Главная → ЭКОНОМИКА → Эволюция общины
Дата публикации: 04 декабря 2008
Автор(ы): Паршаков Евгений Афанасьевич →
Публикатор: maxim7
Рубрика: ЭКОНОМИКА - Русские экономисты →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1228371215
Паршаков Евгений Афанасьевич, (c)
По мере развития земледелия, ремесла, торговли, по мере роста городов,
по мере смешения населения древние учреждения - род и племя, - имевшие такое
огромное значение в первобытно-общинном обществе, в период его первой фазы
начинают терять свое былое величие. Смертный приговор роду был вынесен
переходом от коллективного земледельческого хозяйства к индивидуальному, с
одной стороны, и переходом от охоты и рыболовства к земледелию как к основе
хозяйства, с другой стороны. Родственные связи начинают ослабевать, их
постепенно заменяют торгово-экономические связи. В результате происходит
преобразование, или, вернее, перерождение родовой общины в сельскую и
городскую. Сельская община объединяла земледельцев, живущих в одном селе
(деревне) и ведущих личное индивидуальное хозяйство. Земельные участки
находились в пользовании общинников, но под контролем, в ведении всей
общины, которая так же как и отдельные общинники, не являлась их
собственником. Земля принадлежала государству, которое являлось верховным
собственником не только всей земли, но и всех вообще основных средств
производства, а также, как правило, и средств торговли. Земля от имени
государства передавалась в неограниченное, пожизненное пользование сельским
общинам, которые, разделив землю на отдельные земельные участки, равные по
величине, отдавали их в пользование общинникам. При этом земельные участки
распределялись, как правило, жеребьевкой и на небольшой срок, обычно на год,
после чего земля снова перераспределялась.
Если сельская община со временем разрасталась и становилась чрезмерно
большой, она делилась на более мелкие самостоятельные соседские общины, в
пользование которых передавалась земля.
В пользовании общин передавалась не вся государственная земля.
Значительная часть оставалась в его ведении. Точно так же не вся общинная
земля распределялась среди общинников для личного пользования. Значительная
часть земельных угодий оставалась в распоряжении общины и использовалась
общинниками сообща в качестве пастбищ, лесных массивов и т.д.
Городская община также распределяла часть общинной земли среди
общинников - ремесленников, земледельцев и торговцев, на которой они строили
жилые дома, мастерские, магазины или занимались земледелием (на окраине
города). Другая часть общинной земли входила в общегородской фонд. Городские
общины зачастую устанавливали контроль, регламент над деятельностью
ремесленников, а часто и торговцев. В крупных городах городские общины
делились на более мелкие - цеховые общины, подобно тому, как крупные
сельские общины делились на соседские. Однако в отличие от сельских
городские общины делились на цеховые не по территориальному, а по
производственному признаку, так что каждая цеховая община имела свой устав,
свою выборную администрацию (старшин). Полноправными членами общины были
только мастера. Нечлены цеховой общины не имели права заниматься ремеслом. В
целях предотвращения конкуренции внутри общин ремесленное производство
регламентировалось. Регламентации подвергались объем, качество изделий, их
цена, количество подмастерьев, учеников, запасы сырья, продолжительность
рабочего дня и т.д.
Некоторые считают, что цеховая система возникла в средние века в так
называемом феодальном обществе. Однако это совершенно неверно. Цеховые
общины возникли еще в первобытно-общинном обществе, на высшей стадии его
развития. Об этом говорит история стран Древнего Востока, которые находились
на этой ступени развития общества, в отличие от стран Европы, длительное
время, несколько тысяч лет. Что же касается европейского средневекового
общества, то цеховая система была перенесена в него из первобытно-общинного
общества и существовала как пережиток этого общества.
Таким образом, родовая община, являвшаяся производственной единицей
первобытно-общинного общества в течение длительного времени, на протяжении
всей его первой, производительной фазы изживает себя на высшей фазе
первобытно-общинного общества, уступает место сельской (соседской) и цеховой
(городской) общинам.
А вместе с родом изживает себя и племя. Всякое деление общества по
родственному признаку ликвидируется. Вместо него устанавливается
территориальное деление, хотя в виде пережитков род и племя еще продолжают
существовать длительное время, в некоторых странах вплоть до
рабовладельческой социальной революции. А эти пережитки были тем сильнее,
чем менее длительной была высшая фаза первобытно-общинного общества, что
характерно для средиземноморских стран Греции и Рима.
Опубликовано на Порталусе 04 декабря 2008 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Экономика →


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK