Норман П. Берри. Австрийская экономическая школа: расхождения с ортодоксией
Публикация №1103623089 21 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школа австрийская
Интерес, вызываемый сегодня австрийской экономической школой, является весьма примечательным феноменом. За период, прошедший со второй мировой войны до середины 1970-х годов, все достойные внимания находки этой школы (например, доводы в пользу важности рынка, теория субъективной ценности и теория капитала) были "освоены" основным течением экономической мысли. Наиболее отличительные черты этого учения "похоронены" в книгах, ставших достоянием истории экономической мысли.
Австрийская школа маржинализма
Публикация №1103623035 21 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школа австрийская
Австрийская школа маржинализма в значительной мере отличается от других течений маржинализма. Это отличие обусловлено следующими особенностями австрийской школы.
а) Больший акцент - по сравнению с другими школами маржинализма - на субъективизме и психологизме.
б) Больший акцент на сфере потребления и большее пренебрежение сферой производства - по сравнению с другими школами маржинализма.
в) Следование «принципу исходной категории», характерному для классической политической экономии.
г) Понимание экономической науки как науки, исследующей причинно-следственные, а не функциональные связи.
Ф.А.ХАЙЕК. Судьбы Либерализма. Глава четырнадцать. Бруно Леони (1913-1967) и Леонард Рид (1898-1983)
Публикация №1103475977 19 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школа австрийская
Даже через три месяца после трагического события трудно поверить, что среди нас нет Бруно Леони. Любящий и энергичный, он жил с такой интенсивностью, что, казалось, воплощал саму жизнь. Жестокая судьба забрала его в расцвете сил, когда его огромные достижения заставляли ожидать еще больших свершений. Природа столь богато одарила его, что даже после многих лет дружбы мне приходилось открывать новые и неожиданные грани большой личности того типа, который порой заставляет нас завидовать прошлым векам и столь редко встречается в наше время. Возможно, это судьба Италии -- по-прежнему порождать такие фигуры, которые напоминают нам о Ренессансе. Среди граждан мира, к которым он присоединился и среди которых я его встречал, он был уникален.
Ф.А.ХАЙЕК. Судьбы Либерализма. Глава тринадцать. Трагедия организованного человечества: д’Ювенел о власти
Публикация №1103475856 19 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школа австрийская
Хоть это осознают еще немногие, мы начинаем расплачиваться за одно из самых пагубных заблуждений в истории политической эволюции. Около сотни лет назад политическая мудрость, воспитанная веками горького опыта, научилась ценить важность многочисленных сдержек и барьеров, препятствующих расширению власти. Но когда показалось, что власть попала в руки народных масс, возникла неожиданная мысль, что теперь нет нужды в ограничениях власти.
Ф.А.ХАЙЕК. Судьбы Либерализма. Глава двенадцать. Вступительное слово на конференции в Монт Перелин
Публикация №1103475787 19 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школа австрийская
Я должен признаться, что сейчас, когда настал этот долгожданный момент, мою признательность к вам подавляет чувство изумления перед собственной смелостью, с какой я привел все это в движение, и тревожное чувство ответственности, легшей на меня после того, как я пригласил вас отдать столь много времени и энергии на то, что вполне можно расценить как безумный эксперимент. Я ограничусь здесь простым и глубоко искренним "спасибо".
Ф.А.ХАЙЕК. Судьбы Либерализма. Глава одиннадцать. План для Германии
Публикация №1103475712 19 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школа австрийская
Ни буква закона, ни ложный гуманизм не должны помешать полному возмездию по отношению к виновным немцам. Тысячи, может быть десятки тысяч заслуживают смерти; и никогда в истории поиск виновных не был столь легким. Положение в нацистской иерархии почти заведомо свидетельствует об уровне виновности. Союзникам следует лишь решить, сколь многих они готовы казнить. Если они начнут с главарей нацизма, то почти наверняка они смогут хладнокровно расстрелять гораздо меньше людей, чем следовало бы.
Ф.А.ХАЙЕК. Судьбы Либерализма. Глава десять. Существует ли германская нация?
Публикация №1103475636 19 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школа австрийская
Обычному человеку очень трудно поверить, что все, что он слышал о немцах, может быть правдой, и это почти невозможно для тех, кто непосредственно знаком с определенными сторонами жизни Германии. Тем, кто имеет достоверное представление о преступлениях, совершенных десятками тысяч немцев во время <Второй мировой> войны, трудно поверить, что в этом не проявилась общая природа немецкого народа, и они нередко пытаются забыть все иное, что они знают о Германии. С другой стороны, те, кто когда-либо близко соприкасался с лучшими свойствами немецкой жизни, вопреки всей очевидности пытаются уверить себя, что все, что мы слышим сейчас, есть плод жуткого преувеличения и деяния очень немногих. Все попытки опустить какие-либо факты ради стройности понимания пагубны для понимания проблемы Германии. Любое истинное изображение этого народа должно начинаться с осознания того, что оно включает и крайние противоположности.
Ф.А.ХАЙЕК. Судьбы Либерализма. Глава девять. Возрождение: О лорде Актоне (1834-1902)
Публикация №1103475594 19 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школа австрийская
Инстинктивно понимая источник силы своих противников, покойный профессор Гарольд Ласки однажды написал, что "примером непостижимой власти ... является воззрение, что <де Токвиль> и лорд Актон были основными либералами 19 века" [Harold J. Lasky, "Alexis de Tocqueville and Democracy", в F.J.C. Hearnshaw, ed., The Social and Political Ideas of Some Representative Thinkers of the Victorian Age (London: George C. Harap, 1933), p. 100; Гарольд Ласки (1893--1950), профессор политических наук в Лондонской школе экономической теории с 1920 по 1950 год, председатель лейбористской партии Британии -- амер. изд.]. Теперь все большее число людей признают, что это, по крайней мере отчасти, верно. Представленная в них традиция Вигов, британский элемент в той невообразимой смеси, которой являлся европейский либерализм, постепенно отделяется от элементов французской интеллектуалистской демократии, которая скрывала многие самые ценные ее черты.
Ф.А.ХАЙЕК. Судьбы Либерализма. Глава восемь. Историки и будущее Европы
Публикация №1103475521 19 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школа австрийская
Сможем ли мы заново отстроить нечто вроде общей европейской цивилизации после этой войны, будет зависеть, главным образом, от того, что случится в первые послевоенные годы. Возможно, что события, которыми будет сопровождаться крушение Германии, породят такую разруху, что вся Центральная Европа на целые поколения, а может и навсегда выйдет из орбиты европейской цивилизации. Мало вероятно, что если все так и произойдет, то дело ограничится только Центральной Европой; а если варварство станет судьбой всей Европы, то мало вероятно, что эта страна убережется от последствий, даже если в будущем суждено возникнуть новой цивилизации.
Ф.А.ХАЙЕК. Судьбы Либерализма. Глава семь. Эрнст Мах (1838-1916) и социальные науки в Вене
Публикация №1103475279 19 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школа австрийская
Я намерен здесь кратко зафиксировать факт обширности влияния Эрнста Маха в Вене даже до того, как вокруг Морица Шлика [Moritz Schlick (1882--1936), профессор философии в Венском университете и лидер группы "логических позитивистов", куда входили Отто Нейрат, Рудольф Карнап, Фридрих Вайсманн, Ганс Канн, Курт Гёдель и Герберт Фейгль -- амер. изд.] сформировался в 1922 году "Венский кружок". Случилось так, что три года, с 1918 по 1921, я учился в университете моей родной Вены, и в это время идеи Маха были в центре философских дискуссий. Вена в целом уже была исключительно благорасположена к восприятию философии, ориентированной на естественные науки; помимо Гейнриха Гомперса [Heinrich Gomperz (1873--1942) -- амер. изд.], в Вене преподавал Адольф Стор [Adolf Stohr (1855--1921) -- амер. изд.] -- идеи которого шли в том же направлении, а также Роберт Рейнингер [Robert Reininger (1869--1955) -- амер. изд.], который по меньшей мере симпатизировал такому истолкованию философии.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK