Рейтинг
Порталус

ЮЖНАЯ КОРЕЯ - РОССИЯ. НЕ ВСЕ НАДЕЖДЫ ОПРАВДАЛИСЬ

Дата публикации: 24 марта 2023
Автор(ы): О ЕН ИЛЬ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2002 № 9
Номер публикации: №1679669707


О ЕН ИЛЬ, (c)

КАК АКТИВИЗИРОВАТЬ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДВУМЯ СТРАНАМИ

За сравнительно короткий период после установления в 1990 году дипломатических отношений Южная Корея и Россия расширили разностороннее политическое, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество. Однако, если говорить об экономической области, здесь потенциал сотрудничества между двумя странами пока еще используется далеко не полностью. Остается много серьезных и пока еще не решенных проблем.

Наиболее важная из них - в целом неблагоприятный инвестиционный климат России, мешающий успешному привлечению иностранного капитала. По мнению подавляющего большинства российских и корейских бизнесменов, правительству РФ нужно проводить более активную и целенаправленную экономическую политику, ориентированную на стабилизацию экономического положения в стране и создание основополагающих общеэкономических и политических предпосылок для развития инвестиционного процесса и ускорения экономического роста.

В 1997 и в 1998 годах обе страны испытали серьезные финансовые кризисы, что значительно сократило возможности как южнокорейско-российской торговли, так и южнокорейских инвестиций в Россию. Серьезным фактором, негативно повлиявшим на торгово-экономические отношения между Южной Кореей и РФ, стало также общее снижение конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

С началом деятельности нынешнего правительства России, которое считает важнейшей задачей восстановление экономики и всестороннее ее развитие, в нашей стране также возникли определенные надежды на дальнейшее углубление экономического сотрудничества с Россией.

После известного кризиса в августе 1998 года российская экономика продемонстрировала значительно более высокие темпы восстановления, чем ожидалось вначале. Южная Корея, в свою очередь, также вышла из валютно- финансового кризиса довольно быстро. Предполагалось, что после кризиса новое российское правительство не только укрепит политическую стабильность и повысит прозрачность экономики, но и значительно улучшит среду для иностранных инвестиций, покончив, наконец, с разгулом организованной преступности и коррупцией. Хотя эти ожидания в целом сбываются, эффект проводимой в России новой экономической политики проявится скорее всего не сразу. Тем не менее, масштабы двустороннего экономического сотрудничества между Южной Кореей и РФ, как следствие этой политики на протяжении последующих 2 - 3 лет, по мнению деловых кругов обеих стран, значительно возрастут.

ПЛАН ЮЖНОКОРЕЙСКИХ ЭКСПОРТЕРОВ

В самое последнее время в России уже наблюдается рост промышленного производства и валового внутреннего продукта, а также стабилизация валютного курса, в связи с чем прогнозируется естественный рост потребностей России в импорте. Южнокорейский экспорт в Россию, резко сократившийся после российского финансового кризиса 1998 года, в 2001 году значительно возрос. В деловых кругах

стр. 47


Республики Корея высказывается ряд предложений, как активизировать работу на российском рынке. Важнейшие из них следующие:

Во-первых, для обеспечения стабильного развития нашей торговли с Россией требуется прилагать больше усилий к разработке и продвижению на российский рынок более разнообразной экспортной продукции помимо таких основных, уже традиционных для Южной Кореи, экспортных товаров, как автомобили, электроника и текстиль. В России уже преодолена существовавшая в прошлом ситуация абсолютного дефицита этих товаров, рынок уже фактически насыщен ими. Поэтому надо настойчиво искать новые экспортные товары, которых в России производится пока недостаточно. Назову в качестве примера пленку для ламинирования, фольгу, некоторые строительные и облицовочные материалы, мебель и т. д. Что касается электронной продукции, составлявшей значительный удельный вес в экспорте южнокорейских компаний в Россию, то структура существенно не меняется. Раньше основными предметами экспорта были телевизоры, видеомагнитафоны и т. п., а в последнее время в качестве таковых выступают мониторы для компьютеров и мобильные телефоны, что можно считать позитивными изменениями.

Во-вторых, представляется, что настало время существенно расширить экспорт южкорейских машин и оборудования, в то время как совсем недавно экспорт Республики Корея в Россию состоял в основном из потребительских товаров. С позиций производителей машин и оборудования Россия представляет собой чрезвычайно перспективный рынок. Ведь 40 - 50 процентов основных фондов российских предприятий устарели, а средний срок эксплуатации оборудования на заводах России с 1990 по 2002 год вырос с 10,8 до 17 лет 1 . Сегодня российская экономика демонстрирует явные признаки восстановления, и российское правительство целенаправленно проводит политику поощрения модернизации производственных предприятий, поэтому можно ожидать роста спроса на импорт небольших заводов, а также оборудования и комплектующих. Буквально на глазах растет интерес российских предпринимателей к южнокорейскому оборудованию для производства растительного масла, картонной упаковки и т.д. Рынок России, несомненно, нуждается в более глубоком и основательном изучении.

В-третьих, необходимо усиленно продвигать в Россию информационные технологии и программы, например, банковские системы в Интернете, системы фондовых бирж в Интернете, электронных денег, расчетов по кредитам с помощью мобильных телефонов, технологии беспроводного подключения к Интернету, технологии передачи голосовых сообщений по Интернету на мобильные телефоны и т.д. В конце 2001 года Южная Корея по удельному весу пользователей Интернета заняла третье место в мире 2 , а число абонентов мобильной связи превысило 30 миллионов при населении 48 миллионов человек. В области информационных технологий наша страна накопила ноу-хау высочайшего мирового уровня. В последнее время и в России быстро растет интерес к Интернету и мобильной связи, и южнокорейским предпринимателям следует учесть увеличение спроса на технологии и программы в данных областях.

В-четвертых, желательно создать крупные южнокорейские торговые центры в больших городах. В последнее время в России уже открылись торговые центры крупных фирм Западной Европы, Китая и Турции, специализирующихся на оптовой и розничной торговле. Только в начале 2002 года в Москве было открыто свыше 10 таких центров с участием иностранного капитала, которые торгуют с большими скидками 3 . Кроме того, небесполезным будет совместное учреждение и эксплуатация несколькими средними и мелкими предприятиями постоянно действующих выставок и центров по продаже корейской продукции.

В-пятых, Республика Корея может помочь России в создании систем обеспечения электронного бизнеса. Известно, что в России число пользователей Интернетом уже превысило несколько миллионов и продолжает расти стремительными темпами. Хотя эффект электронного бизнеса обнаруживается не сразу, создание таких систем несомненно будет способствовать прежде всего рекламе, а затем и реализации южнокорейских товаров и продуктов на российском рынке.

стр. 48


НУЖНО МЕНЯТЬ ИНВЕСТИЦИОННУЮ СТРАТЕГИЮ

Расширение прямых инвестиций южнокорейских предпринимателей в российскую экономику - предмет особых надежд деловой общественности двух стран, начиная с 1990 года. Однако приходится констатировать, что объем прямых инвестиций южнокорейских фирм и корпораций в России до сих пор значительно отстает от того уровня, на который надеялись вначале. Полагаю, что здесь более активную позицию должны занимать сами южнокорейские фирмы и предприятия, которые обладают большим опытом экономического проникновения на рынки разных стран, а также сравнительно большим капиталом. Необходимо, чтобы южнокорейские предприятия, как крупные, так и средние и даже мелкие, с учетом опыта последних 12 лет разработали и стали применять на практике активную стратегию прямых инвестиций в Россию с учетом и долгосрочных перспектив. Кроме многочисленных преимуществ России как очень перспективного рынка (громадный потенциал экономического развития, выгодное географическое положение и другие) наши предприниматели должны принимать во внимание весьма заметную политическую, экономическую стабилизацию, которые приобрели ясные и четкие очертания, начиная со второй половины 1999 года и особенно после избрания нового президента страны В. Путина в марте 2000 года. Активизации российско-южнокорейских отношений может способствовать процесс нормализации отношений между Северной и Южной Кореями. Если в этом процессе будет достигнут значительный прогресс, то в течение некоторого времени (скорее всего, в течение трех-четырех лет) основные капиталы из Южной Кореи пойдут на север, а крупномасштабные инвестиции в Россию придется отложить. Бизнесмены двух стран должны учитывать это обстоятельство и, не теряя времени, закрепить хотя бы скромные успехи во взаимном сотрудничестве.

В таблице представлены 10 факторов, которые обычно рассматриваются иностранными бизнесменами как в наибольшей степени препятствующие инвестиционной деятельности в России. Многие иностранные инвесторы считают, что серьезным достижением России в последние годы стало общее снижение политической нестабильности, а также заметное уменьшение инфляционных ожиданий. Уже принятые российским государством меры позволяют надеяться в ближайшее время на некоторое ослабление таких негативных явлений российского общества, как преступность, взяточничество, бюрократизм и бессилие местных органов власти, что в свою очередь позволяет ожидать и общее улучшение инвестиционной среды 4 .

Если учесть быструю стабилизацию политической и экономической ситуации в России за последний период, представляется, что прямые корейские инвестиции в РФ должны быть сконцентрированы в первую очередь в производящих отраслях. Прямые инвестиции в производственные отрасли не всегда приносят быструю отдачу, подобно инвестициям в другие отрасли, однако, они оказывают сильное позитивное воздействие на процессы обмена новыми технологиями, налаживания торговых отношений и создания дополнительных рабочих мест. В частности, если учесть, что в последнее время российское правительство поощряет развитие импортозамещающих отраслей, можно надеяться, что расширение инвестирования в производство продуктов питания, одежды, большинства прочих потребительских товаров, а также сборку бытовой техники плюс отраслей с относительно простыми технологиями, например, производство упаковочного оборудования, механизмов для переработки древесины и некоторые другие, встретит активную поддержку в России.

Есть значительные перспективы прямых инвестиций в территориально близком к Республике Корея Дальневосточном регионе. Правда, инвестиции южнокорейских предпринимателей до сегодняшнего дня большей частью ограничивались мелкими предприятиями, а также оптовой и розничной торговлей. Причина в том, что плотность населения на Дальнем Востоке относительно низка, а инфраструктура региона недостаточно развита. Но нельзя не учитывать, что этот регион соседствует с Южной Кореей, Китаем и Японией, поэтому высока вероятность превращения его в крупнейший на Востоке транспортный узел, через который будут проходить мощнейшие грузопотоки. А это, в свою очередь, может послужить стимулом к укреплению сотрудничества между этими тремя странами Северо-Восточной Азии и подъему эко-

Таблица

Основные факторы, обеспечивающие изменение состояния инвестиционной среды в России

N п/п

Препятствующий фактор

Наличие позитивных изменений

1

Нестабильность правовой базы

+++

2

Взимание чрезмерных налогов

+

3

Уровень преступности, коррупции и взяточничества

+

4

Высокий уровень инфляции

+

5

Недостаточная покупательная способность населений

+

6

Высокие ставки пошлин

O

7

Чрезмерный бюрократизм и слабость местных органов власти

+

8

Неплатежи между партнерами

+

9

Недостаточное государственное страхование и обеспечение

++

10

Неразвитость инфраструктуры

+

Примечание: +++: большие улучшения, ++: улучшения, +: небольшие улучшения, o: без изменений.

Источник: Lee J. Y. Prospect on Economic Policy of New Russian Government: Evaluation of 10 years of Economic relation between Korea and Russia, and the future of Russian Economy: Cб. науч. тр., / Отв. ред., Jung Y. C. -Сеул: KIEP, 2000. - С. 283.

стр. 49


номики всего региона. С учетом этой перспективы представляется, что прямые инвестиции южнокорейских предпринимателей в Дальневосточном регионе не должны, как сейчас, ограничиваться мелкими предприятиями, оптовой и розничной торговлей. Требуются более масштабные инвестиции в такие отрасли, как переработка древесины, строительство, горное дело, недвижимость, связь, сфера услуг и т.д.

ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕ ДОРАБАТЫВАЮТ

До сих пор в области прямых инвестиций южнокорейских компаний в Россию наблюдается очевидная тенденция к погоне за быстрым получением прибыли на отдельных предприятиях. Безусловно, есть возможности привлечения капитала из Республики Корея к несравненно более масштабным (и, разумеется, более эффективным, прибыльным для двух сторон) проектам. Но для этого нужны шаги на политическом уровне, а также более глубокие и всесторонние контакты правительственных структур двух стран.

Южнокорейское правительство, в частности, может и должно проявлять больше инициативы в работе с инвесторами, желающими работать на российском рынке. Надо форсировать реализацию ранее достигнутых договоренностей, в частности, о создании южнокорейско-российского промышленного комплекса на Дальнем Востоке, центра инвестиций южнокорейских предпринимателей в РФ, а также по разработке газовых месторождений в Иркутской области. Если эти объекты станут, наконец, приносить отдачу, это окажет сильное влияние на частных предпринимателей и активизирует их инвестиционную деятельность в России. Быстрейшая реализация таких планов трехстороннего экономического сотрудничества между Южной Кореей, Северной Кореей и Россией, как работа по соединению Транскорейской и Транссибирской железнодорожных магистралей, также предоставит корейским бизнесменам разнообразные возможности для прямого инвестирования в Россию.

В развитии взаимовыгодных экономических отношений между Россией и Республикой Корея большую роль играет поддержание постоянного активного диалога по экономическим проблемам на правительственном уровне и сохранение в ходе этого диалога доброжелательной и взаимозаинтересованной атмосферы.

История взаимоотношений между народами двух стран - Южной Кореи и России - насчитывает не так много лет и потому не всегда налицо правильное понимание реальных интересов другой стороны. В результате недостаточной информированности об экономической и социально-политической ситуации в наших двух странах возникают трудности с формированием, в том числе в деловых кругах, положительного имиджа другой стороны. Поэтому так настоятельно требуется всемерно активизировать двусторонние контакты между представителями правительств, финансовых и научных кругов, СМИ, деятелями культуры наших стран, а также и повысить в обеих государствах осознание значимости другой стороны как надежного партнера по взаимному сотрудничеству в экономике, обеспечении безопасности и культуре.

Пока же не без сожаления можно констатировать тот факт, что южнокорейско- российское экономическое сотрудничество все еще остается на более низком уровне, чем на это надеялись в начале 1990-х годов сразу после установления дипотношений между странами. Но нельзя не учитывать и то, что за прошедшие 12 лет обе страны накопили разнообразный и полезный опыт в области взаимовыгодного экономического сотрудничества и сейчас на его основе начинают в несравненно большей степени понимать и доверять друг другу. Конечно, пока еще нет зримых "эпохальных" результатов, однако российское правительство принимает различные меры, которые могут способствовать нормальной деятельности иностранных предприятий в России, а южнокорейские предприниматели, как и ранее, осознают практическую необходимость дальнейшего развития экономического сотрудничества с Россией. Поэтому можно надеяться, что в перспективе при активном использовании всего потенциала связей между двумя странами во взаимовыгодном экономическом сотрудничестве будет достигнут значительный прогресс.

1 "КоммерсантЪ", 25.01.2002

2 Пользователи Интернета составляют 61,8 процента от всего населения (в США -55, в Японии - 38); при этом Южная Корея обладает наибольшим после США числом международных доменов (.com, .net и .org). (Источник: Segye Newspaper. 09.04.2002).

3 Korea-Russian Association of Far East, Newsletter N 82. 2002. P. 5.

4 С другой стороны, Россия все еще проводит протекционистскую политику в отношении отечественной индустрии и планирует использовать более жесткую систему контроля над доходами предприятий и отдельных граждан.

Опубликовано на Порталусе 24 марта 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама