Полная версия публикации №1558366019

PORTALUS.RU ЭКОНОМИКА Будни украинского книготорговца (авторский репортаж) → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Антон Пономарев, Будни украинского книготорговца (авторский репортаж) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 20 мая 2019. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/economics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1558366019&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 11.12.2019.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Антон Пономарев, Будни украинского книготорговца (авторский репортаж) // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 20 мая 2019. URL: https://portalus.ru/modules/economics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1558366019&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 11.12.2019).



публикация №1558366019, версия для печати

Будни украинского книготорговца (авторский репортаж)


Дата публикации: 20 мая 2019
Автор: Антон Пономарев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Номер публикации: №1558366019 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Книготорговля, как и любая другая отрасль торговли, имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Для того чтобы понять положение современного украинского книготорговца, Порталус решил обратиться к хозяевам некоторых лотков на рынках Киева. По их просьбе настоящие имена и расположения торговых мест в статье указаны не будут.

Торговля книгами имеет свою специфику и часто отличается от торговли другими товарами. Для успешной продажи книг нужно самому хорошо владеть информацией о них, ориентироваться в товаре, знать названия всех изданий (а это в основном несколько сотен), названия издательств, цену, года издания и тому подобное. С чего начинают и как работают украинские предприниматели, можно узнать из двух историй, которые приведены ниже.

Один из наших героев - Владимир. Свое дело он начал более пяти лет назад из двух десятков книг, которые лежали на земле у ног своего хозяина, на одном из отдаленных рынков Киева. Эти книги были не новы/ Одни залежались на полках собственной библиотеки, другие - переданные ему соседями для увеличения жилплощади в их квартирах и в надежде добавить несколько дополнительных гривен в семейный бюджет.

Тогда он работал без государственной регистрации, оплачивая только хозяевам самого рынка за так называемое место, и впопыхах собирал свои вещи при приближении кого-то в форме, хотя бы немного напоминающую милицейскую. Впоследствии, где-то через полгода, Владимир понял, что так не заработаешь даже минимум средств для достойной жизни, и решил начать более масштабное дело - на Петровке (большой книжный развал в Киеве). Для этого нужны были средства и, если честно, немаленькие. Ведь для начала нужно внести плату за место, закупить книги, чтобы полки не пустовали. Опять же, одно дело - несколько десятков книг, которые легко можно носить из дома на рынок в чемодане, и совсем другое - несколько сотен книг, которые так просто не дойдут до своего рабочего места, то есть нужны расходы на транспортировку книг к лотку. Кроме того, стоит и другой вопрос: кто будет продавать книги в то время, как хозяин будет ездить за товаром? Вопросов было много, но начинающий книготорговец решил идти дальше.

После оформления бумаг в соответствующих государственных органах, на что ушло немало времени и нервов, Владимир стал гордо именоваться частным предпринимателем.

Заняв деньги (около 1 тыс. у.е.) у знакомых на два года, Владимир закипел душой к новому делу. Сначала было очень тяжело. Не хватало опыта, очень часто приходилось набивать шишки. Закупив в издательствах и оптовых фирмах одинаковое количество книг различных авторов и направлений (по 15 каждого тома), предприниматель едва ли не на следующий день понял, что совершил роковую ошибку. Одни книги разошлись за первые несколько часов, другие же лежали месяцами, что при отсутствии крупного капитала не только сказывалось на доходах, но и было тяжелым грузом на душе самого хозяина. Кроме того, только на прибыль от проданных книг можно было пополнять свои запасы для продажи.

Вот так, набивая себе шишки, Владимир раз за разом испытывал, какие же книги продаются лучше, какие хуже, изучал сезонность доходов и тому подобное. "Хуже всего было в первый год, особенно летом, в июле - начале августа. Я даже думал закрывать это дело, и только долги сдерживали меня. Теперь я знаю, что вообще у всех торговцев в это время начинается "мертвый сезон ", даже сейчас , имея опыт, знаю, что замена ассортимента на "летний" почти ничего не дает, а потом иногда прибыль достигала всего ... 20-30 грн. в день. Это худшие месяца в году для предпринимателя, и с этим ничего не поделаешь. Сейчас, после пяти лет работы, я стараюсь в эти месяцы поехать в отпуск, оставляю продавцам на точках необходимый небольшой запас товара и полностью уверен, что его хватит "с головой". Люди уезжают из Киева в отпуск, на природу, на свои приусадебных участков. Так, они покупают книги, но не так, как в другие времена года, а я тогда, НЕ сориентировавшись, сделал расчеты на эти месяцы так же, как и на предыдущие. В конце концов оказалось, что за два месяца чуть свел концы с концами, а чтобы отложить деньги для возврата долга - об этом и речи не могло быть".

Впоследствии все наладилось. Владимир начал более-менее ориентироваться в спросе и предложении, отдал долги, начал откладывать средства на расширение своего дела.

Если сначала на палатке стоял он сам и только в часы, когда ездил за товаром, его подменяла жена, то теперь, взяв в аренду две палатки, уже просто невозможно было обойтись тесным семейным кругом продавцов. Нужно было найти новых работников. С этим возникла большая проблема.

Сначала Владимир просто написал объявление на всех своих палатках о своей потребности в продавцах. Предлагая кандидатам 8-10% от выручки, он быстро нашел несколько новых работников и полностью довольный, занялся своими делами, то есть привозом нового товара и планированием следующих закупок. Опять же, первая попытка была почти роковой: одна из продавщиц в первый день своей работы на палатке (суббота, один из лучших торговых дней на Петровке), имея сумму за проданные книги около 400 грн., прихватив с собой еще несколько дорогих подарочных изданий на общую сумму 300 грн., исчезла в неизвестном направлении.

Продавец же на другой палатке оказался настолько застенчивым и непригодным к делу торговли, что за день выручил лишь 40 грн., причем две книги у него украли, а одна двадцатка оказалась грубой фальшивкой. Опять набив таким образом шишки, Владимир получил опыт. Теперь он очень осторожно относится к подбору персонала: в первые дни работы нового работника он сам или его жена стоят рядом с новичком на рабочем месте и рассказывают ему о правилах торговли книгами, пересказывают содержание, дают советы относительно критериев выбора книг, расположение их на полках.

На испытательный срок Владимир забирает у нового продавца паспорт для обеспечения безопасности своего товара. Он оправдывается: "Конечно, по закону так делать нельзя, также продавец не имеет права работать без официального оформления его на работу, но просто невозможно так безоговорочно доверять человеку, которого впервые видишь". Кроме того, Владимир постоянно пытается искать среди продавцов читающих людей, или интересующихся именно такой литературой, которая продается у него. В 50% случаев потребители подходят к продавцу в поисках не конкретного названия или автора, а книги для подарка, книги на какую-то тему, ищут что-то новое для себя. Продавцов, которые идеально ориентируются в товаре, найти трудно, поэтому уже найдя такого человека, Владимир пытается всеми силами привлечь ее работать на себя годами: это и подарки на праздники, и повышенный процент для зарплаты, и оплата больничного, и бесплатный обед. При таком заботливом отношении за пять лет Владимиру удалось собрать действительно опытных и приятных продавцов, в которых выручка за день составляет на 100 грн. больше, чем у соседей по ларькам с примерно таким же ассортиментом.

Впоследствии Владимир начал узнавать у предпринимателей, целесообразно ли ехать на российский рынок в Москву или Санкт-Петербург для приобретения книг. По его расчетам выходило, что привезти самому большое количество книг из Российской Федерации, закупив их там оптом, дешевле, чем покупать у посредников в Украине. Поскольку на его лотках подавляющее большинство книг - производства ближнего зарубежья, это действительно имеет смысл. Сейчас Владимир раз в месяц ездит в арендованной машине в Москву, Сант-Петербург и закупает необходимый на этот срок товар. Каждую неделю он пополняет свои запасы книгами в киевских издательствах и оптово-розничных фирмах. В будущем Владимир хочет расширить бизнес. Увидел, что в России популярная услуга среди студентов - переплет дипломных работ, диссертаций, квалификационных проектов (см. подробнее о подобных услугах и ценообразовании здесь: https://copy.spb.ru/poligr_prod/diplomy/kvalifikacionnaya_rabota/). Если открыть пункты прошивки и сопутствующих услуг (распечатки, ксерокопирования и т.д.) около крупных вузов Киева, то это вообще может стать "золотой жилой". 

Владимир считает, что сейчас он успешный предприниматель, имеет достаточно средств, чтобы работать и жить достойно. Оба его сына учатся в вузах на платной основе, ежегодно его семья ездит на отдых в разные места Украины и ближнего зарубежья, он материально помогает пожилым родителям. Нельзя сказать, что его труд легкий - нужно делать учет товаров на лотках и проверять продажи, нужно следить за временем и, приспосабливаясь, покупать книги, которые сейчас интересуют читателей, нужно время от времени общаться с государственными органами, что тоже отнимает немало времени.

Но главное то, что дела идут успешно.

Опубликовано 20 мая 2019 года

Картинка к публикации:

На фото: Будни украинского книготорговца (авторский репортаж), автор: admin
На фото: Будни украинского книготорговца (авторский репортаж). Добавлено: admin, https://portalus.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): книжный рынок Украины, книжный бизнес в Украине, продажа книг в Украине





Полная версия публикации №1558366019

© Portalus.ru

Главная ЭКОНОМИКА Будни украинского книготорговца (авторский репортаж)

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU