Рейтинг
Порталус

У КРОМКИ СХОДНЕНСКОЙ ЧАШИ

Дата публикации: 21 октября 2022
Автор(ы): Ольга БАЗАНОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Источник: (c) Наука в России, № 1, 31 января 2013 Страницы 88-95
Номер публикации: №1666312676


Ольга БАЗАНОВА, (c)

Ольга БАЗАНОВА, журналист

На северо-западе Москвы (район Южное Тушино), на живописной возвышенности у слияния рек Братовка и Сходня, находится одна из наименее известных нашим современникам столичных усадеб - Братцево. Между тем владельцами здешней вотчины и ее гостями в разное время были представители именитых российских родов, деятели культуры и науки, оставившие яркий след в отечественной истории.

Нынешняя территория Москвы и области была освоена человеком с давних времен, чему немало способствовали ее рельеф и биологическое разнообразие: высокие холмы; многочисленные водоемы, богатые рыбой; густые леса, изобиловавшие зверем и птицей. Одно из столь благодатных мест - так называемая Сходненская (или Тушинская) Чаша: здесь река Сходня делает подковообразный изгиб, а ее долина, повторяя эту дугообразную форму, образует впадину диаметром около 1 км и глубиной до 40 м, похожую на кратер вулкана или на амфитеатр.

Происхождение этого уникального памятника природы, по-видимому, связано с оползневыми процес-

стр. 88

Фрагмент карты Тушина 1860 г. В центре - Сходненская Чаша.

сами голоцена (послеледникового периода), происходившими в IX - начале VII тыс. до н.э. Река, в то время значительно более полноводная, чем теперь, постепенно размывала окружающие породы, одновременно мелела и в итоге оказалась на дне огромной воронки, окруженная топкими берегами, создав прекрасные условия для жизни земноводных, а также водоплавающих и болотных птиц, обитающих тут и теперь. Причем ныне многие из них, к примеру остромордая лягушка, обыкновенный тритон, живородящая ящерица, обыкновенный уж, из пернатых - бекас, камышница, луговой конек, занесены в Красную книгу Москвы.

А на крутых склонах котловины, поросших лиственным лесом, сформировались защищенные естественными валами террасы, представлявшие собой удобные прибежища для наших далеких предков. Не случайно именно в здешних местах в 1939 г., во время строительства Сходненской ГЭС (вошла в состав Канала им. Москвы*), была обнаружена верхняя часть окаменевшего скелета головы человека эпохи позднего палеолита, известная специалистам как "сходненский череп". Наряду с Зарайской стоянкой** он является древнейшим свидетельством проживания людей на территории московского региона, к тому же одним из самых северных в Европе. Вместе


* См.: А. Фирсова. Отечественный опыт ар деко. - Наука в России 2010, N2 (прим. ред.).

** См.: О. Базанова. У Николы Зарайского. - Наука в России, 2011, N 3 (прим. ред.).

стр. 89

с этой находкой возрастом 10 - 16 тыс. лет с 4-метровой глубины извлекли кости мамонта, первобытного быка, овцебыка, многочисленные остатки древесины - березы, ивы, ольхи.

Уникальный артефакт первым исследовал выдающийся отечественный археолог (с 1964 г. доктор исторических наук) Отто Бадер и идентифицировал его как фрагмент останков человека переходного типа от неандертальца к современному. Такой вывод ученый сделал благодаря соответствующим особенностям черепа - очень низкому покатому лбу, сильно выступающим надбровным дугам, свойственным нашим далеким предкам, и т.д. Согласно версии других исследователей, костяк принадлежал кроманьонцу*.

Еще большей сенсацией, чем свидетельство о пребывании здесь людей в столь давние времена, стал четкий отпечаток на поверхности "сходненского черепа" регулярной сетчатой структуры, очень напо-


* Кроманьонцы - ранние представители современного человека в Европе и отчасти за ее пределами, жившие 40 - 12 тыс. лет назад (прим. ред.).

стр. 90

стр. 91

минающей материю, изготовленную на ткацком станке. Изучавшие находку вскоре после ее обнаружения специалисты Московского научно-исследовательского института лубяных волокон (с 1988 г. Центральный НИИ комплексной автоматизации легкой промышленности) и лаборатории антропогенеза Института антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова подтвердили правомочность такой гипотезы. И если она верна, то перед нами древнейший в мире след от ткани.

По-видимому, при захоронении на покойного надели плотно облегающий головной убор. Постепенно он, по мнению главного археолога Москвы Александра Векслера, пропитался почвенными кислотами, в дальнейшем растворившими волокна нитей, но зафиксировавшими их отпечаток в процессе минерализации скелета. Однако это пока лишь предположения, и вопросов, связанных с этой находкой - одной из самых больших загадок археологии, остается немало (ныне она хранится в Музее истории города Москвы).

В Сходненской Чаше сохранились и остатки так называемого Тушинского городища, впервые исследованного в 1927 г. археологом Константином Виноградовым. Оно относится к дьяковской культуре (ранний железный век), распространенной в I тыс. до н.э. - VI в. на западе нынешней Новгородской области, Верхней Волге, Валдайской возвышенности и в Волго-Окском междуречье. Ее носители - угро-финские племена - жили родовыми общинами на возвышенностях вблизи водоемов, окружали свои поселения глубокими рвами, земляными валами и оградой из мощных бревен.

Впоследствии сюда пришли славяне-вятичи, нередко строившие дома в местах, обжитых дьяковцами, и тоже оставили следы своего присутствия. В частности, речь идет о курганах XI-XIII вв., один из которых, названный в писцовых книгах 1620-х годов "Великой Могилой", является крупнейшим в московском регионе: его высота более 7 м, диаметр около 20 м. В 1828 г. археограф, историк Константин Калайдович изучал эту группу захоронений и составил рукописный план окружающей местности. В 1883- 1885 гг. здесь вел исследования антрополог, археолог, этнограф, хранитель московского Политехнического музея* Александр Кельсиев, обнаруживший завернутые в бересту останки воина, а в соседних захоронениях - семилопастные височные подвески, красно-белые бусы из сердолика и другие женские украшения, свойственные вятичам.

В средние века Сходня была одним из звеньев оживленного водного торгового пути, а близлежащие территории входили в административный округ Горетов стан и с начала XIV в. принадлежали сподвижнику великого московского князя Ивана Калиты боярину Родиону Несторовичу Рябцу. На этих землях впоследствии появилась и деревня Братцево, впервые упомянутая в духовной грамоте 1565 г. одного из его потомков - Данилы Григорьевича Квашнина-Фомина, завещавшего ее жене. Через четыре года село перешло Троице-Сергиеву монастырю**, а в 1572 г. его выкупил постельничий (впоследствии опричный боярин) Дмитрий Иванович Годунов, дядя будущего царя Бориса***.

Одна из самых драматических страниц истории нашей страны - Смутное время (начало XVII в.)**** обернулось упадком и для Братцева: в 1618 г. уже не село, не деревня, а Горетова пустошь, как его стали именовать, перешла к дьяку Александру Иванову. В 1657 г. ее владельцем стал дворецкий и оружейничий царя Алексея Михайловича боярин Богдан Матвеевич Хитрово - основатель города Симбирска, а также Оружейной палаты*****, один из первых отечественных коллекционеров. В 1672 г. он возвел здесь каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы с


* См.: Г. Григорян. Политехнический музей. - Наука в России, 2003, N 2 (прим. ред.).

** См.: В. Даркевич. Обитель преподобного Сергия. - Наука в России, 2000, N 2 (прим. ред.).

***Борис Годунов - боярин, шурин царя Федора Иоаннопича. в 1587 - 1598 гг. фактический правитель государства, в 1598 - 1605 гг. - русский царь (прим. ред.).

**** См.: А. Богданов. "Быть нам всем в совете и соединении...". - Наука в России, 2007, N 6 (прим. ред.).

***** Оружейная палата - московский музей-сокровищница, часть комплекса Большого Кремлевского дворца. Основу собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских и полученные в дар от иностранных государств (прим. ред.).

стр. 92

шатровой колокольней, сохранившийся до наших дней и отреставрированный в 2000 г.

К кубу основного объема церковного здания, украшенному строгим каменным декором, изразцами, рядом кокошников и увенчанному пятью главами, примыкает трапезная, а также придел Алексея человека Божьего (ныне Св. Иоанна Златоуста), построенный по проекту архитектора Афанасия Латкова в 1887 г. с целью увеличения площади для молящихся. Здешние старинные реликвии - вкладная книга боярина Хитрово, принадлежности для богослужения XVII в. (потир, дискос и т.д.) с 1924 г. находятся в Оружейной палате. А познакомиться с некоторыми страницами прошлого нашей страны в стенах храма позволяет созданный здесь уникальный Музей подвижников веры и благочестия.

Экспозиция знакомит посетителей с особым явлением в православии - старчеством (руководством со стороны духовных наставников, т.е. старцев, менее опытными людьми), существовавшим в российских монастырях XIX - начала XX в. Здесь можно увидеть личные вещи, фотографии, портреты, письма этих учителей жизни и веры, а также живописные, графические работы, написанные настоятелем храма и организатором музея священником Михаилом Малеевым.

В 1695 г. Братцево перешло родственнику царя Петра I по матери Кириллу Алексеевичу Нарышкину, затем наследникам, в числе которых был его сын Семен Кириллович - "первый щеголь в свое время", а в 1780 г. - одному из самых состоятельных и расточительных вельмож той эпохи графу Александру Сергеевичу Строганову. Потомок богатого купеческого рода соледобытчиков*, он был широко образованным человеком, покровительствовал искусствам, в 1800- 1811 гг. являлся президентом Академии художеств в Петербурге. Затем Братцево получила в собственность его жена Екатерина Петровна. После ее смерти в 1815 г. очередным владельцем стал генерал-адъютант Иван Николаевич Римский-Корсаков, как говаривали, один из выдающихся красавцев второй половины XVIII в., бывший в большом фаворе у императрицы Екатерины II. Именно при нем тут вырос великолепный двухэтажный особняк в стиле классицизма (архитектор предположительно Андрей Воронихин) - ныне гордость созданного в 1999 г. на здешней территории природного парка "Тушинский".

Изящное здание крестообразной формы, построенное, как и дворец в другой московской усадьбе - Люблино**, по образцу виллы "Ротонда" итальянского зодчего Андреа Палладио (конец XVI в.), имеет четыре входа. Главный фасад, как и на противоположной стороне дома, украшен четырьмя парными колоннами, над ними - нарядный балкон, а еще выше - полукруглое окно. Слева и справа особняк имеет симметричные выступы в виде полуротонд с колоннами-кариатидами, сверху увенчан куполом, опирающимся на высокий барабан, окна и большое отверстие в центре которого хорошо освещают помещение второго этажа. Именно там находится небольшой уютный и в то же время парадный библиотечный зал, украшенный бледно-розовыми колоннами и серо-зеленоватым искусственным мрамором - центр всего сооружения.

В той же гамме отделаны и другие помещения. В некоторых из них сохранились роскошная лепнина и сделанные в 1830- 1840-х годах замечательные настенные росписи, автор которых, по мнению специали-


* См.: О. Базанова. У подножия Каменного Пояса. - Наука в России, 2012, N 2 (прим. ред.).

** См.: О. Базанова. Райский уголок. - Наука в России, 2011, N 2 (прим. ред.).

стр. 93

стов, - известный итальянский художник Джованни Скотти. Наконец, из построек начала XIX в. в усадьбе можно увидеть флигель и беседку-ротонду "Миловид" ("храм Екатерины II") с 10 колоннами, стоящую в разбитом тогда же английском (пейзажном) парке, где преобладают многолетние дубы, липы и привезенные из Европы виды сосны. Как живописно выглядело тогда Братцево, мы можем представить благодаря акварелям художника Александра Кузнецова, выполненным в 1810-х годах. Ныне эти работы, входившие в богатейшую коллекцию изобразительного искусства графов Строгановых, находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

В середине XIX в. хозяйкой здешнего имения была княжна Софья Федоровна Гагарина - дочь первой русской воздухоплавательницы Прасковьи Юрьевны Гагариной-Кологривовой, в 1803 г. совершившей полет на воздушном шаре, построенном французом Гарнереном. Знаменито Братцево и тем, что принесло славу великому пейзажисту Ивану Шишкину*. Он провел там лето 1866 г., и, как впоследствии вспоминал, работалось тогда "с жаром", каждый день удавалось написать по нескольку эскизов, а самым тщательно выполненным стал "Полдень. Окрестности Москвы. Братцево".

На основе сделанных там этюдов художник в 1869 г. завершил одну из лучших своих картин "Полдень. Окрестности Москвы", приобретенную вскоре пред-


* См.: О. Базанова. Купеческая столица Прикамья. - Наука в России, 2012, N 1 (прим. ред.).

стр. 94

принимателем Павлом Третьяковым для создаваемой им общедоступной художественной галереи, ныне носящей имя своего основателя (в 1892 г. меценат передал свою коллекцию вместе с построенным для нее зданием городу Москве). Так к талантливому живописцу пришло общественное признание, а собиратель с тех пор взял за правило на каждой выставке покупать его произведения.

Надо сказать, это полотно занимает особое место среди всего созданного художником, отличаясь от других его работ. Излюбленная стихия Шишкина - лес. Здесь же внимание зрителя прежде всего приковывает огромное небо с серебристыми облаками, наполняющее картину светом и воздухом. Под ним - патриархальная картина сельской жизни: поле, речка, избы, церковь с колокольней, проселочная дорога посреди ржаного поля, идущие по ней крестьяне с граблями. Изображать людей тоже не было свойственно пейзажисту, считавшему природу самодостаточной.

Последним хозяином (с 1885 г.) усадьбы стал князь Николай Сергеевич Щербатов - один из основателей и самых щедрых дарителей, а с 1909 г. товарищ Председателя московского Государственного исторического музея*. В течение многих лет он отдавал "на неотложные нужды" руководимого им учреждения получаемое в нем жалованье, что позволило устроить там подъемники для библиотеки, отремонтировать ряд помещений, изготовить специальное оборудование, издавать труды сотрудников. В Братцеве же он построил водонапорную башню с артезианской скважиной (1898 г.), каретно-ремонтные сараи (ныне гаражи) и в 1917 г. передал усадьбу государству, активно добиваясь ее охраны как памятника истории и культуры.

В 1931 г. в Тушине начал функционировать аэродром Гражданского воздушного флота, вскоре перешедший в ведение Главного управления Северного морского пути. Там бывал и посетил усадьбу математик, географ, геофизик, астроном, полярный исследователь академик (с 1935 г.), вице-президент АН СССР в 1939 - 1942 гг. Отто Юльевич Шмидт**, по инициативе которого в братцевском особняке открыли дом отдыха этого ведомства. В 1936 г. по проекту архитектора Александра Варшавера к зданию пристроили одноэтажные "крылья", устроили перед ним фонтан, а неподалеку возвели процедурный корпус. Ныне здесь располагается дом отдыха Союза театральных деятелей, идут реставрация зданий и благоустройство территории.

Иллюстрации предоставлены автором


* См.: В. Егорон. Сокровищница отечественной истории. - Наука в России, 2004, N 5 (прим. ред.).

** См.: В. Маркин. Он был соизмерим с эпохой. - Наука в России, 2012, N 3 (прим. ред.).

 

Опубликовано на Порталусе 21 октября 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама