СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 6. Философы естественного права: анализ на основе естественного права в XVII в. Протестантские, или светские, схоласты
Публикация №1102578784 09 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школы Средневековья
Эти люди, отделенные от схоластов Реформацией и изменениями на политической сцене, принадлежали, однако, той же профессии, ставили перед собой ту же задачу, решали ее теми же методами и во многом в том же духе. Это позволяет нам охарактеризовать их как протестантских (или светских) схоластов. Разумеется, сами они не согласились бы с таким определением. Не понравится оно и современным ученым католической, протестантской или "либеральной" ориентации. Все они подчеркивают различия в религиозных и политических доктринах и верованиях и со своей точки зрения совершенно правы, видя контрасты там, где мы отмечаем схожесть.
СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 6. Философы естественного права: анализ на основе естественного права в XVII в.
Публикация №1102578711 09 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школы Средневековья
На этом мы расстаемся со схоластами и переходим к рассмотрению трудов их непосредственных преемников. Конечно, вечный вопрос об управлении человечеством не потерял своей актуальности, а круговорот новых политических проблем вызывал новые вопросы.
СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 5. Концепция естественного права Естественное право и социологический рационализм
Публикация №1102578664 09 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школы Средневековья
Для наших целей мы выберем следующее значение многозначного слова "рационализм". Назовем философским рационализмом веру в то, что наш разум ("естественный разум") является источником доопытных истин, а также способен формировать суждения о сверхъестественных предметах, например о существовании Бога.
СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 5. Концепция естественного права Аналитическая концепция
Публикация №1102578600 09 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школы Средневековья
До сих пор мы рассматривали развитие концепции естественного права в области этики и права, или, что то же самое, естественное право как источник моральных и правовых императивов. После всего сказанного выше мы можем легко перейти к роли этой концепции в научном анализе. Для этого нам достаточно просто обобщить выводы, сделанные по поводу теории процента. Прежде всего зададим вопрос: почему Аристотель называл некоторые формы поведения "естественно-справедливыми" в узком смысле этого слова? Очевидно, потому, что эти формы поведения были, с его точки зрения, необходимы для выживания любого животного.
СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 5. Концепция естественного права Этико-правовая концепция
Публикация №1102578535 09 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школы Средневековья
Средневековые схоласты возводили свою концепцию естественного права к Аристотелю и римским теоретикам права, хотя, как мы вскоре убедимся, трактовали их совершенно неверно. Аристотель, говоря о справедливости, отличал "естественно справедливое" (fusikХn d-kaion) от "институционально справедливого" (nomikХn d-kaion) (Этика, V, 7).
СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 5. Концепция естественного права
Публикация №1102578465 09 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школы Средневековья
Теперь мы должны обратиться к предмету, рассмотрение которого уже дважды откладывали. Предмет этот - неиссякающий источник всякого рода затруднений и недоразумений. Разрешить их полностью нам, очевидно, не удастся из-за недостаточности места. Однако призовем читателя к терпеливому сотрудничеству, поскольку данная тема имеет фундаментальное значение с точки зрения происхождения и первых шагов всех общественных наук.
СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 4. Социология и экономическая наука схоластов С XIV по XVII в.
Публикация №1102578411 09 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школы Средневековья
Последний из трех периодов, на которые мы решили подразделить историю схоластики, простирается от начала XIV в. до первых десятилетий XVII в. Он включает практически всю историю экономической науки схоластов. Но так как мы уже полностью объяснили обстановку создания схоластических трудов и их природу, мы можем позволить себе быть краткими. В частности, не требуется дальнейшего объяснения причин, в силу которых экономическая наука схоластов с легкостью стала рассматривать все явления нарождающегося капитализма, вследствие чего она послужила хорошим основанием для аналитических трудов последователей, не исключая и А. Смита.
СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 4. Социология и экономическая наука схоластов XIII век
Публикация №1102578320 09 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школы Средневековья
Наш второй период охватывает XIII в. Если речь идет о теологии и философии, имеются основания назвать его классическим периодом схоластики. Теологическая и философская мысль была не только революционизирована, но и объединена в новую систему, которая содержала в себе все то, что подразумевает термин "классическая". В основном эту революцию совершили работы Гроссетеста, Александра из Гэльса, св. Бонавентуры и Дунса Скота (францисканская школа), с одной стороны, и Альберта Великого и его ученика св. Фомы (доминиканская школа) - с другой.
СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 4. Социология и экономическая наука схоластов C IX в. до конца XII в.
Публикация №1102578245 09 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школы Средневековья
Самый ранний из наших периодов простирается от IX в., в ходе которого схоластическая мысль впервые набрала силу, до конца XII в. Помимо чисто теологических вопросов внимание мыслителей того времени привлекали в основном проблемы теории или философии познания. Насколько я могу понять, рассуждения, которые могли бы быть отнесены к сфере экономического анализа, не встречаются ни в одном из сочинений таких лидеров схоластики, как Эриугена, Абеляр, св. Ансельм или Иоанн Солсберийский (я упоминаю лишь немногих).
СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 4. Социология и экономическая наука схоластов
Публикация №1102578180 09 декабря 2004 / Научная библиотека Порталус - Школы Средневековья
Св. Фома подразделял сферу аналитических знаний на науки, которые обязаны своим развитием только свету человеческого разума (philosophicae disciplinae), включая сюда естественную теологию (illa theologia quae pars philosophiae ponitur) и сверхъестественную теологию (sacra doctrina). Последняя тоже являлась наукой, но наукой sui generis (своеобразной) ввиду того, что в отличие от всех прочих наук она использует не только человеческий разум, но и откровение (Summa I, quaest. I).
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK