Полная версия публикации №1277462383

PORTALUS.RU ЭКОНОМИКА ВАЖНОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Шафа Алиев, к.э.н., ВАЖНОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 25 июня 2010. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/economics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1277462383&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Шафа Алиев, к.э.н., ВАЖНОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 25 июня 2010. URL: https://portalus.ru/modules/economics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1277462383&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Шафа Алиев, к.э.н., ВАЖНОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА / http://portalus.ru.



публикация №1277462383, версия для печати

ВАЖНОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА


Дата публикации: 25 июня 2010
Автор: Шафа Алиев, к.э.н.
Публикатор: shafaaliyev
Рубрика: ЭКОНОМИКА МИКРОЭКОНОМИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1277462383 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В начале 90-ых годов прошлого века с распадом Советского Союза провалился и ушла в эпоху централизованный метод управления народным хозяйством. Результатом этого явилось появление необходимости новых направлений экономического развития в странах, получивших независимость после распада СССР, в том числе и в Азербайджане. Наряду с образованием независимой экономической политики, Азербайджан одновременно проводил реформы, направленные на создание новых торгово-экономический связей, на определение приоритетных направлений во внешнеэкономических связей и на осуществление эффективных экономических интеграционных процессов. Это объяснялось, прежде всего, следующими факторами:
-в связи с глобализацией и экономическими трансформациями требовалось усиление развития национально-экономических процессов соответственно мировой хозяйственной системы;
-необходимость активного внедрения эффективных экономических методов с с целью ускорения интеграционно-экономических процессов;
-с воздействием нефтяного фактора созрел исторический шанс формирования национальной экономической модели Азербайджана;
-наконец, образовались возможности для реализации новых экономических методов, инновационных новшеств и прочих.
Необходимо отметить, что по мере углубления экономических преобразований, наблюдается ускоренная интеграция реальных секторов национальной экономики Азербайджана в мировую хозяйственную систему. Однако ни одна страна не может обеспечить свое стабильное экономическое развитие и безопасность, в том числе продовольственную безопасность продукции, не принимая активного участия в экономических процессах в международном разделении труда. Опыт многих экономических высокоразвитых стран, играющих важную роль в образовании мировой экономической системы, показывает, что эти страны добились стремительного экономического развития в результате эффективных экономических связей, прежде всего, с другими странами.
Если проанализировать процессы экономического развития Азербайджана за последние 70-90 лет, то данный анализ покажет, что обладающий огромным количеством природных и минеральных ресурсов Азербайджан, за этот период, в основном, находясь в составе СССР, лишился возможности непосредственного участия в интеграционных процессах с другими странами мира. Эту миссию выполняло бывшее СССР и после распада его Азербайджан, уже как независимое государство, определил нижеследующие направления активной экономической политики интеграции в мировую хозяйственную систему:
-проведения последовательных и комплексных экономических реформ;
-создание независимой внешнеэкономической политики;
-ускорение интеграции национальных экономических секторов экономики в мировую хозяйственную систему и поэтапное усиление этих процессов;
-организация функционирования национальных экономических секторов на уровне мировых стандартов с учетом нефтяного фактора и обеспечение модернизации на основе новых технологий в этих отраслей;
-обеспечение ускоренного экономического развития с помощью новых экономических инструментов, в том числе таких, как особые экономические зоны и т.д.
Следует отметить, что каждая страна при формировании своей экономической модели, в качестве доминанты, по теории американского экономиста М.Портера, должна четко определить свои преимущественные факторы [1]. С этой точки зрения преимущественные факторы Азербайджана, по мнению ученых и экспертов, является фактор обеспечения энергоносителями. Исследования показывают, что если Азербайджан будет рационально использовать свои природные ресурсы и обеспечит диверсификацию своего внешнеторгового оборота, то займет свое достойное место в мировой хозяйственной системе. По мнению профессора Ш.Г.Гаджиева, доминантой развития внешнеэкономической стратегии Азербайджана является глубокий анализ мирового опыта, изучение стратегических решений экономических реформ других стран, анализ национальной экономики [2].
Исследования показывают, что в период активного развития мировой хозяйственной системы, международное разделение труда эффективно повлияло на каждого участника этого процесса, и в результате этих процессов многие участники страны смогли подняться на высокий уровень экономического развития. Этому способствовали, в основном, следующие факторы:
-повышение уровня внутреннего национального производства и преобладание в нем конкурентоспособных продуктов;
-отсутствие необходимости обязательного производства всех потребительских товаров, требуемых для внутреннего спроса страны и восполнение этих потребностей за счет международного разделения труда путем импорта;
-используя возможности, предоставленные международным разделением труда, поднятие сферы услуг и приоритетных экономических секторов в национальном производстве каждой страны на более высокий уровень, специализация в отдельных сферах и т.д.
Если рассмотреть систему мирового хозяйства через призму политики «открытых дверей» для определения экономической безопасности по критериям международного разделения труда, Азербайджан по экспортной квоте находиться на одном уровне с развитыми странами мира (Великобритания, Германия, Италия и т.д.). Как известно, одним из главных факторов экономического развития какой-либо страны, с точки зрения определения Международной Экономической Организации, как было отмечено выше, обеспеченность этой страны энергоносителями. Таким образом, обеспечение этими ресурсами создает благоприятные условия для организации рационального использования экспортного потенциала и расширение его ассортимента. Примером этого может служить Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), доля экспортной квоты которых в ВВП этих стран составляет более 50%, а в Азербайджане более 80% объема экспорта составляют нефть и нефтепродукты. Принятие во внимание этого фактора в процессе экономического развития, протекающего в Азербайджане в настоящее время усиление перерабатывающей промышленности за счет развития ненефтяного сектора с расширением ассортимента продукции играет важную роль в структуре экспорта. Необходимо отметить, что, по мнению экспертов, многие нефтегазовые страны с переходной экономикой (Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения и т.д.) несмотря на определенный успех, достигнутый в процессах экономического развития, еще на протяжении долгих лет будут вынуждены экспортировать продукции природных ресурсов.
Наряду с этим, характерным для этих стран считается реконструкции ненефтяного сектора на основе современных технологий и модернизация существующего производственно-промышленного потенциала (нефтегазовый сектор; машиностроение, легкая, пищевая, текстильная промышленность; металлургия; отрасли нефтехимии, сельского хозяйства и т.д.) и успешного развития относительно новых секторов экономики (информационно-коммуникационные технологии, туризм, сфера услуг и т.д.). Следует отметить, что добывающие и перерабатывающие секторы промышленности Азербайджана конкурентоспособны и не нуждаются в защите. По нашему мнению, реализация успешного развития комплекса отраслей ненефтяного сектора в Азербайджане, в контексте потенциала нефтегазового сектора, создало серьезную почву для укрепления прочного места в мировой хозяйственной системе и решение проблем диверсификации внешнеторгового оборота.
Следует отметить, что среди стран СНГ с переходной экономикой по темпу увеличения ВВП Азербайджан укрепил свое лидерство за последние 3 года и привлекает внимание лидерство Азербайджана среди нефтегазовых стран (Россия, Казахстан и др.) по этим основным макропоказателям [3]. В результате стратегических мероприятий в сфере нефтедобычи, Азербайджан превосходит страны бывшего СССР, с точки зрения уровня экономического развития стран с переходной экономикой, за 2005-2008 годы. Это объясняется динамичным развитием темпов роста ВВП, развитием промышленности и других отраслей ненефтяного сектора и прочие.
В 2007 году объем ВВП в Азербайджане составил 30 млрд. долл. США с ростом на 25.0 % и прогнозируется увеличение этой цифры к 2010 году до 50 млрд. долл. США. В результате эффективной реализации нефтяной стратегии в Азербайджане увеличился поток иностранных инвестиций и, главным образом, увеличилась добыча нефти и газа. Если добыча нефти вместе с конденсатами газа в 2000 году составляла 14.0 млн. тон, в 2003 году эта цифра возросла до 15.4 млн. тон, то в 2007 году добыча нефти в Азербайджане достигла рекордного уровня, т.е. 41.7 млн. тон. По мнению экспертов, ожидается увеличение добычи нефти в Азербайджане до 52 млн. тон в 2008 году, в 2009 году – 63 млн. тон, а в 2011-2015 годах годовая добыча нефти составит в среднем 67 млн. тон. Кроме того, в 2003-2007 годах экономика Азербайджана возросла на 96%, уровень бедности снизился с 49% на 16%, открылось более 643 тыс. новых рабочих мест и объем госбюджета возрос более чем в 10 раз. [4]. Кроме этого, в результате активной финансовой поддержки Азербайджана стала возможна реализация самого крупного проекта в регионе. Были успешно завершены и сданы в эксплуатацию нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан и газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум и экономический эффект, полученный от реализации этих проектов неизмерим. В настоящее время осуществляется реализация проекта строительства транснациональной железной дороги (Баку – Тбилиси – Карс). Реализация этого проекта, наряду с превращением Азербайджана в эффективную транзитную транспортную магистраль, также создает выгодные условия для ускорения интеграции стран Европы и Азии, расширения торгово-экономических связей.
Одновременно особое внимание привлекает необходимость рационального использования новых экономических средств с целью совершенствования модели экономического развития Азербайджана. Одним из таких прогрессивных и эффективных экономических средств являются Особые Экономические Зоны- ОЭЗ [5].
Следует подчеркнуть, что с 60-70-ых годов ХХ века в странах, приводящих в действие самые активные экономические рычаги, усилились процессы применение специальные экономические зоны с целью усиления притока крупного капитала. После развала СССР, образовавшиеся новые молодые государства, на стадиях перехода в рыночную экономику, тоже стали выходить на мировой рынок подключаясь к различным интеграционным процессам. Создание свободных торговых зон среди стран СНГ рассматривалось неоднократно и по этому поводу 15 апреля 1994 года в Москве (Россия) было подписано соглашение о создании свободных торговых зон. Однако, исполнение этого соглашения, как и многих других, принятых в рамках СНГ, не было реализовано и поэтому, подписанный в сентябре 2003 года в Ялте (Украина) соглашение главами стран, входящими в СНГ, предполагалось создание свободных торговых зон до 2010 года.
В последние годы ускоренное развитие национальной экономики Азербайджана, улучшение инвестиционной среды, создание новых промышленных отраслей и отраслей переработки, обеспечение целенаправленной социально-экономической политики в условиях рыночной экономики, осуществление серьезных мероприятий по интеграции страны в экономику мира и Европы, показывает стремительное вхождение Азербайджана в мировую экономическую систему. Однако, несмотря на динамичное и стабильное развитие показателей макроэкономики и социально-экономической жизни страны, в целом, сохраняется зависимость экономики страны от нефтяного сектора. В этих условиях привлекает внимание возможность ОЭЗ, отличающихся рациональностью и практичностью использования этих интеграционных форм в мировом опыте, которые могли бы стать дополнительным стимулом для ускорения экономического развития Азербайджана, особенно, при рациональном использовании производственного потенциала и промышленной инфраструктуры центра Сумгаита. Анализы показывают, что вопросы необходимости эффективной и последовательной организации отмеченных мероприятий играют важную роль. Ведь попытка создания первой СЭЗ в Сумгаите в середине 90-х годов прошлого века потерпела неудачу и ошибки, допущенные в процессе организации этой работы, а также появление серьезных проблем и препятствий, помешали реализации данного прогрессивного средства экономики. Анализы показывают, что идея преобразования города Сумгаита, в целом, в свободную промышленно-экспортную зону изначально была довольно сложной задачей и , по этой причине, реализация этого крупного проекта не удалась. Если бы существовали более практичные варианты применения ОЭЗ, например, создания такого типа зон в промышленно-производственных сферах Сумгаита (химии и нефтехимии, металлургии и т.д.), попавшего в стопорное положение этих промышленных комплексов в начале 90-х годов прошлого века претворение в жизнь этого проекта могло бы иначе.
Например, в нефтехимическом комплексе имеется мощный инфраструктурный, производственный потенциал и на базе этого комплекса мог быть создан один из оптимальных вариантов современной национальной экономики Азербайджана ОЭЗ. На наш взгляд, настало время найти оптимальный ответ на вопрос о том, смогут ли ОЭЗ стать составной частью, проводимых в Азербайджане активных экономических процессов, как новое эффективное интеграционное средство. В связи с этим, в период ускорения процессов исполнения указа президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева о создании в Азербайджанской Республике (№538-06, март 2007) и большой вероятности принятия в Азербайджане в ближайшее время соответствующего закона, сделало более актуальными реализацию создания ОЭЗ. Эти зоны, в качестве новых эффективных экономических рычагов обладают возможностью расширения межстрановой экономической интеграции , окажут серьёзное воздействия на основательное развитие различных экономических секторов и совершенствование в процессах формирования экономической модели Азербайджана.

Литература:
1. Портер М. «Международная конкуренция: конкурентное преимущество стран». Перевод с английского языка/ Под общей ред. В.Д. Щетинина, М., 1993
2. Гаджиев Ш. Г. «Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития». Киев, 2002,
3. Статистический Комитет СНГ (www.minsk.bye)
4. www.economy.gov.az
5. Алиев Ш.Т. « Перспективы развития и проблемы организации свободных экономических зон» Баку, 2008 Эльм

Журнал «Проблемы современной экономики», г. Санкт-Петербург, № 2, 2009, c.277-278.
http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=25607

Опубликовано 25 июня 2010 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): экономическая модель, Азербайджан, особые экономические зоны



Полная версия публикации №1277462383

© Portalus.ru

Главная ЭКОНОМИКА ВАЖНОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU