Главная → ЭКОЛОГИЯ → ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф. И. ТЮТЧЕВА О ЛЮБВИ
Дата публикации: 26 июня 2024
Автор(ы): Н. Д. ДИЗЕНКО →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ →
Номер публикации: №1719431754
Н. Д. ДИЗЕНКО, (c)
© Н. Д. ДИЗЕНКО, кандидат филологических наук
В стихотворениях Ф. И. Тютчева, которые можно отнести к группе, условно обозначенной когда-то Львом Толстым пометой Ч - Чувство, происходит сопоставление состояний природы и душевной жизни человека, даже отождествление их. Как отмечал Ю. М. Лотман в своем спецкурсе о творчестве поэта, тема природы появляется у него уже в 20-х годах, и в описании ее мы видим слова, характерные для живого существа (прячется, немеет), и наоборот, когда речь идет о человеческой душе, о чувствах, появляются слова, характерные для мира природы (Лотман Ю. М. Русская философская лирика. Творчество Тютчева //Тютчевский сборник. Таллинн, 1990. С. 273). Так, ветер говорит "понятным сердцу языком" ("О чем ты воешь, ветр ночной..."), а человек осознается как часть природы, лишь ее греза:
Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих - лишь грезою природы.
("От жизни той, что бушевала здесь...".
Курсив здесь и далее наш. - Н. Д. ).
Мысль о слиянии, похожести человека и природы выражается в характерной для Тютчева форме риторического вопроса с союзом или, вопроса- предположения (Ковтунова И. И. Асимметричный дуализм языкового знака // Проблемы структурной лингвистики 1983. М., 1986. С. 103), обычно являющегося заключительной частью стихотворения:
стр. 20
Сквозь ресницы шелковые Проступили две слезы... Иль то капли дождевые Зачинающей грозы?.. ("В душном воздуха молчанье...") Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь... Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?.. ("Еще земли печален вид...")
Рассмотрим группу слов, образующих важное семантическое поле в картине мира поэта. Прежде всего это слова воздух, воздушный, а также связанные с ними по смыслу повеет, обвеян, дуновенье, дыхание, дышать, небо, небеса, небесный. В статье "Федор Тютчев" второго издания "Энциклопедического словаря юного филолога" И. И. Ковтунова замечает: "Тютчев тонко воспринимал воздействие воздушной среды. Ощущение воздушной среды передается концентрацией характерных для поэтики Тютчева словесных образов: воздушный, легкий, эфирный, ангельский, тихоструйный, тиховейный, дымный, туманный, зыбкий, незримый; веять, обвеивать, струиться; веянье, дуновение и под.", эти "воздушные" образы, чаще всего окрашенные в положительные тона, применяются не только к миру природы, но и к душевному миру, к незримым прикосновениям духа.
В стихотворениях о любви, особенно ранних, воздух - очень важный образный элемент, передающий взволнованное радостное настроение, предвкушение счастья:
О, кто мне поможет шалунью сыскать, Где, где приютилась сильфида моя? Волшебную близость, как бы благодать, Разлитую в воздухе, чувствуя я. ("Cache-cache")
Риторические вопросы (их здесь фактически два, с отсутствием вопросительного знака в первой строке), так же, как и экспрессивное междометие О , повтор вопросительного где, усиливают ощущение нетерпения лирического героя увидеть возлюбленную.
Слово воздух соединяется в контексте с такими положительно окрашенными эпитетами, как голубой, лазуревый, благовонный, мило- благодатный, светлый, ласковый; глаголом лелеет:
Лавров стройных колыханье Зыблет воздух голубой, Моря тихое дыханье Провевает летний зной... ("Вновь твои я вижу очи...")
стр. 21
С лазуревых высот Вдруг воздух благовонный В окно на нас пахнет (...) И меньше мы тоскуем, И легче нам дышать... Так мило-благодатна, Воздушна и светла, Душе моей стократно Любовь твоя была. ("В часы, когда бывает...") И воздух ласковой волной Их [деревьев] пышность ветхую лелеет. ("Утихла биза... Легче дышит...")
Слова воздух, воздушный, лазурь, лазурный, безоблачный ассоциируются с чистотой и прелестью юности:
Ничто лазури не смутило Ее безоблачной души. (...) И даже клевета не смяла Воздушный шелк ее кудрей. ("Как ни бесилося злоречье...")
Интересно посмотреть на употребление слов воздух, воздушный в стихотворении "Вчера, в мечтах обвороженных...":
Утихло вкруг тебя молчанье, И тень нахмурилась темней, И груди ровное дыханье Струилось в воздухе слышней. Но сквозь воздушный завес окон Недолго лился мрак ночной.
В этом стихотворении значимость каждого из сложных определений, столь характерных для Ф. Тютчева, достигается их равноударностью в строке (по два определения в каждой строке), разделенностью строк при помощи сравнения как ветерком занесено:
Вот тихоструйно, тиховейно, Как ветерком занесено, Дымно-легко, мглисто-лилейно Вдруг что-то порхнуло в окно.
Отметим замедленность в произношении третьей строки, вызванную сочетанием согласных мн в дымно-легко и мгл в мглисто-лилей-
стр. 22
но. Орфография этих определений - дефисное написание - тоже замедляет произношение.
Однако слово воздух встречается не только в стихотворениях, связанных с утром жизни, легкостью и ожиданием счастья, но и в других стихах, создавая "жизнеутверждающий" контекст.
Еще одну группу лексем, связанных со словом воздух, составляют слова дышать, дыханье (моря тихое дыханье; и легче нам дышать; и груди... ровное дыханье; душа... дышала и болела):
Душа, душа, которая всецело Одной заветной отдалась любви И ей одной дышала и болела, Господь тебя благослови! Он милосердный, всемогущий, Он, греющий своим лучом И пышный цвет, на воздухе цветущий, И чистый перл на дне морском. ("Когда на то нет божьего согласья...")
Метафоры сад дышит прохладой, обвеян дыханьем листьев видим в стихотворении "Пламя рдеет, пламя пышет...":
Пламя рдеет, пламя пышет, Искры брызжут и летят, А на них прохладой дышит Из-за речки тихий сад. <...> Листья веют и шуршат. Я, дыханьем их обвеян, Страстный говор твой ловлю... ("Пламя рдеет, пламя пышет...")
Интересно употребление повеет и дуновенье в стихотворении "Я встретил вас - и все былое...":
Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, - Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты...
Это дуновенье Тех лет душевной полноты перекликается со словами душу всю свою она вдохнула в одном из наиболее пронзитель-
стр. 23
ных по степени выражения чувства стихотворений "денисьевского цикла" Тютчева "Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...":
Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю свою она вдохнула, Как всю себя перелила в меня.
Слова данной тематической группы видим там, где описывается возрождение к жизни: "Утихла биза... Легче дышит Лазурный сонм женевских вод". Тут же, через две строки, мы видим слово воздух при описании красоты и прелести жизни:
Весь день, как летом, солнце греет, Деревья блещут пестротой, И воздух ласковой волной Их пышность ветхую лелеет. ("Утихла биза... Легче дышит...")
Воздух, небо - это то, без чего жизнь любящего человека невозможна:
Но для меня сей взор благодеянье; Как жизни ключ, в душевной глубине Твой взор еще живет и будет жить во мне: Он нужен ей, как небо и дыханье.
В этом, одном из первых напечатанных Тютчевым стихотворений, "К Н. ("Твой милый взор, невинной страсти полный...")" слова небо и его производные небеса, небесный, неоднократно повторяются: "златой рассвет небесных чувств"; "нужен ей, как небо и дыханье"; "Лишь в небесах сияет он, небесный...".
Невозможно не привести здесь строки из стихотворения "Сияет солнце, воды блещут...", где небо и воздух, а также солнце, воды выполняют свои функции в создании той особенности тютчевской лирики, которая названа И. И. Ковтуновой "поэтикой избытка жизни":
Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.
("Сияет солнце, воды блещут...")
В следующей строфе упоминается и воздух:
Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен,
стр. 24
И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен.
Образ голубого неба возникнет снова:
Я знал ее еще тогда, В те баснословные года, Как перед утренним лучом Первоначальных дней звезда Уж тонет в небе голубом... ("Я знал ее еще тогда...")
Еще один не менее интересный пример употребления слова воздух в перечислительном ряду однородных членов, когда каждое слово приобретает особый смысл после паузы, обозначенной запятой. Это небольшое стихотворение из четырех строк - прекрасный образец той "густоты и силы ... лексической окраски" языка Тютчева "на небольшом пространстве его форм", о которой говорил Ю. Тынянов в статье "Вопрос о Тютчеве", написанной к 120- летию со дня рождения поэта (Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 47):
Все отнял у меня казнящий бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему еще молиться мог. ("Все отнял у меня казнящий бог...")
В стихотворении "Не говори: меня он, как и прежде, любит..." в драматической, эмоциональной форме реализуется метафора дышать воздухом любви. Отсутствие воздуха равносильно смерти:
Он мерит воздух мне так бережно и скудно... Не мерят так и лютому врагу... Ох, я дышу еще болезненно и трудно, Могу дышать, но жить уж не могу.
Соединение образов душевного мира и природной жизни - в стихотворении "День вечереет, ночь близка...":
День вечереет, ночь близка, Длинней с горы ложится тень, На небе гаснут облака... Уж поздно. Вечереет день. Но мне не страшен мрак ночной, Не жаль скудеющего дня, - Лишь ты, волшебный призрак мой, Лишь ты не покидай меня!...
стр. 25
Крылом своим меня одень, Волненья сердца утиши, И благодатна будет тень Для очарованной души. Кто ты? Откуда? Как решить, Небесный ты или земной! Воздушный житель, может быть, - Но с страстной женскою душой. ("День вечереет, ночь близка...")
Завершающая строфа - иллюстрация теснейшей ассоциативной связи небесного, воздушного и страстности женской души. Как заметил В. М. Жирмунский, поэзия "лирических настроений", "психологического параллелизма" и сделала впоследствии Ф. Тютчева одним из предшественников русского символизма (Жирмунский В. М. Метафора в поэтике русских символистов // Поэтика русской поэзии. СПб., 2001. С. 196).
США, Нью-Йорк
стр. 26
Опубликовано на Порталусе 26 июня 2024 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK