Главная → ЭКОЛОГИЯ → КАТ В ЖИЗНИ ЙЕМЕНА
Дата публикации: 29 мая 2023
Автор(ы): П. ГУСТЕРИН →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ →
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2005 № 12 →
Номер публикации: №1685386118
П. ГУСТЕРИН, (c)
Современные исследователи полагают, что кат1 попал в Йемен из Африки в VI в. Его упоминание впервые встречается в XI в. у арабо-язычного ученого-энциклопедиста Абу Рейхана Мухаммеда бен Ахмеда аль-Бируни. Широкое распространение кат получил среди йеменцев к концу XIV - началу XV в., поскольку уже в 1543 г., по сообщению историка Яхьи бен аль-Хусейна, правитель Йемена имам Яхья Шараф ад-Дин запретил употребление этого растения.
Кат употребляют двумя способами: как чай, что встречается очень редко (отсюда другие его названия - "африканский чай" или "арабский чай"), и, главным образом, как растительную массу, образующуюся в результате длительного пережевывания, которую держат за щекой некоторое время. При этом извлекаются легкие наркотические вещества. Иногда для их скорейшего проникновения в организм щека надрезается изнутри. Процесс держания ката за щекой называется "тахзúн" (букв, "хранение").
Чтобы употребление ката не противоречило нормам шариата, в Йемене он не считается наркотиком или растением, содержащим какое-либо запрещенное вещество, его даже признали "полезным продуктом".
После провозглашения в 1918 г. независимости Йеменского королевства зейдитские2 имамы, взявшие в свои руки бразды правления, стали поощрять разведение ката и его потребление в своих политических целях, небезосновательно полагая, что кат отвлекает народ от социальных проблем и политической борьбы.
Советский специалист по Йемену И. А. Генин отмечал: "Несмотря на большую ценность йеменского кофе, в стране не наблюдается тенденции к расширению плантаций - высокие налоги, которые должны платить производители кофе, часто делают для них более выгодным переход к культуре наркотического растения - ката"3 , и далее: "Кат глубоко вошел в быт населения Йемена... Йеменские власти покровительствуют торговле этим наркотическим растением, видя в нем значительный источник дохода для королевской казны"4 .
За последние 40 лет кат стал одним из неотъемлемых элементов социально-экономической системы Йемена. В стране сложились благоприятные условия для его распространения. Быстрый рост населения обострил социальные проблемы. Кат позволяет быстро и при сравнительно небольших затратах труда получить значительный доход. Поэтому жители сельской местности воспользовались рентабельностью этого продукта для решения своих материальных проблем. Так, если 1 га кофе приносит доход около 3,5 тыс. долл. в год, то 1 га ката - приблизительно 15 тыс. долл. В 1970 г. катовые плантации занимали площадь не более 8 тыс. га, а через 30 лет - в 2000 г. - уже 103 тыс. га.
С 1960-х гг. катофагия (жевание ката) стала социальным явлением, своего рода свидетельством достатка и благополучия. Несмотря на то, что сами йеменцы объясняют жевание ката физиологической необходимостью, - жара, высокогорье и т.п. - главным фактором все же остается психологический: стремление быть как все и быть не хуже других.
Этим объясняется и обычай "катовых посиделок", которые занимают часть рабочего и большую часть свободного времени йеменцев всех социальных групп и слоев. Неторопливость в обыденной жизни - одна из характерных черт арабского менталитета - также способствует частым дружеским собраниям с непременным жеванием ката.
Катовые посиделки - одна из основных форм общения йеменцев между собой. Во время этих посиделок происходит обмен информацией и решаются многие жизненные вопросы: купля-продажа земельных участков или другого имущества, условия заключения брака, межплеменные споры и др. Очевидно, что катофагия - один из признаков национальной идентификации арабов Йемена.
Угощение катом - особый обычай йеменского гостеприимства. Если иностранец откажется от ката, то к этому отнесутся
стр. 37
с пониманием, и отказ не нанесет обиды хозяевам, а лишь вызовет дружеские улыбки. Но если вы все-таки решились попробовать кат, то не показывайте своего неудовольствия от непривычного вкуса, а делайте с катом то, что вам подсказывают йеменцы.
Многие йеменцы понимают отрицательные последствия для здоровья, могущие возникнуть в результате жевания ката, и сознательно отказываются от него. Тем не менее, по данным йеменских социологов, кат потребляют 70 - 80% населения обоих полов в возрасте от 16 до 60 лет в среднем три раза в неделю.
Особенностью потребления ката является невозможность его хранения, поскольку высушенный кат невозможно жевать. Этим объясняется локальность употребления данного растения. Несмотря на то, что кат также выращивается в странах Африканского Рога и Кении, именно для Йемена он стал неотъемлемым признаком повседневной жизни страны.
По оценке Центра стратегических исследований ЙР, в настоящее время катовые плантации занимают около 9% всех возделываемых в Йемене земель. Расширение плантаций происходило за счет сокращения площадей под другие сельскохозяйственные культуры, главным образом кофе. Особенно много ката выращивается в высокогорных губернаторствах Амран, Дамар, Ибб, Саада, Сана, Таиз, Хадджа, Эд-Дали и Эль-Бейда, орошаемых муссонными дождями, на высоте 1500 - 2000 м. По сведениям ВОЗ, при культивировании ката используются запрещенные химические вещества, которые часто становятся причиной онкологических заболеваний. Еще одной серьезной проблемой, связанной с катом, являются огромные затраты воды на его полив. Там, где он выращивается, расходуется до 50% всей воды, предназначенной для орошения сельскохозяйственных угодий. Принимая во внимание дефицит гидроресурсов в стране, очевидно, что выращивание ката усугубляет проблему с обеспечением водой в сельской местности.
В катовой индустрии (выращивание, сбор, доставка, сбыт) занято до 18% экономически активного населения страны, что составляет почти 25% населения Йемена, занятого в сельском хозяйстве.
Стоимость одной порции ката в зависимости от его сорта и качества составляет от 1 до 15 долл. По оценке Всемирного Банка, в настоящее время йеменцы ежедневно на приобретение ката тратят до 4 млн. долл. За последние 10 лет затраты жителей страны на его потребление возросли на 50%. В бюджете средней йеменской семьи на кат приходится до 17% расходов. Часто малоимущие йеменцы отказывают себе и своим близким в предметах первой необходимости для приобретения лишней порции ката. Автор был свидетелем того, как аденские рыбаки объясняли отсутствие у них перчаток для защиты рук при вытягивании сетей "необходимостью" покупать кат.
То, что йеменцы не жалеют на кат денег, сделало его сравнительно дорогим "удовольствием". Образовался замкнутый круг: часть населения, имеющая отношение к катовой индустрии, улучшает свое материальное положение за счет другой части населения, которая свое положение усугубляет. В целом же страдает все йеменское общество.
Попытки законодательно ограничить употребление ката в ПАР в 1972 г. и НДРЙ в 1976 г. не привели к положительным результатам, а лишь способствовали упрочению катофагии в традиционном укладе йеменцев. Поскольку население каждого из государств увидело в этом не борьбу за здоровье нации и укрепление экономики, а попытку изменить привычный образ жизни.
Во время существования двух йеменских государств кат из ЙАР нелегально ввозился в НДРЙ. После объединения Йемена в 1990 г. кат под влиянием Севера получает распространение в провинциях Юга, которые прежде его не знали, - в Хадрамауте и Эль-Махре.
Нынешнее руководство Йеменской Республики в своем резонном стремлении искоренить вредную для всего общества привычку тоже пыталось ввести ограничения на потребление ката в государственных учреждениях, поскольку ежедневно на катовые посиделки тратятся многие тысячи часов рабочего времени. Однако, как и прежде, это не принесло желаемых результатов.
В настоящее время, учитывая прежний опыт борьбы с катом, руководители государства ограничиваются декларативными заявлениями о социально-экономических трудностях в развитии страны, связанных с катом, и пропагандой здорового образа жизни в СМИ.
1 Кат (Catha edulis (лат.) - кат съедобный) - тропическое вечнозеленое растение.
2 Зейдиты - приверженцы одной из шиитских сект. В X в. зейдиты установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 26 сентября 1962 г.
3 Гении И. А. Йемен. М., 1953, с. 29.
4 Там же, с. 30.
Опубликовано на Порталусе 29 мая 2023 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK