.

 

Приведенные данные в определенной мере отражают принцип соразмерности налогообложения, предусматривающий сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. В случае рыболовства доля приемлемых налоговых выплат в стоимости произведенной продукции составляла примерно 10%, несмотря на попытки увеличить ее путем дополнительных изъятий. Таким образом, при нынешнем менталитете налогоплательщиков - владельцев рыболовных предприятий дальнейшее увеличение налоговой нагрузки нецелесообразно и, очевидно, без применения жестких мер невозможно.

 

"Оптимизация налогообложения" в условиях фиксированной величины сборов за биоресурсы привела к росту их доли в общих налоговых выплатах от рыболовства в Мурманской области: в 2004 г. - до 51,7%, в 2005 г. - до 69,7, в 2006 г. - до 65,4 и в 2007 г. - до 55,8%.

 

 

1 Приказ Минэкономразвития РФ от 10 января 2001 г. N 3 "Об организации обеспечения проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов".

 

2 Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов".

 
стр. 150

 

Доминирование сборов за биоресурсы в общих налоговых поступлениях, большие возможности исказить результаты производственно-финансовой деятельности ввиду преимущественной реализации рыбопродукции прямо в море за рубеж, значительная трудоемкость и недостаточная эффективность администрирования по сбору налога на прибыль и НДС свидетельствовали о необходимости дальнейшего повышения роли рентной составляющей в налогообложении. Наиболее целесообразным, по нашему мнению, был бы переход к единому рыболовному налогу,заменяющему собой четыре налога (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и сборы за биоресурсы). Основой единого налога могли бы стать сборы за биоресурсы, что позволит:

 

- уменьшить налогообложение фонда оплаты труда;

 

- частично или полностью заменить налоги на прибыль рентными платежами, что будет содействовать росту инвестиций в производство и увеличению занятости населения;

 

- осуществлять сбор ренты (платы за биоресурсы) с меньшими затратами по сравнению с другими налогами.

 

Кроме того, в отличие от налогов на труд и капитал рентоориентированная система налогов стимулирует ресурсосбережение.

 

Экономической наукой доказано, что при использовании природных ресурсов налоговое бремя должно смещаться с добавленной стоимости, создаваемой трудом человека, его интеллектом и личными сбережениями, на добавленную стоимость, которую формируют природа, эколого-ресурсные ограничения и развитие общественной инфраструктуры, то есть объектом налогообложения должен стать рентный доход. Преимущество налогообложения земли и других природных ресурсов по сравнению с трудом и капиталом, как утверждают многие крупные экономисты, состоит в том, что их невозможно спрятать, поэтому налог на ценность ресурсов устанавливается с большей точностью, собирается легче и с меньшими издержками3.

 

На парламентских слушаниях, прошедших весной 2001 г. в Государственной думе РФ по вопросу альтернативных налоговых систем, были представлены расчеты и модели известных зарубежных ученых, позволяющие оценить эффективность разных налоговых систем. Сравнительный анализ влияния на темпы экономического роста действующей в России налоговой системы и альтернативных, основанных на налогообложении рентных доходов, показал, что в последнем случае темпы роста увеличиваются в полтора-два раза4.

 

Однако реформирование налогообложения в рыболовстве пошло по другому пути. В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 285-ФЗ в Налоговый кодекс были внесены поправки, вступившие в силу с 5 января 2008 г., и ставки сборов за биоресурсы снизились на 85%. В результате общие налоговые платежи в бюджетную систему РФ от предприятий, основной вид деятельности которых - "Рыболовство и рыбоводство", в 2008 г. уменьшились на 587,9 млн. руб. (на 24,1%) по сравнению с 2007 г., налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - на

 

 

3 См., в частности: Титова Г. Д. Биоэкономические проблемы рыболовства в зонах национальной юрисдикции. СПб., 2007. С. 262 - 267; Львов Д. С. Обновленные ориентиры экономической политики // Реформы глазами американских и российских ученых. М., 1996. С. 163 - 184; Львов Д. С. Концепция управления национальным имуществом / Доклад на Президиуме РАН, 12 февр. 2002 г.; Налоги в гражданском обществе. Кому принадлежит власть в России: коллективная монография. СПб.: Фонд "Земля и благосостояние общества", 2003.

 

4 Сторожева Н. А. Активизация регулирующей функции налогообложения в рыбной отрасли: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2004.

 
стр. 151

 

1087,2 млн. руб. (на 79,9%), а за счет роста прибыли налоговые поступления увеличились всего на 310,2 млн. руб. Следовательно, бюджетный эффект от предоставления льготы был отрицательным в сумме 777,2 млн. руб. (310,0 - 1087,2). Поскольку выгрузка рыбопродукции в Мурманском морском рыбном порту не возросла, ожидаемый мультипликативный эффект не наблюдался.

 

В 2009 г. последовала вторая волна преобразований налогообложения в рыболовстве, направленных на дальнейшее увеличение льгот и упрощение администрирования: вместо уплаты основных четырех налогов (на прибыль, на имущество, НДС и ЕСН) было разрешено переходить на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)5. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов; налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Кроме того, плата за биоресурсы, доставляемые в российские порты, была уменьшена еще на 5%. В результате налоговые платежи в бюджетную систему РФ от рыболовства и рыбоводства снизились по сравнению с 2007 г. на 1091,3 млн. руб. (на 44,7%), в том числе налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - на 1152,3 млн. руб. (на 84,7%). Налоговая нагрузка (бюджетная эффективность) уменьшилась до 6,3% против 9,1% в 2008 г., что примерно соответствует уровню налогообложения в норвежском рыболовстве.

 

Однако в Норвегии и в рыболовстве большинства других стран Западной Европы преобладают прибрежное рыболовство, а также добыча морских биоресурсов с помощью судов с незаконченным циклом. Для глубокой переработки рыба продается береговым предприятиям в своей стране. Вследствие специфики предмета труда с точки зрения цен рыбаки поставлены в зависимое положение от береговых перерабатывающих предприятий. Поэтому ежегодно два, а то и четыре раза стороны вынуждены вести изнурительные переговоры о минимальной цене продажи рыбы из первых рук, обеспечивающей достойные доходы рыбаков, составляющие до 40% в стоимости продукции, оплату кредитов и определенный уровень финансовых средств на развитие, отражаемых в отчетах как рента на частный капитал. Большая часть природной ренты изымается у рыбаков через механизм минимальных цен. Государство получает ее в свое распоряжение на следующих переделах: при переработке рыбы, продаже ее на экспорт и в розничной сети - за счет налогов. Отметим, что добавленная стоимость и уровень оплаты труда на этих переделах достаточно велики, налоговые ставки находятся на среднемировом уровне6.

 

В российском рыболовстве положение совершенно иное: прибрежное рыболовство и береговая переработка свежей рыбы не развиты. Для уменьшения зависимости рыбаков от покупателей, в том числе от береговых переработчиков, рыбопродукция в основном вырабатывается в мороженом виде. Поэтому суда-"охлажденщики" частично переоборудованы в морозильные, а оставшиеся не используются на промысле.

 

Таким образом, льготирование и переход к ЕСХН в российском рыболовстве создают условия для присвоения природной ренты владельцами частного капитала, в то время как в Норвегии их доля в объеме чистой про-

 

 

5 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 314-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности налогообложения рыбохозяйственного комплекса".

 

6 Васильев А. М. Морские биологические ресурсы Северного бассейна: промысел, потенциал и проблемы регулирования // Природопользование в Евро-Арктическом регионе: опыт XX века и перспективы. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2004. С. 409 - 423; Statistics Norway / Fishery Statistics.

 
стр. 152

 

дукции составляет всего 6 - 12%7. Из сказанного следует, что сегодня имеется серьезная база для изъятия рентных доходов в российском рыболовстве. Экономически обоснованы и повышенные рентные платежи при экспорте рыбопродукции за рубеж, так как выгода от него очевидна.

 

По нашим расчетам, предоставление 90-процентной льготы по оплате за биоресурсы и возможность перехода на уплату ЕСХН снизят бюджетную эффективность более чем вдвое. Эти меры ставят рыбопромышленников, занимающихся добычей донных и пелагических гидробионтов (дешевых массовых видов рыб), в неравные с точки зрения эффективности промысла условия. В результате уже наблюдается неполное освоение квот пелагических объектов.

 

Отметим также, что налогооблагаемой базой ЕСХН выступает прибыль организаций. Следовательно, сохраняются все недостатки, присущие налогообложению корпоративной прибыли. В рыболовстве среди них можно выделить8:

 

- сокрытие выручки от сдачи судов в аренду;

 

- ведение собственной деятельности с российскими и иностранными компаниями по добыче и переработке рыбы с нарушениями законодательства;

 

- неудержание и неперечисление в бюджет налога на доходы иностранных юридических лиц;

 

- незачисление валютной выручки на счета в уполномоченные банки и нарушение валютного законодательства;

 

- размещение валютных средств на счетах в иностранных банках через подставные иностранные фирмы, то есть невозврат валютной выручки в Россию;

 

- реализацию собственной рыбопродукции "доверенным лицам" или фирмам по ценам ниже себестоимости (уменьшение выручки предприятия и соответственно налоговых отчислений);

 

- реализацию рыбопродукции на внутреннем рынке через фиктивные фирмы-посредники по различным фальшивым "документам прикрытия".

 

Проверки налоговых органов показали, что нарушения законодательства носили массовый характер и наблюдались у 90% налогоплательщиков. В значительной мере это обусловлено особенностями экономической и правовой среды, в которой функционируют рыбодобывающие организации.

 

Невозможность контроля продукции, вывозимой с моря за рубеж. По действующим нормативным актам морские биоресурсы, добываемые в иностранных экономических зонах и в открытом океане, не подлежат таможенному досмотру и декларированию, если их вылов и реализация производятся без захода в территориальные воды Российской Федерации. Соответственно могут увеличиваться браконьерский вылов рыбы и добыча морепродуктов, реализация которых осуществляется иностранным покупателям.

 

Трудности в установлении фактического объема денежных средств, перечисленных за продукцию, проданную за границу. При проведении проверок установить фактический объем перечисленных (полученных) денежных средств за сданную рыбопродукцию и ее стоимость очень сложно ввиду отсутствия реальной возможности проводить встречные проверки. По законодательству государств, имеющих офшорные зоны, бухгалтерская документация, сведения об учредителях и о деятельности предприятий считаются закрытой информацией.

 

Отсутствие единой системы контроля за использованием рыбных ресурсов и официальной системы обмена информацией между правоохранительными и налоговыми органами большинства рыболовных государств.

 

 

7 Васильев А. М. Указ. соч.

 

8 Сторожева Н. А. Указ. соч.

 
стр. 153

 

Наличие возможностей по сокрытию финансовых средств за рубежом. Руководители и владельцы российских промысловых фирм создают фирмы-агенты за пределами Российской Федерации, на счетах которых накапливаются валютные средства. Как правило, подобные фирмы организуют через цепочку посредников. Выявлению данных фактов препятствуют длительный срок исполнения запросов, направляемых в НЦБ Интерпола, а также ст. 26 закона "О банках и банковской деятельности", запрещающая до возбуждения уголовного дела отслеживать движение по счетам клиентов.

 

С учетом либерализации трансграничного движения капиталов, а также условий функционирования малого бизнеса, к которому относится около 80% промысловых организаций, искажение результатов их финансовой деятельности в последние годы вряд ли уменьшилось.

 

Значительным недостатком налогообложения корпоративной прибыли на фоне провозглашенного руководством страны курса на модернизацию российской экономики выступает то, что этот налог не стимулирует обновление производственного аппарата. Величина предлагаемого нами рыболовного налога зависит от объема осваиваемых биоресурсов, а ЕСХН возрастает при качественном улучшении хозяйствования.

 

Последние изменения в налогообложении рыболовства предприняты с целями: создать экономические условия, позволяющие компенсировать снижение эффективности рыболовства вследствие необходимости обязательного декларирования уловов, добытых в отечественной экономической зоне, в российских портах (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2008 г. N 486); увеличить финансовые возможности хозяйствующих субъектов для приобретения новых судов; улучшить контроль за рыбными и финансовыми потоками и уменьшить объемы незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. Эти эффекты должны быть обеспечены, как показано выше, за счет значительного снижения бюджетной эффективности, что, согласно расчетам Федерального агентства по рыболовству, предполагается компенсировать благодаря мультипликативному эффекту в береговой рыбопереработке и обслуживающих рыболовство производствах. Однако его можно получить, только реализуя рыбопродукцию российским покупателям, но это не требуется для предоставления льгот.

 

По имеющимся данным, через год работы в новых условиях увеличения выгрузки не произошло9. Масштабы сокрытия доходов и нарушений налогового законодательства при экспорте свидетельствуют о том, что по окончании финансово-экономического кризиса в Европе объем и география поставок рыбопродукции изменятся незначительно. Этому будет способствовать и заниженный по сравнению с паритетом покупательной способности курс рубля по отношению к доллару США и евро10.

 

Наоборот, переход к единому рыболовному налогу на основе платы за биоресурсы позволит выровнять экономические условия рыболовства, упростит налоговое администрирование. Существенная дифференциация налога в зависимости от поставок рыбопродукции на внутренний или зарубежный рынки даст возможность экономическими методами повернуть рыбные потоки на внутренний рынок, а также обеспечит заданную бюджетную эффективность рыболовной деятельности. Кроме того, предлагаемый налог отвечает классическим требованиям.

 

 

9 Крайний А. А. От чего растет рыба? // Рыбное хозяйство. 2009. N 5. С. 3 - 4.

 

10 Байнев В. Монетарные факторы деиндустриализации // Экономист. 2009. N 4. С. 35 - 46.

Опубликовано на Порталусе 07 октября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама