Рейтинг
Порталус

Эволюция общины

Дата публикации: 04 декабря 2008
Автор(ы): Паршаков Евгений Афанасьевич
Публикатор: maxim7
Рубрика: ЭКОНОМИКА - Русские экономисты →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1228371215


Паршаков Евгений Афанасьевич, (c)








По мере развития земледелия, ремесла, торговли, по мере роста городов,

по мере смешения населения древние учреждения - род и племя, - имевшие такое

огромное значение в первобытно-общинном обществе, в период его первой фазы

начинают терять свое былое величие. Смертный приговор роду был вынесен

переходом от коллективного земледельческого хозяйства к индивидуальному, с

одной стороны, и переходом от охоты и рыболовства к земледелию как к основе

хозяйства, с другой стороны. Родственные связи начинают ослабевать, их

постепенно заменяют торгово-экономические связи. В результате происходит

преобразование, или, вернее, перерождение родовой общины в сельскую и

городскую. Сельская община объединяла земледельцев, живущих в одном селе

(деревне) и ведущих личное индивидуальное хозяйство. Земельные участки

находились в пользовании общинников, но под контролем, в ведении всей

общины, которая так же как и отдельные общинники, не являлась их

собственником. Земля принадлежала государству, которое являлось верховным

собственником не только всей земли, но и всех вообще основных средств

производства, а также, как правило, и средств торговли. Земля от имени

государства передавалась в неограниченное, пожизненное пользование сельским

общинам, которые, разделив землю на отдельные земельные участки, равные по

величине, отдавали их в пользование общинникам. При этом земельные участки

распределялись, как правило, жеребьевкой и на небольшой срок, обычно на год,

после чего земля снова перераспределялась.



Если сельская община со временем разрасталась и становилась чрезмерно

большой, она делилась на более мелкие самостоятельные соседские общины, в

пользование которых передавалась земля.



В пользовании общин передавалась не вся государственная земля.

Значительная часть оставалась в его ведении. Точно так же не вся общинная

земля распределялась среди общинников для личного пользования. Значительная

часть земельных угодий оставалась в распоряжении общины и использовалась

общинниками сообща в качестве пастбищ, лесных массивов и т.д.

Городская община также распределяла часть общинной земли среди

общинников - ремесленников, земледельцев и торговцев, на которой они строили

жилые дома, мастерские, магазины или занимались земледелием (на окраине

города). Другая часть общинной земли входила в общегородской фонд. Городские

общины зачастую устанавливали контроль, регламент над деятельностью

ремесленников, а часто и торговцев. В крупных городах городские общины

делились на более мелкие - цеховые общины, подобно тому, как крупные

сельские общины делились на соседские. Однако в отличие от сельских

городские общины делились на цеховые не по территориальному, а по

производственному признаку, так что каждая цеховая община имела свой устав,

свою выборную администрацию (старшин). Полноправными членами общины были

только мастера. Нечлены цеховой общины не имели права заниматься ремеслом. В

целях предотвращения конкуренции внутри общин ремесленное производство

регламентировалось. Регламентации подвергались объем, качество изделий, их

цена, количество подмастерьев, учеников, запасы сырья, продолжительность

рабочего дня и т.д.



Некоторые считают, что цеховая система возникла в средние века в так

называемом феодальном обществе. Однако это совершенно неверно. Цеховые

общины возникли еще в первобытно-общинном обществе, на высшей стадии его

развития. Об этом говорит история стран Древнего Востока, которые находились

на этой ступени развития общества, в отличие от стран Европы, длительное

время, несколько тысяч лет. Что же касается европейского средневекового

общества, то цеховая система была перенесена в него из первобытно-общинного

общества и существовала как пережиток этого общества.



Таким образом, родовая община, являвшаяся производственной единицей

первобытно-общинного общества в течение длительного времени, на протяжении

всей его первой, производительной фазы изживает себя на высшей фазе

первобытно-общинного общества, уступает место сельской (соседской) и цеховой

(городской) общинам.



А вместе с родом изживает себя и племя. Всякое деление общества по

родственному признаку ликвидируется. Вместо него устанавливается

территориальное деление, хотя в виде пережитков род и племя еще продолжают

существовать длительное время, в некоторых странах вплоть до

рабовладельческой социальной революции. А эти пережитки были тем сильнее,

чем менее длительной была высшая фаза первобытно-общинного общества, что

характерно для средиземноморских стран Греции и Рима.

Опубликовано на Порталусе 04 декабря 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Экономика




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама