Рейтинг
Порталус

ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф. И. ТЮТЧЕВА О ЛЮБВИ

Дата публикации: 26 июня 2024
Автор(ы): Н. Д. ДИЗЕНКО
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОЛОГИЯ
Номер публикации: №1719431754


Н. Д. ДИЗЕНКО, (c)

© Н. Д. ДИЗЕНКО, кандидат филологических наук

В стихотворениях Ф. И. Тютчева, которые можно отнести к группе, условно обозначенной когда-то Львом Толстым пометой Ч - Чувство, происходит сопоставление состояний природы и душевной жизни человека, даже отождествление их. Как отмечал Ю. М. Лотман в своем спецкурсе о творчестве поэта, тема природы появляется у него уже в 20-х годах, и в описании ее мы видим слова, характерные для живого существа (прячется, немеет), и наоборот, когда речь идет о человеческой душе, о чувствах, появляются слова, характерные для мира природы (Лотман Ю. М. Русская философская лирика. Творчество Тютчева //Тютчевский сборник. Таллинн, 1990. С. 273). Так, ветер говорит "понятным сердцу языком" ("О чем ты воешь, ветр ночной..."), а человек осознается как часть природы, лишь ее греза:

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих - лишь грезою природы.

("От жизни той, что бушевала здесь...".

Курсив здесь и далее наш. - Н. Д. ).

Мысль о слиянии, похожести человека и природы выражается в характерной для Тютчева форме риторического вопроса с союзом или, вопроса- предположения (Ковтунова И. И. Асимметричный дуализм языкового знака // Проблемы структурной лингвистики 1983. М., 1986. С. 103), обычно являющегося заключительной частью стихотворения:

стр. 20


Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы...
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

       ("В душном воздуха молчанье...")

Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

           ("Еще земли печален вид...")

Рассмотрим группу слов, образующих важное семантическое поле в картине мира поэта. Прежде всего это слова воздух, воздушный, а также связанные с ними по смыслу повеет, обвеян, дуновенье, дыхание, дышать, небо, небеса, небесный. В статье "Федор Тютчев" второго издания "Энциклопедического словаря юного филолога" И. И. Ковтунова замечает: "Тютчев тонко воспринимал воздействие воздушной среды. Ощущение воздушной среды передается концентрацией характерных для поэтики Тютчева словесных образов: воздушный, легкий, эфирный, ангельский, тихоструйный, тиховейный, дымный, туманный, зыбкий, незримый; веять, обвеивать, струиться; веянье, дуновение и под.", эти "воздушные" образы, чаще всего окрашенные в положительные тона, применяются не только к миру природы, но и к душевному миру, к незримым прикосновениям духа.

В стихотворениях о любви, особенно ранних, воздух - очень важный образный элемент, передающий взволнованное радостное настроение, предвкушение счастья:

О, кто мне поможет шалунью сыскать,
Где, где приютилась сильфида моя?
Волшебную близость, как бы благодать,
Разлитую в воздухе, чувствуя я.

                       ("Cache-cache")

Риторические вопросы (их здесь фактически два, с отсутствием вопросительного знака в первой строке), так же, как и экспрессивное междометие О , повтор вопросительного где, усиливают ощущение нетерпения лирического героя увидеть возлюбленную.

Слово воздух соединяется в контексте с такими положительно окрашенными эпитетами, как голубой, лазуревый, благовонный, мило- благодатный, светлый, ласковый; глаголом лелеет:

Лавров стройных колыханье
Зыблет воздух голубой,
Моря тихое дыханье
Провевает летний зной...

         ("Вновь твои я вижу очи...")

стр. 21


С лазуревых высот
Вдруг воздух благовонный
В окно на нас пахнет (...)

И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать...

Так мило-благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.

           ("В часы, когда бывает...")

И воздух ласковой волной
Их [деревьев] пышность ветхую лелеет.

     ("Утихла биза... Легче дышит...")

Слова воздух, воздушный, лазурь, лазурный, безоблачный ассоциируются с чистотой и прелестью юности:

Ничто лазури не смутило
Ее безоблачной души. (...)
И даже клевета не смяла
Воздушный шелк ее кудрей.

       ("Как ни бесилося злоречье...")

Интересно посмотреть на употребление слов воздух, воздушный в стихотворении "Вчера, в мечтах обвороженных...":

Утихло вкруг тебя молчанье,
И тень нахмурилась темней,
И груди ровное дыханье
Струилось в воздухе слышней.

Но сквозь воздушный завес окон
Недолго лился мрак ночной.

В этом стихотворении значимость каждого из сложных определений, столь характерных для Ф. Тютчева, достигается их равноударностью в строке (по два определения в каждой строке), разделенностью строк при помощи сравнения как ветерком занесено:

Вот тихоструйно, тиховейно,
Как ветерком занесено,
Дымно-легко, мглисто-лилейно
Вдруг что-то порхнуло в окно.

Отметим замедленность в произношении третьей строки, вызванную сочетанием согласных мн в дымно-легко и мгл в мглисто-лилей-

стр. 22


но. Орфография этих определений - дефисное написание - тоже замедляет произношение.

Однако слово воздух встречается не только в стихотворениях, связанных с утром жизни, легкостью и ожиданием счастья, но и в других стихах, создавая "жизнеутверждающий" контекст.

Еще одну группу лексем, связанных со словом воздух, составляют слова дышать, дыханье (моря тихое дыханье; и легче нам дышать; и груди... ровное дыханье; душа... дышала и болела):

Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!

Он милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.

   ("Когда на то нет божьего согласья...")

Метафоры сад дышит прохладой, обвеян дыханьем листьев видим в стихотворении "Пламя рдеет, пламя пышет...":

Пламя рдеет, пламя пышет,
Искры брызжут и летят,
А на них прохладой дышит
Из-за речки тихий сад. <...>
Листья веют и шуршат.
Я, дыханьем их обвеян,
Страстный говор твой ловлю...

  ("Пламя рдеет, пламя пышет...")

Интересно употребление повеет и дуновенье в стихотворении "Я встретил вас - и все былое...":

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, -

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Это дуновенье Тех лет душевной полноты перекликается со словами душу всю свою она вдохнула в одном из наиболее пронзитель-

стр. 23


ных по степени выражения чувства стихотворений "денисьевского цикла" Тютчева "Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...":

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Слова данной тематической группы видим там, где описывается возрождение к жизни: "Утихла биза... Легче дышит Лазурный сонм женевских вод". Тут же, через две строки, мы видим слово воздух при описании красоты и прелести жизни:

Весь день, как летом, солнце греет,
Деревья блещут пестротой,
И воздух ласковой волной
Их пышность ветхую лелеет.

            ("Утихла биза... Легче дышит...")

Воздух, небо - это то, без чего жизнь любящего человека невозможна:

Но для меня сей взор благодеянье;
Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор еще живет и будет жить во мне:
Он нужен ей, как небо и дыханье.

В этом, одном из первых напечатанных Тютчевым стихотворений, "К Н. ("Твой милый взор, невинной страсти полный...")" слова небо и его производные небеса, небесный, неоднократно повторяются: "златой рассвет небесных чувств"; "нужен ей, как небо и дыханье"; "Лишь в небесах сияет он, небесный...".

Невозможно не привести здесь строки из стихотворения "Сияет солнце, воды блещут...", где небо и воздух, а также солнце, воды выполняют свои функции в создании той особенности тютчевской лирики, которая названа И. И. Ковтуновой "поэтикой избытка жизни":

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

("Сияет солнце, воды блещут...")

В следующей строфе упоминается и воздух:

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,

стр. 24


И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Образ голубого неба возникнет снова:

Я знал ее еще тогда,
В те баснословные года,
Как перед утренним лучом
Первоначальных дней звезда
Уж тонет в небе голубом...

              ("Я знал ее еще тогда...")

Еще один не менее интересный пример употребления слова воздух в перечислительном ряду однородных членов, когда каждое слово приобретает особый смысл после паузы, обозначенной запятой. Это небольшое стихотворение из четырех строк - прекрасный образец той "густоты и силы ... лексической окраски" языка Тютчева "на небольшом пространстве его форм", о которой говорил Ю. Тынянов в статье "Вопрос о Тютчеве", написанной к 120- летию со дня рождения поэта (Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 47):

Все отнял у меня казнящий бог:
      Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
      Чтоб я ему еще молиться мог.

          ("Все отнял у меня казнящий бог...")

В стихотворении "Не говори: меня он, как и прежде, любит..." в драматической, эмоциональной форме реализуется метафора дышать воздухом любви. Отсутствие воздуха равносильно смерти:

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Соединение образов душевного мира и природной жизни - в стихотворении "День вечереет, ночь близка...":

День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака...
Уж поздно. Вечереет день.

Но мне не страшен мрак ночной,
Не жаль скудеющего дня, -
Лишь ты, волшебный призрак мой,
Лишь ты не покидай меня!...

стр. 25


Крылом своим меня одень,
Волненья сердца утиши,
И благодатна будет тень
Для очарованной души.

Кто ты? Откуда? Как решить,
Небесный ты или земной!
Воздушный житель, может быть, -
Но с страстной женскою душой.

               ("День вечереет, ночь близка...")

Завершающая строфа - иллюстрация теснейшей ассоциативной связи небесного, воздушного и страстности женской души. Как заметил В. М. Жирмунский, поэзия "лирических настроений", "психологического параллелизма" и сделала впоследствии Ф. Тютчева одним из предшественников русского символизма (Жирмунский В. М. Метафора в поэтике русских символистов // Поэтика русской поэзии. СПб., 2001. С. 196).

США, Нью-Йорк

стр. 26

Опубликовано на Порталусе 26 июня 2024 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама